«И дочерей моих». Многие из комментаторов обращают внимание на эту чисто новозаветную черту: обыкновенно в Ветхом Завете о рождении дочерей не упоминается и вообще о них говорится чаще всего с укором. И вот только здесь, где, очевидно, тоже идет речь о новозаветных временах, говорится так же, как и у Апостола Павла ( Гал.3:28 ) о равноправности полов. Ис.43:7 . каждого кто называет­ся Мо­им именем, кого Я сотворил для славы Моей, образо­вал и устро­ил. «Сотворил... образовал и устроил». Интересный в филологическом смысле пример того, как родственные по смыслу еврейские глаголы выражают особые оценки мысли – «сотворил» по-евр. bara, т. е. произвел из ничего, ( Быт.1 и др.) «Образовал» – Jazar – оформил, вылепил из готового материала, и устроил – asa – окончательно отшлифовал, дополнил и улучшил отделку. Ис.43:8–13 . Здесь в более сжатой форме повторяется то, что составляло специальный сюжет раннейшей главы ( Ис.41:1, 21–26 ), именно – суд Всевышнего с народами. Господь снова вызывает на суд с собой иудеев (8 ст.) и язычников (9 ст.) и требует от них достоверных свидетелей, каковых у них, разумеется, не оказывается. В противоположность им Всевышний сначала заставляет быть невольными о Нем свидетелями всех его врагов, (10 ст.) а затем выступает и Сам с торжественным самоудостоверением (11–13 ст.). Ис.43:8 . Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши». Ближайшей параллелью к этому стиху и данным в нем определениям народа израильского служит Ис.42:7, 18–19 (См. наш комментарий к ним). Ис.43:9 . Пусть все народы соберут­ся вместе, и совокупят­ся племена. Кто между ними пред­сказал это? пусть воз­вестят, что было от начала; пусть пред­ставят свидетелей от себя и оправдают­ся, чтобы можно было услы­шать и ска­за­ть: «правда!» «Кто между ними предсказал это?» Как поставленный вопрос, так и все содержание данного стиха близко напоминает 26 ст. 41-й главы. Предметное содержание его – речь об явлении Отрока Господня, об отвержении иудейства и обновлении язычества. Пророк и задает здесь вопрос, мог ли кто-либо из представителей иудейства или язычества все это предвидеть и предсказать одним чисто естественным путем? Разумеется, нет: никто из них не в состоянии был ни сделать подобного предсказания, ни тем более удостоверить его правильность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

255-260). Зеньковский и Робинсон пришли к выводу о независимом возникновении данных текстов. С иной т. зр. выступила Н. Ф. Дробленкова, к-рая считала, что Записка представляет собой «почти полный черновой набросок, основную канву... будущего Жития», созданного в Пустозерске (Пустозерский сборник. 1975. С. 186-195). Карманова, изучавшая творчество Е., поддержала т. зр. Зеньковского и Робинсона и убедительно доказала, что Записка, созданная как текст исповедального характера, в к-ром автор описывает этапы нелегкого пути к созданию «книги», является своего рода предисловием к этой «книге». Житие было написано Е. и бытовало в рукописной традиции в виде 2 самостоятельных частей, представляющих 2 пространных послания к старообрядцам. 1-я часть, над которой автор работал в 1667-1671 гг., сохранилась в 2 автографах: БАН. Дружин. 746 и ИРЛИ. Оп. 24. 43. 2-я часть, созданная ок. 1676 г., также представлена 2 автографами: ИРЛИ. Собр. Амосова-Богдановой. 169 и ИРЛИ. Оп. 24. 43. Как автографы, так и списки Жития Е. посылались из Пустозерска разным лицам: Михаилу и Иеремии, Афанасию Максимовичу, Симеону ( Сергию (Крашенинникову) ). Надпись Епифания к «Житию протопопа Аввакума» (автограф). Ок. 1676 г. (ИРЛИ. On. 24. 43. Л. 2) Надпись Епифания к «Житию протопопа Аввакума» (автограф). Ок. 1676 г. (ИРЛИ. On. 24. 43. Л. 2) Главной темой Записки и Жития является описание внутренней жизни Е.: сначала монаха-пустынника, проходившего трудный путь аскезы, затем узника, претерпевавшего тяжкие страдания и желавшего, несмотря на периоды уныния и сомнения, сохранить верность своим убеждениям. Большое место в сочинениях отведено видениям Пресв. Богородицы и святых, к-рые имел Е., и бывшим ему чудесным знамениям. Рассказывая о многообразных бесовских искушениях, случавшихся с ним в Виданской пуст., и о тяжких страданиях в заключении (после казней Е. долго болел из-за «горких и лютых ран», в земляной тюрьме «многажды умирал от дыма», потерял зрение), Е. пишет, как он находил силы в молитве, как помощь свыше укрепляла его и давала облегчение в скорбях и болезнях.

http://pravenc.ru/text/190079.html

Две эпохи – два «Добротолюбия»: преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник Скачать epub pdf Я рад возможности выступить с докладом о святителе Феофане Затворнике именно в этом зале, в этом здании. Начну, с Вашего позволения, с небольшого автобиографического воспоминания. Как в известном фильме говорится, «место встречи изменить нельзя». В 1969 году, то есть 43 года назад, я пришел к Владыке Питириму, еще не сюда, на Погодинскую улицу, а, как Владыка любил говорить, в кладовку Успенской церкви, потому что редакция Издательства Московской Патриархии располагалась тогда в подсобке Успенского храма Новодевичьего монастыря. Владыке было тогда 43 года, и, поглаживая тогда свою начинавшую седеть бороду, он важно сказал: «Ну, мне уже поздно заниматься богословием, мне уже 43 года, теперь ваше время». Это было ровно 43 года назад. А почему я вспомнил об этом – потому что при первой же нашей встрече разговор, конечно, коснулся святителя Феофана Затворника . Мы уже тогда его называли святителем, за много-много лет до его официального прославления в лике святых Русской Православной Церкви. Я вам могу показать: вот первая богословская книга… Знаете, как литературоведы любят говорить «мой Пушкин», «мой Достоевский», вот – мой Феофан. Вот с чего начинался мой Феофан! – из бабушкиной плетеной корзины эта книга «Письма в Бозе почившаго епископа Феофана» Тамбов, 1897 год. Таких книжек у меня несколько осталось – из библиотеки моего деда по маме, священника Никанора Немчинова. А дедушка, в свою очередь, был племянником архиепископа Димитрия (Самбикина) . Поэтому на книге еще и рука Владыки Димитрия, который пометил (тогда он еще епископом был): «епископ Димитрий». Так вот, это была первая богословская православная книга, которую я читал еще в юности. Поэтому, когда я пришел к Владыке Питириму, разговор у нас о святителе Феофана и начался. А потом, через пару дней, я был у него дома, на Часовой, он мне вынес и показал посох – простой, белый, только с круглым яблоком, безо всяких украшений посох, но зато выточенный руками самого святителя Феофана. Это была одна из святынь, которые хранил у себя покойный Владыка Питирим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Александр 29 мая 2013, 09:17 Прекрасная и очень нужная статья. Но возникают два вопроса: 1. “Поклонятся Ему все сыны Божии и да укрепят Его Ангелы Божии” (Втор. 32: 43)» Нету такого места: 43 Возвеселитеся, небеса, купно с ним, и да поклонятся ему вси ангели Божии: возвеселитеся, языцы, с людьми его, и да укрепятся ему вси сынове Божии: яко кровь сынов своих отмщает и отмстит, и воздаст месть врагом и ненавидящым его воздаст: и очестит Господь землю людий своих. (Втор.32:43) 2. В принципе, для самих Ангелов, воплощение Бога в человека, оставалось тайной до самого Воскрешения. Как тогда соотнести сцену с тем, что из комментариев Св.Отцов исходит то, что ангелы прославляют Христа, именно как Бога? Валерия 6 мая 2013, 18:47 Спасибо, отец Петр! Диакон Петр 3 мая 2013, 21:31 " Если написано, укреплял, значит укреплял, и ненужно фарисейских натяжек. " Дорогой Владимир, ап. Павел пишет в своём послании о участи грешников после страшного суда: " у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам СПАСЕТСЯ, но так, как бы из огня. (Первое послание к Коринфянам 3:15) " . Прочитав этот отрывок вы будете считать, что все грешники СПАСУТСЯ? ведь написано слово СПАСЕТСЯ? Владимир 3 мая 2013, 16:36 43 И явился Ему ангел с неба, чтобы укрепить и поддержать Его. (От Луки 22 глава/Библия. Современный перевод) Если написано, укреплял, значит укреплял, и ненужно фарисейских натяжек. Гладченко Таисия 3 мая 2013, 13:58 Спаси Господи! Я выскажу свое видение. Мне кажется, что это урок для всех верующих. Во время молитвы, даже если другие люди не могут больше молится рядом с тобой или о тебе, не нужно забывать об Ангеле, который молится вместе с тобой. В данном случае, Христос дает нам урок и понимание присутствия рядом с нами Ангела. Понимание того, что человек никогда не одинок. Христа укреплять не надо было, но нам грешным стоит укрепляться пониманием ежесекундного присутствия Ангела в нашей жизни. Очень многие люди страдают от одиночества среди людей, забывая или не зная, что в их жизни всегда рядом Господь, Троица Единосущная и Ангелы, которым заповедано нас хранить.

http://pravoslavie.ru/61256.html

Сергиева Ф. В. 22, 23, 47, 48, 340 Сергий Радонежский, преподобный 6, 59, 207, 224, 225, 240, 331 Серебров А. 81, 82, 194, 238, 262 Силаев, матрос-большевик 331 Силори А. 14 Симанович А. 147 Симеон Новый Богослов , преподобный 50 Скобелев М. Д. 326 Скорма 112 Скоробогатенков П., иоаннит 282 Смолич И. К. 6 Соболевский, военный врач 155 Сократ 45 Солнцев А., священник 282 Соловьев Вл. С. 219, 241 Соловьев С. М. 5 Сперанский H., главный военный медицинский инспектор 155 Ставров В., священник 282 Стефан 139, 140 Стефана 238 Столыпин П. А. 271, 276, 286 Суворин A. C. 228, 295, 296, 31 Суворов А. В. 326 Суворов Н. 6 Сурский И. К. 14, 203, 220, 326 Суханова Н. И., крестьянка 259, 260 Таисия, игуменья Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря 167, 222, 225, 226, 283, 311 Танеевы 145 Тарабрин С., солдат 253 Тарасова М. 317 Тарентута М., священник 317 Тата, княгиня 307 Татаринова K. M. 103 Татищев С. С. 291 Татищевы 145 Тереза Авильская, святая 16 Тизенгаузены 145 Тифяева, издательница детского журнала «Игрушка» 228 Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец, святитель 43, 59, 61, 94, 113, 115, 330, 331 Тихон, патриарх Московский и всея Руси, святитель 347 Толстая A. A., графиня 292 Толстая С. А. 43, 54 Толстой Д. А. 297 Толстой Л. Н. 43, 103, 109, 110, 113, 114, 117, 193, 205, 212, 219, 221, 222, 228, 229, 279, 288, 290, 293, 296, 298, 305, 306, 308, 313, 314, 317, 318, 319, 346 Толстые 145 Томеш Л., священник 283 Трофимов П., иоаннит 256, 257, 258, 282, 284 Троцкий Л. Д. 310 Трубецкие 145 Тургенев И. С. 205 Уваров С. С. 297 Урусов, князь 152 Успенский Б. А. 124 Уткин К. 317 Ухтомские 145 Фаррар Ф. У., английский религиозный писатель 279 Федор 135 Федотов Г. П. 6, 240, 316 Фекла, Иконийская, Селевкийская, равноапостольная, первомученица 262 Феодосий Печерский , преподобный 55, 240 Феодосий, архиепископ Черниговский, святитель 143, 232 Феофан (Быстров) , архимандрит 316 Феофан, епископ 147 Феофан, Затворник Вышенский , святитель 43, 57, 167, 233, 244 Фиделина А. 186

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кто любит богатство, тот не будет любить даже брата, а между тем нам заповедано ради Царствия любить даже врагов ( 42, 597 ). Душа богатого исполнена всех зол: гордости, тщеславия, бесчисленных пожеланий, гнева, ярости, корыстолюбия, неправды и тому подобного ( 43, 132 ). Богатый не боится голода, но боится за многое другое, часто за самое свое спасение ( 43, 445 ). Над богатыми диаволу нет нужды много трудиться, богатство делает их совершенно готовыми к падению ( 43, 446 ). Рабство богатству тяжелее всякого мучительства, о чем хорошо знают все те, которые удостоились освободиться от него. Для того чтобы и вам узнать эту прекрасную свободу, разорвите узы, бегите от сетей! Пусть у вас в доме хранится не золото, но то, что дороже бесчисленных богатств, – милостыня и человеколюбие. Это дает нам дерзновение перед Богом, а золото покрывает нас великим стыдом и помогает диаволу влиять на нас ( 43, 676 ). Богатство имеет только светлую наружность, внутри же исполнено мрака ( 44, 394 ). Приобретение богатства соединено с великим бесчестием. Оно делает душу низкой, а что постыднее этого? ( 45, 415 ). Чем больше ты будешь богатеть, тем больше будешь рабствовать; если же будешь презирать свойственное рабам, то сделаешься славным в Царском доме ( 45, 833 ). Богатство делает людей безумными ( 45, 117 ). То и ужасно, что тот, кто оставляет здесь нажитые богатства, уходит с бременем грехов, сделанных при обогащении. Выгоды от своих богатств он лишается, а от заслуженного... осуждения не освобождается. Его наследник пожинает плоды его трудов, а наказание несет один он. Тот, кто не приобретал, пользуется и наслаждается, а кто приобрел – терпит мучения, получив одну только выгоду – подвергнуться наказанию ( 45, 946 ). Нас ожидают Небесные блага, а мы все еще имеем пристрастие к земным и не помышляем о диаволе, который из-за малого лишает нас великого. Дает прах, чтобы похитить Небо, показыва ет тень, чтобы отвратить от истины, обольщает сновидениями (ибо ничто иное есть это земное богатство), чтобы, когда настанет день (суда), показать нас беднее всех. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 561 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Бедный Саша! Из-за этого погиб ты. Из-за этого, возможно, скоро умру и я. Получил от Жени в подарок 2-й том «Путешествия по Италии» Тэна. Рад. Но прежде, до гибели Саши, эта радость была бы стократ сильнее. А сейчас всё во мне бесчувственно... 7.9.43 г. Вчера видел в «Известиях» сообщение о том, что три митрополита были на приеме у Сталина и получили разрешение созвать собор епископов для выбора «патриарха Московского и всея Руси». Дивны дела твои, Господи! Кто бы об этом подумал три года назад! И на что теперь патриарх? Разве только для того, чтобы поторжественней схоронить русскую православную Церковь , которая вот-вот умрет? Ведь это то же, что и все великие первосвященники Рима после победы христианства... В 10 ч. вечера зашел неожиданно И.В. Сергиевский – мой бывший ученик. Просидел с ним около часа. Сколько воспоминаний! И как постарел он! А как – я! Как невозвратно ушла молодость! 9.9.43 г. Сегодня, как говорят, по радио утром сообщили о капитуляции Италии. Давно пора! Дай Бог, чтобы это было началом конца – войны и всяческого фашизма! А в мыслях рядом с надеждой на избавление от теперешнего мучительного состояния – грусть и боль: Саша не дотерпел, не дожил до этого. И смутная, тайная вера: авось весть о его гибели – ошибка!... 11.9.43 г. Вернулся из РУ. Как мне всё там противно! М.б., уйду оттуда, если обстоятельства сложатся благоприятно. Вчера в газетах радостная весть о капитуляции Италии, а сегодня по радио утром сообщили, что немцы оккупировали Милан, Геную и Рим. Вот теперь и у англичан с американцами есть возможность непосредственно воевать с Германией в Европе и развернуть вовсю 2-й фронт. Посмотрим, что будет. А у нас – победы, победы! Немцев гонят, и это отрадно. Получил письмо от Жоржа Л[ебедева]. Он – в окопах, под бомбами... Господи, спаси его и сохрани!... 16.9.43 г. С 5 час. вечера 14-го и по 5 час. вечера 15-го я продежурил в РУ. Надо было сидеть на пятом этаже ЗОМЗа. Скучное, ненужное дело. Читал «Подростка» и «Лит[ературную] энциклопедию». Утром любовался на восход солнца. Красивы красные и золотые полосы над морем туманов, из которого, как острова, выступали остроконечные верхушки елей. Спал ночью плохо в раздвижном кресле. Было холодно, неудобно. Кусали блохи, которые, очевидно, обитают в этом полуразваленном кресле. Со мною были два ученика, но это – такие нули, с которыми не о чем разговаривать...

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

1472 Григорий Назианзен не находит слов, чтобы восхвалить его ученость, богословские познания и нравственные качества (См. Надгробное слово Василию, Or. 43. Migne, gr. s., t. 36, p. 493 sqq.). Григорий Нисский , младший брат Василия, называет его своим отцом и учителем (см. напр. In hexaëm. Migne, gr. s., t. 44, 61; de hom. opif.. ibid., 125; с. Eunom., I; Migne, t. 45, 273 и др.). В области догматической терминологии оба они действительно были учениками Василия (относительно Григория нисского см. ер. 38. Gregorio fratri, Migne, gr. s., t. 32, 326 sqq., письмо с подобным содержанием к Григорию Богослову не сохранилось; упоминание о нем см. ер. 7, Migne, ibid., p. 245), превзошедшими его, однако, в богословском творчестве. 1473 Филосторгий «дар красноречия» отмечает, как отличительную особенность Василия ( Βασλειος δ πανηγυρσαι λαμπρτατος ν). Migne, gr. s., t. 65, p. 628). 1474 Из не совсем ясных слов Григория Богослова о кесарийских монахах: «для них было тягостно, что презирается их могущество оскорбленное и отринутое (Or. 43. Migne, gr. s, t. 36, p. 533)» можно заключить, что ссора с Евсевием произошла потому, что монахи кесарийские были недовольны отношением к ним Евсевия и желали иметь своим епископом Василия. И действительно, по своем возвращении Василий сделался фактически правителем кесарийской церкви (ibid.). 1476 Григория Богослова Василий приглашал в Кесарию, не упоминая о выборах, но ссылаясь на болезнь: «притворился, что болен, находится при последнем издыхании (Ер. ad Bas., 40, Migne, gr. s., t. 37, c. 81)». Оскорбленный Григорий возвратился с дороги. Отец его (тоже Григорий) также не был предуведомлен о предстоящих выборах (Ер. 43; Migne, gr. s., t. ibid., с. 81). 1477 Это видно из забот Григория старшего собрать надлежащее число епископов (см. ерр. 43. 44; Migne, ibid.). 1478 «В предлог поставлялось попечение о душах, а истинным побуждением было любоначалие (Greg. Naz. De se ipso; Migne, gr. s., ibid., с. 1059)». 1479 Greg. Naz. or. 43 (Migne, ibid., p. 572). Отсюда видно, что и великие люди иногда спускаются до человеческих слабостей. Ср. Greg. ер.32: «я не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтобы драться, как дерутся между собою псы за брошенный кусок (ad Bas. 49. Migne, ibid., с. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

  Там же, С.605, примеч. 1.   Кривцов В., указ. соч., С. 530.  Об истории русской миссии в Пекине см: Чистович Иларион. История Санкт-Петербургской Духовной академии...,С. 282-283.   Гурий (Карпов), иером. Русские и Грекороссийская церковь в Китае//Русская старина, 1884, т. 43, С. 657.  Чистович И., указ. соч., С. 382.   Гурий (Карпов), архиеп. Русские и Грекороссийская церковь в Китае . (Письмо иеромонаха Гурия, скончавшегося архиепископом Таврическим, к Саратовскому епископу Иакову, скончавшемуся в С. Петербурге архиепископом Нижегородским. 1844 г.)//Русская старина, 1884, т. 43, стр. 660. О первых албазинцах в Пекине см. также: иером. Николай (Адоратский). История Пекинской духовной миссии. Казань, 1887, С. 33-43.  Тимковский Е. Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах. Ч.2, С.181-182   Гурий (Карпов), архиеп., указ. соч.//Русская старина, 1884, т. 43, С. 659-660.  Там же, С. 659.  Николай (Адоратский), иером. О. Иакинф Бичурин.//Православный собеседник, 1886, т. 1, С. 264.  См. Алексий, иером. Китайская библиотека и ученые труды членов Императорской Духовной и дипломатической миссии в г. Пекине или Бэй-Цзине (в Китае). СПб. 1889, С. 29.  Русский биографический словарь. т. 1, СПб. 1896, С. 22.  ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 2646.  Чистович И., указ. соч., С.383.  Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1866 г. (Составлен секретарем Общества, бароном Ф. Р. Остен-Сакеном). СПб. 1867, С. 3.  Савельев П. Восточные литературы и русские ориенталисты//Русский вестник, 1856, т. Ш, С. 37.  Савельев П. Восточные литературы и русские ориенталисты//Русский вестник, 1856, т. Ш, С. 37.  Чистович И., указ. соч., С. 393.  Русский биографический словарь, т.1, С. 22.  ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 2646.  Чистович И., указ. соч., С. 393.  Библиографические заметки о «Каталоге» см. Современник, 1843, т. 31, С. 102 и след.; 1844, т. 35, С. 203 и след.  Русский биографический словарь, т.1, С. 22.  Изложено по: Рассказы из недавней старины//Русский архив, 1878, кн. 3, С. 517.(Сообщено Иваном Степановичем Листовским).

http://pravoslavie.ru/41044.html

Очерки из истории Казанской епархии. «Зилантов Успенский монастырь и памятник убиенным при взятии Казани». «ЖМП» 1947, I, стр.34–39. «Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в отечественных войнах 1812 г. и 1941–1945 гг.» «ЖМП» 1947, 3, стр.44–46. Речь 23 ноября 1947 года при вступлении его на должность ректора Московской духовной академии. «ЖМП» 1947, 12, стр.11–15. «Папство и Православная Церковь ». «ЖМП» 1948, 4, стр.29–37. Речь, произнесенная перед началом 1948/1949 учебн.года в Московской духовной академии 15 окт.1948 г. «ЖМП» 1948, 12, стр.13–17. «К вопросу об интригах Ватикана против Вселенского Православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за последние 40 лет (1908–1948). «ЖМП» 1948, 8, стр.71. О книге B.C. «Россия и Вселенская Церковь ». «ЖМП» 1948, 4, стр.38. «Методы католической пропаганды в Грузии». «ЖМП» 1948, 9, стр.50. «Восточная церковная политика Римских пап – Бенедикта XV, Пия XI и Пия XII». «ЖМП» 1949, 4, стр.48. «О характеристике деятельности Ватикана за последние двадцать лет.” «ЖМП» 1949, 9, стр.43–51. «Миссия дружбы” «ЖМП» 1950, 9, стр.43–44. «К юбилею Халкидонского Собора». «ЖМП» 1951г., 6, стр.32–35. «Ватикан и крестовые походы». «ЖМП» 1953, 3, стр.56–64. «Старокатолическое движение». «ЖМП» 1953, 9, стр.44–50. Литература: «ЖМП» 1946, 3, стр.7. -«- 1948, 5, стр.18. -»- 1948, 8, стр.71–75. -«- 1948, 9, стр.40. -»- 1948, 12, стр.13–17. -«- 1949, 9, стр.6,43,51. -»- 1949, 11, стр.4. -«- 1950, 9, стр.43–44. -»- 1951, 6, стр.32–35. -«- 1954, 3, стр.6,7. -»- 1955, 3, стр.75. «Церк. Обновл.» 1925, 5,6,7, стр.54. «Журнал Засед. Св. Син.” 10, от 8.VII.1947. -«- 16, от 28.X.1947. -»- 4, от 24.II.1949. -«- 11, от 19.X.1949. -»- 2, от 8.II.1954. «Русск. Прав. Церк.» стр.156. Кат-АМ 114. Кат-ЯВ 57, дело 42, стр.30. Кат-ЕС стр.2. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010