Прошу я вас встать!.. Молитва Как когда-то по Европе Призрак коммунизма, Нынче бродит по России Призрак оптимизма. Обретет он плоть, иль мучась В пурпуре заката, Сообща разделит участь Своего собрата. Тьма потушит наши свечи, Духов зла разбудит. «Сыне, Сыне человечий! Пусть же так не будет!..» Письмо к Богу Не доходит молитва до Бога, Видно, грешен я, грешен зело. И решил написать, как нам плохо, Я в письме и нахмурил чело. Сердце словно попало в осаду, Снова это проклятое «но»: Чтоб доставить письмо адресату, Умереть почтальону должно. Как ни скорбна земная юдоль, Кто возьмет на себя эту роль? Отказался один и другой сказал: «Нет». Собирайся в дорогу, поэт. Молитва Прошу ни славы, ни утех, Прошу Тебя, скорбя за брата, Спаси мою страну от тех, Кто распинал Тебя когда-то. Христос, они Твои враги! Они рабы Тельца Златого, Ты знаешь сам, так помоги, Ведь Твоего довольно слова… Священник Владимир Нежданов Когда несли Твои святые мощи По несвятой и по Святой Руси, Мы, как слепые, шли в тот день на ощупь. Не день, а ночь! Нас, Господи, спаси! Незримы слезы и неслышно стонет Страна, в земном пожившая раю… Неужто Родину мою хоронят, Живьем хоронят Родину мою?! Молись, народ, чтобы хватило силы Твоих врагов и немощь побороть, Чтоб и тебя исхитил из могилы, Как Серафима, Всеблагий Господь! «Прости нам все грехи, небесный Отче, Избавь от ада, смерть дай превозмочь…» Святая Русь – Саровский чудотворче! Твои святые мощи – наша мощь! Прославлению мощей Серафима Саровского в июле 1903 года посвящены стихи Александра Круглова и оптинского старца преподобного Варсонофия. Ровно через восемьдесят восемь лет состоялся всенародный крестный ход обретения и возвращения мощей святого. Рванулись в рост деревья, травы! Здесь безоглядною весной Собора праздничные главы Парят над тягою земной! А с неба капает, как с крыши! Чем больше смотришь на собор, Тем воздымается все выше В лесных подснежниках простор! И хор гремит в световороте, Парит и манит высотой, И птица в солнечном полете На самой верхней, чистой ноте

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 56 (Ин. 5:77:19)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 3. 12. С. 321336 (1-я пагин.). (Продолжение.) —321— шему желанию исцеления и поощрял к ревностнейшему прошению об этом. Вопрос о том, хочет ли он получить желаемое, содержит выразительное указание на то, что Он может доставить это и уже был готов к этому, но только ожидает еще прошения от того, кто получает благодать. 5:78. Господи, человека не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда бо прихожду аз, ин прежде мене слазит. Глагола ему Иисус: возстани 2396 : Во время святой пятидесятницы ангелы, сходя с неба, возмущали воду купальни и из нее издавали звук как вестника своего присутствия. Тогда вода освящалась как бы от святых духов. И кто из множества больных, придя ранее, предупреждал других, тот выходил освобожденным от удручавшего его недуга, но целебная сила уделялась одному только предвосхищавшему. И это было знамением подзаконной помощи через ангелов, направляемой к одному только народу Иудейскому и кроме него никому другому не сообщающейся. От Дана до Вирсавии изрекались постановления через Моисея, причем служили ангелы на горе Синае, в день, впоследствии установленной, святой пятидесятницы. Поэтому-то и вода купальни возмущалась не в другое время, являя через это нисхождение в нее святых ангелов. —322— Итак расслабленный, не имея, кто бы вверг его в воду, вместе с удручающею его болезнью оплакивал и отсутствие помощников в словах: человека не имею, очевидно который снес бы его в воду. Ожидал он, что Иисус конечно даст ему совет относительно этого. 5:89. Возми одр твой и ходи. И абие бысть здрав человек: и взем одр свой хождаше. Бе же суббота в той день 2397 . Повеление, подобающее Богу и заключающее в себе доказательство вышечеловеческой силы и власти, ибо Он не молится о прекращении болезни у лежащего, дабы не являлся и Он подобным кому-либо из святых пророков, но как Господь сил властно повелевает быть (исцелению), сказав (исцеленному), чтобы, радуясь, шел домой и нес на плечах постель, как знамение силы Целителя для зрителей. Больной тотчас исполняет приказание и через послушание и веру снискивает себе вожделеннейшую благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Слово в день пренесения образа Христа Спасителя Б ывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная ( Еф. 5:1 ). Богомерзкое и крайне нечестивое дело творить и боготворить идолов: потому что идолы суть изображения и подобия ложных богов, то есть, богов несуществующих на самом деле, а вымышленных человеком, по его ослеплению. Посему-то апостол Павел, говоря об идолах, сказал: вемы, яко идол ничтоже есть ( 1Кор. 8:4 ); ничтоже, впрочем, как изъясняет св. Златоуст, не вещию, но знаменованием: ибо знаменует Богом того, который не есть Бог; по веществу же идолы и кумиры не суть ничто, но суть злато или сребро, древо или камение, или, лучше сказать, суть демоны. Напротив благочестивое и богоугодное дело есть писать честные иконы и воздавать им должное почтение: потому что оне суть изображения того, что действительно существует и в таком именно виде, в каком представляется на иконах, изображения Бога истинного и святых угодников Его, и потому воздаваемое им почтение естественно переходит на первообразное, изображаемое на них, как богословствует св. Василий великий . Вот причина, почему Бог премудрый в тоже самое время, как изрек свою заповедь: не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, елика в водах и под землею, да не поклонишися им, и да не послужиши им ( Исх. 20:4 ), дал Моисею следующее повеление: виждь, да устроиши по образу, показанному ти на горе ( Исх. 25:49 ), и Моисей, повинуясь гласу Божию, устроил на земле образную вещей небесных скинию. Вот также причина почему законодатель Израиля, тот, которой вещал к сонму левитов: не сотворите себе образов рукотворенных, ниже изваянных ( Лев. 26:1 ), одною рукою сокрушает тельца златого – кумир, созданный буйством народа, и без пощады поражает безумных служителей его, а другою воздвигает в самом святилище новосозданной скинии златых херувимов – рукотворенные образы служебных духов Вышнего, и повелевает первосвященнику воскурять пред лицем их фимиам. Вот причина, почему в новой благодати сам Господь Иисус, сый сияние славы Отчия и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ), благоволил напечатлеть свой пречестный образ на убрусе и передать оный, в лице едеского князя Авгаря, всем верующим в Него для их пользы душевной, да видяй Его в вещественном изображении видит и Бога Отца ( Иоан. 14:9 ), которого Он есть образ ипостасный, и которого никтоже виде нигдеже, точию Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той Его исповеда ( Иоан. 1:18 ). Вот, наконец, причина, почему христианская Церковь с самых первых дней бытия своего всегда имела святые иконы и свято чтила оные.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово 1 Глава 1 Откр.1:1 . «Апокалипсис Иисуса Христа, егоже даде ему Бог , показати рабом своим, имже подобает быти вскоре». Апокалипсис есть объявление сокровенных таинств, бывающее тогда, когда владычественное в душе (уме) осеняется или Божественным осиянием, или посредством Божественных видений во сне, или в бодрственном состоянии. Говорит же, что это откровение дано Христу, употребляя речь о Нем по человеческой природе, тогда как в Евангелии своем больше всех изобразил Его в чертах возвышенных и Божественных. И здесь именем Ангела служащего и рабов учащихся показывает величие Божества Христова. Ибо всяческая работна Ему. Вскоре быти означает то, что нечто из предсказанного – так сказать под руками, и то, что относится к концу, не очень отдаленно, ибо сказано, что тысяча лет перед Богом, яко день вчерашний, иже мимоиде. Откр.1:1–2 . «И сказа, послав через Ангела Своего, рабу Своему Иоанну, иже свидетельствова слово Божие и свидетельство Иисус Христово, и елика виде (и яже суть и имже подобает быти по сих» 2 . Христос, как Владыка, через Ангела явил мне сие, как рабу Своему, с тем, чтобы я свидетельствовал исповедание в Него, дабы мне, посредством виденного, для обращения слушающих засвидетельствовать и возвестить о том, что существует и сокрыто от людей, и об имеющем быть. Ибо пророчески видел и то и другое, и ясно сие из сказанного: иже суть и имже подобает быти. Это есть значение настоящего и будущего времени. Откр.1:3 . «Блажен чтый, и слышащии словеса пророчествия, и соблюдающии писанная в нем: время бо близ». Ублажает тех, кои читают и слушают для дел. Ибо близко это время и оно всем предложено для делания, как говорит Господь: делайте Дóндеже день есть ( Иоан. 9, 4 ), и удобно для получения блаженства. Иначе: близко время воздаяния за подвиги, по причине краткости настоящей жизни в сравнении с будущей. Откр.1:4 . «Иоанн седми церквам, яже суть во Асии, благодать вам и мир от сущаго, и иже бе, и грядущаго: и от седми духов, иже пред престолом его суть: и от Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Слово в день святых Апостол Петра и Павла и Тезоименитства Его Императорского Высочества, 1766 года, Июня 29 дня Блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех. Мф. 16:17 . Куда ни обратим мы очи свои, везде находим радостные предметы блаженства нашего. Воззрим ли мы на святое благословенного Христианства общество, видим милосердо на него взирающее око Святого Израилева. Посмотрим ли на Россию, видим в ней цветущее мудрого самодержавия древо, под тению которого сладко все покоятся. Церковь нынешним празднованием выводит пред нас два великие святости и благочестия примера. Россия всегда пред очами своими имеет дражайшую двоицу, Благочестивейшую Монархиню с любезнейшим Ее Сыном, предмет нашей радости, вину благополучия, пример добродетели. Церковь празднует днесь своих основателей, которых трудами мир в первосозданное приведен благообразие. Россия совершает ныне торжество Тезоименитства Всероссийского Наследника, Августейшия Матери плода благословенного, почитая в Монархине исполнение своих желаний, а в Наследнике сладчайшую надежду. И так Церковь и Россия вкупе приводят нам примеры неба и земли. Небо и земля к общему нашему блаженству соглашаются. Все нам приятствует; от всех стран веет зефир благоденствия. Что воздадим Господеви за вся, яже воздаде нам? 47 Слышите языцы и покаряйтеся, яко С нами Бог . 48 Но чтоб наша радость была не блистательна только, но и плодоносна, растворим ее духовною беседою. Посмотрим, какое блаженство Спаситель присвояет Петру , и оное относит не до явления плоти и крови, но до явления небесного Отца. А Ты, Боже духов и всякия плоти! наш плотию обременяемый дух подыми от земных к горним, и очистив мысленное око, даждь разумно видети Тя. Блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех. В Сем Евангельском тексте некоторые слова требуют изъяснения, а именно, что означает явление, плоть и кровь, явление плоти и крови, и явление Отца небеснаго? Явление значит познание вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 21-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 31 зач., 7, 17—30 Такое мнение о Иисусе распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. И возвестили Иоанну ученики его о всем том. Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне! По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него. Радость спасения мира возвещает Господь. Однако в Евангелии сегодняшнего дня нам показано, как труден путь к этой радости. Мы видим в каменной темнице того, кто этого никак не заслужил. Святой Иоанн Креститель имел мужество взывать к совести царя Ирода, обличая его за то, что он взял себе в супруги Иродиаду, жену брата своего. Иродиада возненавидела Иоанна и восхотела отомстить ему. По ее наущению Ирод повелел заключить Иоанна в темницу. В конце концов она потребует голову Иоанна и получит ее. Когда Предтеча находился в темнице, Господь посетил его глубоким испытанием. Больший из рожденных женами должен был приобщиться в исключительной степени той богооставленности, которую примет Спаситель в Гефсиманском саду и на Кресте.

http://pravoslavie.ru/3703.html

1842 год 33 1842 г. С 8 – 20 Июня. Поездка по Далмации Июня 8 . Духов день. Ровно в шесть часов пополудни я оставил Триэст и переместился на пароход, отплывающий в Далмацию. Заняв свое место, я непременно хотел видеть капитана парохода. Человеку, отправляющемуся в чужую страну, и притом по рыбьей дороге, всего естественнее узнать человека, которому вверяется жизнь с ее надеждами. В 8 часов вечера я отправился в Далмацию на пароходе «Граф Митровский». Пароход довольно велик, удобен и отделан чисто и даже роскошно. Как мила эта общая зала, в которой я один пишу эти строки! (Все прочие сопутники мои курят табак на палубе). Свет проходит в нее сверху и из 4 окон, устроенных в кормовой части парохода. Стены этой залы обложены красным деревом и полированы отменно хорошо. Они устроены в виде зеркал, из коих каждые два отделяются небольшою пилястрою того же дерева с позлащенным карнизом. Вдоль той и другой стены поставлены шесть небольших диванов, обитых черным бархатом и покрытых полосатым полотном; и в полукружии кормы есть также дугообразный диван. Среди залы стоит большой стол на прекрасном паркетном полу. На этом столе могут обедать двадцать четыре человека. У входа в залу повешено прекрасное зеркало в деревянных позлащенных рамах; в нем отражается вся зала со всем ее убранством и часть моря, шумящего за кормою. За стенками залы устроены двухъярусные спальни в боках парохода. При входе в общую залу, направо, отлично устроено женское отделение с небольшой общею залою и особенными спальнями. Июня 9–10 и 18–20 . Утро. Люшин малый. – Lussin Piccolo. Бухта глубока и окружена высокими горами. Жители города – моряки. Море – их кормилец. Земледелия нет. Видел я кой-где в огородах города ячмень, но его так мало, что и птицам люшинским не достало бы его на месяц. Виноделие есть. Люшин имеет вид дуги. Все дома каменные. Улиц нет, а есть каменные крутые лестницы, ведущие на горы и под горы, по коим расположен городок. Жителей около 4000. Вероисповедание католическое. Главная церковь , стоящая на самом высоком месте города, изрядна. Кроме нее есть еще три храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

4. Сошествие Иисуса Христа в ад (1Пет. 3:18, 19) После погребения Спасителя, совершившего наше искупление на кресте, для Него настало то великое тридневное субботствование, о котором Он Сам говорил лукавому роду книжников и фарисеев: «якоже... бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи» ( Мф. 12:40 ). По изображению церковных песней пребывание Господа во гробе есть та «благословенная суббота, день упокоения», когда единородный Божий «субботствовал плотию, почил от всех дел Своих», воссозидая обновляя падшее естество («Служб. вел. субб. утр. кан.» п, 4. троп. 1; стихир. хвалитех 2, слава). «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог: в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный» («Служб. св. Пасхи, тропарь часов». См. также «служб.» п. 7. 4), или, выражается св. Афанасий Александрийский , «Умерло тело, произошло его разрешение, а Бог-Слово непреложно теле, душе, Себе Самом, Сый лоне Отчем, показание Своем неизменяемости. В том же зраке, который Нем подобен нашему, изобразил нашу смерть, чтобы нем уготовать нас воскресение, возвратив из ада душу гроба явлением души смерти уничтожить погребением тела привести бездействие тление, явив бессмертие нетлением подобном нашему совершив нам путь разрешив нас, содержимым плену» («Твор. отц.» М. 1853 г., т. 21, стр. 407, 408). Сошествие Господа в ад св. ап. Петр полагает непосредственно вслед за смертию Его: «Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же Духом: о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда» ( 1Пет. 3:18, 19 ). В то время, как пречистое тело почивало во гробе, под печатию синедриона, обоженная душа Христова сошла туда, куда сходили души всех земнородных, лишившихся за грех прародителей райского блаженства, – сошла в темницу духов – ад, чтобы разрушить силу диавола в самой твердыне его и освободить узников, заключенных там от века. По мысли св. отца, «ад не вынес бы пришествия непокровенного Божества», а между тем, все должно было совершиться «по естеству и в самой действительности»: Христу, как человеку, не быть держиму смертию и, как Богу, разрушить державу смерти и ада («Тв. св. отц.» М. 1853 г., т. 2т, стр. 381).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа 3. Первенец из мертвых. Легитимная власть. «Аксиос!» Альфа и Омега. Невменяемая юность. Библейские проблемы. Семь исторических периодов Церкви. Ангелы-Хранители исторических эпох. Чемоданные христине. Итак, мы сегодня продолжаем изучение Книги Откровение Иоанна Богослова. Сегодня мы будем продолжать изучение 1-й главы с 4 стиха и ниже. 4 стих мы уже отчасти рассмотрели: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» ( Откр.1:4 ). Как я уже сказал, число семь в Библии означает некую абсолютную неопределенность, неопределенно большое количество, то есть это число, которое говорит о некой полноте, по истолкованию блаженного Иеронима Стридонского – означает благодатную полноту. Сверхполнота – это число восемь. Ветхозаветная седмица оканчивалась седьмым днем, который был субботой. Наша христианская седмица оканчивается прежним первым ветхозаветным днем недели, новозаветным воскресным днем. Таким образом, таинственно воскресный день становится как бы восьмым днем, он выходит за пределы седмичной реальности. Потому что Христос, воскреснув из мертвых, дал нам возможность воскреснуть для новой жизни, для Бога и с Богом, то есть стать духовно вменяемыми людьми, вышедшими за пределы чувственного мира, и уже в этой жизни стать причастниками жизни иной. Сказано: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ); и еще: «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:5–6 ). Иоанн пишет послание семи церквам, то есть всем христианским церквам, обращается ко всей полноте церковной Кафолии. И мы видим, что говорится здесь о семи духах, находящихся пред престолом Его. У каждой поместной церкви есть свой Ангел хранитель, у каждого храма есть свой Ангел хранитель. У каждого человека есть свой Ангел-хранитель. И мы читаем далее: «и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» . ( Откр.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть ( 1Ин.4:1 ) Сын церкви времен Апостольских, или ближайших к ним, слышавший это увещание Апостола, память которого мы ныне празднуем, не мог не признать, что оно особенно благопотребно по обстоятельствам времени. Ибо только что начинающая насаждаться на развалинах древнего мира новая церковь Христова подвержена была напору тлеющих и чуждых ее истинного духа учений. Ныне времена ересей, по-видимому, миновали, догматы веры давно разъяснены, определены и утверждены, так что уже не должно бы быть места ни сомнению, ни еретическому толкованию. И однако и ныне церковь не перестает повторять нам апостольское увещание – быть осторожными, и ныне не перестает напоминать нам об испытании духов, от Бога ли они. И это – не без причины. Если справедлива мысль, а она несомненно справедлива, – что слово Божие в целом и частях не есть выражение какого-либо духа времени, но представляет сокровище Богооткровенных истин и правил жизни для всякого времени, то уже потому самому мы не можем отрицать применительности слов Апостола и к настоящему времени. Если же мы попытаемся приподнять блестящую личину времени, и взглянуть, что за нею скрывается, то увидим, что ныне настоятельная нужда велит повторять в уши верных предостережение от покорного последования направлению и духу времени. Наш век гордится мудростью, хвалится независимостью мысли, свободой исследований, – и не без основания. Современная мысль работает усиленно и быстро. Не желая успокоиться на дознанном, она идет и идет неутомимо к расширению области знания, к отысканию чего-то неизвестного, к открытию неведомого. Жажда нового, погоня за чем-то неведомым, восторженное увлечение открытиями, готовность бросить, отвергнуть все, что не носит на себе печати новизны – все это становится знамением времени. Внешние черты современного направления так привлекательны, так благовидны, что неискушенный в вере легко может принять его за ангела светла, за истинный дух учения Христова. В самом деле, можно ли быть холодным зрителем неусыпной деятельности, которая кипит у нас повсюду? Можно ли не сочувствовать пламенной любви к просвещению, одушевляющей современное человечество, а особенно молодое поколение? Можно ли не радоваться этому могуществу мысли, препобеждающей трудности, по-видимому, неодолимые и поведавшей миру свои немалочисленные приобретения? Но удержимся от преждевременной похвалы, погодим читать хвалебное слово веку, посмотрим, в чем изобличит век сам себя!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010