Харьков, 1822–1823). Вербицкий Андрей Андреевич (? — 1859) — филолог, впоследствии профессор Харьковского университета. Пельт Николай Иванович (1810–1872) — театральный деятель, с 1866 по 1872 г. управлявший московским театром. Пельт Николай Иванович (1810–1872) — театральный деятель, с 1866 по 1872 г. управлявший московским театром. Шумский Сергей Васильевич (наст, фамилия Чесноков; 1821–1878) — артист Малого театра; Щепкин Михаил Семенович (1788–1863) — артист Малого театра. Шумский Сергей Васильевич (наст, фамилия Чесноков; 1821–1878) — артист Малого театра; Щепкин Михаил Семенович (1788–1863) — артист Малого театра. «Скупой рыцарь» — одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина. «Скупой рыцарь» — одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина. Речь идет о 1851 г. Речь идет о 1851 г. Клейнмихель Петр Андреевич (1793–1869) — в 1842–1855 гг. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил строительством железной дороги между Петербургом и Москвой. Клейнмихель Петр Андреевич (1793–1869) — в 1842–1855 гг. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил строительством железной дороги между Петербургом и Москвой. Филарет (в миру — Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) — с 1821 г. был Филарет (в миру — Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) — с 1821 г. был Четверть ведра — 3,2 литра. Четверть ведра — 3,2 литра. Тамбурмажор — главный полковой барабанщик. Тамбурмажор — главный полковой барабанщик. Толстой Александр Петрович (1801–1873), граф — камергер, тверской (1834–1837), затем одесский (1837–1840) губернатор; обер-прокурор Синода (1856–1862). Толстой Александр Петрович (1801–1873), граф — камергер, тверской (1834–1837), затем одесский (1837–1840) губернатор; обер-прокурор Синода (1856–1862). Закревский Арсений Андреевич (1783–1865), граф — в 1848–1859 гг. московский генерал-губернатор. Закревский Арсений Андреевич (1783–1865), граф — в 1848–1859 гг. московский генерал-губернатор. Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) — поэт, философ, публицист.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Этот идеал Святитель Филарет осуществлял долгим – целожизненным подвигом молитвы и труда, лучезарно сияющим примером жизни. „Жизнь Филаретова, скажем словами Сушкова, – истинная эпопея; стройность и согласованность происшествий; постепенность развития духовных сил, последовательность самовоспитания, постоянство в труде; непоколебимость мудростью утвердившейся воли; непрестанное внимание к тайному голосу строгой совести; вера младенческая; любовь к Богу и ближнему беспредельная; надежда в помощи свыше смиренная; терпение – твердое утешительною покорностью воле Провидения; сила непрерывной молитвы, молитвы внутренней: во дни и в нощи, во сне и во бдении, в пути и на месте, в трудах и досуге, в беседе и в уединении; битва непримиримая с искушениями мира – и победа духа над плотью“ 76 . Внешне жизненный путь Филарета не сложен. Принадлежа Московской церкви по рождению и по происхождению, Филарет не принадлежал ей всего лишь 13 лет из 85 лет его жизни (1782–1867). Детство Василия Михайловича Дроздова – под родительским и дедовским кровом – школа благочестия и благоговения. Затем годы —16— учения в Коломенской Семинарии, обильно дополняемые дома самообразованием, блестяще закончившиеся в Троицкой семинарии. С 1803 года он, осененный „кроткою тенью Митрополита Платона, учитель родной Лаврской Семинарии, с 1806 года проповедник при Лавре, с 1808 – инок. Оторванный от родной почвы, но взлелеянный вниманием Митрополита Амвросия, Филарет процветает в Петербурге. С 1812 года ректор Академии, краса ее и любимец образованного Петербургского общества, Филарет получает обильные знаки внимания Императора Александра I. Епископ с 1817 года, он в 18–21 году, после краткого пребывания в Твери (с 1819 года) и в Ярославле (с 1820 года), несет служение предстоятеля церкви Московской (с 1826 года в сане Митрополита) до самой кончины своей (1867 года, Ноября 19). Исполнилось пятьдесят лет со дня смерти Митрополита Филарета. 18 и 19 ноября 1917 года наша Академия творила поминовение Святителя молитвенное – в Академическом храме и ученое – в торжественном собрании 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1640 . Святитель и поэт: Стихотворный диалог о смысле жизни между митрополитом Московским и Коломенским Филаретом и поэтом А.С. Пушкиным/Подгот. монахиня Серафима (Розова К.А.). – М., 1998. – 21 1641 . Симон (Новиков), архим. Основоположник русской экзегетической школы//Журнал Моск. Патриархии. – 1968. – 1. 1642 . Смирнов А. А. Детство, отрочество, юность, годы учения и учительства в Троицкой Лаврской семинарии митрополита Филарета (1782–1808). – М., 1893. – 75 с, 3 л. факс. 1643 . Смирнов А. П. Митрополит Филарет как автор «Начертания церковно-библейской истории». – М.: Тип. Снегирева, 1883. – 77 с. 1644 . Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. – М.: Тип. Мамонтова, 1868. – 294, 164 с, 1 л. портр. 1645 . Филарет как истинный друг и товарищ: Сост. по письмам митрополита Филарета к Гавриилу, архиепископу Тверскому и Кашинскому. -Тверь: Тип. Губ. правл., Ценз. 1894. – 146 с. 1646 . Хронологический указатель слов и речей митрополита Филарета и некоторых других иных произведений его, доселе неизвестных. – М.: У нив. тип., 1868. – 94 с. – Отт. из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1869. 1647 . Чепин М.А. Митрополит Московский Филарет как гоми-лет. – Тверь: Тип. Губ. правл., 1892. – 49 с. То же. – 2-е изд., испр. и доп. – Пинск, 1894. – 59 с. 1648 . Явления благодати Божией через святителя Филарета, митрополита Московского. – Сергиев Посад. 1896. – 48 с: портр. Юнгеров Павел Александрович (1856–1921) Павел Александрович Юнгеров родился в 1856 году. По окончании Казанской Духовной Академии был оставлен на кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1882 году Павел Александрович защитил магистерскую диссертацию на тему «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни», а в 1897 году за труд «Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение» ему была присуждена ученая степень доктора богословия. Профессор Юнгеров оставил большое количество трудов по истории, критике и толкованию Священного Писания. Его курс «Общее историко-критичес-кое введение в Священные Ветхозаветные книги», удостоенный премии митрополита Макария, явился своего рода итогом русской ветхозаветной апологетической исагогики. Профессор М.И. Богословский , подробно изучивший эту работу, называл ее «капитальнейшим трудом в нашей библейской исагогической литературе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 . Спиритуалисты, спиритуализм (от лат. spiritualis – духовный), в широком смысле – то же, что идеализм; в более узком смысле – разнородное направление в западной философии 19–20 вв., представляющее собой реакцию на распространение материализма и позитивизма, а также идеализма гегелевского типа и отстаивавшее традиционные моральные и религиозные ценности. 13 . Pectus est quod facit theologum (лат.) – «сердце образует богослова». 14 . Местр (Maistre) Жозеф-Мари де (1753–1821) – граф, французский писатель, государственный деятель Сардинского королевства. Посланник последнего в С.-Петербурге, куда прибыл в 1803. В России был принят в высшем обществе. В 1811–12 был советником и частным секретарем императора Александра 1. Местр оказал существенное влияние на таких русских мыслителей, как П. Я. Чаадаев, М. С. Лунин, В. С. Печерин. 15 . Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – святитель, богослов, епископ Православной Церкви, митрополит Московский (1782–1867). Действительный член Императорской Академии наук (1818). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994. 16 . Англиканская Церковь возникла в период Реформации в 16 в. Английский парламент объявил ее главой короля и разорвал церковные отношения с Ватиканом. В первой половине 16 в. Введена «Книга общих молитв» и 39 документов, излагающих основы вероучения. Духовенство не вступает в брак. В 1531 утвержден собственный « символ веры ». Сохранены церковная иерархия и пышный культ. Со временем сложились высокая, низкая и широкая Церковь . Высокая Церковь наиболее близка к католицизму. Сторонники англокатолицизма (направление внутри высокой Церкви, зародившееся в 1830–1840-х) выступают за сближение с католицизмом и независимость Церкви от государственной власти. Требовали введения в обрядность свечей, ладана, сутаны, исповеди. Некоторые выступали за папское главенство в Церкви. Низкая Церковь подчеркивает протестантские элементы. Широкая Церковь стремится объединить все христианские течения. В англиканстве эклектически объединены протестантский догмат о спасении личной верой и католической – о спасающей силе Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

8 . Евгений Казанцев (1778–1871), архиепископ Ярославский и Ростовский (1837–1853), Рязанский (1831–1837), Тобольский и Сибирский (1825–1831), Псковский (1822–1825); епископ Курский и Белгородский (1818–1822). Инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1809). Профессор философии (там же). 9 . Макарий Глухарев (1792–1847), архимандрит, духовный поэт, переводчик. О своем опыте миссионерской деятельности оставил описание под названием «Извлечения из путевых заметок миссионера» (1834–38). 10 . Тереза Авильская, Тереса Санчес де Сепеда-и-Аумада (Teresa Sànchez de Cepeda у Ahumada), Тереза Иисуса (лат. Teresia a Jesu, исп. Teresa de Jesús), Тереза Великая (1515–1582) – испанская монахиня-кармелитка (1533), реформатор ордена кармелиток, писательница, богослов, поэт, учитель Церкви, католическая святая. Одна из лучших авторов испанского «золотого века». 11 . Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – святитель, богослов, епископ Православной Церкви, митрополит Московский (1782–1867). Действительный член Императорской Академии наук (1818). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994. 12 . Владимир Петров (1828–1897), архиепископ. В 1865 получил назначение в Алтайскую духовную миссию, за время служения в которой открыл более 10 начальных школ. Через два года основал Центральное миссионерское училище. Содействовал построению 28 церквей. Описал путь своего миссионерского служения во многих статьях: «Письма старого и нового миссионера к молодому иноку-миссионеру», «Записки алтайского миссионера за 1865–67» и др. 13 . Макарий («Парвицкий-Невский») (1835–1926), митрополит Московский и Коломенский – миссионер, просветитель алтайцев; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». В состав Алтайской духовной миссии поступил в 1855. 14 . Нил (Исакович Николай Федорович) (1799–1875), архиепископ Ярославский и Ростовский, миссионер, ученый. Занимался подвижнической миссионерской деятельностью среди вотяков и черемис. С 1836 по 1837 приняло православие 5325 человек. С 1838 успешно продолжил свою духовную миссию в Иркутске, где был возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

А так мы, убогие и окаянные, вместо дара представляем Тебе Матерь Деву Чистую, Тебя, Бога, нам родившую, Которая достойнее всех тварей небесных и земных, Которую Ты Сам Себе, как Дар благоприятнейший, от всего рода человеческого изволил избрать. Ее представительством помилуй нас; возобнови вновь вседейственною Твоею благодатью растленный храм наш, очисти его огнем Твоим невещественным. Сердце чисто созижди в нас, Боже, и дух прав обнови во утробе нашей (ср. Пс. 50:12 ), и так «прииди и вселися в ны», и Ты один царствуй в нас и над нами с Отцом и Пресвятым Твоим Духом, никому не попуская владеть нами. Тогда и мы с радостью и весельем воззовем: Мы обрели Мессию, что значит: Христос. Аминь. Святитель Филарет Московский (Дроздов) Два слова на Рождество Христово Святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский (1782, Коломна – 1867, Москва) – выдающийся архиерей, богослов и духовный писатель Русской Православной Церкви XIX века. Святитель Филарет Московский (в миру – Василий Михайлович Дроздов) родился в Коломне, в семье диакона. Учился в Коломенской духовной семинарии, затем в Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде, которую окончил в 1803 году. Находился под особым покровительством выдающегося российского церковного иерарха того времени – митрополита Платона (Левшина) . В 1808 году принял монашеский постриг; в том же году стал иеродиаконом и иеромонахом, после чего был переведен в Санкт-Петербург. С 1811 года – архимандрит, с 1812-го – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Затем занимал различные церковные должности в Новгороде и в Москве. В 1817 году святитель Филарет стал епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии, а с 1819 года – архиепископом Тверским и членом Святейшего Синода. С 1820 года – архиепископ Ярославский. Назначение святителя Филарета на Московскую митрополичью кафедру совершилось в 1821 году. За долгие годы своего пребывания в Москве святитель сделал очень многое для древней русской столицы, для ее монастырей и церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

1062 . О политическом самосознании Христианской Церкви.– Ярославль, 1913. 1063 . О православном приходе как юридическом лице. – Ярославль, 1913. 1064 . Обзор русских духовных журналов: Статьи по Священному Писанию Ветхого Завета//Богослов, вестник. – 1901. – Окт. – С. 379–392; Дек. – С. 773–787. 1065 . Ответ архимандриту Фаддею (По поводу замечаний на статью «Раб Иеговы»)//Богослов, вестник. – 1905. – Нояб. 1066 . Отзыв о книге Вигуру «Руководство к чтению и изучению Библии»//Богослов, вестник. – 1897. – Нояб. – С. 328–333. 1067 . Очерк содержания Книги Екклезиаст//Вера и разум. – 1894. – 2. 1068 . По церковно-общественным вопросам: Сборник статей: Вып. 1–2. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1905–1906. – Описано по обл. 1069 . Политические партии и их идеалы: (С точки зрения социальной политики и конституционного права). – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1906. – 111 с, 1 л. табл. 1070 . Раб Иеговы: ( Ис. 40–66 )//Богослов, вестник. –1905. – Т. 2. – С. 425–435. 1071 . Связь антиномизма с учением Лютера. – М.: Тип. Снегиревой, 1891. – 48 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1891. -Авг. – сент. 1072 . Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих//Вера и разум. – 1894. – 1. 1073 . Устройство христианской Церкви в первые два века. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1909. -XVI, 475 с. – Библиогр.: с. XIII-XV. 1074 . Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. – XVI, 264 с. 1075 . Церковное устройство по Посланиям св. Игнатия Богоносца //Богослов, вестник. – 1908. – Июль – авг. – С. 473–508. Олесницкий Аким Алексеевич (1842–1907)  Аким Алексеевич Олесницкий родился в 1842 году на Волыни в семье протоиерея. С 1857 по 1863 год обучался в Волынской Духовной семинарии. В 1867 году окончил Киевскую Духовную Академию и в том же году определением Святейшего Синода был назначен на кафедру еврейского языка и Библейской археологии. В 1868 году за сочинение о Канте был удостоен степени магистра богословия. С введением в Академии устава 1869 года А.А. Олесницкии получил звание доцента, а в 1873 году был утвержден в звании экстраординарного профессора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1272 . Разбор труда В.И. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка»//Зап. Имп. рус. географ, о-ва. – 1863. – Кн.1. 1273 . Святой Климент, епископ Римский: Патрологический опыт. – СПб.: Тип. Трея, 1852. – 31 с. 1274 . Священное Писание: Записки, составленные проф. С.-Петербургской Духовной семинарии Павлом Ивановичем Сав-ваитовым. – СПб., 1876. – 92 с. – Литогр. 1275 . Современное известие о делах под Москвою в сентябре 1611 года. – СПб., 1855. – 3 с. 1276 . Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них: С прил. соборной описи 1579 г. – СПб.: ОЛДП, 1866. – 120 с: ил. – (Памятники древней письменности и искусства. – Вып. 61). То же. – СПб.: Тип. Траншеля, 1886. – 119 с. – Без указания серии. 1277 . Три записки Иннокентия Таврического//Рус. архив. – 1867.– С. 1329–1341. 1278 . Чудный крест в Старой Руссе. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1873. – 6 с. – Отт. из: Изв. Рус. археол. о-ва. –1877. -Т. 8, вып. 1. Издания, редакция 1279 . Акты Спасо-Каменского монастыря. 1545–1698 гг./Летопись занятий Археогр. комиссии. – Вып. 3. 1280 . Великие Минеи Четьи: Сентябрь, дни 1–13. – СПб., 1868. 1281 . Великие Минеи Четьи: Сентябрь, дни 14–24. – СПб., 1869. 1282 . Великие Минеи Четьи: Сентябрь, дни 25–30. – СПб., 1883. 1283 . Временник, еже есть нарицается летописание князей земля русский, и како избрал Бог страну нашу на последнее время, и грады почаша бывати по местом, преже новгородская волость и потом киевская, и о поставлении Киева, како во имя назвася Кыев. – СПб., 1887. 1284 . Новгородские писцовые книги, изданные Археографическою комиссией.: Т. 1–6/Ред. – СПб.: Тип. Безобразова, 1859– 1862. 1285 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа на греческом и славянском языках. – 1861. 1286 . Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12 столетия/С предисл. и примеч. – СПб., 1872. – 188 стлб., 1 л. факс. 1287 . Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, с изложением учения Церкви о Ней, преобразований и пророчеств, относящихся к Ней, и чудес Ея, на основании Священного Писания, свидетельств св. Отцев и церковных преданий. – СПб.: Рус. на Афоне Пантелеймонов монастырь, 1869. – 304, 101 с, 15 л. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1539 . Записки на Книгу Бытия, руководствующие к разумению письмен ее и к испытанию духа ее, при посредстве сличения переводов с подлинником, мнений св. Отец и толкователей, преимущественно же ясных и собою другие объясняющих мест самого Священного Писания: Из уроков, преподанных в С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб.: Тип. Иоаннесова, 1816. – 10, XII. 734 с. 1540 . Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие: В 3 ч. – СПб.: Мед. тип., 1819. Ч. 1: Сотворение мира и история первого мира. – 12, X. 219 с. Ч. 2: Первоначальная история мира и Церкви по потопе и происхождение избранного народа в Аврааме. – 324 с. Ч. 3: Исаак, Иаков, Иосиф. – 313 с. То же. – СПб.: Тип. Мед. деп. 1835. То же. – Изд. Моск. О-ва любителей духов, просвещения. – М.: Синод, тип.. 1867. – 551 с. разд. паг.  1541 . Значение церковной молитвы о соединении Церквей//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1860. 1542 . Из воспоминаний покойного Филарета, митрополита Московского. – М.: Унив. тип., 1868. – 36 с. – Отт. из: Правосл. обозрение. – 1868. 1543 . Из ненапечатанных мнений и отзывов Московского митрополита Филарета/Сост. Л. Бродский. – СПб.: Синод, тип., 1908. – 49 с. 1544 . Изложение разности между Восточною и Западною Церковию в учении веры//Чтения в О-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. – 1870. – Кн. 1. 1545 . Изъяснение изречения о блаженстве невидевших и верующих: Слово в неделю о Фоме. – СПб.: Тип. Глазунова, 1839. – 16 с. 1546 . Изъяснение некоторых мест Священного Писания, избранное из Слов митрополита Филарета//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1872–1876. 1547 . Изъяснение о проклятии, наложенном от Собора 1667 года//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1855. – Ч. 44. 1548 . Изъяснение 53-й главы пророчества Исайи об Иисусе Христе, заключающее в себе и перевод ее/Христиан, чтение. – 1832. – Ч. 16. – С. 316–367. 1549 . Историко-догматическое обозрение учения о Таинствах: Из академических лекций. – М.: Типо-лит. Администрации И.И. Пашкова, 1900–1901. – 55 с. – Прил. к журн.: Радость христианина. – 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1601 . Христианское учение о царской власти. – М., 1901. – 48 с. 1602 . Цветы из сада св. Ефрема Сирина . – М.: Унив. тип., 1847. – 91,3 с. – Авт. установлен по изд.: Рус биогр. словарь. – СПб., 1901.-Т. 21. -С. 91. То же. – М.: Синод, тип., 1883. – 86 с. 1603 . Чтения из четырех Евангелистов и из Книги Деяний Апостольских для употребления в училищах. – СПб.: Гл. упр. уч-щ, 1820.  Переводы 1604 . Акафист Пресвятой Богородице в русском переводе митрополита Московского Филарета, с предисловием//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1855. – Ч. 14. 1605 . Творения аввы Фалассия в переводе с греческого, исправленном и дополненном Филаретом, митрополитом Московским. – М.: Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1894. – 69 с.  Литература о жизни и деятельности 1606 . Беляев А. Переписка митрополита Филарета с архиепископом Каменец-Подольским Кириллом//Душеполез. чтение. – 1888. – 12. – С. 407–441. 1607 . Бухарев А. О Филарете, митрополите Московском, как плодотворном двигателе православно-русской мысли//Правосл. обозрение. – 1884. -Апр. 1608 . Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Филарета: Его жизнь, труды, заслуги, проповеди, его значение для Православной Церкви и его кончина. – М.: Тип. Мамонтова, 1868. – 160 с, 2 л. портр. 1609 . Викторов П., свящ. Памяти великого богослова: К 90-летию со дня кончины митрополита Московского Филарета (1867–1957)//Журнал Моск. Патриархии. – 1957. – 12. 1610 . Виноградов В.П. Платон и Филарет, митрополиты Московские. – Сергиев Посад, 1913. – 62 с. 1611 . Виноградов Н. Переписка великой княгини Ольги Николаевны с Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1893. – 10. – С. 1–6. 1 1612. Вислоцкий А. Митрополит Филарет и Библейское общество. – Сергиев Посад, 1852. 1613 . Гермоген (Добронравии К.Н.). Высокопреосвященный Филарет, митрополит Московский и Коломенский. – СПб., 1868. – 76 с. То же//Странник. – 1868. – Апр. – май. 1614 . Григорий (Воинов) , архимандрит. Воспоминания о Высокопреосвященном митрополите Московском Филарете. – М.: Унив. тип., 1888. – 39 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010