42 и 43 ап. правила, подвергают лишению сана священно- и церковнослужителей, преданных игре и пьянству, а мирян – отлучению: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (42 ап. пр.). «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне» (43 ап. пр.). Правила эти запрещают игру в кости, в зернь, и т. п., вообще в азартную игру. В особенности же те роды игры в кости, в которых счастливый исход для играющего зависел не от случая и удачи, а от умения и ловкости, строго были запрещены клирикам и мирянам. Церковь считает игру неприличною и предосудительною для клириков наравне с присутствием на зрелищах, и воровством, взиманием обременительных процентов, и преследовала их не только за игру, но и за то, если они вступали в какие-либо сделки с играющими; она в этом видит мошенничество, желание низким способом эксплуатировать в свою пользу экономическое благосостояние других. Наряду с игрою в 42 и 43 ап. пр. запрещается клирикам и мирянам пьянство. Еще ап. Павел в послании к Тимофею ( 1Тим.3:2 ) между качествами священнослужителя перечисляет и то, чтобы они не предавались пьянству. И в самом деле, если отвратителен и жалок пьяница мирянин, то тем ужаснее видеть сей порок, обезображивающий душу и тело, в служителе алтаря, в совершителе таинств веры, в приносителе бескровной жертвы. И в Ветхом Завете еще, когда приносились в жертву животные, было для священника смертным грехом войти в скинию нетрезвому. Гораздо более тяжек этот грех для пастыря христианского, готовящегося к приношению страшной жертвы, тела и крови Искупителя. 54 ап. прав, запрещает духовным лицам входить в корчмы или гостиницы, исключая разве тех случаев, когда, находясь в пути, они по необходимости принуждены бывают остановиться в ней для отдыха. «Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает.» Церковь считала неприличным для клириков посещение корчемницы потому, что корчемницы признавались местами опасными для чистой нравственности. Они были местами, куда без разбора стекались распутные мужчины и бесчестные женщины, и те, которые обращались бы с подобными лицами, не остались бы непричастными их нечестия, ибо худые сообщества развращают добрые нравы. Входя в корчемницу, клирик соблазнял бы, кроме того, других своим собственным примером и унижал себя в глазах общества. Таким образом, охранение нравственности и авторитета клириков – вот причина запрещения им посещения корчемницы и тем более занятия ими корчемством (9 пр. Трул. соб.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Катерина 7 ноября 2020, 19:29 Галина Ник 7 ноября 2020, 08:43 -- проделайте дырочки в маске под подбородком и отогните края по бокам, иначе заработаете " короткое " дыхание, затем фиброзу легких и адьё. Марина 7 ноября 2020, 18:30 Для меня лишение возможности встретить в храме Страстную седмицу, Пасху, Светлую седмицу было трагедией. Настоящей. Нет, я никого не осуждаю, я понимаю: Патриарх заботился о наших жизнях и здоровье, светская власть тоже ничего против Церкви не имеет, ей надо было остановить заразу. Да, и св.Феодор Ушаков в чуму церкви закрывал, и в холеру причастие запрещалось... Но у меня остался один вопрос - как это принять, как пережить, как не сойти с ума? Свечки на окнах? Каким образом они могут заменить храм? Дома превратились в храмы? Да ни во что мой дом не превратился - мои близкие нецерковные люди, меня не понимают.И вот сейчас я с ужасом это читаю: значит, опять закроют?.. Татьяна 7 ноября 2020, 16:52 Добрый день! В последнее время читаю истории обретения и почитания икон Божией Матери. На Руси всегда во время моровой язвы, а также во время войн, нападений врагов на города и крепости православные собирались тысячами на молебны перед иконами Богородицы по призыву священников и иерархов Церкви, постились, приносили покаяние, обносили икону крестным ходом вокруг городов - и Богородица ВСЕГДА приходила на помощь, ВСЕГДА! Эпидемии прекращались! Враги отступали! Вспомните, почему мы особо празднуем день памяти Владимирской иконы Матери Божией! Так было с Крещения Руси до октябрьского переворота. А теперь наше священство призывает сидеть дома... Марина 7 ноября 2020, 14:48 Галина Ник 7 ноября 2020, 08:43 " но думаю, что такое служение Богу не нужно. " Прямо слух режет это ваше высказывание. Бог вообще-то еще и милостив. Я в том убеждаюсь все больше и больше по жизни. Галина Ник 7 ноября 2020, 08:43 Дорогой и многоуважаемый батюшка. Всё, о чем Вы говорите безусловно так и есть. Только нынешний карантин направлен не столько на сохранение здоровья граждан и не-граждан, а на разобщение народа. Вот только что вернулась из храма - дышать под маской мне очень тяжело, а без маски нельзя. Очень люблю свой храм, но сегодня такое тяжкое впечатление:будто крадут что-то. Не стану уточнять отчего стойко и чётко сформировалось такое мнение, Вы и сами, вероятно понимаете. Горько, но думаю, что такое служение Богу не нужно. Это дела человеческие. Карантин нужен, если позволите так выразиться, духовный карантин прежде всего. А там и физическое подтянется.

http://pravoslavie.ru/135110.html

С точки зрения аскетики воскрешение Лазаря — это переход «от страстности к бесстрастности» 7 , от греха к добродетели; по сути дела, оно будет толковаться так же, как и Пасха, «­песах», — как малое чудо, предварившее великое универсальное чудо воскресения Богочеловека и те духовно-назидательные смыслы, которые открываются в таинстве воскресения. «Через эти ясные доказательства, — пишет свт. Епифаний Кипрский в связи с Ин. 11, 43, — [Бог] Слово обозначил наше призвание от мертвых дел и пробудил некогда спящих от тяжелого сна и через призвание озарил нас» 8 .   В области богословия Ин. 11, 43 будет использоваться не только для описания того, что произошло с Лазарем, но дабы подчеркнуть Божественную силу деяний Спасителя Христа. Характерно упоминание данного стиха у свт. Григория Богослова, для которого слова «Где положили Лазаря?» указывают на человеческую природу Спасителя, а слова «Лазарю, ­гряди вон» — на Божественную: «“Где положили Лазаря?” указывает на наше, а “Лазарь, изыди вон” и воздвижение мертвого говорят о состоянии выше нашего; и борение, распятие и погребение свойственны завесе (плоти), а дерзновение, воскресение и вознесение — сокровищу (Божества)» 9 . Свт. Григорий Богослов, обращаясь к Лазарю в риторическом пафосе, очень торжественно описывает в другом своем слове воскрешение Лазаря: «Лазарь, изыди вон. Ты услышал великий глас, будучи лежащим во гробе (ибо что величественнее гласа Слова?). И вышел не четверодневный мертвый, а многодневный, воскресши вместе с Тридневным и освободившись от гробных уз» 10 . Возможны и другие аналогичные более детальные интерпретации одних только слов Ин. 11, 43, когда глас указывает на человечество Спасителя, а сила воскресения — на Божество: «Кто кричащий: Лазарю, изыди вон? Голос человекоязычный, а сила Богосильная. Кто призывающий? Не человек. Ибо образ человека, но глас Божий» 11 .   Экзегеза самой формулы заслуживает особого внимания. Она предельно кратка, дабы показать всесилие Спасителя при использовании одного призыва вместо двух (воскресни и изыди). Свт. Василий Великий писал: «Воскликнул Иисус: Лазарь, изыди вон. Не сказал: восстань и тогда выйди из гроба. Ибо Я не хочу двумя приказаниями занимать мертвого, чтобы, не потеряв время в обоих, он не замедлил в пути…» 12 Но и один призыв — излишен, он производится в целях проповеди и важен услышавшим, в то время как Лазарь мог быть воскрешен и силою воли. Согласно проповеди свт. Григория Паламы, «[Господь] возгласил голосом великим, но это ради стоящих вокруг, ибо Он мог не только умеренным гласом, но и одной только волей его воскресить» 13 .

http://e-vestnik.ru/analytics/gryadi_von...

  Также он сбрасывал чистую простынь с кровати до тех пор, пока его не поселили в худшую комнату. И старец Паисий добавил с юмором: «Поскольку мы и так юродивые [по уму], для чего нам становиться юродивыми [Христа ради]?» Комментарии Всего комментариев: 26 2015/10/21, 12:42:00 Преподобный батюшка Паисий!умоли Господа нашего,облегчить мою болезнь. 2015/08/20, 15:41:25 Родной мой Паисий ! Прошу Тебя очень! Помолись о мне грешной, чтобы Господь простил меня и исцелил мои глаза и живот. Галина 2015/07/14, 19:43:39 отец Паисий помолись о нас грешных Ольги и Леониде что бы Господь помиловал наших детей и внуков и нас 2015/04/01, 09:09:44 Святой Паисий помолись о мне великогрешном и трудноисправляемом и о семье моей,да простит нам с женой Господь наши оскорбления Господу и дарует истинную веру ,здравие и православного мужа дочери нашей Пелагеи.Не оставь нас,умоляю. Александр 2015/03/12, 19:08:57 Отче Паисий! Моли Бога о нас грешных и недостойных! Попроси Господа нашего Иисуса Христа не гневаться сильно на нас! Прости нам всё! Моли Бога о нас! р.б. елена р.б.елена 2015/03/10, 00:26:27 Святой Отец Паисий! Прошу помоги. Моли Господа об исцелении сына моего раба грешного Константина от бесплодия, чтобы он приобрел счастье отцовства Фотиния 2015/03/07, 19:30:08 Святой отец Паисий! Прошу тебя помощи и наступления перед Господом Нашим Иисусом Христом и Матушкой Богородицей! Помоги мне р. Б. Наталье и р. Б. Павлу восстановить семью нашу. Образумь Павла , чтобы не бегали мы друг от друга, а жили в мире и согласии в венчанном законном браке. Помоги батюшка, я очень хочу восстановить нашу семью. Но сама я не в силах этого сделать без Ваших молитв! наталья 2015/03/06, 20:43:57 Святой Отец Паисий! Помоги мне найти мудрые слова убедить своих начальников, чтобы не было у них мысли только о наказании. 2015/03/06, 20:43:51 Отец Паисий Святогорец ! Моли бога обо мне грешной! И о моих близких и родственниках.Аминь Антонина 2015/03/05, 11:05:45 Родной отец, святый преподобный отче Паисие! Моли Бога и Матерь Божию о мне и чадах моих, о родителях моих. Благодарим тебя, отче!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=204...

44 разодрали они одежды свои. Выражение крайней степени горя и скорби. 44 пали пред ним. Братья поклонились Иосифу, полагаясь на его милость (43,26 и ком.). 44 угадает. Это было сказано с иронией: гаданием невозможно определить, кто прав, а кто виноват (ст. 5). 44 Бог нашел неправду рабов твоих. Эти слова не означают, что Иуда согласился с обвинением в воровстве. Братья признали свою вину (ст. 28; 42,21 и ком.), усматривая во всем происшедшем наказание, исходящее от божественного правосудия. 44 тот, в чьих руках нашлась чаша. История повторяется (см. ком. к ст. 10). 44 Иуда. Он представляет всех братьев (43,3 и ком.). 44 вместо отрока. Это уже не тот Иуда, который продал своего брата в рабство (37,26.27). Его самопожертвование, хотя и не столь значительное, созвучно заместительной жертве Христа, Который страдал за других (см. ком. к ст. 43,9). 44 увидел... бедствие. См. 37,34.35. Глава 45 45:1–28 Своей верой Иосиф дал всем избранным богословское обоснование для прощения друг друга, истолковывая грехи в свете Божиего промысла. 45 удалите от меня всех. Иосиф связывает себя с семьей завета, а не с богатствами Египта ( Евр. 11,22 ). 45 Египтяне. Согласно греческому тексту «все египтяне». Они не имеют части в семье завета. 45 я Иосиф. См. Деян.7,13 . 45 не печальтесь. Иосиф обращает их взоры от совершенных грехов к Божией благодати (50,19; Чис. 21,8.9 ). Бог послал меня. Это утверждение, повторяющееся трижды (ст. 5,7,8), является богословской основой повествования об Иосифе (50,19–21; Деян. 7,9.10 ). Все хитросплетения человеческого греха Бог использует во благо праведным и для достижения Своей цели ( Деян. 2,23; 4,28 ). для сохранения вашей жизни. Иосиф верит в то, что именно Бог сохраняет жизнь человеку. 45 два года. Иосифу было тридцать девять лет (41,46.53). 45 оставить вас. Иаков, полагаясь на обещание Господа относительно семьи завета, знал, что, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, Бог оставит Свой народ на земле (50,25; Ис. 10,20; 35,9; 37,32 ; Мих. 2,12.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   Говорят, что :   Говорят, что //Фома. - – октябрь 2017. - С.42-43. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что у православных людей не может быть секретов друг от друга, потому что это грех лжи. На самом деле. - С.42. Почему в Церкви собирают пожертвования на ремонт и строительство храмов, разве сама Церковь не должна выделять на это деньги? Потому что… Ил.: Лепта вдовы. Вильгельм Котарбинский. 1905-1917. - С.42. Часто спрашивают: что значит быть целомудренным ? Отвечаем: Фото Анны Стариковой. - С.43. Ответ священника:   Блуд ли жить с парнем без интима ? Спрашивает/ Марина . Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото Алины Жарковой//Фома. - –октябрь 2017. – С.43. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »).    ЛЮДИ (раздел). – С.44-59.   Лето: вспомнить всё. Избранные кадры фотофестиваля «Фомы» . [Вступление от Редакции]//Фома. - – октябрь 2017. – С.44-53. – (раздел « Люди »). «Фомы» благодарит участников своего ежегодного сезонного фотофестиваля «Такое разное лето» в соцсети «ВКонтакте» и представляет подборку из присланных читателями ярких, живых, радостных летних фотографий. Опубликованы следующие работы:   Ромашковые поля. Староселье . Вологодская область. Фото Ольги Пономаревой . – С.44-45; Последние дни уходящего лета. Озеро Большой Теренкуль , Урал. Фото Алексея Малахова . – С.46; Вечер, солнце, Паустовский . Фото Надежды Еремеевой . – С.46; Завтрак осени. Подмосковье, деревня Яковлево. Фото Ксении Громовой . – С.47; Вперед, в лес! К приключениям! Чувашия. Фото Елены Самариной. – С.47; Пчелка-труженица. Воронежская область, Грибановский район. Фото Оксаны    Володиной . – С.48; Дачницы . Фото Татьяны Федоровой . – С.48; Июньский закат на пруду. Курская область. Фото Ирины Ворначевой . – С.49; Привет с дачи . Фото Степана Шишкина . – С.49; Глубокая летняя ночь. Псковский район. Городище Камно. Фото Вячеслава Мельника . – С.50-51; Исторический фестиваль «Стояние на реке Угре». Фото Вячеслава Громова . – С.50;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-174...

Vsemirnyj kongress miroljubivych sil, ebda12, 41–43. Bratskij vizit cerkovnoj delegacii Sovetskogo Sojuza v Indiju, in: MP1975,5,70–72; 6,55–61. Pravoslavij pogljad na taemnie i udesne v religii, in: Prav. Visnik 1975,2,18–21. Intervju korrespondentu APN, 20.2.1976 g., in: MP1976,5,4–5. Obrašenie к Kongressu «Christiane za razoruenie», in: MP1978, 6,46. O Pjatom Vsechristianskom Mirnom Kongresse, in: MP1979,2, 43–49. Slovo na Vsechsvjatskom kafedralnom sobore v g. Tule, in: MP1980,12,14f. Re‘ pri vruenii emu diploma doktora bogoslovija Prešovskogo bogosl. Fakul‘teta, in: MP1980,10,41–47. Doklad pri otkrytii zasedanija KOPRa (Eisenach, 14.10.1980), in: MP1981,1,38–41; 2,46–50; Cerk. Vest. 1981,2/3,4,5. duchovnom oblike Iisusa Christa po evangeliju, in: MP1981, 5,55–60. Slovo oprošenii obid, in:MP1981,6,36–37. Pomestnaja Cerkov’ i Vselenskaja Cerkov’, in: MP1981,3,70–76; 4,60–67. Doklad na torestvennom akte Prazdnovanija 35-letija L’vovskogo Cerkovnogo Sobora 1946 goda, in: MP1981,10,6–13. Doklad na zasedaniju Medunarodnogo Podgotovitel‘nogo komiteta (Vsemirnoj konferencii «Religioznye dejateli za spasenie svjašennogo dara izni ot jadernoj katastrofy”), in: MP 1982,3,5–13. Re» na otkrytii Konferencii, MP 1982,6,4–6. Materiaux de la Consultation de la Commission «Foi et Constitution» du Conseil Oecuménique des Eglises, Octobre 1981, Odessa, in: Vest. Ekzarchata 1982,109/112,3–12. Vystuplenie pri konsul’tacii Komissii «Vera i cerkovnoe ustroistvo» (9 po 15 oktjabrja 1981) v Odesse, in: Vest. Ekzarchata 1982,109/112,127–135; franz. ebda 3–12. Slovo к 25-letiju episkopskoj chirotonii Svjat. Patriarcha Pimena, in: MP1983,2,17–18. O rešeniiach Vtorogo Predsobornogo Vsepravoslavnogo Sovešanija, in: MP 1983,9,46–49; 10,44–47; 11,43–48. Re» pri vruenii emu diploma doktora h.c. Bogosl. fakul’teta im. Jana Gusa v Präge, in: MP 1984,10,58–68; 11,61–66. Promova pri vruenni jomu doktora bogoslov’ja Bogoslovs‘kogo fakul‘tetu Jana Gusa v Prazi 14 cervnja 1984 r., in: Prav. Visnik 1984,10,16–27.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава 44 Святость храма и налагаемые ею требования на его посетителей и служителей: левитов и священников Описав храм в XL-XLII гл. и его освящение (через возвращение в него Господа и очищение жертвенника) в XLIII гл., пророк может теперь заняться установлениями нового храма. Весь характер этих установлений можно наперед предугадать по изображенной рельефно доселе и опять указываемой (ст. 1–2, 4–5) святости храма. Порядок излагаемых теперь предписаний очень характерен. Он исходит от князя ( Иез.44.3 ), чтобы к нему возвратиться в заключении ( Иез.45.7, 46.18 ). Но гораздо важнее в новой теократии священники (ср. Иез.44.1 с ст. 4, 24); посему дается ряд постановлений а) о выделении необрезанных из обрядового персонала (ст. 7–9) и б) левитов из священства (10–14), в) о садокидах, как единственно законном священстве в потомстве Аарона (15–16); г) об обязанностях, (17–27) и д) содержании (28–31) нового сященства. Иез.44:1 .  И при­вел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращен­ным лицом на восток, и они были затворены. Пророк, которого мы оставили на внутреннем дворе ( Иез.43.5 ) за созерцанием жертвенника ( Иез.43.13 и д.), приводится ( «привел» без подлежащего, см. объяснение Иез.40.17 ) снова ( Иез.40.6, 42.15, 43.1 ) к внешним восточным воротам храма ( «святилища», микдаш в самом широком смысле) – и именно как видно из ст. 4 (см. об.) к внутренней их стороне, чтобы показать, что эти ворота и промежуток времени с той поры, как пророк был у них в последний раз ( Иез.42.15 ), оказались закрытыми. Иез.44:2 .  И сказал мне Го­с­по­дь: ворота сии будут затворены, не отворят­ся, и никакой человек не войдет ими, ибо Го­с­по­дь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Закрыты они были, как узнает пророк из нарочитого откровения ему Божия об этом, следовательно, необыкновенной важности, обстоятельств, навсегда, причиной чего было наблюдавшееся пророком в Иез.43.1 вступление через них Бога в новый храм для вечного обитания в нем, след. вступление существенное, не символическое лишь и благодатное, как в прежний храм с его свободным доступом через все ворота (может быть, и в действительном храме восточные ворота, как обращенные к незаселенной местности, открывались редко или, по крайней мере, был закрыт главный пролет их, а для пользования народа предоставлялся ход через притвор ворот – ст. 3. Пр. А. Олесницкий , Ветх. хр. 431). Именно порог храма, это начало и граница его, должен вследствие вхождения Божия во храм остаться не попираемым для ноги человеческой. Этим хорошо знаменовалась полная реальность обитания Божия в новом храме. Правос. Церковь поэтому справедливо видит осуществление этого пророчества в воплощении Сына Божия от Пр. Девы Марии и в соблюдении ею вследствие этого присного девства, в виду чего место служит паремией на Богородичные праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

791 Учение о непорочном зачатии Марии было, впервые после Пелагия, выдвинуто в 1140 г. в Лионе, но против него выступил Бернар Клервоский (Ер. 174); позже о нем спорили между собой францисканцы и доминиканцы, пока наконец это учение не победило, сформулированное в папской булле о непорочном зачатии Марии в 1854 г. 792 Выражение Θεοτκος не встречается в Писании, и его, по меньшей мере, можно неправильно понять. Ближе всего к нему слова Елисаветы: μτηρ το κυρου μου, в Лк. 1:43 , и слова ангела Гавриила: Το γεννμμενον [εκ σου, de te, al. in te, недостаточно подтверждено и является более поздним пояснительным дополнением] γιον κληθησεται υ " ς Θεο, Лк. 1:35 . Но я не понимаю, по какому праву выдающийся римско–католический профессор Рейтмар в вышеупомянутой Catholic Encyclop., vol. vi, p. 844, вкладывает в уста Елисаветы выражение «мать Бога, Господа моего»; такого варианта прочтения Лк. 1:43 не предполагает. 793 Древнейшие свидетели в пользу Θεοτκος – Ориген (по словам Сократа, Η. Е., vii, 32), Евсевий (Vita Const., iii, 43), Кирилл Иерусалимский (Catech., χ, 146), Афанасий (Orat., iii, с. Arian., с. 14, 83), Дидим (De Trinit., i, 31, 94; ii, 4, 133) и Григорий Назианзин (Orat., Ii, 738). Но следует помнить, что Есихий, пресвитер Иерусалима (ум. в 343), называет Давида, предка Христа, θεοπτωρ (Фотий, Cod. 275), и что во многих апокрифах Иаков назван δελφθεος (Gieseler, i, ii, 134). Стоит также отметить, что Августин (ум. в 430), со всем его уважением к Марии, никогда не называет ее mater Dei или Deipara; напротив, он, по–видимому, предостерегает от подобного, Tract, viii, in Ευ. Joann. с. 9: «Secundum quod Deus erat [Christus] matrem non habebat». 795 Ср. у Кирилла: Encom., S. M. Deiparam, Homil. Ephes., а также Orationes of Proclus (Gallandi, vol. ix). Схожее экстравагантное восхваление использовал Ефрем Сирин (ок. 378) в своем труде De laudibus Dei genetricis, а также оно присутствует в собрании молитв, которое носит его имя, но которое, по меньшей мере частично, написано в более позднее время (v. 3, pp. 524–552, ed. Benedetti and S. Assemani).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

40,21.24.28). 48 расплавил... испытал. Этим испытанием для иудеев стало время вавилонского плена (1,22.25; ср. Иез. 22,18–22 ; 1Пет. 1,7 ). 48 ради Себя Самого. См. ком. к 43,25. 48 Я тот же, Я первый и Я последний. Ср. 47,8.10. 48 Господь возлюбил его. Букв.: «Избранный военный союзник Господа». Это еще одна характеристика Кира (см. ком. к 41,2.25; 46,11). волю. Исполняя волю Божию, Кир завоюет Вавилон и освободит иудеев из плена. 48 Я, Я сказал. Дважды повторенное местоимение усиливает логическое ударение. призвал... благоуспешен. Успехом всех своих деяний Кир был обязан Богу. 48:16 См. статью «Один и три: троичность Бога». Приступите ко Мне. Эти слова принадлежат Господу Иисусу Христу ( 1Пет. 1,11 ). Примечательно, что содержание данного стиха объединяет все три Лица Божественной Троицы. Я был там. Эти слова напоминают о смысле имени Еммануил (7,14; 41,10) послал Меня. См. 61,1; Зах. 7,12 . Дух. Служение совершается в силе Святого Духа (11,2; 42,1). 48 Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14. Святый Израилев. См. ком. к 1,4. Я Господь. См. ком. к 41,4. научающий... ведущий. Учение, о котором говорит этот стих, дается народу в законе Моисея и в проповедях пророков (40,11; 55,12; 63,13; Втор. 5,27; 29,5.6 ; Пс. 22,2; 26,11; 138,10.23 ). 48:18 Исаия говорит о том, что приближение Дня искупления зависит от каждого человека. мир. См. ком. к 26,3. река... волны морские. Ср. 66,12; Ам. 5,24 . правда. Букв.: «праведность» (см. ком. к 1,21). 48 семя твое... как песчинки. См. Быт. 12,2; 22,17 . имя. См. ком. к 43,1. 48 Выходите... бегите. Господь призывает иудеев не просто покинуть Вавилон, но и отречься от всего, что связано с ним, ибо дни его сочтены (ср. Откр. 18,4 ). 48 не жаждут... льются воды. Забота Бога о Своем народе, выходящем из плена, будет так же велика, как и во времена исхода из Египта (41,17.20; 43,19–21; 44,3; ср. Исх. 17,6 ; Втор. 5,15 ; Пс. 104,40 ). Глава 49 4955,13 Данные главы книги пророка Исаии посвящены Божественному промыслу о спасении. 49:1–7 Рассматриваемые стихи представляют собой вторую из четырех торжественных песен во славу Божественного Слуги (42,1–4; 49,1–7; 50,4–11; 52,13 53,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010