Активно выступая на страницах религиозно-философских и богословских журналов, философы КДА вносили весомую лепту в развитие философской мысли и создание профессионального философского сообщества в России, а также в утверждение в общественном сознании значимости философии как необходимой составляющей духовной культуры, в создание возможностей для ознакомления «читающей публики» с памятниками мировой философской мысли. Последнему особенно способствовала переводческая деятельность воспитанников и профессоров КДА, обогативших российскую культуру переводами «Золотых стихов» пифагорейцев (Золотые стихи пифагорейцев с коммент. Гиерокла-философа/Пер. с греч.: Г. В. Малеванский//ВиР. 1897. 16. С. 130-158; 17. С. 177-206; 18. С. 229-254; 20. С. 335-345; 23. С. 479-490), творений Платона ( Платон. Апология Сократа/Пер. с греч. Г. В. Малеванского с присоединением объяснения, словаря, крат. биографии и неск. слов об «Апологии» и ее содержании. К., 1880; Диалоги Платона «Тимей», или О природе вещей, и «Критий»/Пер., введ. и примеч.: Г. В. Малеванский. К., 1883), Плотина (Избр. труды/Пер. с греч.: Г. В. Малеванский//ВиР. 1898. 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899. 2, 6, 11-15; 1900. 18-21), Аврелия Августина, Тертуллиана и др. (сочинения последних, над переводами к-рых трудилось неск. поколений профессоров - Д. А. Подгурский , Н. М. Дроздов, еп. Василий (Богдашевский) и др.- печатались на страницах Трудов КДА и вошли в «Библиотеку творений святых отцов и учителей Церкви, издаваемых при КДА» с 1879, 2-е изд.- в 1893-1915). Большое значение для развития философской науки и образования в России имели первые опыты создания философской энциклопедии (Философский лексикон. К., 1857-1873. 4 т., 5 вып.) и философского словаря (Философский словарь, или Краткое объяснение философских и др. научных выражений, встречающихся в истории философии. К., 1876), предпринятые Гогоцким. Профессора КДА П. П. Кудрявцев, В. И. Экземплярский, В. З. Завитневич, И. П. Четвериков принимали деятельное участие в религиозно-философской жизни Киева нач.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Антоний (Рафальскй) епископ Варшавский, а потом митрополит Новгородский, † 1848 г. Ходатайствует о построении церкви и о назначении причта для единоверцев Сувалкской губернии. Арбенев , генерал. Назначается прокурором Московской Синодальной конторы. Арсений (Москвин) епископ Тамбовский, а впоследствии митрополит Киевский, † 1876 г. Представляет проект часовен-палаток в деревнях, отстоящих далеко от церквей; замечание владыки Филарета о сем проекте. Ахматов , Алексей Петрович, ген.-адьют. обер-прокурор Свят. Синода, † 1870 г. М. Филарет просит его ускорить разрешение построить колокольню при Софийской церкви; препровождает М. Филарету проект устава Мариинского человеколюбивого общества; письмо с замечаниями М. Филарета на сей проект; письмо М. Филарета с замечаниями об отзыве преосвящ. Леонтия о рукописи иером. Парфения «Возражение против защитников раскола»; письмо к М. Филарету об укреплении за Московским Новодевичьим монастырем земли и дома Горлицыных; ответ владыки о сем деле; письмо М. Филарета о назначении А. Гренкова бакалавром Казанской духовной академии и Арбенева прокурором Московской Синодальной конторы; письмо М. Филарета о споре Успенской церкви с Козакевич о ее доме; препровожд. М. Филарету депеши посланника о запрещении кн. Кузою совершать Богослужение на греческом языке в церквах Молдавии и о притязаниях Молдавского правительства на имения греческих монастырей в Молдавии; письмо М. Филарета о сем; письмо владыки об утверждении в степени доктора богословия о. В. Гетэ; поздравляется владыкою с праздником Рождества Христова в 1863 г.; два письма святителя к мнениям о сношениях с американским пастором Юнгом; поздравляет М. Филарета с праздником Св. Пасхи в 1864 г. от имени Государя, Государыни и своего; письмо владыки к замечаниям о письмах и статьях протерся Е. И. Попова ; письмо к нему М. Филарета об упразднении в Москве Успенской церкви. Афанасий (Протопопов) епископ Чигиринский, потом архиепископ Тобольский, † 1842 г. Доносит о распространении сводных браков между раскольниками Тобольской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Афанасий Дроздов, магистр IV курса (1820–1824) Моск. дух. академии, еще в 1823 году принявший сан монашеский, с 1824 года состоял бакалавром по кафедре Св. Писания в той же академии и до 1828 года, когда в сане архимандрита он назначен был ректором сперва (1828–1829) Пензенской, потом (1829–1838) Костромской, затем (1838–1840) Рязанской и наконец (1840–1841) Херсонской духовных семинарий. С этой последней должности он вызван был в Петербург, благодаря тому, что его Конспект по богословию больше всех других, составленных ректорами разных семинарий, понравился графу Протасову. В Петербурге он получил место ректора местной духовной академии и стал одним из ближайших советников графа по составлению и выполнению преобразовательных проектов последнего. В 1842 году он хиротонисан был в епископа Винницкого, викария Петербургской митрополии с оставлением в должности ректора академии. И только в 1847 году отпустил Афанасия из Петербурга граф, назначивши его на самостоятельную кафедру в Саратов, откуда в 1858 году Афанасий переведен был в Астрахань и в 1858 г. возведен в сан архиепископа. Скончался на покое в 1876 году. См. о нем у С. К. Смирнова в Истории Моск. дух. академии, стр. 420–421 Москва, 1879. О степени его участия в совете графа Протасова за то даже время, когда он был еще архимандритом, хотя и ректором дух. академии, характерно выразился Иннокентий, архиепископ Херсонский, в одном из своих писем: «между переменами иерархическими странно одно, почему Петербургское викариатство не предоставлено ректору академии. Таким образом, его способностям дано было бы законное упражнение, и он спасен был бы от вмешательства в чуждые дела». См. у Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. Ч. II, стр. 90 примеч. Характерно также в этом отношении одно место из письма самого владыки Московского, которое писано было по назначении Афанасия епископом в Саратов: «какая мысль в распоряжении о преосв. Афанасии, теперь угадать трудно... Государь Император любит, чтобы все шло в порядке. Теперь в порядке викарий делается епархиальным архиереем. Чрез несколько времени в порядке будет быть ему призвану для присутствования в Св. Синоде». Писем Филарета к наместнику Антонию, Ч. II, стр. 294. Москва, 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Благодарю за святой Артос, которым я обыкновенно делюсь с некоторыми благоговеющими. На будущие случаи вспомните, чтобы хорошо покрыт был в дороге; ныне прошел до него дождь. Братию о Господе целую о Господе, и благодарю за их со мною общение в радости Господней. Мир вам всем. Апреля 15-го. Скажите от меня о. Паисию благодарность за писание. Тоже скажите пока о. ректорам, доколе успею написать к ним. Примечание. Письмо – без означения года, когда писано. Относить оное к 1835 году побуждает преимущественно упоминание о слове, говоренном в день Благовещения. В 1835 году митрополит Филарет говорил слово в этот день. Это слово-одно из замечательнейших его слов: из текста 1Tuм. III, 16 – о потребности воплощения Сына Божия. Произносить это слово, действительно нужно было «довольно долго»: в автографе, хранящемся в библиотеке Вифанской семинарии, оно занимает одиннадцать почтовых листов. Этот автограф отличается от известного ныне в печати слова на этот день, всего только в семи словах по разным местам. Так мало требующим исправлений оказалось это слово в последствии. Между тем высокопреосвященный писал об этом слове (Агрип. Петр. Глазовой) апр. 21,1835: «проповедь благовещенская еще не отдается ни в чьи руки, в ожидании досуга пересмотреть писанное наскоро о предмете догматическом» (уп. в общ. общ. соб. дух. Прав. июнь, 1876, отд. III, стр. 18). Прочие обстоятельства, упоминаемые в письме, вполне соответствуют этому году: в 1835 году Пасха была 7-го апреля; следовательно Благовещение в понедельник шестой недели, и Артос из лавры легко мог быть получен к 15-му апреля. В объяснение встречающихся в этом же письме слов: «и теперь есть дело, к которому спешу от сего письма», можно указать на то, что высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1835 году произнесено было в Чудовом монастыре апреля 17-го дня многознаменательное слово «об особенном внимании, какого требуют дети и их воспитание» из текста: Mamф. XVIII, 10 . Письмо 108 Благодарю, о. наместник, что и молчания моего не осудили, и за малое слово мое опять словом любви воздали.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1859 г. М. ответил на обращение барона А. фон Гакстгаузена к митр. Филарету с просьбой о введении Синодом специального моления о воссоединении Русской Церкви с Римской (Порыв к единению Церквей 17 лет назад. 1876). Переписка была прислана в редакцию журнала профессором Новороссийского ун-та прот. В. М. Войтковским, к-рый получил ее в Карлсбаде в 1864 г. от барона Гакстгаузена. В 1863-1866 гг. в ж. «Духовная беседа» были напечатаны 9 писем М. «О спиритизме» (1863. 15; 1865. 7, 10, 48; 1866. 6, 11, 18, 28). В письмах, адресованных С. Е. и написанных в форме ответов другу, «чтобы остановить его на скользком пути спиритов», М. разбирал «мнимо-духовную сторону спиритизма и старался доказать его материальность» и показать противоречия между спиритизмом и истинами христианства. Первое письмо от 25 сент. 1862 г. было посвящено краткому катехизису А. Кардека «Qu " est ce que le spiritisme?», 2-е - брошюре «Lettre d " un catholique sur le spiritisme». Первые 4 письма М. были переведены на франц. язык и переданы Кардеку для публикации опровержения, текст к-рого он поместил в июньской книге журнала спиритов. Видя упорство своего друга, М. прекратил переписку. М. не оставил без внимания и поднятый англиканами вопрос об объединении Церквей, став одним из участников англикано-правосл. диалога. С диак. Палмером, приехавшим в Россию для налаживания контактов, М. познакомил обер-прокурор Протасов 28 авг. 1840 г. При 1-й встрече М. настороженно отнесся к Палмеру, зная о «вторжении в англиканскую церковь крайних протестантских идей» ( Лопухин. 1883. С. 28). Содержание их бесед есть в записках Палмера: они обсуждали вопросы об отношениях Церкви и гос-ва, об объединении Церквей и др. ( Лопухин. 1883. С. 29-32; Палмер. 2010. С. 99-105). Палмер передал М. сочинения англикан. богословов, «Книгу общих молитв» и обещал прислать изложение шотландской литургии, чтобы М. мог основательно ознакомиться с догматическим учением англикан. Церкви. Предубеждения были отчасти сняты, но отношение М. к возможности объединения Церквей оставалось скептическим. По мнению М., если бы «русские вошли в какие-либо соглашения с англиканами, то единственным следствием этого было бы то, что они потеряли бы общение Восточных патриархов» ( Лопухин. 1883. С. 31). Др. преградой к объединению он считал отношение духовенства и народа к различиям в богослужениях, обрядах и др. вопросах. М. пригласил Палмера посетить Троице-Сергиеву пуст., настоятелем к-рой был св. Игнатий (Брянчанинов). В мае 1841 г. митр. Филарет (Дроздов) прислал отрицательный ответ на обращение Палмера о допущении его к причастию. Впосл. М. переписывался с Палмером, поддерживал тесные контакты с богословами Дж. Уильямсом, Дж. Нилом и др. (РГБ ОР. Ф. 188).

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

В академических планах существенных перемен проведено тоже не было. Изменено было распределение предметов по курсам. Введены новые курсы и даже учреждены новые кафедры, – патристика, «богословская энциклопедия», педагогия, русская гражданская история... Однако, изменилось самое важное – дух времени... Пратасов искал новых людей в духовном сане, кто бы сумел перевести его замыслы на более технический язык Церкви и богословия. После нескольких проб и неудач он нашел такого человека. Это был Афанасий Дроздов, тогда ректор Херсонской семинарии (в Одессе), из московских магистров, – его и перевели в 1842-м году ректором Петербургской академии (впоследствии архиепископ Астраханский, скончался на покое в 1876 г.). «Граф Пратасов в архимандрите Афанасии нашел некоторые любимые идеи и понес его на своих плечах» (слова Филарета М.)... В академии Афанасий не занял кафедры и сам никаких наук не преподавал. Но ему было поручено руководствовать всех преподавателей, внушая надлежащие мысли о порученных им предметам. Кроме того, Афанасий был назначен председательствовать в особом комитете о классических книгах и конспектах. Весь удар был сосредоточен теперь на учебных программах... И первая тема, вокруг которой завязался спор, письменный и устный, была о Священном Писании... Афанасий не довольствовался тем, что исчислял два источника вероучения, Писание и Предание, как разнозначные и словно независимые. У него была явная склонность принизить Писание. И какая-то личная боль чувствуется в той страсти и безответственности, с которой Афанасий доказывает недостаточность и прямую ненадежность Писания. Современников Афанасий пугал своей заносчивостью и страстностью. «Мне кажется, что от него благодать Духа отступает, и он часто лишается мира и утешения о Святом Духе», писал о нем Евсевий Орлинский , сменивший его в должности ректора (впоследствии архиепископ Могилевский). «В этом положении он мучится, не знает, что с собою делать, – ловит какую-нибудь горделивую мечту и забывает, уносится или заносится, и опять действует жалко». Весь источник его именно богословской подозрительности, не только осторожности, в этой внутренней неуверенности, в этой нетвердости в вере. «Афанасий, да, Афанасий, а не другой кто, проповедует: для меня исповедание Могилы и Кормчая все – и более ничего», писал Горскому из Петербурга Филарет Гумилевский . Кормчая, – даже не отцы, и не Библия. Кормчей Афанасий хотел заслониться от сомнений. Афанасий, записывал Горский со слов самого митр. Филарета, «веровал в церковные книги более, нежели в слово Божие. Со словом Божиим еще не спасешься, а с церковными книгами спасешься..».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В дальнейшем вместо обветшавшего деревянного здания храма один из лучших петербургских архитекторов Андреян Захаров в 1805 - 1817 годах возвел в Кронштадте каменный собор святого апостола Андрея на Андреевской улице. Церемония закладки 20 июня 1805 г. проходила в присутствии императора Александра I, ее возглявлял Санкт-Петербургский митрополит Амвросий (Подобедов). Торжества происходили как грандиозный праздник с салютом военных кораблей, в память о закладке храма отчеканили золотую медаль. Освящение собора совершил 26 августа 1817 г. епископ Ревельский, впоследствии митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов). Позднее в Андреевском соборе в течение 53-х лет служил великий молитвенник Земли Русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский (с декабря 1855 г. по декабрь 1908 г.). Одной из главных святынь храма был золотой крест с частицей мощей святого Андрея Первозванного, находившийся в киоте храмовой иконы апостола Андрея. Не менее почитаемым был резной костяной медальон-образ святого Андрея Первозванного, вырезанный самим Петром Великим и подаренный им в первый деревянный собор. В этом соборе отмечались многие важные события государственного значения. В других храмах Кронштадта также хранились реликвии, связанные с апостолом Андреем. Так, в Морском Богоявленском соборе находился принадлежавший Петру Великому небольшой золоченый с эмалями крест святого Андрея Первозванного на белом круглом медальоне и при нем голубая орденская Андреевская лента, принадлежавшая императору и подаренная в храм после его смерти. Когда 30 мая 1872 г. праздновался 200-летний юбилей со дня рождения Петра Великого, во время всенощного бдения в Богоявленском соборе Андреевскую ленту вынесли в центр храма и поместили на бархатной подушке, к ней был приставлен почетный караул. О взятии г. Очакова в 1737 г. напоминал образ святого апостола Андрея «с деяниями» в серебряном позолоченном окладе, переданный в Богоявленский собор контр-адмиралом Я.С. Баршем в 1742 г. В церкви святого князя Александра Невского при Кронштадском Доме трудолюбия почиталась икона святого апостола Андрея, по преданию написанная для первоначального Андреевского собора. Ее военная история связана с сербо-черногорско-турецкой войной 1876 г., так как образ в тот период находился при врачебно-санитарном отряде, выезжавшем из Кронштадта на помощь сербам.

http://bogoslov.ru/article/564114

В ответ на донесение святитель Филарет (Дроздов) митрополит Московский повелел закрыть собор, а в 1828 г. приписал собор к храму Рождества Христова в Измайлове. Приход храма Рождества Христова не мог своими силами осуществить восстановление Покровского собора, в котором не было штатного духовенства, а приход состоял всего из нескольких семей дворцовых служителей. Поэтому Покровский собор простоял в аварийном состоянии до 1837 г., когда был передан в военное ведомство для устройства Измайловской военной богадельни. Покровский собор, по проекту архитектора К.А. Тона, должен был служить домовым храмом богадельни. После завершения внутренних работ в 1851 г. в него была возвращена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Здесь образ украсили ризой, созданной в мастерской И.П. Сазикова на приношение П.В. Голубкова и усердием В.А. Сопелкина. 19 октября 1852 г. состоялось освящение Покровского собора. В храме Рождества Христова остался список с чудотворного образа. В эти годы в Рождественском храме также проводились ремонтные работы: были сделаны новые настенные росписи и созданы новые иконостасы с сохранением старых икон. Эти иконостасы сохранились до настоящего времени. С переносом чудотворного образа из Рождественского храма обычай крестных ходов с иконой по Измайлову не прекратился. Более того, к заступничеству Божией Матери стали прибегать жители и других сел.  Во второй половине XIX в. священнослужители церкви Рождества Христова стали уделять значительное внимание обучению крестьянских детей. Первая измайловская школа была создана в 1868 г. (по другим данным в 1870 г.) настоятелем церкви Рождества Христова священником Иоанном Алексеевичем Ирисовым (1832-1890-е г.г.). Она имела частный характер: была организована за его счет, а занятия проходили в его доме, стоявшем напротив церкви (там, где сейчас находятся теннисные корты). Ему помогали члены его семейства и бывший ученик школы Крицкий. Вместо частной школы в 1876 г. было основано Измайловское земское начальное училище, законоучителем которого вплоть до 90-х г.г.

http://sobory.ru/article/?object=03247

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится датированный 1863 г. черновик письма М. П. Погодина к митрополиту Филарету (НИОР РГБ. Пог. I, к. 46, ед. хр. 5, л. 1). На днях я видел во сне В[аше] В[ысоко] П[реосвященство]. Вы благосл[овил]и меня св[ятою] (иконою?). Тотчас хотел я ехать к Вам, но была ночь и было известно о Вашем нездоровье]. Прошу теперь письменно, в дни прощения (дни подготовки к Великому посту, который начался в 1863 г. 11 февраля. – Прим. сост.), Вашего архипа[сты]р[ского] благослов[ения], и если позволите, явлюсь лично. Хотя я считал себя, по недоразумени[ю], под гневом Вашим, но никогда не извинялся, а ныне пробил час (прощения?). – Прим. сост. 160 Алексей Кириллович Разумовский (1748–1822), граф. Попечитель Московского университета (1807–1810), министр народного просвещения (1810–1816), инициатор создания Лицея в Царском Селе (1810). – Прим. сост. 162 Федор Яковлевич Репнинский, отставной капитан, и его родственница Е. С. Герард († 1851), благочестивые москвичи, друзья митрополита Филарета. – Прим. сост. 165 Александр Петрович Толстой (1801–1873), граф, обер-прокурор Святейшего Синода (1856–1862), член Государственного совета. – Прим. сост. 166 Даниель Юм (Hume), шотландец, известный в то время спирит, которым увлекались в Петербурге. – Прим. сост. 167 Онуфрий Крайнев, отставной солдат, утверждавший, что в сонном видении ему открылось место, где скрыты мощи митрополита Крутицкого Феодора. – Прим. сост. 171 Петр Васильевич Хавский (1771–1876), действительный статский советник, законовед и исследователь русской хронологии, автор работ о церковной хронологии, пасхалии и генеалогии. – Прим. сост. 172 Елизавета Ростиславовна Вяземская, урожденная Татищева (внучка историка В. Н. Татищева (1786–1860)), княгиня, известная общественная деятельница, попечительница благотворительных комитетов. Помогала способным ученикам-сиротам. – Прим. сост. 174 Г. Е. Головина и Е. П. Головина (письма к ней см. на с. 199), представители рода Головиных, в имении и на средства которых был устроен в 1852–1854 гг. Спасо-Влахернский женский монастырь. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Все вышеприведенные решения святителем Филаретом тех или иных канонических ситуаций, конечно, не исчерпывают всей деятельности московского святителя как канониста-практика. Но и приведенные примеры, как нам кажется, достаточно хорошо характеризуют его как человека, глубоко знающего каноническое право и, самое главное, проникающего в его самую суть. Это позволяло святителю, с одной стороны, строить свою административную деятельность, с другой стороны, с помощью искусного толкования применять древние правила к реалиям современной жизни. Дмитрий Наумов называет митрополита Филарета «совершенным законоискусником» , сравнивая его с толкователем канонов Феодором Вальсамоном. Но через сто с лишним лет мы можем смело сказать, что святитель Филарет превзошел Феодора Вальсамона. Святитель по своей святой жизни, мудрости и деятельности вполне сопоставим с таким великим отцом и законотворцем, как Василий Великий. А если так, то святитель Филарет Московский сам становится одним из источников канонического права.   Библиография Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового завета, синодальный перевод. М., 1995. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч. 4. М., 1884. Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского: с приложением портрета. В 5 т. Т. 4. М., 1914. Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений по делам православной Церкви на востоке. СПб., 1899. Резолюции Московского митрополита Филарета//Душеполезное чтение. Ч. 3. М., 1876. Резолюции Московского митрополита Филарета//Душеполезное чтение. Ч. 1. М., 1882. Резолюции Московского митрополита Филарета//Душеполезное чтение. Ч. 1. М., 1886. Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе – М.: Изд. Московской духовной академии. Ч. 24. 1871.   Наумов Д. Филарет, митрополит Московский, как канонист. Изд. Общества любителей духовного просвещения. М., 1893. Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. Кн. 2. М., 1877.  

http://bogoslov.ru/article/6176745

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010