Допустили ли они намеренно эту неточность, остается неясным. Спор двух эпох в лице Димитрия закончился не в пользу последних: мнение Димитрия одержало верх, и в церковном сознании прочно утвердилось мнение, что учительство является принадлежностью церковной иерархии, а тем самым верные, как и раньше, не могли «произносить слово перед народом». Это мнение тем легче могло утвердиться в церковном .сознании, что после Оригена особое служение дидаскалов исчезает. На этой точке зрения стоял Трулльский собор, запрещая лайкам учить народ. Позиция Трулльского собора бесспорна, т. к. простые верные (лайки) при поставлении их в царственно–священническое достоинство не получают даров учительства в церковном собрании. 2. В 64–м правиле Трулльского собора не определяется, кому принадлежит «благодать учительного слова». Несомненно, что собор имел в виду, если не исключительно, то прежде всего и главным образом епископов как предстоятелей церквей. «Предстоятели церквей, — говорится в 19–м правиле того же собора, — должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия»  . Для эпохи Трулльского собора предстоятели церквей были исключительно епископы, но во всяком случае не пресвитеры, как это имеет место в современном церковном устройстве. Учительство предстоятелей церквей исключало учительство остальных членов клира, об учительном достоинстве которых совершенно не упоминает собор. Они, как и верные, должны поучаться от епископа. Если в некоторых церквах пресвитеры получали возможность проповедовать в церкви, о чем, по всей вероятности, знал собор, то этот факт нисколько не преуменьшает значения принципиального утверждения собора, что учительство в церкви принадлежит ее предстоятелям. Если пресвитеры проповедовали в церквах, то это происходило с ведома и разрешения их епископа. Причем это далеко не всегда встречало сочувствие народа, как указывает случай с Августином  . В Византии на основании предписания Трулльского собора утвердилось мнение, что учительство принадлежит только епископам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Когда пресвитер запишет имена всех, на другой день, день самой Четыредесятницы, то есть с которого начинаются восемь недель поста, поставляется для епископа кафедра посреди большой церкви, то есть в Мартириуме; по ту и по другую сторону садятся на кафедры пресвитеры и становятся все клирики; затем приводятся по одному ищущие крещения (competens): если это мужи, то приходят со своими отцами (восприемниками) если жены, то со своими матерями (восприемницами). И затем епископ поодиночке расспрашивает соседей вошедшего говоря: доброй ли он жизни, почитает ли родителей, не пьяница ли и хвастун, и расспрашивает о всех пороках, которые более тяжки в человеке. И когда он убедится, что тот безупречен во всем, то он собственноручно записывает его имя. Тех, которые приступают к крещению, в течение сорока дней поста, ранним утром заклинают клирики, как только бывает утренний отпуст в Воскресении. Вслед за этим поставляется для епископа кафедра в большой церкви, в Мартириуме, и все приступающие ко крещению, как мужи, так и жены, садятся вокруг епископа, отца же и матери стоят; точно также из народа желающие слушать все входят и садятся, но только верные. Оглашенный туда не входит тогда, когда епископ поучает из (готовых ко крещению) закону. итак, начиная от Бытия, в течение этих сорока дней он проходит все писание сперва излагая телесно, и потом объясняя его духовно. Точно также и в эти дни поучаются и о воскресении и обо всем относящемся к вере, и это зовется оглашение (cathecisis). И когда исполнится пять недель от начала поучения, тогда они получают символ; смысл этого символа в его отдельных словах епископ объясняет им подобным же образом, как и смысл писаний, сперва телесно, затем духовно; так он объясняет и символ. И бывает так, что в этих же местах все верные следят за писанием, когда оно читается в церкви, так как все поучаются в эти сорок дней, начиная от первого и до третьего часа, потому что оглашение продолжается три часа. И Господь знает, госпожи сестры, что верные, входящие для слушания оглашения, с большим вниманием относятся к тому, что говорится и объясняется епископом, чем когда он сидит и проповедует в церкви по поводу отдельных мест, толкуемых таким образом.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Наконец, быть может, вас покорила «филантропическая» деятельность масонства? Благотворительность – прекрасная вещь, кто спорит. Но разве вы не могли ей заниматься в Церкви, дабы, во-первых, избежать опасностей прелести и, во-вторых, своими деяниями прославлять Церковь (не называете ли вы себя её «верными чадами»), а не масонство? Разве любящее чадо станет трудиться во славу кого-то чужого, забыв о собственной матери? В Церкви есть множество благотворительных учреждений, почему вы не хотите к ним обратиться? Если ни одно из них вас не устраивает, так создайте новое. Но только в Церкви и во славу Церкви. Конечно, если вы на самом деле «верные чада Церкви». Я уже говорил о том, что вы не только неосознанно предали Христа, но и восстали против Церкви, так как знаете, что она осудила масонство как антихристианскую организацию. Как должны поступить в этом случае «верные чада» Церкви? Отказаться от всяких контактов с масонством, даже в случае несогласия с определением, которое Церковь произнесла. Если «верные чада» уверены, что Церковь поступила неправильно, то они имеют полное право, с одной стороны, делать всё, чтобы «открыть глаза» Церкви, но, с другой – обязаны беспрекословно подчиниться её определению. Древний философ Сократ говорил об отношении гражданина к своему отечеству так: «Перед ним (отечеством) надо благоговеть, ему покоряться и, если оно разгневано, угождать ему больше, чем родному отцу. Надо либо его переубедить, либо исполнять то, что оно велит, а если оно к чему приговорит, то нужно терпеть невозмутимо...» (см.: Платон, диалог «Критон»). Ещё в большей степени эти слова справедливы по отношению к Церкви: «Чада, послушайте родителей (своих) во всем: сие бо угодно есть Господеви» ( Кол. 3,20 ); «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще» ( Евр. 13,17 ). Согласно статье 14 «Конституции Мирнейшего Великого Востока» любой масон, являющийся членом «организации или секты, цели которых противны принципам и задачам масонства», исключается из ордена.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Хор: Аминь. И вновь диакон произносит ектению: [Ектения об оглашаемых] Диакон: Помолитесь, оглашаемые, Господу! Хор: Господи, помилуй. Диакон: Верные, об оглашаемых помолимся, чтобы Господь помиловал их. Хор: Господи, помилуй. Огласил их словом истины. Открыл им Евангелие правды. Соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью. Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Диакон: Оглашаемые, главы ваши пред Господом преклоните! Хор: Тебе, Господи. Молитва об оглашаемых Боже, Боже наш, Творец и Создатель всего, желающий, чтобы все были спасены и пришли к познанию истины! Воззри на рабов Твоих оглашаемых и избавь их от древнего обольщения и коварства противника, и призови их в жизнь вечную, просвещая их души и тела и сопричисляя их к словесному стаду Твоему, на котором наречено святое имя Твое. Возглас: Дабы и они с нами славили всесвященное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, всегда и во веки веков. Хор: Аминь.   И диакон возглашает: Все оглашаемые, выйдите! Оглашаемые, выйдите! Все оглашаемые, выйдите! Да никто из оглашаемых, а только верные, снова и снова в мире Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. Так произносится только до среды четвертой седмицы [Великого] поста. А с [этой] среды, [то есть] с середины поста, после слов священника: Дабы и они с нами славили: Произносятся диаконом и следующие прошения на всех Литургиях Преждеосвященных даров, даже и в праздники: Диакон: Все оглашаемые, выйдите! Оглашаемые, выйдите! Все, готовящиеся к просвещению, приступите! Помолитесь, готовящиеся к просвещению! Хор: Господи, помилуй. [Ектения о просвещаемых] Диакон: Верные, о готовящихся к святому Просвещению братьях и о спасении их Господу помолимся. Хор [на каждое прошение]: Господи, помилуй. Дабы Господь Бог наш утвердил их и укрепил. Просветил их светом ведения и благочестия. Удостоил их в надлежащее время купели возрождения, прощения грехов и одежды нетления. Возродил их водою и Духом. Даровал им совершенство веры. Сопричислил их ко святому и избранному Своему стаду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Итак, Ваше Высокопреосвященство, в случае с А.И. дело не в честных разрывах, не в расхождении во мнениях, как полагаете Вы и как это было у свв. Апостолов Павла и Варнавы. Простите, глубокочтимый Владыка, я счел бы оскорблением св. памяти великого Благовестника ап. Павла и ап. Варнавы проводить аналогию между расхождением во мнениях сих Апостолов и случаем А.Б.И. со св. Серафимовским приходом, вернее – с его Настоятелем. В первом случае имела место ревность о славе Божией свв. Апостолов, во втором – крайняя степень тщеславия, лицемерие и подлость, а вообще: беспросветная глупость омраченного сердца. Верно, ни на ком нельзя «ставить крест». Я за каждой Литургией вынимаю частицы за р. Б. озлобленных и омраченных Алексия и Марии со чады, Екатерины и Александра, моля Господа, да изведет из темницы озлобления души их, чтобы помог им Господь спастись. Но, Ваше Высокопреосвященство, оправдан ли скачок А.Б.И. из рядов пакостников, разрушителей приходского дела преп. Серафима сразу в ряды высокие Синодальных деятелей, членов Предсоборной Комиссии и т. наз. «Общественного Комитета» по чествованию 50-летнего юбилея Русской Зарубежной Церкви? Из преступников сразу в святцы, без покаяния и без подвига жизни во Христе. Меня поразила и весьма огорчила вторая часть письма Вашего Высокопреосвященства. То, что Вы пишете, не имеет основания в моем докладе Управлению Восточно-Американской Епархии. Ваше Высокопреосвященство пишете: «Простите, батюшка, с недоумением и огорчением прочел я... что верные чада Зарубежной Церкви ожидают от Архиерейского Собора разбора церковно-приходских неурядиц в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе». Много раз перечитал доклад мой, но нигде не нашел слов, что «верные чада... ожидают разбора» бывших в Калифорнии неурядиц. В моем докладе сказано дословно следующее: «Верные чада Зарубежной Церкви, глубоко переживающие Ее испытания, ожидают от Архиерейского Собора тщательного и всестороннего изучения причин печальных событий, имевших и имеющих место в нашей церковной ограде, потрясающих основы нашей Церкви: Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Аргентина, Австралия, Флорида; желательно, чтобы Архиерейским Собором были установлены объективные причины нестроений церковных и приняты меры к устранению этих причин».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

И тотчас поставляется кафедра для епископа в большой церкви в Мартириуме, и все приступающие к крещению, как мужи, так и жены, садятся вокруг епископа, отцы же и матери стоят. Точно также из народа желающие все входят и садятся, но только верные. Оглашенный туда не входит, когда епископ поучает их закону. Итак, начиная от Бытия, в течение этих сорока дней он проходит все Писание, сперва излагая телесно, а потом разрешая его духовно. Точно также они в эти дни поучаются и о воскресении обо всем, относящемся к вере, и это зовется оглашением. И когда исполнится пять недель от начала поучения, тогда они получают Символ. Смысл этого Символа, в его отдельных словах, епископ изъясняет им подобным же образом, как и смысл тех Писаний, сперва телесно, потом духовно: так он объясняет и символ. И бывает так, что в этих же местах все верные следят за Писанием, когда оно читается в церкви, так как все поучаются в эти 40 дней, начиная от первого часа и до третьего часа, потому что оглашение продолжается  три часа. И часто бывает, госпожи сестры, что верные, входящие для слушания оглашения, с большим вниманием относятся к тому, что говорится и объясняется епископом, чем когда он сидит и проповедует в церкви по поводу отдельных мест, толкуемых таким образом. По окончании же оглашения, в третьем часу, тотчас епископа ведут при песнопениях в Воскресение (то есть храм воскресения), и бывает отпуст третьего часа. И так в продолжение трех часов они поучаются ежедневно в течение семи недель. На восьмой же неделе Четыредесятницы, которая зовется Великой неделей, поучение их прекращается для того, чтобы выполнить то, что важнее. Остается одна неделя пасхальная, которую здесь зовут Великою неделею». Вот это свидетельство рисует нам ту обстановку значительности, торжественности, духовного углубления в начало новой жизни, которое должен пройти каждый, желающий креститься. Естественно, что таким образом подготовленный человек легко начинал дальше церковную жизнь. У нас, к сожалению, все это давно забыто.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

А Церковь указуется Тайнами не как символами, но как сердцем указуются члены, как корнем дерева – отрасли и, как сказал Господь, как виноградною лозою – ветви, ибо здесь не одинаковость только имени и не сходство подобия, но тождество дела, так как Тайны суть Тело и Кровь Христа. Для Церкви Христовой они – истинная пища и питие, и, причащаясь их, она не превращает их в человеческое тело, как какую-нибудь другую пищу, но сама превращается в них, потому что лучшее пересиливает худшее. Так и железо, сообщившись с огнем, само становится огнем, а не огонь делает железом. И как в раскаленном железе мы обыкновенно видим не железо, но огонь, оттого, что свойства железа совершенно закрываются огнем, так если бы кто мог увидеть и Церковь Христову в том самом виде, как она соединена со Христом и участвует в плоти Его, то увидел бы ее не чем другим, как только Телом Господним. По этой-то причине Павел пишет: вы есте тело Христово и уди отчасти ( 1Кор. 12:27 ). Не для того, чтобы означить попечения Христа о нас, Его пестунство и руководство и наше Ему подчинение, Павел назвал Его Главою, а нас – телом, подобно тому, как и мы, выражаясь усиленно, называем родных или друзей сынами, но для выражения именно того, что говорил, именно – что верные чрез сию кровь уже живут жизнию во Христе, истинно соединены с тою Главою и облечены сим Телом. Посему нет ничего неестественного в том, что здесь Тайнами означается Церковь . О приглашение верных к Причащению и о том, что возглашают верные при явлении даров Когда священник причаститься святыни, он обращается к народу и, показав святые (дары), зовет желающих причаститься и повелевает приступить со страхом Божиим и верою, дабы они не пренебрегали (таинством) ради того, что мы видим нем, и не сомневались в нем потому, что то, во что веруем, превосходит наше разумение, но, сознавая достоинство святых даров, – так как они доставляют причастникам жизнь вечную, – с верою приступали к ним. А верные, выражая благоговение и веру, и покланяются, и благословляют, и прославляют, как Бога, Иисуса, Которого представляют в дарах, и, чтобы сделать славословие торжественнее, составляют его из пророческих слов: Благословен Грядый во имя Господне! Бог Господь, и явися нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Раскрытие тайны Приобщения Святым Дарам Получение дара Благодати от Старца Афон. Григориу   Раскрытие тайны Приобщения Святым Дарам Получение дара Благодати от Старца Однажды Иерофей спросил у духовника, правильно ли он поступает, презирая телесные потребности? Тогда Старец открыл ему тайну приобщения Божественным Нетварным Энергиям, убеждая не обращать внимания на телесные нужды: – «Послушай, детка! Земной царь не оставляет без наград, великих и многоценных даров тех, кто служит ему с большой любовью и верностью. Разве Царь не прославит тех, кто строго исполняет его повеления и этим оказывает ему уважение и почтение?! Не более ли того Сам небесный Царь Христос не оставит Своих священников, верных диаконов и служителей Его Всесвятых Тайн?!   Не об этом ли говорит Сам Царь через божественного апостола богогласного Павла? Разве не дарует им Царь: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание…?»   По своей неизреченной любви к людям – О Христе Мой, помилуй меня за то, что я сейчас скажу – Он Самого Себя отдает им, через причащение Всесвятому Его Телу и Всечестной Его Крови! Это как раз то, чего не может сделать никакой земной царь! Сам Бессмертный Бог, по естеству Благой и Человеколюбивый, предает Себя им для освящения каждый день, через возлюбленных иереев, для исполнения всей полноты христианского мира и спасения всей вселенной! Поэтому, детка, поистине блаженны те, которые служат и литургисают Ему с сокрушенным духом и умиленным сердцем, и те, кто принимают Его с чистой совестью, ни в чем их не обличающей. Но и это только задаток, потому что, согласно Апостолу, мы еще не прияли воздаяния здесь, на земле.   Поверь мне, в день общего Воскресения и раздаяния Христом окончательных наград, верные служители чают упокоения, как верные домостроители Божественных Тайн, верные хранители Божественных дарований и точные исполнители животворящих Заповедей Христовых. Я имею в виду Нетленные Блага Небесного Царя, Которые ни очи не видели, ни ухо не в состоянии услышать, - у людей, пребывающих во тьме страстей и опасно шествующих, определяя свое направление по обманным движениям ума.

http://isihazm.ru/?id=259

А о том, что богословские революции могут происходить незаметно для народа, свидетельствует хотя бы история русского богословия: двухсотлетнее пленение школьного богословия католической схоластикой вызвало в конце концов протест среди самих ученых богословов (вспомним хотя бы архиепископа Сергия (Страгородского), архиепископа Феодора (Поздеевского), священномученика Илариона (Троицкого)), но не в монастырях и не на приходах… И вновь повторю свой аргумент: исходя из формулы «народ хранитель благочестия» нельзя объяснить, отчего, например, народ Западной Украины своим сердцем принял унию, а народ Восточной — опять же сердцем ее отверг… Наконец, стоит помнить, что в Послании Патриархов тот народ, что хранит благочестие, по гречески назван Xaoq t а не eOvoq. Этот народ не имеет отношения к этническим общностям и к социологическим вопросам. Здесь «народ» — это «верные», люди Церкви, люди, живущие Церковью и живущие церковно. О них говорит формулировка «Катихизиса» современника авторов «Послания» — московского святителя Филарета: «Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания» . Здесь вполне осознанный и нарочитый круг в определении: те, кто в Предании, и хранят Предание. Не народ, но верные хранят веру. Верные же — это те, кто достойно л с рассуждением (ср. 1 Kop 11:29) участвуют в Литургии верных. Есть еще в греческом языке для обозначения народа слово демос. Может быть, именно демос свят и непогрешим? В текстах Нового Завета слово демос употребляется три раза. Деяния 12:22: А народ восклицал: это голос Бога; а не человека, — и это была всенародная лесть Ироду. А в Деяниях 17:5 и 19:30–33 демос — это толпа. «Толпа — хранитель благочестия» звучит несколько странно… Так, может, всегда «чувствует» Православие этнос? Насколько православно, «верно» православное население православных стран? Насколько «рассудительно» его участие в Литургии? Нет — богословскую работу по уяснению истин Предания нельзя подменять этнографическими исследованиями того, «какую веру верует» этнос. Руссоизм, «народничество», народопоклонство неприемлемы в богословии. Призывы к «опрощению», обучению «у народа», «слиянию с народной стихией» опасны — как опасны любые призывы к играм со стихиями. И если мы со Христом умерли для стихий (Кол 2:20) — то эта смертность (в смысле неподвижность, отсутствие реакции на провокации и приглашения со стороны мирских стихий) должна быть распространена и на стихию народную.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Итак, ты подлежишь наказанию отлучения, возлюбленный, если не делаешь и то и другое, то есть не ходишь на Литургию и не готовишься, сколько можешь, причаститься, если нет у тебя препятствий. Ни одно ты не можешь нарушить, ни другое. Ибо если ты всего этого не нарушаешь, то сохраняешь [в целостности] все священнодействия Божественной Литургии, как мы прежде сказали, и не преступаешь чина, который получила Церковь от Самого Господа нашего, от апостолов, от Соборов, а также и от святых. А чин таков: Святой Хлеб должен разделяться на каждой Литургии, и те верные, у которых нет препятствия, должны приходить причащаться. Как говорит Симеон Солунский, " Божественная Литургия - это служба, цель которой - священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении " . Св. Николай Кавасила, епископ Диррахийский, пишет: " Дело святой службы Священных Тайн - это преложение Божественных Даров в Божественные Тело и Кровь. Цель же ее - чтобы верные были ими освящены " Мудрый Иов, о котором свидетельствует св. Фотий в своей " Библиотеке " , в книге " О таинствах " так говорит: " Вся священная служба понимается в Причащении Святынь, поскольку цель ее, и назначение, и дело - Причащение животворящих и страшных Тайн и Святынь " . Гавриил Филадельфийский в книге " О Таинствах " говорит, что Божественная Литургия совершается ради трех причин. Во-первых, во славу и похвалу Бога и Спасителя нашего и в воспоминание Смерти и Воскресения Его, как Сам Он сказал: " Сие творите в Мое воспоминание " . Во-вторых, ради упокоения и освящения душ усопших благочестивых православных христиан. И в-третьих, ради живых. Так что, когда совершается Божественная Литургия во славу и в похвалу и в воспоминание Смерти и Воскресения Господа нашего, в вере усопшие наши братья получают от Бога упокоение и освящение, насколько это возможно. Живые же верные, не причащающиеся Божественных Тайн на Литургии, недоумеваю, как могут освятиться. Святой Кавасила говорит, что они не освящаются. И послушай опять его: " Если души подготовлены и готовы причаститься, а освящающий и [все] совершающий Господь всегда желает освящать и любит Себя отдавать каждому, тоща что может воспрепятствовать Причащению? Конечно, ничто. Но кто-нибудь спросит: " Если кто из живых, имея в душе блага, о которых говорилось, не приступит к Тайнам, не получит ли он тем не менее освящение [от совершающейся Литургии]? " [На такой вопрос мы отвечаем, что] это может получить не всякий, но только тот, кто не может прийти телесно, как это бывает и с душами умерших. Если же кто-нибудь может, но не приступает к Трапезе, чтобы сподобиться освящения от нее, для такого получить освящение совершенно невозможно - не только потому, что он не приступил, но потому, что не приступил, будучи в состоянии это сделать " То есть, будучи в состоянии пойти, пренебрег и вознерадел, и поэтому не пошел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010