806 . Библия в картинах знаменитых мастеров. Изд. Суворина: Рец.//Церков. вестник. – 1882. – 29. 807 . Важность Библейского сказания о сотворении видимого мира//Странник. 1863. – Июнь. 808 . Важность забавы//Духов, беседа. – 1865. – 5. 809 . Вечернее богослужение в день Пятидесятницы//Христиан, чтение. – 1853. -Ч. 1. 810 . Годичный акт в С.-Петербургской Духовной Академии в 1879 г.– СПб., 1879. 811 . Древние литургии: Сборник текстов, как оригинальных, так и переводных, более важных литургий Церкви... К.Н. Гаттонда. Оксфорд, 1878: Рец.//Христиан, чтение. – 1880. – Ч. 1. 812 . Знают ли святые на Небе о наших нуждах на Земле//Христиан, чтение. – 1867. – 4.1. 813 . Избранные места из греческих писаний св. Отцев Церкви до IX века: Т. 1–2. – СПб., 1884–1885. 814 . Иисус Христос , предсказавший Свое Воскресение//Духов, беседа. – 1861. – 6. 815 . Конспект лекций из истории древней греческой литературы: Введение. – СПб., 1884. – 10 с. – Литогр. 816 . Конспект лекций из истории древней греческой литературы, читанных в С.-Петербургской Духовной Академии ... в 1887– 1888 учеб. году: План. – СПб.: Типо-лит. Яздовского, 1888. – 11 с. – Литогр. ... в 1890–1891 учеб. году. – СПб.: Лит. Фомина, 1890.– 11с. ... в 1892–1893 учеб. году. – СПб., 1893. – 13 с. – Припл. к Конспект лекций по истории древней гражданской философии, читанных в 1892–1893 учеб. году/ Лопухин А.П. – СПб., 1893. 817 . Константин фон Тишендорф и ученые труды его//Христиан, чтение. – 1875. – 4.1. 818 . Лингвистические основания различия языков человеческих: Актовая речь//Христиан, чтение. – 1879. – 4. 1. 819 . Мансветов Григорий Иванович, обер-священник Армии и Флота: Сведения о жизни и трудах его//Странник. – 1863. – Июнь. 820 . Мысли о сущности христианства//Странник. – 1860. – Дек. 821 . Мысли христианина об окончании военных действий//Странник. – 1864. – Сент. 822 . «Не пецытеся наутрей»//Христиан, чтение. – 1856. – 4.2. 823 . Новая греческая газета//Церков. вестник. 1880. 824 . О заслугах св. Афанасия Великого для Церкви в борьбе с арианством. – СПб.: Тип. Фишера, 1850. – 210 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

841 . Состояние церковных дел в греческом королевстве//Христиан, чтение. – 1863. – Ч. 2. 842 . Судьба Православной Церкви на Ионических островах//Христиан, чтение. – 1864. – 4.1. 843 . Физическое происхождение и библейское значение радуги//Странник. – 1865. – Окт. 844 . Храм Св. Софии в Константинополе//Духов, беседа. – 1867. – 26. 845 . Христианин – хозяин//Духов, беседа. – 1859. – 846 . Чудесные солнечные явления при Иисусе Навине и пророке Исайе//Странник. – 1861. – Сент. Переводы, издание 847 . Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. – 2-е изд., испр. – СПб., 1861. – 11. 242 с. То же. – 3-е изд., пер. на рус. яз. – СПб., 1875. 848 . Две беседы Патриарха Фотия по случаю нашествия Россов на Константинополь/Пер.//Христиан, чтение. – 1882. – 4.2. 849 . Илия Минятий , епископ. Камень соблазна, или изложение начала и причин отпадения Церкви Западной от Восточной и предметов несогласия между ними/Пер. с новогреч. – СПб., 1854. 850 . Патриарха Фотия Тайноводственное слово о Св. Духе//Духов, беседа. – 1866. – 20. 851 . Святой Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви Ш-го века. Полное собрание его творений/Пер. с греч. – СПб., 1877. – XXIII, 259 с. 852 . Св. Роман Сладкопевец . Кондак и икос в честь святых Апостолов/Пер.//Христиан, чтение. – 1876. – Ч. 2. 853 . Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: Вып. 1–5/Пер. профессоров Глориантова Н.И. , Ловягина Е.И. , Троицкого И. Е. //Христиан, чтение. – 1874–1878 (в прил.). 854 . Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе Е.И. Ловягина :  1–2. – СПб.. 1907–1908. 855 . Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского в русском переводе: В 12 т. – СПб., 1896. Примечание: Ловягин Е.И. редактор 1-го тома. 856 . Шикопп, Юлиус. Апологетические беседы о лице Иисуса Христа/Пер. с нем. – СПб., 1870. – 276 с. Литература о жизни и деятельности 857 . Профессор Евграф Иванович Ловягин //Христиан, чтение. – 1910. – Сент. – С. 1147–1162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа, ас 1821 года, после смены нескольких кафедр, в сане архиепископа получил назначение на Московскую кафедру, которую возглавлял до конца жизни. 22 августа 1826 года архиепископ Филарет был возведен в сан митрополита. Святитель Филарет занимает выдающееся место в истории русского богословия. Особо следует отметить «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви», который до сих пор служит учебной книгой Церкви. Основное богословское наследие святителя содержится в его «Словах и речах», проникнутых подлинно святоотеческим духом. Проповедь митрополит Филарет считал основной обязанностью епископа. И.Н. Корсунский о проповеднической деятельности святителя писал, что она касалась всевозможных предметов догматического, нравственного характера, затрагивала по возможности все события того времени... Не даром за Филаретом Московским утвердилось название «Филарета Мудрого». Поистине он вполне заслужил имя Учителя Церкви. «Можно сказать, что в течение более полустолетия не было ни одного церковного дела, в котором бы не принимал участия великий иерарх Московский», – писалось в Синодальном отчете за 1867 год. Уникальность деятельности святителя состоит и в том, что даже резолюции его были изданы после его смерти как образец духовной мудрости. С именем митрополита Филарета связано преобразование Московской Духовной Академии. По словам И.Н. Корсунского , «Академия была его любимым детищем». В 1842 году по благословению святителя Филарета в Академии начали выходить переводы Творений св. Отцев. Был создан и печатный орган Академии – «Прибавления к изданию Творений св. Отцев». Академия в этот период взрастила выдающихся ученых, которыми вправе гордиться русская наука. Митрополит Филарет по праву считается подлинным основоположником русской Библейской науки и экзегетической школы. «В русской литературе по Библейской науке, писал Н. Троицкий , – едва ли есть такая ученая книга и книжка учебная, такая статья специальная и статейка популярная, которые бы не стояли в связи с трудами митрополита Филарета». «Записки на Книгу Бытия», являясь лучшим пособием в преподавании Священного Писания, вошли большей частью в состав учебных пособий по изучению законо-положительных книг Ветхого Завета. Труды святителя Филарета по истолкованию Псалтири легли в основу таких работ, как «Изображение Мессии в Псалтири» священника Н. Каменского (Казань, 1878), «О происхождении Псалтири» Н. Вишнякова (СПб., 1875).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важное значение в жизни святителя имело его участие в переводе Священного Писания на русский язык. «Дело перевода было, можно сказать, делом едва ли не всей жизни святителя Филарета, составляло предмет самых заветных его помыслов, желаний и забот, ... было причиною и великих скорбей для него, и великой славы», – писал И.Н. Корсунский , уделявший этому крайне сложному вопросу большое место в своих исследованиях. «Богатое наследие оставил после себя великий святитель и в своей многолетней и многодеятельной жизни, и в своих многочисленных и многоразличных писаниях», – писал биограф. «Отныне он становится неистощимым предметом изучения, которое не преминет внести новые силы в наше сознание, в наше просвещение», – писал М.Н. Катков. По словам священника В. В. Воронцова, «его труды, как толкователя Священного Писания, велики и имеют значение капитальное. По строго православному и вместе глубоко научному, самобытному характеру библейские ученые труды знаменитого иерарха являются богатою сокровищницею, которою всегда будет пользоваться православный экзегет». Архив святителя Филарета не сохранился как единое целое. Отдельные его части хранятся в нескольких хранилищах Петербурга и Москвы. Наиболее значительный комплекс архивных материалов хранится в Российской государственной библиотеке, фонд 316, здесь же хранится и собрание, фонд 317. Последние дни своей жизни митрополит Филарет провел в Москве на Троицком подворье. 19 ноября 1867 года великий иерарх мирно скончался. Тело святителя после трогательного прощания было предано земле в специально устроенной часовне на южной стороне Свято-Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры. На Архиерейском Соборе 2 декабря 1994 года святитель Филарет был причтен к лику святых. Печатные труды 1525 . Беседа о благодарности к Богу. – 1842,– 17 с. СПб.: Тип. Бородина. 1526 . Беседа о трудолюбии. – М.. 1847. – 10 с. – Отт. из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1847. 1527 . Беседа о милосердии к бедным. – М.: Тип. Готье, 1848. – 12 с. – Отт. из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Овдовев, отец Василий 8 октября 1876 года принял монашество с именем Виталий и 22 октября был возведен в сан архимандрита. В 1879 году архимандрит Виталий был возведен в сан епископа и определен епископом Острожским, викарием Волынской епархии, а в 1882 году переведен на Могилевскую кафедру. За два с небольшим года святитель благоустроил Духовную семинарию, открыл двести восемьдесят шесть церковно-приходских школ, восстановил деятельность Богоявленского Братства. Под руководством епископа Виталия стали издаваться «Могилевские епархиальные ведомости». «Он был прекрасно образованный законоучитель, неутомимый труженик богословской науки, знаток Священного Писания, проповедник и бдительный страж религиозно-нравственных основ общественной жизни... Он явился ревностным поборником и распространителем религиозного просвещения в духе Православной Церкви особенно в такое время, когда ложное просвещение и несдерживаемый либерализм подрывали основы веры и благочестия». – писал биограф. По мнению митрополита Антония (Мельникова), «в трудах отца Виталия виден опытный катехизатор, глубоко понимающий Священное Писание и умело раскрывающий его перед паствой, особенно те места евангельского учения, которые требуют практического исполнения». Епископ Виталий скоропостижно скончался 14 мая 1885 года и был погребен в Спасской церкви архиерейского дома в Могилеве. Печатные труды 354 . Божественная литургия с применением к ее священнодействиям и молитвословиям всех Евангельских воспоминаний. – Житомир: Тип. Соколова, 1882. -VI, 276 с. 355 . Всенощное бдение: Дух и значение богослужения. – СПб.: Кн. маг. Луковникова, 1901. – 44 с. 356 . Всенощное бдение: (Из собеседований законоучителя с детьми): Говорено в церкви Николаевского сиротского института. – СПб., Ценз. 1859. – 16 с. То же. – СПб., 1861. – 39 с. – Из: Странник. – 1861. 357 . Две речи и три слова, сказанные преосвященным Виталием, епископом Острожским. – Почаев: Тип. Почаевской Успенской Лавры, 1882. – 32 с. 358 . Две речи по случаю выпуска воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц. – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1867. – 5 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смирнов А. А., протоиерей. Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой Лаврской семинарии митрополита Филарета (1782–1808). М. 1893. Смирнов А. Митрополит Филарет, как автор начертания церковно-библейской истории//Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Филарета, митрополита Московского: в 2 т. М. 1883, т. 2, стр. 89–163. Смирнов Р., священник. Спасо-Бородинского монастыря, Можайского уезда, Московской губернии схимонахиня Сарра. 1911, стр. 26, 38. Смирнов С. К., протоиерей. Учитель Троицкой семинарии В.М. Дроздов//Современная летопись. Повоскресные прибавления к «Московским ведомостям». М. 1867, 44. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Духовной Академии до её преобразования. 1814–1870 гг. М. 1879. Смирнов П. А., протоиерей. Святитель Филарет, митрополит Московский (по поводу 25-летия со дня блаженной его кончины)//Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1892, 7. Левашев Ф. Направление и характер проповеди Филарета//Странник. СПб., 1875. Кн. 10–12. Пономарев С.И. Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Московский и Коломенский//Труды Киевской духовной академии. Киев, 1860–1917; 1867, т. 4. 12; 1808, т. 1 и 2, 24 с перечнем сочинений митрополита Филарета. Наумов Д.Г. Филарет, митрополит Московский, как канонист. М. 1893//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1892, I, X–XII. Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М. 1868. Его же. Заметка на заметку//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1846–1918; 1868, II, смесь, стр. 208–214. Евреинов. Некоторые воспоминания о митрополите Филарете//Душеполезное чтение. М. 1870, ч. 2, стр. 15–16, «Известия и заметки». Зарницкий И.И. Филарет, митрополит Московский, как проповедник. СПб., 1858//Христианское чтение. СПб., 1897. Кн. 2, декабрь. Заозерский Н. Филарет, митрополит Московский, как служитель слова. Сергиев Посад. 1907//Богословский вестник. Сергиев Посад. 1907, XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Празднование столетнего юбилея Филарета в Москве//Православное Обозрение. 1883, январь, стр. 187–190. Преосвященный Филарет, митрополит Московский//Русский инок. 1912, вып. 59, стр. 39. Приветствия высокопреосвященному Филарету//Душеполезное чтение. М. 1867, ч. 2, июль-август. Пути Промысла Божия в жизни иноков//Русский инок. 1911, вып. 12, стр. 41; вып. 14, стр. 28–29; вып. 39, стр. 42–43. Филарет, митрополит Московский о воспитании сирот//Душеполезное чтение. М. 1897, ч. 3, ноябрь. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского: в 2 т. М. 1883. Столетний юбилей со дня рождения Филарета, митрополита Московского//Московские церковные ведомости. М. 1883, 1. Святитель Филарет Московский //Богословский вестник, – Сергиев Посад. 1893, февраль, отд. 3. Суждения митрополита Филарета Московского о законах русской речи//Церковный вестник. СПб., 1891, 39, стр. 608. Торжественное собрание императорской Академии Наук 29 декабрь 1867 г. (Речь академика Никитина в память митрополита Филарета). СПб., 1868. Труды митрополита Московского и Коломенского Филарета по переложению Нового Завета на русский язык. СПб., 1893. Филарет, как духовный вития//Домашняя беседа. 1868, 8. Хронологический указатель слов и речей митрополита Филарета и некоторых иных произведений его доселе неизвестных//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1869. Кн. 6, стр. 61–154. Юбилей пятидесятилетнего служения его высокопреосвященства Филарета, митрополита Московского, в архиерейском сане//Православное обозрение. М. 1867, август, стр. 145–178. Явления благодати Божией чрез святителя Филарета, митрополита Московского//Троицкий Цветок. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1866, 13. Воспоминания преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского. Харьков. 1897. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М. 1877. Гефсиманский Скит и пещеры при нём/Изд. Гефсиманского Скита. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Аминь. Приложение 4 Из послужного списка Высокопреосвященнейшего Филарета митрополита Московской епархии Святейшаго Правительствующего Синода член Филарет Митрополит Московский и Коломенский, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит. Сверх сего, член Императорского человеколюбиваго общества, вице-президент Московскаго попечительнаго о тюрьмах Комитета, Действительный член Конференции Московской духовной академии, ординарный академик Императорской академии наук, почетный член Общества истории и древностей Российских, Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, Императорских Московского и Новороссийского университетов, Императорских обществ – Археологического, Географического, Конференции духовных академий – Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской. Имеет алмазные знаки ордена Св. Ап. Андрея Первозванного, ордена: Св. Владимира 1-й ст. Большаго креста, Св. Александра Невского и Св. Анны 1-й ст.; алмазами осыпанную Панагию и осыпанный драгоценными камнями посох, Докторский крест, наперсный, украшенный драгоценными камнями, золотую медаль по крестьянскому делу и знаки Греческаго ордена Спасителя Большого креста, бронзовые наперсные кресты на Владимирской ленте – первый за 1812 г., второй в память войны 1853–56 г. Получал: 1) по штату Моск. Епарх. кафедры жалованья 428 р. 85 к., на содержание 1283 р. 31 к.; итого 1712 р. 16 к.; 2) по званию архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры жалованья 285 р. 90 коп., на содержание 571 р. 80 коп.; итого 857 р. 70 коп.; 3) по званию присутствующаго Московской Свят. Синода Конторы жалованья 1143 р. 60 коп., а всего 3713 руб. 46 к. серебром. Родился 1782 г., 26 Декабря, Моск. губернии, в г. Коломне, сын соборнаго диакона Михаила Феодоровича. В мире назывался Василий Дроздов. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО 1782, 26 декабря – в подмосковной Коломне в семье диакона Михаила Федоровича Дроздова и его супруги Евдокии Никитичны родился сын. 1783, 1 января – когда отмечается память святителя Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, младенец крещен в коломенской Богоявленской церкви и назван в честь означенного святого – Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Голицын Александр Николаевич (1773–1844) – князь, государственный деятель. С 1803 г. – обер-прокурор Святейшего Синода, с 1813 г. – председатель Российского библейского общества, в 1817–1824 гг. – министр народного просвещения и духовных дел. Член Государственного совета. Друг Александра I. Был президентом Библейского общества, впервые издавшего Библию на русском языке, а также многих других учреждений общественного характера. Библиофил и коллекционер, собрал богатейшую коллекцию книг на иностранных языках, посвященных истории России. С 1843 г. жил в Крыму, похоронен в Балаклавском Георгиевском монастыре близ Севастополя. Чернышев Захар Григорьевич (1722–1784) – граф, генерал-фельдмаршал, известный полководец. В Семилетнюю войну в 1760 г. его армия взяла Берлин. С 1772 г. – генерал-губернатор Белоруссии, с 1782 г. – главнокомандующий (губернатор) Москвы. Шувалов Иван Иванович (1727–1797) – русский государственный деятель, генерал-адъютант. Меценат, основатель Московского университета и Петербургской академии художеств. После воцарения Екатерины II оказался в опале. С 1763 по 1777 гг. жил за границей (официально числился в отпуске «по болезни»). Филарет (в миру – Василий Михайлович Дроздов, 1782–1867) – святитель (прославлен в 1994 г.), митрополит Московский (с 1821 г.). Пользовался общепризнанным авторитетом в русском обществе. Скит – имеется в виду Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, основанный Московским митрополитом Филаретом в 1844 г. Разрушен большевиками. Ныне восстановлен. Голицын Александр Федорович (1796–1866) – действительный тайный советник, член Государственного совета, камергер, статс-секретарь, управляющий Комиссией прошений. Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) – писатель, философ, публицист, славянофил. Всегда был, по замечанию А.И. Кошелева, «строгим и глубоко верующим православным христианином». А.И. Герцен вспоминал о своем родственнике Хомякове: «Ум сильный, подвижной, богатый средствами и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо проспорил всю свою жизнь».

http://pravoslavie.ru/5711.html

«Идите по стопам собрата вашего», – кто, как и насколько кто может, и вы, подобно ему, придете ко Мне, и Аз упокою вы». Филарет митрополит Московский (1782–1867 г.) Минувший XIX в. в истории православной Русской Церкви отмечается особым обилием примечательных архипастырей, чему способствовало главным образом последовавшее в начале этого века открытие в преобразованном виде четырех духовных академий, питомцами которых были заняты архиерейские кафедры во всех почти епархиях. Главным, центральным лицом в этом многочисленном сонме архипастырей, в продолжение почти трёх четвертей столетия, был великий Московский иерарх, митрополит Филарет. Под его ближайшим руководством воспитался длинный ряд архипастырей, вышедших из московской Духовной академии. Подобное же воспитательное влияние имели: в Киевской академии другой Филарет, в С.-Петербургской и Казанской митрополии Серафим, Никанор, Григорий, Исидор, архиепископы Афанасий, Антоний. Святительское служение митрополита Московского Филарета «украсило собою три царствования и составило эпоху в истории отечественной церкви». Имя Филарета, митрополита Московского, занимает особое место в истории Русской Церкви 19-го века. Он был для Русской Церкви того времени тем же чем были для молодой возраставшей Церкви первых веков те великие епископы, которым присвоено название «Отцов Церкви». Филарет, как 6ы выяснил еще раз во всём том, что им написано, всю совокупность православного учения. А в самом себе дал как величавый, удивительный образ, как православного архипастыря, так и меру того до какой глубины может дойти просветлённый верой ум и дух человеческий. Филарет родился 26-го декабря 1782 г. в семье соборного диакона г. Коломны (Московская губерния), имея в миру имя Василия Михайловича Дроздова. С детства подавал он самые блестящие надежды и с величайшим успехом проходил курс Коломенской семинарии, откуда перешел для прохождения академического курса в Троице-Сергиевскую лавру. Он уже тогда любил уединение, кажется свойство общее для всех замечательных людей, предпочитая беседу с книгами беседе с товарищами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010