Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский ноября 1867 Прославлен в 1994 г. Память празднуется 19 ноября/2 декабря (преставление) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации Святителя Филарета (Дроздова ; 1782–1867), Митрополита Московского и Коломенского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, исследовав жизнь и святительское служение Митрополита Московского и Коломенского Филарета, стяжавшего своей молитвой и подвигами обильные дары Божественной благодати, находит ныне благовременным прославить во святых этого великого и богомудрого архипастыря Церкви Российской. В народе его почитают великим светильником православной веры, который и поныне в своих многочисленных творениях излучает свет истины Христовой. Благодаря значительному вкладу Святителя Филарета в перевод Священного Писания на русский язык христиане России и поныне имеют возможность внимать Слову Божию на доступном им языке. В полном убеждении в высоте и истинности духовной жизни и деятельного церковного служения Митрополита Филарета Собор определяет: 1 . Причислить Митрополита Московского и Коломенского Филарета к лику святых для общецерковного почитания. 2 . Честные останки Святителя Филарета считать святыми мощами 4 . Писать новопрославленному угоднику Божию честную икону для поклонения, согласно Определению Седьмого Вселенского Собора. 5 . Напечатать житие Святителя Филарета, а также начать издание его творений для назидания чад церковных. 6 . От лица Освященного Собора объявить о прославлении Святителя Филарета всероссийской пастве. 7 . Имя новопрославленного святого сообщить Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения его в святцы. Предстательством и молитвами Святителя Филарета да укрепит Господь православную веру чад церковных. Аминь. Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) родился в семье коломенского диакона (впоследствии священнника).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Гуслицкий Спасо-Преображенский Печерский мужской монастырь Россия, Московская обл., Орехово-Зуевский рн, г. Куровское. Киевский святитель Фотий устроил обитель в честь Преображения Господня на месте своего чудесного спасения в 1410 году, на холме между несколькими речками. В царствование императрицы Екатерины II монастырь был упразднен. Но осталась небольшая церковь, срубленная, по преданию, еще митрополитом Фотием, в ней и хранилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, обретенная на месте спасения. В 1858 году по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867) было положено начало возобновлению Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, целью построения которого было обращение к православию раскольников, которые населяли всю гуслицкую местность. По мысли святителя обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Вот как это было. Строителем монастыря был назначен иеромонах Парфений (Агеев) (1807–1878). Это был человек сложной судьбы. В 1839 году Петр Агеев, он же бывший старообрядческий инок Паисий, уехал на Афон и там в 1841 году принял монашество с именем Парфений в русском Пантелеимоновом монастыре. Он много странствовал по святым местам, бывал на Востоке, свои воспоминания изложил в книге «Странствия по святым местам России, Молдавии и Турции». На литературное творчество Парфения обращали свое внимание русские писатели того времени: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие. В 1854 году инок Парфений поступил в братию Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре. Он был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и в 1856 году назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни. Здесь через два года он получил задание подыскать места для новых миссионерских монастырей. Изучив почти все селения Гуслицкой местности и не найдя подходящего места, отец Парфений на речке Нерской набрел на деревянную церковь Спаса, при которой в двух избах жили священник, дьячок и церковный сторож. По преданию, церковь возрастом была лет 400, в ней хранилась чтимая даже раскольниками явленная икона Нерукотворного Образа Спасителя.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

святитель Филарет Московский (Дроздов) (1782–1867) Библиография Библейская история Догматико-полемические труды Литургика Нравственно-аскетические труды Основы православия Отзывы и рецензии Письма Священное Писание Ветхого Завета Слова Аудиокниги Труды на иностранных языках святитель Филарет Московский (Дроздов) Выдающийся церковный и государственный деятель XIX века. Богослов, ученый, подвижник, духовный писатель и проповедник, основатель многих монастырей и монастырских скитов, академик Императорской АН, почетный доктор философии Дерптского университета, автор знаменитого " Катехизиса Православной Кафолической Восточной Церкви " . Детские и молодые годы Святитель Филарет (мирское имя — Василий Михайлович Дроздов) родился в Московской губернии, в городе Коломне, в семье диакона, 26 декабря 1782 года. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к линии потомственного духовенства. В детстве Василий получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отмечают, что уже в этом возрасте в нём проявились стремления к знаниям. По достижении надлежащего возраста, он был зачислен в Коломенскую семинарию. Учился с охотой, слыл в числе лучших студентов. Затем он продолжил образование в Троице-Сергиевой Лавре. Праздных компаний он не любил и выделялся среди однокурсников привычкой уединяться: в основном для молитвы, или для чтения назидательных книг. Кроме того он любил играть на гуслях и в шахматы. По окончании образовательного курса Василий Михайлович принял предложение руководства и остался работать преподавателем поэзии. В своё время он попал в поле зрения великого русского пастыря, митрополита Платона (Левшина) , подвизавшегося в Вифанском скиту, неподалеку от Лавры. Владыка заметил его дарования и прозрел в нём Божьего служителя. Однажды жители Коломны обратились к митрополиту Платону с житейской, казалось бы, просьбой определить к ним Василия Михайловича священником. Но просьба была отклонена: владыка Платон предполагал для него другое будущее. Монашеская жизнь

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Призовите Бога в помощь Призовите Бога в помощь: Сб. писем/Сост. иерод. Никон (Париманчук).М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 800 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). В новую книгу, изданную московским Сретенским монастырем, входят избранные письма митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова, 1782–1867) — выдающегося церковного деятеля, проповедника, пастыря и молитвенника Русской Церкви, почти полвека возглавлявшего Московскую кафедру. Переписка великого архипастыря со своими современниками, лишь небольшая часть которой публикуется в книге, разнообразно богата духовными рассуждениями, в которых и сегодняшний читатель найдет для себя ответы на многие вопросы духовной жизни. Некоторые письма полностью публикуются впервые. Письма приведены в алфавитном порядке имен адресатов, по хронологии и объединены в два раздела. Для удобства пользования в конце книги дается предметный указатель. Письма проиллюстрированы иконографическим материалом. Публикуем отрывок из книги: «НЕУСЫПАЮЩЕЕ ОКО МЫСЛИ» Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию не оскудевая, не померкая, но как бы питаясь приумножением лет и выступая ярче по мере продвижения вечернего сумрака. Смежилось неусыпающее око мысли Из отклика И. С. Аксакова на кончину святителя Филарета Родина святителя Филарета — древний подмосковный город Коломна. Здесь 26 декабря 1782?года в семье диакона, впоследствии священника, Михаила Дроздова родился сын, нареченный Василием в память святого Василия Великого. Отец и мать будущего святителя происходили из потомственного духовенства. Много лет спустя, в 1822 году, архиепископ Филарет в Слове в Неделю всех святых, произнесенном при посещении родного города, сказал: «По неисповедимым судьбам Божиим видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет.., вновь находясь посреди братий и ближних, в сообществе которых получил первые приятные ощущения жизни, желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к Отчизне» . 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в лавру наполнило его душу несказанной радостью.

http://pravoslavie.ru/6055.html

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский Сын священника города Коломны, будущий святитель Филарет (Дроздов; 1782–1867), митрополит Московский и Коломенский, получил традиционное образование в Троицкой семинарии и, как талантливейший семинарист, был оставлен там «учителем поэзии», пользуясь уже тогда особым – и вполне заслуженным – покровительством митрополита Московского Платона. В 1809 году Филарета назначили профессором богословия в Санкт-Петербургской духовной академии, а вскоре и ее ректором (1812–1819). В 1817 году он был возведен в сан епископа Ревельского, в 1819 году – назначен управлять Тверской архиепископией, с введением в состав членов Святейшего Синода. В 1820 году его перевели в Ярославль, а уже на следующий год – в Москву. Еще в бытность Филарета ректором Петербургской академии здесь, под его руководством, стало наконец возможным решить давнюю и важнейшую задачу национальной богословской науки – подготовить первый перевод на современный русский язык книг Нового Завета и Псалтыри, что и было осуществлено в период 1815–1822 годов . Вскоре же переводы эти начали издаваться Российским Библейским обществом. Самые первые русскоязычные издания Нового Завета печатались с параллельным традиционным славянским текстом, но уже в 1823 году Новый Завет был издан на одном лишь русском языке. Слово Божие становилось всё доступнее россиянам и всё шире входило в духовную жизнь нации. С 1820 года начали переводить и Ветхий Завет, причем книгу Бытия перевел сам владыка Филарет. Уже в личном его покровительстве подобной переводческой деятельности сказалась удивительная отзывчивость владыки на реальные требования дня: насущная необходимость более полного и точного знания евангельского текста самыми широкими слоями русского общества весьма ощущалась в те годы – особенно в связи с начавшимся постепенным проникновением в Россию безрелигиозной идеологии Запада. В этих условиях вечное, непреходящее слово Божие, ясное и понятное, было необходимо равно всем – и низам, и верхам.

http://pravoslavie.ru/65317.html

Мощи святителя Филарета (Дроздова) будут перенесены в храм Христа Спасителя Москва,  9 июня 2004 г. Патриарх Алексий возглавит сегодня торжества по перенесению в Храм Христа Спасителя мощей святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского,  сообщает агентство ИТАР-ТАСС.   Сегодня вечером они будут торжественно доставлены из Троице-Сергиевой лавры. Со вчерашнего дня по этому случаю в монастыре проходят праздничные богослужения. Около четырех часов дня торжественная автомобильная процессия тронется из лавры в Москву. Ожидается, что святыня будет доставлена к семи часам вечера в храм Христа Спасителя во время праздничного всенощного бдения, которое будет совершать Патриарх Алексий. Место для мощей подготовлено в верхнем Рождественском храме. Оно выложено плитками того же мрамора российских и уральских месторождений, которым отделан интерьер храма. Патриарх Алексий, мотивируя решение о переносе, отмечал в преддверии события, что именно митрополит Московский Филарет осуществил в 1839 году закладку храма Христа Спасителя, и его мощи станут главной святыней кафедрального собора. Святитель Филарет (1782-1867) - выдающийся иерарх, богослов и государственный деятель, автор манифеста 1861 года об отмене крепостного права. " Веком Филарета " называли просвещенные люди девятнадцатое столетие. Его духовную поддержку испытали Пушкин и Жуковский, Лермонтов и Чаадаев, Гоголь и Погодин. Скончался святитель Филарет в 1867 году и был погребен в Троице-Сергиевой лавре. Мощи из Москвы перевозили  на открытой железнодорожной платформе. На каждой станции служились панихиды, которые собирали огромное количество народа. В конце 30-х годов XX века его усыпальница, как и многие святыни лавры, была осквернена. В 1994 году археологи на месте церкви Филарета Милостивого обнаружили яму, заполненную строительным мусором, среди которого находились многочисленные человеческие останки и элементы облачения. Благодаря кропотливой работе медиков, антропологов и других специалистов останки были идентифицированы. Они принадлежали трем архиереям, ныне прославленным в лике святых - митрополиту Филарету (Дроздову), митрополиту Иннокентию (Вениаминову) и архимандриту Антонию (Медведеву). В том же 1994 году святитель Филарет был причислен к лику святых. 9 июня 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10081.html

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Филарет Дроздов Филарет Дроздов (1782–1867) – святой (память 19 ноября/2 декабря), митрополит Московский и Коломенский. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, талантливый преподаватель, проповедник и богослов, крупный общественный деятель. Покровитель русского воинства. Автор знаменитого «Катехизиса», по которому обучалась вся русская молодежь. По просьбе императора Александра П составил манифест об освобождении крестьян. В стихотворной форме переписывался с А.С. Пушкиным. Пушкин написал полное глубокого отчаяния стихотворение: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною, Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучной жизни шум. Митрополит Филарет возразил ему: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана; Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум И созиждется Тобою Сердце чисто, светлый ум! И поэт ответил святителю знаменитым стихотворением «Стансы»: В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Серафима В священном ужасе поэт. (Первоначально последняя строфа выглядела так: Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Однако по требованию цензуры Пушкин убрал из текста имя великого иерарха.) Митрополит Филарет был окружен любовью народной: толпы людей собирались на каждое его богослужение, ждали благословения, веря в особую силу этого благословения, и видели необыкновенные подтверждения этой веры. Незадолго до кончины явился митрополиту в видении его покойный отец и сказал: «Береги 19-е число». Филарет сообщил об этом наместнику Троице-Сергиевой Лавры и попросил приготовится к похоронам. 19 ноября (по старому стилю) 1867 года, в воскресный день, митрополит с особой бодростью и одушевлением совершил литургию, причастился, после службы прилег отдохнуть и безболезненно отошел в вечность. Вся Москва сошлась на поклонение усопшему, который был перевезен в Троице-Сергиеву Лавру и схоронен в церкви Святого Духа. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

16 февраля 2007 г. 19:00 16 февраля 2007 года Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Московское подворье Троице-Сергиевой лавры проведут в Митрополичьих naлamax XIII Филаретовский семинар. Темы выступлений: А.А. Мастеркова «Женское монашество в Московской епархии в эпоху свт. Филарета (Дроздова) митрополита Московского и Коломенского»; Свящ. Павел Хондзинский «Жизнь и служение свт. Филарета (Дроздова) митрополита Московского и Коломенского. 1782-1800 гг.». Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (1821-1867) — один из ярчайших деятелей Русской Православной Церкви XIX столетия, необычайно много сделавший для реформирования и развития русской академической учености. С его именем связан перелом в истории русского богословия: оно обрело самостоятельный характер и стало оказывать влияние на богословие западных стран. Таланты богослова, писателя, поэта, ученого, церковного администратора сочетались в нем с высокой духовной подвижнической жизнью. Филаретовский семинар действует в течение трех лет. В 2003 году по инициативе свящ. Павла Ходзинского, Г.В. Бежанидзе и проф. А.И. Яковлева, руководящего Филаретовской группой на историческом факультете ПСТГУ, а также настоятеля Московского подворья Троице-Сергиевой лавры игумена Дионисия был организован семинар, посвященный изучению наследия и жизни митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Семинары проводятся четыре раза в год. На заседаниях с докладами выступают не только известные ученые, но и студенты старших курсов. Место проведения семинара — Митрополичьи палаты подворья Троице-Сергиевой лавры — выбрано не случайно, здесь располагалась резиденция святителя в Москве. По материалам докладов, сделанных на Филаретовском семинаре, и исследовательской работы Филаретовской группы Свято-Тихоновского университета издается «Филаретовский альманах», подготовленный в издательстве ПСТГУ. Начало вечера в 19:00. Адрес: м. Цветной бульвар, 2-й Троицкий пер., д. 6-А стр.9. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/193568.htm...

15 . Житие, страдания и чудеса св. Димитрия царевича, с оригинала подлинного почерка св. Димитрия Ростовского . – М., 1889. 16 . Заметка о служебнике Преподобного Сергия//Моск. цер-ков. ведомости. – 1887. – 13. 17 . Замечания на древлеславянский перевод Псалтири XIII- XTV веков с греческим текстом Феодоритовой Псалтири по древним памятникам: В 2 т. – М., 1874–1877. 18 . Замечания о греческих миниатюрах X века на листах Евангельских чтений//Изв. Имп. археол. о-ва. – 1872. -Т. 7. 19 . Замечания о миниатюрах в греческом сборнике Житий святых и поучений 1063 года//Вестник О-ва древнерус. искусства. – 1875. – Вып. 6–10. 20 . Исследование о Пандекте Антиоха XI века, находящемся в Воскресенской Новоиерусалимской библиотеке архимандрита Ам-филохия, удостоенное Демидовской премии в 1863 году в 714 р. с. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1880. – 184 с., л. ил. – Текст рус., древнегреч. 21 . Исследования о славянской Псалтири XIII-XTV веков библиотеки А.И. Хлудова. – М.: Синод, тип., 1870. – 28 с., л. ил., факс. 22 . Краткая жизнь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, чтеца Алексея Стефановича (юродивого), с его портретом. – М.: Тип. Чуксина, 1863. – 7 с., л. ил. 23 . Летописные и другие древние сказания о св. благоверном великом князе Данииле Александровиче, сыне св. благоверного великого князя Александра Невского, и о построенном им за Москвою рекою Даниловском монастыре. – М.: Тип. Фальк, 1873. – 376с., л. ил. То же. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1875. – 38 с., л. ил. 24 . Надгробные памятники иноверцев, найденные архимандритом Амфилохием в 1870 году в Московском Даниловом монастыре. – М.: Тип. «Рус. ведомостей», – 6с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. 25 . Находка древностей в юрту станицы Мичулинской на Дону//Древности: Тр. Имп. археол. о-ва в Москве. – 1867. -Т. 1. 26 . О влиянии греческой письменности на славянскую с IX до начала XVI века. – М.: Синод, тип., 1872. – 16 с. – Перепеч. из: Тр. 1-го Археол. съезда в Москве. 27 . О греческих миниатюрах, находящихся на 14-ти листах из Евангельских чтений в Императорской Публичной библиотеке под номером 20-м, X века. – [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, – 13 с. – Отт. из: Изв. Рус. археол. о-ва. – 1872.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нашей целью будет раскрыть то содействие, которое оказывал митрополит в процветании «умного делания» и связанного с ним старчества. Для этого нам нужно показать принадлежность самого Филарета к этому духовному движению. Митрополит Филарет был необычайно скрытным во всем, что касалось его лично. Вот отрывок из письма к его духовнику Наместнику Троице-Сергиевой Лавры: «Нужно, чтобы борьба и отвлечения, которые нам доставляют дела, не мешали бы нам уединяться в нашу внутреннюю клеть и втайне молиться Отцу. Да, дела внешнего мира нас расстраивают, нас преследуют и кто входит в свою клеть, недостаточно закрывает за собою дверь. Но Ты, Который сказал: «Я есмь дверь», дай нам войти во внутрь и закрой за нами дверь» (т. I. стр. 168). Дверь, за которой хранились тайники его души была действительно закрыта, но плодом его внутренней жизни на склоне лет был дар чудотворений и дар пророческий, т.е. святость. Где же и как было положено начало этой святости? Некоторый ключ нам дают жития близких ему людей, а именно: старца Филарета Новоспасского, также его школьного сверстника и близкого друга еп. Иннокентия Пензенского – человека исключительной святости – и, наконец, архим. Макария – Алтайского миссионера – его ближайшего ученика. Эти три жития являются среди лучших украшений 14-томного собрания житий Русских подвижников XIX столетия. Василий Дроздов, как уже сказано, родился 26-го дек. 1782 г. в гор. Коломне – пригороде Москвы, и как мы знаем из предыдущего, Москва являлась одним из центральных округов по распространению учения об умном делании. Новоспасский монастырь являлся средоточием, откуда исходило это учение. Здесь жили о.о. Филарет и Александр. Сюда приезжал о. Афанасий Захаров, ротмистр гусарского полка, семь лет живший при старце Паисии. Он имел беседы с o.o. Филаретом и Александром об умном делании, которые имели великую любовь к духовному вождю-старцу Паисию. О. Афанасий переписывал творения св. Отцов, впоследствии переданные в Оптину Пустынь. О. Филарет, в миру Феодор (1758–1842) начал в юности монашескую жизнь в Александро-Невской Лавре, но его старец, видя его рвение к монашеским подвигам, направил его в Саровскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010