Скачать epub pdf Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московской епархии, за 1867 год. Святейшаго Правительствующаго Синода Член Филарет Митрополит Московский и Коломенский, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Архимандрит. Сверх сего, Член Императорскаго Человеколюбиваго Общества, Вице-Президент Московскаго Попечительнаго о тюрьмах Комитета, Действительный Член Конференции Московской Духовной Академии, ординарный Академик Императорской Академии Наук, Почетный Член Общества Истории и Древностей Российских, Императорской Санкт-Петербургской Медикохирургической Академии, Императорских Московскаго и Новороссийскаго Университетов, Императорских Обществ – Археологическаго, Географическаго, Конференции Духовных Академий – Санктпетербургской, Киевской и Казанской. Имеет алмазные знаки ордена Св. Ап. Андрея Первозваннаго, ордена: Св. Владимира 1-й ст. Большаго креста, Св. Александра Невскаго и Св. Анны 1-й ст.; алмазами осыпанную Панагию и осыпанный драгоценными камнями посох, Докторский крест, наперсный, украшенный драгоценными камнями, золотую медаль по крестьянскому делу и знаки Греческаго ордена Спасителя Большаго креста, бронзовые наперсные кресты на Владимирской ленте – первый за 1812 г., второй в память войны 1853–56 г. Получал 1) по штату Моск. Епарх. кафедры жалованья 428 р. 85 к., на содержание 1283 р. 31 к.; и того 1712 р. 16 к.; 2) По званию Архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры жалованья 285 р. 90 коп., на содержание 571 р. 80 коп.; и того 857 р. 70 коп. 3) По званию Присутствующаго Московской Свят. Синода Конторы жалованья 1143 р. 60 коп., а всего 3713 руб. 46 к. серебром. Родился 1782 г., 26 Декабря, Моск. губернии, в г. Коломне, сын соборнаго диакона Михаила Феодоровича. В мире назывался Василий Дроздов. Обучался сперва в Коломенской, а потом в Сергиево-Лаврской Семинарии: Географии, Истории, Риторике, Философии и Богословию; языкам: Латинскому, Греческому, Еврейскому и Французскому, и в 1803 г. кончил курс наук с степенью студента. 1803 г., Ноября 21-го, определен учителем Греческаго и Еврейскаго языков в Сергиево-Лаврскую Семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе 1997 года 6 июня 2008 г. 19:00 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Со времени последнего, проходившего в этих же стенах 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, на котором к лику общероссийских святых были причислены Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов; 1782-1867) и священномученики протоиерей Иоанн Кочуров (1871-1917) и протопресвитер Александр Хотовицкий (1872-1937), Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала свою работу по изучению жизни подвижников веры и благочестия. Комиссия, в частности, рассматривала представленные митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром и правящими архиереями Владимирской, Казанской, Костромской, Московской, Одесской, Ставропольской и Харьковской епархий материалы к канонизации местночтимых святых, почитаемых в пределах их епархий. В ряду местночтимых канонизаций мне прежде всего хотелось бы упомянуть соборное прославление Оптинских старцев, совершенное Святейшим Патриархом 26 июля минувшего года, а также причисление к лику святых в конце 1995 года Украинской Православной Церковью святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Главным же в работе Комиссии оставался вопрос, связанный с Определением Архиерейского Собора от 31 марта — 4 апреля 1992 года начать исследование материалов о мученической кончине Царской Семьи. Его изучение не являлось произвольным выбором Комиссии, а было выполнением послушания, возложенного на нее Соборным органом Церкви. С 1992 года Комиссия посвятила рассмотрению этой темы девятнадцать заседаний, в перерывах между которыми члены Комиссии проводили углубленную научно-исследовательскую работу по изучению различных аспектов жизни Царской Семьи. Уже на Архиерейском Соборе 1994 года в моем докладе была изложена позиция Комиссии по ряду завершенных к тому времени исследований. В своем Определении по данному докладу Собор одобрил ее деятельность и постановил: «Считать правильными используемые Комиссией критерии канонизации святых и метод работы. Придерживаться таковых в будущем... и в изучении вопроса о возможности причисления к лику святых Императора Николая II и его Семьи».

http://patriarchia.ru/db/text/5829527.ht...

«Наш современник — святитель Филарет» 5 декабря 2012 г. 16:00 2 декабря Церковь празднует память митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Статья доктора исторических наук, профессора кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, профессора исторического факультета ПСТГУ, ведущего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН А.И. Яковлева, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии» ( декабрь, 2012 г. ), посвящена жизни святителя Филарета, а также текущей деятельности по изданию его трудов. Святитель Филарет (1782-1867), митрополит Московский и Коломенский, называемый при жизни патриархом без патриаршества, влиял на развитие церковной жизни в России в царствование трех государей, внес большой вклад в развитие отечественного богословия, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни. Его личность наложила неизгладимую печать на XIX век, который подчас называют веком Филарета. По словам историка Н.П. Гилярова-Платонова, «он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра II, став во главу церковного управления — не саном своим или местом церковного служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, — он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное». Ныне, во второе десятилетие нового тысячелетия, не устарело ли наследие Филарета? Уверен, что нет. На одной из филаретовских конференций в 2007 году прозвучала даже формулировка «наш современник — святитель Филарет». На первый взгляд, это слишком смелая характеристика для церковного деятеля, жившего более полтора века назад и получившего от историков недвусмысленное определение «консерватор», однако такое мнение видится обоснованным.

http://patriarchia.ru/db/text/1279666.ht...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия С молитвенным благодарением Богу, заступничеством Святителя Филарета, к моему 80-летию. Содержание Заслуженному профессору Московской Духовной Академии К.Е. СКУРАТУ Константину Ефимовичу Скурату, заслуженному профессору МДА, почетному члену минской духовной академии Предисловие 1. Время святителя Филарета 2. К духовному образу святителя Филарета 3. Догматические темы 4. Мысли экзегетические 5. Путь духовного делания а) Избегай... б) Твори... в) Нищета и богатство 6. Духовное руководство – духовные советы а) Бог – и мы б) Ближние – и мы в) Мы – сами г) Разное 7. Промысл Божи й 8. Божия Матерь 9. Молитва а) Молитва в храме б) Молитва вне храма в) Святые таинства 10. Священство 11. Духовная школа 12. Монашество 13. «Кто даст ми криле – полещу и почию в лавре» (святитель Филарет) 14. Чтение священного писания и творений святых отцов церкви 15. Забота о ближних 16. Почтительность к родным 17. Немного о дружбе 18. Церковно-практические и административные советы и распоряжения 19. Взаимоотношения – начальствующие и подчиненные 20. Хозяйственные пожелания 21. Заметки о миссионерстве 22. О переводах на русский язык Священного Писания и творений святых Отцов Церкви 23. Мнения и отзывы о публикациях 24. Забота о единстве Вселенского Православия 25. Суждения о нарушениях церковной дисциплины и Православной веры 26. Праздничные приветствия 27. Почтение к Августейшим 28. Думы об Отечестве 29. Разные наставления 30. Юмор 31. Поучительные рассказы 32. Примеры подвигов 33. Кончина – за гранью земного бытия 34. Просил и себе... Вместо заключения Письма святителя Филарета по времени издания Издания в журналах     Данная работа Константина Ефимовича Скурата , заслуженного профессора Московской Православной Духовной Академии, почетного члена Минской Духовной Академии, доктора Церковной истории – это собрание драгоценных зернышек Богомудрия светлейшего Божия служителя Митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867), разбросанных на тысячах страниц его писем. Цель ее автор так определяет: «Еще и еще послушать самому поучительное слово святого Московского Иерарха и помочь усвоить его ищущим истины и стремящимся к святости».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 18 января 2009 г. 08:44 Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Церкви нашей! «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1:3). Этими словами апостольского приветствия мы, участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 29 ноября — 4 декабря 1994 года в московском Свято-Даниловом монастыре, обращаемся ко всей Полноте нашей Святой Церкви, вознося благодарственные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, по благоволению Которого мы завершили свои труды, и испрашиваем Его всеблагой помощи в исполнении решений, принятых нашим Архиерейским Собором. Мы призываем пастырей и паству посвятить себя делу возрождения церковной жизни. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Помните, возлюбленные отцы, братья и сестры, что в исполнении нашего служения нас укрепляет сила Божия, явленная Православной Руси в Его святых угодниках, прославленных ныне нашей Церковью. Архиерейский Собор рассмотрел представленные Синодальной комиссией по канонизации святых материалы и принял решение о причислении к лику святых выдающегося иерарха и богослова Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова; 1782-1867), а также принявших мученическую кончину в эпоху гонений на Церковь православных миссионеров протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937) и протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917). Мы верим, что ходатайство новопрославленных святых будет вдохновлять нас и помогать в нелегких ныне трудах на благо Церкви и Отечества. Да дарует всем нам Господь их мудрость и кротость, их бесстрашие и горение духа. Подвиги прославленных Собором святых были связаны с духовным образованием и православной миссией. Это важнейшие проблемы, стоящие и сегодня перед Русской Православной Церковью после десятилетий вынужденной изоляции от общества Вопросы духовного и религиозного образования, возрождения православного христианского образа жизни нашего народа стали главной темой Собора. Сегодня в наших странах идут весьма противоречивые процессы. С одной стороны, началось духовное возрождение народа. С другой — налицо рост социальной напряженности, межнациональной и гражданской вражды, преступности, пьянства, наркомании. Личность, семья и общество разрушаются безнравственностью. Наши страны держат трагическое первенство по числу разводов и абортов. Эти страшные процессы цинично провоцируются средствами массовой информации, и жертвами падения нравственности становятся прежде всего дети и молодежь. Следствием духовного оскудения и социальной безысходности стал катастрофический рост самоубийств.

http://patriarchia.ru/db/text/530516.htm...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Церкви нашей! «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1,3). Этими словами апостольского приветствия мы, участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 29 декабря 1994 года в московском Свято-Даниловом монастыре, обращаемся ко всей Полноте нашей Святой Церкви, вознося благодарственные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, по благоволению Которого мы завершили свои труды, и испрашиваем Его всеблагой помощи в исполнении решений, принятых нашим Архиерейским Собором. Мы призываем пастырей и паству посвятить себя делу возрождения церковной жизни. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15,58). Помните, возлюбленные отцы, братья и сестры, что в исполнении нашего служения нас укрепляет сила Божия, явленная Православной Руси в Его святых угодниках, прославленных ныне нашей Церковью. Архиерейский Собор рассмотрел представленные Синодальной комиссией по канонизации святых материалы и принял решение о причислении к лику святых выдающегося иерарха и богослова Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова; 1782-1867), а также принявших мученическую кончину в эпоху гонений на Церковь православных миссионеров протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937) и протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917). Мы верим, что ходатайство новопрославленных святых будет вдохновлять нас и помогать в нелегких ныне трудах на благо Церкви и Отечества. Да дарует всем нам Господь их мудрость и кротость, их бесстрашие и горение духа

http://mospat.ru/archive/86592-poslanie-...

Протоиерей Алексий Уминский: Литургия как центр жизни христианина Так что же это такое — веровать в Церковь? Мы же не исповедуем обязанность посещать храм по воскресеньям и праздникам, не обещаем Богу держать пост, исповедоваться и причащаться. 16 октября, 2012 Так что же это такое — веровать в Церковь? Мы же не исповедуем обязанность посещать храм по воскресеньям и праздникам, не обещаем Богу держать пост, исповедоваться и причащаться. Все церковные праздники лишились бы смысла, если бы не существовало Пасхи. Потому что, если бы Христос не воскрес, то все остальные евангельские события могли бы рассматриваться лишь в историческом контексте, и другой ценности, кроме нравственной и культурной, не представляли бы. Мы говорим, что каждый христианский праздник принадлежит вечности, поскольку его духовно наполняет Пасха. Вечность присутствует в нашем времени, и мы становимся реальными соучастниками этого праздника. То же самое можно сказать и о Литургии, возвышающейся над всеми иными богослужениями. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая. Поэтому рассказ о Евхаристии (от греческого слова «ευχαριστα» — благодарение) пойдет параллельно с рассказом о Церкви, о том, что она собой представляет и как Церковь и Евхаристия связаны друг с другом. Когда мы приступаем к святому крещению, во взрослом ли возрасте или в младенчестве, священник спрашивает у нас или у наших восприемников: «А веруешь ли ты Богу? Сочетался ли со Христом?» И мы отвечаем, что со Христом сочетались и веруем Ему, как Царю и Богу. Так мы присягаем служить Господу. Сразу после нашего ответа читается Символ веры, перечисляется то, во что именно мы веруем. В частности, в Символе веры есть и такие слова:  «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» . Это необходимо осмыслить: наряду с верой в Бога мы исповедуем и свою веру в Церковь. Ни в одной другой религиозной системе, кроме христианства, нет такого понятия — «вера в Церковь». По катехизису святителя Филарета Дроздова (1782/17831867), Церковь — это общество людей, объединенных единой верой и едиными обрядами. Впрочем, то же самое можно сказать о любом религиозном объединении, например, о мусульманском или иудаистском. К такому обществу можно принадлежать и заниматься исполнением обрядов, исходя из постулатов веры, но веровать в само это общество невозможно. Ни одно из них не является тем, чем становится Церковь для христиан.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

Скачать epub pdf Глава 1. История пастырского богословия в России У истоков русской Пастолорогии стоит руководство, изданное с благословения Святейшего Правительствующего Синода в Петербурге в 1771 году под названием «Книга о должностях пресвитеров приходских, от Слова Божия, Соборных правил и учителей церковных сочиненная». Фактом своего появления, а тем более бесспорным своим успехом эта книга свидетельствовала, в какой мере уже в век Екатерины II (1729–1796), отнюдь не отличавшийся благочестием, Русская Православная Церковь обладала целостностью церковного сознания. Авторами ее, по-видимому, были два лица: епископ Смоленский Парфений (Сопковский, † 1795) и архиепископ Могилевский Георгий (Конисский , 1717–1795). Книга эта никак не претендует на какую-либо наукообразность, она написана на прозаичном, приближенном к русскому церковнославянском языке. Однако она служила неоспоримым, безусловно авторитетным руководством и для учащих и для учащихся, а равно и для уже исполняющих свое служение пастырей. В 1845 году митрополит Московский Филарет (Дроздов , 1782–1867) указывал, что, несмотря на некоторую устарелость, «сочинение о должностях пресвитеров приходских... приспособлено к Православной Церкви, проникнуто духом Слова Божия и святых отцов и образует приходского священника не только правилами благоразумия и благочестия, но истинно духовными и душеспасительными наставлениями». Принята была эта книга в качестве руководства и в русских Духовных Академиях; в 1853 году она вышла 25-м изданием и была переведена на английский язык. Чтобы получить ясное представление об этой замечательной книге, воспроизведем из нее часть «Предисловия к пресвитерам». «Четыре должности суть, которыя исполнять прилежно обязаны пресвитеры. Первая: Проповедывать Слово Божие, не упуская благовременнаго случая, и тем прихожан своих приводить в познание веры, и к житию честному христианскому, по наставлению апостола Павла: Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением, и учеиием ( 2Тим. 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

II. А. И. Яковлев. Участие святителя Филарета (Дроздова) в развитии русской национальной культуры в первой половине XIX века Значение святителя Филарета (Дроздова , 1782–1867), митрополита Московского и Коломенского, в церковной и государственной жизни России XIX века давно стало предметом внимания исследователей. Его личность уже современниками воспринималась намного шире рамок церковной ограды, в которых он жил и действовал, его многообразная деятельность оказала прямое и косвенное влияние на многие стороны общественной жизни России того времени. Гениально одаренная натура московского митрополита, его активно-деятельное отношение к событиям текущей жизни нередко побуждали его вторгаться в сферы, не входящие непосредственно в ведение епархиального архиерея. Время жизни и деятельности святителя Филарета оказалось временем формирования и расцвета русской национальной культуры. Это позволяет поставить вопрос о возможном участии московского митрополита в процессе культурного развития или о его косвенном влиянии, с учетом глубинных христианских корней русской культуры и ощутимого воздействия Русской Церкви на этот процесс. 1 Культура не является исключительно сферой досуга или сферой деятельности отдельных одаренных личностей, она формируется в сфере духовного производства и отвечает потребностям общества в создании разнообразных систем его жизнеобеспечения; культура составляет «содержание духовного производства» – производства художественных и интеллектуальных ценностей. Однако для более точного разграничения различных культур, существующих в мире, необходимо дополнить предложенное определение, используя уточнение Б. С. Ерасова: «Культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого (или различные части общества – социально-статусные или профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность» 1 . Тем самым явление культуры с необходимостью должно обрести национальные и конфессиональные черты, что побуждает к уточнению соотношения понятий «культура» и «цивилизация».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Год со святителем Филаретом Московским Сретенский календарь-дневник на 2017 год      Святитель Филарет (Дроздов, 1782–1867), митрополит Московский и Коломенский (1821–1867), великий архипастырь, столп Русской Церкви, был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным. Почти полвека управлял митрополит Филарет Московской епархией, и это время было самым блестящим периодом в истории епархии и всей Русской Церкви. Проповеди, беседы первосвятителя Московского поражают глубиной мудрости и силой слова. «До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти эту близость верой и молитвой». «Имейте мысль смиренную и никого не осуждающую, кроме себя: и Господь дарует Вам мир и утешение». «Господь повелевает молитися и не стужати, т[о] е[сть] не скучать недостатком признаков услышания молитвы. Бог исполняет молитвы паче, их же просим или разумеем, потому иногда неисполнение молитвы есть истинный дар». «Если видишь себя благополучным, пользуйся благополучием умеренно; если чувствуешь в себе силу, помяни Бога, давшего тебе крепость; берегись, чтобы обильно питаемое земными наслаждениями сердце не одебелело и не сделалось неспособным к небесным ощущениям; старайся питать оное не столько видимыми благами, сколько мыслию о невидимом Подателе благ». «Холодность к духовному не от того ли, что мы не довольно холодны к делам мира и плоти, что внимание сильно занято земным и, привлекаясь к сему, нелегко восходить к небесному? Да подвизаемся быть равнодушнее к тому, что чуждо душе, скоропреходит и не пойдет за нею в ее вечный путь. За все благодарить Бога есть легкий и благой для души путь. Да управляем себя на путь сей». «Для избежания греха осуждения надобно помышлять, что осуждение возвращается на осуждающего, не только судом Божиим, но, по тайным судьбам Божиим, часто самим делом. В чем осудит человек преткнувшегося ближнего, в том сам претыкается, сверх опасения».

http://pravoslavie.ru/94171.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010