– Гильфердинг: «в церкви (Юрьевых столпов) на право от дверей находилась гробница с мощами короля Дубровницкая торговая республика поспешила выпросить у нового короля грамату о свободе торговли ее в Сербии. Краль Милютин в 1276 г. писал: а) «какую оказал им милость брат мой Стефан (Драгутин), ту же оказывает и мое королевство; б) купцы их могут свободно торговать в моей земле, пока не оскорблена будет правда; в) они дают королевству 2,000 перпер каждый год, на Димитриев день; г) если окажутся виновными пред моим королевством, то разбирает дело суд по закону; если судом не решится дело, то за три месяца объявляется срок, к которому купцы их должны выехать из Сербии с своим имуществом»75). Недолго после того Милютину пришлось начать войны с соседями. Того требовали дела отчизны и веры. Войны шли одна за другою в продолжение 20 лет и все были изумительно счастливы. Признательный пред благодеющим Господом, благочестивый краль сам описывает эти дела в одной грамате, и нам остается прибавлять только пояснения к его известию. «Будучи рабом Господа моего Спаса Христа, так пишет он, я Стефан Урош, по милости Божией король и самодержец всех сербских и поморских земель, уразумел сладкие для меня слова твои, Иисусе, поучающие нас в святом евангелии: да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели добрые дела ваши и прославили Отца небесного. Узнав, что ничего нет лучше для царей и архиереев, как объяснять с благоговением закон Божий на соборах, пришел я в соборную печскую церковь и поклонившись иконам, лобызав честную руку Предтечи Иоанна, приняв благословение отца моего духовного кир   Драгутина, в монашестве Феоктиста, обновителя Юрьевых столпов. Они лежали невредимы долго после запустения монастыря, пока святотатственная рука каких-то новопазарских христиан Знобичей не похитила их для распродажи по частям». Зап. геогр. общ. XIII, 140. «Житие благоч. Краля Стефана сремского, монаха Феоктиста», писанное Георгием грамматиком, в серб. ркп. Здесь сказано: «бысть же преставление сего блаженнаго мес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Когда было нужно, Палеолог не щадил культуры и не гнушался союза с Ногаем; наоборот, сербы оказались для греков недостаточно культурными, хотя их страна была полна западными мастерами и сербские великие жупаны покровительствовали просвещению. Целый ряд великолепных церквей, начиная со Студеницы и Арилья, был выстроен для них в XIII столетии далматинскими и итальянскими архитекторами. При Михаиле царствовал в Сербии Стефан Урош I (1243–1276), женившийся приблизительно около 1250 г. на Елене – может быть, дочери константинопольского императора Балдуина II Куртенэ 59 . Она пользовалась одинаково большим влиянием и среди православного духовенства Сербии, и в латинской Церкви, которой она осталась верной; она достигла глубокой старости (†1314). Целый ряд католических церквей на побережье и по крайней мере один православный монастырь (Градац на р. Ибаре) выстроены Еленой. До 1267 г. политика Уроша была определенно западнической, зависимой от Венгрии; его старший сын Драгутин был женат на дочери венгерского короля Стефана. Сербы служат в венгерских войсках против Оттокара Чешского (1260). Венгерский король Бела IV, отец Стефана, отзывается об Уроше, что он, «обуянный гордыней», «уклонился от нашей власти». В самом деле, Урош тяготился зависимостью от Венгрии и воспользовался удобным случаем, чтобы ее сбросить. Таким случаем была война между отцом и сыном, венгерскими королями Белой и Стефаном (1267). Михаил Палеолог хотел воспользоваться поворотом сербской политики и сватал свою дочь Анну за второго сына Уроша, Драгутина, и даже послал невесту в Сербию. Но в этот момент Уроша постигло несчастье. Он вторгся в Мачву, удел Белы, сына вышеупомянутого князя русского Ростислава, но здесь был разбит подоспевшими венграми и взят в плен (1268). Ему пришлось дать обязательство разделить власть с сыном Драгутином. И в договоре венгерского короля с чешским Урош с сыном упомянуты в числе венгерских вассалов, «родных королевских» наряду со Святославом, «императором болгарским», т. е. князем Яковом Святославом Галицким, владевшим уделом в Западной Болгарии под эгидою венгров. В 1276 г. Урош был свергнут своим сыном и соправителем Драгутином с помощью венгров и умер монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Майков даже запутался в противоречия: то говорит (стр. 226), что Милютин вступил в брак с Елисаветой Венгерской, то называет (стр. 231) Дечанского, сына Елисаветы, незаконным сыном Милютина. Майков думает, что Милютин по политическим видам дозволял себе поступки оскорбительные для христианской нравственности. – Нет, искренний христианский король не мог быть так легкомыслен. Закон Христов для него выше всего. Да и политика, нравящаяся Майкову, самая ненадёжная политика, которой следуют только жалкие глупцы. Майков до того странен, что пишет: «Милютин вступил в брак с сестрой Драгутиновой супруги Екатерины». Да ведь даже ни один ксёндз не согласился бы венчать такого брака, не только православный священник! Сербскому священнику известен был закон первовенчанного, – читал он и Библию . По древнему житию св. краля, Екатерина, супруга Драгутина, была дочь Венгерского короля Владислава, а Елисавета, жена Милютина, была дочь короля Андрея Венацианца (Сербляк л. 55). Кроме Цамблака (Гласник X, 41) все летописи называют Дечанского сыном первого брака Милютинова, совершившегося в 1271 г. (у Раича II, 439. 440. Гласник X, 265; I, 165; V, 61. 68; XI, 147). В надписях над стенными изображениями первая супруга Милютина называется кралицей Еленой (Зап. Геогр. Общ. XIII, 139. 140. 148. 236); но и жена царя Душана, сестра Болгарского царя Александра, называлась то Рогозной (у Орбини и Луккари), то Еленой (в надписях и грамотах). Имя Елены было любимым именем королей Славянских. 405 Раич II. 487. Обручение кн. Милютина с Симонидой совершено было Охридским архиепископом Макарием в 1300 г., а брак отложен был до брачного возраста Симониды (Pachimer de Andronico 4, 4). 406 Цамблак в житии Дечанского: «да не кто възнить ме, сия слыше, Стефана похваляти и того достохвальнаго и светого нашими словесы безчестити. Да не будет таковаго безместья. Таковаго бо отьца яко благочьстыва и правиа веры поборника с светыми имамы и яко от Бога того мощемь нетленно соблюдаемым покланяемьсе тем и целуем, освещение приемлюще...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Настали крестовые походы. Сион был во власти христиан, а Синай состоял под владычеством египетских мусульман. Латинское духовенство хотя и приходило сюда для богомолья и имело свой придел в монастыре, но никогда не управляло им. Правда, епископы Синайской горы считались в ведомстве латинского митрополита города Карака как хранители церкви св.Екатерины; но они были православные. В 1116 году Балдуин, король иерусалимский, хотел было посетить Синайский монастырь из Акабы (Элы); но пустынные отцы, узнав об этом, отправили к нему посольство и убедили его отложить богомолье во избежание подозрений и гонения египетского правительства, которое жаловало их обители милостивые фирманы. В правление халифов из дома оммиадов, аббасидов и фатимитов, синаиты по силе ахтинаме Магомета приобрели многие имения в Сирии, именно, в Дамаске, Лаодикии, Триполи и Газе, по духовным завещаниям христиан. В Газе находилось их главное подворье, из которого доставляемо было все потребное для их монастыря. Но во время крестовых походов от частых войн, бунтов и беспорядков на дорогах Сирии не было безопасности; и при том монастырь начал терять там некоторые имения и доходы. Тогда синаиты принуждены были просить милости у европейских христиан. Их епископ Симеон ездил в Венецию, представлялся тамошнему сенату и исходатайствовал у него неприкосновенность имений Синайской обители на острове Крите, завоеванном венецианами в 1204 году. При сем епископе и преемниках его, Измаиле, Евфимии, Макарии, Германе и Феодосии (1203–1241 годы) римские Папы Онорий III и Григорий IX жаловали этой обители грамоты, коими крепили за нею принадлежавшие ей имения на Синае, в Палестине и Сирии, на островах Крите и Кипре и в Гаэтте. Из следующих слов Папы Григория IX в грамоте его 47 : «Достопочтенный брат во Христе (разумеется епископ Синайский) и возлюбленные о Господе чада! Мы милостиво внемлем справедливым требованиям вашим, и церковь святой Марии на горе Синайской принимаем под свое покровительство», – видно, что синаиты сами домогались покровительства сильного тогда двора римского. Но в этом же дееписании нет и намека на присоединение их к Римской церкви, как будто с той и с другой стороны предвидена была непродолжительность взаимного союза по делам житейским в век неудачи крестовых походов. Синайский монастырь оставался православным и принимал на свои жертвенники нескудные дары благочестивых царей Сербии: Стефана Драгутина, Стефана Уроша II и Уроша III 48 (1270–1336 годы)

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

О времени войны с греками Пахимер у Раича (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Грегорас и Пахимер (Stritteri. Serbica. § 83–91) бьются из всех сил закрыть то молчанием, то нарядными словами и клеветою униженную Милютиным империю. Клеветы их слишком пошлы. Впрочем, злость Пахимера и Грегоры на Милютина понятны. Но странно, что не только Рейхель (Записки Императорского русского Археологического общества. Т. I), но и Майков (Майков А.А. История сербского языка) повторяет клеветы известных людей о многоженстве Милютина. Отчего это так? Бредут вслед за Дю-Канжем, тогда как в устаревшем Дю-Канжевом сочинении оказываются ныне ошибки едва не на каждой строке. Майков даже запутался в противоречиях: то говорит, что Милютин вступал в брак с Елисаветою венгерскою, то называет Дечанского, сына Елисаветы, незаконным сыном Милютина. Майков думает, что Милютин по политическим видам дозволял себе поступки оскорбительные для христианской нравственности. Нет, искренний христианский король не мог быть так легкомыслен. Закон Христов для него выше всего. Да и политика, нравящаяся Майкову, самая ненадежная политика, которой следуют только жалкие глупцы. Майков до того странен, что пишет: «Милютин вступил в брак с сестрою Драгутиновой супруги Екатерины». Да ведь даже ни один ксендз не согласился бы венчать такого брака, не только православный священник! Сербскому священнику известен был закон Первовенчанного, читал он и Библию . По древнему житию св. краля, Екатерина, супруга Драгутина, была дочь венгерского короля Владислава, а Елисавста, жена Милютина, была дочь кор. Андрея Венецианца. (Сербляк л. 55). Кроме Цамблака (Гласник. Кн. 10) все летописи называют Дечанского сыном от первого брака Милютинова, совершившегося в 1271 г. (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2; Гласник. Кн. 10; 1; 5; 11). В надписях над стенными изображениями первая супруга Милютина называется кралицею Еленою (Записки географического общества. Т. XIII), но и жена царя Душана, сестра болгарского царя Александра, называлась то Рагозною (см.: Мавро Орбини. Книга историография початия имене, славы, и разширения народа славянского и их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами, и Провинциами. СПб., 1722), то Еленою (в надписях и грамотах). Имя Елены было любимым именем королей славянских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первыми подверглись нападению гарнизоны вокруг Отранто. Всех пленных убили, хотя Барбаросса обещал сохранить им жизнь. Обнаружив, что его планы столкнулись с непреодолимыми трудностями, Барбаросса вернулся в Стамбул с 10 тысячами пленных для продажи в рабство. Турки теперь также воевали с Венецией, поэтому Сулейман отправил Барбароссу в турне по греческим островам, большинство из которых принадлежало Венеции. Он захватил их один за другим и отплыл обратно в Стамбул с тысячей девочек и пятнадцатью сотнями мальчиков стоимостью в миллион золотых монет. Средиземное море, благодаря Барбароссе, на несколько лет стало мусульманским. Он превратил его в центр турецкой войны против христиан и, подобно лорду Нельсону, собрал вокруг себя капитанов, похожих на непобедимую группу братьев Нельсона. В этой книге мы склонны использовать слово «турецкий» как синоним слова османский» Это то же самое, что называть всех британцев англичанами. Хотя многие из османов не были турками; большинство пришло из других стран. Некоторые, как Барбаросса, были греками, другие – боснийцами, сербами, армянами, молдаванами, маврами и арабами. Хватало и других. Янычар, дворцовых чиновников и слуг часто набирали из мальчиков христиан, с последующим обращением в ислам. Многие из моряков, а может и большинство, были греками, как, например, Драгут, грек из Малой Азии, осаждавший Мальту и посвятивший себя набегам на корсиканское побережье. Его пленил Дория, и заковал в цепи как гребца на одной из своих галер, пока Барбаросса не заплатил большой выкуп за освобождение. Улуч Али, командовавший эскадрой в Лепанто, родился калабрийцем и жил в Алжире. Еще один, вызывающий большой страх турецкий флотоводец Пиале, был хорватом. Но Барбаросса был величайшим. Он стал одним из самых прославленных лиц в истории морских войн. Хотя правильнее назвать его морским разбойником и грабителем, работорговцем и убийцей, чем боевым моряком. Похищение безоруженных мужчин, женщин и детей, для продажи в рабство, вот его сильная сторона. Прямое сражение не приносило заметной прибыли, и он избегал его. Его нельзя сравнить с прославленными боевыми моряками Запада. В нем нет ничего от Нельсона. Это, безусловно, великий моряк и лидер, но по привычкам и методам войны прежде всего пират и бандит. Всегда с оружием в руках и готовыми к бою. Мальта 1565 Я начну эту главу о великой осаде Мальты с упоминания имени молодого человека, которого там не было, но который отчаянно хотел быть: Это – дон Иоанн Австрийский. В тот год король Испании Филипп II, бывший на двадцать два года старше, признал Иоанна своим сводным братом и родственником императорской семьи Габсбургов, правившей Испанией, южной Германией, Австрией, западной Венгрией, Бургундией, Голландией, Фландрией, южной Италией и Сицилией. Таким образом, дон Иоанн вошёл в семью самой возвышенной династии в Европе, и мечтал сделать имя на поприще воинской службы, рыцарства, мужества. Вместо этого он проживал в тиши Мадрида.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Правители Неманичи и представители серб. знати основали много монастырей-усыпальниц ( Жича , Милешева , Сопочани и др.), многие из правителей и их близких принимали постриг: напр., кор. Стефан Урош I , его супруга Елена (см. Елена Анжуйская ), их сын кор. Драгутин (см. Феоктист , серб. король), супруга царя Душана IV Елена (см. Евгения , местночтимая прп.). Серб. мон-ри помимо духовного имели важное социальное и культурное значение и были своеобразными научными центрами того периода: в них действовали лечебницы, школы и скриптории. Помимо богатых ктиторских обителей возникали и небольшие обители отшельников, о распространении в XIII-XV вв. пустынножительства в Сербии свидетельствуют Жития преподобных Петра Коришского и Иоанникия Девичского . Южнослав. М. с кон. XIII до XV в. находилось под влиянием исихазма и учения прп. Григория Синаита. Главным центром исихазма в Болгарии считались мон-ри в обл. Парория (локализуется возле с. Воден, близ г. Болярово, в горном массиве Странджа, недалеко от черноморского побережья Болгарии). Одним из учеников прп. Григория Синаита был прп. Ромил (ок. 1385), к-рый принял постриг в Тырнове, жил в Парории, подвизался на Афоне, но, желая избежать славы, ушел в Сербию. В Сербии сложилась группа исихастов, живших уединенно либо в скитах (см. в статьях Синаиты сербские , Григорий Новый ). В этот период много мон-рей возникло в удаленных местах (напр., скальные комплексы близ г. Шумен, г. Тервел, мон-рь Аладжа и др.) и в городах. Одним из значимых мон-рей этого периода был Килифаревский мон-рь (см. Килифаревский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь), его монахи-книжники заложили основы тырновской книжной школы и воспитали ок. 400 учеников. В XIII-XIV вв. многочисленное южнославянское М. играло весьма заметную роль на Афоне. Афонские монахи славянского происхождения (в т. ч. болгары Дионисий Дивный , Закхей (Философ) и Иосиф ) осуществили т. н. афоно-тырновскую справу (редакцию) большого числа литургических и богословских текстов на славянском языке и способствовали распространению святоотеческой книжности среди всех славян. Зограф и Хиландар способствовали распространению в болг. и серб. обителях визант. духовной культуры, иногда их насельники участвовали в решении конфликтов между К-полем, властями Болгарии и Сербии. Когда Св. Гора фактически входила в Сербское царство (1345-1371), сербские монахи часто возглавляли афонский Протат, а в кон. XIV в. серб. иноки благородного происхождения Герасим и Арсений восстановили афонский Павла святого монастырь .

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Правление Стефана Ypoшa III не было покойным и мирным. Внутренния смуты не улеглись. Брат Стефана, сын гречанки Симониды Константин, собрал войско и двинулся на Стефана, требуя уступить ему королевский престол. Стефан со своей стороны собрал войско и двинулся против Константина. Прежде чем дело дошло до сражения, Стефан отправил к брату письмо, в котором убеждал не воевать против своего отечества при помощи иноплеменных войск, а мирно править той областью, которую он даст брату: «можно обоим в довольстве жить в такой обширной земле». Но Константин не внял этим мирным предложениям, вступил в сражение и был убит, а люди его перешли на сторону Стефана. Поднял восстание против Стефана Ypoшa III еще двоюродный брат его, Владислав, сын Сремского краля Драгутина, брата Милутинова, но и это восстание окончилось в пользу Стефана. Владислав должен был покориться ему. После смерти первой своей супруги, болгарской царевны, Стефан Урош еще дважды вступал в брак: с Бланкою, дочерью Филиппа Тарентского, герцога Ахайского [ 9 ], и, по смерти этой второй жены, с Мариею, дочерью Солунского наместника Иоанна Палеолога. В мирное время Стефан заботился о благосостоянии своих поданных и о делах Церкви. Он подтверждал прежние грамоты, укреплял за церквами земельные владения и другие доходы. Он заботился также о соблюдении чистоты веры и уничтожении ересей в пределах своего государства. Один современник на Евангелии сделал такую запись о Стефане Ypoшe III: «Господь избрал и прославил его для отчизны как звезду светлую и ярко сияющую; он утвердил родину свою, овладел многими городами и областями, рассеял врагов своих. Он послал на безбожных и нечестивых бабунов сына своего. Тот с Божьего помощью одержал победу над ними, пролив много крови, взял в плен весьма многих и возвратился к отцу своему». — Бабунами назывались богомилы, опасные еретики, поселившиеся в горной местности Бабуне, около города Прилепа в Македонии, и оттуда делавшие набеги на православных. При Стефане Ypoшe III Сербия не мало лет наслаждалась полным миром; не было внутренних смут, не было и войн с соседями. Благочестивый король Стефан занимался делами благотворительности и построением и украшением храмов Божиих, как в своем отечестве, так и за его пределами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святитель Савва Сербский(1169–1237; память 12/25 января) — самый почитаемый в Сербии святой, создатель Сербской Церкви, святой покровитель Сербии, великий светоч, силой духа которого сербский народ укрепляется в течение всей своей истории до наших дней. Родился святой Савва (мирское имя Растко Неманич) в семье святых царей: преподобного Симеона Мироточивого (память 13/26 февраля) и сербской святой Анастасии (Анны); брат святого Саввы, король Стефан Первовенчанный, тоже сияет в лике святых (память в Неделю вторую по Пятидесятнице). Оставив царские палаты, святой Савва в юном возрасте удалился с русскими монахами на Святую Гору Афон. Здесь он со своим святым царственным отцом основал в 1199 году мощный сербский духовный центр — Хиландарский монастырь, никогда не прерывавший связей с родной для его иноков страной и ставший очагом просвещения для всего православного мира. Святой Савва стал в 1219 году первым предстоятелем ставшей самостоятельной Сербской Православной Церкви, он основал ее, укрепил и расширил, устроил сербское монашество по образцу афонского, направил сербское народное самосознание к высоким идеалам преданности святой вере православной до смерти. Монашеская жизнь в Сербии до наших дней определяется Типиком, составленным для нее святым Саввой. Чудотворные мощи святого Саввы были сожжены турецкими поработителями Сербии в 1595 году в отместку за восстание, поднятое сербами против них в 1594 году. Память этого страшного злодеяния до наших дней совершается сербами 27 апреля/10 мая, в храме святителя Саввы на Врачаре в этот день служится литургия архиерейским чином. 32 Династия Неманичей— это святой Симеон Мироточивый и девять его потомков, правившие Сербией примерно с 1170 года по 1371 год. В их правление Сербия была создана как государство, главным принципом которого была верность Православию, и пережила свой золотой век. Семь из десяти царей династии Неманичей сияют в лике святых: Стефан Неманя (преподобный Симеон Мироточивый; память 13/26 февраля), Стефан Первовенчанный (преподобный Симон Монах; память в день собора афонских святых), Владислав Сербский (память 24 сентября/7 октября), Драгутин (в иночестве Феоктист; память 30 октября/12 ноября), Стефан Милутин (память тогда же), мученик Стефан Урош III Дечанский (память 11/24 ноября) и мученик Стефан Урош V (память 2/15 декабря). 33

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Старший брат его Драгутин недолго управлял всею Сербией (1270–1275 гг.). Сломав себе ногу, он отяготился в душе тем, что для него отец удален был с престола и добровольно предоставил престол Сербии брату своему Милютину, а сам поселился в Среме 774 . Драгутин, мало виновный в печальной участи отца, действовал так не только по голосу нежной своей совести, но и по убеждениям сербского народа, весьма строгого чтителя заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою ( Исх. 20, 12 ). Вот что пишет серб, биограф блаженного Стефана деспота: «уважение сербов к родителям так велико, что ни один сын, хотя бы и в своем доме, не смеет вкушать пищу вместе с отцем своим, а стоит у стола как слуга. Это можно видеть как у богатых, так и у бедных, не исключая крайней нищеты. И не слышно, чтобы кто-либо оскорбил отца своего или мать» 775 . После того понятно, что нелегко было Драгутину примирить с собою и мать свою, но он наконец примирил ее с собою. Младший брат, хотя и король всей Сербии, уважал старшего, предоставив ему титул короля сремского, и они соединяли свои силы, когда нужно было действовать против сторонних врагов. Драгутин много трудился над обращением босанских еретиков богомилов к правоверию и был чудным подвижником Божиим, закрытым от взора людей. По известию духовника его, после немногих годов супружества не касался он тела жены своей, а жил с нею, как брат с сестрою; милостыню нищим, обителям иноческим и храмам раздавал щедрою рукою; между прочим посылал он дары и храмам России, столько страдавшей от татар; он был в дружеской связи с великим князем Василием Ярославичем (1276). Для тайных подвигов выкопана была у него могила; в ней набросаны были каменья и черепья; здесь-то проливал он слезы о грехах и проводил ночи в молитвах; когда от утомления засыпал, острые каменья скоро пробуждали его. Пред смертью (22 марта 1316) принял монашество с именем Феоктиста. Когда готовили его к гробу: «обретоша его препоясавшася острою тростью по нагу и во власяное вретище облеченна и тростину влепшуся до внутренния кости; хотяще отъяти от тела его, не возмогоша и на мнозе мыюще водою едва разлучиша оную от тела сего блаженнаго» 776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010