В 1876 г., когда я сидел еще на студенческой скамье и был занят обработкою своей магистерской диссертации, ректор Академии преосв. Филарет, бывший впоследствии епископом рижским, приглашал меня иногда к себе для бесед, которые были глубоко интересными и поучительными и служили как бы дополнением к лекциям его по Свящ. Писанию Ветхого Завета. В беседах этих он проявлял не только ту глубину, основательность и твердость мысли, ту богатейшую эрудицию и тот блестящий дар слова, которые привлекали внимание его слушателей в официальной аудитории, но также необычайную теплоту и живость чувства. Не стесняемый какою-либо определенною программою, он касался здесь самых разнообразных вопросов из области библиологии, чувствуя, очевидно, глубокую душевную потребность высказать хотя бы пред одним из своих слушателей то, чего он не мог изложить в своих официальных лекциях, – те результаты своего глубокого изучения и размышлений, которые в тот или другой момент в особенности занимали его мысль и чувство. Но главным предметом его бесед служило состояние библиологии в прежнее и новое время. Он с чувством глубокого уважения очерчивал важнейшие труды древнейших деятелей по изучению Св. Писания (до половины XVII в.), положивших основание к правильному уразумению библейского текста и к решению важнейших вопросов, входящих в область библейской Исагогики, отмечая в особенности их горячую любовь к истине, соединенную с высоким уважением к Слову Божию, ту самоотверженность, с которою многие из них углублялись в изучение Св. Писания, и те громадные знания, которые приобретались ими путем упорного, кропотливого и большею частью самостоятельного труда, вследствие чего и самые ошибки этих тружеников, чуждых намеренного уклонения от истины, являются поучительными и извинительными. Но по мере того, как он переходил к характеристике новейших представителей библиологии (за последние два века), тон его бесед все чаще и чаще принимал мрачный характер. Отмечая те громадные успехи, которых западно-европейская культура достигла в последние два века в разнообразных областях науки и искусства и в особенности в выработке методов и приемов научного исследования, и то благотворное влияние, которое результаты этого культурного развития отчасти уже оказали и еще более могли бы оказать, при надлежащем применении, на изучение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Горский Горский Александр Васильевич – протоиерей, ректор Московской дух. академии (род. 16 авг. 1812 г. Ум. 11 окт. 1875 г.). Г. родился в Костроме, в семье профессора семинарии Василия Сергеевича, необыкновенно доброго и образованного человека, бывшего потом смотрителем духовного училища и священником, наконец, кафедральным протоиереем. Первоначальное образование после домашнего Г. получил в духовном училище, среднее в семинарии, не покидая родительского крова и под руководством отца, внимательно следившего за успехами сына и прямо помогавшего ему в ученических работах. В 1828 г. Г. был взят в Московскую академию из философии (по теперешнему из 4-го класса): его одного, как наиболее способного и развитого из всей семинарии, выбрал посланный из академии ревизор Афанасий Дроздов (ум. 1876 г. архиеп. Астраханским). В академии Г. учился под наблюдением своего знаменитого земляка Ф. А. Голубинского, покровительствовавшего ему и после, и был довольно близок с Филаретом Гумилевским , старшим его на один курс. Окончив академию (в 1832 г.) третьим магистром, он был назначен профессором церковной и гражданской истории Московской семинарии, а 19 авг. 1833 г. переведен в академию на кафедру церковной истории, обнимавшую тогда целый ряд наук. В 1837 г. Г. был экстраординарным профессором, в 1839 г. ординарным. В 1860 г. он был рукоположен во священника, не вступив в брак, и в тот же год получил звание протоиерея. В феврале 1864 г. за ученые заслуги удостоен степени доктора богословия. 23 окт. 1864 г. после Саввы Тихомирова Г. был назначен ректором академии; по должности ректора перешел на кафедру догматического богословия. В звании ректора и скончался. Г. крупная личность в истории русского духовного просвещения прошлого века и едва ли не самый выдающийся человек, воспитанный Московской академией, оказавший огромное влияние на ее научное направление, учебный строй и склад жизни, – влияние, которое чувствуется и теперь в «академии Горского». Здесь сказалось не одно ученое, но и редкое по степени нравственное влияние замечательного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ (ДРОЗДОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Афанасий (Дроздов) Афанасий (Дроздов) ( 1800 - 1876 ), архиепископ б. Астраханский и Енотаевский В миру Дроздов Александр Васильевич, родился в 1800 году в с. Умриненково (Умриненки) Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. Племянник свт. Филарета (Дроздова) . По окончании Белевского духовного училища и Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию . 6 декабря 1823 года пострижен в монашество с наречением имени Афанасий. Постриг был совершен в Троице-Сергиевой лавре . 18 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона . 20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра богословия и оставлен при академии бакалавром по классу Свящ. Писания. 21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха . В 1828 году, ревизуя Костромскую семинарию, о. Афанасий обратил внимание на выдающиеся способности А. В. Горского и взял его с собой в Лавру, где юноша, не окончивший семинарского курса, поступил в Московскую духовную академию. 23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии и возведен в сан игумена . С 16 сентября 1828 года - настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря в сане архимандрита . С 17 июля 1829 года - ректор Костромской духовной семинарии При его назначении Филарет (Дроздов) писал Костромскому епископу о своем племяннике: " ...Примите сего Афанасия; он показал себя добродетельным и довольно сведущим в науках. Но по молодости пылок и нуждается в усмирении и в увещевании смотря по нужде... " . С 27 июля того же года - настоятель Костромского Богоявленского монастыря . В 1836 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения, в столице по поручению Синода занимался переводом Кормчей книги . В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Преображенского монастыря .

http://drevo-info.ru/articles/13676611.h...

Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский (Дроздов Александр Васильевич) Родился в 1800 году в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. По окончании курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 18 декабря 1823 года пострижен в монашество. 20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра. 21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром. 23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии. С 16 сентября 1828 года – архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии. С 17 июля 1829 года – ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года – настоятель Костромского Богоявленского монастыря. В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. С 4 апреля 1840 года – ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря. 29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора. С 14 апреля 1841 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем. 15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 13 января 1847 года – епископ Саратовский. С 15 апреля 1856 года – епископ Астраханский. 23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа. 6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь. Скончался 7 декабря 1876 года. По выражению архиепископа Никанора (Бровковича) , «этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное». В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Леонид, архиепископ Ярославский и Ростовский (Краснопевков Лев Васильевич) Родился 16 февраля 1817 года в Петербурге в дворянской семье. Первоначальное образование получил в английском, затем во французском пансионах. В 1829 году определен в горный кадетский корпус. В феврале 1834 года оставил корпус и определился юнкером на Балтийский флот. В 1838 году по внутреннему влечению к монашеской жизни поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии. В 1840 году после смерти отца и по предложению митрополита Московского Филарета (Дроздова , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) переехал в Троице-Сергиеву лавру для продолжения образования в Московской духовной академии. В 1842 году окончил курс духовной академии со званием магистра и определен преподавателем в Вифанскую духовную семинарию. 23 сентября 1845 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре; 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 1 октября митрополитом Филаретом рукоположен во иеромонаха. С 23 апреля 1848 года – бакалавр Московской духовной академии. С 19 декабря 1849 года – ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. 1 января 1850 года возведен в сан архимандрита, переведен настоятелем Московского Знаменского монастыря. Назначен членом Московской духовной консистории и членом конференции внутреннего правления Московской духовной академии. С 31 августа 1853 года – ректор Московской духовной семинарии. С 22 апреля 1854 года – настоятель Заиконоспасского монастыря. 26 апреля 1859 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1863 году назначен председателем Московского губернского присутствия по предмету улучшения быта духовенства. В 1864 году в Москве принимал деятельное участие в переговорах с делегатом Нью-Йоркской конвокации пастором Юнгом о соединении Церквей. С 20 ноября 1867 года по 25 мая 1868 года по смерти митрополита Филарета (Дроздова) управлял Московской епархией. 15 мая 1876 года возведен в сан архиепископа Ярославского и Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

XXXIX. Письма еп. смоленского Антония Амфитеатрова Антоний, в мире Яков Гаврилович Амфитеатров, сын священника оренбургской епархии, родился 15 октября 1815 г.; обучался сначала в калужской семинарии, затем в киевской академии; 31 декабря 1839 г. – магистр и бакалавр киевской академии; 1840 г. сентября 12 – пострижен, 14 – иеродиакон, 15 – иеромонах; 19 июля 1841 г. – инспектор киевской семинарии; 12 марта 1845 г. – ректор киевской семинарии; 15 апреля того же года – архимандрит; 11 февраля 1848 г. – настоятель киево-никол. монастыря; 22 ноября того же года – доктор богословия; 10 января 1851 г. – ректор киевской академии и настоятель киево-братского богоявленского монастыря; 1 марта 1858 г. – епископ Чигиринский, хирот. – 30 марта; 31 октября 1859 г. – смоленский; 9 ноября 1866 г. – казанский; 29 декабря 1876 г. – почетн. член академии наук. Сконч. 8 ноября 1879 г. CCXLV Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Настает всерадостный праздник св. церкви – воплощение Господа нашего Иисуса Христа, принесшее спасительное обновление человеческому роду и всему миру. С сыновним дерзновением поставляю себя мысленно пред Святительское лице Ваше и вместе с ближайшими и присными чадами Вашими, присущими Вам, приношу Вашему Высокопреосвященству всеусерднейшее поздравление и вместе благожелание, да Господь, воплотившийся нас ради, подаст Вам от неистощимого сокровища благодати Своей вся потребная к временной и вечной жизни и обновит Ваши силы в наступающем новом году к новым трудам и подвигам на пользу святой церкви. Живейшую благодарность приношу Вашему Высокопреосвященству, что подали скорое утешение нам сирым в постигшей нас печали 1 , которая и наступающий праздник светлый превращает для нас в жалость. Земной поклон я передал гробу почившего в Бозе, передал и желание Ваше, но признаюсь – с прибавлением своего собственного желания, чтобы Ваше желание еще долго и долго не исполнилось. Да светит нам и радует светом своим нас хотя московский светильник, когда киевский уже погас. Поживите подольше хотя Вы, святый Владыко, когда наш Владыко оставил и осиротил всех нас. Сего желал Вам и почивший, который во время последней болезни своей, среди тяжких страданий своих нередко обращался мыслию своею к Вам и высказывал свою глубокую преданность и живейшее сочувствие к Вашему Высокопреосвященству и тесный духовный союз души своей с Вашею. Он рассказывал мне и поручил написать Вам, по своей кончине, свой сон, виденный им в самом начале болезни. «Видел я, говорил он, будто я прихожу в покои московского Владыки. В руках у меня Казанская икона Богоматери, вся сияющая лучами. Выходит ко мне Владыка и я встречаю его умоляющим тоном произнесенными словами: Владыко святый, помолись Господу Богу, чтобы принял дух мой с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕОНИД (КРАСНОПЕВКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Леонид (Краснопевков) Леонид (Краснопевков) ( 1817 - 1876 ), архиепископ Ярославский и Ростовский В миру Краснопевков Лев Васильевич, родился 16 февраля 1817 года в Санкт-Петербурге , в дворянской семье. Отец, Василий Васильевич Краснопевков, был товарищем герольдмейстера, мать, Анна Ивановна, из рода дворян Ломовых (по отцу) и Алфёровых (по матери). Первоначальное образование получил в английском, затем во французском пансионе, изучил французский, немецкий и английский языки. В августе 1829 года был определен в горный кадетский корпус, но в 1832 году оставил учебу в нем. В феврале 1834 года после домашней подготовки поступил юнкером на Балтийский флот и зачислен в 14-й флотский экипаж. В 1836 году, выдержав экзамен в Морском кадетском корпусе, произведен в мичманы. Знакомство с архим. Игнатием (Брянчаниновым) , настоятелем Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустыни, состоявшееся в 1836 году, а затем с архим. Макарием (Глухарёвым) пробудило в молодом мичмане влечение к монашеству и миссионерству. Однако прп. Макарий посоветовал сначала прослушать курс в духовной академии. Вняв совету, Краснопевков, не снимая военного мундира, посещал лекции в Санкт-Петербургской духовной академии . В марте 1837 году познакомился с митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) и в 1838 году по его благословению поступил в СПбДА . В 1839 году, после кончины отца, по предложению митр. Филарета был переведен в Московскую духовную академию . В июле 1840 года Краснопевков переехал в Троице-Сергиеву лавру , дойдя в СПбДА, по его словам, до высшего отделения, " в Московской начал по высшему отделению сызнова " . Духовное образование и служение Льва Краснопевкова проходили под непосредственным руководством Московского святителя. Гр. С. Д. Шереметев писал: " Слово Филарета проникло все его существо. Он подчинил себя его духовному руководительству, смотрел на него как на отца и переселился в Москву... Филарету стало ясно, что Лев - человек убеждения, человек призвания - и кроме того, человек ему безусловно верный " .

http://drevo-info.ru/articles/13680903.h...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ревнители духовного просвещения Православные богословы XIX века стремились принести пользу обществу 18.11.2005 360 Время на чтение 5 минут В 2005 году Русская Православная Церковь отметила памятную дату - 120 лет со дня кончины епископа Муромского Иакова (Кроткова), учредителя Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП). Основание Общества в сентябре 1863 года было вызвано желанием образованных пастырей распространять среди народа духовное просвещение. В связи с этим было признано желательным учредить епархиальную библиотеку, из которой каждый клирик Московской епархии мог бы получать все нужные для него книги. Впервые эта идея была высказана в 1859 году, а в январе 1862 года помещение для библиотеки было найдено в Высоко-Петровском монастыре в Москве . Митрополит Московский Филарет (Дроздов) пожертвовал в новосозданную библиотеку часть своих книг, а также средства для дальнейшего ее пополнения. Одновременно в кругах московского духовенства возникла мысль об учреждении при библиотеке научно-богословского общества. На собрании 4 ноября 1862 года 17 духовных лиц письменно заявили о своем желании быть членами такого общества. В дальнейшем к этой небольшой группе присоединилось еще 77 человек, в том числе и некоторые светские ученые. Вскоре о их желании открыть научно-богословское общество было доложено митрополиту Филарету, который не только одобрил это решение, но даже взял на себя труд составления проекта " Положения об образовании Московского ОЛДП " . Первым председателем Общества с 1863 по 1870 г. был архимандрит Иаков (Кротков). Среди светских членов Общества было немало лиц, известных в богословских и литературных кругах. Например, славянофил и публицист И.С. Аксаков (1823-1886); академик В.П. Безобразов (1828-1889); писатель К.Н. Леонтьев (1831-1891); профессор церковного права Казанского, а затем Новороссийского и Московского университетов А.С. Павлов (1832-1910); историк С.М. Соловьев (1820-1879); богослов и философ С.Н. Трубецкой (1862-1905); славянофил и общественный деятель Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и многие другие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846, Оренбург - 24.08.1918, Москва), иеросхим, прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых). Из мещан, был женат, жена умерла в 1876 г. В этом же году Амвросиев прибыл на Афон и поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева) . 11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского, 2 дек. 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 дек.- во иеромонаха, 12 февр. 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем. Трудился в иконной мастерской. В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова мон-ря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38). 19 дек. 1889 г. награжден набедренником. В 1891-1894 гг. настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской ул. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым) , А. А. приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. А. А. способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке правосл. лит-ры. А. А. совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом мон-рях , храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. мон-ря Московского у., где на средства благотворительницы Афонского подворья А. А. Смирновой был построен больничный корпус с храмом. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 90-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г. В мае 1893 г. А. А. был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода. В 1895 г. А. А. вернулся на Афон и 20 дек. на большом соборе в Пантелеимоновом мон-ре был избран одним из казначеев. 15 апр. следующего года А. А. был отправлен в Москву в составе депутации от мон-ря для поздравления мч. имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В февр. 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. согласно уставу Пантелеимонова мон-ря назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.

http://pravenc.ru/text/75994.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Краснопевков Лев Васильевич; 16.02.1817, С.-Петербург - 15.12.1876, Бабаевский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в дворянской семье. Отец, Василий Васильевич Краснопевков, был товарищем герольдмейстера, мать, Анна Ивановна, из рода дворян Ломовых (по отцу) и Алфёровых (по матери). Первоначальное образование получил в английском, затем во франц. пансионе, изучил франц., нем. и англ. языки. В авг. 1829 г. был определен в горный кадетский корпус, но в 1832 г. оставил учебу в нем. В февр. 1834 г. после домашней подготовки поступил юнкером на Балтийский флот и зачислен в 14-й флотский экипаж. В 1836 г., выдержав экзамен в Морском кадетском корпусе, произведен в мичманы. Знакомство с архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) , настоятелем с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. , состоявшееся в 1836 г., а затем с архим. прп. Макарием (Глухарёвым) пробудило в молодом мичмане влечение к монашеству и миссионерству. Однако прп. Макарий посоветовал сначала прослушать курс в ДА. Вняв совету, Краснопевков, не снимая военного мундира, посещал лекции в СПбДА ( Гуличкина. 2012. С. 6). В марте 1837 г. познакомился с митр. Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым) и в 1838 г. по его благословению поступил в СПбДА. В 1839 г., после кончины отца, по предложению митр. Филарета был переведен в МДА. В июле 1840 г. Краснопевков переехал в Троице-Сергиеву лавру, дойдя в СПбДА, по его словам, до высшего отд-ния, «в Московской начал по высшему отделению сызнова» (РГБ. Ф. 149. К. 19. Ед. хр. 1. Л. 13 об.). Духовное образование и служение Л. проходили под непосредственным руководством Московского святителя. Гр. С. Д. Шереметев писал: «Слово Филарета проникло все его существо. Он подчинил себя его духовному руководительству, смотрел на него как на отца и переселился в Москву... Филарету стало ясно, что Леонид человек убеждения, человек призвания - и кроме того, человек ему безусловно верный» ( Шереметев. 1898. С. 4).

http://pravenc.ru/text/2463437.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010