4:1. Авен-Езер и Афек. Оба города расположены недалеко от одного из основных путей, соединяющих равнину и горную местность. Этот район находится в 20 милях к западу от Силома, севернее территории филистимлян (в 20 милях к северу от Экрона, самого северного из пяти филистимских городов). Афек отождествляют с Ras el-Ain (другое название -Tell Aphek) на реке Яр-кон. Он упоминается в египетских «Текстах проклятий» уже в XIX в. до н. э., а также встречается в перечне городов Тутмоса III (XV в. до н. э.). Раскопки обнаружили здесь следы относящегося к этому периоду поселения филистимлян. Идентификация Авен-Езера менее очевидна. Многие исследователи полагают, что этот пункт можно отождествить с селением Izbet Sartah, расположенным на фанице горной местности, в 2 милях к востоку от Афека. Это небольшое селение (площадью 0,5 акра) было основано в конце периода судей и опустело в начале XI в. Здесь обнаружена одна из самых древних и пространных протохананейских надписей. По мнению ученых, остракон (глиняный черепок), на котором начертаны восемьдесят три буквы, но ни одного связного слова, был букварем. Некоторые исследователи полагают, что эту надпись следует классифицировать как древнеизраильскую. 4:3,4. Ковчег и херувимы. Ковчег представлял собой деревянный, открытый сверху ящик, имевший около 3 футов в длину и около 2 футов в ширину и глубину, если считать локоть равным 18 дюймам. Снаружи и внутри ковчег был обложен чистым листовым золотом и имел по сторонам четыре золотых кольца для вставления позолоченных шестов, с помощью которых его можно было переносить. Золотая крышка, украшенная двумя крылатыми херувимами, обеспечивала сохранность скрижалей закона и служила «подножием» Божьего престола, отражая земную связь Бога с израильтянами. В шествиях, устраиваемых в Египте во время праздников, статуи богов носили в ладьях, снабженных шестами. В росписях эти ладьи изображены в виде ящиков размером с ковчег, украшенных статуэтками хранителей. Библейские описания, равно как и археологические находки (в том числе несколько прекрасных изображений на плакетках из слоновой кости, найденных в Нимруде в Месопотамии, Арслан-Таше в Сирии и Самарии в Израиле), показывают, что херувимы представляли собой крылатые существа, в облике которых сочетались черты различных животных и человека, наподобие египетского сфинкса. В древнем искусстве херувимы часто изображались фланкирующими престолы царей и богов. Сочетание символики ковчега, согласно которой херувимы являются хранителями престола, а вместилище скрижалей – его подножием, и ветхозаветного образа Яхве, «седящего на херувимах», подтверждает концепцию невидимого престола Яхве, воплощенную в ковчеге. Пустующие престолы, предназначенные для богов и царственных персон, были широко распространены в Древнем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Наследник Махмуда Масуд (1030-1041) не сумел удержать контроль над сев. границами своего эмирата, у к-рых стали оседать огузы-туркмены, постепенно проникавшие в глубь И. вплоть до Фарса. В 1038 г. Чагры-бек и Тогрул-бек без боя заняли Сев. Хорасан. В 1040 г. при Данданакане Масуд потерпел сокрушительное поражение, бежал в Индию, но вскоре был схвачен и умерщвлен собственными придворными. Его сын Маудуд сохранил за собой только земли к югу от Гиндукуша. Между 1040 и 1050 гг. сельджуки завоевали Рей, Исфахан, Хамадан, Систан, Керман и Фарс. В 1055 г. Тогрул-бек пленил последнего буидского эмира эмиров аль-Малика ар-Рахима. Падение Багдада открыло ему путь на Хузестан. В 1058 г. власть туркмен признал Азербайджан. Халиф аль-Каим провозгласил Тогрул-бека султаном и царем востока и запада И. Алп-Арслан (1063-1072) переселил большинство огузо-туркмен. племен в пограничные районы Хорасана, Азербайджана и М. Азии. В управлении гос-вом огузские военачальники и племенные вожди использовали опыт городской бюрократии и улемов, вошедших в категорию иктадаров. Расширение икта за счет мульков в XI-XII вв. окончательно устранило с исторической сцены дехкан. Финансовой и хозяйственной жизнью Сельджукидской державы руководил выходец из хорасанского чиновничества Низам аль-Мульк, ставший регентом-атабеком, а позднее вазиром наследника Алп-Арслана Малик-шаха (1072-1092). Он учредил известное медресе Низамия в Багдаде и аналогичные уч-ща в Исфахане, Нишапуре и др. городах для распространения суннизма. В кон. XI в. с прекращением завоеваний огузская знать начала отдаляться от соплеменников, подчеркивая общемусульм. характер своей власти. Малик-шах перенес столицу в Исфахан, где содержал роскошный двор. Он создал разветвленный гос. аппарат, с помощью к-рого управлял огромным гос-вом - от Кашгара до Мраморного м. В этот период ислам победил практически во всем И. Известия о зороастрийцах становятся крайне редкими (небольшое количество их сохр. в Кермане и Йезде), а манихейские общины, существовавшие еще при поздних Аббасидах, исчезли. Однако крупные общины иудеев и христиан (особенно в Хузестане) сохранялись в иран. городах до XIII в. Большинство населения придерживалось суннитского ислама, однако среди сельских жителей было много тайных шиитов.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Перед решительным боем против войск Алп-Арслана, император вел напряженные переговоры с посланниками султана. Однако попытка решить спор вокруг армянских земель путем дипломатии потерпела фиаско. Роман отпускает переговорщиков. Но по дороге домой им предстояло еще пройти через позиции и дозоры греков. Для того чтобы посольство вернулось невредимым, император отдает туркам, как пишет Михаил, «знаменье, которое мы почитаем» . Очевидно речь идет о кресте, который просто служил системой распознавания «свой-чужой». Его наличие у турецких эмиссаров могло бы уменьшить риск случайных стычек на обратном пути. Но именно этот в общем-то благородный жест Аталиатис считает самой большой ошибкой императора. Он чуть ли не становится основной причиной поражения греков. Как только василевс передал крест, это знаменье христовой Победы, туркам, победа земная покидает его . По словам Аталиатиса, пред неизбежной схваткой нельзя было отдавать такое мощное оружие врагу . 19 августа 1071 года «смелый лев» Алп-Арслан одержал победу над Романом Диогеном и присоединил к владениям Сельджукского султаната новые земли. Вполне возможно, что общий ропот по случаю «передачи креста» туркам стал одной из причин измены Андроника Дуки и некоторых офицеров. Это и погубило всю византийскую компанию при Манцикерте. Странное суеверие стало одной из причин огромного поражения стотысячной армии. Изучая военную историю Византии, поражаешься, какой боевой мощью и духовной силой обладала ее армия и какие дикие религиозные предрассудки становились причиной ее слабости и поражений. В поисках «религиозной формы», гарантирующей победу, императоры прибегали порою к самым нехристианским практикам. Их настойчивости и «изобретательности» позавидовали бы охотники за святым Граалем и средневековые алхимики. В этих условиях Церкви приходилось прикладывать немало усилий, чтобы соблюдать баланс между благочестием и предрассудками. Искреннее желание иметь в армии святые реликвии по-человечески понятно и психологически объяснимо.

http://bogoslov.ru/article/1695561

Самария очень сложна для раскопок, поскольку ее столько раз завоевывали как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена, а строители эллинистической и римской эпох сооружали на скальном основании столь крупные сооружения, что «израильские» слои были серьезно нарушены, а во многих случаях и совершенно утрачены. Соответственно, находок, относящихся к израильскому периоду, немного, причем обнаруживаются они в хаотическом и разрушенном состоянии. Впрочем, в некоторых случаях угадывается положение отдельных строений и стен, поскольку строители порой не просто возводили их на скальном основании, а предварительно выравнивали последнее или даже проделывали в нем канавки. «Израильский» период истории города принято делить на пять фаз, датируемых временем с 875 г. до Р.Х., когда город был основан Амврием, и до 721 г. до Р.Х., когда его разрушили ассирийцы. Период I может приписываться как Амврию, так и Ахаву: Амврий начал строительство города, но, судя по тому, что правление его было непродолжительным, эта работа заканчивалась его сыном Ахавом. Вершина холма, на которой находится большой дворец с внутренним двором, окружена стеной. Ниже построены еще две стены: первая на террасе, находящейся несколько ниже, вторая у основания холма. Работа каменщиков здесь просто превосходна — во всей Палестине не было найдено ничего подобного ей. Городские врата, находившиеся возле вершины, очевидно, были ориентированы на восток. Возможно, перед ними находился монументальный передний двор с пилястрами, украшенными «прото-ионическими» капителями. Среди городских развалин найдено немало слоновой кости, которая некогда использовалась для инкрустации шкатулок и мебели. Амос говорит о тех, кто лежит на ложах из слоновой кости (Ам. 6:4; ср., Ам. 3:15), и останки подобного инкрустированного костью ложа действительно были найдены в Арслан-Таше в северной Сирии. Это один из предметов, на которых значится имя Азаила, царя Дамаска в правление Ииуя (около 842-815 гг. до Р.Х.). Из Третьей книги Царств (3 Цар. 22:39) мы узнаем о том, что Ахав построил «дом из слоновой кости», стены которого, судя по всему, были отделаны изнутри слоновой костью. Возможно, археологам удалось обнаружить останки именно этого строения, поскольку как внутри него, так и поблизости было обнаружено большое количество фрагментов изделий из слоновой кости. Вне всяких сомнений резчиками кости были мастера из Финикии и Дамаска, соответственно, либо в страну ввозились сами изделия, либо приглашались мастера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Египту, к-рый в это время уже виделся как главная угроза существованию крестоносных гос-в. Планы М. К. и Амори включали захват всего Египта и его раздел (RegImp, N 1483). Осенью 1169 г. войско и флот М. К. из 200 кораблей во главе с мегадукой Андроником Кондостефаном соединились с силами иерусалимцев в Аскалоне, а 27 окт. начали осаду приморской крепости Дамиетта. Однако египтяне успели подготовиться к нападению; крепость имела большие запасы провианта, а между союзниками вскоре начались разногласия. Спустя неск. месяцев кор. Амори самостоятельно заключил мир с египтянами, что окончательно сорвало экспедицию. На обратном пути визант. флот попал в бурю и потерял часть кораблей. Тем не менее союз М. К. с Иерусалимом сохранился. В 1171 г. кор. Амори посетил К-поль. В 1177 г. объединенный флот союзников вновь пытался напасть на Египет, но план был сорван еще до начала военных действий, т. к. часть иерусалимской знати выступила против войны. Т. о., эти предприятия завершились неудачей и стали крупнейшим внешнеполитическим провалом для крестоносцев. Вместо попыток выстроить мирные отношения с егип. правителем Салах-ад-Дином (1169-1193) М. К. и крестоносцы в течение многих лет демонстрировали свою крайнюю враждебность, что в 80-х гг. XII в. привело к катастрофе всего сообщества крестоносных гос-в на Ближ. Востоке. Кроме того, атаки Египта явно не отвечали интересам Византии и стали одной из дорогостоящих и провальных авантюр М. К. Одновременно к 1170 г. М. К. вновь потерял большинство своих владений в Киликии, где преемник Тороса кн. Мжеж вступил в союз с Нур ад-Дином и захватил основные визант. крепости. В сер. 70-х гг. XII в. М. К. начал свой наиболее важный внешнеполитический проект, разорвав отношения с иконийским султаном Кылыч-Арсланом. В 1174 г., после смерти Нур ад-Дина, Кылыч-Арслан выгнал из их владений неск. султанов из рода Данишмандидов в Вост. Анатолии. Оскорбленные мусульм. правители бежали в К-поль, и их просьбы о защите М. К. использовал в качестве предлога для войны против Икония.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

Таким образом Иерусалим был предоставлен во власть герцога Нижнелотарингского Готфрида Бульонского. Это обстоятельство имеет важное значение для последующей истории государств, основанных западными князьями. В Малой Азии было другое княжество — Эдесса, принадлежавшее брату Готфрида Бульонского — Бодуэну; таким образом, в руках одного дома были два владения, которые при необходимости могли соединяться и оказывать сильное влияние на политику и положение других княжеств. Вручение власти над Иерусалимом Готфриду Бульонскому обусловливало собой усиление лотарингского дома на Востоке. Готфрид Бульонский был человеком добрым, уступчивым, но в то же время весьма недалеким. Он едва не упустил из рук и той незначительной власти, которая ему досталась. В первый же год княжения Готфрида Иерусалимское духовенство в высшей степени систематично начало его стеснять, доводя его власть до минимума. Самый желательный, естественный ход событий вслед за окончанием Первого крестового похода должен был бы заключаться в дальнейшем проведении того принципа, который поставили себе крестоносцы, — принципа укрепления христианства в Азии и ослаблении мусульман. Именно такой ход событий был желаем и ожидаем всем христианским населением как Европы, так и Азии. Но так как усиление христианского элемента в Азии обусловливало собой в то же время усиление тех княжеств, которые были основаны крестоносцами, и так как это последнее обстоятельство было противно видам и интересам византийской империи, то ход событий принял совершенно иное направление. Византийские императоры всегда стояли на страже своих собственных интересов и препятствовали делу усиления христианства Малой Азии; этим обстоятельством объясняется все негодование, все обвинения, которые направлены против Византии со стороны западно-европейцев. Турецкий султан Килидж-Арслан, выгнанный из Никеи, стесненный в Иконии, предоставивший всю переднюю Азию ее собственной судьбе, не был уже более серьезным врагом для Византии, которая и поспешила восстановить свои права в Малой Азии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

  «Оьзюгюзню саламат тутугъуз» 5 Сиз, гиччилер, уллулагъа таби болугъуз. Бир-биригизге саламат янашыгъыз. Неге тюгюл де, Сыйлы Язывларда язылгъаны йимик, Аллагь оьктемлеге къаршы турар, саламат болгъанлагъа буса рагьмусун гёрсетер. 6 Шо саялы Аллагьны къудратлы къолуну тюбюнде оьзюгюзню саламат тутугъуз. Заманы гелгенде, О сизин оьрлендирежек. 7 Бары да къайгъыларыгъызны Аллагьгъа тапшуруп къоюгъуз, неге тюгюл де О сизин гьайыгъызны эте. 8 Айыкъ ва сакъ туругъуз. Сизин душманыгъыз болгъан иблис къыдырып айлана, акъырагъан арслан йимик, кимни ашайым деп излеп тура. 9 Иблисге къаршы токътай туруп, иманыгъызда къатты кюйде туругъуз. Неге тюгюл де, сизин йимик, бютюн дюньядагъы иман къардашларыгъыз да азаплар чегегенни сиз билесиз. 10 Бары да рагьмуну Еси болгъан Аллагь Иса Месигьден таба сизин Оьзюню даимлик макътавлугъуна ортакъчы болмагъа чакъырды. Сиз бир къысгъа мюгьлет азап чекгенден сонг, О сизин камиллешдирип, гючлендирип, беклешдирип ва къаттылашдырып бережек. 11 Гьакимлик гьар даим де Онуки болсун!   Ахыргъы саламлар 12 Сизин ругьландырмакъ учун, мен инамлы къардашым деп гьисап этеген Силуанны кёмеги булан сизге бу къысгъаракъ кагъызымны яздым. Бу кагъызым булан мен Аллагьны гьакъ рагьмусу гьакъында шагьатлыкъ этдим. Ону шо рагьмусундан тайышмай туругъуз! 13 Бабилде Исагъа иман салгъанлар сизге саламлар йиберелер. Сизин йимик, оланы да Аллагь сайлады. Авлетимдей гёреген Марк да сизге саламлар йибере. 14 Бир-биригиз булан къардашлар йимик къысып къучакълашып саламлашыгъыз. Сизге, Месигьники болгъан барыгъызгъа да, парахатлыкъ болсун.   Петер язгъан экинчи кагъыз Экинчи кагъызын элчи Петер Исагъа иман салгъанланы айланадагъы вилаятлардагъы жыйынлары учун къайтып язгъан. О вилаятларда ялгъан элчилер арагъа чыгъып, оьзлени оьктем сёйлевлери булан иманлыланы эпсиз къылыкъсыз гьасиретликлерин таъмин этивге багъып гьавасландыра туруп, оланы гёзлерин къыздыргъанлар. Олар Исагъа иман салгъанлар учун берилген эркинликлерден оьзлени къаркъаралары учун гьатдан озуп артыкъ пайдалангъанлар. Олар Исаны атына яла яба болгъанлар ва Аллагьны ялгъанчы этип гёрсете болгъанлар. Оьзюне иман салгъанланы жыйыны булан къошулмакъ учун, Иса бир керен къайтып гележек деп этилген Аллагьны ваъдасын олар герти кюйде къабул этип битмеген. Оьзюню кагъызы булан Петер, Исагъа иман салгъанланы айланадагъы вилаятлардагъы жыйынларын шо ялгъан элчилерден къоруп сакълап, оланы иманлылагъа этеген таъсирине ахыр салмагъа сюе. О иманлылагъа шекли болмагъыз деп чакъырыв эте, неге тюгюл де шекли болмакълыкъ оланы иманын осаллашдыра. Энниден сонг да Аллагь рази къалагъан кюйде яшай туруп, олар оьзлени бары да умутларын Ону булан байлавлу этип юрюмеге гереклер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Как сел новый Патриарх, пришли граматы от Василия Воеводы, чтобы ему учинить изследование о вере и о крещении Лютеран и Кальвин. Граматы сии прислал Король, который имеет сына своего у вас, к Королю Литовскому, а Литовской прислал их к Князю Василию, чтобы ему послать в Царьград к Патриарху, спросить: будет ли можно Лютеранам и Кальвинам во второй раз не креститься? Патриарх по тем граматам совещавался со многими учеными людьми и с учителем Мелетием, богомольцем Царствия вашего, и с Веррийским Митрополитом Иоанникием, Собор сделали и искали по божественным 6иблиям и правилам, и нашли, что ему должно креститься и иные многие догматы к научению, которых мне невозможно написать, а будет о том писать богомолец Царствия вашего Мелетий иеромонах и проповедник Св. евангелия. Еще буди ведомо Царствию вашему, что писал Литовской Король к Киевскому Митрополиту, чтобы Митрополит писал к Цареградскому Патриарху, чтобы Патриарх не велел сызнова крестить; и Киевский Митрополит писал к Патриарху и к учителю Мелетию, чтобы они волю королевскую исполнили и послали бы сего учителя Мелетия к великому вашему Царствию, чтобы простил его (Королевича) и не велел крестить во второй раз; но Патриарх и весь Собор того не приняли. Если изволит Царствие ваше, то есть некое оглашение на еретиков, на Лютера и на Кальвина, у богомольца Царствия вашего и учителя Мелетия, весьма полезное благочестивым и православным Христианам, и должно оное напечатать, только не кому расходов поднять; но если Царствие ваше пришлет свое жалованье, чтобы ему можно было печатать, то будет иметь мзду от Бога, а от людей похвалу.» 30) Иван Петров благодарил за царское жалованье, сорок соболей в пятьдесят рублей, какое прислано было ему чрез Грека Ивана Матвеева и обещал впредь присылать вести, но и предварил Государя о делах собственно до него касающихся: «Великий Царь, произвольте вельможам вашим говорить Турскому послу Арслан-Аге, который ныне в царствии вашем, что вы по любви к Султану Ибрагиму отдали Азов и Казаков смирили и все свои Украйны не оберегали, а посла своего послали к Султану с великими дарами и к Визирю, и что по вашему наказу перед Визирем и Султаном говорили о дружбе, и что для сего прислан от него Арслан-Ага, и что Царствие ваше, надеясь на любовь, не велели Украйну свою оберегать; но, не смотря на то, и после сего Султан Ибрагим послал Татар воевать вашу Украйну и на своем слове не устоял, и если впредь хочет, то пусть будет с вами в дружбе, как прежде был брат его Султан Мурат, а если не хочет, то Царствие ваше будет действовать как Бог наставит.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Затем, в апреле 1159 г. Мануил торжественно вступил в Антиохию. Эскортом за ним шли пешком и без оружия Рено Шатийонский и другие латинские князья. Король иерусалимский ехал на лошади, но тоже без оружия. Император следовал по улицам, украшенным коврами, драпировками (hangings) и цветами под звуки труб и барабанов и пение гимнов к собору, ведомый патриархом Антиохийским в его патриарших одеждах. Восемь дней императорские штандарты реяли над городскими стенами. 155 Подчинение Рено Шатийонского и вход Мануила в Антиохию в 1159 году знаменовали триумф византийской политики по отношению к латинянам. Это был результат более чем шестидесяти лет усилий и борьбы. Несмотря на многие трудности и войны, византийские императоры “никогда не упускали из вида проблему антиохийского княжества, проблему, поставленную во время первого Крестового похода и с того времени никогда не решенную.” 156 В церкви Рождества в Вифлееме сохранилась надпись, датированная 1169 годом, текст которой гласит: “Эта работа была завершена художником и мозаистом Эфраимом в царствование императора Мануила Багрянородного Комнина и в дни Великого короля иерусалимского Амори, и в дни святейшего епископа святого Вифлеема в год 6677, индикта второго.” 157 Связь имени Мануила с именем Амори может указывать, что известного рода сюзеренитет греческого императора был установлен и над иерусалимским королем. 158 Что касается взаимоотношений Мануила с мусульманскими лидерами (princes), то он и Кылыч-Арслан несколько лет имели дружеские отношения и в 1161–1162 гг. султан даже приезжал в Константинополь, где ему был устроен торжественный прием императором. Этот прием детально описан в греческих и восточных источниках. Султан провел в Константинополе восемь дней. Все сокровища и богатства столицы были нарочито показаны знаменитому гостю. Ослепленный блеском дворцового приема, Кылыч-Арслан даже не рискнул сесть рядом с императором. Турниры, скачки и даже морской праздник с демонстрацией знаменитого “греческого огня” были организованы в честь султана. Дважды в день еда приносилась ему на золотой и серебряной посуде и затем не забиралась, а оставлялась в распоряжении гостя. Однажды, когда император и султан обедали вместе, вся посуда и украшения стола 159 были предложены Кылыч-Арслану в качестве подарка. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Мануил Комнин, племянник императора Исаака, начальствовавший в отсутствии Романа, был наголову разбит турками и сам взят в плен. Город Хоны, которым так часто подавал чудесную помощь архангел Михаил, на этот раз пал под ударами турок; святыня архангела подверглась осквернению и расхищению. Далее, Али-Арслан взял приступом в восточной Армении важную пограничную крепость Манцикерт (Манацкерд). Тогда император напряг неслыханно силы империи и с войском в 100 000 человек лично направился против турок – врагов Христа. Отдельный отряд, состоявший большей частью из половцев и западных малонадёжных солдат, под начальством француза Урселя Балльеля, должен был овладеть Хлатом. Главная армия с императором во главе вернула Манцикерт. Но в нескольких кавалерийских делах испытанные отряды Али-Арслана выказали победоносное превосходство. Император тщетно отзывал обратно отряды, выдвинутые против Хлата: они были оттеснены турками в Месопотамию. Али-Арслан, сознавая, что он имеет перед собой равного противника, предложил мир; гордый Роман безрассудно его отверг. Так дело дошло до страшного конца. Дурные предзнаменования пугали наспех собранное войско, которое даже и железная дисциплина императора не могла превратить в образцовую армию. Интрига и измена офицеров и солдат ослабляла энергию в самом лагере. Несмотря на это, в первый день обе стороны сражались геройски без решительного исхода. Только когда на второй день принц Андроник Дука изменнически отступил со своим отрядом, паника охватила войско. Другие военачальники с вверенными им частями последовали примеру Андроника. Тщетно бился Роман с истинно геройским мужеством. Турецкая конница дико и неудержимо прорывалась дальше и дальше. Под императором была ранена лошадь, он упал и очутился в плену у турок. Решительный день битвы при Манцикерте 1071 года был смертным часом великой византийской империи. Хотя последствия во всём их ужасе не сразу стали ощутительны, но всё же восток Малой Азии, Армения и Каппадокия, области, бывшие родиной стольких императоров и полководцев и представлявшие главную силу государства, были навсегда утрачены, и турок раскинул на развалинах древнеримского великолепия свои кочевые палатки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010