Сейчас мы очень боимся отказать, когда к нам приводят креститься. И надо сказать, что, когда приходится отказывать, это действительно очень тяжело. А они не боялись, потому что были уверены, что нет смысла креститься, если человек крестится без подготовки. «Я должна была написать об этом для того, чтобы вы, госпожи сестры, не подумали, что это делается без разумного основания. Здесь есть такой обычай, что тех, которые приступают к крещению, в течение 40 дней Поста ранним утром заклинают клирики, как только бывает утренний отпуст в Воскресении. И тотчас поставляется кафедра для епископа в большой церкви в Мартириуме, и все приступающие к крещению, как мужи, так и жены, садятся вокруг епископа, отцы же и матери стоят. Точно также из народа желающие все входят и садятся, но только верные. Оглашенный туда не входит, когда епископ поучает их закону. Итак, начиная от Бытия, в течение этих сорока дней он проходит все Писание, сперва излагая телесно, а потом разрешая его духовно. Точно также они в эти дни поучаются и о воскресении обо всем, относящемся к вере, и это зовется оглашением. И когда исполнится пять недель от начала поучения, тогда они получают Символ. Смысл этого Символа, в его отдельных словах, епископ изъясняет им подобным же образом, как и смысл тех Писаний, сперва телесно, потом духовно: так он объясняет и символ. И бывает так, что в этих же местах все верные следят за Писанием, когда оно читается в церкви, так как все поучаются в эти 40 дней, начиная от 1-го часа и до 3-го часа, потому что оглашение продолжается 3 часа. И часто бывает, госпожи сестры, что верные, входящие для слушания оглашения, с большим вниманием относятся к тому, что говорится и объясняется епископом, чем когда он сидит и проповедует в церкви по поводу отдельных мест, толкуемых таким образом. По окончании же оглашения, в 3-м часу, тотчас епископа ведут при песнопениях в Воскресение (т. е. храм Воскресения), и бывает отпуст 3-го часа. И так в продолжение трех часов они поучаются ежедневно в течение семи недель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Хотя и редко бывают теперь не принявшие святого Крещения и находящиеся в числе оглашенных, но всякий присутствующий, помышляя, как далеко он отстоит и верой и делами от верных, удостаивавшихся соприсутствовать Трапезе Любви в первые веки христиан, видя, как он, можно сказать, только огласился Христом, но не внес Его в самую жизнь, только что слышит разум слов Его, но не приводит их в исполнение, и еще холодно его верованье, и нет огня всепрощающей любви к брату, поядающей душевную черствость, и что, крещеный водой во имя Христа, он не достигнул того возрожденья в духе, без которого ничтожно его христианство, по слову Самого Спасителя: кто не родится свыше, не внидет в Царствие Небесное, - соображая все сие, всякий из присутствующих сокрушенно поставляет себя в число оглашенных и на призванье диакона: Помолитеся, оглашенные, Господу! - от глубины сердца взывает: Господи, помилуй! Верные - взывает диакон: помолимся об оглашенных, чтобы Господь их помиловал, чтобы огласил их словом истины, чтобы открыл им Евангелие правды, чтобы соединил их Своей Святой Соборной и Апостольской Церкви, чтобы спас, помиловал, заступил и сохранил их Своею благодатью! И верные, чувствующие, как мало они стоят названия верных, молясь об оглашенных, молятся о самих себе, и на всякое отдельное призванье диакона восклицают внутренне вослед за поющим ликом: Господи, помилуй! Диакон взывает: Оглашенные, главы ваши Господу преклоните! Все преклоняют свои главы, восклицая внутренне в сердцах: Тебе, Господи! Священник втайне молится об оглашенных и о тех, которых смиренье души поставило себя в ряды оглашенных. Молитва его в сих словах: Господи Боже наш, живущий на высоких, взирающий на смиренных, ниспославший спасенье человеческому роду - Своего Сына, Бога и Господа нашего, Иисуса Христа! воззри на оглашенных рабов Твоих, подклонивших Тебе свои выи! Приобщи их Церкви Твоей и сопричисли Твоему избранному стаду, чтобы и они славили вместе с нами пречестное и великолепное имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Лик гремит аминь. А в напоминанье, что наступила минута, в которую древле выводились из церкви оглашенные, диакон возглашает громко: Оглашенные, изыдите! И вслед за тем, возвысив голос, возглашает в другой раз: Оглашенные, изыдите! И потом в третий раз: Оглашенные, изыдите! да никто от оглашенных, одни только верные, вновь и вновь Господу помолимся!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Мы же ожихом, тем и воспевающе вопием: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправый и нам даровавый живот вековечный, безконечный и никогда неизменный: преодоле ибо человеческой немощи умноженному греху нашему божественная благодать Божия. Все стало свято и всепресвято, все светлость, все свет, все царство небесное, во всем Бог, вся Тому возможна, вся творит, елика хощет, зане Бог велий есть, и кто же может противитися ему? Рай, заключенный страшным херувимом, ныне пространно отверзе нам райския двери на принятие праведных душ и первородному отцу нашему Адаму, Аврааму, Исааку и Иакову и разбойнику и всем от веков усопшим правоверным христианам на вшествие душам их оттоле и до зде и до скончания века, Христе, Его же верные увержедия надежду имуще мы, верные, радуемся. Егда же сошел еси, Господи, во преисподние страны земныя и тамо оставил еси, Христе, в сий всесвятый и пресветлый день Твоего воскресения, во аде на всякое лето всепревеликую светлость Твою в память одоления своего Божества, яко был еси Ты Сам, Христе, во ад для уверения нечестивых еретиков и самому сатане во ужас велий и удивительство от блистания Твоего величества, истления же не виде во аде пречистое тело Твое. Мы же, верные Твои рабы и сынове Тебе по благодати и бози по обожению Твоему к нам, благодарим Тя великой ради Твоея к нам смиренным радости и милости и мили Тебе деемся, никогда же отступающе и иного Бога разве Тебе не знающе и имя Твое святое и тресвятое во вся дни живота нашего призываем во веки вечныя и безконечныя. Аминь. Таковые всепресветлые радости аз смиренный, общей моей и вашей святой любви желатель и Бога моего молителъ, все вы, во православии сущие братия моя, мужи и жены и дети, здравствуйте о Христе! Аминь. 7200 год марта 30 дня иеродиакон Тимофей Рвовский, слова Божия проповедник, власною правицею Каменевич. 2. Слово на Крещение Господне (Тимофея Каменевича-Рвовского) Тако убо глаголет святой пророк Иезекиль: Воскроплю на вы воду чистую и очиститеся от всех нечистот ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/d...

Вопр. 38. Если Христос обрезался, то для чего мы не обрезываемся подобно Ему? Отв. Христос, будучи Сыном Божиим, пришел исполнить закон, дабы не стали почитать Его противником и врагом Бога, давшего закон; ибо в сем непрестанно укоряли Его Иудеи. Когда же Он исполнил за нас правила, предписанные в законе, то мы состоим уже не под законом, но под благодатию; почему Христос и говорит нам устами Павла: яко аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует ( Гал. 4, 2 ). Отсюда ясно узнаем мы, что все обрезывающиеся чужды Христа, верные ли они, или неверные, Иудеи ли, или язычники; так-как они хвалятся законом Моисеевым, а не Христу следуют: ибо как все, приносящие в жертву Богу кровь и безсловесных животных, тем самым отвергают безкровную жертву Христову и показывают свое отвращение к ней: так и все, совершающие обрезание плоти, безчестят духовное обрезание, т. е. святое крещение. Есть и другая подобная причина: Христос не законом низложил диавола и демонов, ниже законом соделал спасение наше, но крестом. Почему, видя закон, демоны не трепещут, и не боятся, а видя крест, трепещут, убегают, низлагаются и прогоняются. Вопр. 39. Если Бог посредством Пророков запретил покланяться вещам рукотворенным: то почему мы покланяемся иконам и кресту, которые суть произведения художников, точно также, как и идолы? Отв. Мы – верные – покланяемся иконам не как богам, как-то делают язычники: да не будет! но только выражаем расположение и любовь души нашей к начертанию, изображенному на иконе; почему часто, если изображение сотрется, то, что прежде было иконою, мы сожигаем, как безполезное дерево. И как Иаков перед своею кончиною поклонился на верх жезла Иосифова, не самый жезл почитая, но того, кто держал оный: так и мы – верные – почитаем иконы не по иной какой-либо причине, как только для того, чтобы выразить любовь нашу к тем святым лицам, которые изображены на них, поступая также, как в отношении к отцам и друзьям, так, как Иудеи некогда покланялись скрижалям закона и двум Херувимам златым и изваянным, не естество камня или золота почитая, но Господа, повелевшего сие делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

295) ежедневная утреня, с пения петухов. С наступлением утра в Мартириуме совершается литургия с проповедью пресвитеров и епископа; из-за предстоящих литаний отпусти ускоряется и бывает до 3 часа (9 часов утра). Сразу после отпуста народ ведет епископа в песнопениями на Сион, где в церкви на месте сошествия Святого Духа читается место из Деяний об этом событии, бывает проповедь пресвитеров на ту же тему; «потом по чину своему бывает мисса, совершается и тут приношение (offertur – литургия)». Народ отпускается на обед. После обеда бывает богослужение на Елеонской горе, – именно сначала вечерня (не названная так) на Имвомоне (месте вознесения): «Садится 1377 епископ, пресвитеры и весь народ, бывают чтения, вперемежку поются песни и антифоны, приличествующие дню и месту: молитвы, которые вставляются, всегда имеют такое содержание, что подходят ко дню и месту (о сошествии Святого Духа ); читается также и то место из Евангелия, где говорится о вознесении Господа на небо по воскресении 1378 ; по окончании благословляются оглашенные, потом верные, и сходят оттуда в 9 ч. и с песнями идут в Елеонскую церковь над пещерой . где Господь сидел и учил апостолов. По прибытии туда уже после 10 ч. (4 часа вечера) там совершается вечерня (lucernare), произносится молитва, благословляются оглашенные, потом и верные (это собственно только лития к вечерне, совершенной на Имвомоне) 1379 . Оттуда весь народ до одного спускается с епископом при пении песней и антифонов, приличествующих этому дню, и идут медленно к Мартириуму. Когда подходят к городским воротам бывает уже ночь (после 6 часов вечера) и выносят на встречу народу множество церковных светильников и так как довольно далеко от ворот до Мартириума, то приходят туда около 2 ч.н. (­7 часов вечера), потому что идут медленно и все из-за народа, чтобы он не утомлялся. Весь народ с епископом входит при песнях в Мартириум большими дверями, что со (с. 296) стороны площади. По входе в церковь поются песни, произносятся молитвы, благословляются оглашенные, за ними верные (2-я лития к вечерне, начатой на Имвомоне).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   Если мы обратимся к греческому тексту, то смысл этих текстов далеко не так категоричен, как это может показаться в переводах. Я не имею возможности проделать здесь филологический анализ, а ограничусь только одним указанием. Выражения «по домам» в Деян. II:46 и «домашняя» (церковь) у ап. Павла, которые мы находим в переводах, соответствуют не двум выражениям в греческом тексте, а одному: «cat oicon». Само по себе это обстоятельство вызывает некоторое недоверие к точности перевода. Если даже допустить возможность разных переводов для одного и того же греческого выражения, то все-таки остается еще одно затруднение: греческое выражение «cat oicon» употребляется в Деян. II:46 в единственном числе, а переводится обычно во множественном числе «по домам». Поэтому предпочтительнее найти некоторое общее выражение для перевода «cat oicon», которое могло быть употреблено для всех указанных текстов.    Несомненно, что у Луки и у Павла выражение «cat oicon» указывает, что речь идет о «доме», в котором собирались верные. У Луки, как мы уже видели, говорится об Евхаристическом собрании, у Павла упоминается только «домашняя церковь», но в значении собрания, а следовательно Евхаристического собрания. Отсюда ясно, что верные собирались в апостольское время для совершения Евхаристии в домах, т. к. они не имели никаких специальных помещений. Было ли таких домов несколько в Иерусалиме, где собирались первые христиане? По-видимому, да, как это следует из 46-го стиха. Однако, этот ответ оставляет совершенно открытым вопрос, собирались ли они одновременно в разных домах, т. е. собирались ли они в разных домах по частям, а не все вместе? Мы можем с одинаковой вероятностью на основании ст. 46-го предположить, что верные собирались для совершения Евхаристии в разных домах все вместе или что они собирались отдельными группами. Принимая во внимание другие указания, которые мы находим в той же главе у Луки, последнее предположение представляется более, чем сомнительным. Если это было бы так, то каким образом «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и в преломлении хлеба и в молитвах» (II, 42)? Затем, что означает ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

Итак, ты подлежишь наказанию отлучения, возлюбленный, если не делаешь и то и другое, то есть не ходишь на Литургию и не готовишься, сколько можешь, причаститься, если нет у тебя препятствий. Ни одно ты не можешь нарушить, ни другое. Ибо если ты всего этого не нарушаешь, то сохраняешь [в целостности] все священнодействия Божественной Литургии, как мы прежде сказали, и не преступаешь чина, который получила Церковь от Самого Господа нашего, от апостолов, от Соборов, а также и от святых. А чин таков: Святой Хлеб должен разделяться на каждой Литургии, и те верные, у которых нет препятствия, должны приходить причащаться. Как говорит Симеон Солунский, «Божественная Литургия — это служба, цель которой — священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении». Св. Николай Кавасила, епископ Диррахийский, пишет: «Дело святой службы Священных Тайн — это преложение Божественных Даров в Божественные Тело и Кровь. Цель же ее — чтобы верные были ими освящены». Мудрый Иов, о котором свидетельствует св. Фотий в своей «Библиотеке», в книге «О таинствах» так говорит: «Вся священная служба понимается в Причащении Святынь, поскольку цель ее, и назначение, и дело — Причащение животворящих и страшных Тайн и Святынь «. Гавриил Филадельфийский в книге «О Таинствах» говорит, что Божественная Литургия совершается ради трех причин. Во-первых, во славу и похвалу Бога и Спасителя нашего и в воспоминание Смерти и Воскресения Его, как Сам Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Во-вторых, ради упокоения и освящения душ усопших благочестивых православных христиан. И в-третьих, ради живых. Так что, когда совершается Божественная Литургия во славу и в похвалу и в воспоминание Смерти и Воскресения Господа нашего, в вере усопшие наши братья получают от Бога упокоение и освящение, насколько это возможно. Живые же верные, не причащающиеся Божественных Тайн на Литургии, недоумеваю, как могут освятиться. Святой Кавасила говорит, что они не освящаются. И послушай опять его: «Если души подготовлены и готовы причаститься, а освящающий и [все] совершающий Господь всегда желает освящать и любит Себя отдавать каждому, тоща что может воспрепятствовать Причащению? Конечно, ничто. Но кто-нибудь спросит: «Если кто из живых, имея в душе блага, о которых говорилось, не приступит к Тайнам, не получит ли он тем не менее освящение [от совершающейся Литургии]?» [На такой вопрос мы отвечаем, что] это может получить не всякий, но только тот, кто не может прийти телесно, как это бывает и с душами умерших. Если же кто-нибудь может, но не приступает к Трапезе, чтобы сподобиться освящения от нее, для такого получить освящение совершенно невозможно — не только потому, что он не приступил, но потому, что не приступил, будучи в состоянии это сделать». То есть, будучи в состоянии пойти, пренебрег и вознерадел, и поэтому не пошел.

http://pravmir.ru/o-tom-chto-pravoslavny...

– Я, я – Иезавель, – кричит она во все рупоры и трубы. – Я даю свободу, полную свободу действий своим верным дочерям. Мои дочери сравнялись в правах с сынами Адама. Они – равноправные члены общества, они двигают вперед историю, науку, технику. Я – Иезавель – дала все это. Дети мои и верные мои сотрудницы! Будьте, как я, ваша матерь Иезавель. Будьте горды, надменны, властолюбивы, любящие земные блага. Дорожите мгновением вашей жизни, наслаждайтесь всем! Берите, хватайте от жизни все, что она дает вам. Лестью, обманом, лицемерием, коварством, лжелюбовью, клеветой добивайтесь того, чем вы хотите владеть. Мужчина должен уступить вам свое первенство. Он властвовал над женщиной столько веков! Довольно! Теперь должна царствовать Иезавель и ее верные дочери. Наша власть, а где ее мало у нас, там должна быть наша женская изворотливость, клевета, подкуп, ласкательство, любодеяние, яд... Тень великой любодейцы скрывается в толпе. Ее речь нравится людям, о ней говорят с уважением и страстностью. Вдруг она появляется в другом месте, и опять слова ее, как яд, заражают сердца праздной толпы... Как трудно карать такую Иезавель! Дух ее неуловим. Она воплотилась в миллионы сердец человеческих и зажигает их на великую смертельную борьбу с правдой Божией. Кто же сможет обличить Иезавель в ее смертном мировом беззаконии? Где ныне верные Богу пророки в духе ревнителя правды Божией святого Илии? Кто должен сказать правдивое огненное слово вразумления неразумной и совращенной Иезавелью толпе? Наше пастырство! Наше русское священство! Оно должно страдать и плакать за народ. Оно должно говорить правду в глаза преступной Иезавели и ее распутной и блудливой знати. Но, увы! Священство молчит. Пастыри пасут себя, а не овец. Пастыри перепутаны до смерти злобой Иезавели и ее верных слуг... Как великий Илия, так и они бегут в пустыню и хотят скрыться от злобы коварной царицы... И чего ждать?! Чего мы ждем? Еще какого откровенья? Не подан ли с Креста спасительный пример? Зачем же прячешь ты под маскою смиренья

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Старшой опять командует: «а ну-ка, братие, рухай, рухай кораблик», – и круг поварачивается назад, и все ладят нога в ногу и пригакивают: «гак, гак!».. И до того распрыгаются, будто бы, «от духа», что сделаются, как выкупанные в воде, а некоторые так усердствуют, что головой в потолок стукаются. И так все выбиваются из сил, что падают на землю без памяти. После мужчин выступают женщины и тоже «работают» до полного изнеможения. Глядел я, говорит бывший прыгун, на это прыганье и увлекался; ну, просто как ангелы в белых ризах, казались мне прыуны. А радельцы говорили мне: «Давид скакал и играл с людьми Божьими, со святым ковчегом, вот то же и мы…» Слово Божие говорят, а ни Библии, ни Евангелии я у них не видал. И святых икон не имеют, а какие были у них, над теми наругаются, кощунствуют; покрывают ими кадушку с водой, горшок с едой. Крестного знамения тоже нет у них; словом, – нечего святого и священного по церкви. Бракосочетание у прыгунов – самое простое дело. Жених и невеста заявляют в собрании; понравились мы, мол, друг другу – старшой благословит, и делу конец. А прелюбодейства у прыгунов – чего более. «Старшие» их приезжают из Сибири н Закавказья. Оберут деньгами и уедут. Поют прыгуны хлыстовские песни, но есть у них и свои, напр.: «Пойдем в дом божий молиться. Там чудное дело творится: Мы молимся, от пота лицо блестит, Как молния горит. Ангелы премудрость из уст возвещают, А верные-праведные на кругу прыгают, Как Давид пред святым кивотом, И мы умащаемся горячим потом. Верные всеми членами плещут, Руками, ногами праведные трепещут, Со всеми святыми, скакавши, играют. Святый дом Давидов! Что в тебе творится?! Не может земная премудрость в тебе водвориться. От мудрецов мира закрыты там двери: Они отверзаются одной только вере. Как в эти ворота Входят кроткие сироты: Земледельцы бедные, рыбаки простые, Одне души верные – праведны, святые». «Сей день радости, веселья; Для верных день спасенья: Они в духе торжествуют. Перед Господом ликуют; В духе прыгают, махают Творца – Бога прославляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

А вы, малодушные, слабовольные, колеблющиеся, в чьем сердце еще борются свет и тьма, долг и бесчестье, мужество и трусость; вы, увлекающиеся ветром всякого учения, взгляните на истерзанную, опозоренную, попираемую врагом Родину свою! Свободе народной грозит гибель; враг готовится захватить новые пространства исконной русской драгоценной для народа земли; самому народу грозит тяжкое немецкое рабство. Не время теперь колебаться. Преступно всякое малодушие и бездействие, когда неисчислимые беды надвигаются на Родину. «Укрепите ослабевшие руки и колени дрожащие. Скажите робким душой: будьте тверды, не бойтесь, вот Бог наш. Он придет и спасет вас» ( Uc. XXXV, 4 ). Твердо станьте в ряды! Станьте в ряды великих защитников Святой великой Руси! И тогда благословит вас Господь. Теперь вы, верные своему долгу и делу, доблестные, славные наши воины, примите слово любви из глубины нашего израненного сердца. На ваши плечи легла главная тяжесть выпавшего на долю России креста. Ваши же братья за вашу любовь к Родине платят ненавистью, на вашу правду отвечают клеветою; глумятся над вашей доблестью, за вашу верность долгу обливают вас грязью или вашей же кровью; за ваши подвиги избивают и расстреливают вас. Невыразимо тяжел ваш крестный путь. Но знайте, что с вами и за вас вся верующая, страдающая Россия; с вами все верные сыны ее! Знайте, что для нас священна каждая капля вашей крови, как крови мучеников за други своя! В вашем мужестве и подвигах Родина черпает веру, что не погибнет она, доколе есть у нее верные сыны, идущие на страданья и мученья за нее. Прославляем ваши страданья, целуем ваши раны, преклоняемся пред величием вашего духа. Да будут на веки благословенны ваши имена! «Бог всякой благодати да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да сделает непоколебимыми» (Петр. V, 10). Воины русские! Вам великий русский народ вверил самого себя, свое достояние, свои святыни, свое будущее, свое счастье. В ваших руках, в вашей воле жизнь и смерть народа: вы одни можете или спасти и возвеличить, или святотатственно затоптать и похоронить и нажитую предками славу и народную свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010