После школы помню – склад… А теперь – пустынно, голо… – Распилили! – говорят. Храм Предтечи Иоанна, Прослуживший триста лет, Распилили… Вот что странно: Есть дрова, а Храма – нет… Распилили, раскололи Церковь Божию в селе… Дух заходится от боли: Пусто стало на Земле! И в намоленном пространстве, В освященной пустоте Вопиют об окаянстве Наши души во Христе… Духов день В поселке Новом в Божьем Храме Прошел в молитвах Духов день. Ковром лежали под ногами Трава и белая сирень. Незримо с нами пребывали Отец, и Сын, и Дух Святой. Я передать смогу едва ли Великолепье службы той. Служили чинно литургию Преосвященнейший Михей, Одетый в ризы дорогие, И настоятель Алексей. Народу в Храме было много. Из сердца пастырей благих Молитвы возносились к Богу О предстоящих здесь живых, Молитвы возносились мнози Перед священным алтарем О всех, уже почивших в Бозе… Когда-нибудь и мы умрем. Но быть живым – какое чудо! Стоять в молящейся толпе И Богу петь хвалу, покуда Язык к гортани не прильпе… Чудо Словно маков цвет цветет Божия обитель… На молитву в Храм идет Дед-пустынножитель. Одуванчик-борода, Кроткий свет во взгляде… Всем насельникам всегда Тянет руку дядя! Дядя Вася – как дитя: Всем он руку тянет! Знаю: даже и шутя Дядя – не обманет! Дяде Васе руку жму. Господи Владыко! Тянут руки все ему – С мала до велика! Руки жмет он – всем подряд, Как с иконки, глядя… И никто не внидет в ад: Держит руки дядя! Не пускает нас во тьму, Не щадит усилий… Помогает, знать, ему Отче наш Василий! Не нужно житейского скарба Покинувшей тело душе, Смиренной душе Поликарпа, Живущей у Бога уже. Отверзнув сердечные уши, Услышать сподобимся мы Насельника нашего душу, Поющую в небе псалмы. Как павший в сражении воин, И он удостоен креста, Креста на Земле удостоен, За то, что погиб за Христа. Еще не окончена битва… И к Божьему Сыну не раз Возносит усердно молитвы Душа Поликарпа о нас, Ведущих земное сраженье С несметными силами тьмы… Нельзя потерпеть пораженье! И в крипте становимся мы Опять и опять на молитву.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Поучение второе на брань святого Архистратига Михаила, Воеводы сил небесных, и ангелов Его с семиглавым змием («Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Господа» (Пс. 33:8), «Приплыли в страну Гадаринскую» (Лк. 8:26), «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Откр. 12:7)) Давняя брань небесных духов с Люцифером, бывшая на небе, возобновилась на земле, в стране Гадаринской, слушатель преизрядный! Брань на небе со змием, брань на земле с легионом бесов, о котором говорится в нынешнем недельном Евангелии: «Иисус спросил его: «Как тебе имя?» Он сказал: «Легион», – потому что много бесов вошло в него» ( Лк. 8:30 ). Ибо сверженный змий, древний и великий, называемый дьяволом и сатаной, собрав легион свой бесовский, разбойнически напал на страну Гадаринскую и, опутав одного жалкого человека, терзает его, бегая по горам, пустыням, гробницам, сидит на распутьях, так что никто не может проходить по пути сему. Необходимо и отсюда выгнать этого сверженного бродягу, как некогда с неба, и выгнать ангельской рукой. Необходимо Михаилу вновь выйти против него с мечом и Ангелами, как и прежде «Михаил и Ангелы его воевали против дракона». И когда в нынешний год святая Церковь соединяет в один день двадцать третью неделю по Пятидесятнице, в которую читается Евангелие о легионе бесовском, с Собором святого Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, она как бы сводит собор ангельский с легионом бесовским на брань и битву, в которой Творец Ангелов и Царь Иисус Христос, Господь наш, предводительствуя, входит в страну Гадаринскую, а за Ним туда же вступает воевода Сил Небесных со всеми полками ангельскими, вооруженный против древнего неприятеля. Итак, «приплыли в страну Гадаринскую. Михаил и Ангелы его воевали против дракона». И ныне в мире сем, как в стране Гадаринской, согласно обещанию Иисусову, – ибо Господь обещал быть с нами до скончания века (см. Мф. 28:20 ), – Михаил и Ангелы его, хранители рода человеческого, творят за нас брань со змием, сверженным с неба и приносящим вред людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобнаго отца нашего Илариона Великаго На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Званный свыше: Кроток душею и сердцем,/егда тя Божественное рачение уязви/и священными восхождении отлучитися мирских смущений покори,/тогда вооружився силою Креста,/на демоны устремился еси, всеблаженне, борением/и сплел еси победы диадиму./И ныне водворяешися во светлостех святых,/с нимиже и нам испроси просвещение, и мир, и согрешений избавление. Светодательными зарями/преславно, отче достославне, исцелений твоих/просвещаеши подсолнечную,/недугов разрешаяй тьму глубочайшую,/тем тя солнце иное познаваем/и монашествующих утверждение,/и наставника спасаемых Божественным Духом./И ныне память совершаем твою светлую и спасительную, Иларионе,/прегрешений тобою разрешение приемлюще. Воздержанием телесныя страсти, отче,/покорил еси разумному души/и, безстрастия крилы украшен,/благодать приял еси целити, преподобне, человеков немощи,/и отгонити духов лукавствия,/и спасати притекающия к тебе./Темже лицы тя блажат монашествующих, достославне,/и почитает вся тварь, Иларионе, подвиги твоя. Слава, глас 2. Анатолия: От юности твоея нося совершенства мудрость,/возложив на себе, Иларионе, иго Христово/и житию поревновал еси Божественнаго Антония,/равными мерами добродетели подобяся,/изсушил еси плоть, скачущу, аки жребя,/яко должно бе души покорити,/постное течение совершив./Но, о блаженнейше отче и чудодейственне Богоносе,/память твою любовию совершающим/проси очищения и велия милости. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Егда от Древа: Древу Крестному Тя, Иисусе, пригвождена зрящи,/Неискусобрачная, плачущи, глаголаше:/Чадо Сладкое, почто оставил еси Мене, рождшую Тя, едину,/Свете неприступный Пребезначальнаго Отца,/потщися и прославися, яко да славу получат Божественную,/иже Божественныя страсти Твоя славящии. На стиховне Октоиха. Слава, глас 8. Самогласен: Духа Святаго исполнен быв преподобный Иларион,/демонския козни упраздни,/крестом бо вооружився и в нем дерзая,/вся недуги словом исцели,/душевныя убо страсти,/телес же всякую язю./Того молитвами, Христе,/низпосли нам мир яко Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Иаков-постник провел в пустыне одиннадцать лет в посте и молитве и достиг такого нравственного совершенства, что удостоился дара чудотворений, но, как подобострастный человек, подвергся великому падению. Один богатый человек привел к нему однажды бесноватую девицу, свою дочь, и просил, чтобы он помолился об ее исцелении. Иаков согласился, и, по его молитвам, бесноватая действительно получила исцеление. Отец ее, опасаясь, чтобы бес не возвратился в нее, стал просить святого о том, чтобы он оставил дочь его у себя до совершенного выздоровления. Иаков и на это согласился, и девица осталась у него. Но тут диавол с такой силой напал на Иакова, возбудил в нем нечистую страсть, что Иаков не устоял и пал с девицей. Грех тяжкий, но за ним – новый грех ! Опасаясь ее родителей и позора, Иаков убил девицу и бежал из пустыни. В это время диавол уже хотел ввести его и в третий грех, а именно – в отчаяние, но это ему не удалось. Иаков скоро пробудился как бы от глубокого сна, горько заплакал и бил себя в грудь. Затем, исповедав в одном из монастырей перед игуменом и братией свои грехи, он вошел в одну пещеру и провел в ней долгое время в слезах о своих грехах. Человеколюбивый Господь внял, наконец, его раскаянию и не только простил его, но и возвратил ему дар чудотворения. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 111). 697. Странствующий монах видел в пещере множество злых духов, все они держали ответ перед своим князем; злейший дух доложил о низложении монаха в грех блуда; от этого известия все демонское сборище пришло в ликование См. также: Видение ; Демонские козни . Некий брат шел по пустыне. День склонился уже к вечеру. На дороге попалась пещера, брат вошел в нее, чтоб провести ночь. По обычаю он занялся псалмопением, наступила полночь. По окончании бдения он присел, чтобы дать отдых телу, и внезапно начал видеть бесчисленные полки демонов, которые отовсюду стекались в пещеру. Одни шли впереди своего князя, другие – сзади него. Князь был и выше всех ростом, и страшнее взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

ПРИСТРАСТИЕ (см. также: Кровь). Твое расположение к Н. болезненное. Воню твоего сердца обонял я, бывши у Вас в обители; потом при получении первого письма твоего; во втором же письме душа твоя сама сознает его: болезнует, мучится, мечется, стонет. Писал я тебе, свидетельствуясь деланием и учением святых Отцов, что желающий перейти из плотского сословия в духовное должен умереть для всех человеков. Какая смерть без болезней! При свидании я тебе сказал: «Ты должен быть один». Сердце твое, ум осознали справедливость произнесенного, но услышала кровь твой приговор смертный на нее – и ужаснулась. Я понимал это, не останавливался, не останавливаюсь сказать истину, необходимую для твоего спасения и преуспеяния. Услышь, услышь голос грешника, слово грешника, голос и слово, избранные Богом в орудие твоего оживления в Духе, и, хотя бы то было с пролитием кровавого пота, исполни их. Мечом и луком твоим отними у аммореев землю, отдай ее Сыну возлюбленному Отца, таинственному Иосифу – Христу. Так сделал прообразовательно святой патриарх Иаков (см.: Быт.48:22 ). Землей называю твое сердце, аммореями – кровь, плоть, злых духов, завладевших этой землей. У них надо отнять ее душевным подвигом, т.е. деланием умным и сердечным. Как и чем исцелить твое болезненное расположение? [...] Н. под особенным Промыслом Божиим; все совершающееся над Ним – перед взорами Бога, по попущению Бога, его Создателя, Искупителя и Владыки... Неужели ты еще не увидел Бога в Промысле Его и управлении Его?.. Благоговейно отступи, ничтожная пылинка!.. Останови руку, дерзостно простирающуюся с рукой Божией к браздам правления судьбами человека! Остановись!.. Вытрезви твой ум, упоенный порывами, волнением крови; больное твое сердце представило тебе Бога покинувшим бразды, Ему Единому принадлежащие, забывшим Свое святейшее обещание... Приступи же к врачеванию прокаженной и расслабленной, беснующейся души твоей. Опираясь на веру, на живую веру, ежедневно вставай – сперва по нескольку раз в день, раза три или четыре, – в течение краткой минуты на колени, говори Господу: «Господи! Н., которого я думал так любить, думал так уважать, называл, обманываясь, моим, – Твой, Твое создание, Твоя собственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Проповеди Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 8 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Публикация подготовлена по магнитофонной записи. Помещенные в этом номере проповеди отца Георгия, на наш взгляд, являют собой образец гармонического усвоения Писания и Предания в их неразрывном единстве. — Ред. Время земной жизни — драгоценный Божий дар Брате и сестры! Нам обещана вечная жизнь. Если же хочешь войти в жизнь вечную , — говорит Господь, — соблюди заповеди (Мф 19:17). Земная жизнь человека является приготовительным моментом к вечности. “Смотрите на небо, — наставляет епископ Феофан Затворник, — и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он был ступанием туда”. Земная жизнь для последователя Христа есть только приготовление к жизни будущей. Жизнь в этом мире — не что иное, как непрестанное путешествие к будущему веку. Что такое вечность — этого мы ограниченным умом нашим постигнуть не можем. Подобная беспредельному океану, она простирается за пределы не только чувственного, но и умственного представления. Нам известно только, что вечность есть, и притом двоякая: вечность блаженная для ангелов добрых и праведников и вечность злополучная для злых духов и нераскаянных грешников. Что капля в сравнении с беспредельною пучиною, то настоящая жизнь в сравнении с жизнью будущего века. О вечности помышляли все угодники Божии и тем укрепляли себя в спасительных подвигах на тесном пути Христовом; при мысли о вечности святые мученики благодушно переносили все страдания и самую смерть. “ Совершенный муж тот, — учит святитель Василий Великий, — кто с одинаковым состоянием духа, с благодарностью принимает от всепромыслительной руки Господа как счастливые, так и скорбные перемены своей жизни”. День за днем, неделя за неделей, в неудержимом течении проходят мимо нас месяцы и годы. Громадное колесо времени не останавливается ни на одно мгновение. Время, — по сравнению святителя Григория Богослова, — это постоянно льющийся поток, который истекает из вечности и втекает в нее.

http://pravmir.ru/propovedi-5/

прот. Иоанн Козлов Апостолы До дня Пятидесятницы они имели власть, свойственную священным лицам. а) И. Златоуст т. 7. стр. 352: «Молитеся Господину жатвы, да, изведет делатели на жатву Свою, – а никого к ним не присоединил?.. Потому, что впоследствии Он, (Христос) и двенадцатью заменил многих, не увеличив их числом, но даровав им силу. Далее желая показать, как велик дар, говорит им: молитеся Господину жатвы и, хотя не прямо, дает разуметь, что Он есть этот Господин. Сказавши: молитеся Господину жатвы, без просьбы и без моления их. Сам немедленно рукополагает их в это звание, и приводит им на память то, что говорил Иоанн, о гумне, о лопате, о плевелах и о пшенице. Отсюда видно, что Он есть Делатель, Он есть Господин жатвы, Он есть Владыка пророков... Впрочем, Дух еще не был ниспослан: не убо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен ( Ин.12:39 ). Как же они изгоняли духов? Повелением и властью Христа. Смотри же, как благовремению это посольство». б) Благовестник, на 23 зач. Луки, стр. 82–3 (3 изд., a по изд. 1864 г. – стр. 35–36): «Бысть же во дни тыя, изыде (Иисус) в ropy помолитися... И егда бысть день, призва ученики своя, и избра от них дванадесяте, их же и апостолы нарече. Толк.: Господь все творит в наше научение, дабы и мы также делали... Избирает учеников после молитвы, желая научить, дабы и мы, когда нам приведется поставить кого-нибудь на духовное служение, брались за это с молитвою... Господь, рукоположивши учеников, чрез блаженства и учение приводит их в более духовное состояние» ( по изд. 1910 г. стр. 310–311 ). В) Кириллова кн., л. 77: «Престало тогда архиерейство Аароново, яко временное востало же Христово вечное, иже из мертвых востав апостолов своих на се освяти хиротониею, «же есть руковозложением... А апостоли паки епископов освятиша... а епископи паки попов... се имаши иерейство Христово». г) Учительное евангелие, на 40 зач. Марка, в 4 нед. В. Поста, л. 72 (Алекс. 79): «Священных бо проповедь , слово прияша апостоли и учители вселенной хиротонисани беша от Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Пятый член Символа Веры И воскресшаго в третий день по Писанием. Поучение 45. О царском служении Господа Иисуса Христа. О сошествии Иисуса Христа в ад Крестная смерть и погребение Господа Иисуса были крайнею степенью Его Богочеловеческого уничижения. Как Ходатай или Посредник между Богом и человеками, восприняв на Себя грехи всего мира, Он умирает и предается погребению, как один из потомков первого Адама, хотя не был причастен греху Адамову. За смертью и погребением Господа последуют уже дела царственного служения Его, как Богочеловека, наше человечество возвеличившего Божескою славою. Это царское величие Иисуса Христа раскрылось Его схождением во ад, для освобождения узников ада, Его воскресением из мертвых, вознесением на небо, ниспосланием от Отца Св. Духа на апостолов, и доныне является в управлении Его святою вселенскою церковью, и раскроется в божественной славе и величии во второе пришествие Его на землю, для совершения последнего суда. Ныне скажу вам о сошествии Господа Иисуса Христа во ад. Воскресение Иисуса Христа возвестило миру о торжестве Его над смертью и адом, областью диавола. До сошествия Иисуса Христа в ад все души умирающих людей нисходили во ад, потому что все согрешили, и лишены славы Божией ( Рим. 3:23 ). Ад означает темное место, лишенное света, куда отходили души умерших до примирения рода человеческого с Богом смертью Спасителя мира. Это – духовная темница или состояние духов, чрез грех лишившихся блаженного приближения к Богу и созерцания славы Его. Не для всех душ, разрешившихся от тела, это состояние было одинаково: для душ нераскаянных грешников оно было мрачно, трудно, безнадежно, и потому безутешно; а для душ благочестивых людей, хотя несовсем было светло и радостно, но облегчалось надеждою освобождения из этого заключения чрез обетованного Искупителя мира. В этом последнем состоянии были древние праведные патриархи, пророки и все ветхозаветные праведники. О сошествии Иисуса Христа во ад предсказал пророк, говоря: не оставиши души Моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления ( Пс. 15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 123. Великопостный катехизис Практика оглашения в предкрещальный пост пятница 6ой седмицы Великого поста Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Обсуждая предназначение Вел. Поста для разных категорий людей, сегодня мы выясним еще одно его назначение, о котором изрядно подзабыли. Но прежде чем его назвать необходимо вспомнить, что одной из предпосылок возникновения Четыредесятницы был так называемый предкрещальный пост. Уже с I века в Церкви утвердилась такая практика, что перед тем, как принять Таинство Крещения, готовящиеся к нему постились. Так, живший в то время св. Иустин-философ рассказывает, что обращающихся в христианство «учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов». И Тертуллиан соглашался с тем, что «приступающим ко крещению нужно молиться частыми молитвами, с постами, коленопреклонениями и с исповеданием всех прежних грехов». А в так называемом «Учении 12 апостолов» даже оговаривается то, сколько этот пост длился: «Крещающемуся прикажи, чтобы он наперед постился день или два». Возможно на эту практику повлиял пример ап. Павла, который, перед тем, как креститься три дня не ел, и не пил ( Деян. 9:9 ). А возможно и слова Христовы о том, что бесовский род изгоняется молитвой и постом! Примечательно, что пост как средство изнания злых духов использовалось не только теми, кто собирался от них избавиться, но и теми, кто помогал этому процессу. Т.е. с готовящимися ко Крещению должны были поститься и те, – кто их готовил, а так же участвовал в совершении самого Таинства. Так св. Иустин к уже сказанному добавляет, что не только сами обращающиеся, но «и мы молимся и постимся вместе с ними». И в Дидахе («Учении 12 апостолов») читаем: «Пред крещением пусть постятся, крещающий и крещаемый а, если могут, то и некоторые другие». Таким образом, в древней Церкви крещение ее новых членов было не частной требой, совершаемой в тайне от всех, а делом всей общины. И приурочивалось такое Крещение (как правило) к великим праздникам, и особенно, к Пасхе. Из-за этого и пост перед принятием Таинства постепенно (к III веку) объединился с постом перед Пасхой.

http://azbyka.ru/video/123-velikopostnyj...

Разделы портала «Азбука веры» ( 89  голосов:  4.2 из  5) Оглавление См. также: Откровение Иоанна Богослова — название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апокалипсис (от греч. ποκλυψις — раскрытие, откровение). В книге Откровения описываются события, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. Книга описывает также само Второе пришествие Иисуса Христа и события после него. Откровение дается Иоанну, когда он во время гонения на христиан, был сослан на остров Патмос. Речь идет о первых десятилетиях христианства, но уже в этом тексте мы находим упоминание о том, что субботним днем, то есть отданным Богу, для уверовавших в Христа стал день воскресения. Мессия предстает перед апостолом Первосвященник, Ходатай за мир, Грядущий Судия, облеченный в подир — одеяние священника и опоясанный золотым поясом, символизирующим царское достоинство. Ключи от ада и смерти, а значит и власть над ними, теперь в руках Христа, который, пройдя через смерть, стал для нас источником жизни. 1 1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. 3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. 4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/apokalipsis/otkrovenie-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010