Гевал), цар. саркофаги и надписи которого датируются прим. 1000 г. до Р.Х., был с 1919 г. слой за слоем полностью раскрыт М.Дюнаном. Р. в Алалахе (Телль-Атшане) дали ученым письм. источники, относящиеся к тому же времени, что и док-ты из «архива Мари», а также более поздние тексты. Табличка из слоновой кости с предполагаемым портретом дамасского царя Хазаэля (библ. Азаила) была обнаружена при Р. в Арслан-Таше. Расцвет сир. Антиохии (2) во времена НЗ также подтверждается археол. находками; 4) ПАЛЕСТИНА. Р. в Палестине начались в р-не Иерусалима (Уоррен, 1867–1870 гг.). Исследователи обнаружили остатки городской стены юго-вост. Храмовой площади и часть системы водоснабжения. В целом эти Р. дали скромные результаты из-за несовершенства науч. методов и способов датировки находок. Возобновившиеся в 1923–1925 гг. и в 1927–1928 гг. Р. в городе Давида оказались более успешными. Сегодня ученым известны укрепления древнего города иевусеев, а также укрепления на Офеле времен царя Давида, Силоамский туннель Езекии с надписью, сделанной его строителями, «царские гробницы» на юго-вост. холме и гробница Севны, постройки Ирода Великого, оссуарий (каменный гроб) Озии и скальные гробницы новозаветного периода, надпись в синагоге Феодота, возможно, принадлежавшей ⇒ либертинцам ( Деян. 6:9 ). Но от храма после разрушения города следов не осталось: были обнаружены только две надписи, запрещающие язычникам под страхом смерти входить во «двор израильтян». Р. также помогли прояснить историю столицы Северного царства – Самарии – с момента ее основания при Амврии до времени Ирода Великого. Из памятников письменности особую ценность представляют покрытые письменами глиняные черепки (остраки), относящиеся к периоду царствования Иеровоама II. Столетием раньше (ок. 845 г. до Р.Х.) в надписи на Моавитском камне, или ⇒ камне Меши (Месы), найденном на вост. берегу Иордана около Дивона, были упомянуты библ. Амврий и Ахав. В вост. Самарии в результате Р., провед. Де Во в Телль-эль-Фара, было установлено местонахождение древней Фирцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

— Санька, сам царь, терпи… Она закинула голову, глядя Петру в лицо. Было слышно, как у нее стукало сердце. Петр обнял ее за плечи, повел к столу и — пальцем на Василия Волкова. — А что, — худого тебе жениха привезли? Санька одурела: надо было стыдиться, она же, как безумная, уставила дышащие зрачки на жениха. Вдруг вздохнула и — шепотом: «Ой мама родная…» Петр опять схватил ее — целовать… — Эй, сват, не годится, — сказал князь-папа. — Отпусти девку… Санька уткнулась в подол. Алеша, смеясь, увел ее. Волков щипал усы, — видимо, на сердце отлегло. Князь-папа гнусил: — Сущие в отце нашем Бахусе возлюбим друг друга, братие… Вина, закуски просим… Иван Артемич спохватился, захлопотал. На дворе работники ловили кур. Алеша, виновато улыбаясь, накрывал на стол. Донесся Санькин надломанный голос: «Матрена, ключи возьми, — в горнице под сорока мучениками…» Петр крикнул Волкову: «За девку благодари, Васька». И Волков, поклонясь, поцеловал ему руку… Иван Артемич сам внес сковороду с яичницей. Петр сказал ему без смеха: — За веселье спасибо, — потешил… Но, Ванька, знай место, не зарывайся… — Батюшка, да разве бы я осмелел — не твоя бы воля… А так-то у меня давно и души нет со страху… — Ну, ну, знаем вас, дьяволов… А со свадьбой поторопись, — жениху скоро на войну идти. К дочери найми девку из слободы — учить политесу и танцам… Вернемся из похода, — Саньку возьму ко двору… Глава шестая В феврале 1695 года в Кремле с постельного крыльца думным дьяком Виниусом объявлено было всем стольникам, жильцам, стряпчим, дворянам московским и дворянам городовым, чтоб они со своими ратниками и дружинами собирались в Белгороде и Севске к боярину Борису Петровичу Шереметьеву для промысла над Крымом. Шереметьев был опытный и осторожный воевода. К апрелю месяцу, собрав сто двадцать тысяч служилого войска и соединившись с малороссийскими казаками, он медленно пошел к низовьям Днепра. Там стояли древняя крепость Очаков и укрепленные турецкие городки: Кизикерман, Арслан-Ордек, Шахкерман и в устье Днепра на острову — Соколиный замок, от него на берега протянуты были железные цепи, чтобы заграждать путь в море.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Удивительно, но в этой роковой битве повторились события другой военной катастрофы, происшедшей почти день в день с этой, но более 400 лет назад, 20 августа 636 г., - битвы при реке Ярмук. В пятницу, 19 августа 1071 г. султан Алп-Арслан напал на армию Романа, при Манцикерте ожидавшую возвращения франкско-половецкого корпуса. Однако наемники так и не пришли на помощь: половцы, уже давно не получавшие жалования, вспомнили, что они тоже тюрки, и в ночь накануне перешли на сторону неприятеля (точно так же и арабы-гассаниды в 636 г. перешли на сторону арабов-мусульман), а франки решили не рисковать и не ввязываться в бой. И опять, как и несколько столетий назад в битве при реке Ярмук, византийцы заняли невыгодную позицию: пыльный ветер дул им в лицо и слепил глаза. Роман храбро сражался, но он уже мало что мог изменить. Андроник, командовавший резервами, увидел, что дело проиграно и что теперь основные события будут решаться в Константинополе. Поэтому он развернул свои войска и, вместо того чтобы прийти на помощь Роману, быстрым маршем повел их в столицу, бросив императора на произвол судьбы. С небольшим отрядом Роман продолжал еще некоторое время сдерживать турок. Конь под ним был ранен, и он сражался спешившись, творя чудеса героизма. Лишь к вечеру византийская армия была разгромлена, а Роман ранен и захвачен в плен. Никто не подозревал, что это сражение станет самым роковым событием за всю историю Византии. В том же 1071 г. пал Бари. Последний византийский город в Италии был захвачен норманнами. Однако эта последняя катастрофа блекла по сравнению с первой... 2. Тюркские народы к тому времени были широко известны Византии. Они создали несколько цивилизаций, имевших сношения с Империей. Уйгуры были христианами-несторианами, хазары - иудеями. Мусульмане-сельджуки были самым диким из всех тюркских народов. Степные кочевники, профессиональные солдаты, жившие набегами, погромами и грабежами, они держали в страхе весь Восток, на котором играли роль, в чем-то схожую с ролью норманнов на Западе.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

Разбойничают инородцы и в Санкт-Петербурге. Там во второй половине декабря 2012 г. от пяти ножевых ранений в сердце погиб Кочнев, но полиция заявила о самоубийстве. Эту бредовую версию экспертиза отвергла, и выяснилось, что перед гибелью Кочнев поссорился с дагестанцами. Вскоре митинг его памяти прошел на Пионерской площади, т. к. митинги оппозиции на Невском проспекте и Дворцовой площади запрещены в Санкт-Петербурге с ноября 2012 г. А в Москве Мосгордумой для одиночного пикетирования недавно установлены правила, фактически запрещающие этот вид протеста. Но иногда инородцы встречают достойный отпор. На окраине Москвы 21 декабря 2012 г. у автозаправки уроженец Кабардино-Балкарии Коцев ограбил однорукого водителя, угрожая ему ножом и, выстрелив в инвалида пять раз из травмата, вырвал у него сумку с деньгами. Но 41-летний Сергей Лобанов догнал бандита на машине и сбил его. Коцева поймали, а Лобанов попал в больницу с тяжелыми ранениями. Рождественской ночью 2013 г. в Нарофоминском районе Подмосковья пойман вскоре после изнасилования 83-летней женщины ранее судимый гражданин Узбекистана по имени Арслан. А другой гражданин Узбекистана Бахром Хуррамов, московский дворник, получавший 4 года зарплату «по-черному», был арестован за то, что 6 января 2013 г. черенком лопаты сломал челюсть 11-летнему Артему Хотееву. Была проведена встреча полиции и общественности с участием члена Общественной палаты адвоката Кучерены. Похоже, поднимался вопрос не только о наказании Хуррамова, но и о выселении из России среднеазиатов. Кучерена заявил «...что нужно наказывать... не потому, что у него другой цвет кожи», хотя русский дворник, сломавший челюсть 11-летнему узбеку в Ташкенте, вряд ли дожил бы и до ареста. Но Кучерена не сказал, что цвет кожи не должен освобождать от справедливого наказания. Поэтому неясно, что будет с шестью чеченцами и одним афганцем, которые в начале января на трех машинах гнались по Москве за машиной ГИБДД и стреляли в нее около Кремля. Водитель машины был ранен, но находившийся в ней майор ГИБДД на ответный огонь не решился: он видел, кто стреляет. Думаю, что двое-трое застреленных бандитов отучили бы остальных от погонь за сотрудниками МВД. Чеченцев и афганца задержали, потом всех, кроме одного отпустили, а после снова задержали всех. Об их дальнейшей судьбе пока неизвестно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Как считает директор Межконтинентальной киберспортивной лиги Александр Горбаченко, на российский киберспорт негативным образом влияют профильные спортивные федерации. Это громкое заявление он сделал в рамках эксклюзивного интервью. Он пояснил, что игроки из России крайне нуждаются в деньгах, так как не могут найти источники финансирования своего занятия. Ведь профессиональный игрок живёт за счет своей основной работы. И если не считать топовых игроков и звёзд, для игроков второй и третьей лиги киберспорт – это хобби. И очень часто затратное. Как и признавшийся Арслан Шаджанов, киберспортсмены часто живут у родственников, влезают в долги, и, урезая время на тренировки, вынуждены искать дополнительную работу. Всё это не может длиться долго, и такой спортсмен либо уходит с «арены», либо соглашается на участие в договорных матчах. И происходит это, по указанию руководства их собственных команд. Однако проклятье кроется и в самой системе распределения денежных средств. По закону киберспорт финансируют букмекерские организации. Но если до октября 2021 года букмекерские конторы самостоятельно заключали соглашения со спортивными федерациями и направляли часть прибыли молодёжным, любительским, профессиональным клубам и лигам, то теперь деньги букмекеров идут в данные организации не напрямую, а через профильные спортивные общественные организации – спортивные федерации, имеющие аккредитацию Минспорта России. В том числе, и в Федерацию компьютерного спорта России. Как пояснил Александр Горбаченко, объём российского букмекерского рынка в прошлом году, согласно данным ЕРАИ (публично-правовая компания «Единый регулятор азартных игр»), составил более 870 миллиардов рублей. Выросли и поступления от букмекеров киберспортивным федерациям. И выросли они за последние пару лет примерно в 2-4 раза. Если по прежним правилам сумма перечислений доходила минимально до 15 млн., то теперь доходит до 30 млн. в квартал. То есть, до 120 млн. в год. Но это минимум, если оборот выше, то и сумма больше. И не с прибыли (после вычета налогов и необходимых расходов), а от оборота, то есть всех поступивших денег.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/27/ch...

Сельджукский султан Кылыч-Арслан поначалу не воспринял крестоносцев серьезным противником и был разбит. С помощью византийского флота рыцари овладели городом Никеей, а 20 октября 1097 г. подошли к Антиохии. После семи лет осады город сдался. Иерусалим крестоносцам удалось взять штурмом. Все мусульманское население города - около 70 тысяч человек - было перебито, пощады не было ни детям, ни женщинам. Перебили и часть евреев, а остальных загнали в синагогу и сожгли... Иерусалим стал столицей нового Латинского королевства, а один из предводителей Первого крестового похода Готфрид Бульонский был избран первым королем. В государствах крестоносцев существовала феодальная иерархия, подобная западноевропейской. Вся территория делилась на рыцарские феоды, обязанные военной службой сюзерену. Для пополнения убыли в рядах рыцарей и защиты своих завоевание пришлось многих пришедших с крестоносцами крестьян возвести в рыцарское звание и выделить им феоды. Ну а крепостными западных феодалов стали мусульмане и местные христиане. Замечу, что почти все христиане в Сирии и Палестине были православными и лишь небольшое число - монофизиты 4 . Причем, с монофизитами католики быстро нашли общий язык, мол, только признавай папу римского. «Франки» жили только в городах и замках. Зато мусульманам и православным запрещалось проживать в Иерусалиме и ряде других городов. Православные патриархи - антиохийский Иоанн Оксита и иерусалимский Досифей - были вынуждены бежать в Византию из захваченных крестоносцами Антиохи и Иерусалима. Зато крестоносцы назначили новых патриархов: папского прелата Бернарда Валенсина - антиохским и Роберта Руанского - иерусалимским. Но в декабре 1099 г. в Иерусалим прибыл папский прелат Даимберт Пизанский и сам себя объявил иерусалимским патриархом. Всего иерусалимскими патриархами с 1099 по 1291 год называли себя 20 католиков, из которых несколько человек даже не приезжали в Иерусалим. Параллельно в Константинополе существовали в «эмиграции» Антиохиский и Иерусалимский патриаршие престолы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Переговоры были сорваны, и Турксанф, переправив Валентина к своему брату Тарду, преемнику незадолго перед тем скончавшегося их отца Истеми, послал воинов под командованием Бохана на захват принадлежавшего империи Боспора. Покорившиеся тюркютам утигуры под предводительством своего хана Анагея действовали в союзе с ними. Переправившись через Керченский пролив, они взяли Боспор. Угроза захвата нависла над Херсонесом. Затем, однако, тюркюты изменили главное направление агрессии: «…укрепившись на Северном Кавказе… тюркюты… пытались проникнуть в ее закавказские владения. Так как проходы через горы находились в руках Ирана, с которым у тюркютов был мир, они двинулись вдоль Черноморского побережья» 1254 . После смерти ильхана тюркютов Тобогана, который носил также имя Арслан, в 581 г. между потомками Ашина началась междоусобная борьба за верховную власть; она продолжалась двенадцать лет, до 593 г., и закончилась восшествием на престол Дулань-хана. Смута в каганате, очагом которой была далекая от Европы степь, втянула в свой водоворот основные силы тюркютов и дала передышку Ромейской империи, которой та воспользовалась для восстановления контроля над Боспором. «Как показывает одна надпись, в 590 г. Боспор управлялся стратилатом и дуком херсонским Евпатерием. В административном отношении он, следовательно, был подчинен Херсону, все время остававшемуся во владении Византии. Как только положение империи в Приазовье было восстановлено, она постаралась вновь использовать тюркютов в своих интересах» 1255 . В 589 г. тюркюты вместе с ромеями и хазарами, которые ранее подчинились им, но обрели независимость в ходе смуты в каганате, воевали против Ирана. Тюркютами в этой войне командовал Янгсу-тегин. Но под Гератом тюркюты были разбиты иранской армией во главе с Бахрамом Чубином. После этого поражения римские и тюркютские войска были выведены с территории Ирана. В 598 г. к императору Маврикию прибыли послы от хана Западного каганата ябгу Дяньгу, сына и преемника Истеми. Они привезли с собой послание кагана. «Начало этого письма слово в слово было следующее: «Царю ромеев каган, великий владыка семи племен и повелитель семи климатов вселенной»» 1256 – семь климатов обозначало семь частей света – иными словами, весь мир. Содержание послания составлял перечень побед, одержанных тюркютами. В Константинополе велись переговоры о возобновлении военного союза, но об их результатах точных сведений нет. Последовавший за ними мятеж против императора Маврикия, его свержение и убийство предотвратили дальнейшие совместные военные действия ромеев и тюркютов против сасанидского Ирана, гибель которого была тем самым отсрочена на полстолетия, до экспансии арабов, воодушевленных своей новой религией – исламом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

16:8. В тени крыл. Метафора убежища под крыльями божества встречается и в других псалмах (35:8; 56:3; 60:5; 90:4) и всегда связана с темой заботы и попечения Бога по обетованию завета. Эта метафора известна и в других древних культурах, в частности в Египте, где даже обрезанные крылья символизировали защиту. Божество, простирающее крылья над головой царя, – распространенный сюжет древнего ближневосточного искусства. На датируемой VIII в. до н. э. плакетке из слоновой кости из Арслан-Таша изображены антропоморфные персонажи с крыльями, простертыми над фигурой в центре. 17:9. Дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий. Этот образ в других древних источниках не встречается. Самую близкую параллель можно обнаружить в поэме «Энума элиш», где сказано, что, когда Мардук открывает уста, из них вырывается огонь. Хотя Яхве невозможно представить в какой-либо телесной форме, поэтическое описание Бога с использованием животных образов, позволяющих подчеркнуть некоторые Его атрибуты, считалось вполне допустимым (лев/скимен в Ос. 13:7 ; птицы в Ис. 31:5 ; медведь в Пл. 3:10; единорог в Чис. 24:8 ). 17:11. Воссел на херувимах и полетел. В сиро-палестинском регионе боги часто изображались верхом на диких животных (особенно быках). На рельефе из Арслантепе изображены семь богов, восседающих на спинах различных животных. Особый интерес представляет ассирийский рельеф, на котором бог бури восседает на чудовище с телом льва, крыльями орла и головой быка. В Ветхом Завете Яхве изображен как восседающий на херувимах в святая святых храма (см. коммент. к 1Цар. 4:3,4 ), а в видении Иезекииля (гл. 1 и 10) Яхве появляется на некоем движущемся престоле, ведомом фантастическими животными. 17:17. Воды многие. В Вавилоне считали, что если человеку удалось избежать неминуемой гибели, то это дело рук Мардука, который вытащил его из вод реки Хубур. Эта река протекала у ворот преисподней, и избежать ее вод означало спастись от смерти в последний момент. Это представление перешло в греческую мифологию, где воплотилось в образе знаменитой реки Стикс, и проникло даже в христианскую литературу, о чем свидетельствует река Забвения, протекающая перед Золотым городом в «Путешествии пилигрима» Дж. Беньяна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

54:15. Ходили вместе в дом Божий. Израильтяне должны были совершать ежегодные паломничества по праздникам и приносить жертвы в Иерусалимский храм (см. коммент. к Исх. 23и Втор. 16:16 ). Особое чувство единения и сплоченности охватывало незнакомых людей и близких друзей, когда они собирались вместе (LXX использует выражение en homonoia, «в единстве» или «вместе», как в данном стихе); это религиозное паломничество демонстрировало их приверженность завету. Псалмопевца здесь, по-видимому, крайне огорчает мысль о том, что кто-то из собратьев может предать его. 54:16. Живыми в ад. Псалмопевец выбрал скорый суд на своих врагов – смерть. Подобно мятежному левиту Корею и его сторонникам ( Чис. 16:31–35 ), их должна поглотить земля, чтобы больше они уже не смогли никому нанести вреда. Фраза «сойдут живыми» здесь не означает, что они не умрут, скорее, речь идет о внезапной смерти. Образ смерти как открытой пасти, поглощающей не подозревающего об опасности человека, известен из угаритского эпоса о Ваале, в котором бог подземного царства, Мот, уподобляется «омуту, затягивающему дикого быка», и который «ест все, что захочет, обеими руками». 54:22. Уста, сердце. В аккадской притче также проводится различие между словами и делами: человек может говорить сладкие речи, но в сердце своем замышлять убийство. В серии заклинаний Shurpu говорится о тех, чья речь кажется искренней, но чье сердце отклоняется от прямого пути. 55:9. Книга. Как и в «памятной книге», предназначенной для будущего суда в Дан. 7и Мал. 3 (см. соответствующие коммент.), в книге Бога исчислены все скитания псалмопевца. Эти письменные свидетельства можно сравнить с собранными в сосуде слезами страдальца. Повелительное наклонение подчеркивает, как важны эти записи, а также то, что в «книге жизни» Бога остаются только достойные (см.: Пс. 68:29 ). 56:2. В тени крыл Твоих. Возможно, псалмопевец обыгрывает здесь метафору из победной песни Моисея во Втор. 32:10,11 , где Бог предстает в образе орла, защищающего свое потомство простертыми над птенцами крыльями. Образ орлиных крыльев постоянно встречается в описаниях спасительных деяний Бога, верного завету со Своим народом (см.: Исх. 19:4 ). Вместе с тем этот образ вызывает в памяти крылья херувимов, простертые над ковчегом Завета ( 1Цар. 4:4 ; 3Цар. 6:23–28 ), или крылатых серафимов, окружающих Яхве в видении Исайи (6:2). Метафора убежища под крыльями божества встречается и в других псалмах ( Пс. 35:8; 60:5; 90:4 ) и тесно связана с темой божественного покровительства, обусловленного заветом. Использование этой метафоры характерно и для других культур древнего Ближнего Востока, особенно для Египта, где божественное покровительство символизируют даже обрезанные крылья. На плакетке из слоновой кости, найденной в Арслан-Таше (VIII в. до н. э.), изображены антропоморфные существа, простирающие крылья над центральной фигурой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ввиду серьезных приготовлений на восточной границе Кылыч-Арслан пытался зимой 1175/76 г. вновь вступить с Мануилом в переговоры, но на этот раз в Константинополе не поддались на льстивые предложения. Ранней весной начался подвоз в Малую Азию, в лагерь на реке Риндаке, военных запасов и продовольствия и сбор европейских фем и вспомогательных отрядов, между которыми были сербы, угры и печенеги. Из переписки царя с папой Александром III можно видеть, что задумано было обширное дело, имевшее целью очищение дороги в Иерусалим, и что ожидалась помощь от западных народов для этого предприятия, столько же полезного для всего христианства, как, в частности, для империи. О широте замысла свидетельствует и то, что отправлен был флот в Египет и что иерусалимский король имел начать одновременное движение против мусульман со стороны Сирии. Андроник Ватаци с отрядом в 30 тысяч должен был отвлечь силы Кылыч-Арслана в направлении Неокесарии и приступил к осаде этого города. Между тем Мануил, имея в виду нападение на Иконий, взял обходный путь на Лаодикею на Меандре и двинулся через горные дороги к укреплению Мириокефал и к Иконию. Поход 1177 г. открылся не при благоприятных обстоятельствах. Уже много вредило предприятию, что пропустили весеннюю пору и дождались летних жаров. Историк Киннам слагает в этом ответственность на союзные отряды сербов и угров, которые только к началу лета соединились с главными византийскими силами, собравшимися на Риндаке. Осадные орудия и обоз затрудняли свободу движения, неожиданные гастрические болезни ослабили войско еще до встречи с врагом. Путь к гнезду турок, Иконию, представлял весьма значительные затруднения для большой армии с тяжелым обозом. В узких горных проходах войско должно было растягиваться на несколько верст и во многих местах подвергалось опасности быть разрезанным легкою турецкою конницей. На пути к Иконию через Келен, Аполлонию и Антиохию (Фригийскую) Мануил в сентябре месяце сделал роздых при Мириокефале, приобревшем известность почти полным истреблением греческих войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010