Иоанн Владимир до 1016 Стефан Воислав 1040–1051/2 Михайло Воиславлевич (король) ок. 1052–1077–1081 Константин Бодин 1082-ок. 1101 Владимир II 1103–1114 Георгий (Джордже) 1114–1118, 1125–1131 Грубеша Браниславлевич 1118–1125 Градихна Браниславлевич 1131–1142 Радослав Грубишнич (князь) 1142–1148/9 Михайло III ок. 1162–1189 Ок. 1189 Зета (Дукля) включена в состав владений Стефана Немани, который поставил королем Дукли своего сына Вукана Неманича (1189–1208) В Рашке Вукан ок. 1083-ок. 1114 Хронология следующих великих жупанов не может быть точно установлена; важнейшие из них: Урош I, Урош II, Деса, Тихомир. Стефан Неманя 1166/8–1196 Стефан Первовенчанный (король) 1196–1217–1227/8 Стефан Радослав 1227/8–1234 Стефан Владислав 1234–1243 Стефан Урош I 1243–1276 Стефан Драгутин 1276–1282 (до 1316 в Среме) Стефан Урош II Милутин 1282–1321 Стефан Урош III Дечанский 1321–1331 Стефан Урош IV Душан (царь) 1331–1345–1355 Стефан Урош V (царь) 1355–1371 † Вукашин Мрнявчевич (король) 1365–1371 После битвы при Марице (1371) государство распалось на несколько владений, крупнейшими из которых правили Лазарь Хрбелянович, Марко Мрнявчевич, Вук Бранкович и Константин Драгаш Лазарь Хрбелянович (князь) 1371–1389 Стефан Лазаревич (деспот) 1389–1402–1427 Георгий (Джурадж) Бранкович 1427–1456 Лазарь Бранкович 1456–1458 Стефан Бранкович 1458–1459 Стефан Томашевич 1459 В 1459 последние остатки сербского государства захвачены османами 7. Иран (сасаниды) Ардашир I Папакан 224–241 Шапур I 241–272 Хормизд I 272–273 Бахрам (Варахран) I 273–276 Бахрам II 276–293 Бахрам III 293 Нарсе 293–302/3 Хормизд II 303–309/10 Адарнарсе 310 Шапур II 310–379 Ардашир II 379–383 Шапур III 383–387/8 Бахрам IV 388–399 Йездигерд I 399–420 Бахрам V Гур 420–437/8 Йездигерд II 438/9–457 Хормизд III 457–459 Пероз 459–484 Балаш (Валагш) 484–488 Кавад I 488–496 Замасп (Джамасп) 496–499 Кавад I (повторно) 499–531 Хосров I Ануширван 531–579 Хормизд IV 579–590 Бахрам Чубине 590–591 Хосров II Парвиз 590,591–628 Кавад II Широе 628 Ардашир III 628–630

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8) Евстафий 2-й, тоже малоизвестный; скончался в 1304 г. 9) Савва 3-й, из постриженников хилендарских, был епископом в Призрене. Ко времени его архиепископства относится учреждение новых епархий в Хвостне, Кончуле и Баньске (последняя называлась после Вучитернскою), возобновление и создание множества монастырей и церквей с больницами королем Милютином 6 . Скончался 1316 года. Преемствовал ему – 10) Св. Никодим, из игуменов хилендарских. Архиеп. Даниил пишет: «по преставлении Саввы 3-го, соборно избраша Никодима, иже во святей горе. Пришел он, повинуяся кралю и собору, ктому же убежден и от чернец святогорских. И егда прииде время посвящения, посвятиша его в день Вознесения Господня 7 , и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием, глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета». В январе 1321 года венчал на царство старшего сына Милютинова, Стефана, так-называемого Дечанского. Обративши внимание на разнообразие богослужебного чина, он послал в цареградский монастырь св. Предтечи за типиком иерусалимским и в 1319 году перевел 8 его с греческого на сербский язык; по его же повелению списываемы были и распространяемы по церквам богослужебные книги, а еретиков-богомилов он преследовал обличениями и гражданскими взысканиями. Скончался в мае 1325 года. В большой печской церкви находится и теперь рака с мощами его, а в южном приделе хранится под стеклом богатая его митра 9 . 11) Даниил 2-й, архиепископ, в юности служил при дворе короля Милютина; тайно ушел в монастырь Кончул и постригся там; чрез несколько времени архиеп. Евстафий 2-й назначил его игуменом хилендарской обители на Афоне, откуда король Милютин вызвал его на епископию баньскую; в 1317 году перевел в Холм. Правление церковью в сане архиепископа ознаменовал созданием многих церквей, заведением школ, устройством монастырей, заведением садов и заселением пустынь, а особенно учительностию в Слове Божием. В 1334 году король Стефан уступил дубровницкой республике Стон и Редь, но с уговором, «чтоб оставались там священники сербские и совершали богослужение в церквах.» Даниил скончался 19 декабря 1338 г.; от него остались жизнеописания архиепископов сербских и королей: Уроша 1-го, Драгутина, Милютина и Стефана Дечанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Обычным фактом в XIII в. были браки сербских правителей с католическими принцессами. Особого внимания заслуживают свидетельства, связанные с личностью королевы Елены, жены Стефана Уроша. Французская аристократка, родственница анжуйских правителей Южной Италии, она отличалась преданностью католической вере и побуждала своих сыновей Драгутина и Милутина «к соединению с Римской Церковью» . Получив в удел после низложения и смерти мужа значительную часть Приморья, она основала в поморских городах целый ряд францисканских монастырей , а в 1303 г. отдала свои земли под опеку папского престола . В постройке католических храмов и пожалованиях католических аббатств вместе с матерью участвовал православный король Стефан Милутин , а сама Елена наряду с католическими обителями построила православный монастырь в Градце, в котором и была похоронена. В сборнике житий сербских правителей и пастырей Сербской Церкви, составленном в начале XIV в. архиепископом Даниилом II, помещена и биография «блаженной» Елены, которую автор — глава Сербской Православной Церкви — хвалил за благочестие, строгий образ жизни и помощь бедным. Для него королева — «дарованный от Господа светильник преславъномоу отьчьствию своему земли срьбьсцей». Святость ее подтверждает обретение ее «нетленных останков» . Елена прилагала большие усилия, чтобы склонить к унии с Римом сыновей — Стефана Драгутина и Стефана Милутина и второго мужа — болгарского царя Георгия Тертера . На рубеже XIII–XIV вв. снова начались переговоры сербских правителей с Римом о церковной унии. Правитель северо-западных районов Сербии Стефан Драгутин, тесно связанный с венгерским двором, в 1291 г. просил папу Николая IV прислать в его владения францисканских монахов для борьбы с богомильской ересью . Сербский король Стефан Милутин, когда находил это для себя выгодным, охотно вступал в соглашения с латинскими противниками Византийской империи. Так, в начале 80-х гг. XIII в. он небезуспешно искал сотрудничества с главным врагом императора Михаила VIII Палеолога Карлом Анжуйским . В начале XIV в. он снова попытался использовать в своих интересах конфликт между Византией и латинским претендентом на императорский трон Карлом Валуа, братом французского короля Филиппа IV Красивого. По договору, заключенному в 1308 г., французский принц обязался в обмен на помощь, полученную от короля, передать ему часть византийских владений в Македонии .

http://sedmitza.ru/lib/text/442949/

Война с западною Болгариею происходила в 1292 г. Шишману вздумалось поживиться на счет Сербии, как Милютин усиливался на счет империи; но Стратимир не рассчел, что у него далеко не те средства, что у Милютина. «Сильный, нечестивый, царь татарский Ногай поднимается против меня со всеми силами. Мое кралевство посылает ему дары. Беззаконный царь, спешивший против меня, возвращается назад. Послал я к нему на службу сына Стефана с знаменитыми начальниками. Когда уже отчаивались в возвращении его, он воротился невредимый; закипело междоусобие у нечестивых». Татарин Ногай, столько известный России, в 1294 г. свергнул с болгарского престола Тертера и посадил Смильцу; — гордый хан грозил тем же и Милютину. Недолго после того закипело междоусобие между сыновьями Ногая; старший сын Тшуке (Цока) разбил наголову младшего; тот обратился с жалобою к х. Тохтаге; война кончилась пленом и смертью Ногая, в 1299 г. «Безбожные персы и арабы вооружились на христианский род. Они поселились в великой Романии и укоренились тут на полной свободе, живя 20 лет. Мое кралевство призывает некоторую часть их на службу, к зави сти соседей царей. Когда же задумали они погибель моему кралевству, тогда я смирил их в конец не только в моем кралевстве, но и в Романии; города их были разрушены; никого не осталось из этого нечестивого рода во всей Романии, за исключением тех, которые стали рабами сербских начальников». Выгнанные из Палестины крестоносцы, смешавшиеся там с арабами, явились во Фракии с именем арабов; сперва терпели их, дали им земли в Романии. Но, обжившись, они стали хозяйничать на манер разбойников: захватывали чужую собственность, похищали жен и девушек. Преследовавшие их магометане увеличивали страдания православных. Бессильная империя не могла совладать с буйными бродягами — фонами. Когда обязавшиеся служить Милютину составили заговор на жизнь его: Милютин решился рассчитаться с незваными гостями по-своему. Он выгнал всех их за Дунай, за исключением лучших, оставшихся в числе прислуги. «Кир Андроник Палеолог, вселенский царь, умолил искреннего сына державного царства послать войско против персов в Анатоию. Убежденный молением тестя, отрядил он дружину с великим воеводою Новаком Гребестрекою. Она, дойдя до гор. Ираклии, радостно встречена была Андроником и, войдя на суда, перешла в Анатолию. После многих сражений одержала победу и с благодарностью Андроника возвратилась».

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

Незадолго до своей кончины, в глубокой старости, Елена приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви святителя Николая в Скадаре – в храме, который она сама построила и украсила. Упокоение и посмертное почитание Святая отошла ко Господу 8 февраля 1314 года во дворце в Брняцах и была похоронена в своей задужбине – монастыре Градац. На погребении святой Елены присутствовали ее сын король Милутин, архиепископ Печский Савва III, епископ Баньский Даниил, епископ Рашский Павел и вельможи, посланные ее сыном Драгутином. Сам он приехал позже, как и обе снохи Елены – Кателина и Симонида, украсившие гроб святой покрывалами, расшитыми золотом. С почившей пришли проститься многочисленные нищие и обездоленные, заступницей которых она была. Огромная любовь к Елене со стороны сербского народа, безусловно, была вызвана ее искренней заботой, делами милосердия и любви. Архиепископ Даниил II, лично знавший святую, составил со временем ее жизнеописание. Он же сообщает, что спустя три года после преставления произошло обретение мощей святой Елены. Это случилось около 1317 года. Обретение мощей связано с чудесным свидетельством, о котором был извещен епископ Рашский Павел, которого Елена при жизни любила как родного отца. Святая явилась одному старцу монаху в монастыре Градац. Игумен монастыря сразу же известил об этом владыку Павла. После совершения всенощного бдения в присутствии собора духовенства могила святой была открыта и обретены ее мощи, которые «лежали, как в росе, целыми и нетленными». Мощи были помещены в ковчег и положены перед иконостасом в храме монастыря Градац. Место упокоения святой Елены. Монастырь Градац      Сохранилось много редакций биографии святой Елены. Ее житие часто совмещается с житиями ее сыновей – Милутина и Драгутина. Отдельная служба святой Елене не была составлена, и она поминается в службе, посвященной ее сыну святому королю Милутину. Изображение святой на фресках и иконах с двумя сыновьями появилось очень рано. Так, одна икона находится в церкви святителя Николая в Бари, а другая – в церкви святого Петра в Риме. Святая Елена изображена на фресках в монастырях Джурджеви Ступови, Сопочанах, Грачанице и Градиште, храме святого Ахилия в Арилье.

http://pravoslavie.ru/125540.html

Территорию рядом с храмом занимает военное кладбище, где покоятся жертвы боснийской войны 1990-х гг. Адрес: Miloša Obilia 13, Višegrad 73240, Босния и Герцеговина Телефон: +387 58 621 112 Подробнее... Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Штрпци) [ править править код ] Новый храм в Штрпцах построен в 1908 году при протоиерее Косте Поповиче. Недалеко от новой церкви был сооружен склеп-мемориал Петра I Карагеоргиевича Петру Ослободиоцу), в честь павших воинов Первой мировой войны. Адрес: Штрпци, Босния и Герцеговина Телефон: +387 58 730 273 Подробнее... Храм Рождества Святого Иоанна Крестителя (Билешево) [ править править код ] Билешевский приход был основан в 1904 году. В том же году началось строительство церкви Рождества Иоанна Крестителя в Билешево, которое было завершено в 1908 году. Пока строился храм, богослужения проходили в небольшой часовне на кладбище. Храм в Билешево вместе с местом археологических раскопок Главица, некрополем с надгробиями-стечками, кладбищем и зданием сербской начальной школы был объявлен Национальным памятником Боснии и Герцеговины. Адрес: Bilješevo, Босния и Герцеговина Проезд: Храм расположен в Билешево, недалеко от города Какань, к северу от магистрали Сараево – Зеница. Билешево находится в 10 км по прямой от Зеницы и в 7 км от города Какани. Подробнее... Храм Рождества Святого Иоанна Крестителя (Црквине) [ править править код ] Согласно преданию, на Црквинской поляне в XIII веке была построена монастырская церковь в честь Святого Иоанна Крестителя, тогда же и само это место получило название Црквине. Храм был построен как задужбина короля Драгутина Неманича и его брата Милутина – сыновей Стефана Уроша I Неманича и Елены Анжуйской. Король Драгутин устроил здесь летнее имение, в котором он занимался государственными делами и время от времени встречался с боснийским баном Степаном Котроманичем. Адрес: Raevii, Босния и Герцеговина Проезд: Место Црквине, где находится церковь св. Иоанна Крестителя, находится между поселками Раджевичи, Бабляк и Бехечи, на границе общин Рогатица, Хан-Песак и Соколац. Община Рогатица расположена на главной дороге Сараево – Вышеград М-19-3. Община Хан-Песак – на магистрали Зворник – Сараево М-19.

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

Храм Св Петки Монастырь Папрача. Он находится на пути к Шековичам и монастырю Ловница. Его построил еще в 12 веке король Драгутин, брат святого сербского короля Милутина. В монастыре сохранились фрески 16 века, а прежние сгорели или были уничтожены войнами и пожарами. Монастырю большое зло принес Ферхад бег. В Попраче нашла спасение семья Ферхада после поражения у Буды от австрийской армии в войне 1717-1723 гг. Ферхад бег вместо благодарности обвинил перед султаном монахов в том, что они отняли у него детей и жену. Тогда турки сожгли монастырь и убили 40 монахов. Из окрестностей монастыря Попрача происходят бабка и мать Ивана Грозного. Монастырь Ловница построили короли династии Неманичей в 1320 году. Старейшие сохранившиеся иконы и иконостас относятся к 1576 году. Десять лет назад монастырь был отреставрирован. В год его посещает более пяти тысяч человек. У Ровницы располагался военный командный пункт Ратко Младича. Далее наш путь лежал через Власеницу, Хан Пиесак, Соколац и Лукавац. Мы добрались до Сараева, прошли через его центр, я показала печально знаменитую площадь Маркале, прошли по Доброволячкой улице, где погибли ни в чем не повинные солдаты ЮНА. На здании бывшей казармы ЮНА имени маршала Тито красуется вывеска американского посольства. На другой половине «Глобал университет» с названием „Кампус " . За оградой виднеется сохраненный памятник Иосипу Броз Тито, возле которого можно сфотографироваться. ...По лесным тропинкам идем к Калиновику. На входе в город показываю гостям ограду военной казармы, оставшуюся еще с австро-венгерских времен. До последней войны здесь находились подразделения ЮНА, во время войны - АРС, теперь здесь полное запустение. Уже наступает ночь, но нас в Калиновике ждет народ во главе с Милевой Комленович. В Доме культуры мы принимаем участие в упомянутых торжествах, посвященных русско-сербской дружбе. В День сенокоса (Дан Кошевине) идем на литургию в единственную местную церковь. Она построена в 1888 году на фундаменте намного более старой. Была отслужена панихида по солдатам АРС, погибшим на Трескавице и в Боснии и Герцеговине. В мемориальной комнате, посвященной бойцам знаменитой Гвардейской бригады и всем погибшим в борьбе за оборону Калиновика, мы возложили цветы и расписались в Книге памяти.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/17/...

Дубровницкая торговая республика поспешила выпросить у нового короля грамоту о свободе торговли ее в Сербии. Краль Милютин в 1276 г. писал: а) «какую оказал им милость брат мой Стефан (Драгутин), ту же оказывает и мое королевство; б) купцы их могут свободно торговать в моей земле, пока не оскорблена будет правда; в) они дают королевству 2000 перпер каждый год, на Димитриев день; г) если окажутся виновными пред моим королевством, то разбирает дело суд по закону; если судом не решится дело, то за три месяца объявляется срок, к которому купцы их должны выехать из Сербии с своим имуществом». Недолго после того Милютину пришлось начать войны с соседями. Того требовали дела отчизны и веры. Войны шли одна за другою в продолжении 20 лет и все были изумительно счастливы. Признательный пред благодеющим Господом благочестивый краль сам описывает эти дела в одной грамоте, и нам остается прибавлять только пояснения к его известию. «Будучи рабом Господа моего Спаса Христа, так пишет он, я, Стефан Урош, по милости Божией король и самодержец всех сербских и поморских земель, уразумел сладкие для меня слова твои, Иисусе, поучающие нас в святом евангелии: да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели добрые дела ваши и прославили Отца небесного. Узнав, что ничего нет лучше для царей и архиереев, как объяснять с благоговением закон Божий на соборах, пришел я в соборную печскую церковь и, поклонившись иконам, лобызал честную руку Предтечи Иоанна, приняв благословение отца моего духовного кир Никодима, архиепископа сербского, и сущего с ним собора, полагаю на соборе, чтобы не остались в забвении чудные дела Божии: совершить обновление Хиландаря, возобновить писание в Жидичской обители, отдать селище Улиарское для Печской обители». Дела Божии были таковы. «Греческая империя простиралась до Липляны и греки делали насилия». Столько говорит король о причинах войны с греками. Очевидно, он не вполне высказался. — С одной стороны, за сербскими горами, на равнине македонской, были поселения славянские; когда-то входили они в состав болгарского царства, а теперь были во власти греков. Это для славянской души было ненормально, оскорбительно. С другой, Михаил Палеолог в 1274 г. составлял в Константинополе собор о принятии унии с папою. За исключением придворной парии, все другие были против папизма. Михаил обратился к мерам насилия против несоглашавшихся с его мыслью. Жестокости по местам и по временам были бесчеловечные; особенно сильно страдали афонцы, досылавшие смелое обличение Михаилу; в 1279 г. жестокости усилились. И вот благочестивый король объявляет мечом протест против папизма. Он решил избавить от папизма по крайней мере дорогих славян.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

После смерти в 1355 г. сербского царя Душана Сильного, при его наследнике св. мученике Уроше V, начался процесс распада единого сербского государства. В конце 1350-х гг. земли, на которых находится Милешево, перешли под власть холмского князя Воислава Войновича, а после его смерти в 1363 г. – к его племяннику жупану Николе Алтомановичу. Осенью 1373 г. Алтоманович был разбит сербским князем Св. Лазарем и боснийским баном Твртко I Котроманичем, а Милешево при разделе отошло к последнему. Будучи правнуком сербского короля Св. Драгутина, Твртко считал себя наследником сербского престола. В день Св. Димитрия 26 октября 1377 г. в Милешево он короновался как король Сербии и Боснии. В 1377-1390 гг. Твртко превратил свою страну в сильнейшее государство на Балканах. Даже поражение сербов на Косовом поле, где сражались и войска Твртко, не сказалось на его положении. Впрочем, вскоре после смерти Твртко в 1391 г. Босния, разлагаемая изнутри еретиками-богумилами, утратила многие земли. В 1446 г. в Милешево воевода Степан Вукчич Косача, бывший противником боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, принял на себя титул Светосавского герцога. От этого титула земли, которыми он владел, стали называться Герцеговиной. При окончательном захвате османами сербских земель во второй половинне XVI в. монастырь был ими сильно разорен. Тогда были разрушены монастырские стены, но обитель была вскоре восстановлена. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадал от турок, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении XV-XVIII вв. В начале XVI в. в школе при монастыре учились Баица Соколович, будущий турецкий великий визирь Мехмед-паша, и его родной брат – будущий сербский патриарх Макарий (1557-1572 гг.). Патриарху Макарию, при поддержке своего брата-потурченца, удалось восстановить многие опустевшие монастыри. В это время Милешево достигает своего наивысшего расцвета. В монастыре работает мастерская по переписыванию церковных книг. Около 700 шедевров вышло из неё за это время. В 1544-1557 гг. в Милешево была и типография.

http://sobory.ru/article/?object=48574

Старший брат его Драгутин недолго управляла всею Сербией (1270 — 1275 г.). Сломав себе ногу, он отяготился в душе тем, что для него отец удален был с престола и добровольно предоставил престол Сербии брату своему Милютину, а сам поселился в Среме. — Драгутин, мало виновный в печальной участи отца, действовал так не только по голосу нежной своей совести, но и по убеждениям сербского народа, весьма строгого чтителя заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою. Вот что пишет серб биограф блаж. Стефана деспота: «уважение сербов к родителям так велико, что ни один сын, хотя бы и в своем доме, не смеет вкушать пищу вместе с отцем своим, а стоит у стола как слуга. Это можно видеть как у богатых, так и у бедных, не исключая крайней нищеты. И не слышно, чтобы кто-либо оскорбил отца своего или мать». После того понятно, что не легко было Драгутину примирить с собою и мать свою, но он наконец примирил ее с собою. Младший брат, хотя и король всей Сербии, уважал старшего, предоставив ему титул короля сремского, и они соединяли Свои силы, когда нужно было действовать против сторонних врагов. Драгутин много трудился над обращением босанских еретиков — богомилов к правоверию и был чудным подвижником Божиим, закрытым от взора людей. По известию духовника его, после немногих годов супружества, не касался он тела жены своей, а жил с нею, как брат с сестрою; милостыню нищим, обителям иноческим и храмам раздавал щедрою рукою; между прочим посылал он дары и храмам России, столько страдавшей от татар; он был в дружеской связи с великим князем Василием Ярославичем (+ 1276 г.). Для тайных подвигов выкопана была у него могила; в ней набросаны были каменья и черепья; здесь-то проливал он слезы о грехах и проводил ночи в молитвах; когда от утомления засыпал, острые каменья скоро пробуждали его. Пред смертью (+ мар. 22-го 1316 г.) принял монашество с именем Феоктиста. Когда готовили его к Гробу: «обретоша его препоясавшася острою тростью по нагу и во власяное вретище облеченна и тростину влепшуся до внутренния кости; хотяще отъяти от тела его, не возмогоша и на мнозе мыюще водою едва разлучиша оную от тела сего блаженнаго».

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010