Выражения: «всегда хранится (semper conservator)», и: «всегда хранилось (semper conservata est)», – могут давать различное значение. Первое можно понимать обширно: «всегда хранилось, хранится и будет храниться всегда»; и римские богословы так хотят понимать его. А второе дает более определенную и тесную мысль, только о прошедшем времени: «всегда хранилось», т. е. «до сих пор»; и св. отцу угодно было выразиться именно так, о прошедшем времени. Чем и как все верные в римской церкви хранили апостольское предание, это остается дополнять собственными соображениями, а не переводом подлинных слов св. Иринея. Наконец, в-четвертых, не говорит св. отец: «безусловно необходимо» т. е. «было, есть и будет всегда необходимо», как хотят толковать римские богословы 457 ; а только: «необходимо есть (necesse est)», или даже: «должно, нужно»: так-как сами римские богословы хотят переводить это неподлинное Иринеево выражение: «necesse est», на подлинный греческий язык: или: νγκη 458 . Таким образом, все выражение, если не навязывать ему произвольного значения, не дает такого определенного, решительно благоприятствующего римскому главенству смысла: «с римской церковью, по причине ее превосходящего главенства, безусловно необходимо было, есть и будет всем верным, т. е. всей Церкви, не только в исповедании веры согласоваться, но и иметь единство общения, от римской церкви зависит, как от главы, источника и матери всех церквей: так-как в ней все, какие есть повсюду верные, всегда хранили, хранят и будут хранить происходящее от апостолов предание». Без всякого произвола, можно и должно переводить слова св. Иринея так: «с римской церковью, по причине ее особенной давности и знаменитости (или вообще – по причине особенных преимуществ, как с церковью величайшей, древнейшей, всем известной, основанной двумя славнейшими апостолами) должно (теперь в настоящее время) согласоваться (в делах веры) всей Церкви, т. е. тем какие есть повсюду верные: так-как в ней (римской церкви) теми (верными), какие есть повсюду, (через постоянное общение с ней, как церковью православной и знаменитейшей, через беспрерывные сношения с ней, как церковью города миродержавного), всегда хранилось (до этого времени) предание, которое от апостолов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Следуя наставлению Господа, апостолы отлучали недостойных людей от общества верных. Апостол Павел отлучил от Церкви, «предал сатане», 2 коринфского кровосмешенника, имевшего вместо жены жену отца своего. Апостол, описывая о нем коринфянам, говорил об отлучении как об известном наказании 3 людей, виновных в больших преступлениях, и указывал кроме кровосмешенника и на других нечестивцев, подлежащих отлучению. 4 Апостол не запрещал иметь общение с внешними, с бывшими вне Христовой Церкви, т.е. с язычниками, которые были и блудниками, и лихоимцами и погрязали в других пороках. «Иначе, – говорит он, – надлежало бы вам выйти из мира сего... Ибо что мне судить и внешних?.. Внешних же судит Бог» ( 1Кор.5:10, 1213 ). Отлучение таковых не служило к исправлению их. Но отлучение верных приносило им пользу. Так, оно привело нечестивца коринфского к раскаянию во грехе и исправлению. Он, пробыв несколько времени в состоянии отлучения, снова был соединен с Церковью , по слову апостола ( 2Кор.2:510 ). Упомянутого коринфянина апостол Павел предал сатане за дурную порочную жизнь, но он тому же подверг и за ложное, нечестивое учение. В Послании к Тимофею апостол, завещая ему иметь веру и добрую совесть, писал, что «некоторые отвергнув [ее], потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» ( 1Тим.1:1920 ). По примеру апостолов совершалось отлучение в первенствующей Христианской Церкви. В ней к числу отлучаемых принадлежали так называемые кающиеся, лишаемые общения таинств и присутствия при совершении их, которые были обязаны выходить из церкви, когда наступало время совершения таинств, находиться у дверей храма и просить, чтобы верные молились о них. Но отлученные кающиеся не считались находящимися вне Церкви, они не именовались внешними. Связь между ними и верующими не была вполне прервана. Верные были в некотором общении с ними. С одной стороны, отлучаемые выражали любовь и покорность Церкви, исполняли налагаемые на них обязанности кающихся; с другой стороны, верные не отказывались иметь некоторого общения с ними. Сострадая им, они воздыхали с ними. Церковь , как добрая мать, плакала с ними и, по выражению св. Амвросия, старалась омыть их грехи своими слезами. Поэтому, хотя они были отлучены, 5 но не считались находящимися вне Церкви и общества христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«В наше время так громко говорят о жизни народов, писал о. Макарий: но не в предвечном ли слове Божием жизнь и свет человеков? Священное Писание не есть ли Откровение сего животворящего света? Господь Иисус Христос во веки Един и Той же обещался не разлучаться с Своими до скончания века. Посему первая Церковь Его есть образец, которому христианская Церковь должна подражать во всяком веке; и, хотя внешние выражения, в которых открывается дух Евангелия, могут принимать изменения, но самый дух истинной Церкви Христовой всегда один и тот же – любовь к Богу и человекам во Христе Иисусе. Чем изобильнее и явственнее сей дух чистой любви Божией в христианской Церкви, тем более жизни и света Христова в Церкви, тем в ней более ревности, усердия и способности к распространению благодатного царства Божия на земле, тем в ней плодоноснее имя апостольской Церкви. Но каким образом сии верные первого времени в христианстве получали духа святой любви? Верою во Христа Иисуса. А каким образом зарождалась в них сия вера? От слова Божия, которое они слышали из уст апостолов. Чем же сей дух святой любви питался в Церкви? Отчего он более и более разгорался, и усиливался? В книге Деяний апостольских повествуется, что дружина действователей в Церкви не ограничивалась ни числом двенадцати, ни числом семидесяти, но возрастала с удивительною быстротой; что все верные или действовали непосредственно, как апостолы, или содействовали и помогали апостолам, все принимали живейшее участие в деле Христовом, которое было своим для каждого. Апостол Петр в темнице, вся Церковь молится о нем. Одни приобретали новых учеников Господу, другие пеклись о бедных. Не только все вещественное было общим у всех, но и сердце одно, единого ищущее, и душа одна, исполненная одних чувствований и помышлений, одних склонностей и отвращений, одних радостей и печалей, происходивших от живого сознания во всех и в каждом общего всем назначения. Такую радостную, истинно христианскую жизнь св. Повествователь Деяний относит к тому, что верные постоянно пребывали в учении апостолов. Можем ли мы знать, в чем состояло сие учение апостолов? Оно все в Библии, в книгах ветхого и нового завета, и сами апостолы были так сказать, воплощенные живые Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Хотя и редко бывают теперь не принявшие святого Крещения и находящиеся в числе оглашенных, но всякий присутствующий, помышляя, как далеко он отстоит и верой, и делами от верных, удостоивавшихся соприсутствовать Трапезе Любви в первые веки христиан, видя, как он, можно сказать, только огласился Христом, но не внес Его в самую жизнь, только что слышит разум слов Его, но не приводит их в исполнение, и еще холодно его верованье, и нет огня всепрощающей любви к брату, поядающей душевную черствость, и что, крещеный водой во имя Христа, он не достигнул того возрожденья в духе, без которого ничтожно его христианство, по слову Самого Спасителя: кто не родится .свыше, не внидет в Царствие Небесное, — соображая все сие, всякий из присутствующих сокрушенно поставляет себя в число оглашенных и на призванье диакона: Помолитеся, оглашенные Господу! — от глубины сердца взывает: Господи, помилуй! Верные — взывает диакон: помолимся об оглашенных, чтобы Господь их помиловал, чтобы огласил их словом истины, чтобы открыл им Евангелие правды, чтобы соединил их Своей Святой Соборной и Апостольской Церкви, чтобы спас, помиловал, заступил и сохранил их Своею 6лагодатью! И верные, чувствующие, как мало они стоят названия верных, молясь об оглашенных, молятся о самих себе, и на всякое отдельное призванье диакона восклицают внутренне вослед за поющим ликом: Господи, помилуй! Диакон взывает: Оглашенные, главы ваши Господу преклоните! Все преклоняют свои главы, восклицая внутренне в сердцах: Тебе, Господи! Священник втайне молится об оглашенных и о тех, которых смиренье души поставило себя в ряды оглашенных. Молитва его в сих словах: Господи Боже наш, живущий на высоких, взирающий на смиренных, ниспославший спасенье человеческому роду — Своего Сына, Бога и Господа нашего, Иисуса Христа! воззри на оглашенных рабов Твоих, подклонивших Тебе свои выи! Приобщи их Церкви Твоей и сопричисли Твоему избранному стаду, чтобы и они славили вместе с нами пречестное и великолепное имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Лик гремит аминь. А в напоминанье, что наступила минута, в которую древле выводились из церкви оглашенные, диакон возглашает громко: Оглашенные, изыдите! И вслед за тем, возвысив голос, возглашает в другой раз: Оглашенные, изыдите! И потом в третий раз: Оглашенные, изыдите! да никто от оглашенных, одни только верные, вновь и вновь Господу помолимся!

http://pravmir.ru/razmyshleniya-o-bozhes...

либо на должность. " Probolh " не есть некий правовой акт, исходящий от подлежащей церковной власти, а есть церковный акт, в силу которого какое-либо лицо «выдвигается» в особое положение или на особое место, с которым связаны некоторые определенные действия или деятельность. Пресвитер или диакон мог быть продвинут, или произведен, согласно указанному правилу Халкидонского собора, в экдика или эконома. Это означало, что один из пресвитеров или диаконов мог быть поставлен в такое положение или на такое место среди остальных пресвитеров и диаконов, которое было связано с особой деятельностью в церкви. Это не было переменой служения, а потому не сопровождалось испрашиванием особых даров. Это была перемена места, но это не было административным назначением, а было церковным актом. Такого рода выдвижение мы находим у Ипполита Римского , но само собою разумеется, что термина «probolh» у него нет. В «Апостольском предании» мы находим чин поставления в епископы, пресвитеры и диаконы. Во всех этих чинах имеется возложение рук сопровождаемое молитвою о ниспослании благодатных даров. Кроме того, в «Апостольском предании» имеются «поставления» чтеца и иподиакона. Оба эти поставления – чтеца и субдиакона – не заключают в себе руковозложения (ceiroqesia) и молитв. В поставлении чтеца говорится, что он поставляется епископом через вручение ему книги 389 , а поставление субдиакона совершается через провозглашение его имени 390 . Причем в обоих случаях прямо указывается, что на них не возлагаются руки. Современное школьное богословие усматривает различие между священнослужителями и церковнослужителями в том, что первые в таинстве поставления получают особые дары Духа, тогда как последние только назначаются церковной властью через благословение без сообщения благодатных даров. Таким образом, одно служение является благодатным, а другое безблагодатным. В III-м веке Церковь не знала безблагодатных служений. Служение чтеца и субдиакона было благодатным, и другим оно не могло быть. Каждый церковный акт происходит внутри Церкви и может происходить, как и все в Церкви, только согласно воле Божьей. Если субдиакон, по терминологии Ипполита Римского , «назывался» в церковном собрании, то это нужно понимать в том смысле, что один из верных «выдвигался» на особое место, связанное с деятельностью, которой не имели другие верные. Для эпохи Ипполита это означало, что служение субдиакона было основано на служении священства, которым обладали все верные. Различие между верным, «названным» субдиаконом, и остальными верными заключалось в том, что субдиакон ставился в особое положение среди верных. Это выдвижение совершалось согласно воле Божьей, засвидетельствованной церковью. Это было благодатное служение, т. к. все верные имели благодатное служение священства, а потому оно было поставлением, хотя и отличным от поставления епископов, пресвитеров и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

4 . «Так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). Явится в образе древа крестного, но будет сиять лучами света. Когда явится крест, солнце померкнет, и скроется, – не исчезнет, но потонет в сиянии Его славы; луна помрачится и звезды погаснут, или лучше сказать – ниспадут, как написано: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба» ( Мф. 24:29 ), и тогда явится это страшное и славное знамение. При виде Его иудеи будут ругаться, а верные прославлять. Тогда каждый из верных в отдельности будет отвечать неверным. Тогда скажет нам Исайя: «вот Он, Бог наш! ...на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся» ( Ис. 25:9 ); тогда явление креста обличит дерзкое неверие и укрепит Церковь ; тогда посрамлены будут противники и прославлены последователи; тогда вся тварь поклонится Сыну Божию – и уверовавшие, и не уверовавшие, но первые с торжеством, вторые со стыдом. Так, на царских картинах изображаются царские телохранители во славе и рядом с ними пленные варвары, поверженные у ног царя; простирается перед царем ниц варвар, простирается и подданный, но затем один смело стоит перед царем, прославляя своего владыку, а другой, силою повергнутый под ноги, преклоняется перед царем, но награды за свое поклонение не получает, потому что не по доброй воле пришел сюда, а по принуждению; и получается, таким образом, что верхний ряд кланяется царю, а нижний падает перед ним, – а это две вещи различные: одно дело кланяться, другое падать перед кем-либо. Тоже самое будет происходить и в пришествие великого Царя: на картине славы Его явится лик верующих, торжествуя вместе с ликом ангельским, с пением и славословием; а тут же неверующие будут распростерты у ног великого Царя; те будут свободны и смелы, а эти связаны и удручены. Для верных не нужны узы, потому что они и без того уже привязаны любовью: любовь для них и заменяет узы; а кого не связала любовь, на того наложило оковы принуждение. И верные смело приближаются к Царю славы, а неверные и противники слова истины будут привлечены к Его престолу в железных оковах; те будут в лике поклоняющихся – вверху, а эти в лике повергнутых – во прахе. Именно как на картине: сверху изображены поклоняющиеся, а в нижней части пленные, падающие ниц; так точно и в царстве Христовом верные встретят Его на облаках, а неверные будут перед Ним повергнуты во прах. Так и в псалме поклоняющиеся различаются от припадающих. «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами» ( Пс.21:28–29 ), говорит псалмопевец, когда речь идет о тех, кто кланяется Богу; а о повергаемых перед Ним прибавил: «преклонятся пред Ним все нисходящие в персть» ( Пс.21:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 45 Пс.45:1 . В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу из сынов Кореовых на мусикийском орудии. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме приносится благодарение Богу за сохранение Иерусалима от некоего великаго бедствия, а в прообразовательном смысле проповедует Пророк о Церкви, что она под покровительством Божиим среди всех напастей пребудет непоколебима во веки. Пс.45:2 . Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело. Хотя намерение Пророка вообще клонится здесь к тому, чтоб превознести Божию силу и благость, распространяющуюся на всех Божиих сынов: однако нет сомнения и в том, что сии слова в особенном разуме относит к лицу избраннаго народа, дабы отличить его от нечестивых языков, и сим образом прославить преимущество усыновления, которым почтил Бог одних токмо сынов Авраамовых. И потому ясно изображает, каков есть Бог к верным сынам Своим, дабы ведали все, что Он церковь Свою защищает. За сим следует наведение, что верные не имеют никакой причины трепетать и бояться, когда Бог всегда готов защищать и покровительствовать им, будучи вооружен непобедимою силою. Пс.45:3 . Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская. Пс.45:4 . Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию его. В Еврейском тексте слова сии яснее читаются так: Сего ради не убоимся, внегда смутится земля, и приложатся горы в средину моря: внегда возшумят и возволнуются воды его, потрясутся горы от возвышения его. Пророк сими словами изображает свойство истинныя и прямыя надежды, когда верные и при толиком смятении тварей, каковое здесь описывается так живо, что кажется аки бы самое небо упало, земля двинулась с своего места, и горы от оснований своих разселись до верхов, стоят спокойны и непоколебимы духом. Легко иметь надежду и показывать неустрашимость, когда нет близкой опасности; но когда потрясение всего мира угрожает всем погибелию, а сердца верных пребывают в покое, то отсюду не явно ли усматривается Божия сила, присутствующая при них? Впрочем когда говорит, не убоимся, тем самым не совсем изъемлет благочестивыя души от боязни, так как бы не имели никакого чувства, (ибо безчувствие весьма далеко отстоит от постоянства веры): но токмо научает, что верные при помощи Божией всегда находят в себе довольныя силы к преодолению всякаго страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

В Священном Писании , однако, содержится ясное учение, что Церковь и верные должны пострадать со своим Главой – Христом. Ап. Павел ставит участие в Царстве Христовом в зависимость от нашей жизни со Христом, верности Ему и терпения скорбей: Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может ( 2Тим. 2:11–13 ). Все эти условия, согласно апостолу, касаются всех христиан (он везде говорит «мы»), т.е. Церкви. В другом месте ап. Павел настаивает, что спасение совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим ( 2Кор. 1:6 ). Еще более подробно апостол говорит об этом в Евр. 11–12 . Поэтому св. Андрей Кесарийский понимает сохранение от годины искушения во времена антихриста в Откр. 3:10  как разрешение верных от их земной жизни, чтобы они не претерпели искушений свыше сил 329 . Действительно, в том же стихе Господь напоминает о терпении, а предыдущей главе призывает быть верным до смерти ( Откр. 2:10 ). Вместе с тем, некоторые верные переживут скорбь, поэтому Откр. 3:10  можно понимать и как дарование сил пережить искушение и не пасть (ср. Мф. 24:22 ). Иными словами, Господь обещает Церкви «оберегать и соблюдать ее испытанных в вере чад» 330 . Эти два толкования взаимно дополняют друг друга. В «малом апокалипсисе» Христос подтверждает, что избранным придется пережить великую скорбь: И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни ( Мф. 24:22 , ср. Мк. 13:20 ) 331 . Более того, избранных будут стараться прельстить в это время ( Мф. 24:24 ), и они останутся до явления Сына Человеческого на облаках небесных с силою и славою великою. Упомянутые в «малом апокалипсисе» гонения, несомненно, предваряют Второе пришествие ( Мф. 24:3, 27, 37, 39 ). Поэтому призыв Христа к малому стаду не бояться ( Лк. 12:32 ) не означает, что не будет гонений, но что Он Сам поможет верным, а боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4:18 ). Вместо страха верные ожидают с небес явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Этот народ не имеет отношения к этническим общностям и к социологическим вопросам. Здесь " народ " – это " верные " , люди Церкви, люди, живущие Церковью и живущие церковно. О них говорит формулировка " Катихизиса " современника авторов " Послания " – московского святителя Филарета: " Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания " . Здесь вполне осознанный и нарочитый круг в определении: те, кто в Предании, и хранят Предание. Не народ, но верные хранят веру. Верные же – это те, кто достойно и «с рассуждением» (ср. 1 Кор. 11,29) участвуют в Литургии верных. Есть еще в греческом языке для обозначения народа слово демос. Может быть, именно демос свят и непогрешим? В текстах Новго Завета слово демос употребляется три раза: Деян. 12,22: «а народ восклицал: это голос Бога, а не человека» – и это была всенародная лесть Ироду. А в Деян. 17,5 и 19,30—33 демос – это толпа. «Толпа – хранитель благочестия» звучит несколько странно… Так, может, всегда " чувствует " Православие этнос? Насколько православно, «верно» православное население православных стран? Насколько «рассудительно» его участие в Литургии? Нет – богословскую работу по уяснению истин Предания нельзя подменять этнографическими исследованиями того, «какую веру верует» этнос. Руссоизм, «народничество», народопоклонство неприемлемы в богословии. Призывы к «опрощению», обучению «у народа», «слиянию с народной стихией» опасны – как опасны любые призывы к играм со стихиями. И если мы «со Христом умерли для стихий» (Кол. 2,20) – то эта смертность (в смысле неподвижность, отсутствие реакции на провокации и приглашения со стороны мирских стихий) должна быть распространена и на стихию народную. И уже тем более нельзя из этой формулы выводить нечто более радикальное: мол, народная вера и есть нормативное Православие и критерий праволавия. Не все то, во что верит прихожанин, православно. Не все свои верования он почерпнул из церковной проповеди, из Писания и святых отцов .

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Хотя и редко бывают теперь не принявшие святого крещения и находящиеся в числе оглашенных, но всякий присутствующий, помышляя, как далеко он отстоит и верой, и делами от верных, удостоившихся соприсутствовать трапезе любви в первые веки христиан, видя, как он, можно сказать, только огласился Христом, но не внес Его в самую жизнь, только что слышит разум слов Его, но не приводит их в исполнение, и еще холодно его верованье, и нет огня всепрощающей любви к брату, поядающей душевную черствость, и что, крещенный водой во имя Христа, он не достигнул того возрожденья в духе, без которого ничтожно его христианство, по слову Самого Спасителя: «Кто не родится свыше, не внидет в царствие небесное», – соображая все сие, всякий из присутствующих сокрушенно поставляет себя в число оглашенных и на призванье диакона: «Помолитеся, оглашенные, Господу!» от глубины сердца взывает: «Господи, помилуй!» «Верные!» взывает диакон: «помолимся об оглашенных, чтобы Господь их помиловал, чтобы огласил их словом истины, чтобы открыл им евангелие правды, чтобы соединил их Своей святой соборной и апостольской Церкви, чтобы спас, помиловал, заступил и сохранил их своею благодатью!» И верные, чувствующие, как мало они стоят названия верных, молясь об оглашенных, молятся о самих себе, и на всякое отдельное призванье диакона восклицают внутренне вослед за поющим ликом: «Господи, помилуй!» Диакон взывает: «Оглашенные, главы ваши Господу преклоните!» Все преклоняют свои головы, восклицая внутренне в сердцах: «Тебе, Господи!» Священник втайне молится об оглашенных и о тех, которых смиренье души поставило себя в ряды оглашенных. Молитва его в сих словах: «Господи Боже наш, живущий на высоких, взирающий на смиренных, ниспославший спасенье человеческому роду – своего Сына, Бога и Господа нашего, Иисуса Христа! воззри на оглашенных рабов Твоих, подклонивших Тебе свои выи! Приобщи их Церкви Твоей и сопричисли Твоему избранному стаду, чтобы и они славили вместе с нами пречестное и великолепное имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Лик гремит: «Аминь». А в напоминанье, что наступила минута, в которую древле выводились из церкви оглашенные, диакон возглашает громко: «Оглашенные, изыдите!» И вслед за тем, возвысив голос, возглашает в другой раз: «Оглашенные, изыдите!» И потом в третий раз: «Оглашенные, изыдите! да никто от оглашенных, одни только верные, вновь и вновь Господу помолимся!»

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010