Упоминается о мощах св. Акилы (7 песнь канона); есть указание и на храм его имени: «иже храму моему божественному притекающии, и в нем с верою молящияся, Акило, избавляются недугов всяческих, и бед, и скорбей, священными твоими мольбами» (стихи на Господи воззвах и др.). Западные Менологии излагают почти такие же сведения о св. Акиле и Прискилле между прочим сообщается, что в Риме дом их был постоянным местом церковных собраний. В нем нередко совершал богослужение ап. Петр. Он крестил в домашней церкви св. Акилы Приску, младшую сестру Прискиллы, отроковицу, которая 13 лет пострадала при императоре Клавдии. Римская церковь эту св. Приску называет первомученицей и память ее совершается 18 января; на месте ее мученической кончины была построена в честь ее церковь; о св. Прискилле, между прочим, сообщается, что тайно посещала заключенных в темницы при Нероне христиан, ободряла их в мученических подвигах и Господь сохранял ее жизнь для блага церкви и скончалась мирно. Тела св. Акилы и Прискиллы были погребены в подземном подвале церкви св. Приски (Болландисты, Acta Sanctorum, 18 iunnuar. L " annee liturgique a Rome, par M. Barb, do Montault. 1875. В. Мордовцев. Путеводитель по Риму. Спб. 1875 г. 336 стр.). Память св. Акилы по греческ. Минеям 13 февраля и 14 июля, и по славянским – 14 июля; у католиков 8 июля древнейший Римский Мартиролог, изд. I. Rossi et Duschesne 1894; Baronius. Римск. Мартиролог. 1589. Память св. Прискиллы в Месяцесловах Восточной церкви не упоминается и в Святцах 14 июля ее имя не воспоминается. Святой апостол Фортунат Фортунат, или Фортунит, упоминаемый ап. Павлом в 1-м послании к Коринфянам. Он писал к христианам Коринфской церкви: «я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика; они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых» ( 1Kop. XVI, 17–18 ). Вскоре, по оставлении Коринфа ап. Павлом ( Дeяh. XVIII ), там появились лжеучители (из иудействующих), которые желая унизить авторитет апостола в глазах Коринфян стали распространять о нем несправедливые слухи, что он невежда в слове, слабохарактерен, и что он как не самовидец Христа, не мог сообщить им истинного учения о Нем, и тем возбуждали у многих Коринфских христиан желание называться учениками других учителей, и появилось в Коринфской церкви разделение на партии, последователей ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Церковь сохраняла убеждение, что своей жизнью человек может или привлекать Духа, или оскорблять Его и удалять от себя. Условиями, наиболее благоприятными для получения духовных дарований, обыкновенно признавались молитва , пост и половая чистота. Автор беседы, известной с именем Климента Римского , говорит: «Сохраните плоть, чтобы вам быть причастниками Духа. Если же мы говорим, что плоть есть церковь , а Дух – Христос, то отсюда следует, что кто бесчестит плоть, бесчестит церковь. Такой не получит Духа, Который есть Христос» 174 . То же воззрение мы встречаем в «Пастыре» Ерма : «Эту плоть свою сохрани чистой и незапятнанной, чтобы Дух, живущий в ней, засвидетельствовал о ней, и спаслась плоть твоя. Смотри, никогда не приходи к мысли, что эта плоть погибнет, и не злоупотребляй ею в какой-нибудь похоти. Ибо если осквернишь плоть свою, то осквернишь и Духа Святого, если же осквернишь Духа Святого, не будешь жить» 175 . Этой теории соответствовали и факты. Св. Поликарп получил откровение о своей мученической кончине во время молитвы 176 . Первое видение Ерма произошло также во время молитвы 177 . Третье видение Ерм видел после продолжительного поста и молитвы 178 . Четвертое видение также имело место во время молитвы и славословия Бога 179 . Исходя из этого же воззрения, готовящиеся приступить к крещению и восприять Духа через это таинство предварительно обыкновенно постились. По свидетельству книги Деяний (21:9), дочери диакона Филиппа были девственницами и пророчицами. Мелитон Сардийский известен истории как девственник и вместе пророк 180 . «Блаженны сохранившие в чистоте плоть свою, – говорится в актах Павла и Феклы, – они будут храмом Божиим» 181 . Мысль о половой чистоте как условии получения Духа Святого была особенно широко распространена в монтанистических кругах. Сохранилось следующее изречение монтанистической пророчицы Приски: «Чистота соединяет (с Богом или Духом Святым), и они (то есть чистые) видят видения и, склоняя лицо, слышат ясные слова – спасительные и таинственные» 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В этом случае Святая Дева представила Собою высокий тип чистой женственности. Так же ведут себя и равноапостольные мироносицы. Первые свидетельницы Воскресения, уполномоченные от Самого Воскресшего на благовестие о великом событии ( Ин. 20, 17 ; Мф. 28, 10 ), они не выступают, однако же, в роли учительниц публичных, в общем церковном собрании. Только в некоторых еретических обществах женщина была допущена к священнодействию и церковному учительству. Тертуллиан упоминает о Квинтилле из секты каинитов. Епифаний Кипрский свидетельствует о священнодействии женщин у коллиридиан. Фирмилиан Каппадокийский в письме к святому Киприану упоминает об одной женщине, выдававшей себя за пророчицу и священнодействовавшей между катафригийскими еретиками. Известны также имена Приски, Максимиллы, Прискиллы, которые принадлежали к монтанистическим сектам, где они занимали должности епископские и пресвитерские. Подобное же, как известно, допускают протестанты, баптисты, некоторые и из наших раскольников. В Америке, где женщины стремятся к полной равноправности с мужчинами, в некоторых церковных общинах допускается женская иерархия. Этот обычай женского священнодействия Апостольские Постановления называют не христианским учреждением, а нечестивым заблуждением язычества, где божества женского пола имели и своих жриц. При этом от лица апостолов прибавляется: «Сам Учитель наш и Господь Иисус, послав нас двенадцать учить народ и языки, никогда не посылал женщин на проповедь, хотя и не было в них недостатка... Если бы необходимо было, чтобы учили женщины, то Сам Господь первый повелел бы, чтобы и они вместе с нами оглашали hapoд» (Anocm. Nocm., kh. III, rл. IX u VI). Сказанному не противоречит учреждение так называемого диаконисского служения, которым ограничено иерархическое значение женщины в христианской Церкви. Мы рассмотрим, в чем состояло это служение, чтобы лучше выяснить характер женской деятельности в христианстве. О диакониссах в раннехристианской церкви Восхваляя и представляя римлянам Фиву, апостол Павел называет ее «служительницею» или «диакониссой» кенхрейской Церкви. Уже самое выражение апостола «сущую служительницу» показывает, что здесь понимается особенная должность, церковный чин, а не просто те или другие услуги Фивы для Церкви. Так понимали и лучшие из древних толкователей Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

584 Can. 3, 4, 5 (в латинском переводе can. 3, 4, 7), в Mansi, iii, 23 sq., также в Hefele, i, 539 sqq., где греческий и латинский текст Дионисия приводится с учеными объяснениями. Греческий и латинский текст кое в чем отличаются друг от друга. 585 Так эти вызвавшие много споров canones объясняются не только протестантскими историками, но и католиками галликанской школы, такими как Петер де Марка, Кеснель, Дюпен, Ришер, Февроний. Это толкование лучше соответствует ситуации в целом. Юлий упомянут по имени (в латинском переводе Приски и у Исидора этого имени нет, но оно явно присутствует в греческом тексте и в тексте Дионисия: Ιουλω τω ποσκπω " Ρμης, Julio Romano episcopo); есть также слова «Si vobis placet» (can. 3), то есть апелляция, о которой идет речь, прежде всего зависит от постановления этого собора; наконец, слова «Sancti Petri apostoli memoriam honoremus» указывают на то, что право Римского епископа на пересмотр дела – исключительно почетное. Возражения Гефеле против этих аргументов (i, 548 sq.) представляются мне весьма необоснованными. 586 Бароний, Наталис Александр и Манси попытались доказать вселенский характер этого собора, но самые уважаемые древние и современные авторитеты Католической церкви не соглашаются с ними. См. Hefele, i, 596 sqq. 587 Следует также отметить, что в синодальных посланиях, а также у ортодоксальных церковных авторов той и последующей эпохи, которые упоминают об этом соборе (например Сократ, Созомен, Феодорит и Василий), ничего не говорится об этих постановлениях по поводу Рима. 589 Ер. ad Cone. Cartha. и Ер. ad Concil. Milev., оба в 416 г. По поводу этого решения, принятого против Пелагия, Августин произнес слова, которые так часто цитируют римские богословы: «Causa finita est; utinam aliquando finiatur error». Однако когда Зосима, преемник Иннокентия, принял сторону Пелагия, Августин и Африканская церковь смело выступили против него, воспользовавшись Киприановым правом протеста. «Circumstances alter cases». 590 Кеснель и большинство его последователей делают такой вывод из «Хроник» Проспера и отрывка из Ер. 31, с. 4, где Лев среди причин, не позволивших ему посетить Ефесский собор 449 г., указывает, что он не мог «deserere patriam et sedem apostolicam». Ho patria вполне может обозначать Италию вообще или хотя бы Римскую епархию, включавшую в себя десять подчиненных провинций. В Liber pontifiealis он назван «natione Tuscus», но в двух рукописных копиях – «natione Romanus». Канизий, в Acta Sanctorum, склоняется к первому взгляду. Батлер примиряет два варианта, предполагая, что Лев был родом из знатной тосканской семьи, но родился в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИНА Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон) Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон) [Лат. Martina], мц. (пам. зап. 30 янв.), пострадавшая в Риме, по преданию, при имп. Александре Севере (222-235). Известны агиографические сказания о М. на лат. и греч. языках. По мнению П. Франки де Кавальери, лат. Мученичество было написано в Риме, но его автором скорее всего был грек. На это указывают наличие грецизмов, упоминание папы Римского Ритория (вымышленное лицо) и др. детали. Сказание о М. было основано на греч. Мученичестве св. Татианы, сохранившемся в неск. версиях (BHG, N 1699-1699d), из к-рых более ранней считается версия BHG, N 1699, представленная в рукописях Vat. gr. 1638 и ГИМ. Син. греч. 379 (161) (обе - XI в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 571; Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 51-56). Впосл. лат. Мученичество М. было переведено на греч. язык, возможно, монахом аббатства Гроттаферрата , т. к. из этого мон-ря происходит единственная известная рукопись греч. текста (Vat. gr. 1608, XI в.; см.: Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 57-58). Сюжет Мученичества М. практически полностью повторяется в Мученичестве св. Приски (за исключением имен императоров-гонителей и рассказа о погребении мученицы; см.: Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 58-60). Вероятно, лат. Мученичество М. было составлено в Риме не ранее VIII в. ( Amore. 2013. P. 299), но не позднее IX в., т. к. к этому времени относится самая ранняя рукопись, в к-рой содержится одна из редакций Мученичества (BHL, N 5588; ркп.: Vat. Reg. Christin. lat. 516). Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме Согласно лат. Мученичеству (BHL, N 5587), в 4-й год правления имп. Александра Севера усилилось гонение на христиан.

http://pravenc.ru/text/2562424.html

Собор составился из епископов Фракийских, Малоазийских и Сирийских; он открылся прежде прибытия Александрийского патриарха и не многих Египетских епископов, да и они не играли сколько-нибудь видной роли на нем. 2) Канонические определения собора Константинопольского не были вносимы в древнейшие греческие собрания канонов. Уже братья Баллерини правильно вывели это заключение из того, что в древнейшем латинском переводе канонов, Приски (полов. V-ro века), каноны Константинопольские впервые помещены были после канонов IV всел. собора. Из этого по справедливости можно делать общее заключение, что определение собора 381 года только после 451 года приобрели общее уважение на Востоке. 3) Между немногочисленными документами, которые сохранились до нас в качестве актов II всел. собора, а такими служат 4 канона и послание к императору, – символа не находится. Он внесен в акты этого собора позднее, при чем не сообщается никаких подробностей о том, при каких исторических условиях произошло его составление; притом он помещается в актах на таком исключительном месте, что уже Баллерини константировали его вставку. 4) Сократ рассказывает, что собор Константинопольский, после того как его оставили Македонианские епископы, просто утвердил Никейскую веру, а также Созомен и Феодорит не знают о нем ничего более. Еще важнее то, что Григорий Назианзин , присутствовавший на соборе, в своем написанном по окончании собора подррбном послании о правиле веры ко Кледонию упоминает лишь Никейский символ, о пополнении же его или составлении нового символа не говорит ни слова. Это argumentum е silentio убийственно для традиционного мнения потому, что Григорий в том же послании утверждает, что Никейский собор в отношении к учению о Св. Духе неполон. Для Григория невозможно было молчание, если бы собор Константинопольский в каком-либо отношении пополнил символ Никейский. 5) Латиняне после этого собора подвергали осуждению многие из его распоряжений, и так как они об общем авторитете его ничего не знают, то они до второй половины 5-го века, очевидно, также не знают ни о составленин нового символа на нем, ни о пополненной редакции Никейского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Итак, в Вербное воскресенье Страсти по Матфею, во вторник – Страсти по Марку, те, которые у Баха не сохранились; в среду – Лука и в Великую пятницу – в единственный день католического литургического года, когда не совершается Евхаристия, Страсти по Иоанну. На всякий случай повторяю: воскресенье – Страсти по Матфею, вторник – по Марку, среда – Лука и в Святую пятницу – Страсти по Иоанну. Приближается к концу Святая неделя. Первый день Святой недели – это воспоминание, согласно Евангелию от Иоанна, о том, как Мария взяла драгоценный мирро и возлила его на ноги Иисуса, а Иуда стал возмущаться тем, что можно было бы его продать за триста динариев и раздать эти деньги нищим, на что Иисус сказал: Нищих всегда имеете с собой, – сказал Он, цитируя Второзаконие, — а Меня не всегда, а она приготовила Меня к погребению. Во вторник Страсти по Марку – это стояние в церкви Святой Приски, а среда – это уже Santa Maria Maggiore. Это стояние в одной из больших базилик Рима в церкви Santa Maria Maggiore, большой церкви Святой Марии, в которой, между прочим, Кирилл и Мефодий впервые в истории христианства отслужили Литургию на славянском языке. Вот в этой самой церкви исторически совершалось чтение Страстей по Луке в среду Страстной седмицы. Четверг – это день, когда вспоминается Тайная Вечеря. Начинается богослужение с так называемых ноктурнов (вернее, надо сказать ноктурн, потому что они женского рода, эти ночные часы nocturne), а в треугольном подсвечнике перед алтарём зажигается пятнадцать свечей, потому что ноктурны состоят из четырнадцати псалмов; после каждого псалма гасится одна из свечей, пока не остаётся последняя. Последнюю гасят и прячут за престол, а затем ее достанут – в знак того, что Иисус умер и воскрес. На что указывают эти пятнадцать свечей? Толкователи говорят, что либо имеются в виду апостолы, которые один за другим отпадали от Иисуса во время Его Страстей. Другие говорят, что имеются в виду пророки, которые предсказывали Иисуса и один за другим были убиваемы иудеями. Так вот, то ли апостолы, то ли пророки – в данном случае символика не совсем ясна, но ясен обряд: гасится первая свеча, вторая, третья, и так четырнадцать – все, за исключением последней, после каждого прочитанного псалма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

( Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер). Частица мощей ап. Иакова, брата Господня, находится в русском ските св. Илии на Афоне. Частицы мощей святых евангелистов Марка и Луки – в Киево-Печерской лавре. Св. Клеопа, епископ Иерусалимский, убит в горнице Тайной вечери и здесь же на Сионе погребен. Мощи его остались в земле. Частица мощей ап. Иуста хранится в Почаевской обители. Частицы мощей Варнавы, Фаддея, Прохора, Тимофея, Филиппа и архидиакона Стефана – в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Большая часть мощей ап. Акилы – в Риме, в церкви св. Приски. Где сохраняются мощи прочих из 70-ти апостолов, – неизвестно. Преподобный Феоктист был игуменом в Кукуме Сикилийском, скончался в 500 г. Жил при императоре Феодосии Малом. Он был учеником Евфимия Великого, от коего и принял ангельский образ. Мученик Зосима монах происходил из Киликии и жил в пустыне. Когда царь Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, то св. Зосиму взяли из пустыни и жестоко мучили. Но святой оставался невредимым среди мучений. Тогда комментарисий, т. е. смотритель за узниками, ведший запись их, Афанасий, видя чудеса, крестился. Зосима был отпущен, и вместе с Афанасием, удалившись в пустыню, после подвигов там в расселине горы, оба скончались. Преподобый Евфимий был игуменом. Он вместе с 12-ю иноками пострадал в Ватопеде за обличение в латинском лжеучении царя Михаила Палеолога и патриарха Векка. Евфимий был утоплен, а иноки повешены. Это было в XIII веке. 5-е число Мученик Феопемпт был епископом в Никомидии. Он твердо защищал веру Христову и сильно обличал идолопоклонетво. Когда император Диоклетиан прибыл в Никомидию, то св. епископа представили к царю, и он требовал, чтобы Феопемпт принес жертву идолу Аполлону. Феопемпт отказался, и за это бросили его в раскаленную печь. Но св. мученик не сгорел в печи. Ночью, явившись во дворце, где двери растворились перед ним сами собой, он разбудил царя и сказал: «Хотя ты и велел сжечь меня, но я не умер». Царь испугался, призвал к себе воинов, бросивших мученика в печь, и пошел с ними к печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

XXIX. Миссия женщины. Женщину позабыли мы! Женщины нет в нашей миссии! И в этом крупный пробел нашей противо-сектантской организации. Между тем, какие времена мы не возьмём, мы всегда на первом плане видим женщину. Даже в апостольские времена женщины играли выдающуюся роль не только при распространении христианства, но и в самых христианских общинах. В послании к Римлянам, например, ап. Павел даёт поручение: „приветствуйте Приску и Акиллу, – которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, – и домашнюю церковь их” 339 . Здесь имя Приски стоит на первом месте, как и в 2Тим. 4:19 . Ясно, что женщина была главным лицом в отношении к христианской деятельности, так что похвала предназначалась, прежде всего, ей. Она была сотрудницей Св. Павла, – следовательно, миссионершей и руководительницей небольшой общины. В ряду приветствий, назначенных в Рим, упоминаются далее Мариам, „которая много потрудилась ради нас” ( Рим. 16:6 ), Трифена и Трифоса, „трудящаяся о Господе” ( Рим. 16:12 )”, Персида, „возлюбленная, которая много потрудилась о Господе (16:12), мать Руфа, которую апостол считает своей матерью ( Рим. 16:13 ), Юлию, вероятно, жену Филолога, так как упомянута вместе с ним ( Рим. 16:15 ) и др. Не менее восьми женщин при 18-ти мужчинах приветствуется здесь. Все эти женщины своею плодотворною деятельностью должно оказали значительные услуги апостолу и общине. Из послания ап. Павла к Колоссянам ( Кол. 4:15 ) видно, что здесь существовала маленькая община, во главе которой стояла женщина, по имени Нимфа, так как в её доме собирались члены этой общины 340 . В послании к Филиппийцам, где вообще мало встречается имён, значится: „Умоляю Еводию, умоляю Синтифию мыслить то же о Господе; ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и Климентом и прочими сотрудниками моими, имена которых в книге жизни” ( Фил. 4:2–3 ). Очевидно, обе женщины были сотрудницами в деле основания общины в Филиппах, и потому пользовались высоким уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Условиями, наиболее благоприятными для получения духовных дарований, обыкновенно признавались молитва , пост и половая чистота. Автор беседы, известной с именем Климента Римского , говорит: «сохраните плоть, чтобы вам быть причастниками Духа. Если же мы говорим, что плоть есть церковь , а Дух – Христос, то отсюда следует, что кто бесчестит плоть – бесчестит церковь. Такой не получит Духа, который есть Христос» 15 . Тоже воззрение мы встречаем в Пастыре Ерма : «эту плоть свою сохрани чистой и незапятнанной, чтобы Дух, живущий в ней, засвидетельствовал о ней, и спаслась плоть твоя. Смотри, никогда не приходи к мысли, что эта плоть погибнет, и не злоупотребляй ей в какой–нибудь похоти. Ибо если осквернишь плоть свою, то осквернишь и Духа св., если же осквернишь Духа св., не будешь жить» 16 . Этой теории соответствовали и факты. Св. Поликарп получил откровение о своей мученической кончине во время молитвы 17 . Первое видение Ерма произошло также во время молитвы 18 . Третье видение Ерм видел после (продолжительного поста и молитвы 19 . Четвертое видение также имело место во время молитвы и славословия Бога 20 . Исходя из этого же воззрения, готовящиеся приступить к крещению и воспринять Духа через это таинство предварительно обыкновенно постились. По свидетельству кн. Деяний (21:9), дочери ап. Филиппа были девственницами и пророчицами. Мелитон Сардийский известен истории, как девственник и вместе пророк 21 . «Блаженны сохранившие в чистоте плоть свою, говорится в актах Павлы и Феклы, они будут храмом Божьим» 22 . Мысль о половой чистоте, как условии получения Духа св., была особенно широко распространена в монтанистических кругах. Сохранилось следующее изречение монтанистической пророчицы Приски. «Чистота соединяет (с Богом или Духом св.), и они (т. е. чистые) видят видения и, склоняя лицо, слышать ясные слова – спасительные и таинственные» 23 . В настоящее время трудно себе представить, как велико было значение духовных дарований в жизни и мысли первенствующих христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010