Разделы портала «Азбука веры» ( 29  голосов:  4.7 из  5) Предыдущий Следующий Тайна смерти Расшифровка видео «Тайна смерти» — видеолекция православного священника Олега Стеняева, подробно рассказывающая о загробной участи души человеческой согласно с преданием Православной Церкви. В беседе разбираются и другие концепции, говорящие о посмертном состоянии человека. Сегодня мы будем говорить о тайне смерти, о тайне загробной жизни и о тайне воскресения, и мы постараемся восстановить икону загробной жизни так, как православные наши предки всегда понимали загробную жизнь. Поэтому мы откажемся от новомодных  каких-то теорий, которые нам предлагают теологи- реформаторы. Мы будем говорить о смерти, о загробной участи, о мытарствах так, как этот вопрос понимали наши благочестивые предки. Прежде всего коснемся самого термина «мытарства», откуда берется этот термин. Святой первоверховный апостол Павел в Послании к Ефесянам ( Еф.6:11-13 ) наставляет нас: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.». «Днем злым» апостол Павел называет день смерти, когда душа отделяется от тела и оказывается в окружении демонов, и начинается брань на воздусях против духов злобы поднебесной. Почему они называются «духи злобы поднебесной»? Прежде всего потому что в Псалтири ( Пс.113:24 ) сказано: «Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.». Мы видим, что место для духов злобы поднебесной нет ни на небе, ни на земле, они находятся как раз между небом и землею. И когда древние святые отцы прославляли подвиг Иисуса Христа на Голгофском Кресте, то они говорили что Христос победил господина в его дворце – что они имели в виду? Они имели в виду то, что Он умер на Кресте, Его стопы не касались земли, Он висел на Кресте между небом и землею – а это пространство обитания духов, и Он на Кресте одолел дьявола в его дворце как раз поднебесной – жертва приносилась на Голгофском Кресте между небом и землею. Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим – а вот в пространстве воздушном как раз и обитают эти духи.

http://azbyka.ru/video/tajna-smerti/

Троицкая седмица Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста 17 июня, 2019 Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста Троицкая седмица в 2024 году Троицкая седмица в 2024 году пройдет с 24 по 30 июня. Эта неделя наступает после праздника Троицы. День Святой Троицы часто называют «Днем рождения Церкви». Его еще называют Пятидесятницей. В День Святой Троицы впервые после Пасхи читается молитва «Царю Небесный». В этот великий деньдень рождения Церкви, после Литургии служится вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы — удивительные по своей глубине и красоте. После Троицкой седмицы наступает Петров пост . Петров пост всегда длится разное время. Он начинается после Пятидесятницы, спустя неделю и длится до 11 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Первый день Троицкой седмицы — Духов день Первым днем Троицкой седмицы становится Духов день . В Священном Писании говорится: кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие . (Иоан. 3, 5) Поэтому в Духов день люди часто отправляются к православным святым источникам. В воспоминание о словах Христа. Дух Святой явился к людям через разные образы. Но не в виде грозных громовых раскатов, суровых кар, а с дуновением ветра, чистой водой, языками пламени. И спускался Он к людям кротким и смиренным. Об этом важно помнить во время Троицкой седмицы и в любые другие дни. Значение праздника Троицы настолько велико, что некоторые сравнивают его с Пасхой. Торжество православных в этот день связано с тем, что людям открылась Третья Ипостась Господа — Святой Дух. Нисхождение Духа Святого — это Великий подарок Господа. Именно благодаря явлению Духа в виде языков пламени апостолам они обрели дар говорения на языках. Это помогло им принести учение Христа в мир. Благодаря ему мы знаем о Спасении и о событиях Нового Завета. Этот день — хороший повод задуматься о том, что мы подразумеваем под понятием «духовная жизнь», ведь слово «духовная» здесь происходит именно от понятия Дух Святой. Профессор Алексей Ильич Осипов говорил о том, что мирское понимание слова «духовный» отличается от церковного. Обычно под словом «духовный» понимают и знания, и этику, и многое другое, имеющее светский смысл. Православное понимание духовности исходит из того, что Бог есть Дух.

http://pravmir.ru/troickaja-sedmica/

Где в Библии говорится о воздушных мытарствах – тех препятствиях, которые чинят силы тьмы душе, по смерти возносящейся на небо через поднебесное пространство? Почему бесы ждут душу в поднебесной области? Что и кто могут помочь душе пройти мытарства? Как относиться к тому, что в творениях отцов Церкви и в житиях святых описания мытарств разнятся? Что ответить критикам учения о мытарствах? Библейское свидетельство о мытарствах Прежде всего, о мытарствах свидетельствует Священное Писание, в котором говорится о предстоящих испытаниях на воздусях достаточно определенно. В Послании к Ефесянам сказано: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2, 1–2). Сатана господствует в воздухе. И далее в этом Послании говорится: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 11–13). «День злый» – это день смерти, и слова «все преодолев» – указание на мытарства. Слова «против духов злобы поднебесной» подсказывают, что на нашем пути к Небесному Царствию Божиему – не в верхних слоях атмосферы, а именно на нашем пути к Небесному Царствию Божиему – против нас будут воинствовать духи злобы поднебесной («мытники»), которые препятствуют каждой душе восходить по мытарствам, мешают приближаться к Небесному Царствию Божиему. Объясняя значение слова «поднебесная», святой Иероним пишет: «Мы должны понимать, что наша борьба не против плоти и крови, но против некоторых невидимых сил, против правителей тьмы, которая облегает этот мир, распространяя заблуждения среди людей неверующих, и против духов непотребства, которые обитают в небесных просторах. Это значит не то, что демоны проводят жизнь в Небесах, а то, что находящийся над нами воздух получил это имя (небесная)» .

http://pravoslavie.ru/94136.html

По поводу греко-болгарского церковного спора. Произнесено в 1872 г. в академической церкви. «Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» ( Лук. 9, 49–50 ). Ученики Христовы, вероятно, во время своей проповеди , для которой они нарочито были посланы своим Божественным Наставником, и для подкрепления которой получили от Него дар исцеления всякого рода болезней, и также изгнания духов, встретили человека, который вместе с ними не ходил за Иисусом Христом в Его путешествиях, от Него не получал повеления проповедать Царствие Божие, но движимый человеколюбием, сам действовал именем Иисусовым в изгнании духов, и, как видно, не без успеха. Ибо если бы это была безуспеш­ная попытка, то дело это не заслуживало бы объяснения со стороны учеников, и не было бы замечено в истории Евангельской. И Господь такого самовольного деятеля, в устах которого имя Его хотя и обносилось, но не оказы­вало никакого действия, не признал бы нисколько полезным для своего дела. – Как же заклинатель мог дей­ствовать именем Иисуса, не принадлежа к Его обще­ству? – Надобно думать, что, хотя он и не ходил вместе с учениками, но был, хотя некоторое время, слушателем наставлений Господа Иисуса, вынес из них убеждение в Его Божественной силе, как посланника Божия, Христа Господня, почему и решился употреблять Его имя против злых духов. Конечно, он мог примечать чудодейственную силу этого имени и в действиях Апостолов, но если бы сам он в душе не питал веры в Него, то с ним не лучше бы могло случиться, чем с сынами Скевы, которым злой дух отвечал на их заклинания: Иисуса знаю, и Павел мне известен; а вы кто? – и бросился на них ( Деян. 19, 15–16 ). – Итак нет сомнения, что заклинатель, о котором говорил Иоанн, был хотя несколько времени учеником Господним, может быть еще ранее избрания Апостолов, или не находился постоянно при Иисусе Христе подобно им. Были же у Спасителя потаенные ученики, как Иосиф и Никодим ( Иоан. 19, 38–39 ). К числу таких потаенных чтителей Господа Иисуса принадлежал и заклинатель: он не принадлежал к обществу Апостолов, но в духе своем был недалеко от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВ ДЕНЬ [разговорное; греч. Δευτρα το γου Πνεματος; церковнослав.      ], понедельник, следующий за праздником Пятидесятницы , посвященный прославлению Св. Духа. Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ) Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ) По положению в кругу литургического года Д. д. соответствует др. дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, к-рые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресв. Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), за к-рыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Д. д., относящийся к Третьему Лицу Пресв. Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Д. д. праздник Пятидесятницы. Тем не менее великая вечерня под Д. д., традиционно совершаемая сразу или вскоре после Божественной литургии Пятидесятницы и известная коленопреклонными молитвами, читаемыми раз в год, обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Д. д. (см. ст. Пятидесятница ); в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Д. д. начинается с повечерия или утрени. В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт.

http://pravenc.ru/text/180633.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Духов день 8 июня 2009 г. 14:00 8 июня, в день Святого Духа , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском домовом храме Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Повеждь Церкви; аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф 18:17). Вот эти наполненные огромным смыслом слова мы только что слышали в Евангелии. Господь призывает обличать человеческую неправду не путем борьбы или интриги, а путем открытого и честного противостояния. Если кто заблуждается, обличи брата твоего; если не послушает — при свидетелях сделай это; а если и при свидетелях не послушает — скажи Церкви. Если же Церковь не послушает — тогда буди тебе якоже язычник и мытарь . Почему же такой высокий авторитет у Церкви? Сегодня, в наше непростое время, этот вопрос далеко не праздный. Мы, верующие люди, знаем, почему так, но для мира это не очевидно, и мнение Церкви в современном мире — это одно из мнений, которое существует, к которому можно прислушаться, а можно и не прислушаться. И в сознании современного человека Церковь убедительна настолько, насколько убедительна ее аргументация. А если нет аргументации? Если Церковь не способна в силу исторических причин к интеллектуальной поддержке своего свидетельства? Ведь совсем недавно так и было. Уничтожили всех богословов, ярких проповедников, выдающихся иерархов. Церковь было ослаблена. По своей человеческой силе она не могла конкурировать с силой могущественного государства; а по своим интеллектуальным способностям не могла конкурировать с множеством институтов, которые работали для того, чтобы идеология стала сильнее и чтобы сильнее было воздействие этой идеологии на умы людей. В чем же сила Церкви? Сегодняшний день, когда мы прославляем Святаго Духа, и дает нам возможность поразмышлять с вами о подлинной силе Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/670468.htm...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Требник (рус) Текст требника на русском языке. Перевод иером. Амвросия (Тимрота). Текст Требника на русском языке МОЛИТВЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИНОЙ РЕБЕНКА [Священник приходит в дом, где родился ребенок, становится перед его дверями, надев епитрахиль и возглашает: Благословен Бог наш: Трисвятое по «Отче наш:»; затем в Господский или Богородичный праздник — тропарь и кондак его, в прочие же дни — тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас:» и, если хочет, тропари праздников Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы; затем читает следующие молитвы:] Господу помолимся. Владыка Господи, Вседержитель, исцеляющий всякую болезнь и всякую немощь! Сам и эту рабу твою (имя) , в сей день родившую, исцели и воздвигни ее с одра, на котором лежит, потому что, по слову пророка Давида, мы в беззакониях были зачаты и все в нечистоте пред Тобою. Сохрани ее и этого младенца, которого она родила. Укрой ее под кровом крыл Твоих от нынешнего дня до самой ее кончины, по ходатайствам всепречистой Богородицы и всех святых: ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. Господу помолимся. Владыка Господи, Боже наш, родившийся от всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и как дитя положенный в ясли, и как младенец явившийся! Сам и эту рабу Твою (имя) , в сей день родившую это дитя, помилуй и прости вольные и невольные ее согрешения, и сохрани ее от всякого насилия диавола. И от нее рожденного младенца сохрани от всякой отравы, от всякой тяготы, от всякой бури противника, от духов лукавых, как дневных, так и ночных. Ее же сохрани под мощною рукою Твоею, и дай ей скоро встать, и от скверны очисти, и недуги уврачуй, и крепость и здоровье душе ее и телу даруй, и через Ангелов сияющих и светлых заботой ее окружи, и огради от всякого нападения невидимых духов. Да, Господи, от болезни и немощи, от ревности и зависти, и от дурного глаза. И помилуй ее и младенца по великой милости Твоей, и очисти ее от телесной скверны и различных случающихся с нею внутренних болей; и скоро приведи ее по милости Твоей от телесной ее немощи к выздоровлению, а от нее рожденного младенца удостой поклониться земному храму, который Ты устроил для славословия имени Твоего святого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

В книге “Бытие” [I гл., 1 ст.] мы читаем: “В начале сотворил Бог небо и землю”, затем описывается происхождение всего сущего по дням творения, и на шестой день, как венец всего тварного создается человек, “…и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил их…”. После этого процесс творения как такового был завершен, и уже более ничего не создавалось. Ибо сказано далее: “И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Бог творил и. созидал” [ Быт.2:2–3 ]. Итак, в Библии мы имеем указание на сотворение. Необходимо отметить, что фантазером в первом употреблении этого слова назван диавол, который возомнил о себе то, чем он не являлся. То есть фантазия – ложный и зачастую вредный вымысел того, чего не существует. Об этом свидетельствует и св. Никодим Святогорец в своей книге “Невидимая брань” (М., 1904.– С. 114).– в начале “неба”, под которым святыми Отцами (такими, как св. Василий Великий , Феодорит, Иоанн Дамаскин и др.) понимается создание невидимого ангельского мира, бесплотных духов, а затем уже земли, мира материального – света и тверди (то есть неба в нашем понимании). Ни о каких же иных цивилизациях речи нет. Есть только мир – тело, так и духовный мир – дух, душа), и невидимый духовный ангельский мир, состоящий из ангелов света, душ умерших и падших духов – демонов. Как мы видим, в Библии нет и намека на существование иных внеземных цивилизаций. Но, может быть, указание на их существование содержится в других письменных источниках древности? По мере возможности попытаемся исследовать их. История происхождения НЛО НЛО знали еще в глубокой древности. Так, на санскрите (древнем индийском языке, имевшем хождение около 11-го тысячелетия до н.э.) слово “бхаш” (bhash), означающее “бес”, одновременно имело значение “светящийся” (см., например, Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, ст. “Бес”.– Т. 9.– С. 50), то есть, видимо, бесы являлись часто в виде светящихся объектов (по современному – НЛО).

http://sueverie.net/fenomen-nlo-soglasno...

1878 Поучение в навечерие Богоявления Господня 54 Почерпите воду с веселием от источник спасения ( Ис.12:3 ) Часто мы, братья, обращаемся за помощью к врачам, когда бываем одержимы какими-нибудь недугами, а еще чаще мы обращаемся к так называемым домашним лекарственным средствам; едва ли даже нет между нами и таких, которые во время своих недугов душевных и телесных обращаются за помощью к разным знахарям, бабкам, гадальщицам, заговорщикам и другим подобным людям, будто бы могущим излечивать эти недуги при посредстве каких-то секретных знаний, одним только им известных. Но часто ли мы обращаемся к лечению всякого рода душевных и телесных недугов посредством данного нам матерью нашей Церковью целебного вещества, Великой агиасмы, или святой богоявленской воды, которая должна иметься в каждом православном доме? Ах, как редко мы прибегаем к этому средству избавления от недугов! Многие из нас как будто совсем забыли про этот врачебный дар или как будто даже не знают того, что св. богоявленская вода имеет великую целебную силу в недугах. Редко кто из нас освящает себя богоявленскою водою, и разве только по древнему обычаю имеем ее в своих домах на случай освящения ею пищи или сосудов, когда в них попадет что-либо нечистое. А между тем эта вода имеет великую чудодейственную силу: она прогоняет от нас злых духов, она очищает всякую скверну, она врачует и недуги как душевные, так и телесные, в особенности же те, которые бывают следствием зловредного влияния на нашу душу и тело врага нашего спасения, диавола. Она затем и дается нам Церковью, чтобы мы постоянно пользовались ей как многоценным, чудодейственным даром для очищения наших душ и телес, исцеления страстей и немощей, отгнания от себя нечистых духов и освящения своих жилищ. И отнюдь нельзя сказать того, чтобы мы всего этого не знали: мы от дней юности знаем об этом по преданию и слышим напоминание нам Св. Церкви об этом. В настоящее навечерие Богоявления Господня и в самый день Богоявления Св. Церковь ежегодно напоминает нам об этом во время священнодействия великого освящения воды. Мы слышим в это время, как Св. Церковь молит Господа о том, чтобы Он пришел наитием Святого Своего Духа, освятил эту воду и сообщил ей чудодейственную силу. В молитве при освящении этой воды, между прочим, слышим мы, читается следующее: «И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену: да вси почерпающии и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну». И еще: «Даждь всем, прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Глава IV Отличительные признаки Духа от Бога и духа антихриста (1–6). Любовь Божия и любовь к Богу (7–10). Любовь к ближним (11–12). Обязанность христиан любить Бога и братьев и исповедать, что Иисус есть Сын Божий (13–16). Совершенство христианской любви в дерзновении в день Суда (17–18). Неразрывная связь между любовью к Богу и любовью к ближним (19–21). 1Ин.4:1 .  Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Упомянув ( 1Ин.3:24 ) о благодатных дарованиях Святого Духа, присущих христианам, Апостол теперь считает необходимым предостеречь читателей от возможной опасности со стороны злоупотребляющих упомянутыми дарованиями. В первенствующей Церкви было обилие духовных дарований, подаваемых Духом Святым на пользу Церкви ( 1Кор 7:7–11 ): учительство, пророчество, чудесные исцеления, глоссолалия и др. были проявлениями Божественного Духа в верующих. Но рядом и по подобию с истинным вдохновением от Духа Святого, с истинными учителями и чудотворцами, выступило ложное вдохновение от духа тьмы – диавола, явились ложные учители, одушевляемые духом антихристианским, которые легко могли прельщать и увлекать за собою нетвердых членов христианской общины. Посему от таких «духов» или «лжепророков» и предостерегает христиан Ап. Иоанн – «присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие отношения с лжебратьями, лжеапостолами и лжепророками и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единоправными, мы, во-первых, повредим сами себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам, потом повредим тем, которые преданы нам. Ибо любовь наша к лжебратиям, лжепророкам и лжеапостолам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из-за нашего обращения с ними» (блаж. Феофил.). 1Ин.4:2 .  Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010