Совершив христианское дело, Даниил возвратился в любимое карейское уединение. Потом он жк по просьбе страдальца королевича Стефана принимал живое участие в примирении отца с сыном39). После того Даниил собрался было отправиться в Иерусалим; но король, призвав его к себе, назначил ему покойное пребывание в патриаршей обители. По избрании блаж. Никодима в архиепископа предоставлена была Даниилу холмская кафедра40). Он был свидетелем смерти кор. Милютина. Новый король Стефан любил его еще более, чем отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении из заточения. Когда двоюродный брат короля Владислав склонил болгарского князя в свою пользу и против короля, в совете вельможей Стефана положили: дело посредника успешнее других может совершить холмский епископ Даниил - и блаж. Даниил счастливо исполнил поручение в Константинополе и у болгарского князя41). - Не взирая на почести и знаки любви, которыми осыпал бл. король Даниила, Даниил снова удалился в афонское уединение. По смерти блаж. Никодима сербский собор (в 1325 г.) избрал Даниила в архиепископа42). В этом звании Даниил ревностно заботился о обращении к православию богомилов,   Феодуле магистр, известия которого напечатаны in Anecdota Boissonadi II, 226 относит разорение Афона каталонцами к 1308 г. Но преимущество остатся за современниками. 37) Слова Даниила в Зап. геогр. общ. XIII, 302. Гласник VI, 88. Даниил говорит, что при погребении кор. Елены (ум. февр. 6, 1306 г.) был он в звании баньского епископа. 38) Летоп. в Гласнике V, 57. Даниил - у Раича II, 421. 422. Так как при погребении к. Елены в февр. 1306 г. Даниил был уже баньским епископом, то примирение Драгутина с Милютиным и матерью совершено без сомнения в 1305 г. 39) Известие Даниил - у Раича II, 531. 533. Гласник VI, 40. 40) Гласник VI, 39. 41) Известие ученика - у Раича II, 554. 555. 42) Гласник VI, 40. живших около Прилепа43), равно как с успехом отражал нападения папы44). - Во время войны болгарской (1330 г.) он оставался при королеве для советов45).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Упокоился в Царьграде в 826 году, достигнув 68-летнего возраста. 6. Св. Урошица, князь Сербский . Сын короля Драгутина. И в браке соблюл чистоту и целомудрие. Из его гробницы истекло миро. Рассуждение Если когда и восседал на престоле земного царства святой царь, то [это] был благоверный сербский король Стефан Дечанский. Греки, обычно считавшие славян варварами, дивились красоте души святого Стефана как редчайшему чуду той эпохи. Когда император Кантакузин послал к королю Милутину игумена монастыря Пантократора по неким государственным делам, король Милутин помимо прочего спросил и о своем сыне Стефане. «Ты спрашиваешь меня, король, о втором Иове, – ответил ему игумен, – будь уверен, что его убогость стоит выше твоего королевского величия». Византийский император на первых порах относился к слепому Стефану весьма сурово: сначала заключил его в одном из покоев дворца, запретив всякий к нему доступ, а затем передал его в монастырь Пантократора – с тем чтобы там, неся тяжкие монашеские подвиги, ослабел он и погиб. Однако Бог хранил блаженного Стефана, и тот переносил подвиги поста и молитвы как самый лучший монах. О его мудрости [и рассудительности] стали говорить во всем Царьграде. И царь стал его уважать, всё чаще испрашивая у него совета. Так, например, святой Стефан посодействовал развенчанию и ниспровержению известной ереси Варлаама, с которой боролся святитель Григорий Палама (см. Синаксарь второй недели Великого поста). Варлаам в то время находился в Царьграде и ловкими интригами склонил к своему мнению многих вельмож и сановников в Церкви и при дворе. Пребывая в недоумении, царь вызвал Стефана и спросил его, что ему делать с Варлаамом. Мудрый Стефан ответил ему словами Псалмопевца: Не ненавидящий ли Тя, Господи, возненавидех ? И еще добавил: «Опасных людей следует изгонять из общества». Выслушав сие, император Кантакузин немедленно с бесчестьем прогнал Варлаама из столицы. 1. Св. Иоанн Милостивый . Патриарх Александрийский. Родился на острове Кипр в княжеской семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И не слышно, чтобы кто-либо оскорбил отца своего и мать»73). После того понятно, что не легко было Драгутину примирить с собою и мать свою, но он наконец примирил с собою и мать свою, но он наконец примирил ее с собою. Младший брат, хотя и король всей Сербии, уважал старшего, предоставив ему титул короля сремского и они соединяли свои силы, когда нужно было действовать против сторонних врагов. Драгутин много трудился над обращением басанских еретиков – богомилов к правоверию и был чудным подвижником Божиим, закрытым от взора людей. По известию духовника его, после немногих годов супружества, на касался он тела жены своей, а жил с нею, как брат с сестрою; милостыню нищим, обителям иноческим и храмам раздавал щедрою рукою; между прочим посылал он дары и храмам России, столько страдавший от татар; он был в дружеской связи с великим князем Василием Ярославичем (ум. 1276 г.). Для тайных подвигов выкопана была у него могила; в ней набросаны были каменья и черепья; здесь-то проливал он слезы о грехах и проводил ночи в молитвах; когда от утомления засыпал, острые камни скоро пробуждали его. Пред смертию (ум. мар. 22, 1316 г.) принял монашество под именем Феоктиста. Когда готовили его к гробу, «обретоша его препоясавшася острою тростию по нагу и во власяное вретище облеченна и тростину влепшуся до внутренния кости; хотяше отъяти от тела его, не возмогоша и на мнозе мыюще водою едва разлучиша оную от тела сего блаженнаго»74).   73) Житие Стефана деспота. 74) Слова Даниила у Раича 2, 423-429. Троношская летопись (Гласник V, 56-58) говорит еще, что сремский король а) устроил несколько каналов; б) построил монастырь Рачу над Дриною, монастырь Ловницу, украшенный зеленым мрамором, храм в невесинском окружии; в) супруга его создала после него в ядарском округе монастырь Троношу; г) сыновьями его построен в зворническом округе мон. Тамма. – Другая летопись (у Шафарика Памятн. 2, 52) о Драгутине: «в любовь Божию и на православие распаляе се, - пожить богоугодно житие, инокыих любе, старцы почитае, младых питее, въсаку правду и истину испълняе, к сим же постом и молитвою свое тело удручае».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Один пример тому – великий император Юстиниан, а другой – святой король Стефан Дечанский. По кончине своего отца Милутина Стефан сбросил повязку со своих глаз, после чего знать и простой народ с радостью провозгласили его королем. Однако Константин, сын Симониды и младший брат Стефана по отцу, поднял против него армию. Тогда Стефан написал ему так: «Слышал ты, что со мной произошло (то есть как я прозрел) по Промыслу Божию, устрояющему всё ко благу. Помилованный Богом, я унаследовал родительский престол, чтобы владычествовать над людьми со страхом Божиим и правдой, по примеру предков. Откажись от своего предприятия, приди, чтобы увиделись мы друг с другом; прими второе место в государстве как второй сын и не восставай с чужеземцами против своего отечества; нашей просторной земли [вполне] хватит и для меня, и для тебя. Я не Каин-братоубийца, но товарищ братолюбивому Иосифу. Словами сего последнего и я тебе говорю; я Божий; вы замышляли против меня зло, а Бог устроил добро». Так писал святой король. Но Константин не послушалея. И потерпел поражение в войне со Стефаном. Так же был побежден и Владислав, сын Драгутина, второй претендент на сербский престол! Но хуже всего пришлось Михаилу Шишману, царю болгарскому. Ему Стефан писал: «Уразумей значение христианской любви, усмири гнев, дозволь, чтобы между нами была [такая] любовь, какая царила и между нашими родителями. Перестань проливать христианскую кровь. Обрати оружие против врагов имени Христова, а не против христиан. Опомнись и [памятуй] о том, как трудно отвечать за невинную кровь. Знай и сие: кто отнимает чужое, [тот] и свое теряет». Михаил посмеялся над этим посланием святого короля и был наголову разбит при Велбужде. «Бог – с праведным, а не с сильным». Созерцание Да созерцаю [досто]чудное сотворение (Быт. гл. 1), а именно: 1) как Бог сказал: да будет твердь посреди воды [в серб, букв.: да будет свод посреди вод. – Пер.]; 2) как отделил Он воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью ; 3) как назвал Он твердь небом .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

2. Свв. апостолы Клеопа, Тертий, Марк, Иуст и Артема . Все они из числа семидесяти Апостолов. Клеопе явился воскресший Господь на пути в Еммаус. Тертий написал Послание апостола Павла к Римлянам ( Рим. 16:22 ) [то есть был писцом при его написании. – Пер.] и мученически скончался как епископ Иконийский, будучи преемником апостола Сосипатра (см. 10 ноября). Святой Марк (или Иоанн, см. Деян. 12:12 ), сын благочестивой Марии, дом которого был на первых порах прибежищем для Апостолов и новокрещеных христиан, приходился родственником апостолу Варнаве . Был епископом в самарийском городе Аполлониада. Иуст – сын Иосифа Обручника. Вместе с Матфием избирался по жребию на место Иуды предателя, но жребий выпал Матфию. Как епископ пострадал он за Евангелие в Елевферополе. Святой Артема был епископом в Листрах Ликаонских и мирно скончался. 3. Св. король Милутин . Сын Уроша I и королевы Елены, брат Драгутина. Вел много войн, защищая свою веру и свой народ. Воевал с Михаилом Палеологом, потому что тот принял унию и с насилием принуждал все балканские народы и афонских монахов признать над собой власть Римского папы. Ратовал против Шишмана, царя болгарского, и Ногая, хана татарского, дабы оборонить от них свою землю. Все его войны были успешными, так как непрестанно молился он Богу и на Бога уповал. Построил более сорока храмов. Кроме воздвигнутых собственно в Сербии, как-то: Трескавац, Грачаница, Св. Георгия в Нагориче, Пресвятой Богородицы в Скопье, Баньска и других, – созидал он церкви и за ее пределами: в Солуни, Софии, Царьграде, Иерусалиме, на Святой Горе [Афонской]. Упокоился в Господе 19 октября 1320 года. Его мощи вскоре были обретены нетленными, и от них источились чудеса. Как таковые они и поныне почивают в Софии, в церкви Святого короля 160 . Богу угодил Милутин благоверный, Бремя неся тяжкое в зловерном: Веру защитил от раскольников злых, Оградил народ от насильников лихих. Бич Палеологу и латинам скверным, Восторжествовал он над родом неверным, Веру православную славя непрестанно,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

652 Слова Даниила у Раича 2, 423–429. Троношская летопись (Гласник V, 56–58) говорит ещё, что сремский король а) устроил несколько каналов; б) построил монастырь Рану над Дриною, монастырь Ловницу, украшенный зелёным мрамором, храм в невесинском окружии; в) супруга его создала после него в ядарском округе монастырь Троношу; г) сыновьями его построен в зворническом округе мон. Тамма.– Другая летопись (у Шафарика Памятн. 2, 52) о Драгутине: «на любовь Божию и на православие распаляе се,– пожить богоугодно житие, инокыих любе, старцы почитае, младых питее, въсаку правду и истину испълняе, к сим же постом и молитвою свое тело удручае».– Гильфердинг: «в церкви (Юрьевых столпов) на право от дверей находилась гробница с мощами короля Драгутина, в монашестве Феоктиста, обновителя обители Юрьевых столпов. Они лежали невредимы долго после запустения монастыря, пока святотатственная рука каких-то новопазарских христиан Знобичей не похитила их для распродажи по частям». Зап. геогр. общ. XIII, 140. «Житие благоч. краля Стефана сремскаго, монаха Феоктиста», писанное Георгием грамматиком, в серб. ркп. Здесь сказано: «бысть же преставление сего блаженнаго мес. мартиа в 22 день». Гласник XÏ 39, 41. Служба св. Милютину в Сербляке воспевает обоих братьев королей и матерь их Елену. 653 Сербские споменницы 24. Этот уговор вовобновлен был спустя 5 лет другою грамотою, 1281 г. 31. По житию Милютин «владяше аки краль и самодержец уже от 1275 лета». 654 См. октября 10 ч. Родослов Даниила, повторяя слова грамоты, называет имп. Михаила мужем кровей, человеком лукавой веры. У Раича 2, 441–445. 655 Даниил у Раича 2, 112–350 немногое прибавляет к известиям грамоты. Пахимер 2: 45, 174 и Никифор Грегорас Hist. 1: 98, 113, 125 только в общих чертах указывают на эти войны Сербии; так они приятны были на вкус греческий.– Stritteri Serbica § 81, 85. 656 Грек замечает, что преемник Михаила дозволил наёмному войску вступить в Сербию всего более из опасения, что иначе безпокойные толпы могли пуститься на грабежи в империи. Житие Милютина: «устремишася на сербскую землю, плена ради,– обаче разсыпани быша, поспешествующу Господу». Даниил: «противу толикаго множества и силы не сотвориша толики пакости отечествию благочестиваго».– Афонский патерик 1, 232–234. См. октябр. 10 ч. Михаил Палеолог скоропостижно умер в конце 1283 г. Пахимер кн. 6 гл. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

777 Сербскии споменници 24. Этот уговор возобновлен был спустя 5 лет другою грамотою, 1281 г. 31. По житию, Милютин «владяше аки краль и самодержец уже от 1275 лета». 778 См. октября 10 числа. Родослов Даниила, повторяя слова грамоты, называет имп. Михаила мужем кровей, человеком лукавой веры (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). 779 Даниил не многое прибавляет к известиям грамоты (см.: Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Пахимер (Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Кн. 2) и Никифор Грегорас (Никифор Григора. Римская история//Под ред. Шалфеева. СПб., 1862) только в общих чертах указывают на эти войны Сербии: так они приятны были на вкус греческий (Stritteri. Serbica. § 81, 85). 780 Грек замечает, что преемник Михаила дозволил наемному войску вступить в Сербию всего более из опасения, что иначе беспокойные толпы могли пускаться на грабежи в империи. Житие Милютина: «устремишася на сербскую землю, плена ради, – обаче разсыпани Быша поспешествующу Господу». Даниил: «противу толи- каго множества и силы не сотвориша толики пакостя отечествию благочестиваго» (Афонский патерик. Ч. 1). Михаил Палеолог «скоропостижно умер в конце 1283 г.» (Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Кн. 6, гл. 36). 781 Житие Милютина: «вниде с силами своими до Хвостна, недалече от печьския патриархии, которую опленити хотяше» (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Ждрело – жерло, узкая долина между параллельными горами, по которой протекает река, в Пожеравичском округе (Гласник. Кн. 4). Догадка Раича о времени войны против Куделина и Дремана (2, 454) неверна; надобно отнести войну эту к 1291 г.; притом более чем вероятно, что эти разжившиеся аристократы Драгутина действовали по внушениям Шишмана, завидовавшего, как говорит Даниил, Милютину и после уничтожения их хотевшего завладеть их уделом. 784 Раич. История разных славенских народов. Ч. 2. О Новаке Гребостреке из рода Комненов, см: Гласник. Кн. XII. 785 Грамота напечатана у Григоровича (Григорович В. Очерк путешествия). Она дошла без конца и потому без года. Но так как в ней говорится о войне с Персиею 1303 г. и король называет императора тестем своим, то надобно положить, что писана она не прежде 1304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

84) О времени войны с греками Пахимер у Раича II, 463. Грегорас и Пахимер (Stritteri Serbica § 83-91) бьются из всех сил закрыть то молчанием, то нарядными словами и клеветою униженную Милютиным империю. Клеветы их слишком пошлы. Впрочем, злость Пахимера и Грегоры на Милютина – понятны. Но странно, что не только Рейхель (Зап. археол. общ. I, 352. 353), но и Майков (Ист. серб. языка, М. 1857 г.) повторяют клеветы известных людей о многоженстве Милютина. От чего это так? Бредут вслед за Дю-Канжем, тогда как в устаревшем Дю-Канжевом сочинении оказываются ныне ошибки едва не ни каждой строке. Майков даже запутался в противоречия: то говорит (стр. 226), что Милютин вступал в брак с Елисаветою венгерскою, то называет (стр. 231) Дечанского, сына Елисаветы, незаконным сыном Милютина. Майков думает, что Милютин по политическим видам дозволял себе поступки оскорбительные для христианской нравственности. – Нет, искренний христианский король не мог быть так легкомыслен. Закон Христов для него выше всего. Да и политика, нравящаяся Майкову, самая ненадежная политика, которой следуют только жалкие глупцы. Майков до того странен, что пишет: «Милютин вступил в брак с сестрою Драгутиновой супруги Екатерины». Да ведь даже ни один ксендз не согласился бы венчать такого брака, не только православный священник! Сербскому священнику известен был закон первовенчанного, - читал он и библию. По древнему житию св. краля, Екатерина, супруга Драгутина, была дочь венгерского короля Владислава, а Елисавета, жена Милютина, была дочь кор. Андрея Венецианца (Сербляк л. 55). Кроме Цамблака (Гласник Х, 41) все летописи называют Дечанского сыном первого брака Милютинова, совершившегося в 1271 г. (у Раича II, 439. 440. Гласник Х, 265; I, 165; V, 61. 68; XI, 147). В надписях над стенными изображениями первая супруга Милютина называется кралицею Еленою (Зап. геогр. общ. XIII, 139, 140. 148. 236); но и жена царя Душана, сестра болгарского царя Александра, называлась то Рагозною (у Орбини и Луккари), то Еленою (в надписях и граматах). Имя Елены было любимым именем королев славянских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

вниманием; но почести не увлекали за собою сердца его. Раз сопровождая короля, посещавшего Сопочанский монастырь, беседовал он в обители с старцем иноком о душевном спасении и вслед затем скрылся в Кончульскую обитель, где и принял иночество. Евстафий архиепископ (1286-1304 г.), узнав о его иноческой жизни, по совещании с королем посвятил его в иеромонаха и потом в игумена афонской Хиландарской обители. Тут он проводил время в посте, молитве и подвигах. Так прошло довольно времени. И вот поднялась на Афон буря: изгнанные из Палестины крестоносцы и поселенные из милости в Романии начали буйствовать, как достойные ученики папы; к разным мерзостям своим присоединили они и то, что вздумали и совсем поселиться на Афоне, чтобы жить на счет монастырей афонских. Они грабили монастыри, не щадя никакой святыни. Халандар был осажден. Так как от злодейств крестоносцев сбежались в монастырь и слуги его, то скоро оказался недостаток в содержании; многие из братии, спасаясь от голода, попались в плен и лишены жизни. Крестоносцы ломились в обитель вооруженною рукою, но были отражены. Хиландарский игумен поступал не по мыслям гуманного социализма. Почему бы не отдать всего этим людям, т.е. тем, которые не хотели принять на себя никакого труда, а желали жить на счет других да еще делать мерзости? Но видно, социализм, проповедуемый ныне, - вовсе не новизна, а давно известный грех, строго преследуемый зрелым умом. О. Даниил, сделав распоряжение об имуществе и защите обители, явился к кор. Милютину. Король удерживал его при себе, до окончания осады; но он, получив пособия, поспешил к несчастной обители и с трудом пробрался в нее; он купил корабль пшеницы и нанял несколько воинов для охранения обители. Три года и три месяца св. гора была в осаде, пока Милютин не разогнал бродяг франков36).   36) Так говорит ученик Даниила. По его известию, сличенному с граматою Милютина и родословом, это нападение франков на Афон окончилось в 1296 г. По окончании осады, Даниил перешел в Карею. Когда поднялись неудовольствия между королями братьями - Драгутиным и Милютиным, Даниил, посвященный в епископа баньского37), был посредником-миротворцем между братьями и отклонив войну убедил Драгутина отказаться навсегда от прелприятий, оскорбительных для чувств христианских38).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Где ныне царь Траян? Зато Игнатий – райский житель, Песнь Ангелов, а нам – заботливый учитель. Святитель достославный, в себе носящий Бога, Хлеб жизни испроси нам у Владыки попремногу. Тебя соборно славим мы и чествуем вовек, Игнатий архипастырь – богоносный человек. 2. Св. Даниил, архиепископ Сербский . Сын богатых и боголюбивых родителей. В юности получил хорошее воспитание. Король Милутин взял его себе ко двору, но, пламенея любовью к Богу, Даниил убежал из царских палат и принял монашество в Кончулском монастыре близ Иара. В дальнейшем был он игуменом Хиландара и много натерпелся от латинских крестоносцев, грабивших [Святую Гору]. Затем стал он епископом Баньским, потом Хумским [Холмским] и наконец архиепископом Сербским. С начала жизни и до конца дней отличался строгим подвижничеством. Имел особый дар слез. Примирил королей Драгутина и Милутина, а затем Милутина и Стефана Дечанского. Стойко боролся с латинянами, а также с богомилами. Под его надзором были воздвигнуты монастыри Бания и Дечаны. Воссоздал он и вновь построил многие храмы. Написал Генеалогию сербских королей и святителей. Неустанно служа Богу до конца жизни, мирно упокоился в ночь с 19 на 20 декабря 1338 года, в правление царя Душана. Великий иерарх, великий подвижник, великий труженик и великий патриот. Рассуждение Точно неугасимым пламенем, святые мученики были объяты Христовой любовью. Эта любовь облегчала им страдания и самую смерть делала сладкой. Вот что о священномученике Игнатии говорит святой Златоуст: «С такой легкостью сбросил он с себя тело, как некто сбрасывает с себя свою одежду». Путешествуя в Рим на смерть, Игнатий боялся только одного: как бы христиане – либо молитвами к Богу, либо каким-либо внешним способом – не удержали его от мученичества за Христа. Посему непрестанно просил он их – и письменно, и устно – не делать этого. «Простите меня, – говорил он, – я знаю, что мне полезно. Сейчас я лишь начинаю быть Христовым учеником, не желая ничего из видимого или невидимого, только бы достигнуть Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010