Старший брат его Драгутин недолго управлял всей Сербией (1270–1275 г.). Сломав себе ногу, он отяготился в душе тем, что для него отец удалён был с престола, и добровольно предоставил престол Сербии брату своему Милютину, а сам поселился в Среме 392 . – Драгутин, мало виновный в печальной участи отца, действовал так не только по голосу нежной своей совести, но и по убеждениям Сербского народа, весьма строгого чтителя заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою. Вот что пишет Серб биограф блаженного Стефана деспота: «уважение Сербов к родителям так велико, что ни один сын, хотя бы и в своём доме, не смеет вкушать пищу вместе с отцом своим, а стоит у стола, как слуга. Это можно видеть как у богатых, так и у бедных, не исключая крайней нищеты. И не слышно, чтобы кто-либо оскорбил отца своего или мать» 393 . После того понятно, что не легко было Драгутину примирить с собой и мать свою; но он, наконец, примирил её с собой. Младший брат, хотя и король всей Сербии, уважал старшего, предоставив ему титул короля Сремского, и они соединяли свои силы, когда нужно было действовать против сторонних врагов. Драгутин много трудился над обращением Босанских еретиков – Богомилов к правоверию и был чудным подвижником Божиим, закрытым от взора людей. По известию духовника его, после немногих годов супружества, не касался он тела жены своей, а жил с ней, как брат с сестрой; милостыню нищим, обителям иноческим и храмам раздавал щедрой рукой; между прочим посылал он дары и храмам России, столько страдавшей от Татар; он был в дружеской связи с великим князем Василием Ярославичем († 1276 г.). Для тайных подвигов выкопана была у него могила; в ней набросаны были каменья и черепья; здесь-то проливал он слёзы о грехах и проводил ночи в молитвах; когда от утомления засыпал, острые каменья скоро пробуждали его. Перед смертью († марта 22-го 1316 года) принял монашество с именем Феоктиста. Когда готовили его к гробу, «обретоша его препоясавшася острою тростью по нагу и во власяное вретище облеченна и тростину влепшуся до внутренния кости; хотяще отъяти от тела его, не возмогоша, и на мнозе мыюще водою, едва разлучиша оную от тела сего блаженнаго» 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Завоевательная политика Милутина способствовала значительному территориальному расширению Сербии, в основном за счет визант. земель и после присоединения обл. Македония. После смерти Драгутина Милутин заточил в темницу его сына, Владислава, желая сделать наследником кого-то из своих детей. Но после его внезапной смерти началась борьба за престол среди сыновей, рожденных от разных браков,- правителя Зеты Константина (ок. 1282 - ок. 1322) и св. Стефана Уроша III Дечанского († 1331) и с бежавшим из заточения их двоюродным братом, Владиславом. Урош одержал победу над Константином, к-рый вскоре был убит, и в 1322 г. коронован вместе с младшим сыном, Душаном (ок. 1308-1355; см. Стефан IV Душан ). В 1324 г. Урош разбил войско Владислава, собранное при поддержке венгров и боснийского бана Стефана II Котроманича. В 1331 г. Урош, согласно одним источникам, умер естественной смертью, а по другим - был убит сыном Душаном, т. к. планировал передать престол младшему сыну, Симеону (Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич; 1326-1371). При Стефане IV Душане Сербское гос-во достигло наивысшего расцвета, как в территориальном (он присоединил обширные области на Балканах и в Сев. Греции, в т. ч. Св. гору), так и в экономическом отношении. В апреле 1346 г. Сербский архиеп. Иоанникий II был наименован патриархом Сербским, а Душан провозглашен «царем сербов и греков». Но его сын, св. Стефан Урош V (1336/37-1371), после смерти отца не смог сохранить всю полноту власти. В 1359 г. его дядя, Симеон (Синиша), в Костуре объявил себя царем. Он попытался опереться на братьев Мрнявчевичей и провозгласил в 1365 г. прилепского властителя Вукашина Мрнявчевича соправителем, но тот вскоре объявил себя самостоятельным правителем. По др. версии, Вукашин был возведен в королевское достоинство, т. к. Урош желал найти опору в лице сильных правителей сев. части царства его отца. В 1366 г. власть Уроша отказались признавать зетские правители Балшичи. Еще до смерти бездетного Уроша Сербское гос-во фактически перестало существовать, т. к. во мн. областях правители обрели полную независимость и вели междоусобные войны. В этот период в Центр. Сербии окрепла власть кн. мч. Лазаря . В 1377 г. боснийский бан Твртко I (ок. 1338-1391; внук Драгутина по жен. линии) в мон-ре Милешева короновался как король Сербии, Боснии и приморских земель, но добиться реальной власти не смог.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Из книги: Трифунович Лазар " Югославия. Памятники искусства от древности до наших дней " . - Белград, издательство " Югославская книга " , 1989 Многие значимые события и духовные движения в сербской истории, связанные с формированием и развитием Соборной Церкви. Сквозь время веков она была построена, разрушена и восстановлена вновь. Существование собора обобщает и хранит многовековую историю православной христианской традиции нашего древнего города и людей. Соборная церковь является старейшим храмом в Белграде. Его генезис связан с правления короля Драгутина, когда в 1284 г. Белград переходит под власть сербов и король Драгутин закладывает кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в крепости Белграда. Дальнейшее развитие этой святыни Сербии начинается в начале 15 века, во время правления деспота Стефана Лазаревича, когда Белград стал столицей сербского государства, а соборная церковь, которую деспот Стефан обновляет и расширяет, становится митрополией Белграда, Сербии и всех сербских земель. После смерти деспота Стефана Лазаревича, в 1427 г. во время венгерских властей, соборная церковь продолжала свою миссию в гораздо более сложных условиях. Во время Турецкого завоевания Белграда 1521 г. сербский народ изгнан из крепости в Белграде и сослан в Константинополь, а церковь была превращена в мечеть. В наступившем длительном вооруженном трехвековом конфликте между турками и Австрийской империй за господство в Сербии и Белграде, сербская святыня была неоднократно разграблена и разрушена, но всегда восстанавливалась. Таким образом, в 1728 г., во время сербского митрополита Моисея Петровича, на месте старой была построена новая соборная церковь. В начале девятнадцатого века, во время сербских восстаний против турок и Воскресения сербского государства, старая церковь настолько обветшала, что было невозможно ее восстановить и принц Милош Обренович приказал в 1836 г., снести ее и на этом месте " построить новый, просторный и во всем примерный храм " . Новая соборная церковь строилась в период с 1837 по 1840 гг. в соответствии с проектом польского архитектора Адама Фридриха Кверфельда, уроженца Ганновера. В 1882 г. здесь состоялось помазание на царство короля Милана Обреновича, а в 1904 г. здесь был коронован Пётр I. После восстановления в Сербии Патриаршества в соборе прошла интронизация Патриарха Димитрия.

http://sobory.ru/article/?object=18742

Король желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе У нас нет точных сведений о происхождении святой королевы Елены. Архиепископ Данило II, составивший самое подробное описание ее жизни, пишет, что «благочестивая и христолюбивая блаженная Елена была франкского рода, дочь славных родителей, пребывавших в богатстве и славе». Хотя имеются более конкретные указания, что она была принцессой, родственницей неаполитанского короля Карла I Анжуйского. Хотя Елена Анжуйская и приняла Православие, но воспитана была в католичестве, и, будучи уже супругой короля Стефана Уроша I Неманича, правившего с 1243 по 1276 годы, немало милостей оказывала католическим монастырям, храмам и священнослужителям Сербии. Монастырь Градац Однако здесь вспоминается пример духовного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны, немецкой принцессы, которая, будучи лютеранкой, вышла замуж за русского князя, и со временем оценила красоту Православия и тоже стала святой. Елена – одна из самых ярких королев балканского Средневековья – видимо, также блистала в далеком XIII веке и многочисленными талантами, и умом, и утонченной красотой, но еще – благочестием и щедростью к нуждающимся. Эта королева была не только одной из самых известных благотворительниц и просветительниц того времени, но и матерью пятерых детей, двое из которых – сербские правители Стефан Драгутин и Стефан Урош II Милутин – прославлены Православной Церковью в лике святых. Какой дивный букет добродетелей смогла сочетать эта женщина – и мудрой правительницы, и доброй матери, и благочестивой христианки, для всего нашедшей время и возможности. Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г Архиепископ Даниил II, прекрасно знавший святую при жизни, пишет о ней, что она была жена «незамутненной души и кроткого сердца», которая «всегда Богу молитвы приносила». Жертвы на строительство храмов и монастырей; приюты для сирот; школы для девочек из бедных семей, где они обучались рукоделию и получали хорошее приданое; сбор и переписывание книг; подаяния нищим; примирение враждующих; богатые дары монастырям Святой Земли, Афона, Синая – наверное, это далеко не полное описание ежедневных забот и занятий благочестивой королевы.

http://pravoslavie.ru/142859.html

Сын гречанки Симониды Константин собрал войско, чтобы отнять престол краля для себя. Стефан писал к нему: «Стефан Божиею милостию краль сербский, любезнейшему брату державы нашей Константину желаю здравствовать. Ты слышал, что случилось со мною, по устроению промысла Божия, строящаго все во благое. Помилованный Богом наследовал я жребий родительский, чтобы владеть людьми со страхом Божиим и правдою, по примеру предков. Удержись от своих предприятий, приди, увидимся друг с другом; прими второе место в кралевстве, как второй сын; а не возставай с иноплеменными на свое отечество; обширной земли нашей довольно и для меня и для тебя. Я не Каин братоубийца, а друг братолюбивому Иосифу. Словами последняго говорю тебе: не бойся: я – Божий; вы совещали о мне злое, а Бог устроил доброе» 709 . Константин не захотел послушаться призыва любви. Произошла жаркая битва. Сражение проиграно Константином; он был убит вместе со многими; иные из сторонников рассеялись, другие покорились Стефану 710 . Являлся и другой претендент на сербскую корону и также без пользы для себя. Это – двоюродный брат Владислав, сын краля сремского Драгутина. Другой сын чудного Драгутина, Урошич, сохранявший целомудренную чистоту и в супружестве и скончавшийся молодым, «толико угоди Господеви, говорит древнее известие, яко от гроба его миро истекает» 711 .– Владислав должен был покориться Стефану, когда увидел, что Сербия не за него, а против него 712 . Когда умерла первая жена Дечанского, княжна болгарская, блаж. краль женился на дочери князя валахского, за которою получил в приданое Банат.– Король венгерский, домогаясь того, чтобы произвольно распоряжаться Валахиею, повёл войска в Валахию. Стефан в защиту тестя выслал войско. Венгерский напрасно похвалился: «потеряю бороду, а завтра приволоку за бороду из диких лугов Влайка». С полками Стефана Влайко разбил короля и тот едва не потерял головы 713 . «Вот я Стефан, краль всей сербской земли, взяв несколько городов, которыми владели греки, взял и город Прилеп, где монастырь св. Богородицы, называемый Трескавицею»,– так писал король в грамоте 1326 г., которою он закреплял за монастырем села и угодья 714 .– Вслед за тем поручал он сыну своему Душану смирить оружием бабунов–богомилов, которых поселения были невдали от Прилепа и которые из диких ущелий своих распространяли свои заблуждения между православными 715 . Писавший евангелие 1329 говорил о крале дечанском: «Господь избрал и прославил его для отчизны как звезду светлую и ярко сияющую; он утвердил родину свою, овладел многими городами и областями, разсеял врагов своих. Он послал на безбожных и нечестивых бабунов сына своего. Тот с Божиею помощию одержал победу над ними; пролив много крови, взял в плен весьма многих и возвратился к отцу своему» 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пожив здесь в посте, отправился с двумя иноками к св. местам и, возвращаясь оттуда, поступил в Афонский Хиландарский монастырь. Здесь за добродетельную жизнь избран был в игумена 6 , в каковом звании видим его с 1263 года 7 . Потом посвящён был в епископа Зетского туда, где принял он монашество 8 . Последовавшие затем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство церковное в Сербии. Когда король Урош изгнан был из королевства (1269 г.), блаж. Иоанникий архиепископ, любивший короля своего, последовал за ним и скончался вдали от своей кафедры. Сербская церковь , уважавшая блаж. Иоанникия, не хотела признать никого первосвятителем своим, прежде чем отдана была должная почесть почившему на чужбине первосвятителю. Король Драгутин должен был исполнить желание Сербии. Когда открыли гроб блажен. Иоанникия, тело его оказалось нетленным и его с почестью положили в Сопочанском монастыре вблизи тела Урошева. Тогда-то приступили к избранию нового первосвятителя, и избран был блажен. Евстафий. Высокие добродетели Евстафия доставили ему уважение и нового короля Милютина. В звании архиепископа всей Сербии, он с 12 епископами присутствовал на соборе, на котором король Милютин утвердил за Хиландарским монастырём земли и угодья Сербской страны 9 . Когда спустя 7 лет правления своего блажен. Евстафий почувствовал близость кончины своей, то, призвав ближних епископов и игуменов, простился со всеми, приобщился св. таин и, с весёлым лицом сказав: «в руки Твои, Господи, предаю дух мой», мирно скончался (а). Сербская церковь поёт св. Евстафию: «на него же уповал еси, святителю, из млада возраста, радуяся же яко елень востекл еси на гору святую, земная вся оставил еси, прилепився закону Творца и Владыки исполнением заповедей». «Очистив душу и тело от скверны, праведно-преподобна и незлобива учителя себе показал еси, отче блаженне: сирых питатель, обидимых помощник и странноприимец был еси: темже со дерзновением вопиеши: Тебе люблю, Иисусе Боже мой, света невечернего и миром владычествующа» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Силою оружия смирив рагузян, захватывавших православные города для себя и папизма, он «наложи даньки рагузянам двояки ради исповедания римского», а от Венгрии отобрал несколько пограничных мест. Сборы папы присоединить Милютина и его подданных к числу слуг папы, если не были одною комедией, где все было фальшь, — означали неумный шаг высокомерия, не думавшего встретить отпора своим желаниям. Во всяком случае неуспех римской манифестации был горек, особенно когда Милютин подбавил горечи распоряжениями в Рагузе и Мачве. Такого удара самолюбию гордому не могли простить в Риме. С 1314 г. папа начал проповедывать крестовый поход против Милютина; он поднимал против него едва не половину Европы — императора немецкого, королей польского, венгерского, богемского, неаполитанского. В 1318 г. Роберт венгерский соединился с Карлом сицилийским и графами бребирскими. Роберт занял Босну и Мачву. Сицилийцы вступили в Эпир. — Но бунт, поднявшийся в Венгрии, заставил Роберта поспешить в Венгрию. Сицилийцы выгнаны были из Эпира. Мечты папы об унии Эпира рассеялись, хотя он благодарил трех эпирских вельмож за противодействие «схизматику королю сербскому». Так прошла буря, поднятая папою! Подвиги благочестия краля Милютина были изумительные. Сказав в грамоте своей о решимости принести жертвы для трех храмов Божиих, он сказал только о начале дела. С 1304 г. деятельность его посвящалась преимущественно на устроение внутреннего быта королевства. Всех храмов каменных построено им более 40 и при многих устроены иноческие обители, а при других поставлены и кафедры. Самые видные и самые богатые храмы его: храм Богородицы в Трескавице с иноческою обителью, кафедральный храм архид. Стефана в Банске, назначенный строителем для своего погребения, изумивший массами золота, кафедральный монастырь с больницами в Призрене, своей столице, кафедральный храм Богоматери на р. Грачанице, храм св. Георгия в кичавском округе. Храмы кр. Милютина — византийского стиля, с четырьмя или 8 колоннами, поддерживающими купол, или купола, с фресками Панселиновой школы, с крещальнею на западе; южная колонна поныне увешивается волосами, обрезываемыми при крещении и напоминающими об обете крещения, — прекрасное отличие! Милютин и в чужих местах строил храмы молитвы и дома призрения.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

Слабость империи была так велика, что и от восточных врагов надлежало защищать ее сербскому королю. Милютин не упоминает в грамоте о своей войне с Андроником, начавшейся с 1298 г. Лучший греческий полководец заперся тогда в Солуне и боялся выйти из крепости. Сербы свободно заняли все места от Вардара до Афона; полководец Андроников писал наконец в столицу, что нет никакой надежды одержать оружием победу над королем и единственное средство спасти империю — мир с Сербией, тем более, что империи грозит еще опасность от магометан. Тогда началась борьба греческой хитрости с открытым славянским умом. После долгих переговоров император предложил королю руку дочери своей Симониды. Милютин, вдовец после первого брака, согласился. Война с магометанами, упоминаемая в грамоте, была в 1303 г. и после нее Милютин венчался с Снмонидою. — Несомненно, что греческая империя окончила бы свое существование еще при Милютине, если бы Милютин захотел того. Его великодушию одолжены были тем, что истощенная империя продолжала еще влачить свое существование. Но едва ли не лучше было бы для всех, если бы умный и полный жизни король сербский взял в свое управление империю. Турки не окрепли бы в силах, на несчастье христианскому миру. И близкие следствия примирения с империей были горьки для Сербии. — Испорченная гречанка Симонида наделала много бед Сербии и Милютину. Интригами своими она довела мужа до того, что старший сын, Стефан, наследник престола, был ослеплен и отослан в Царьград под стражу. Последние военные дела Милютина относились к 1318 г. Папа сильно негодовал на благочестивого и умного короля. Да и было за что! Папа совсем собрался было причислить Милютина и его королевство к числу подданных своих, написал Милютину послание с исповеданием веры, какое тот должен принять, — назначил полномочных послов своих для совершения соединения с римскою Церковью, — в один день подписал целых шесть грамот о Милютине. А Милютин не только отверг предложение папы об унии, но укрощал папизм везде, где только мог.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

В 1203 г. посол Иоанн де Касамарис в отчете папе Иннокентию III писал, что в Боснии и Хуме возобладало влияние Вост. Церкви и богослужения совершаются на слав. языке; однако там сохранилась и лат. епархия. Известно, что в более поздний период здесь действовали кафедры Сплитской и Дубровницкой архиепископий, находившиеся в противостоянии друг другу вплоть до тур. покорения этих земель. На рубеже XIII-XIV вв. произошло усиление позиций Православия, поскольку в это время Вост. Босния находилась под управлением серб. краля св. Драгутина . Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в. Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в. После смерти бана Матвея Нинослава Босния до 20-х гг. XIV в. находилась в состоянии политического упадка. Ее сев.-вост. районы (Усора и Соли) были превращены в отдельный банат, находившийся под венг. управлением, остальные земли были раздроблены и частично управлялись далматинскими банами из семейства Шубичей. С кон. 1-й четв. XIV в. начинается объединение страны банами из рода Котроманичей, в ее состав возвращаются выделенные ранее сев.-вост. районы. Стефан II Котроманич (1314-1353) присоединил к своим владениям Хум, что при серб. царе Стефане Душане вызвало сербско-боснийскую войну 1349-1351 гг., и Центр. Далмацию. Начинается экономический подъем Боснии, связанный с развитием рудного дела (добыча серебра и полиметаллов) и появлением нем. колонистов-металлургов («саксы», «саси»), создававших новые города, центры добычи и обработки металлов, ремесел и торговли (Дежевице, Крешево, Остружница, Сребреница, Фойница и др.). В стране увеличилось католич. население. В 1339 г. Боснию посетил ген. францисканского ордена Джерардо Одони. Результатом его миссии явились возникновение в местах поселения саксов-колонистов сети францисканских мон-рей и создание вик-ства ордена. В 1391 г. католич. епископия в Требине была объединена с Мрканской (о-ва Далмации, ныне Хорватия). Вершины политического могущества Босния достигает в правление сына Стефана II Твртко (1351-1391), к-рый после гибели кор. Вукашина и смерти св. царя Стефана Уроша Немани (1371) присоединил зап. серб. земли (бассейн верхнего течения р. Дрины с притоками, Оногошт, Требине), а в 80-х гг. XIV в. часть Славонии и Далмации с Трогиром, Сплитом и Шибеником. В 1377 г. Твртко короновался с традиц. для Неманичей именем Стефан и титулом «король Сербам, Боснии и Приморью», чем хотел подчеркнуть наследственное право на царский венец своих родителей (он был правнуком серб. кор. Драгутина по жен. линии). Боснийскому кралю удалось нанести поражение венг. войскам Сигизмунда. В 1389 г. боснийские войска приняли участие в Косовской битве на стороне сербов.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Иди со мною, говорил св. Георгий магометанину, я покажу тебе краля Милютина, лежащего в этом городе – Софии; он почивает как уснувший и как цветок издает благоухание70). Блаженный Милютин был младший сын короля Стефана Уроша I и внук первовенчанного71). Старший брат его Драгутин не долго управлял всею Сербиею (1270-1275 г.). Сломав себе ногу, он отяготился в душе тем, что для него отец удален был с престола и добровольно предоставил престол Сербии брату своему Милютину, а сам поселился в Среме72). Драгутин, мало виновный в печальной участи отца, действовал так не только по голосу нежной своей совести, но и по убеждениям сербского народа, весьма строгого чтителя заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою. Вот что пишет серб биограф блаж. Стефана деспота: «уважение сербов к родителям так велико, что   70) Страдание св. Георгия – в Летоп. археогр. коммисии. 71) По известию Гласника XI, 39 в сербской ркп. «Житие богоносного Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке. – Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 58. 62. и декаб. 20 прим. 26. 72) Летопись (Гласн. V, 49-58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за братом передал управление сыну Драгутину и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI, 146. V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первом. Стефан передает Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212-214. ни один сын, хотя бы и в своем доме, не смеет вкушать пищу вместе с отцем своим, а стоит у стола как слуга. Это можно видеть как у богатых, так и у бедных, не исключая крайней нищеты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010