Дар языков Слово на Духов день. И исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати». ( Деян. 2:4 ). Сошествие Святаго Духа на апостолов ознаменовалось тем, что они, природные галилеяне, говорившие только по-еврейски, и притом на худшем наречии еврейского языка – галилейском, заговорили вдруг на разных инородных языках. На праздник Пятидесятницы, в который произошло это чудо, собралось в Иерусалим множество богомольцев, природных иудеев и прозелитов (обращённых из язычников), – из Европы, Азии, Африки, с островов Средиземного моря. Все они чрезвычайно были удивлены, когда из уст простых галилеян услышали звуки языков, на которых сами говорили на своей родине, на латинском, на греческом, на халдейском, на египетском и т. д. – Что знаменовало это чудесное явление, этот мгновенно открывшийся в апостолах дар языков? – Он знаменателен в двух отношениях. 1) До пришествия Христова истинная вера была достоянием одного народа. Только в Иудее был ведом истинный Бог, в одном Израиле чтилось имя святое Его, хотя Он есть Бог всей земли, Владыка всей вселенной; только в избранном народе Божием заключена была церковь Божия, и за пределы его почти не выходила. Так было до Христа. Но Христос пришёл для искупления всех людей на свете, для создания Вселенской Церкви. Во дни земной жизни своей Он действовал среди одного избранного народа, но пред вознесением на небо Он заповедал апостолам: шедше научите вся языки. Исполнение этой заповеди началось в день сошествия Св. Духа. В сей день случилось противоположное тому, что произошло во время строения Вавилонской башни. Строители, говорившие на одном языке, вдруг позабыли природный свой язык, перестали понимать друг друга и должны были рассеяться и раздробиться на множество народов. Стали возникать новые языки, которые ещё более усилили обособление одних племён от других в нравах, обычаях, учреждениях, в вере. Истинная вера едва удержалась в одном из семитских племён; явилось множество ложных религий, у каждого народа была своя вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Двадцать пятый день. Поучение 5-ое. Рождество Христово. (Уроки из евангельского события: а) величие Родившегося от Девы; б) как нам достойно сретить Его?). I. Приветствую вас, возлюбленные братия, с неизреченным даром любви и милосердия Божия к нам грешным – с явлением Сына Божия на земле, сшедшего с небес по всеблагой воле Бога-Отца нашего ради спасения, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. Христос родился – славьте; Христос пришел с небес – встречайте; Христос на земле – возноситеся. Так, Христос на земле, а вы от земли возноситесь мыслями и сердцами своими на небеса; ибо Христос за нами пришел, чтобы с земли возвести нас на небеса, в вечные обители райския. «Сего ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет» (Акаф. Бож. Мат. Конд. 8), говорит нам святая мать наша – церковь . Веселием воспойте, людие, Рождество Спаса Христа. Но чтобы радость наша была возвышеннее, яснее и тверже, размыслим, братия, о величии Родившегося от Девы и к этому прибавим и то, как нам достойно встретить Его. II. а) Итак, кто же этот Младенец, Которого держит на пречистых руках Своих Пресвятая Дева Мария? Это Бог, Сам Сущий, приведший все из небытия в бытие, Который державою Своею содержит всю тварь и промыслом Своим строит мир. Это – высочайший Художник, Который, создав всю тварь видимую из четырех стихий, составил годовой круг из четырех времен года: весны, лета, осени и зимы. Это Творец и Бог духов и всякой плоти; Его трепещут умные все ангельские силы; Его поет солнце; Его славит луна; Ему присутствуют звезды; Его слушает свет; Его трепещут бездны и водныя, и воздушныя, и бездны адовы; Ему работают все источники водные. Он распростер небо; Он основал землю; Он оградил море песком; Он украсил землю цветами; Он произращает все хлебные злаки и все плоды земные; Он разлил для дыхания тварей воздух; Он образует младенцев в утробах матерей; Он – Питатель всякой твари! Ему служат ангельские силы; Ему поклоняются архангельские лики; от страха неприступной славы Его, многоочитые херувимы и шестокрыльные серафимы, стоящие и облетающие около престола Его, покрывают лица свои... Сей-то Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный пришел ныне к нам на землю, приняв зрак раба. Дивное чудо! Бог принял природу раба человека и стал совершенно подобен нам, кроме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Се грядут в Ростов две гостьи: Царица небесная и царица земная; только я уже видеть их здесь не сподоблюся, а надлежит к принятию оных готову быть тебе казначею». 1 Рукоп. жития свят. Димитрия Ростовского в консистор. деле, лист 214 на обороте. Так высказал свое распоряжение святитель Димитрий казначею своего дома иеромонаху Филарету после того как он услышал весть о скором принесении в Ростов иконы Божией Матери из монастыря Толгскаго и о имеющем совершиться прибытии из Москвы в Ростов вдовствующей государыни, царицы Параскевы Федоровны. 2 Царица Параскева Федоровна, супруга царя Иоанна Алексеевич а, умершего в 1696 году 29 дня генваря. В этих словах св. Димитрия, полных дивной прозорливости, мы можем, не стесняясь ничем, видеть прямое предсказание святителя о близкой кончине его земной жизни. Повидимому ничто не предвещало такой скорой смерти митрополита, ни лета, ни состояние его здоровья. Он постоянно занимался своими делами и не мог быть назван безнадежно больным. За три дня до своей кончины митрополит начал явно изнемогать; открылись у него сильные припадки кашля. Октября 26 числа, в день своего тезоименитства, он хотя и с большим трудом, сам совершал Божественную литургию и занимался с бывшими в тот день гостями. Последний день своей земной жизни 27 октября он тоже не ложился в постель и был на ногах, даже сделал визит того дня к монахине Варсонофии Козинской 3 Варсонофия Козинская была кормилицею царевича Алексея Петровича, впоследствии судимаго императором Петром великим. по ея усиленной просьбе, навестив в ее сопровождении одного архимандрита, а ночью на 28 число октября он тихо скончался. Смерть его последовала 1709 года на 58 году от рождения. И так проречение св. Димитрия о себе самом в точности исполнилось. Угодник Божий не хотел дать покоя своему ослабевшему организму и в последния минуты своего земнаго существования. Вечером 27 октября он отпустил из своих покоев певчаго, который особенно трудился в переписывании его сочинений, потом всем своим служителям приказал идти на покой; а сам, затворившись в особой комнате, на коленах провел всю последнюю ночь земнаго бытия в горячей молитве к Господу неба и земли. Во время такой предсмертной молитвы последовала тихая кончина праведника, и душа его оставила многомятежный мир сей, отлетев в селения горния, в содружество блаженных духов, в обители света и блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Слово в первый день святые Пасхи Р цыте учеником Его и Петрови, яко воста Господь ( Марк. 16:7 ; Матф. 28:7 ). Вот уже третий день настал, как один из ревностнейших учеников Христовых, – добрый по сердцу, но слабый по естественному своему расположению, усердный до излишества, но робкий до малодушия, Симон Петр, – в мрачном уединении, вдали от взоров друзей и врагов своих, оплакивает свое троекратное отвержение от Господа и Учителя своего возлюбленного. Глава его преклонена долу, взор его тускл и мрачен, лице покрыто смертною бледностию, из очей льются горькия слезы, уста его безмолвствуют; но сердце, исполненное жестокой скорби и уныния, тем не менее говорит к Сердцеведцу Богу своими тяжкими вздохами и болезненными стенаниями: «Господи, не погуби мене до конца, Господи не отрини мене во век». Одна мысль наиболее занимает, теснит, смущает и потрясает все существо его, мысль ужасная, но, как казалось ему, совершенно справедливая: может ли такой преступник, как он, ученик неблагодарный, друг вероломный, нарушитель собственной клятвы, ожидать себе пощады и прощения? Уже мрачные тучи грозного правосудия небесного собрались в его воображении над главою его, и готовы разразиться над ним; уже не раз гибельное отчаяние покушалось вторгнуться в колеблющуюся храмину души его и завладеть его сердцем: но в тоже время являлся светлый луч утешительной надежды на безприкладное милосердие Божие, и грозные тучи, как ночные призраки, рассеевались в очах его, и его сердцу становилось легче, сладкий мир снова водворялся в душе его. Но вдруг новые сомнения начинают тревожить его, новые безпокойства возмущают неутвердившийся дух его: «мое преступление,» говорит он сам в себе, «больше всех других. Давид и Манассия прощены, мытарь и блудница оправданы, но они нарушали закон по заблуждению, или неведению, в жару страсти или в ослеплении, между тем как я не могу иметь для себя ни одного из сих оправданий. Я знал моего Господа и Учителя, видел Его чудодействующим на море и суше, ходил с Ним по водам, слышал глас Его, изгонявший духов нечистых и воскрешавший мертвых, был свидетелем славного Его преображения, исповедал Его Христом и Сыном Бога живого, был любим Им и любил Его от чистого сердца и, несмотря на то, отвергся от Него, и отвергся троекратно! Не ужели есть еще для меня помилование?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово на заупокойной литургии в 40-й день по смерти профессора Василия Феодоровича Певницкого Источник Всяк книжник, научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит из сокровища своего Новая и ветхая ( Мф.13:52 ). Вот образ истинного последователя Христова Евангелия, начертанный самим Божественным Учителем Христом. В соответствие, но и в противоположность книжникам ветхозаветным, опочивавший на одной букве закона Божия, книжник новозаветный, верный и истинный ученик и последователь Христов тоже изучает царствие небесное, но изучает учение о нем не по букве только, но и по духу, по внутреннему и глубочайшему смыслу и затем изученное не хранит лишь в уме и памяти, не делает это достоянием лишь школьного изучения и преподавания, но стремится познанную истину перевести в саму жизнь, воплотить ее в целой деятельности своей, от начала до конца своей сознательной жизни, делая всю вообще жизнь единым хождением в Христовой истине. Жизнь этого истинного «книжника» имеет свои особые законы и начала, которые в своей истинной сущности открыты лишь Богу всеведущему и открываются, в известной степени, самому духу христианина-подвижника. Но одна сторона его подвига доступна и наблюдению других: это – непрерывность течения жизни по духу Христову, это – внутреннее родство «старого» и «нового» в духовном облике книжника и мудреца в евангельском смысле. В таком роде рисуется нам, братие и образ ныне поминаемого новопреставленного раба Божия Василия, общего нашего учителя и патриарха нашей учено-учебной семьи, а вместе с тем, великого служителя православной богословской науки и незаурядного работника на ниве церковной. Еще так недавно, он был среди живых, принимал живое непосредственное участие в жизни и деятельности дорогой ему Академии, и ничто, повидимому, не предвещало столь скорого рокового конца. И вот, неожиданно для многих, смерть похитила его, и ныне, в 40-й день по кончине его, мы собрались в сей святой храм, столь близкий духу почившего при жизни, – чтобы со всей церковью вознести молитву Богу духов и всякой плоти, да упокоит дух его с праведными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

165. Слово в день собора св. Архистратига Михаила (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 619 1842 год Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? ( Ebp. I. 14 ). В честь Собора безплотных небесных духов, собрался здесь ныне плотоносный, однако также духовный, Собор Церковный. Чудное, вере только возможное, сближение земнаго с небесным, видимаго с невидимым. Ангели на небеси, а мы на земли: однако мы празднуем для них, как-бы имея их с собою. Они невидимы для нас; без сомнения, и мы не всегда видимы для них, как не везде сущих и не всевидящих: однако мы празднуем для них так, как-бы они были пред нашими очами, как-бы мы были пред их очами. Ибо странно и безполезно было бы составлять для них праздник, обращать к ним слова хваления и молитвы, в том случае, если они сего не видят, не слышат и не знают. Итак настоящий праздник есть свидетель нам в том, что святая Церковь признает близкое общение наше, Христиане, с Ангелами. В каком же отношении находятся они к нам? В каком отношении мы к ним должны находиться? Главное и общее изображение отношения Ангелов к человекам находим в сих словах Апостола Павла: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» Апостол преподает в сих словах три достопримечательныя сведения: первое, что Ангелы суть «духи служебные», хотя по роду служения и называются иногда «властями» и «господствиями», а по благодати «сынами Божиими», и следственно достоинства их отнюдь не должно смешивать с верховным достоинством Иисуса Христа, Сына Божия по естеству, единосущнаго и сопрестольнаго Богу Отцу, истиннаго Бога и Господа Вседержителя; второе, что хотя Ангелы живут на небесах, однако «посылаются» Богом «в служение» и на землю: третие, что служение Ангелов особенным образом направляет Он в пользу тех из человеков, которых провидит, по вере и доброму, или покаянием исправляемому житию, способными «наследовать спасение» и вечное блаженство. Если же хотим и несколько подробнее узнать, каким образом Ангелы совершают свое служение в пользу хотящих наследовать спасение: сказует нам Святый Иоанн Дамаскин , научась от Святых Дионисия Ареопагита и Григория Богослова , что Ангелы «хранят части земли, народам и местам предстательствуют, яко же на сие от Создателя учинены суть, сущая наша управляют, и помогают нам, обаче всячески по Божественному хотению и повелению, яко вышше нас суще, и Богу присно предстояще» (Богосл. кн. 2. гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1848 год 172 I. Пребывание в Константинополе. Январь, день 1-й. Боже вечный и Царю всякого создания. Молю тя, Блаже и Премудре, продли мою жизнь в сие новое лето, просвети мой ум, освяти мое сердце, подаждь мне дар различения духов, долготерпение, кротость, незлобие и любовь, да обрящу благодать пред лицем всех людей. Ниспосли мне дух совета и дар управления и подаждь старческую степенность и девственное целомудрие, да во имя Твое соблюду дети, их же дал еси мне, и да буду им образ жития благоугодного Тебе. Возвесели мя в творениях руку Твоею. Настрой мое слово, яко же псалтирион царя пророка Давида. Покрый мя щитом Твоея крепости во время напасти и избави мя от всякого зла. Повели, Господи, пучинам морским и устремлениям речным ни губити, ни устрашати мя, малодушна суща. Ей, Владыко Боже, услыши молитву мою и исполни желания сердца моего. Аминь. День 4-й. Сегодня прибыл в Константинополь посол римского папы, г. Ферриери, на сардинском пароходе. Я видел въезд его в Золотой Рог из окон нашей посольской церкви. Когда дымящее судно огибало старый султанский дворец, раздались обоюдные приветные выстрелы. Спустя несколько часов, Ферриери и с ним генерал-прокурор Армянского монастыря в Риме, о. Арсений, аббат Веспасиани, командор Иосиф Ферретти и граф Маркетти в трех султанских, подержанных колясочках парных, появились на большой улице Перы. Их везли в назначенный им дом. Подле них ехали верхами немногие чиновники турецкие. Весь этот поезд остановился на несколько минут у мечети пляшущих дервишей, потому что здешние италианцы нарочно попортили здесь мостовую, дабы приудержать посла и прокричать: Vivat Pio nono! – да здравствует Пий девятый. Пока поправлялась мостовая, эти чада папы, украсившие свои шляпы белыми ленточками, не громко проговорили сие приветствие и мгновенно рассеялись. Такая поспешность их и сборище у попорченной дороги, почти в захолустье, объясняются соглядатайством здешнего австрийского посольства, которое запретило италианцам, подданным Австрии, торжественно встречать римского посла, не одобряя дружбы христианского первосвященника с повелителем магометан. Бедность колясочек, полузакрытых сверху и спереди, малочиновность турецких всадников, сопровождавших знатных гостей, соглядатайство австрийцев, робость италианцев, равнодушие греков и турок, все это придавало поезду Ферриери вид более похоронный, нежели торжественный. Когда поп хочет быть царем, тогда Бог и цари объявляют его попом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобномученик Афанасий Брестский (+ 1648) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 5 сент. в день мученической кончины, 20 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Время прп. Афанасия было временем насильственного введения на Брестском Соборе унии (соединения) Православной Церкви с Римско-католической в подвластной Польше Западной Руси. Те, которые оставались верными Православию, подвергались преследованиям. От этих преследований православные или уходили в степи, за Днепровские пороги, или объединялись под защитой немногих оставшихся верными Православию вельмож. Большинство же дворянства поддалось соблазну ополячения и окатоличения, главным образом под влиянием придворной жизни и иезуитских школ. Но городские жители — мещане — стали образовывать церковные братства в защиту Православия; этим братствам Патриарх Константинопольский (которому подчинена была Западнорусская Церковь) даровал право самоуправления, то есть независимости от местных епископов. Он сделал это потому, что не мог доверять высшему западнорусскому духовенству, так как оно назначалось королем из лиц нестойких, безвольных, ведущих светский образ жизни и не только не способных оказать сопротивление воле правительства, но даже охотно содействовавших проведению унии. Эти-то иерархи и подписали в 1596 г. незаконную Брестскую унию. Прп. Афанасий (Филиппович) родился в это темное время, в 1597 г., в Бресте. Семья его сыздавна принадлежала к Брестскому Православному братству. Он получил прекрасное образование, знал языки — русский, польский, греческий и латинский — и будучи 30 лет поступил в Виленский Свято-Духов монастырь, откуда его скоро перевели в Купятицкий монастырь в Минской области. По дороге он встретил калеку, нес его на своих плечах, и этот человек научил его непрестанной молитве.

http://sedmitza.ru/lib/text/437612/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94672.html 24 мая 2012 Пелагея Тюренкова, Ольга Богданова Многая лета Святейшему Патриарху Кириллу! Источник:  http://www.taday.ru/text/1615806.html Татьянин день Многомиллионная паства поздравляет сегодня Патриарха Кирилла с днем Ангела. На " Татьянином Дне " – поздравительные слова людей, отвечающих за одно из самых главных направлений деятельности Святейшего – образование. Ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений, ректор главного светского ВУЗа России – МГУ – академик Виктор Садовничий, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, первый заместитель Председателя Учебного Комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов и ректор РПУ игумен Петр (Еремеев). После интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, как только Предстоятель нашей Церкви вступил на свое непростое послушание, бросилась в глаза его активнейшая деятельность. Помню, в первый его приезд в качестве Патриарха в Троице-Сергиеву Лавру, на Троицу, он служил в Успенском соборе, а в Духов день – в Покровском академическом храме. После службы в Московской духовной академии состоялась встреча Святейшего с преподавателями Академии, а в храме он произнес удивительную проповедь. В словах Патриарха чувствовались боль и переживание за будущее нашей Церкви, а ведь будущее – это наши студенты. Во время встречи с преподавателями говорили о глобальных и текущих вопросах, и я отметил для себя, что у Патриарха нет мелких вопросов: все, что обсуждается, он воспринимает как важное, быстро вникает в проблему, принимает очень активное, живое участие в ее обсуждении и старается как-то способствовать и ее решению. Это не значит, конечно, что Патриарх должен решать все проблемы: какие-то (если мы говорим о вопросах образования) решает администрация и преподаватели, какие-то – сами студенты, и это нормально. Но важно, какой тон задает Патриарх дискуссии, как он учит всех нас внимательно относиться к обсуждениям, вникать в каждый возникающий вопрос и принимать участие в поисках его решения. Это проникновение в жизнь – яркая отличительна черта Святейшего.

http://religare.ru/2_94672_1_21.html

Глава XXIX. Поездка в Вологду В понедельник, октября 4, в 9 часов утра я отправился на вокзал железной дороги, идущей в Вологду, и меня проводил мой гостеприимный хозяин, отец-архимандрит Николай. На вокзале я встретил преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, переведенного в Тверь 71 . Он ехал в Вологду и верст за сто далее к себе на родину, где намеревался на свой счет устроить училище и на это определил 11 тысяч рублей серебром. Мы с ним сели в один вагон; в 11 часов поезд тронулся, и прибыли в Вологду в 9 часов вечера. За преосвященным Алексием была выслана карета преосвященного Феодосия, а мне приготовлена моим племянником, который и сам ожидал меня. Я отправился с ним к нему в дом, куда собрались в ожидании меня все мои родные, желая меня встретить. Комнаты для моего помещения были приготовлены в горенке, и тут я ночевал. Утром 5 числа я поехал к преосвященному Вологодскому Феодосию 72 принять благословение отслужить обедню на кладбище, где покоится прах моих родителей и родственников. От преосвященного я поехал прямо к Спасу Всемилостивому, где в тот день совершал последнюю литургию преосвященный Варлаам, викарий, епископ Тотемский, назначенный в викарии в Санкт-Петербург; он весьма приятной наружности, благообразен и представителен. После литургии было молебствие, а потом преосвященный говорил речь без тетради, и очень хорошо, и когда в заключение он сказал: «Прошу прощения», – и поклонился в землю, вся церковь пришла в волнение, все упали в землю и заплакали, и преосвященный и сам долго не мог оправиться и сказать слова. Его Вологжане очень полюбили. Когда все кончилось, я подошел к нему поздравить его и пожелал ему, чтобы и на новом месте он стяжал таковую же любовь, какую в столь короткое время своего пребывания приобрел он в Вологде. Потом я поехал в Духов монастырь, где застал преосвященного Алексия 73 ; он этот день провел в Вологде, а уехал на следующий и возвратился в субботу. Город Вологда в продолжение моего почти тридцатилетнего отсутствия весьма изменился как по внешности, так и по образу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010