Бои за Сант-Эльмо начались 24 мая, после того как турки перетащили свои пушки из базового лагеря в Марсаскале на скалистую гору Скиберрас, откуда начали обстреливать форт. Турки, с большим опытом боёв на Балканах и в Венгрии, были в то время лучшими артиллеристами в Европе. Самая большая турецкая пушка, «базилик», стреляла твердым пушечным ядром весом 160 125 фунтов. Они также привезли два 60-фунтовых кулеврины 126 и десять 80-фунтовых. Но христиане не испугались. Через несколько дней турки затащили на гору еще 36 орудий, а несколько кораблей, подойдя к берегу, присоединились к штурму. «Против Сант-Эльмо производилось в среднем шесть или семь тысяч выстрелов почти каждый день», – отметил итальянский рыцарь в дневнике, найденном после его смерти. Драгут, прибывший через несколько дней после начала бомбардировки, горько упрекнул Мустафу и Пиале в том, что они начали осаду с нападения на второстепенную цель Сант-Эльмо. «Ты должен был сразу напасть на Сант-Анджело,» – сказал он Мустафе. У Драгута были здравые представления не только о тактике, но и о стратегии, и он отметил, что османы, собрав все свои силы в районе Гранд-Харбора и оставив север Мальты незанятым, позволили тем самым христианским защитникам Мальты сохранить свои коммуникации с испанской базой на Сицилии, где вице-король дон Гарсия Толедский собирал подкрепления. Сказав свое слово, суровый старый воин отправился в окопы, чтобы присоединиться к артиллеристам. Несмотря на свои восемьдесят лет, Драгут был бойцом, каким и оставался до самой смерти. В день праздника Сант-Эльмо, 3 июня, турки предприняли свою первую крупную пехотную атаку на форт. Христиане отбивались всем имеющимся у них оружием, включая греческий огонь, и лили его с парапетов на штурмующих янычар, которые в своих длинных развевающихся белых одеждах часто превращались в живые факелы. Подгоняемые вперед призывами, напоминающими экзальтированные вопли некоторых американских южных евангелистов, кричащих и кружащихся дервишей, призывающих «львов ислама» «отделить тела неверных от их голов», нападавшие захватили одну из внешних крепостей форта, что дало им прекрасный вид на нижележащую крепость. И теперь защитники стали особенно уязвимы для снайперского огня.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Такой язык неведом властным и кичливым народам Европы. Никогда не признáют они собственной вины. Утратили они понятие о грехе – о грехе и о покаянии. За всякое зло в мире сем винят они других, а себя – никогда. Да и как им учинить грех , если воссели они на Божий престол и провозгласили себя непогрешимыми богами! Впервые объявил себя таковым их религиозный вождь, папа. Его примеру – ему же наперекор! – последовали западные князья и короли. Все заявили о своей непогрешимости: как те, что носят крест, так и те, что носят меч. У сербского народа всё по-другому. Великий жупан Неманя, будучи 70-летним старцем, оставляет мир и светскую жизнь и удаляется на Святую Гору, чтобы терпеть лишения и поститься, дабы Господь простил ему все согрешения и дабы ни за один его проступок не пострадал его собственный народ. Король Драгутин согрешил против своего отца Уроша и против своего брата Милутина. Взбунтовавшись против них, не ведал он, что творит [букв.: грешит. – Пер.]. Однако затем пришёл в себя и уразумел свою неправду по отношению к отцу и к брату. За это сам себя приговорил он к тяжким подвигам, вопия Богу: Боже, милостив будь ко мне, грешному! [И вот] он строит монастыри, которые и по сей день свидетельствуют о нём как о короле и кающемся грешнике. Свидетельствуют о нём Озрен и Ловница, Рача и Арилье, и многие другие его задушбины. Все они и поныне тайно взывают к Богу от имени своего ктитора: Боже, милостив будь ко мне, грешному! Кроме того, при собственном дворе Драгутин открывает мастерские церковной утвари и иконописания, привлекая к этому делу немало художников и мастеровых. Отсюда высылает он нуждающимся храмам и священникам облачения, книги, кресты, иконы, кадила и всё прочее, необходимое для богослужения. Сверх всего этого, ежедневно раздаёт он хлеб сиротам. А вдобавок уступает престол своему брату, снимает корону и надевает камилавку, облекается в иноческую рясу и стягивает себя тяжёлыми цепями по голому телу, громко причитая: Боже, милостив будь ко мне, грешному! Таков дух серба. Таково и его отношение к жизни. Вся христианская история сербов сводится к следующему: во грехах – каяться, в беде – винить самого себя, и при этом всегда поклоняться Богу, воссоздавая Его святыни и всячески помогая и снабдевая их. И всё это отражается в одной короткой молитве: Боже, милостив будь к нам, грешным сербам! И я вам говорю: храните дух сокрушённого покаяния пред Богом. Доколе обитает этот дух в груди сербов, дотоле сербы будут существовать как народ Божий – во славу Богу ныне и во веки веков. Аминь. XLI

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

С ними общее количество немецких дивизий всех типов в приграничной полосе с СССР достигает 8384 дивизий, не считая войск, сосредоточенных в Чехии, Моравии и в центре Румынии. Приложение: Схема. 4 Начальник Разведывательного управления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенант Голиков ЦА МО РФ. Оп. 7237. Д. 2. Лл. 84–86. Машинопись, заверенная копия. Указана рассылка: Сталину, Ворошилову, Молотову, Тимошенко, Берия, Кузнецову, Буденному, Кулику, Шапошникову, Мерецкову, Жукову, Жданову, Запорожцу, Ватутину. 368. Договор о дружбе и ненападении между Союзом Социалистических Республик и Королевством Югославия 5 апреля 1941 г. Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Его Величество Король Югославии, движимые существующей между обеими странами дружбой и убежденные в том, что их общими интересами является сохранение мира, решили заключить договор о дружбе и ненападении и для этой цели назначили своими уполномоченными: Президиум Верховного Совета Союза ССР – В. М. Молотова, Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и народного комиссара иностранных дел; Его Величество Король Югославии – Милана Гавриловича, Чрезвычайного Посланника и Полномочного министра Югославии, Божина Симича и Драгутина Савича, полковника, каковые уполномоченные, после обмена своими полномочиями, найденными в должной форме и надлежащем порядке, согласились о нижеследующем: Статья I Обе Договаривающие Стороны взаимно обязуются воздерживаться от всякого нападения в отношении друг друга и уважать независимость, суверенные права и территориальную целостность СССР и Югославии. Статья II В случае, если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется нападению со стороны третьего государства, другая Договаривающаяся Сторона обязуется соблюдать политику дружественных отношений к ней. Статья III Настоящий Договор заключается сроком на пять лет. Если одна из Договаривающихся Сторон не признает необходимым денонсировать настоящий Договор за год до истечения установленного срока, этот Договор автоматически продолжит свое действие на следующие пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

2 Алессандрия делла Палла - сильно укрепленная крепость на берегу реки Танаро, в Миланском герцогстве. 3 ...герцог Альба отправляется во Фландрию. - Кровавый усмиритель Нидерландов Фернандо Альварес Толедский, или герцог Альба, отбыл туда осенью 1567 г. во главе отборного войска из испанских отрядов, расквартированных в Италии. 4 Графы Эгмонт и Горн - вожди оппозиционной испанскому владычеству нидерландской знати, были казнены 5 июня 1568 г. 5 Дьего де Урбина - командир роты, в которой служил Сервантес. 6 Союз с Венецией и Испанией - лига, созданная по почину папы Пия V. После того как турки захватили в 1571 г. остров Кипр, принадлежавший тогда Венеции, и усилилась угроза средиземноморским владениям Венеции и Испании, лига организовала для борьбы с турками объединенный флот. Во главе этого флота был поставлен дон Хуан Австрийский (1547-1578), побочный сын Карла V. 7 октября 1571 г. произошла встреча турецкого и соединенного испано-венецианского флота в Лепантском заливе у берегов Греции, где турецкому флоту был нанесен сокрушительный удар. Доблестным участником Лепантского боя был Сервантес (см. пролог к т. 2). 7 Улудж-Али (1508 - ок. 1580) - родом калабриец, находился на службе у турок. За победу, одержанную им под Мальтой в 1665 г., защита которой от нападения турецкой флотилии была поручена Карлом V мальтийскому ордену, он получил царство Триполитанское. Принимал участие в сражении при Лепанто и руководил операциями турецкого флота при отвоевании Туниса в 1574 г. 8 Мальтийский орден - военно-религиозный орден иоаннитов, или госпитальеров; возник в эпоху крестовых походов. В 1530 г. испанский король Карл V передал во владение этого ордена остров Мальту. Орден вел постоянную борьбу с турецким флотом, стремившимся захватить остров как опорный стратегический пункт в Средиземном море. В 1565 г. остров подвергся осаде турецкого флота под начальством Драгута, а после его смерти - Мустафа-паши, но с честью выдержал осаду. 9 Джованни Андреа - генуэзский военачальник, руководивший в Лепантском сражении правым флангом соединенной эскадры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

В этой отчаянной ситуации вновь дали о себе знать антивизантийские планы на Западе. Филипп Тарентский, стремившийся укрепить свое положение в эпирско-албанских областях, соединился с албанцами-католиками и овладел Диррахием. Его поход против симпатизировавшей византийцам деспины Анны Эпирской оказался, впрочем, безуспешен (1306). Но более опасным, чем «деспот Романии и господин королевства Албании», как величал себя Филипп, был для Византии предприимчивый Карл Валуа. Этот безземельный феодал, женившийся в 1301 г. на некогда желанной для Византии Екатерине де Куртенэ, с большим рвением трудился над возрождением завоевательных планов Карла Анжуйского и теперь, когда Византия, казалось, погрузилась в хаос, протянул руку за императорским венцом Константинополя. В 1306 г. он заключил соглашение с Венецианской республикой, которая не смогла удержаться от искушения еще раз вернуться к политике четвертого крестового похода. В 1308 г. последовало заключение договора с сербским королем Милутином, который, однако, как представляется, не полностью порвал с Византией: увязший в многолетней войне (1301–1312) со своим братом Драгутином, он не мог активно выступить против Византии, вновь приступив к завоеваниям в Македонии 1160 . Папа Климент V оказал антивизантийской акции моральную поддержку: в 1307 г. он вновь подверг императора анафеме. Карлу Валуа удалось найти подельников и среди византийских магнатов – обстоятельство, проливающее яркий свет на степень разложения Византии. Наместник Фессалоники Иоанн Мономах и комендант Сард Константин Дука Лампидар заявили о своей готовности признать французского принца своим повелителем. Но самым важным при тогдашнем положении вещей было достигнуть соглашения с Каталанской компанией, которая фактически владела ситуацией на византийском Востоке. Карлу Валуа удалось даже это, несмотря на то что король Фредерик Сицилийский также ревностно добивался сюзеренитета над каталанцами. В 1308 г. уполномоченный Карла, Тибо де Сепуа, прибыл с одиннадцатью венецианскими кораблями на Эвбею, оттуда направился в Кассандрию и от имени своего господина принял у Каталанской компании вассальную клятву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главный монастырский храм построен как семейная усыпальница. С правой стороны в наосе находится гробница с мощами ктитора и родоначальника Неманичей, святого Симеона. Перед алтарной преградой с правой стороны расположен киот с мощами святого Стефана Первовенчанного (монаха Симеона), а слева находятся мощи святой Анастасии Сербской, матери святого Саввы. Бесценные сокровища включает в себя монастырская риз­ница. Адрес: Манастир Студеница, Брезова 10б, 36343 Сербия Проезд: Монастырь расположен на правом берегу реки Студеницы, в 39 км от города Кралево. Подробнее... Монастырь Томич [ править править код ] Точно неизвестно, когда и кем был построен монастырь, но впервые он упоминается в 1467 году в турецких дефтерах как «Идин». Судя по тому, что монастырь платил небольшой налог, можно сделать вывод, что это был скромный и бедный монастырь. Турки, вероятно, снесли его, потому что в 1840 году на фундаменте старой церкви была построена новая деревянная. В 1860 году был возведен каменный храм. Монастырь Томич принадлежит к группе монастырей, известной в народе как «Моравская» или «Ресавская Святая Гора». Сюда входят монастыри, расположенные в районе от Ягодины до Свилайнаца, вдоль берегов реки Великая Морава. Адрес: Vojska, Сербия Проезд: Монастырь находится в районе села Войска (серб. Bojcka), на берегу реки Великая Морава. До монастыря можно добраться через Свилайнац (в 110 км от Белграда) и Ягодину через деревню Войска. От Свилайнаца до монастыря – 25 км, от Ягодины – 24 км. От села Войска до монастыря – 4 км по щебеночной дороге, дорога частично проходит вдоль реки Великая Морава. Телефон: +381 35 28 28 38 Электронная почта: tomic.manastir@gmail.com Подробнее... Монастырь Троноша [ править править код ] Строительство монастыря Троноша началось во время правления в Среме короля Стефана Драгутина, но до окончания постройки король не дожил. Строительство завершила жена Драгутина Катерина Венгерская в 1317 году. Троноша входит в группу дринских монастырей, построенных во времена Драгутина для борьбы против католического и богомильского влияния. Другими монастырями этой группы являются Рача, Папрача, Тамна (Тавна) и Ломница (Ловница). Согласно преданию монастырь Троноша получил своё название от слияния трёх рек в окрестностях монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Подробнее... Воеводина [ править править код ] Фрушка Гора (Фруктовая Гора) [ править править код ] Монастырь Беочин [ править править код ] О том, как монастырь получил свое название, есть история архимандрита Фирмилиана (Дражича) (митрополита Скопского в 1902-1903 гг.). Он утверждал, что его основали монахи из монастыря Рача и назвали его Беочин, потому что монастырь был «белый, красиво сделан». Точное время возникновения монастыря не установлено. Первые упоминания о нем встречаются в турецких письменных источниках в 1578 году. В настоящее время монастырь Беочин является памятником культуры Сербии исключительного значения. Адрес: Cpбuja, Манастир Беочин, Манастирски пут, Беочин 21300 Проезд: Монастырь находиться в 2,5 км от поселка Беочин и в 20 км от города Нови-Сад, в 75 км от Белграда. Добраться до монастыря можно на автомобиле. Телефон: +381 21 870 104 Электронная почта: manastir.beocin@gmail.com Подробнее... Монастырь Бешеново [ править править код ] Монастырь по преданию основал сербский король Драгутин Неманич (1275-1320 гг.) на южных склонах Фрушка горы, вдоль ручья, который сегодня называется Чикош. В исторических источниках монастырь упоминается впервые в 1546 году. Монастырь регулярно упоминаться во всех последующих турецких переписях, проводимых во второй половине XVI века. Археологические раскопки указывают на захоронения раннехристианского периода I века. В монастыре хранятся ценные книги и реликвии, такие как пояс патриарха Арсения IV (1740 год), купель из алебастра XIV века, серебряная чаша ювелира Луки (1652 г.). Адрес: Cpбuja, Жике ББ, Бешеновачки 22212, манастир Бешеново Проезд: Добраться до монастыря можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Недалеко от монастыря можно арендовать апартаменты. Телефон: +381 22 66 64 42 , +381 65 803 23 27 Электронная почта: manastirbesenovo@gmail.com Подробнее... Монастырь Великая Ремета [ править править код ] По народному преданию монастырь основал в начале XIV века король Стефан Драгутин. Первые надёжные сведения о нём относятся к 1543 году, свой нынешний облик монастырь получил в 1771 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Адрес: Фрушкогорска бб, 22232 Дивош Проезд: Добраться до Фрушка-горы можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Телефон: +381 22 661 300 Электронная почта: manastirkuvezdin.com Подробнее... Монастырь Малая Ремета [ править править код ] В центральной части Фрушка Гора близ села Малая Ремета в тишине и окружении зелени расположен маленький и, возможно, самый красивый монастырь Фрушка Гора. Как и в отношении других монастырей, история монастыря Мала Ремета – это смесь правды и легенд. В качестве его возможного основателя упоминается «король Срема» Драгутин Неманич, который в XIV веке основал монастырь как часть монастыря Рача на Дрине. Адрес: Jazak, Сербия Проезд: Добраться до Фрушка-горы можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Телефон: +381 22 468846 Подробнее... Монастырь Новое Хопово [ править править код ] В монастырской церкви Святого Николая находятся мощи святого великомученика Феодора Тирона (306 г.), чью память церковь празднует в субботу первой седмицы Великого поста. Монастырь расположен на небольшом южном склоне Фрушка горы, недалеко от поселения Ириг, в ста метрах от главной дороги Рума – Нови-Сад, и является одним из самых доступных фрушкогорских монастырей. Монастырь Ново-Хопово, как и монастырь Крушедол, по своей архитектуре, просветительской роли, истории, богатой культурными, религиозными и политическими событиями, является одним из самых важных монастырей в Сербии. Адрес: Cpбuja, Ириг, Фрушка гора, 22406 Проезд: Монастырь находится на Фрушка горе, добраться можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 90 км, от г. Нови-Сад – 19 км. Телефон: +381 22 461 394 Подробнее... Монастырь Петковица [ править править код ] Согласно преданию, монастырь основала Елена Щилянович, вдова деспота Стефана Щиляновича в 1-й четверти XVI столетия. Основные архитектурные элементы монастырской церкви Петковицы показывают, что храм был построен по образцу церкви Лазарица. В 1990 году монастырь Петковица провозглашен памятником культуры республиканского значения.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Вскоре центр архиепископии был перенесён в Печ, но Жича остаётся главным духовным центром Сербии. Здесь также проходят государственные собрания, в монастыре хранятся многие реликвии, сюда привозят мощи святых. Адрес: ia, Сербия Телефон: +381 36 5816817 Подробнее... Монастырь Джурджеви-Ступови/Столпы святого Георгия [ править править код ] Столпы святого Георгия или Джурджеви ступови — один из старейших монастырей Сербии, расположенный близ города Нови-Пазар, является памятником архитектуры и внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В Житии великого сербского жупана Стефана Немани сообщается, что им был построен храм в Расе в благодарность Святому Георгию за свое освобождение из заточения. Строительство монастыря началось в конце 60-х годов XII века, и закончилось, согласно надписи на западном портале храма, в 1170/71 году. В 1175 году была завершена роспись главного храма монастырского комплекса в честь святого великомученика Георгия. Первоначально церковь имела две башни, что и дало название монастырю. Другим ктитором монастыря был король Стефан Драгутин, при котором церковь была расширена и расписана. В 1282/83 году путем пристройки апсиды с восточной стороны церкви, башня у входа была превращена в часовню-усыпальницу короля Драгутина, где он и был похоронен в 1316 году. Адрес: 36300 Нови-Пазар, Сербия Телефон: +381 20 353502 Электронная почта: stupovi@gmail.com Подробнее... Косово-Метохия [ править править код ] Храмы [ править править код ] Список всех храмов Косово смотрите ЗДЕСЬ . Церковь Богородица Левишка (Призрен) [ править править код ] Церковь Богородицы Левишка построена в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы и располагается на самом юге Косова и Метохии — в городе Призрен, в его старой части. Храм существовал на этом месте с X века, и есть предположение, что в византийский период здесь был центр местной епископии. Церковь неоднократно перестраивалась и была окончательно восстановлена сербским королем ятефаном Урошем II Милутюным, так что в нынешнем ее виде считается наследственным даром этого правителя из династии Неманичей. Строительством и благоустройством храма занимались Призренские епископы Дамиан и Савва. До нас дошли имена зодчих Николы и Астрапа, сохранившиеся на стенах собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

Изображение в призренском храме предков царя Милутина свидетельствует о большом значении, придаваемом идее наследования царской власти. Милутин, который за несколько лет до того в Арилье (1296 год) был изображен вместе со своим братом Драгутином, здесь представлен уже как автократор, получающий власть от Христа. Призренские фрески отмечены типичной для сербского искусства XIV века чертой – тесной связью системы росписи с ходом богослужения. Отразилась в них и такая особенность, как склонность к повествовательным сюжетам. В маленькой часовне св. Николая в Призрене его житию посвящен подробный, полный живых деталей цикл. Художники вводят многочисленные фигуры-персонификации – прием, говорящий об использовании античного наследия. Это фигуры, олицетворяющие землю, море, реки, свет дня, темноту ночи. Успение Фреска. XIV в. Монастырь Грачаница Росписи церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница были выполнены, как об этом свидетельствует надпись на стене апсиды, в 1314 году также по заказу царя Милутина, Работавшие здесь художники испытали несомненное влияние константинопольских образцов, Легкие и стройные фигуры близки к персонажам мозаик Кахрие-Джами. Стремясь воспроизвести черты лица, передать индивидуальную характеристику как можно ярче, художники изображают царя Милутина с моделью основанного им храма перед св. Анной. Рядом представлена королева Симонида, король Симеон Неманя и основатель сербской независимой церкви св. Савва. С этого времени особая любовь к портретам отличает сербское искусство. Иоанн Креститель.Фреска. XIV в. Монастырь Грачаница В храме Иоакима и Анны композиции характеризуются поразительной уравновешенностью. Рисунок выдаст точную и крепкую руку. Лики часто классически прекрасны, но одинаковы, как, скажем, у девушек, сопровождающих Марию в сцене «Введения во храм», или у женщин, принесших дары, в композиции «Рождества Богоматери». Фрески церкви в Старо-Нагоричино, хотя и содержат греческие надписи, выполнены художниками той же школы, что и росписи Студеницы, и также по заказу короля Милутина.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010