Павел Лунгин . « Я верю в тех людей, которым некомфортно » . Режиссер «Острова» снял новый фильм на музыку митрополита Ил ариона. Подготовила Оксана Головко . Ил.: Кадр из фильма Павла Лунгина «Дирижер»//Фома. - – март 2012. – С.70-71. – (раздел « Культура »). См. также отклик: Юлия Варенцова , специальный корреспондент НТВ. Музыка веры //Фома. - – март 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).   Патриарх Гермоген: Фигура, залитая светом . Рассказывает доктор исторических наук Дмитрий Володихин . Беседовал Виталий Каплан . Ил.: Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря (февраль 1612 г.). Р. Штейн. Фото – Чудов монастырь в начале ХХ века//Фома. - – март 2012. – С.72-73,74-75,76. – (раздел « Культура »). Имеется историко-биографическая справка « Патриарх Гермоген » (Ил.: Икона святителя Гермогена Патриарха Московского). – С.73. На врезках к статье – справочная подборка:   «Святые во главе Московской кафедры». [Краткие биографические справки]. Ил.: Икона каждого святого//Фома. - – март 2012. – С. 74, 75. 76. (раздел «Культура»). Представлены: Митрополит Петр (вторая половина XIII в.-21 декабря 1326). С.74; Митрополит Феогност (конец XIII в. – 11 марта 1353). – С.74; Митрополит Алексий (конец XIII- начало XIVb. – 12 февраля 1378). – С.74; Митрополит Иона (90-е гг. XIV в. – 31 марта 1461). - С.74,75; Митрополит Макарий (ок. 1482 – 31 декабря 1563). – С.75; Митрополит Филипп ( Колычев ; 11 февраля 1507 – 23 декабря 1569). – С.75; Патриарх Иов (ок. 1525 – 19 июня 1607). – С.75; Митрополит Филарет ( Дроздов ; 26 декабря 1782 – 19 ноября 1867). – С.75-76; Митрополит Иннокентий ( Попов-Вениаминов ; 26 августа 1797 – 31 марта1879). – С.76; Патриарх Тихон ( Белавин ; 19 января 1865 – 7 апреля 1925). – С.76.   Реклама : С.77.   Галерея : Плач по казачеству. Художник Сергей Гавриляченко: вспоминая об утраченном /Автор статьи – Оксана Головко . Ил.: Репродукции живописных работ художника//Фома. - – март 2012. – С.78-81. – (раздел « Культура », рубрика « Галерея »). Имеется биографическая справка « Сергей Александрович Гавриляченко » (С.79).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-107-...

Господь наш Иисус Христос учил народ: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф 5:16). Святитель Филарет Московский (Дроздов, 1782–1867) так толкует эти слова Спасителя в своей проповеди пред обетом сердобольных вдов — предшественниц сестер милосердия в наших больницах (1843 г.). “Теперь найдено, что если мы и не Апостолы, а принадлежим только к народу верующих; тем не менее и для нас есть доля в Нагорной проповеди Христовой; и нам нечто сказано в сих словах: да просветится свет ваш пред человеки; дело света духовного нам не чужое. Слышащие сие не пожелают ли услышать и то, как можем мы участвовать в распространении света, и не только услышать, но слышимое и творить по возможности? К разрешению же предложенного теперь вопроса мы тотчас придти можем, не через трудное изыскание, но через простое продолжение слов поучения Христова. Тако да просветится свет ваш пред человеки. — Каким образом? — Господь продолжает: яко да видят ваши добрые дела. Вот очень простая правда света! Добрые дела — вот свет, который всякий издавать может! Добрый пример — вот способ, которым каждый может распространять свет между другими! И вот явственная черта Божественного учения Христова, что она, восходя превыше высокого созерцания, в то же время нисходит до самого простого разумения и всякому доступного исполнения! Чтобы распространять между человеками свет, или иначе сказать, истину и добро, для сего, кажется, мы не знаем более открытых способов, как три следующие: слово, власть, пример. Слово действует убеждением, власть — праведно употребляемым могуществом, пример располагает к подражанию Но что еще скажем более близкое к тем, которых состояние подобно не граду, стоящему верху горы, но, может быть, только хижине под горою? Неужели может и их свет просвещаться пред человеки? — Почему не так? И малый светильник в хижине увидит блуждающий странник, и пойдет на его свет, и найдет в хижине спасение от холодной ночи или зверя, и успокоится в безопасности, и обрадуется странноприимству. И скромное доброе дело человека невидимого в мире, если одушевлено добрым и святым намерением, есть дело света, которое и действует в сем качестве, привлекая к добру: и даже под управлением Провидения простирает иногда свое действие на неизмеримую даль

http://pravmir.ru/shkolnyiy-apostol-i-ap...

Митрополит Платон оставил память о себе как яркий и ревностный проповедник (после него осталось более 600 слов и речей) и учитель веры. Его «катихизисы» — краткий для детей, катихизис в беседах для народа и катихизис для священнослужителей, написанные живым русским языком, не только служили делу духовного просвещения разных слоев русского общества, но и послужили дальнейшему развитию русской богословской мысли. Во второй половине XVIII — начале XIX в. заметно усилился интерес к русской церковной истории, что нашло отражение в трудах монаха Никодима (Селлия), протоиерея Петра Алексеева, митрополита Платона, митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), епископа Пензенского Амвросия (Орнатского) и ряда других церковных деятелей. Новая страница в истории русской богословской мысли и церковной науки связана с жизнью и трудами митрополита Московского Филарета (Дроздова; 1782—1867). Сын диакона (впоследствии — протоиерей) Михаила Феодоровича Дроздова из г. Коломны, он получил образование в Троицкой Семинарии, где показал блестящие способности. Был оставлен по окончании курса учителем поэзии. Он пользовался особым покровительством митрополита Платона, видевшего в Троицкой Семинарии свое любимое детище. Однако в 1809 г. Комиссия духовных училищ при Святейшем Синоде вызывает иеродиакона Филарета в Петербург, где он был назначен профессором богословия в преобразованной Духовной Академии. В 1812 г. он становится ее ректором (уже в сане архимандрита, с 1817 г. — в сане епископа) и в этой должности остается до 1819 г. Петербургские десять лет оказались творчески самым напряженным периодом в его жизни. Он разработал академические курсы по догматическому богословию, библейской истории и церковным древностям (предмету, заключавшему в себе элементы патрологии, литургики и канонического права), написал ряд пособий. Под его руководством в Академии в 1815— 1822 гг. был осуществлен перевод на современный русский язык Нового Завета и Псалтири, издававшихся Российским Библейским обществом. Ярким выражением богословских воззрений Преосвященного Филарета явились его проповеди, произнесенные в тот период. Великой его заслугой перед православной богословской мыслью было освобождение ее от крайностей схоластики, возвращение ее к Священному Писанию и к патристической традиции.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

Они были совсем не арианами, a только старомодно, консервативно рассуждавшими людьми. Небиблейский, чисто философский термин «омоусиос» казался им лишним, обременительным. Александру, епископу Константинопольскому, дан был приказ — формально принять Ария в общение с церковью. Но случилось так, что Арий не удостоился этой чести. Он умер скоропостижно, как говорится в просторечии, от разрыва сердца. И по свидетельству Макария, Афанасиева «посла» в Константинополе, случилось это с Арием в отхожем месте. Несомненно, благоразумие императора удержало торжествующих врагов Афанасия от нетактичной спешки в замещении его на Александрийской кафедре. Паства волновалась, протестовала. Сам великий преподобный Антоний из пустыни не раз писал императору в защиту Афанасия. Власти, однако, не бездействовали. Четырех наиболее шумных пресвитеров власти арестовали и выслали. Император писал, обращаясь к клиру, к девственницам и всем верным, убеждая быть спокойными, что он не пойдет навстречу анархии и крикам толпы, что суд над Афанасием был законным судом собора. Отвечая преподобному Антонию, Константин признавал, что на деле бывают судьи и пристрастными, но невероятно, чтобы столь многочисленный собор епископов, просвещенных и мудрых, мог осудить невинного. Афанасий просто человек гордый, бесцеремонный, вздорный. Когда наш мудрый Филарет одному светскому собеседнику, отвергавшему правоту какого-то судебного приговора, возразил: «Суд не ошибается,» тот заметил: «Владыко, Вы забыли суд над Иисусом Христом.» Филарет вздохнул и покаянно признался: «В эту минуту меня Господь забыл...» Мелитиане ликовали. Исхиру возвели в епископы. B его деревне ему построили даже церковь с помощью казенных муниципальных сумм.  Антоний Великий, преподобный (ок.260-ок.365) — известный христианский аскет, отшельник, проповедник монашества; пользовался среди христиан (особенно в Александрии) глубоким уважением и почитанием.  Филарет (Дроздов Василий Михайлович, 1782-1867) — с 1826 г. митрополит Московский; чтился Русской православной церковью как толкователь Священного Писания, мудрый учитель нравственности, талантливый администратор. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/434984/

Трёхпрестольный соборный храм начали строить в 1889-м, а освящение состоялось в 1894 году. Блестят золотом пять глав со сферическими куполами... Ничто не напоминает о поругании обители в советские годы. Монастырь был разогнан и безжалостно разорён, его архитектурный облик был почти полностью утрачен... В 2015 году по благословению митрополита Ювеналия была принята благотворительная программа по восстановлению храмов бывшего Никитского монастыря. Восстановили храмы к июню 2018 года. 24 июня 2018 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении викарных епископов совершил великое освящение восстановленных Преображенского собора и Никитского храма. 22 июля 2018 года Никитский монастырь, как и сам город Каширу, посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Из журнала " Православные храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2018 г. Два года назад, 24 июня 2018 года, в Кашире после масштабного восстановления зданий и территории, открыли Свято-Никитский женский монастырь. Состоялась церемония освящения как отдельных храмов, так и самой обители, которую провёл митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий. Губернатор Московской области Андрей Воробьёв подарил обители икону Николая Чудотворца. У Никитского монастыря необычная история: он возводился на месте, отведённом городскими властями, в непосредственной близости от домов каширских обывателей. Его создание стало возможным благодаря огромному желанию и стараниям каширского купца Фёдора Иеремеевича Руднева, монахини Горицкой обители Фомаиды, благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета и поддержке других неравнодушных людей. Митрополит Филарет (1782-1867 гг.) - крупнейший деятель Русской Церкви XIX века. В миру его знали как уроженца Коломны Дроздова Василия Михайловича из семьи диакона Успенского собора. В этом городе прошли его детство и юность. Велики заслуги митрополита Филарета не только на выбранном им пути священнослужителя (в частности, перевод на русский язык Библии), но и в других сферах жизни. Яркий пример тому - составление текста манифеста 1861 года об отмене крепостного права по просьбе царя Александра II.

http://sobory.ru/article/?object=02901

Это было явным расхождением с основами канонического права, прежде всего с 34-м правилом святых апостолов, в котором прямо говорится, что «епископам всякого народа подобает знати Перваго из них и признавати его яко Главу». Это апостольское правило многократно подтверждалось правилами Вселенских и Поместных Соборов. В том же 1721 г. Петр I обратился к Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными Православными Патриархами Святейшего Синода. Патриарх Иеремия III дал положительный ответ в феврале 1722 г. В сентябре 1723 г. Константинопольский и Антиохийский Патриархи (Александрийская Патриаршая кафедра была вакантна, Иерусалимский Патриарх был тяжело болен) особой грамотой признали проведенную Петром I реформу Высшего Церковного Управления, назвав Святейший Синод своим «во Христе братом», имеющим право совершать то же, что и Патриаршие престолы. «Так неканоническая по замыслу, по ее принципам и способу проведения в жизнь церковная реформа Петра Великого была формально легализована этим утверждением Восточных Патриархов» . На протяжении всего Синодального периода церковная реформа Петра I отрицательно воспринималась в широких церковных кругах. Из иерархов петровского времени, пожалуй, только один архиепископ Феофан (Прокопович) был всецело предан этой церковной реформе, идеологом которой он фактически являлся. Президент Синода Митрополит Рязанский Стефан (Яворский) считал патриаршество необходимой и лучшей формой Высшего Церковного Управления Русской Церковью. Против церковной реформы так или иначе высказывались также вице-президент Синода архиепископ Новгородский Феодосии (Яновский; 1727), архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский; 1741), митрополит Крутицкий Игнатий (Смола; 1741), архиепископ Ростовский Георгий (Дашков; 1739), епископ Воронежский Лев (Юрлов; 1755), митрополит Казанский Сильвестр (Холмский; 1735), епископ Карельский Маркелл (Родышевский; 1742) и другие иерархи. В XIX в. митрополит Московский Филарет (Дроздов; 1782—1867) возражал против официальной записки А. Н. Муравьева «О состоянии Православной Церкви в России» и, в частности, высказался следующим образом в отношении церковной реформы Петра I:

http://sedmitza.ru/lib/text/436396/

Его отзыв-письмо Гоголь получил вместе с письмом П.А. Плетнева, написанным 4/16 апреля 1847 года. Примечательно, что в тот же день 9 мая н. ст., когда Гоголь откликнулся на письмо отца Матвея, он дал ответ и на замечания святителя Игнатия (обращаясь к Плетневу): «Что касается до письма Брянчанинова, то надобно отдать справедливость нашему духовенству за твердое познание догматов. Всё сказано справедливо и всё верно. Но чтобы произнести полный суд моей книге, для этого нужно быть глубокому душеведцу, нужно почувствовать и услышать страданье той половины современного человечества, с которою даже не имеет и случаев сойтись монах; нужно знать не свою жизнь, но жизнь многих. Поэтому никак для меня не удивительно, что им видится в моей книге смешение света со тьмой. Свет для них та сторона, которая им знакома; тьма та сторона, которая им незнакома» (XIII, 305–306). Гоголь имеет в виду строки из письма святителя Игнатия: « есть и у человека врожденное вдохновение, более или менее развитое, происходящее от движения чувств сердечных. Истина отвергает это вдохновение как смешанное, умерщвляет его, чтоб Дух, пришедши, воскресил его в обновленном состоянии. Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро, смешанное со злом» . Из известных А.П. Толстому «духовных лиц» более других был близок к гоголевскому пониманию художественного творчества митрополит Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867). Сам митрополит написал несколько вдохновенных лирических стихотворений, проникнутых христианским богомыслием, в том числе «Вечернюю песнь путника» (1820) , а также «Не напрасно, не случайно…» (1830) – ответ на стихотворение Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…» (1828). Ответ митрополита поэту поначалу распространялся в списках, а затем был обнародован в статье С.А. Бурачка «Видение в царстве духов» (Маяк.

http://pravoslavie.ru/72785.html

Когда архимандрит Дионисий уезжал в Москву, Дорофей был уже слаб и лежал на одре болезни, и преподобный Дионисий попросил, чтобы до его возвращения тот не умирал. На что преподобный Дорофей смиренно ответил: «Да будет воля Божья! Как угодно Ему, так пусть всё и устроит». Вернувшись в обитель, архимандрит Дионисий начал благословлять братию, и в крайнем изнеможении к нему вышел преподобный Дорофей, испрашивая благословение. И только он его принял, как сразу отошёл ко Господу. Преподобные Максим Грек и архимандрит Антоний В Трапезном храме находятся раки с мощами преподобных исповедника Максима Грека и архимандрита Антония (Медеведева; 1792–1877). Преподобный Максим Грек – страдалец за веру, учёный муж, приехавший из Греции в Россию. Преподобный Антоний – наместник Троицкой обители, собеседник и духовник святителя Филарета Московского (Дроздова; 1782–1867). Придел прп. Серафима Саровского и мощи прп. Антония (Медведева) в Трапезном храме Лавры Преподобный Максим Грек Труды преподобного Максима Грека актуальны и в наше время. Всякий благочестиво живущий христианин умудряется наставлениями этого ученого монаха, который был несправедливо осужден на Русской земле. Укрепляясь незыблемой верой, преподобный Максим утешался словами и до сих пор утешает и нас: «Не столько отец печется о своих детях, сколько Преблагой наш Создатель и Промыслитель промышляет и печется о тех, которые право в Него веруют и твердо уповают на Него» (из поучений преподобного Максима Грека). Преподобный Антоний был духовным чадом преподобного Серафима Саровского , который и предрёк ему будущее настоятельство великой Сергиевой лавры. Мощи преподобного Антония находятся перед алтарём, который освящён в честь Святого Серафима Саровского. «Горо Маковецкая избранная, собором мученик светло украшенная» Ежегодно на Бутовском полигоне в день убиения преподобного Кронида братия служит Божественную литургию Вместе с сонмом учеников игумена Радонежского и преподобных, живших в лавре до 1919 года, прославляются и новомученики ХХ века во главе с архимандритом Кронидом, который вместе с насельниками был расстрелян на Бутовском полигоне в 1937-м году.

http://pravoslavie.ru/140578.html

То же. – 2-е изд., доп. сличением: Из Псалтири Киприановской XIV в., с Толковой Феодоритовой Псалтирью по списку 1472 г.. Псалтирью Толковою Максима Грека по списку 1592 г., Бруноновскою Псалтирью XVI в. и Псалтирью Фирсовою 1683 г. – М.: Тип. Снегирева, 1880–1881. 10 . Древлеславянская Псалтирь XIII-XIV веков: С греческим текстом из Толковой Феодоритовой Псалтири X века с замечаниями по древним памятникам: В 2 т. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1874– 1877. – Впервые опубл. в «Чтениях О-ва любителей духов, просвещения». 11 . Древлеславянский Карпинский Апостол XIII века с греческим текстом 1072 года, сличенный по древним памятникам славянским XI-XVII веков, с разночтениями греческими, заимствованными из Нового Завета издания Рейнекция 1747 года. – М., 1885–1888. – Загл. Т. 1, ч. 2; Т. 4, ч. 1: Карпинский Апостол XIII века. Т. 1, ч. 1: Деяния Апостольские. – 1886. – LXXXIV, 705 с., л. ил. Т. 1, ч. 2: Соборные послания. – 1886. – 7, 316 с., л. ил. Т. 2, ч. 1: Послания св. Апостола Павла. – 1885. – 826 с., л. ил. Т. 2, ч. 2: Послания св. Апостола Павла к ефесеям, филипписе-ям, коллоссаем; 1-е, 2-е к солунянам. 1-е. 2-е к Тимофею, к Титу. Филимону и к евреям. – 1886. – 680 с. Т. 3, ч. 1: Апокалипсис XIV века Румянцевского музея. – 1886.-VIII, 270с., 1л. ил. Т. 3, ч. 2: О древнем переводе Апостола. Об исправлении его. Дополнения к описанию рукописей: Охридского и Слепченского Апостолов. Снимки с более замечательных рукописей. Новозаветный древлеславяно-греко-русский словарь, сравн. по древним памятникам. – 1888. – 531 с. разд. паг., л. ил. Т. 4, ч. 1: [Деяния Апостольские]. Послания. – 1887. – IV, 368 с., л. ил. Тоже: В 2 т. – М., 1885. 12 . Древние иконы в Московском Даниловом монастыре//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 1. – С. 20–23; Кн. 2. – С. 28–31. 13 . Евангелие, писанное в 1120 году в Новгороде на пергамене//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 1. – С. 1–8; Кн. 2. – С. 9–16; Кн. 3. – С. 17–24, 25–32. 14 . Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов. – М.: Тип. Чуксина, 1863. – 33, IV с., л. ил. Тоже. —2—е изд., испр. и доп. – М.:Тип. Гаврилова, 1874. –2, 59, 4с., л. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, святитель утверждает, что умершие от ран воины будут удостоены Царства Небесного, в котором их раны будут свидетельством их подвига верности Богу и земному Отечеству. Преставившиеся ко Господу воины будут ходатайствовать о своих благодетелях как святые. Заметим, что в более ранних речах свт. Филарет высказывался не столь однозначно. Так в 1839 г. святитель освящал храм в Спасо-Бородинском женском монастыре, который был основан М.М. Тучкой, вдовой генерал-майора А.А. Тучкова 4-го, погибшего в Бородинском . Здесь святитель разделяет погибших воинов на две категории: святые мученики «за Веру, Царя и Отечество», над чьими могилами Церковь возводит храмы Божии, и отягченные грехами души, об облегчении посмертной участи которых Церковь возносит сугубые молитвы. Святители Филарет (Дроздов) (1782–1867) и Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Младший современник святителя Филарета Московского свт. Игнатий (Брянчанинов) в письме генералу Н.Н. Муравьеву-Карскому писал: «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых. Российская история представляет единственный пример Христианского мученичества: многие Русские – не только воины, но и архиереи, и бояре, и князья – приняли добровольно насильственную смерть для сохранения верности Царю: потому что у Русского по свойству восточного Православного исповедания, мысль о верности Богу и Царю соединена . Впрочем, свт. Игнатий вменял в мученичество и нравственные страдания за правду. Так в другом письме тому же адресату, убеждая его не оставлять должности из-за наветов и интриг против него, святитель писал: «В Вас пускают стрелы и кинжалы, Вам наносят сердечные раны; эти невещественные оружие и язвы видны Богу и оценены Им: ибо не только, по словам одного видного святого, подвиг и смерть за Христа есть мученичество , но и подвиг, и страдания за правду причисляются к .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/24/ru...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010