Они вывели его из церкви и ограды и, посадив в голые сани, с чернецом против него, отвезли в Москву; это было в понедельник сырный, а в среду на той же недели ослепили его и сослали в Углич, вместе с супругою, Великой Княгиней Марией; мать Великую Княгиню Софию дочь Витовта, сослали на Чухлому и бояр всех захватили. Детей же его, младенцев Иоанна и Юрья, успели спасти из лавры верные люди, в ближнее село Князей Ряполовских, которые бежали с ними в Муром и там затворились в крепости; другие верные Князья бежали в Литву, где дал им города Король Польский; общая возгорелась ненависть против жестокого Шемяки; все желали видеть опять несчастную его жертву на отеческом престоле. Тогда Шемяка лукаво призвал к себе, из Рязани, Святителя Иону и, под предлогом умирения с Великим Князем, убедил его идти в свою епархию Муром и там взять, на свою епитрахиль, младенцев великокняжеских, обещая исполнить всеми благами державного слепца. Поверил ему Святитель Божий и, спустившись на судах в Муром, стал увещевать Князей Ряполовских, чтобы отпустили двух отроков, для умиротворения Князя Димитрия с отцом их. Долго не соглашались верные блюстители, но и не смели не верить словам святительским. «Если истинный будет мир, говорили они, то иди с нами в соборную церковь и там приими детей великокняжеских от самой пречистой Богородицы, с пелены ее честного образа на свою святительскую епитрахиль, для благоденствия их и родителя; тогда отпустим тебе младенцев и сами с ними пойдём». Исполнил их желание добрый пастырь, пошел в соборный храм Рождества Богоматери и, отпев молебен, принял младенцев с пелены от иконы Пречистой на свою епитрахиль; с сим драгоценным залогом пришел он в Переяславль. Лукаво почтил их Шемяка и пригласил на обед; на третий же день послал с блаженным Ионою к отцу их, но не заводил речи о мирном завете. Святитель возвратился в Москву, ибо Шемяка велел ему жить в доме Митрополитов; Князья же Ряполовские, видя, что Шемяка изменил слову, начали помышлять как бы освободить им из заточения Великого Князя, вооружённого силою, и удалились в Литву на совещание с другими Князьями. Смутился изменник, видя сбирающуюся на него грозу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но хотя они во всем открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями» (ГАТОТ. Ф. 156. 1824 г. Д. 714. Л. 15-16). В это время старец с племянницами, Анисьей Конюховой и 2 келейницами находились по распоряжению начальства в Тюмени. Здесь они узнали о кончине прп. Василиска (29 дек. 1824). Автограф прп. Зосимы (Верховского). Заветные письма (письмо от 2 февр. 1819 г.) (архив Зосимовой пуст.) Автограф прп. Зосимы (Верховского). Заветные письма (письмо от 2 февр. 1819 г.) (архив Зосимовой пуст.) Указом Синода от 24 янв. 1825 г. З. был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь», осенью того же года уехал в Москву. Верные З. сестры собрались последовать за ним, но консистория всячески препятствовала их отъезду из Туринска. Именно в это время в Тобольск прибыл новый губернатор Д. Н. Бантыш-Каменский, к-рый много сделал для возвращения паспортов и обеспечения свободы передвижения верных старцу сестер. В дек. того же года им вернули несправедливо реквизированные вещи, книги и, самое главное, 3 лошадей (Там же. 1825 г. Д. 404. Л. 1-2, 8-9, 11, 23). Прп. Зосима (Верховский). Литография Г. Кирстена по рис. А.Т. Скино. 1860 г. Прп. Зосима (Верховский). Литография Г. Кирстена по рис. А.Т. Скино. 1860 г. После приезда в Москву З. обратился к митр. Филарету, к-рый благословил старца поселиться в Чудовом монастыре. Впосл. святитель говорил о причинах «немирия» в туринском мон-ре: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться». В февр. 1826 г. верные духовнику сестры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой. В сер. июля (когда в Москву по случаю коронации имп. Николая I съехалось множество народа) Бахметева предложила старцу переселить сестер в собственное имение в 60 верстах от Москвы.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Церковь в епископе, т. к. через него как предстоятеля верные становятся народом Божьим, а епископ в Церкви, т. к. без народа его предстоятельство оказалось бы вне Церкви. Нет необходимости увеличивать количество патристических свидетельств. Для древнего церковного сознания было очевидной истиной, что не может быть Церкви без епископа, но и епископ не может быть без Церкви. Сама церковная жизнь того времени доказывала истинность этого эклезиологического положения. Таинства и священнодействия совершаются не отдельными группами церковного тела, но нераздельно всем народом Божьим. Если бы только епископ совершал священнодействия, то это значило бы, что епископ мог бы быть без Церкви. Если бы верные совершали священнодействия без епископа, то это бы значило, что Церковь может быть без епископа. Поэтому, по учению того же Игнатия Богоносца, никто ничего относящегося к Церкви не может совершать без епископа. Без него не может совершаться ни одно священнодействие, но не только потому, что он является единственным совершителем священнодействий, но и потому, что без него нет Церкви. Рассматривая епископа (или пресвитера) как единственного и самостоятельного совершителя таинств и священнодействий, школьное богословие выводит его из Церкви, а тем самым лишает его епископства. Это не парадокс, а подлинное учение Церкви, т. к. там, где нет Церкви, нет и епископа. В то же время таинства и священнодействия совершаются неслиянно народом Божьим, т.к. в теле Церкви, которое одно, имеются разные служения  . Ответ на поставленный выше вопрос, кто является совершителем священнодействий в Церкви, решает вопрос о служении лаиков в области священнодействия. Предстоятель в церковном собрании служит Богу, но и каждый верный также стоит перед Богом как священник. Это разные служения: предстоятель имеет особую харизму, какой не имеют верные. Отождествлять эти служения означало бы их смешивать, а это противно воле Божьей. Однако будучи разными служениями, служения предстоятелей и верных имеют одну и ту же основу: царственно–священническое служение народа Божьего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Есть некоторые, которые только го­товятся принять Св. крещение уже в зрелом воз­расте, а не в младенчестве. Такие лица называют­ся оглашенными, ибо до них достиг только глас истинной веры, но они еще не приняли ее, в таинстве крещения, которое одно только может омыть нас от грехов и сделать нас истинными чадами Божьими на земле, – посему они еще не могут присутствовать при совершении таинств церковных: к ним призываются одни только верные Христиане, а не окрещенные должны удаляться из церкви по гласу Диакона: «оглашенные изыдите»; но прежде за них молятся верные, дабы Го­сподь помиловал их, и просветил словом исти­ны, и соединил со своею Церковью. И ты помо­лись о них усердно Богу, благодаря его от всего сердца, за то, что ты сам уже принадлежишь к числу спасаемых, а потом, когда Диакон призывает к молитве уже одних только верных, по­вторяя опять вкратце несколько из прежних прошений, собери все твое внимание духовное, ибо пред тобою будет совершаться только то, что могут со­зерцать одни верные. Ты слышал учение о Ангелах благих, светлых, непрестанно предстоящих престолу Божиему, которые носят различные наименования, по степе­ни их славы: Архангелов, Херувимов и Серафимов. Теперь, когда приближается торжественное время совершения таин Христовых, Церковь внушает тебе: уподобиться сим блаженным Духам, в благоговении к святыне. «Мы, которые в тай­не образуем собою Херувимов, воспевающих трисвятую песнь животворящей Троице, отложим ныне всякое попечение житейское, дабы поднять Царя всех Христа, невидимо носимого Ангельски­ми чинами». Во время сего пения, Священнослужители исхо­дят из алтаря, со священными сосудами, кото­рые переносят с жертвенника на престол: Свя­щенник несет чашу, а Диакон держит над го­ловою, на блюде или дискосе, священный хлеб, предназначенный для совершения жертвы и назы­ваемый посему Агнцем, ибо он изображает Хри­ста, принесенного в жертву за грехи наши и, после освящения Даров, послужит для причастия верных. Посему преклони благоговейно пред Св. Дарами голову, и поскольку Священнослужители гром­ко поминают, во время сего шествия, власти ду­ховные и мирские и всех православных Христиан, молись и ты внутренно, чтобы помянул тебя Господь во царствии своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Спаситель сказал: Оставь дар твой и шед прежде примирись с братом и тогда пришед принеси жертву Богу ( Мф.5:23 ). Как видишь, матушка, любовь к ближним для Господа имеет большее значение, нежели жертва, которую мы Ему приносим. Наша жертва бывает приятна Богу только тогда, когда мы приносим ее, искренно примирившись со всеми и простив всем обиды и огорчения. Основа христианского учения – любовь к Богу и ближним. Христос заповедал нам: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас ( Мф.5:44 ), и мы неуклонно должны выполнять Его святые заповеди, коли мы христиане не только по названию. Подготавливаются верные к таинству Евхаристии еще исповеданием веры. Перед пением Символа веры диакон, стоя на амвоне, громко произносит: Двери, двери, премудростию вонмем. В это время отдергивается завеса. 28 В древней Церкви слова «двери, двери» относились к привратникам, стоявшим при дверях храма и следившим за тем, чтобы с наступлением важнейших минут литургии никто не смог проникнуть в храм из неверных, а также, чтобы и верные приходом и выходом не нарушали торжественности наступающих действий. С утратой исторического значения слова «двери, двери» теперь имеют другой смысл. Этим возгласом Церковь призывает верных хранить и затворить двери своих сердец от всяких земных помыслов и пристрастий. Хранить в чистоте от греха надо и ум и все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Вторая часть возгласа – «премудростию вонмем» – призывала всех ко вниманию и благоговению. Эта часть возгласа имеет прямое отношение к пению Символа веры , исповеданием которого Церковь очищает сердца верующих и выражает то единомыслие, к которому она призывала всех словами: «Да единомыслием исповемы». Подобно тому, как воины, идущие в бой, повторяя слова присяги на верность родине, укрепляют в себе веру в победу над врагом, так и верные, приступая к важнейшему моменту богослужения, исповеданием Символа веры приготовляют себя к самому главному моменту литургии. Вместе с хором все присутствующие в храме поют Символ веры : 29

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Причастен: Вечно в памяти будет праведник, от злой молвы не убоится. Пс 111:6б–7а НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЦЕВ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На «Господи, воззвах:» стихиры воскресные 3, и восточные 3, и праотцев на 4, глас 8. Подобен: Иже во Едеме: Праотцев, верные, в сей день совершая память,/воспоем Христа Искупителя,/возвеличившего их во всех народах/и чудеса преславные верно совершившего Господа,/как могущественного и сильного,/и от них показавшего жезл силы нам –/единую не знавшую мужа и Божию Отроковицу, Марию чистую,/от Которой произошел Цвет – Христос,/израстивший всем жизнь,/и неистощимое блаженство, и спасение вечное. Святых отроков из огня избавивший , Владыка,/и Даниила – от пастей львов;/благословивший Авраама, и Исаака, раба Твоего,/и его сына Иакова; / благоволивший от семени их стать подобным нам,/чтобы прежде поскользнувшихся праотцев наших спасти / Крестом (Твоим) и Воскресением / и, расторгнув узы смерти, воздвигнуть с Собою всех,/от века пребывавших среди мертвых,/да поклоняются они Тебе, Христе, Царю веков. Как под дождем, окропляемые росою Духа,/посреди пламени радуясь, отроки Божии ходили,/таинственно прообразовав в нем Троицу/и воплощение Христово;/и, как мудрые, они верою угасили силу огня;/Даниил же праведный львов явился обуздателем./Их мольбам внимая, Спаситель человеколюбивый,/и нас от неугасимого вечного огня избавь/и удостой достичь Небесного Царства Твоего. Как бы пребывая среди росы,/верные и святые Твои отроки/в пламени печи огненной предизображали таинственно/от Девы Твое пришествие,/неопалимо воссиявшее нам;/и Даниил праведный и среди пророков чудный,/ясно Божественное второе Твое пришествие являя, восклицает:/«Взирал я, – говорит, – доколе престолы не были поставлены,/и Судия воссел, и огненная потекла река!»/От нее да будем избавлены, Христе,/молитвами их, Владыка! Слава, глас 6, Анатолия: Всех прежде закона живших отцов/в сей день восхвалим, верные: / Авраама Боголюбивого,/и Исаака, по обетованию рожденного,/и Иакова , и двенадцать патриархов;/Давида кротчайшего, / и Даниила, желаний пророка; / с ними и трех отроков прославляя, / печь в росу претворивших, / прося прощения у Христа Бога, / прославляемого во святых Своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Тропарь Кресту, глас 108 . Вот верные пришли с радостью для хваления, и восклицают Богу, и животворящее Древо Креста почитают. Крест воздвигнут днесь, и мы получаем оставление грехов и призовем Христа. На воздвижение Креста собирается весь мир, и мы, верные, поклоняются, и Бога воспеваем и прославляем. Посреди мира свершилось спасение и искупление, Распятому на Голгофе верные поклоняются. О, Царь царей, искупи тех, кто с верой восклицает и почитает святой Крест. Да вознесется рог христиан 109 силой могучего славного Креста. Сыне Бога небесного, возвесели нас Крестом Твоим святым. О, Крест святой, возвесели нас и облеки нас жизнью; возвесели нас, Крест, и спаси православных христиан. Сыне Божий, Тело Твое святое с верой да примем, Твоей драгоценной Кровью благословимся, и [пред] Спасителем поклонимся. Правителей земли спаси и дай им во всем долголетие. Радуйся, Матерь Божия, безмужная родительница; радуйся, дверь жизни; радуйся, хвала и радость; укрепи нас, верных Твоих, и вооружи нас Крестом. Царь царей, Кто прежде всего, безначальный, укрепи царя нашего и покори ему всех врагов Креста, которые воюют... 110 роды язычников, да восхвалим Тебя, Троица святая, и возглаголем: Господи, слава Тебе! [В основном тексте Лекционария, хотя чин поклонения Кресту утром в Великую пятницу и не указан, в конце вечерни вечером в этот день говорится следующее – диак. М. Ж.]: ...И после того начинают омывать Крест, и когда омоют, целуют его, и говорят следующие ипакои 111 : Глас 2. Просил Иосиф Тело Твое, Спаситель, и положил его в новом своем гробе, ибо он познал Твое из гроба Воскресение, как исход из чертога . Константинополь Адамнан «De locis sanctis» (рассказ о паломничестве Аркульфа) 112 3. Но и об известнейшей этого города 113 великолепной купольной 114 церкви, великой и каменной, умолчать мы не должны, которая, как сообщает святой Аркульф, посещавший ее на протяжении немалого времени, возвышается от самых оснований тремя стенами, тремя ярусами [восходя] к значительной высоте, увенчивается идеально круглым и весьма прекрасным единственным куполом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Аллилуиа!Аминь! Nemo Nihil 2017/05/29, 00:13:45 Уважаемая Софико Арбузик, я просмотрел Ваши комментарии и оставленные сообщения на других сайтах, во многом я с Вами согласен. Только прошу выражайте свою мысль проще и яснее. Например, Вы пишете - " Это к Истинному Православию Духа, с нашей высокой точки зрения, конечно же,ни какого отношения не имеет... Зачем мучиться-то так, даже разумение превосходит. То ли дело наше, подлинное христианство!.. Нам лучше издавно всё давным-давно уразуменное:древле изъезженное православие!.. " Ну, что можно прочитать в этих словах, то, что Вы не приемлете Православная веру, утверждённую на семи Вселенских соборах или Русскую Православную Церковь (всего периода). Я понимаю сарказм и всё же... Вы Софико Православный человек, Вы почитаете святых новомучеников и исповедников Российских. Вы не приемлете отпавших в ересь современных представителей духовенства и епископата. Не приемлю их и я. Но в отличие от Вас, я не бегу с корабля. Пусть капитан и матросы пьяные в стельку, но оставшиеся верные своему долгу, приведут корабль в спасительную гавань. В Церковь надо ходить до последнего. " Придёт время, когда будете утешаться (спасаться) дома " - предупреждал старец архимандрит Таврион Рижский. Но это время ещё не пришло, хотя и близко, при дверех. Когда наступит время открытой ереси (отступления от чистоты Православной Веры), тогда мы уйдём из храмов, но мы останемся в Русской Православной Церкви. В той Церкви где пребывает благодать Духа Святаго, где видимо присутствует Пречистая Богородица, в той Церкви, где спасались и спаслись преподобные Сергий и Серафим, прав. Иоанн Кронштадский и многие, многие святые из русского и других народов населяющих Великую Русь, которая чрез Церковь Христову соединена со Вселенской Апостольской Церковью Православною! Храмы будут захвачены еретиками, но не Церковь Христова Православная. Да, мы будем спасаться в условиях гонений. У нас будут и верные епископы и верные священники. Господь откроет, в своё время. Но не надо предвосхищать события. Повторяю - время не пришло, но близко.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=38&iid=2...

Перевод 2. Светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о Воскресении Рожденного Тобой. Перевод 3. Озаряйся светом, озаряйся светом просвещайся, просвещайся/светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня на тебе воссияла. Танцуй ныне и веселись, Сион, а Ты, Чистая, радуйся, Богородице, о восстании Рожденного Тобой. Припев: Величит душа моя волею страдавша, и погребена и воскресшаго тридневно от гроба. Ирмос: Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе, Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего. Припев: Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира. О божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе: Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся. Перевод 1. О как божественен, любезен и пресладостен Твой голос, Христе! Ты обещался неложно с нами быть до кончины века; имея это опорою надежды, мы верные радуемся ( Мф.28:20 ). Перевод 2. О божественное, о возлюбленное, о сладчайшее Твое слово! Ибо Ты не ложно обещал быть с нами до кончины века Христе! Держась его, как якоря надежды нашей, мы, верные, радуемся! Перевод 3. О Божественное, о любезное, о сладчайшее Твое возглашение! Ибо с нами неложно Ты обещался пребыть до исхода века, Христе. И в этом возглашении мы, верные, якорь надежды имея, радуемся. Припев: Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся. О божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе: Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся. Припев: Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкавый, яко от Иуды лев. О божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе: Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pasxalnyj-k...

Я должна была написать об этом для того, чтобы вы, госпожи сестры, не подумали, что это делается без разумного основания. Здесь есть такой обычай, что тех, которые приступают к крещению, в течение сорока дней поста, ранним утром заклинают клирики, как только бывает утренний отпуст в Воскресении. И тотчас поставляется для епископа кафедра в большой церкви, в Мартириуме, и все приступающие ко крещению, как мужи, так и жены, садятся вокруг епископа, отцы же и матери стоят; точно так же из народа желающие слушать все входят и садятся, но только верные. Оглашенный туда не входит тогда, когда епископ поучает их закону. И так, начиная от Бытия, в течение этих сорока дней он проходит все писание, сперва излагая телесно, и потом разрешая его духовно. Точно так же в эти дни они поучаются и о воскресении и обо всем, относящемся к вере, и это зовется оглашением. И когда исполнится пять недель от начала поучения, тогда они получают символ: смысл этого символа в его отдельных словах епископ объясняет им подобным же образом, как и смысл всех писаний, сперва телесно, затем духовно: так он объясняет и символ. И бывает так, что в этих же местах все верные следят за писанием, когда оно читается в церкви, так как все поучаются в эти сорок дней, начиная от первого и до третьего часа, потому что оглашение продолжается три часа. И Господь знает, госпожи сестры, что верные, входящие для слушания оглашения, с большим вниманием относятся к тому, что говорится и объясняется епископом, чем когда он сидит и проповедует в церкви по поводу отдельных мест, толкуемых таким образом. По окончании же оглашения, в третьем часу, тотчас епископа ведут при песнопениях в Воскресение, и бывает отпуст третьего часа: и так, в продолжение трех часов они поучаются ежедневно в течение семи недель. На восьмой же неделе четыредесятницы, то есть которая зовется великою неделей, поучение их прекращается, для того, чтобы выполнить то, что важнее. И когда пройдут семь недель, остается одна неделя пасхальная, которую здесь зовут великою неделей. И тогда приходит епископ утром в большую церковь , в Мартириум; позади алтаря в абсиде поставляется для епископа кафедра, и там подходят по одиночке – муж со своим отцом, жена – со своею матерью, и отвечают символ епископу. По прочтении символа епископу, он обращается ко всем и говорит: «В эти семь недель вы научились всему закону писаний, слышали также и о вере, слышали и о воскресении плоти, и каждый в отдельности, на сколько могли, усвоили себе весь смысл: однако, будучи еще оглашенными, вы не можете слышать слово или то, что принадлежит к более глубокой тайне, то есть к крещению, потому что вы еще оглашенные: и чтобы вы не подумали, будто что-нибудь совершается без смысла, когда вы будете креститься во имя Божие, вы услышите в Воскресении, в эти восемь пасхальных дней, после церковного отпуста: так как вы еще оглашенные, то сокровенные таинства Божии вам не могут быть поведаны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010