1878 Поучение в навечерие Богоявления Господня 54 Почерпите воду с веселием от источник спасения ( Ис.12:3 ) Часто мы, братья, обращаемся за помощью к врачам, когда бываем одержимы какими-нибудь недугами, а еще чаще мы обращаемся к так называемым домашним лекарственным средствам; едва ли даже нет между нами и таких, которые во время своих недугов душевных и телесных обращаются за помощью к разным знахарям, бабкам, гадальщицам, заговорщикам и другим подобным людям, будто бы могущим излечивать эти недуги при посредстве каких-то секретных знаний, одним только им известных. Но часто ли мы обращаемся к лечению всякого рода душевных и телесных недугов посредством данного нам матерью нашей Церковью целебного вещества, Великой агиасмы, или святой богоявленской воды, которая должна иметься в каждом православном доме? Ах, как редко мы прибегаем к этому средству избавления от недугов! Многие из нас как будто совсем забыли про этот врачебный дар или как будто даже не знают того, что св. богоявленская вода имеет великую целебную силу в недугах. Редко кто из нас освящает себя богоявленскою водою, и разве только по древнему обычаю имеем ее в своих домах на случай освящения ею пищи или сосудов, когда в них попадет что-либо нечистое. А между тем эта вода имеет великую чудодейственную силу: она прогоняет от нас злых духов, она очищает всякую скверну, она врачует и недуги как душевные, так и телесные, в особенности же те, которые бывают следствием зловредного влияния на нашу душу и тело врага нашего спасения, диавола. Она затем и дается нам Церковью, чтобы мы постоянно пользовались ей как многоценным, чудодейственным даром для очищения наших душ и телес, исцеления страстей и немощей, отгнания от себя нечистых духов и освящения своих жилищ. И отнюдь нельзя сказать того, чтобы мы всего этого не знали: мы от дней юности знаем об этом по преданию и слышим напоминание нам Св. Церкви об этом. В настоящее навечерие Богоявления Господня и в самый день Богоявления Св. Церковь ежегодно напоминает нам об этом во время священнодействия великого освящения воды. Мы слышим в это время, как Св. Церковь молит Господа о том, чтобы Он пришел наитием Святого Своего Духа, освятил эту воду и сообщил ей чудодейственную силу. В молитве при освящении этой воды, между прочим, слышим мы, читается следующее: «И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену: да вси почерпающии и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну». И еще: «Даждь всем, прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Глава IV Отличительные признаки Духа от Бога и духа антихриста (1–6). Любовь Божия и любовь к Богу (7–10). Любовь к ближним (11–12). Обязанность христиан любить Бога и братьев и исповедать, что Иисус есть Сын Божий (13–16). Совершенство христианской любви в дерзновении в день Суда (17–18). Неразрывная связь между любовью к Богу и любовью к ближним (19–21). 1Ин.4:1 .  Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Упомянув ( 1Ин.3:24 ) о благодатных дарованиях Святого Духа, присущих христианам, Апостол теперь считает необходимым предостеречь читателей от возможной опасности со стороны злоупотребляющих упомянутыми дарованиями. В первенствующей Церкви было обилие духовных дарований, подаваемых Духом Святым на пользу Церкви ( 1Кор 7:7–11 ): учительство, пророчество, чудесные исцеления, глоссолалия и др. были проявлениями Божественного Духа в верующих. Но рядом и по подобию с истинным вдохновением от Духа Святого, с истинными учителями и чудотворцами, выступило ложное вдохновение от духа тьмы – диавола, явились ложные учители, одушевляемые духом антихристианским, которые легко могли прельщать и увлекать за собою нетвердых членов христианской общины. Посему от таких «духов» или «лжепророков» и предостерегает христиан Ап. Иоанн – «присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие отношения с лжебратьями, лжеапостолами и лжепророками и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единоправными, мы, во-первых, повредим сами себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам, потом повредим тем, которые преданы нам. Ибо любовь наша к лжебратиям, лжепророкам и лжеапостолам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из-за нашего обращения с ними» (блаж. Феофил.). 1Ин.4:2 .  Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О Сретеньи Господнем, исповедании веры и «неверности любви» С некоторых пор – под видом христианства, превращаемого в государственную идеологию и эта подмена гораздо опасней открытого противоборства, от нас требуется еще более тонкая способность различения духов, чем когда государство уничтожало религию, не скрывая своего отношения к ней и к верующим. И еще вопрос: в каком обществе труднее быть христианином не по названию, а по существу: в тоталитарном или плюралистическом. 14 февраля, 2010 С некоторых пор – под видом христианства, превращаемого в государственную идеологию и эта подмена гораздо опасней открытого противоборства, от нас требуется еще более тонкая способность различения духов, чем когда государство уничтожало религию, не скрывая своего отношения к ней и к верующим. И еще вопрос: в каком обществе труднее быть христианином не по названию, а по существу: в тоталитарном или плюралистическом. В этом году из-за необычно рано начинающегося Великого Поста праздник Сретенья переносится на день раньше и будет отмечаться не в понедельник 15-го, а завтра, в воскресение 14-го – в воскресение, которое в церковном календаре носит название недели сыропустной, посвященной воспоминанию Адамова изгнания из рая и называется также прощеным воскресением. Итак, соединяются начало человеческой истории после грехопадения и ее кульминация, о которой старец Симеон говорит известными каждому христианину словами: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов,  свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Кто такой Симеон? Евангелист Лука пишет о нем, что он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. В образе этого старца, которому, пишет Лука, было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня, мы видим заждавшегося Мессии единственного тогда в мире народа, поклоняющегося истинному Богу, но аналогичное ожидание было свойственно в ту эпоху всему средиземноморскому миру.

http://pravmir.ru/o-sreteni-ispovedanii-...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Неделю о блудном сыне Завтрашний день называется Неделей о блудном сыне – по той притче, которую все мы должны хорошо знать. Она очень поучительна, и поэтому перед Великим постом Святая Церковь читает ее для всех нас. В сегодняшнем воскресном Евангелии говорилось о том, как воскресший из мертвых Господь явился Своим ученикам. Вошел и говорит: «Мир вам!» А они убоялись, потому что думали, что видят духа. Но Христос сказал: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» Почему Господь сказал о сердце, разве мысли не в голове пребывают? Здесь мы касаемся одной очень важной проблемы, и притча о блудном сыне как раз тоже об этом говорит. Сегодня мы слышали песнопение: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам». Крест уподобляется оружию. И очень часто в церкви звучат слова: броня, меч, оружие, брань, битва, воинство и так далее. Что это за брань? Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, но... против духов злобы поднебесных». Церковь – воинство, но бьется оно не с людьми. В наше время некоторые пытаются бороться с врагами Церкви, хотели бы их повесить, растерзать, расстрелять и так далее – в силу того, что не знают, собственно, сути предмета. А суть заключается в том, что брань наша – духовная. Мы все окружены духами. Нас окружают ангелы и святые угодники Божии, но из-за поврежденности нашей мы их не видим. А те люди, которые идут путем воздержания от греха, очищения своего сердца, еще на земле сподобляются видеть ангелов и свет Божий, который можно созерцать чистым сердцем. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Иногда приходится слышать такое мнение: Бога никто не видел, поэтому нельзя доказать, что Он есть. Но это неправда, Бога видели очень многие, сотни тысяч людей, а некоторые даже трогали Его своими руками. Апостол Иоанн Богослов так и сказал: «Мы осязали Его своими руками». Помимо духов света, нас окружают и духи тьмы. И многие мысли, которые приходят к нам в голову, а потом впускаются нами в сердце, внушены ими. Поэтому духовная жизнь есть борьба с этими духами, постоянная духовная битва.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Двадцать шестой день. Собор св. архангела Гавриила. (Об ангелах). I. Подобно тому, как на следующий день после праздника Крещения Господня празднуется в честь св. Иоанна Крестителя, так и в день, следующий после Благовещения, св. церковь собирается для торжественного празднования тому святому архангелу, который ниспослан был Богом для принесения Пресвятой Деве радостной вести о воплощении Сына Божия. – Св. архангел Гавриил почитается одним из семи духов, предстоящих пред престолом Божиим, вестником таин Божиих. Он же возвестил пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из Вавилона и о времени пришествия Мессии, и святому Захарии о рождении св. Предтечи. II. Для общего назидания благовременно будет в день архистратига Гавриила заняться размышлением об ангелах. а) Начнем с первого вопроса: кто суть ангелы и какова их природа? Ангелы духи бесплотные, а потому телесными нашими очами невидимые; одарены умом, волею, могуществом, совершеннейшими и превосходнейшими, чем человек; обитают на небе, но, когда нужно, с быстротою молнии слетают на землю. Апостол Павел называет ангелов духами: не все ли они суть служебные духи? но, по учению Спасителя, – дух плоти и костей не имеет. Хотя ангелы являлись нередко людям в чувственных образах, например, в виде юноши или мужа совершенна; но они принимали этот чувственный вид на время, для удобнейшего откровения людям воли Божией. В сущности же ангелы суть духи безтелесные, не облеченные плотию. б) Отличаясь от человеков умом, ангелы превосходят их и совершенством воли и могуществом. Слово Божие называет ангелов святыми: и вси святии ангели с Ним ( Мф. 25, 31 ), а о человеке говорит: нет человека, который не согрешил бы (3 царь. 8, 46). Ангелы по благодати Божией, за свое беспрекословное повиновение Богу, достигли такой святости, на столько утвердились в добре, что соделались вовсе неподвижны на зло, не могут согрешить, а из человеков ни один, доколе жив, не безопасен от падений греховных. О могуществе ангелов апостол Петр говорит, что они крепостию и силою больше, чем человек ( 2Петр. 2, 11 ). По откровению Иоаннову, ангелы владычествуют над огнем, водой и ветром ( Апок. 8, 1; 14, 18; 16, 5 ). По свидетельству истории, один ангел может поражать целыя тысячи людей, так, напр., ангел Господень в одну ночь поразил войско Сеннахирима, царя ассирийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

17. Слово в день собора святаго архистратига Михаила (Говорено в Архангельском кафедральном соборе; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) 1821 Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? Ebp. I, 14 . Торжественно собрался ныне собор земный, воздать честь Собору небесному; собрался собор человеков, воспеть хвалы Собору Ангелов. Для чего? «Не все ли они», говорит Апостол, изъясняя высокое превосходство Сына Божия пред Ангелами, не все ли они «суть служебные духи»? Для чего же Церковь , которая часто изъявляет желание вместе с Ангелами служить Богу, и славословить Его благость, теперь, так сказать, остается позади их, и совершает род служения в честь их самих? Сие тем более требует изследования, что и древний закон, «вчиненный Ангелами» ( Гaл. III, 19 ), не представляет никакого торжественнаго установления в честь Ангелов. Самое обыкновенное основание священных установлений, – говоря сие, мы не колеблем других оснований, глубоких и таинственных, – самое, говорю, обыкновенное основание церковных установлений есть благочестивое напоминание. «Помни день субботный» ( Исх. ХХ, 8 ), говорит заповедь. «Будет вам день сей в память» ( Ucx. XII, 14 ), говорит закон Пасхи. «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лyk. XXII, 19 ), говорит Сам Иисус Христос, установляя таинство Тела и Крови Своей. На сем основании древний закон не мог основать особеннаго церковнаго установления в честь Святых Ангелов в такия времена, когда человеки наклонны были воздавать служебным силам честь Божескую, и когда всего более нужно было напоминать о подобающем служении единому Богу. Ныне, под законом Христовым, совсем иныя времена. Единство Божие как солнце, озаряет умы: но как звезды неприметны при солнце; так при занятии любомудрствующаго ума одною великою мыслию о Свете несотворенном 132 , некоторые уже не примечают светов сотворенных, малых конечно перед Оным, впрочем чистых и благодетельных, – не примечают «служебных духов, посылаемых» от Бога в «служение для тех, которые должны наследовать спасение»; а не примечая их, устраняются от их благодетельнаго сообщества и помощи. Для таких времен прозорливо и премудро установила Церковь торжествовать в честь Собора небесных Сил, дабы мы немощные земнородные получали назидательное напоминание о сих споспешниках нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1902 г. Церковно-грузинское пение в школах В день св. равноапостольной Нины, 14 января 1902 года, увенчались, наконец, желанным успехом усилия церковно-школьной инспекции поставить церковно-грузинское пение в школах Тифлиса на такую высоту, чтобы дети – школьники могли свободно петь всю литургию на грузинском языке. Как известно, обычай устраивать общешкольные празднества уже лет пять введен во внутренней России. В Грузинской епархии до последнего времени не было ничего подобного. Когда в прошлом учебном году 25 апреля впервые решено было собрать детей, учащихся в Тифлисских церковно-приходских школах, в Сионский собор и здесь общешкольным пением принять участие в архиерейском богослужении, многие посмотрели на это, как на новшество, а большинство, сочувствуя делу, все же пророчило полный неуспех этому делу. Действительность превзошла ожидания: и в день Преполовения, и в Духов день детские хоры отлично справились со своей задачей и пели не только сносно, но очень хорошо всю архиерейскую литургию, со всеми особенностями праздника. Пение было славяно-грузинское. В начале текущего учебного года окружной наблюдатель дал предписание учителям церковного пения в школах Тифлиса приготовить детей к пению литургии исключительно на грузинском языке. Обстоятельства не благоприятствовали успешному выполнению этого намерения: сам окружной наблюдатель все первое полугодие провел в беспрерывных разъездах, а по школам из четырех учителей пения в течение этого же полугодия два учителя переменились. И, несмотря на это, в знаменательный для древле-православной Грузии день 14 января, в память святой просветительницы Иверской земли, в Анчисхатском Тифлисском соборе дети-грузины на родном языке воспевали Божию службу, наполнив до краев древний величественный храм. Службу Божию совершал архимандрит Досифей в сослужении уездного наблюдателя школ о. Махатадзе и других иереев; дети пели чинно, стройно и, по отзыву слушателей, вся служба отличалась необыкновенным подъемом религиозного воодушевления и величественностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Восьмой день. Поучение 2-ое. Собор архистратига Михаила и проч. небесных сил. (Седмь архангелов Божиих). I. В день архангела Михаила и прочих небесных бесплотных сил да будет наше слово о седми высших архангелах Божиих. II. И на небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждаго, нет однакоже того равенства, коего некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятыя Троицы: Богом Отцем, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Хотя число ангелов безмерно велико, «тьмы тем», по выражению св. писания; но архангелов только седмь. «Аз есмь един от седми, святых ангелов», – так говорил архангел Рафаил праведному Товиту, – «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» ( Тов. 12, 15 ). Отчего главных ангелов только седмь – не менее и не более? – Это- тайна творения, доведомая Господу и Творцу ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что седмеричное число – число священное: ибо воззрим ли на царство благодати? – обретаем седмь даров Духа Святаго, седмь таинств. Посмотрим ли на царство природы? находим седмь лучей света, седмь тонов звука, седмь дней творения и проч. а) Из числа сих седми верховных духов св. церковь первым признает Михаила. «Кто яко Бог?» означает имя его: «кто яко Бог, -» выражают собою и все дела его. Он первый восстал против Люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, – низвержением Денницы с неба. С тех пор архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ея. Посему и изображается в воинственном виде, с копием, или мечем в руке, имея под ногами дракона, то есть, духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копия его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность ангелов Царю небесному; а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими архангелами совершается во имя креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Посему, для тех, кои украшаются именем первого из архангелов, всего приличнее отличаться ревностию к славе Божией, верностию Царю небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пятидесятница День Святогой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на Апостолово или просто Троица — двунадестятый праздник, отмечаемый на 50-ый день после Пасхи, в 2024 г. — 23 июня.   Благдсловен ecu, Христе Боже наш. Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святого, и теми уловлей вселенную: Человеколюбце, слава Тебе . Настоящим началом истории Церкви, ее рождением явился праздник Пятидесятницы 30 года. Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных. «Мужи израильские! — воскликнул он. — Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его». Сила речи Петровой была ни с чем не сравнима. В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово… Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа? Никакие исследования историков не могут дать ответа. Здесь — тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для укрепления Его рождающейся Церкви. С того момента, когда над учениками пронесся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в Страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия. Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения. Против них вооружатся властители и философы, чиновники и полиция. Но, распятые, Сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.

http://predanie.ru/tema/pjatidesjatnica/

1853 год I. Пребывание в Иерусалиме Месяц Январь 1, Четверток . Утром служил божественную литургию в Архангельском монастыре, и по окончании ее молился вместе с русскими поклонниками по чину нашей церкви, да подаст нам Всевышний все блага духовные и вещественные. Первый день нового лета ясен, тепл и тих. Каков-то будет день последний? Я здоров, душа моя подобна успокоенному морю, в котором отражается чистое небо, освещенное яркими лучами солнца. Скорбь от горя прошлого лета сменилась надеждою на улучшение моей участи. У Бога прошу себе благодати, вдохновения, девственности, мира. спокойствия, приличного безмолвия, благопотребного разглагольствования, силы слова, усердия к благоделанию и дара различения духов, а царю и отечеству моему – благоденствия, матери моей и всем родным – здравия и спасения, друзьям же моим и недругам – всякого благополучия. У Него же прошу мира всему миру, союза любви всем царствам и церквам, евангельского света сидящим во тьме и сени смертной, красоты духовной и телесной юношам и девам, согласия супругам, степенности старцам и вдовицам. Прошу также умаления нищеты и всяких бед и напастей, благорастворения воздухов, изобилия плодов земных и умножения тварей полезных человеку. Ублажи Господи благоволением Твоим и Сион Святый, на котором водворила меня воля Твоя. Аминь. 10½ часов пополуночи В час пополудни небо покрылось облаками. Со стороны Елеонской горы слышен был гром три раза. Выпал дождь. В три часа пополудни посетил меня игумен здешнего абиссинского монастыря. По уверению его, копты еще не избрали нового патриарха на место покойного Петра. В царстве Шова первый знаменитый монастырь называется Девра-Ливанос, а в Абиссинии – Сон или Аксом. В Аксомском монастыре хранится тот ковчег завета, который подарен был абиссинской царице Македе и сыну ее Менилеку еще иудейским царем Соломоном. К вечеру опять прояснилось небо. Итак, новый год не будет ли в начале благополучен, в средине грозен, а в конце тих? Первый день его не есть ли знаменатель всех прочих дней? Увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010