Статья Данная статья посвящена учено-монашеским концепциям двух великих представителей академического монашества и епископата Православной Российской Церкви второй noлobuhы XVIII — nepboй половины XIX b.: митрополита Платона (Левшина; 1737–1812) и святителя Филарета (Дроздова; 1782–1867). Ученое монашество — особое явление в истории Русской Церкви и означает не просто монашествующих авторов, имеющих ученые труды (таковые были на Руси с первых десятилетий христианства), а выпускников духовных школ, принимавших монашество и продолжавших в дальнейшем духовно-просветительское служение. Наверное, в современном контексте, когда под «ученым» понимается человек, посвятивший жизнь научным исследованиям, более адекватен термин «академическое монашество», ибо не от каждого монашествующего выпускника духовной школы можно требовать научной деятельности в прямом смысле слов. Однако этот диссонанс между именованием «ученые монахи» и отсутствием у большинства из них научных трудов — реалии kohцa XIX — haчaлa XX b. В эпоху, на которой сфокусировано внимание в данной статье, именование «ученое монашество» только складывалось и подразумевало выученное монашество, то есть иноков, обучавшихся в духовной школе. Связь митрополита Платона и святителя Филарета всем известна и в определенном смысле их можно называть учителем и учеником — не в школьно-аудиторном смысле, а в смысле наставнического влияния, покровительства, духовного пестования. Этим обусловлены некоторые общие черты и в богословии, и в служении, и в духовно-школьных концепциях двух московских архиереев, хотя далеко не все идеи митрополита Платона были в дальнейшем разделяемы святителем Филаретом, и объяснять это различным историческим контекстом было бы неправильным. Предысторию ученого монашества в его академическом смысле можно вести с перенесения малороссийских школьных традиций в Великороссию, которое начинается еще с cepeдuhы XVII b.: 1640-е гг. — Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, Арсений Сатановский (выпускники Киево-Братской школы); в 1660-х гг. — новое поколение, выпускники уже Киево-Могилянской коллегии, наиболее значимым из которых был Симеон Полоцкий.

http://bogoslov.ru/article/6176226

1. Причислить к лику святых Митрополита Московского и Коломенского Филарета для общецерковного почитания. 2. Честные останки Святителя Филарета считать святыми мощами. 3. Память его праздновать 19 ноября по Юлианскому календарю. 4. Писать новопрославленному угоднику Божию честную икону для поклонения согласно Определению Седьмого Вселенского Собора. 5. Напечатать житие Святителя Филарета, а также начать издание его творений для нази­дания чад церковных. 6. От лица Освященного Собора объявить о прославлении Святителя Филарета Всероссий­ской пастве. 7. Имя новопрославленного святого сообщить Предстоятелям братских Поместных Пра­вославных Церквей для включения его в святцы. Предстательством и молитвами Святителя Филарета да укрепит Господь православную веру среди чад церковных. Аминь. Комментарии ( ): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/392577

28 . О греческой Кормчей Московской Синодальной библиотеки, последней четверти IX века, под 393//Археол. вестник. – 1867.– Вып. 1. 29 . О греческом Кондакарии XII-XIII веков Московской Синодальной библиотеки сравнительно с древним славянским переводом. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1869. – 37 с. – Прил. к Зап. Имп. Акад. наук. – Т. 16. – 4. 30 . О древних иконах в Московском Даниловом монастыре: св. Апостолов Петра и Павла, Владимирской Божией Матери, с Акафистом по полям, и семи Вселенских Соборов. – М.: Тип. «Рус. ведомостей». 1871. – 8 с., 4 л. ил. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. 31 . О Кондакарии XII-XIII веков по рукописи Московской Синодальной библиотеки 437: С древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе и с приложением выписок кондаков и икосов из служебных греческих рукописных Миней, с славянскими древнейшими переводами и из славянских служебных Миней рукописных с греческим текстом и без оного и с разночтениями на обоих языках: С приложением снимков. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1876 (обл. 1879). -VIII, 260 с. Загл. обл.: Кондакарии в греческом подлиннике XII-XIII вв. Дополнение к Кондакарию XII-XIII вв. – 1879. – 103, 13 с. Снимки из Кондакария XII-XIII веков, сделанные архимандритом Амфилохием в 1879 году. – М.: Лит. Гаврилова, – 227 с. 32 . О лицевом греческом Акафисте Божией Матери (2-й половины XIV века) Московской Синодальной библиотеки 429. – М.: Тип. «Рус. ведомостей», 1870. – 8с., л. факс. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1870. – Кн. 10. 33 . О лицевом славянском Акафисте Божией Матери XVII века//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 8.-С. 29–33. 34 . О миниатюрах и украшениях в греческих рукописях Императорской Публичной библиотеки, одной рукописи 1072 года библиотеки Московского университета и одной из библиотек г. Норова, хранящейся в Московском публичном музее. – М.: Тип. «Рус. ведомостей», 1870. – 64 с., л. факс. 35 . О миниатюрах славянской Псалтири XIII века//Древности: Тр. Имп. археол. о-ва в Москве. – 1870. -Т. 3. – С. 1–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

36 . О неизданных канонах в служебной февральской греческой Минее конца X века Московской Синодальной библиотеки 181, выбранных из нее архимандритом Амфилохием. – М.: Синод, тип., 1870. – 11, 24 с. 37 . О переводе древлеславянской Псалтири//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1879. – Кн. 10. – С. 1–112. 38 . О переводе свв. Кириллом и Мефодием Апостола. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, – 18 с. 39 . О печатном Евангелии 1681 года, находящемся в Высокопетровском Московском монастыре, с рисованными изображениями Древа искупления, четырех Евангелистов с их символами и бордюрами по краям листов. – М.: Тип. «Рус. ведомостей», 1871. – 7 с., л. ил., факс. – Отт. из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. 40 . О покаянных тропарях и молитвах или стихирах в древнегреческих и древнеславянских Псалтирях после каждой кафизмы//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Февр. – С. 131–146. 41 . О поучении св. Леонтия, епископа Ростовского к попам. – [М.]: Тип. Калинина, Ценз. 1878. – 6 с. 42 . О самодревнейшем Октоихе XI века югославянского юсового письма, найденном в 1868 году А.Ф. Гильфердингом в Струмнице. – М.: Тип. Кудрявцевой, – XVIII, 52 с., л. факс. 43 . О трех обетах монашества: девстве, нестяжании и послушании: [Канд. соч.]. – М.: Тип. Ферапонтова, 1845. – 84 с. 44 . Об иконе Воскресения Христова XIII-XIV веков на шиферном камне//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 4. – С. 13–19. 45 . Об отрывках из богослужебных древлеславянских книг XI, XII, XIII веков, болгарских и сербских//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Кн. 2. – С. 1–27. 46 . Об отрывках из древлеславянских рукописей XI и XII-XIII веков: С литогр. снимком. – М.: Тип. Снегирева, 1880. – 27 с., л. факс. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. 47 . Объяснение надписи Пятигорского креста//Вестник О-ва древнерус. искусства. – 1875. 48 . Объяснение об исследовании греческого Кондакария XII- XIII веков. Московской Синодальной библиотеки 437, сравнительно с древним славянским переводом и с снимками. – СПб., 1868. – 9 с. – Отт. из: Зап. Имп. Акад. наук. – 1868. – Т. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В частности, в учении стоиков превосходство человека над космосом объяснялось тем, что человек объемлет космос и придает ему смысл, ибо космос – это большой человек, а человек – малый космос. В. Н. Лосский , хотя и склонен принять последнее определение как не противоречащее святым отцам и здравому смыслу, однако замечает: «Подлинное величие человека не в его бесспорном родстве со Вселенной, а в его причастности Божественной полноте, в сокрытой в нем тайне «образа» и «подобия». Человек, как и Бог, существо личное, а не слепая природа. В этом характер Божественного образа в нем. Связь человека со Вселенной оказывается как бы опрокинутой по сравнению с античными понятиями; вместо того, чтобы «де-индивидуализироваться», «космизироваться» и, таким образом, раствориться в некоей безличной Божественности, абсолютно личностный характер отношений человека к личному Богу должен дать ему возможность «персонализировать мир». Отсюда можно делать глубокие по своему смыслу выводы: не человек спасается Вселенной, а Вселенная человеком, потому что человек есть ипостась всего космоса, который причастен его природе. И земля обретает свой личностный, ипостасный смысл в человеке – упование благодати и соединение с Богом. В этом аспекте слова Священного Писания кажутся особенно ясными: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8:19–21 )». Видный русский богослов XIX века митрополит Московский Филарет (Дроздов ; 1782–1867) видел в сотворении мира и человека нечто большее, а именно – Церковь . «История Церкви, – писал он, – начинается вместе с историей мира. Самое творение мира можно рассматривать как некоторое приготовление к созданию Церкви, потому что конец, для которого устроено царство натуры, находится в царстве благодати... Мир создан ради человека и с творением человека происходит первобытная Церковь , начало которой положено уже в самом образе и подобии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Учитывая эти обстоятельства и заинтересованность определенных политических кругов Англии в использовании «экуменического движения» через Англиканскую церковь в своих политических целях, Московская Патриархия должна предъявить Англиканской церкви два условия, на которых она примет участие в «экуменическом движении»: а) отказ «экуменистов» от политических выступлений и обеспечение чисто церковной деятельности этого движения; б) значительное расширение представительских мест для православных церквей во главе с Русской церковью. Принимая во внимание, что Московская Патриархия получила заверения от многих автокефальных церквей о единой линии отношения к " экуменическому движению " , удовлетворение приведенных выше условий Московской патриархии позволит ей обеспечить влияние на «экуменическое движение» в нужном нам направлении.  В том же случае, если эти требования неприемлемы для Англиканской церкви, Московская Патриархия должна по-прежнему занимать роль наблюдателя...» Документ говорит сам за себя. В прошлом без помощи и внимания светских властей не собирались Вселенские Соборы, но здесь речь идет о жесточайшем предписании направлений работы, что превращает Церковь в марионетку правительства на политической арене. Согласно докладу полковника Карпова, в Москве предполагалось собрать не что иное, как Вселенский собор, одной из задач которого должно было стать присвоение контролируемой Правительством СССР Московской Патриархии титула Вселенской. Но даже в предреволюционное время, когда Греко-Российская Православная Церковь была фаворитом государства и господствующим исповеданием, а возможностей созыва Вселенского Собора было неизмеримо больше, святитель московский Филарет Дроздов (1782-1867) утверждал, что без Римской Церкви Вселенского Собора быть не может. Тем более, не было возможным предположить собрание Вселенского Собора в послевоенное время, когда Русская Православная Церковь была в значительной мере обескровлена, когда отношения с первенствующей в Восточном Православном мире Константинопольской кафедрой были отнюдь не радужными, отношения с Римским престолом, жестко противостоящим коммунистическому эксперименту, также переживали далеко не лучшее время. Невозможно поверить, что Сталин и Карпов — два бывших семинариста — не представляли, что такое Вселенский Собор и почему его невозможно было собрать в то время. Сама идея организации Вселенского Собора атеистической богоборческой властью, утопившей свой народ в крови, для предания контролируемой Церкви статуса «Вселенской» в очередной раз показывает масштаб коммунистических амбиций, а своей нереальностью напоминает строки Священного Писания о деннице, возжелавшем выше звезд вознести свой престол. 

http://bogoslov.ru/article/571168

1522 . Смирнов П. А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана, Вышенского Затворника: В память столетия со дня рождения Святителя/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1915. – 436. III с, 1л. портр. 1523 . Таубе М.Ф. Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, Затворник Вышенский . -Харьков: Тип. «Мирный труд», 1912. – 42 С. 1524 . Хитров М. И., прот. Преосвященный Феофан, Затворник Вышенский . – М.: Типо-лит. Ефимова, 1895. – 225 с. То же. – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М., 1У05. То же. – [Репр. изд.]. – Б.м.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, Филарет Дроздов (Дроздов Василий Михайлович) (1782–1867) Святитель Филарет (в мире Василий Михайлович Дроздов) родился в 1782 году в подмосковном городе Коломна в семье диакона (впоследствии священника). Первоначальное образование получил в Коломенской Духовной семинарии, а с 1800 года продолжил его в Троицкой Лаврской Духовной семинарии. По окончании семинарского курса Василий Дроздов был оставлен в ней учителем греческого и древнееврейского языков. Митрополит Платон (Левшин) вскоре заметил молодого талантливого педагога и побудил его к принятию монашества. 16 ноября 1808 года Василий принял постриг с именем Филарет в честь святого праведного Филарета Милостивого. 21 ноября митрополитом Платоном он был рукоположен во иеродиакона. В 1809 году иеродиакон Филарет был вызван в Петербург и рукоположен во иеромонаха, а в 1811 году возведен в сан архимандрита. В 1812 году он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В Петербурге вышли первые книги архимандрита Филарета. В августе 1814 года по поручению митрополита Амвросия (Подобедова) им был составлен особый чин молебствия по поводу «избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ним дванадесяти язык». Это был первый литургический труд будущего святителя. В том же году по поручению Комиссии духовных училищ он составил «Обозрение богословских наук».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий (Васильевский), архим. Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий и его время. Казань, 1888. 3 т. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Письма к А. В. Горскому. М., 1885. Филарет (Дроздов) , митр. (о его письмах и др. сочинениях см. библиогр. к Введению Б). Филарет (Дроздов) , митр. Письмо к протопресвитеру Бажанову по поводу записки о состоянии православной Церкви в России//Душеп. чт. 1889. 4. О Филарете (Дроздове) : Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии//Прибавления. 1883. 2. Корсунский И. Святитель Филарет, митр. Московский, его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени. 1827–1867. Харьков, 1894. Корсунский И. Филарет Дроздов //РБС. Фабер-Цявловский. 1900. Назаревский В. Государственное учение митр. Филарета. 2-е изд. М., 1885; 3-е изд. М., 1888. Наумов Д. Филарет, митр. Московский, как канонист. М., 1893. Очерк жизни высокопреосв. Филарета, митр. Московского и Коломенского. М., 1868; 2-е изд. М., 1869. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1867) Филарета, митр. Московского. М., 1882–1883. 2 т. Смирнов А. А. Детство, отрочество, юность, годы учения и учительство в Троицкой лавры семинарии митр. Филарета (1782–1808). М., 1893. Смирнов А. А. Петербургский период жизни митр. Филарета (1808–1819). М., 1894. Смирнов А. А. Филарет, архиепископ Тверской, Ярославский и Московский (1819–1826). М., 1896. Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского. М., 1868. Филарет, митр. Московский. 1867–1917. Сборник статей к годовщине 50-летия со дня кончины Филарета, митр. Московского. Сергиев Посад, 1918. Флоровский Г. Филарет, митрополит Московский//Путь. Париж, 1928. 12. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 [репринт: Вильнюс, 1991]. Jugie M. Philarete Drozdov//DTC. 1933. V. 13. 1. Sp. 1376–1395 (библиогр).

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Рассказы князя А. Н. Голицына. Из записок Ю. П. Бартенева//Рус. арх. 1886. 5. Родзянко М. В. Крушение империи. Записки председателя Русской Государственной думы//Архив русской революции. Берлин, 1926. Т. 17; то же. Л., 1927. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX веке (см. библиогр. к Введению Б). Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Сергиев Посад, 1897–1911. 9 т. Сергий (Васильевский), архим. Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий и его время. Казань, 1888. 3 т. Филарет (Гумилевский), архиеп. Письма к А. В. Горскому. М., 1885. Филарет (Дроздов), митр. (о его письмах и др. сочинениях см. библиогр. к Введению Б). Филарет (Дроздов), митр. Письмо к протопресвитеру Бажанову по поводу записки о состоянии православной Церкви в России//Душеп. чт. 1889. 4. О Филарете (Дроздове): Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии//Прибавления. 1883. 2. Корсунский И. Святитель Филарет, митр. Московский, его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени. 1827–1867. Харьков, 1894. Корсунский И. Филарет Дроздов//РБС. Фабер—Цявловский. 1900. Назаревский В. Государственное учение митр. Филарета. 2–е изд. М., 1885; 3–е изд. М., 1888. Наумов Д. Филарет, митр. Московский, как канонист. М., 1893. Очерк жизни высокопреосв. Филарета, митр. Московского и Коломенского. М., 1868; 2–е изд. М., 1869. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1867) Филарета, митр. Московского. М., 1882–1883. 2 т. Смирнов А. А. Детство, отрочество, юность, годы учения и учительство в Троицкой лавры семинарии митр. Филарета (1782–1808). М., 1893. Смирнов А. А. Петербургский период жизни митр. Филарета (1808–1819). М., 1894. Смирнов А. А. Филарет, архиепископ Тверской, Ярославский и Московский (1819–1826). М., 1896.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Его же. Митрополит Филарет, как администратор и судия в Московской епархии//Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского: в 2 т. М. 1883, т. 2, стр. 48–88. Заплатин С. Учение о молитве Филарета, митрополита Московского. Свято-Троице-Сергиева лавра, 1912. Звездинский М. Взгляд Филарета, митрополита Московского на единоверие и его отношение к нему//Душеполезное чтение. М. 1900, ч. 3, стр. 635–645. И.А. Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях. М. 1905//Вера и Церковь . 1905, I–V. Игнатов П.П. Канонические воззрения и практика митрополита Филарета//Журнал Московской Патриархии, М. 1956, 10. Иоанн (Митропольский) , иеромонах. Речь при сретении в Бозе почившего архипастыря высокопреосвященнейшего митрополита Филарета в Троице-Сергиевой Лавре, произнесённая в Троицком соборе 26 ноября 1867 г.//Православное обозрение. М. 1867, ноябрь. Иосиф, архимандрит. Митрополит Филарет, как обличитель вольномыслия//Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского: в 2 т. М. 1883, т. 2, стр. 203–214. Линд Т. Митрополит Филарет. М. 1913. Муравьев А.Н. Мои воспоминания//Русское обозрение. 1895, 5, стр. 33–34, 40–41. Мелетий, иеромонах. О блаженной кончине приснопамятного митрополита Филарета. М. 1867, стр. 102–103. Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. СПб., 1913, стр. 202, 203, 205. Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8). СПб., 1917, стр. 230, 261, 262, 315, 368, 402, 404, 458,460–463, 465, 523. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. Петроград, 1916, стр. 470. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. Изд. 3. СПб., 1910, стр. 728, 245, 414, 508. Полесский Ю. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) //Журнал Московской Патриархии. 1951, 4, стр. 41–47; 6, стр. 36–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010