11 . Раздъяконов В.С. Христианский спиритизм Н.П. Вагнера и рациональная религия А. Н. Аксакова между «наукой» и «религией»//Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. Вып. 4 (48). 2013. – 56 с. 12 . Рамачарака, йог. Основы миросозерцания индийских йогов. – СПб., Новый человек. 1914. – 247 с. 13 . Санкт-Петербургский духовный вестник. 1897. 46. 14 . Санкт-Петербургский духовный вестник. 1899. 36. 15 . Сведенборг Е. О небесах, о мире духов и об аде. – Киев. 1993. – 336 с. 16 . Светлов П.Я. проф., свящ. Мистицизм конца XIX века в его отношении к христианской религии и философии. – СПб. 1897. 17 . Странник. 1876. т. 4. 18 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника : собр. писем: из неопубликованного. – М.: Правило веры. 2001. 19 . Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. – М.: Издательство «ФИВ». 2012. – 562 с. 20 . Феофан Затворник , свт. Письма к одному лицу в С.-Петербург по поводу появления там нового учителя веры. СПб. 1881. 21 . Феофан Затворник , свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Сост. игум. Феофан (Крюков). М., Даниловский Благовестник. 2005. 22 . Феофан Затворник , свт. Собрание писем. Изд. святоуспенского Псково-Печерского монастыря и издательства Паломник. 1994. Вып. VIII. 1444. 23 . Филарет (Дроздов) , митрополит. О стологадании: [Выписка из письма от 29 окт. 1853 г.]. М., 1853 – 8 с. 24 . Халтурин Ю.Л. Русские позитивисты за медиумическим столом, или об относительности понятия «псевдонаука»//Эпистемология & Философия науки. Т. XXII. 4. 2009 – 172 с. 25 . Melton J. G. Encyclopedia of occultism & parapsychology. 5-th Ed. vol.1. – Gale Group. 2001. 1 Необходимо упомянуть, что критикой спиритизма занимались не только представители духовенства. В полемике участвовали также представители интеллигенции XIX века. Среди них стоить упомянуть Владислава Соловьева – сначала сторонника, а затем критика спиритизма, Лескова, а также Ф.М. Достоевского, взгляды которого во многом сходятся с воззрениями святителя Феофана на означенный предмет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

1840–49 – ректор Полоцкой семинарии и председатель консистории. 10 августа 1840 принял монашество. В 1843 назначен благочинным монастырей. С 15 апреля 1849 по 30 апреля 1851 – ректор «Титовской духовной семинарии. 28 мая хиротонисан во епископа Ковенского. С 13 сентября 1860 по 28 февраля 1869 – епископ Уфимский, а затем Нижегородский. Скончался 7 февраля 1873. 4) Александр Добрынин с 17 октября 1860 по 14 августа 1868 (о нем см. в списке литовских епархиальных архиереев). 5) Иосиф Дроздов, в мире Иоанн Михайлович, сын диакона Тверской губернии. По окончании курса в местной духовной семинарии, поступил в 1847 в Санкт-Петербургскую духовную академию, где 4 апреля 1851 пострижен в монашество. По окончании курса академии со степенью магистра, с 21 сентября 1852 состоял инспектором Рижской духовной семинарии. 23 июля 1856 назначен ректором Симбирской духовной семинарии; 24 ноябри 1860 – Литовской и настоятелем Виленского Св. Троицкого монастыря. 14 сентября 1868 хиротонисан во епископа Ковенского. 7 декабря 1874 назначен епископом Смоленским. Скончался 28 сентября 1881. 6) Евгений Шершилло – из викариев Брестских, с 10 февраля 1875 по 16 мая 1877. 7) Владимир Никольский , тоже из викариев Брестских, с 16 мая 1877 по 14 мая 1881. 8) Донат Бабинский – из викариев Брестских, с 14 мая 1881 по 6 марта 1882. 9) Сергий Спасский , в мире Иоанн, сын священника Костромской губернии. По окончании курса в Киевской духовной академии в 1853 со степенью магистра богословия, 9 декабря сего же года назначен учителем Костромской духовной семинарии. 5 июля 1858 пострижен; 15 – рукоположен в иеромонаха. 8 декабря сего же года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, а 25 сентября 1861 возведен в сан архимандрита. 30 декабря назначен инспектором Московской духовной семинарии; 25 октября 1863 – настоятелем Московского Знаменского монастыря; 1866 августа 12 – ректором Вифанской духовной семинарии. 15 июля 1872 уволен от сей должности. 29 октября 1876 удостоен степени доктора богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

203 Нем. государства (королевство Пруссия, Австрийская империя и еще 38 мелких княжеств) в 1840-е гг. составляли Германский союз во главе с Австрией. Из представителей всех государств, входивших в Германский союз, был образован парламент, заседавший во Франкфурте-на-Майне. Во время революции 1848 г. Франкфуртским парламентом была предпринята неудачная попытка государственного объединения Германии. 204 Полемика о необходимости перевода Библии на русский язык велась в перв. пол. XIX века. Изд. книг Нового Завета на рус. языке и работа над переводами книг Ветхого Завета были предприняты Российским Библейским обществом (до его закрытия в 1826 г.). Одним из самых ревностных сторонников и непосредственным участником перевода Библии на рус. язык был свт. Филарет (Дроздов) . Работа по изд. рус. перевода Библии возобновилась в 1858 году. Перв. изд. рус. Библии, благословленное Святейшим Синодом, вышло в свет в 1876 г. 205 Греч, перевод книг Ветхого Завета, сделанный, по преданию, в III в. до Р. X. и получивший название перевода Семидесяти толковников (по числу переводчиков, участвовавших в переводе на греч. язык евр. священных книг). Перевод Семидесяти толковников был принят в употребление христианской Церковью с апостольских времен, но был отвергнут иудеями рассеяния. В переводе Семидесяти толковников имеются следующие книги, не входящие в канонический корпус евр. священных текстов: Вторая книга Ездры, книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга Пророка Варуха, три книги Маккавейские и Третья книга Ездры и некоторые отрывки в канонических книгах. Христианская Церковь признает их, но не считает каноническими. 206 Присяга – установленная законодательством Российской Империи клятва, произносившаяся православными перед Св. крестом и Евангелием. Для иноверцев присяга имела свою форму, согласную с их верованиями. Присягу давали на верность воцарившемуся Императору и его законному наследнику, также при поступлении на военную или гражданскую службу. В уголовном и гражданском судопроизводстве использовалась эта же присяга. По канонам Православной Церкви за принесение ложной присяги согрешивший на десять лет отлучался от Причастия Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

23 Библейские женщины. Женщины в книгах пророческих//Православное обозрение. М., 1891. Ноябрь-декабрь. С. 562. 25 Афанасий, патр. Александрийский, свят. Краткое обозрение Священного Писания Ветхого и Нового Завета//Христианское чтение. СПб., 1841. IV. С. 397. («Синопсис», или «Краткое обозрение Священного Писания Ветхого и Нового Завета», надписан именем святителя Афанасия Великого , архиепископа Александрийского, но на самом деле это анонимное произведение, которое появилось после смерти святителя Афанасия, в начале V века (см.: Афанасий I Великий//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 30.). 26 Филарет (Дроздов), митр. О книгах, так называемых апокрифических//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М., 1876. Вып. V: Май. С. 276. 30 Введение в Ветхий Завет. Книги Товита, Иудифи, Есфири, книги Маккавейские, книги Премудрости, книга Иова//Альфа и Омега. М., 1995. 4. С. 45. 48 См.: Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира. Ч. 1: Первобытное общество и древний Восток. М., 1985. С. 229. 51 См.: Якобсон В.А. Новоассирийская держава/История древнего мира. Кн. 2: Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 36. 68 См.: Winter P. Judith, book of//The Interpreters dictionary of the Bible. V. II. New York –– Nashville, 1962. P. 1025. 87 См.: Dentan R.C., Moore C.A. Judith//The New Oxford Annotated Bible with the Apocryphal (Deuterocanonical) Books. New York, 1991. P. 20. 89 См.: Дандамаев М.А. Мидия и ахеменидская Персия//История древнего мира. Кн. II: Расцвет древних обществ. М., 1982. C. 157–158. 90 Лопухин А.П. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Ветхий Завет. Т. II. СПб., 1890. С. 904. 112 См.: Свенцицкая И.С. Эллинизм в Передней Азии//История древнего мира. Кн. 2: Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 351. 115 Пушкарь Б.Н. Священная библейская история. Ч. 1: Ветхий Завет. Троице-Сергиева Лавра, 1979. С. 225. 125 Войны иудеев отличались гуманностью, что выражалось в определённых правилах. См.: Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии. М., 1995. С. 262.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

462 Святитель Иннокентий, митрополит Московский (И. Е. Вениаминов-Попов, 1797–1879), в период переписки епископ Камчатский, Курильский и Алеутский (1840–1868). Впоследствии преемник митрополита Филарета на московской кафедре (1868–1879). Канонизирован в октябре 1977 г. Память 31 марта/13 апреля. – Прим. сост. 463 Иосиф (И. И. Семашко, 1798–1869), митрополит Литовский и Виленский, один из инициаторов воссоединения униатов Западного края с Русской Православной Церковью (1839). – Прим. сост. 464 Трудности, вызванные угождением представителей русской администрации польской партии. – Прим. сост. 466 Исидор (И. С. Никольский, 1799–1892), в период переписки митрополит Киевский, впоследствии митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. – Прим. сост. 469 Нектарий (Н. С. Надеждин, 1819–1874), епископ Нижегородский, впоследствии архиепископ Харьковский и Ахтырский. Нестроения были связаны с неисполнением предписания Святейшего Синода об управлении Дивеевским женским монастырем, учрежденным в 1861 г. – Прим. сост. 470 Филофей (Т. Г. Успенский, 1808–1882), в период переписки ректор Вифаиской духовной семинарии, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. – Прим. сост. 471 С. П. Шевырев (1806–1864), историк русской филологии, критик, поэт. Речь идет о «Чтениях по истории русской словесности», главном научном труде С. П. Шевырева, первая часть которого была напечатана в 1845 г. – Прим. сост. 473 Алексий (Р. И. Ржаницын, 1812–1877), архиепископ Тверской и Кашинский (1876–1877). С 1838 г. инспектор, а с 1843 г. ректор Московской духовной семинарии. С 1847 г. ректор Московской духовной академии. В 1853 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, в 1857 г. епископ Тульский и Белевский, в 1860 г. переведен в Таврическую епархию. С 1867 г. архиепископ Рязанский и Зарайский. Пострижен в монашество митрополитом Филаретом. – Прим. сост. 481 Речь при постриге Ивана Тихомирова, впоследствии архиепископа Саввы. Письма к нему см. на с. 552–553. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

4 Духовской или Духов монастырь в Новгороде. Сначала – мужской; а в 1786 г. женский. – Сосипарта – игумения его с 1853–1856 г. 25 Недолго жил после коронации митрополит Никанор. Он умер 17 сентября 1856 г. «Христ. Чтен.» 1883 г. 27 Книга эта следующая: «Слово первое защитительное св.отца вашего Григория Назианзина , по случаю бегства его, по рукоположении во просвитера, в Понте, и возвращения оттуда, – о том, каков есть сан священства, и каков должен быть епископ» (109 стр.) Спб. 1840 г. 28 Дроздов, бывший архиепископ астраханский и енотаевский, скончался 7 дек. 1876 года, на покое: с 1826 года бакалавр Москов. Дух академии, с 1827 по 1836 г. ректор костромской семинарии, с 1836 по 1840 г. ректор рязанской семинарии, с 1840 по 1841 – ректор с.-петербургской дух. Семинарии в «Истории Спб. Д. академии» И.Чистовича – стран. 335, ошибочно показано «из ректоров херсонской семинарии») и наконец – с 21 апреля 1841 г. ректор Спб.дух. академии. Он был первый викарный, носивший титул епископа винницкого. Современники уважали его за большой ум, глубокие и многосторонние познания и за красноречивую импровизацию («Церк. О. Вестник» за 1877 г. 29 Ожидания воспитателя оправдались: даровитый юноша буквально предался изучению слова Божия и сделался по прекрасному выражению его биографа – «светильником науки, всегда горевшим ровно, но пламенем чистым». 30 46 листов, 1744 и 504 столб. И 39 листов («каталога собственных еврейских и проч.имен»). Сопиков (библиография)1, Ундольский (описание староп. Книг) Это издание совершенно одинаковое с первы изданием 1751 года – с таким же гравированным заглавным листом и другим – портретом импер. Елисаветы. По Сопикову – экземпляр весьма редкий. 31 У Ундольского не упоминается. – Экземпляр полный, напеч. На синей бумаге, страницы в рамке. Переплет книги сафьянный (красного цвета) с золотым образом: на верхней крышке в средине выбиты золотом – изображение четверок, краста и (несколько ниже) литеры: А.Ф. 33 Sainte Bible contenant l’ancien et le nouveau Testament, traduite en François sur la Vulgate, par Monsieur le Maistre De Saci. Avec de courtes notes pour l’intelligence du sens et prophetique. Изданий этой Библии было несколько, приведенное нами есть парижское издание 1759 ш. in fol.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

50 Сольси (Louis-Félicien-Jo seph Caignart de Saulcy, 1807–1880) – знаменитый французский археолог, историк и нумизмат, военный инженер по образованию, сенатор при Наполеоне III. Наиболее выдающиеся труды его: «Numismatique des croisades» (Paris, 1847), «Voyage autour de la Mer Morte» (Paris, 1853), «Numismatique Judaique» (Paris, 1854), «Les derniers jours de Jérusalem» (Paris, 1866). 53 Патриарх Иерусалимский Кирилл II (в миру Константин, 1790–1877) – выдающийся деятель Православного Востока. Уроженец о. Самос, Кирилл прибыл в Иерусалим в 1820 г., хиротонисан во епископа Севастийского (в 1830 г.), архиепископ Лиддский и патриарший наместник (с 1838 г.). Возглавлял Иерусалимскую Церковь в 1845–1872 гг., был первым из предстоятелей Иерусалимской Церкви, кто перенес свою резиденцию из Константинополя в Иерусалим (до этого Патриархи пребывали в столице Османской Порты, управляя своим Патриархатом через эпитропов). В 1872 г. отказался подписать постановление Константинопольского собора, объявившего схизму Болгарской Церкви, в результате чего был низложен с патриаршего престола греческим, националистически настроенным большинством Иерусалимского Синода. Находился в ссылке на о. Халки (Мраморное море), где жил на русскую пенсию. В 1875 г. был полностью реабилитирован. 54 В 1342 г. римский папа Климент VI издал особую буллу, подтверждавшую права ордена францисканцев быть преимущественным хранителем католических Святых мест в Иерусалиме и Палестине. Соответственно, глава францисканской общины в Палестине, по обычаю всегда итальянец, именуется Кустод (греч. «страж») Святой Земли. В 1863–1873 гг. им был Серафино Милани да Каррара. 55 Псалтирь на русском языке была издана в переводе Г. Павского Российским библейским обществом в 1822 г. Епископ Филарет (Дроздов) , один из ведущих деятелей РБО, был не переводчиком, а автором предисловия к изданию. В течение двух последующих лет, до закрытия Библейского общества, было издано более 120 тыс. экз. русской Псалтири. 56 Перевод Библии (Ветхого и Нового Заветов) на русский литературный язык (т. н. «синодальный перевод») вышел лишь в 1876–1878 гг. До этого библейские книги в русском переводе можно было читать лишь в изданиях Российского библейского общества (1812–1826 гг.) и в отдельных авторских переводах ( Герасима Павского , Макария Глухарева и др.). Автор неточно называет их «переводами Лондонского библейского общества».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

54 Высочайше утверждены в 30 день августа. 1814. Семен Н. Красноцветов, 1-й Магистр» 6-го курса Петерб. Ак., в июле 1830 определен Священником к Правосл. церкви в Швейцарии; в 1857 Протоиерей Успенской церкви, что на Сенной. в С.-Петербрге. 55 Семен Н. Красноцветов, 1-й Магистр» 6-го курса Петерб. Ак., в июле 1830 определен Священником к Правосл. церкви в Швейцарии; в 1857 Протоиерей Успенской церкви, что на Сенной. в С.-Петербрге. 56 Анна Федоровна обвенчана с Великим Князем 15 Фев., 1796, Формально разведена с мужем, 1 Апр., 1820 ум. в Эльфенау, близ Берна. 12 Августа 1860. 60 Димитрий Петр. Горихвостов, Капитан Гвардии, в 1831 основал в Москве заведение для воспитания сирот – девиц Духовного звания, для призрения вдов и пожилых девиц того же звания; ум. 15 Авг., 1846. 63 Мелетий Смотрицкий, Архиепископ» Полоцкий написал превосходную для своего времени Славянскую Грамматику, изданную в Москве, 1648. 65 Князья А. Н. Голицын и И.С. Мещерский были Обер-Прокурорами Св. Синода, первый с 1803 по 1817, а втрой с 1817 по 1833. 66 Макарий Глухарев, магистр 2-го курса Петерб. Академии, до назначения к Миссии (1829) проходил наставническое и начальническое служение в Семинариях Екатиринославской и Костромской; ск. 1847, мая 18, на 36 году своей жизни. 71 Штиллинг Юнг, в следствие экзальтированного благочестия, витал в мистицизме и суеверие, и в этом духе написал многие сочинения; ум.1817. 72 Эта Библия состоит из нескольких, отдельно переплетенных книг одна книга утрачена и находится ныне в Московском Алексеевском девичьем монастыре. На полях ее встречаются краткие выписки из Библий Греческой, Латинской, и из толковников, не то обозначены одни только имена толкователей, не исключая Западных. 74 Афанасий Дроздов, 1823 пострижен. 1824 Магистр 4-го курса Моск. Академии и бакалавр. 1828 Ректор Пензенской. 1829 Костромской. 1838 Рязанской. 1840 Херсонской Семинарии. 1841 Петерб. Академии 1842 Епископ Винницкий, с оставлением в звании Ректора Академии. 1847 Епископ Саратовский, 1836 Астраханский, 1838 Архиепископ. 1870 ув. на покой, ск. 1876. дек. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

579. Беляев К. Святитель Филарет и академия//Встреча 2004. 2 (18). С. 28–29. 580. Виноградов В.П. Платон и Филарет, митрополиты Московские. (Сравнительная характеристика их нравственного облика). Речь, произнесенная на торжественном акте Вифанской духовной семинарии 2 ноября 1912г. в память столетней годовщины со дня кончины митрополита Платона. СП: Склад издания в книжном магазине М.С. Елова, 1913. 62 с. Оттиск из: БВ 1913. С. 10–34 (2-я пагин.); С. 311–347 (2-я пагин.). 581. Владиславлев В. Ф. Филарет как истинный друг и товарищ. Тверь, 1894. 146 с. 582. Козлов М., прот. Святитель Филарет и Московские духовные Школы//Духовное образование в Сибири: История и современность. Материалы конференции. Томск 4 октября 2008г. Томск, 2010. С. 67–89. 583. Остапов А., прот. Митрополит Филарет и Московские духовные школы: (доклад прот. А. Остапова на вечере памяти м. Филарета в МДА): 14 декабря 1967г.//МДА: (Рождество Христово): сб. статей. МДА, 1968. Машинопись. Без паг. 584. Смирнов А. А., прот. Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой лаврской семинарии митрополита Филарета (1782–1808). М., 1893. 75 с., 3 л. 585. Суворова Е.Ю. Портреты и личные вещи святителя Филарета в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии//Русское возрождение 80. 2002. С. 61–75. 586. Сухова Н.Ю. Святитель Филарет (Дроздов) и духовно-академическое богословие XIX века: новации и традиция//Филаретовский альманах. Вып. 4. М., 2008. С. 59–76. 587. Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868. 294 с. 588. Цыпин Владислав , протоиер. Митрополит Филарет и Московские духовные школы//ЖМП 1997. С. 55–65. Протоиерей А.В. Горский 589. Беляев А.Д. Александр Васильевич Горский, протоирей, ректор, Московской духовной академии, скончавшийся 11-го октября 1875 года М., 1877. 8 с. 590. Воронец И.Н. К воспоминаниям о скончавшемся в Бозе протоиерее Александре Васильевиче Горском. Харьков: Тип. Зильберберга, 1877. 34 с. 591. Воспоминания о покойном ректоре Московской духовной академии протоиерее Александре Васильевиче Горском. М.: В унив. тип., 1876. 38 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

67 В подлиннике – 1846, но это явная описка, ибо в сем письме упоминается о праздновании семисотлетия Москвы, которое происходило в 1847 году. Да и по прочим обстоятельствам, в письме упоминаемым, оно должно занять то именно место в ряду сих писем, которое здесь дано оному. 70 Епископе Винницком и ректоре Петербургской Д. Академии, 1847 янв. 18 назначенном быть епископом Саратовским; он был одним из видных деятелей в катастрофе, постигшей м. Филарета в 1842 году, и слыл правою рукою гр. Протасова. 71 Настоятелю Ростовского Яковлевского монастыря, по своей духовной жизни пользовавшемуся общим уважением. 72 Речь идет, конечно, о «Слове на Память Святителя и Чудотворца Алексия, в среду второй недели великого поста, февраля 12, 1847 г., говоренном в кафедральной церкви Чудова монастыря», которое в первый раз напечатано было в прибавл. к изд. Твор. Св. О., в рус. перев. за 1847 г. стр. 18–29. Любопытно, что при сличении этого печатного слова с рукописным автографом, в нем оказывается всего, можно сказать, одна поправка, а именно: в печати срок заведывания Святителя Алексия церковным судом при митрополите Феогносте, по рукописи показанный в двадцать лет, сокращен в двенадцать. Слич. письмо 564. Что касается выражаемого в письме недоумения: „не лучше ли не дразнить некоторых людей тем, что здесь (в Слове) сказано», то недоумение это могло, конечно, относиться и к тому, что сказано в слове в научение „некоторых детей бояр», а также в обличение ищущим „под наименованием подвижничества только покойной и обеспеченной жизни», но преимущественно относилось к содержащими в слове обличением против „преобладания увеселений в преддверии поста», на масленнице и против концертов и, так называемых, живых картин во время поста. 74 Сконч. в сане архиеп. Волынского 1876 г. Он своим донесением подал повод в 1842 г. к возбуждению преследования против переводов Св. Пис. на русский язык и вслед за тем к устранению M. Филарета от присутствования в Св. Синоде. 79 Брянчанинов, бывший впоследствии с 13 нояб. 1857 но 5 авг. 1861 епископом кавказским, и скончавшийся на покое в Николо-Бабаевском мон. 1867 апр. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010