помените же и мене грешнаго Арсения». На левой стороне царских дверей у иконостаса стоит рака с главами святых «пятизарных» мучеников, которые получил блаж. Арсений из болгарского Тернова. У столба на правой стороне храма гробница из белого мрамора, в которой покоятся мощи основателя печской обители св. Арсения 646 . Старший брат его Драгутин не долго управлял всею Сербиею (1270–1275 г.). Сломав себе ногу, он отяготился в душе тем, что для него отец удалён был с престола и добровольно предоставил престол Сербии брату своему Милютину, а сам поселился в Среме 650 . Драгутин, мало виновный в печальной участи отца, действовал так не только по голосу нежной своей совести, но и по убеждениям сербского народа, весьма строгого чтителя заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою. Вот что пишет серб-биограф блаж. Стефана деспота: «уважение сербов к родителям так велико, что ни один сын, хотя бы и в своем доме, не смеет вкушать пищу вместе с отцем своим, а стоит у стола как слуга. Это можно видеть как у богатых, так и у бедных, не исключая крайней нищеты. И не слышно, чтобы кто либо оскорбил отца своего и мать» 651 . После того понятно, что не легко было Драгутину примирить с собою и мать свою, но он наконец примирил её с собою. Младший брат, хотя и король всей Сербии, уважал старшего, предоставив ему титул короля сремского и они соединяли свои силы, когда нужно было действовать против сторонних врагов. Драгутин много трудился над обращением басанских еретиков-богомилов к правоверию и был чудным подвижником Божиим, закрытым от взора людей. По известию духовника его, после немногих годов супружества, не касался он тела жены своей, а жил с нею, как брат с сестрою; милостыню нищим, обителям иноческим и храмам раздавал щедрою рукою; между прочим посылал он дары и храмам России, столько страдавшей от татар; он был в дружеской связи с великим князем Василием Ярославичем († 1276 г.). Для тайных подвигов выкопана была у него могила; в ней набросаны были каменья и черепья; здесь-то проливал он слёзы о грехах и проводил ночи в молитвах; когда от утомления засыпал, острые камни скоро пробуждали его. Пред смертию († мар. 22, 1316 г.) принял монашество под именем Феоктиста. Когда готовили его к гробу, «обретоша его препоясавшася острою тростию по нагу и во власяное вретище облеченна и тростину влепшуся до внутренния кости; хотяще отъяти от тела его, не возмогоша и на мнозе мыюще водою едва разлучиша оную от тела сего блаженнаго» 652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Почитание святого Георгия у южных славян Почитание святого Георгия Победоносца пришло на южнославянские земли задолго до официального принятия христианства. Как известно, один из древнейших храмов Софии (Сердики) – ротонда VI века – был посвящен святому Георгию. Имя Георгий в средние века и в настоящее время является одним из популярнейших в регионе. Однако оно не вошло в ономастикон правящей болгарской династии ни в эпоху Первого Болгарского царства, ни в правление Асеней (1186–1279), хотя известны представители боярства, носившие это имя, например Георгий Войтех, возглавивший в 1172 году болгарское восстание против византийского владычества. Верховные правители с этим именем (происходящие из боярского рода Тертовичей) появляются только в посл. четверти XIII века: цари Георгий I Тертер (1280–1292) и его сын Георгий II Тертер (1321–1322). Святой Георгий пользовался особым почитанием в Сербии, особенно среди членов династии Неманичей. В житии святого Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя), написанном его сыном, королем Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде великомученика Георгия, освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть. В память об этом событии в 1167–1170 годах (или в 1-й половине 1171 года) Неманя построил монастырь Джурджеви Ступови на Лиме. В начале XIV века этот монастырь обновил король Стефан Драгутин и впоследствии был там погребен. Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя великомученика Георгия в Будимле на реке Лим, где находится гробница Стефана. У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд сербских удельных правителей, например, дуклянский король Георгий (1208–1216), сын Вукана, внук Стефана Немани. Святитель Савва Сербский построил во имя великомученика Георгия монастырь Ораховица, возобновленный в начале XIV века королем Стефаном Урошем II Милутином. По свидетельству летописей, король Драгутин построил монастырь во имя великомученика Георгия в Ломнице. Святому Георгию посвящена и возведенная в 1318 году задужбина Милутина – монастырь в Старо-Нагоричино близ Куманова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В соответствии с этим и курия, и высшие круги венгерского духовенства стремились не допустить существования «схизматических» иерархов на территории королевства. Так, уже в 1229 г. обсуждался вопрос о создании латинского епископства в Среме (Сирмии) — центре района, в котором проживала большая часть православного населения страны . Епископство явно должно было прийти здесь на смену епархиям «схизматиков». В 1232 г. папа предписал епископу Чанада потребовать от православных епископов Белграда и Браничева подчинения Римской Церкви, отметив при этом, что в противном случае их диоцезы будут подчинены Срему . В присяге наследника венгерского трона («молодого короля») Белы (23 января 1234 г.) говорилось, что он должен изгнать из королевства еретиков, «фальшивых христиан» и отступников, принявших иудейскую или мусульманскую веру. Что же касается тех в стране, «кто не подчиняется римской церкви, обряда какого бы народа они ни придерживались», «молодой король» обязан был «заставить их подчиниться римской церкви» . Хотя православное население и православное духовенство в Венгерском королевстве сохранили свои епархии и обряды, их деятельность была ограничена более жестко, чем «латинян» в Сербии в XIV в. Статуты, составленные в 1279 г. Филиппом, епископом Фермо, папским легатом, определяли условия церковной жизни православных для Польши и Венгрии . Так, православные священники не могли совершать богослужения за пределами своих храмов, приобретать или возводить церковные постройки без разрешения католического епископа соответствующей епархии. Католикам запрещалось присутствовать на службе в православных храмах и принимать таинства у православных священников. В этих предписаниях проступает стремление не только оградить католический мир от вредного влияния «схизматиков» (как в «Законнике» Душана по отношению к «латинянам»), но и создать препятствия для расширения их религиозной деятельности. Охранительная тенденция особенно ярко выражена в постановлениях другого папского легата, Гентилиса, направленного в Венгрию в начале XIV в. Поводом для издания постановлений послужило соглашение о браке сына одного из венгерских магнатов, трансильванского воеводы Ласло Кана, с дочерью сербского правителя Стефана Драгутина. Гентилис опасался, что новая брачная связь поможет сыну Стефана Драгутина, по матери потомку Арпадов, выступить с притязаниями на венгерский трон после пресечения этой династии . Такая перспектива пугала не только папского легата. Составитель описания Восточной Европы (1308 г.) доказывал, что из всех дочерей венгерского короля Ласло IV может наследовать корону лишь королева Сицилии как католичка, так как все остальные дочери вышли замуж за «схизматиков» . Обсуждение возможности притязаний одного из сербских Неманичей на венгерский трон было возможно потому, что в сфере отношений правящей элиты Венгрии со славянскими соседями сохранялись традиции взаимной терпимости предшествующей эпохи.

http://sedmitza.ru/lib/text/442949/

Неизвестно, оставался ли Волкан верен католичеству в дальнейшее время своего сидения на великокняжеском престоле, но во всяком случае власть паны кончилась с концом его (Волканова) правления, что было в 1206 или 1207 году, когда он снова должен был уступить место старшему брату Стефану. Это был единственный случай действительного отступления сербов от православия после Стефана Немани. Далее следуют случаи дипломатических притворств или изъявлений сербскими государями только мнимой готовности приступить к союзу с римской церковью. В первый раз к такому притворству было прибегнуто в непродолжительном времени после сейчас изложенного, именно – во второе правление Стефана, когда он вместе с братом своим архиепископом Саввой посылал в Рим за королевским венцом. Об этом уже говорено нами выше. О сношениях с папами при троих первых преемниках Стефана Первовенчанного ничего неизвестно, и опять они возобновились с правления Милутина или Стефана Уроша 2-го. На этот разе начал их сам папа (Hukoлaй IV). В 1288 г. он послал к Милутину двух своих легатов (Францисканских монахов Марина и Киприана) с увещательной грамотой, в которой настоятельно убеждал короля присоединиться к святой римской церкви, вне которой, по его словам, нет спасения (у Райнальда b Annal. Eccles. ап. 1288, n. 29, у Ассемани b Kalendaria V, 45). Мать Милутинова, вдова Уроша 1-го, кралица Елена, происходив из какой-то западной земли, была ревностной католичкой 314 , а поэтому папа писал с своими легатами и к ней, возлагая на нее обязанность употребить все старания к обращению на путь истины своих сыновей, т. е. Милутина и Драгутина (у Paйh.ibid. n. 31, у Acceм. ibid.). Но так как король сербский пока не имел никакой нужды в покровительстве папы и так как, к счастью, на него не имели и в сем отношении никакого влияния убеждения матери, то грамота папы осталась без всякого действия и была оставлена без всякого ответа. В 1220 г. обращался к папе (тому же Николаю IV) с изъявлением своей притворной покорности старший брат Милутина Драгутин, который, вероятно, находился тогда во вражде с первым (cfr Poдocл. стр. 357) и рассчитывал при содействии папы получить против него помощь от венгерского короля. Чтобы сильнее убедить папу в мнимой искренности своего решения присоединиться к римской церкви, он представлял латинским миссионерам дело обращения в христианство патаренов покоренной им части Боснии. Папа тотчас послал было просителю свою грамоту, которою торжественно объявлял, что берет его с его народом под особое покровительство св. седалища. Но или Драгутин увидел, что кроме этих пустых слов, ему более ничего не получить, или успел помириться с братом, – и дело было им брошено после получения этой милостивой для него грамоты (у Райнальда ап. 1291, n. 41 sqq, у Ассемани V, 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

774 Летопись (Гласник. Кн. 5) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за браком передал управление сыну Драгутину, и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину: то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. (Гласник. Кн. 11, 5). На монетах Драгутин в таком виде: первовенчанный Стефан передает Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии (Гласник. Кн. 3). 776 Слова Даниила см. в: Раич. История разных славенских народов. Ч. 2. Тро- ношская летопись (Гласник. Кн. 5) говорит еще, что сремский король: а) устроил несколько каналов; б) построил монастырь Рачу над Дриною, монастырь Ловницу, украшенный зеленым мрамором, храм в невесинском окружии; в) супруга его создала после него в ядарском округе монастырь Троношу; г) сыновьями его построен в зворническом округе монастырь Тамна. Другая летопись (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi) о Драгутине: «на любовь Божию и на Православие распаляе се, – пожить богоугодно житие, инокыих любе, старцы почитае, младых питее, всяку правду и истину исполняе, к сим же постом и молитвою свое тело удручае». Гильфердинг: «в церкви (Юрьевых столпов) направо от дверей находилась гробница с мощами короля Драгутина, в монашестве Феоктиста, обновителя обители Юрьевых столпов. Они лежали невредимы долго после запустения монастыря, пока святотатственная рука каких-то новопазарских христиан Знобичей не похитила их для распродажи по частям» (Записки географического общества. Т. XIII). «Житие благочестивого краля Стефана сремского, монаха Феоктиста» писанное Георгием Грамматиком, в серб. ркп. Здесь сказано: «бысть же преставление сего блаженнаго мес. мартиа в 22 день» (Гласник. Кн. 11). Служба св. Милютину в Сербляке воспевает обоих братьев королей и матерь их Елену.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

и не припоминает Божественного изречения, воспеваемого устами каждого христианина: «честна перед Господом смерть преподобных Его» ( Пс.115:6 ). Прошло пятнадцать веков, и слова христианского проповедника сохраняют весь прежний смысл и всё то же значение... 391 По известию Гласника XI, 39 в Сербской ркп. «Житие Богоноснаго Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее Сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменой Сербских выражений Славянскими, напечатано в Сербляке. – Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 395. 399. И декаб. 20 прим. 392 Летопись (Гласн. V, 49–58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: Венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за браком передал управление сыну Драгутину, и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то Венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а Сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI. 146. V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первом. Стефан передаёт Драгутину Стефану хоругвь с звездой на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212–214. 394 Слова Даниила у Раича 2, 423–429. Троношская летопись (Гласник V, 55–58) говорит ещё, что Сремский король: а) устроил несколько каналов; б) построил монастырь Рачу над Дривою, монастырь Ловницу, украшенный зелёным мрамором, храм в Невесинском окружии; в) супруга его создала после него в Ядарском округе монастырь Тронощу; г) сыновьями его построен в Зворническом округе мои. Томна, – Другая летопись (у Шафарика памятн.2:52) о Драгутине: «на любовь Божию и на православие распаляе се, – пожить богоугодно житие, инокыих любе, старцы почитае, младых питее, въсяку правду и истину исполняе, к сим же постом и молитвою свое тело удручае». – Гильфердинг: «в церкви (Юрьевых столпов) на право от дверей находилась гробница с мощами короля Драгутина, в монашестве Феоктиста, обновителя обители Юрьевых столпов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Константинополе построен им храм и при нем обширный странноприимный дом, а на содержание их назначены были земли. В Солуне построены храмы св. Николая и св. Троицы. Особенно же обеспечен был им Хиландарь, хотя не забывались и другие монастыри Афона. — «Как часто, говорит новый западный писатель и при том протестант, западные писатели смеялись над множеством сербских монастырей! Но государство сербских кралей пало, и монастыри, ими основанные, связуя собою народность с религией, наиболее содействовали к сохранению той и другой; справедливо объясняют переход босняков к исламизму тем, что в Боснии было менее монастырей, нежели в Сербии… Монастыри древних королей пользовались почитанием всех сербских племен». — Этот урок истории особенно должны затвердить непонятливые ученики Лютера, бессознательно повторяющее слова недовольства его монашеством, тогда как и история обличает их несогласие с евангелием. Историк блаженного краля и духовник его пишет: «бедные и нищие шли к нему не только из его отечества, но из стран заморских и с островов и из града Иерусалима. Из Азии приходили к нему странники, хромые, слепые, больные и никогда никто не отходил без пособия. Трудно знать, сколько раздавал он денег. Когда наступала ночь, чудный государь снимал с себя королевскую одежду и, надев простую и дырявую, а лицо закутав, с двумя или тремя верными слугами шел отыскивать бедность, одним давал деньги, другим одежду и пищу. — Он твердо помнил слова боговдохновенные: блажен призираяй на нища и убога: в день лют избавит его Господь… Надобно еще знать подвиги Милютина, известные нам, продолжает духовник, изнурения тела, ночные бдения, теплые слезы, незлобивый и приветливый нрав. Богатства его в серебре, золоте, скотах, конях, нивах — неисчислимые. И однако все это не изменяло доброй души его и гордость не доступна к нему была до смерти». — Блаж. Милютин, при всём счастьи, сохранял простую жизнь, какую любил отец его. Замечателен следующий случай. Михаил Палеолог, научившийся у папы употреблять всякие средства для достижения цели, хотел обманом запутать в свой союз кор. Уроша. Он отправил великолепное посольство в Сербию и с ним дочь свою, предлагая ее в супругу сыну короля Милютину. «Что это такое? К чему это? говорил король пышному посольству. Мы не привыкли к такой жизни». И указав рукою на девушку, одетую очень просто и сидевшую за прялкою, продолжал: «вот в каком наряде водим мы снох своих». Послы умники потоптались, потоптались и — обратили оглобли назад, чтобы доставить Михаилу незавидное имя глупца. Благочестивый король приблизился к смерти тяжкою болезнью, постигшею его в дворце породимльском, и, скончавшись окт. 29-го 1320 г., погребен был в Баньской обители, согласно с давним желанием его. — Спустя два года с половиною, после нескольких знамений, откопали гроб, и тело короля оказалось нетленным до того, что не спал и волос с головы его. — Мощи его положены были в богатой раке и перенесены в великолепный храм Софии, построенный им самим.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

Временник кн. 28. Изд. акад. II, 111. 633 Ещё кн. Борис в письме к п. Николаю писал: Multi ex diversis locis christiani advenerunt, qui prout voluntas eorum existit, multa et varia loquuntur, i. e. Græci, Armenii et ex secteris locis. 636 Пролог окт. 21. У Царского 563 служба окт. 21 «на перенесение мощей св. Илариона, епископа меглинскаго». Опис. муз. стр. 539. 637 Даскалова Открытия в Тернове – в Чт. общ. ист. 1859 г. кн. 2. стр. 6, 7. Григорович 174, 175. 639 Прохорова Древности 1864 г. Тетр. 8 окт. 28 «ризы кресты», т.е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи; а на рисунке Арсений в мантии. 640 Троношский поздний летописец (Гласник V: 40, 41) выставляет дело так, как будто нападение венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствие Саввы на восток и однако при кр. первовенчанном. Это – путаница. Св. Савва отправлялся на восток по смерти первовенчанного. Между тем ни при Радославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив Владислав взял Срем у Венгрии. Раича 2,374. 642 Ныне печский храм в честь вознесения Господня (Зап. геогр. общ. XIII, 172), но начальный был в честь апостолов. См. прим. 58. 644 В послесловии к шестодневу i. экзарха Феодор пишет: «в л. 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне первовенчанного короля сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсение – написана книга повелением «Дометиана, иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства хиландарскые лавры». Калайдовича Экзарх стр. 164. 649 По известию Гласника XI, 39 в сербской ркп. «Житие богоноснаго Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке.– Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 58, 62. и декаб. 20 прим. 26. 650 Летопись (Гласн. V , 49–58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за браком передал управление сыну Драгутину и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI, 146; V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первомуч. Стефан передаёт Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дубровницкая торговая республика поспешила выпросить у нового короля грамоту о свободе торговли её в Сербии. Краль Милютин в 1276 г. писал: а) «какую оказал им милость брат мой Стефан (Драгутин), туже оказывает и мое королевство; б) купцы их могут свободно торговать в моей земле, пока не оскорблена будет правда; в) они дают королевству 2.000 перпер каждый год, на Димитриев день; г) если окажутся виновными пред моим королевством, то разбирает дело суд по закону; если судом не решится дело, то за три месяца объявляется срок, к которому купцы их должны выехать из Сербии с своим имуществом» 653 . Недолго после того Милютину пришлось начать войны с соседями. Того требовали дела отчизны и веры. Войны шли одна за другою в продолжение 20 лет и все были изумительно счастливы. Признательный пред благодеющим Господом, благочестивый краль сам описывает эти дела в одной грамоте, и нам остаётся прибавлять только пояснения к его известию. «Будучи рабом Господа моего Спаса Христа,– так пишет он,– я Стефан Урош, по милости Божией король и самодержец всех сербских и поморских земель, уразумел сладкия для меня слова твои, Иисусе, поучающия нас в святом евангелии: да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели добрыя дела ваши и прославили Отца небеснаго. Узнав, что ничего нет лучше для царей и архиереев, как объяснять с благоговением закон Божий на соборах, пришел я в соборную печскую церковь и поклонившись иконам, лобызав честную руку Предтечи Иоанна, приняв благословение отца моего духовнаго кир Никодима, архиепископа сербскаго, и сущаго с ним собора, полагаю на соборе, чтобы не остались в забвении чудныя Дела Божии: совершить обновление Хиландаря, возобновить писание в Жидичской обители, отдать селище Улиарское для печской обители». Дела Божии были таковы. «Греческая империя простиралась до Липляны и греки делали насилия». Столько говорит король о причинах войны с греками. Очевидно, он не вполне высказался.– С одной стороны за сербскими горами, на равнине македонской, были поселения славянские; когда-то входили они в состав болгарского царства; а теперь были во власти греков. Это для славянской души было ненормально, оскорбительно. С другой Михаил Палеолог в 1274 г. составлял в Константинополе собор о принятии унии с папою. За исключением придворной партии, все другие были против папизма. Михаил обратился к мерам насилия против несоглашавшихся с его мыслию. Жестокости по местам и по временам были бесчеловечные; особенно сильно страдали афонцы, посылавшие смелое обличение Михаилу; в 1279 г. жестокости усилились 654 . И вот благочестивый король объявляет мечем протест против папизма. Он решился избавить от папизма по крайней мере дорогих славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По окончании осады Даниил перешёл в Карею. Когда поднялись неудовольствия между королями братьями – Драгутиным и Милютиным, Даниил, посвящённый в епископа Баньского 270 , был посредником-миротворцем между братьями и, отклонив войну, убедил Драгутина отказаться навсегда от предприятий, оскорбительных для чувств христианских 271 . Совершив христианское дело, Даниил возвратился в любимое Карейское уединение. Потом он же, по просьбе страдальца королевича Стефана, принимал живое участие в примирении отца с сыном 272 . После того Даниил собрался было отправиться в Иерусалим; во король, призвав его к себе, назначил ему покойное пребывание в патриаршей обители. По избрании блаж. Никодима в архиепископа, предоставлена была Даниилу Холмская кафедра 273 . Он был свидетелем смерти короля Милютина. Новый король Стефан любил его ещё более, чем отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении из заточения. Когда двоюродный брат короля Владислав склонил Болгарского князя в свою пользу и против короля, в совете вельмож Стефана положили: дело посредника успешнее других может совершить Холмский епископ Даниил и – блаж. Даниил счастливо исполнил поручение в Константинополе и у Болгарского князя 274 . – Не взирая на почести и знаки любви, которыми осыпал король блаженного Даниила, Даниил снова удалился в Афонское уединение. По смерти блаж. Никодима Сербский собор (в 1325 г.) избрал Даниила в архиепископа 275 . В этом звании Даниил ревностно заботился об обращении к православию Богомилов, живших около Прилепа 276 , равно как с успехом отражал нападения папы 277 . – Во время войны Болгарской (1330 г.) он оставался при королеве для советов 278 . Сербия одолжена была ему построением многих храмов и разведением виноградников 279 , Он венчал на королевство Душана, хотя и со скорбью за его отношения к отцу 280 . Блаженный Даниил, при любви к Господу, любил просвещение и отчизну свою 281 . Он собирал сведения о прошлом Сербии и написал Родослов, где в первой части красноречиво описал дела Сербских властителей, а во второй – жизнь Сербских первосвятителей 282 . Блаженно почил 19 декабря 1338 г. 283 . Сербская Церковь поёт ему: «чудо явився извещения (по повествованию), делами добродетелей Божиих воссиял еси, монашествующих лики упасл еси, архиерейская седалища утвердил еси, еретическаго нападения не усуминився, Церковью Христовою управляя, преподобне отче Данииле, премудре: уснул еси, яко спя, тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть и подает цельбы болящим от различных недугов и демоны прогоняет. Сего ради молим тя, моли спастися душам нашим» 284 . Празднование Новодворской иконе Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010