митрополит Волоколамский Иларион Митрополит Волоколамский Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 года был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 годах служил в армии. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. 19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, + 1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового (день памяти 6 (19) июня), а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. 19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (ныне архиепископ Керченский). В 1988-1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора города Каунаса. В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1991 году – Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

http://e-vestnik.ru/persons/mitr_hilario...

монах Гоброн Скачать epub pdf Житие преподобного Иоанна Зедазнийского чудотворца, начальника сирийских Отцов Память его 7 мая 68 , с его двенадцатью учениками. Этот достойный памяти и удивления и всеми восхваляемый муж 69 был родом из Сирии, где и получил первоначальное образование. Как о месте рождения его, так и о родителях его ничего неизвестно. Известно только, что он родился в селе близ города Антиохии. В Антиохии он учился, совершенствовался в познании веры и достиг зрелого возраста. Дивный Иоанн, венец и украшение подвижников, глубоко изучил Священное Писание и, как бы в сокровищнице, собрал все хорошее и душеполезное в своем сердце. По достижении зрелого возраста он был украшен всеми христианскими добродетелями. Совершенствуясь в духовных подвигах, он приобрел богатство разнообразного знания. Еще в молодых летах он по обычаю того времени принял монашество и, повинуясь внутреннему голосу, предался уединению, чтобы быть вдали от всех мирских забот. Преподобный всеми силами стремился посвящать дни свои служению Богу и шел по стезям Его спасительных заповедей, а для этого он с каждым днем больше и больше предавался посту и молитве. Кротость и смирение были так велики в этом святом отце, что он считал себя «червем, а не человеком», смирение сохраняло всегда невозмущенным его дух. Он был сильным противником зла, а в особенности виновника его диавола и боролся с ним всеми силами, пока не побеждал. Неиссякаемые источники слез проливались из очей святого, день и ночь он молил Господа даровать ему силу бороться с плотскими страстями, так сильно нарушающими покой души. Бог услышал раба Своего и дал ему власть над страстями и дар чудотворения. Св. Иоанн превзошел подвигами других братий в обители, творением чудес он привлекал к себе жителей Антиохийской страны, просвещал их светом Богопознания и поучал их исполнению евангельских заповедей. Благодаря своим высоким добродетелям он сделался светилом той страны, больные разными недугами получали от него исцеления: слепые прозревали, хромые ходили, бесноватые освобождались от нечистых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неизвестный автор Кончина века. Беседа 1. Общее содержание Апокалипсиса по главам, от 1-й до 5-й. – Приветствие Тайнозрителя церквам. – Значение названия книги Апокалипсис. – Семь церквей. – Состояние духовного видения. – Созерцание Тайнозрителем Иисуса Христа. – Значение виденного. – Откровение Ангелам семи церквей. – Откровение о суде над миром. – О различных прежних судах Божиих над царями и царствами, в общественных и частных сферах. – Предварительный суд над миром. – Престол. – Сидящий на нем. – Четыре животных. – Двадцать четыре престола и старцы на них сидящие. – Молнии и громы, и гласы. – Море стеклянное, подобное кристаллу. – Агнец, как бы закланный, принимает суд над миром. В приветствии св. Иоанна Богослова церквам, Триипостасное Божество, от Которого преподается благодать и мир, изображается символически. Так, когда Иоанн говорит от Ипостаси Отчей, то упоминает Того, Который есть и был, и грядет, то есть содержит начало, средину и конец всего существующего. Когда говорит от Ипостаси Духа, то упоминает Семь Духов, находящихся пред престолом Отчим, а это знаменует Дары Животворящего Духа. Когда же говорит от второго Лица Триипостасного Божества, то называет Иисуса Христа, Который есть Свидетель Верный (ибо Он свидетельствовал пред синедрионом и Пилатом о том, что Он Царь Истины и Сын Божий, сидящий одесную Отца и имеющий прийти на облаках небесных). Первенец из мертвых (ибо Он есть жизнь и воскресение) и Владыка царей земных (как Царь царствующих и Господь господствующих). Он же – Альфа и Омега, начало и конец. Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель (означает, что в Иисусе Христе начало, средина и конец всего существующего). Название Апокалипсис, т.е. Откровение Иисуса Христа, означает объявление сокровенных тайн будущего суда и воздаяния, светопреставления, или мирообновления, чему надлежит быть вскоре. Вскоре, впрочем, в том смысле, как говорит святой Андрей Кесарийский (изъяснявший Апокалипсис в 5 веке по Р. Х.), что нечто из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками; но даже и то, что относится к концу времен, не очень отдаленно, ибо тысяча лет пред Богом, как вчерашний, мимошедший день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Ноябрь 5 октября Благодарю Господа от всего сердца моего за избавление от злых духов раба Божия Иоанна (крестьянина) , по общей молитве нашей, паче же по молитве Церкви, составившей такие прекрасные, сильные молитвы на изгнание демонов. Это паче и паче ободряет меня к молитве за бедных людей, мучимых от диавола. Слава благости, премудрости и силе Твоей, Господи! 6 октября Благодарю Тя, Господи, яко раннее утро нынешнего дня ознаменовал еси по молитве моей милостию Твоею и спасением Твоим, явленным мне, недостойному, во избавлении от льстивой, блудной сласти при встрече с девицею. Господи! даждь мне соблюсти сердце мое верным Тебе во все дни живота моего. Скорбь и теснота на всяку душу человека творящего злое [ Рим. 2, 9 ], лишение легкости, света, свободы, мира, утешение и радости Духа Святого. При встрече с разными людьми лукавый старается вселить в нас или блудную похоть, или отвращение, зависть и ненависть, смотря по качествам человека телесным и духовным, а Ангел Божий вселяет чистую любовь во Христе, соединенную с уважением, как к образу и подобию Божию, как к члену Христову, члену Церкви Его, как к чаду Божию и наследнику будущего блаженного Царствия. Ветхому, адамову человеку всего мало, по его жадности, ненасытности, по его стремлению обладать всем одному, хотя ему нужно весьма мало, и он ярится, когда его стесняют другие в его (мнимых) владениях или имуществе, когда он волею или неволею должен делиться с ближними своим добром. Но ему надо чаще приводить на память смерть и смирительный дом: гроб да толькотолько сажень земли – вот его владение последнее! Пусть же он не ширится и не надмевается, а привыкает заблаговременно к тесноте и довольствуется малым укрухом хлеба и стаканом воды. Господи! Избавителю мой, благодарю Тя, яко даровал еси мне нынешний день благодать и милость неизреченную совершить Божественную литургию без утрени, и даровал еси мне оставление грехов в причащении Божественных Таин Твоих, и сподобил еси причастити раба Твоего Петра (Александровича Васильева) на одре болезни его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Великий пост близок к завершению, и сегодня Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Святой Великий пост есть средоточие нашей жизни, осмысление всех Божественных тайн, всех тайн нашего спасения, к которым мы приобщаемся через Божию Матерь. Церковь приносит Божией Матери похвалу от Архангела Гавриила, который говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Она приносит Пресвятой Богородице похвалу святой праведной Елисаветы — матери большего из всех рожденных женами, которая так же называет Ее Блаженной и Благословенной. За Божественной литургией в воскресенье Великого поста, после пресуществления Святых Даров, мы поем: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный Храме и Раю словесный». Это происходит, когда в Церкви среди нас является благодатное присутствие Самого Христа Его Пречистым Телом и Кровию. Когда поется эта песнь хвалы Божией Матери, священник молится о всей Церкви протяженносложенной молитвой. Эта молитва о всех в скорбях и нуждах сущих, о всех, в темницах, в болезнях и в горьких работах страждущих, о всех, кто от нечистых духов стужаем, кто погибает в грехах. Эта молитва — о всех людях, имена которых невозможно вспомнить. Но всех их знает Господь, и все они в памяти Пречистой Божией Матери, Которая молится за каждого человека, и все люди приносят Ей от лица Церкви и в лице Церкви хвалу. «Се, бо отныне ублажат Мя вси роди», — говорит Божия Матерь, и это пророчество исполняется так, что уже две тысячи лет весь род человеческий немолчно, каждый день приносит похвалу Богородице в песне, которая звучит за утреней: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». И нам является нечто необычное в том, что открывает Церковь о человеке, о Божией Матери, о Ее необыкновенной близости к Богу. Один из самых величайших людей — пророк Исаия говорит: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами… — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6, 5). Когда к нам приближается Бог, мы можем только с трепетом говорить об этом устами ветхозаветного пророка. А Божия Матерь в смирении и одновременно в непоколебимой уверенности исповедует, что в роды родов все человечество будет приносить Ей похвалу, ублажать Ее, и в этих словах звучит какая-то особенная, исключительная радость победы, которая будет дана всем.

http://moral.ru/pohvala/

Одно из самых авторитетных и популярных аскетических руководств. Это воинское руководство в той «войне не против плоти и крови, а против сил, господств и престолов, против духов злобы поднебесных», которую ведет каждый христианин. Интересно, что Никодим Святогорец не автор, а переводчик «Невидимой брани». Автор ее — театинец Лоренцо Скуполи, католик. Никодим Святогорец многое в своем переводе «Невидимой брани» изменил, добавил от себя. Феофан Затворник, в свою очередь, перевел «Невидимую брань» на русский, тоже многое в ней изменив. Тем не менее это интересный прецедент обращения великого православного святого крайне консервативного склада к католической духовности. Важно помнить о нем сейчас, когда некоторые чересчур ревностные люди всякое касание к католическому наследию считают невозможным для православия. Группа Вконтакте Facebook группа Невидимая брань Перевод с греческого святителя Феофана Затворника. Этот труд преподобного Никодима Святогорца, переведенный и адаптированный святителем Феофаном Затворником, давно стал излюбленным чтением православных. Книга повествует о той невидимой битве, которую каждый христианин ведет со врагами своего спасения. В книге обозревается поле этой битвы, излагаются методы ведения борьбы, раскрываются способы использования духовного оружия, которое есть в нашем распоряжении. Желающий достигнуть Небесного Царства должен вести мысленную брань против страстей врагов рода человеческого, день и ночь не перестающих воевать против него. Своеобразную тактику и стратегию этой брани Господней предлагает нам преподобный отец. Книга адресована читателю, желающему правильно проходить путь духовной жизни. В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книга сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует почитать не столько переводом, сколько вольным переложением.

http://predanie.ru/book/71702-nevidimaya...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие преподобного Илариона Великого Житие преподобного Илариона Великого День памяти: 21 октября/3 ноября Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Содержание аудиокниги соответствует главе текстовой версии «Полное Житие» Илариона Великого Житие преподобного Илариона Великого Краткое житие Преподобный Иларион Великий родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял Святое Крещение. Услышав об Ангельской жизни преподобного Антония Великого (память 17 января), Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы. Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. За семь лет до кончины († 371–372) преподобный Иларион поселился на Кипре, где подвизался в пустынном месте, пока Господь не призвал его к Себе. Полное житие

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слова и беседы на дни святых Свт. Иннокентий Херсонкий прославился в первую очередь как проповедник (его проповеди пользовались огромной популярностью в дореволюционной России, переводились на многие языки). В этой книге собраны слова и беседы на дни святых. Слово на день Собора Архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил Празднующим в честь высоких и благотворных лиц всего ближе и приятнее в продолжение празднества беседовать между собою о сих лицах. Посему, братие, и я намерен побеседовать ныне с вами о Святых Архангелах. Священные изображения их всегда предстоят очам нашим в сем храме, посвященном их имени; но они стоят на такой высоте, что многие с трудом могут возводить туда взор и не в состоянии различать всего, чем отличается изображение каждого Архангела. Посему слово наше может быть не бесплодным для слуха вашего дополнением и изъяснением того, что всегда видит здесь ваше око. Только не ожидайте, братие, от меня в сем случае каких-либо собственных умозрений о мире Ангельском; с сего священного места должно слышаться одно то, что открывают нам касательно Ангелов слово Божие и сказания тех богомудрых мужей, кои не напрасно именуются от самой Церкви собеседниками Ангелов. Ублажаемые ныне Церковью лица называются Архангелами, или главными и первыми из Ангелов, потому что они суть вожди и начальники ликов Ангельских. Ибо и на небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждого, нет, однако же, того равенства, коего некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятыя Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Хотя число Ангелов крайне велико, тмы тем, по выражению Писания, но Архангелов только семь. Аз есмъ... един от седми святых Ангелов, - так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту, - иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго (Тов. 12; 15). И святой Иоанн в своем дивном Апокалипсисе, изрекая благодать и мир церквам от Сущаго, и Иже бе, и Грядущаго, изрекает потом благословение и от седми духов, иже пред престолом Его суть (Откр. 1; 4). Отчего главных Ангелов только седмь - не менее и не более?.. Эта тайна творения, до-ведомая Господу и Творцу Ангелов. Мы с благоговением только можем приметить в настоящем случае, что седмеричное число составляет один из самых главных законов происхождения и бытия тварей и в мире духовном, и в мире вещественном. Ибо воззрим ли на Царство благодати?.. Обретаем седмь даров Духа Святаго, седмь Таинств. Посмотрим ли на царство природы?.. Находим седмь лучей света, седмь тонов звука, седмь дней творения, и прочее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Отроковица некая, христианка, была похищена персами. И отвели ее к их князю, ибо была прекрасна. В сердце же своем она воссылала непрестанную молитву со слезами Владыке Христу, дабы сохранил ее неоскверненной от нечестивого князя. И услышал ее Бог, ибо подал такой умысел. Когда нечестивый князь, увидев ее, уязвился красотой и захотел быть с ней, она, будучи вразумлена, сказала ему: «Вижу, господин мой, что с этого дня я буду твоей женой и госпожой над всеми твоими имениями. Но, любя тебя, молю: оставь меня в эту ночь, а завтра скажу тебе чудную вещь». Князь же спросил: «Что за вещь?» Она отвечала: «Зелье знаю некое, и если покажу тебе, то не испугаешься ни рати, ни меча, ни стрелы, ни иного оружия, повреждающего тело». Но он сказал: «Завтра скажешь мне то, ныне же будь со мною». Она отвечала: «Невозможно этому зелью быть раскрытым женой растленной, только небрачной девицей. Потому что если не так, то оно будет недейственно». Услышав это, князь отпустил ее в ту ночь. На следующий день говорит ей: «Иди и скажи мне зелье оное». Блаженная же отроковица, идя с ним наедине по саду, сорвала некую травку, что нашла здесь, и говорит: «Вот оно». Он же ей: «И как узнаю, истинно ли, что ты говоришь?» Тогда она взяла травку, помазала ею шею свою и сказала: «Возьми острый меч, замахнись крепко, обеими руками, и ударь, как только можешь, — увидишь, что нисколько не коснется меня меч твой». Поверив ее словам, он занес меч над головой святой девицы, замахнулся и ударил — и отсек ее голову. Лишь после того уразумев, что поруган был ею, начал скрежетать зубами своими на нее, но в чем преуспел?.. Мудрая дева отошла нескверной к Жениху своему, оставив предивный образ хотящим сохранить чистоту. О, окаянство нечистоты нашей! Мы и малой страсти не хотим претерпеть доблестно, а эта — смертью сохранила девство свое нетленным. РОСА ПРОГНАНИЯ ЛУКАВЫХ ДУХОВ (Пс. 90:14). Чудо 16 Селение есть близ Чернигова, называемое Смолин. Из того селения некий бесноватый человек по имени Стефан, крепко связанный силой бывшего в нем беса, привезен был в Ильинский монастырь ко Пресвятой Богородице. Она же так покрыла его Своим заступничеством, что он сразу освободился от мучившего его беса и здоровым возвратился в свой дом, прославляя свою Покровительницу и Заступницу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Письма из Заключения старца Зосимовой пустыни и Высоко-Петровского монастыря Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 От публикатора. Человеку, приходящему ко Христу и начинающему жить в Церкви, чтобы без колебаний последовать за Ним, необходимо увидеть образ Господа, явленный в жизни современника. Христиани­ну конца ХХ в. этот образ может открыться в наших соотечественни­ках, которым выпало на долю мученически исповедывать Христа в эпоху гонений, страшнее которых не знало человечество. Один из них — старец Игнатий — стал для своих чад свидетелем действенной любви Христовой, вдохновил их мужественно следовать по Его стопам и посвятить Ему всю свою жизнь. Огонь этой любви запечатлен в его письмах, сохраненных для нас духовными детьми старца. Александр Александрович Лебедев, будущий схиархимандрит Иг­натий, родился 28 мая 1884 г., в Духов день, когда в окрестных церк­вях начиналась Божественная Литургия 1 . Его родители, жители горо­да Чухломы Костромской губернии, были глубоко верующими интеллигентными людьми. Отец происходил “из звания потомственных почет­ных граждан”, всю жизнь проработал в должности секретаря съезда мировых судей. Мать была дочерью секретаря городского земского суда. Позднее, уже после смерти мужа, она приняла монашеский по­стриг с именем Авраамии, в честь преп. Авраамия Чухломского. Саша был их единственным ребенком. Вместе с глубокой верой они сумели дать ему и достойное светское воспитание. Мальчик любил и тонко чувствовал музыку, играл на скрипке, увлекался астрономией. Закончив Солигаличское духовное училище и Костромскую ду­ховную семинарию, Александр Лебедев в 1903 г. поступил в Казан­ский ветеринарный институт. В Казани его встретила необыкновенно благоприятная духовная атмосфера. В центре духовной жизни города в то время был схиархимандрит Гавриил (Зырянов; старец находившейся недалеко от Казани Седмиезерной пустыни 2 . К сосре­доточенному вокруг него кружку церковной молодежи и примкнул юный студент ветеринарного института. К этому времени жизненный путь Александра Александровича еще не определился. В институт он поступал, видимо, потому, что стремился к более широким знаниям, чем те, которые могла дать губернская семинария. Но в первые же го­ды пребывания в Казани он почувствовал “зов Божий”, определив­ший его последующую жизнь.

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010