В 1167 г. Мануил сознал наконец ошибки своей политики на Востоке: в противоречие интересам и обыкновенной практике византийского правительства больше пятнадцати лет он соблюдал выгоды и поощрял домогательства иконийского султана, допустив соперников последнего, каппадокийских и армянских Данишмендов, до совершенного ослабления. Тот авторитет, которым, по традиции и по праву, должна была пользоваться Византия, перешел на Сирию и Месопотамию, во внутренних делах иконийского султаната стал принимать участие Нур ад-дин. Византия, по-видимому, отказывалась от своей излюбленной теории управления одним варварским народом посредством другого, ибо мелкие владетели Мелитены, Севастии и Кесарии, обиженные Кылыч-Арсланом, искали помощи и защиты не у византийского царя, а у Нур ад-дина. Едва ли не тот же Нур ад-дин открыл глаза царю Маиуилу на его ближайшие задачи по отношению к Востоку, когда в 1172 г. он подстрекал иконийского султана внести войну в византийские селения. Так или иначе, несчастная для Византии война с турками-сельджуками, начавшаяся в 1176 г. и похоронившая смелые планы и надежды Мануила, должна быть рассматриваема как исходный пункт реакции по отношению к восточным делам. В то же самое время и неудачи западной политики, обнаружившиеся на Венецианском конгрессе, должны были дать господство теориям национальной греческой партии. Война с турками-сельджуками вызвана была вмешательством Мануила в отношение иконийского султана к Данишменду Зу-н-нуну, искавшему защиты в Византии. Кылыч-Арслан сначала не прочь был войти в мирное соглашение с греками, но скоро изменил намерение, увидев, что византийский полководец, севаст Михаил Гавра, не располагает такими силами, которые могли бы устрашить его. Так прошла весна, время особенно удобное для военных действий, говорит современный писатель. Летний поход в М. Азию под предводительством самого царя Мануила имел следствием возобновление и укрепление двух городов, опустошенных туркменами и находившихся под властью султана. Историк Киннам сообщает любопытные подробности о состоянии города Дорилея, в каком нашли его византийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

2:12. Прибежище под крылами. Представление о спасении под крыльями божества, встречающееся также в псалмах ( Пс. 35:8; 56:2; 60:5; 90:4 ), имеет непосредственное отношение к благословениям завета. Эта метафора была хорошо известна и в других ближневосточных культурах, особенно в Египте, где даже не связанные с телом крылья символизировали защиту. На датируемой VIII в. до н. э. плакетке из слоновой кости из Арслан-Таша изображены антропоморфные персонажи с крыльями, простертыми над фигурой в центре. 2:14. Обмакивание хлеба в уксус. По всей вероятности, обед жнецов состоял из приготовленных на оливковом масле лепешек, которые они обмакивали в соус, представлявший собой побочный продукт процесса брожения винограда. В качестве напитка эта жидкость была горьковатой, но приготовленный на ее основе соус был приятным на вкус. 2:15,16. Дополнительные возможности. Распоряжения, отданные Воозом своим жнецам, изложены в ст. 16 довольно темным языком, но общий смысл ясен: Вооз хочет сделать труд Руфи более продуктивным. По мнению некоторых исследователей, он приказал жнецам отделять от снопов часть колосьев и оставлять их Руфи. 2:17. Молотьба. Твердая, хорошо утрамбованная площадка гумна служила всем жителям селения. При ручной молотьбе обычно пользовались камнем или палкой, которым били снопы, чтобы отделить зерно от мякины. 2:17. Ефа. Объем ефы составлял около двух третей бушеля. Подсчитано, что эта мера вмещала от 30 до 50 фунтов зерна, что составляло почти месячную норму зернового пайка одного работника. 2:20. Родственник. Обязанностью родственника было возмещение утрат рода, будь то человеческих (в каковом случае он становился мстителем), правовых (в каковом случае он решал дело судебным порядком) или экономических (в каковом случае он возвращал собственность члена своего рода). Поскольку землю израильтянам дал Яхве, они не могли ее продавать, а когда часть земли приходилось отдавать за долги, ее скорейшее возвращение считалось делом первостепенной важности. Значение неотъемлемого права на землю можно понять из ответа Навуфея на предложения Ахава купить его виноградник: «…чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!» ( 3Цар. 21:2,3 ). В Месопотамии, особенно в древнейший период, земля принадлежала не частным лицам, а семействам, поэтому права отдельного человека на продажу земли были ограничены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Напрасно сам Мануил громким голосом сзывал к своему знамени катафрактов – в неразберихе оказались потеряны все нити управления гибнущим войском. «И вот падал вол от персидской стрелы, а подле него испускал дух и погонщик. Конь и всадник вместе низвергались на землю... Кровь мешалась с кровью, кровь людей – с кровью животных» (Хон., т. I, с. 233]). Основной удар приняли на себя отряды гвардии василевса. Бойцы подняли клубы пыли, сражение с обеих сторон превратилось в свалку. Не в силах как-либо влиять на ход битвы командами, император дрался как простой кавалларий. На глазах царя уничтожалась армия, умирали его родственники и лучшие друзья. К вечеру император остался один, без знамени и телохранителей. В щите василевса торчали три десятка стрел, застывшей рукой он сжимал обломок копья и был избит мечами и палицами до такой степени, что не мог самостоятельно поправить съехавший на сторону шлем. Какой-то турок узнал Мануила в лицо, схватил его коня под уздцы и повел в плен. Император очнулся и так хватил врага древком по голове, что тот свалился замертво. Случайно встретившийся катафракт довел государя до укрепленного лагеря Лапарды. Желая пить, изможденный Мануил зачерпнул воды из ручья, но после первых же глотков его вырвало – вода текла пополам с кровью. Император не выдержал и зарыдал, проклиная день, в который довелось ему испить христианской крови. Некий воин в ответ разразился упреками, что кровь ромеев он-де пьет давно, разоряя их войнами, а ныне – возмездие. Мануил ничего не ответил. Невиданная отвага Мануила была сломлена, он распорядился подать свежего коня и решил спасаться бегством. Услышав такое, воины стали шумно поносить императора, по чьей вине они оказались в ловушке. Комнин опомнился и остался. Византийцы дорого продали свои жизни: сельджуки, полностью обескровленные, не могли продолжать битву. Утром Кылич-Арслан согласился на мир, потребовав лишь срыть укрепления Дорилеи и Сувлея. Днем Мануил возглавил отступление по месту вчерашнего сражения: «Зрелище, представшее глазам, было достойно слез, или, лучше сказать, зло было так велико, что его невозможно оплакать: рвы, доверху наполненные трупами, в оврагах целые холмы убитых, в кустах горы мертвецов; все трупы были скальпированы, а у многих вырезаны детородные части.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

В длинном письме, адресованном своему западному другу, королю Англии Генриху II Плантагенету, Мануил объявляет о своем недавнем поражении, стараясь немного его смягчить. В этом письме есть детальное описание сражения и, среди прочего, там можно прочесть интересную информацию о роли в сражении англичан, которые с 1066 года были на византийской службе, в частности, в императорской гвардии. Несмотря на прискорбный результат сражения при Мириокефалоне, анонимный панегирист Мануила ставит само бегство Мануила от турок в разряд его блистательных деяний, говоря: «Столкнувшись с массой захватчиков-исмаилитов [т.е. турок], он [Мануил] обратился в бегство один, не опасаясь такого количества мечей, стрел и копий.» Племянник Мануила украсил свой дом картинами, и, среди прочих, «заказал картину, изображающую подвиги султана, иллюстрируя стены своего дома сюжетом, который лучше было бы оставить во мраке.» Вероятнее всего, эта неординарная картина изображала судьбоносную (fateful) битву при Мириокефалоне. Однако, в силу каких-то совершенно загадочных причин Кылыч-Арслан не использовал своей победы и открыл переговоры с императором, которые и привели к заключению терпимого мира. Сражение при Манцикерте 1071 года было уже смертельным ударом для владычества Византии в Малой Азии. Но современники этого не понимали и все еще надеялись поправить дела и избавиться от сельджукской опасности. Два первых Крестовых похода этой опасности не уменьшили. Сражение при Мириокефалоне 1176 года окончательно разрушило последнюю надежду Византии на возможность вытеснения из Малой Азии турок. О какой-либо серьезной наступательной политике империи на Востоке после этого не могло быть и речи. С трудом она могла охранять границу и отражать сельджукские толпы, не перестававшие проникать на византийскую территорию. Сражение при Мириокефалоне, по словам историка Куглера, «решило навсегда судьбу всего Востока.» Почти одновременно с этим поражением в Малой Азии Мануил на свое письмо к Фридриху Барбароссе, в котором он изображал положение сельджукского султана как слабое(Фридрих, однако, знал правду о сокрушительном поражении Мануила), с упреками по поводу его сношений с иконийским султаном, получил от германского государя ответ, в котором тот сообщал следующее.

http://sedmitza.ru/lib/text/434310/

Можно, конечно, догадываться, что под «русским вооружением», которое помогло при занятии ворот крепостных, Скилица разумел, как это и естественно, топоры, секиры, и что представление его о тожестве Русских с Варягами основано именно на этом признаке. Но что ж из этого? Этот признак, действительно, может служить доказательством тожества Варягов и Русских. Варангами называется у Византийцев особый род войска, вооруженный секирами, а по своей национальности это главным образом Русские, о которых мы действительно знаем, что они были вооружены топорами-секирами (см. выше у Пселла и у Льва Диакона). Что Русские в самом деле играли не последнюю роль в походах Романа Диогена против мусульманских завоевателей – Турок, мы удостоверяемся в этом свидетельством того арабского историка, известия которого вообще отличаются поразительною точностью и правдивостью. Ибн-эль-Атир пишет, что армия Романа Диогена численностью доходила до 200 тысяч и состояла из Византийцев, Франков, Русов, Бажднаков (Печенегов), Арабов и Грузин (в подлиннике Курчь). 100 Русские опять занимают то место, которое у Скилицы принадлежит Варягам. Далее, Ибн-эль-Атир заставляет Русских сражаться с Турками Альп-Арслана при Хелате (Χλατ, Khelat по-армянски), куда, как известно, Роман Диоген отправил значительный отряд от Манцикерта. «У Хелата (авангард Альп-Арслана) встретил предводителя Русов, сопровождаемого приблизительно десятью тысячами Византийцев. Они сразились, и были разбиты Русы, и был взят в плен их предводитель и был приведен к султану, и тот ему отрезал нос». Эль-Макин в соответствующем месте пишет: «Султан Альп-Арслан устремляется к Хелату на встречу Византийцам с 40.000 всадников; против них вышел с большими силами один патриций, но султан победил их, взяв в плен самого предводителя, у которого он отрезал нос». Известие Атира, отчасти подтверждаемое Макином, для нас драгоценно; но, несмотря на высокие качества Багдадского астронома-историка, мы должны спросить себя, не противоречит ли он византийскому историку, современнику и очевидцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Но стремления Боэмунда имели трагический исход, неблагоприятным образом отразившийся на всем христианском деле. Боэмунд напал на опасного соперника в лице Данишменда Мелика-Гази, эмира Сивасского (на Галисе) [ 2 ]. Оставшись позади крестоносцев, Данишменды успели настолько усилиться, что после окончательного ослабления иконийского султана выступили в 1101 г. главным оплотом мусульманства в Азии. Появление этой силы было вполне ново и неожиданно для Боэмунда. Когда Боэмунд по просьбе армянского князя Гавриила в Малатии пошел войной на Мелика-Гази, то против ожидания встретился с сильным турецким отрядом, потерпел полное поражение, был захвачен со многими рыцарями в плен и отведен в Неокесарию, где содержался около четырех лет (1101-1104). Этот плен имел важное значение для всех христианских земель в Азии: христиане остались без своего главы, были предоставлены собственным силам среди враждебного магометанского населения. Боэмунд, находясь в плену у Мелика-Гази, вполне возможно, сделался его политическим наставником и учителем. Как ни был груб Данишменд, он понял цену своего пленника. Когда византийский император пожелал выкупить Боэмунда, Мелик-Гази потребовал огромную сумму денег. Греческое правительство готово было на все жертвы, лишь бы избавиться от грозного норманна. Но тут Боэмунда спасло совершенно случайное обстоятельство: Мелик-Гази и Килидж-Арслан поссорились между собой из-за того, как должна была быть разделена между ними выкупная сумма за Боэмунда. Боэмунд воспользовался этим обстоятельством, чтобы выставить им на вид опасность со стороны византийского императора. Он выяснил им, что царь Алексей, завладев им, избавится от сильного и грозного врага и направит тогда все свои силы против них; что если они дорожат собственно выкупной суммой, то ее выплатят им друзья его — князья Иерусалима и Эдессы; что в данном случае важнее не деньги, а политические интересы, в достижении которых он может оказать большую услугу всему турецкому народу, соединившись с ним против византийского императора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

" Но напомню, что нашлись те, кто стал зарабатывать на людском горе. Например, отдельные таксисты, которые попытались завысить тарифы, или телефонные мошенники. Деньги, добытые нечестным путем, не принесут добра " , - заявил представитель Русской Церкви. После терактов в московском метро в СМИ и блогах появилась информация о резком повышении цен на проезд в такси. Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что цены завышали не таксисты, а " бомбилы " . А во вторник, 30 марта, ГУВД Москвы призвало граждан не поддаваться на ложные sms-cooбщehuя телефонных мошенников, предлагающих перечислить денежные средства якобы на счета пострадавших в результате терактов в метро. Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) Зиновий Коган поддержал позицию православного священника. " Авраамические религии учат людей жить в мире и добром взаимодействии. У нас почти одни и те же принципы и заповеди. Об этом молодежь не только должна знать понаслышке, но и учиться соответствующим образом в церкви, мечети или синагогах " , - считает Коган. Он также отметил, что должна быть прекращена " всякая незаконная миссионерская деятельность " . " Эти горе-миссионеры, которые не желают знать, что в России есть официальные религиозные центры, с которыми в обязательном порядке нужно считаться, привносят только вред. Их " образовательная программа " идет вразрез с традиционными в нашей стране понятиями о духовных ценностях " , - заявил Коган. Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский считает, что уровень религиозного просвещения в России является очень низким. " Я бы назвал этот уровень (религиозного просвещения) " диким " . В этом вопросе необходимо масштабно работать с регионами. В больших городах вопросы и темы образования каким-то образом решены. Но в областях и краях страны ситуация очень и очень сложная " , - сказал Ковалевский. Эту точку зрения разделил глава департамента внутренних дел Совета муфтиев России (СМР) Арслан Садриев. " Трактовки (священных) Книг, в том числе Корана, каждый понимает по-своему. Если у нас нет достаточных людских, материальных или иных ресурсов, то молодежью занимаются те, у кого эти ресурсы, к сожалению, имеются. Я имею в виду горе-учителей, которые недрогнувшей рукой направляют молодежь на преступления " , - сказал Садриев. По мнению религиозного деятеля, реакционные силы используют все средства для подготовки террористов.

http://drevo-info.ru/news/8138.html

Магометанство вновь становится опасным для христиан в XI в., и притом как на Востоке, так и на Западе. На Востоке магометане приобрели новых прозелитов в лице туркменов, живших около Каспийского и Аральского морей. Туркмены, получившие потом имя турок-сельджуков, вторглись в области Багдадского халифата, подчинили себе мелких властителей Ирана и Месопотамий и начали принимать деятельное участие в делах самого халифата, занимая места приближенных советников и администраторов халифа и составляя его военную стражу. Скоро турки-сельджуки перенесли на себя весь интерес истории магометанского мира. Они завоевали почти всю Малую Азию, образовав могущественный султанат со столицей в Иконии и угрожая самому Константинополю. Один из крупных эпизодов этой эпохи сосредоточивается на событиях 1071 г., когда султан Альп-Арслан одержал блестящую победу над византийскими войсками при Манцикерте, в Армении, взяв в плен царя Романа Диогена. Это поражение имело важное значение не для одной Византии, но для всего христианского мира. Для сельджуков теперь открывался свободный путь к Мраморному морю и Босфору, они могли без особенных затруднений осадить Константинополь. Как бы ни были грубы и дики сельджуки, они и тогда уже понимали, что тот план действий, который впоследствии осуществлен был османскими турками, мог быть испробован и теперь. Что туркам-сельджукам была не чужда мысль о завоевании Константинополя, это доказывается нижеследующими фактами. Говоря о состоянии мусульманского мира накануне крестовых походов, нельзя оставлять без внимания европейских сородичей сельджуков, хорошо известных из русской летописи половцев и печенегов, которые в конце XI в. распространились по Южной России и, переходя через Дунай, не раз тревожили Византийскую империю. Не далее как летом 1088 г. печенеги нанесли Алексею Комнину страшное поражение при Дерстре (Силистрия), захватили в плен многих знатных византийцев и самого императора заставили искать спасения в постыдном бегстве. Богатая добыча, доставшаяся печенегам, пробудила алчную зависть в их союзниках – половцах, которые пришли к ним на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Напрасно надеялся потомок Малек-шаха, Султан Кильк Арслан (львиный меч) на крепость своих трехсот шестидесяти башен и на силу племени турецкого, одолевшего греков и начатки пришельцев западных. После многих кровопролитных вылазок и приступов, он предпочел сдать город императору, и встретив еще однажды крестоносцев в жестокой битве близ Дорилеи, уже более не беспокоил на пути, опустошая только пред ними селения и поля Малой Азии. Голод и болезни, более чем оружие врагов истребляли дружины, медленно подвигавшиеся к Востоку по совершенно неизвестным для них дорогам; междоусобие возникло в передовом отряде между братом Готфреда Балдуином и Танкредом, по случаю завоевания приморского Тарса. – Далее Балдуин изменил долгу крестоносца и, оставив священную цель Иерусалима для более легкого завоевания Едессы, утвердился на новом княжении, которое похитил у греков и армян. В позднюю осень спустились ослабевшие дружины с диких ущелий Тавра, где претерпели всякого рода лишения, в благословенные долины Сирии; они ополчились станом под крепкими стенами Антиохии, не более как четырнадцать лет завоеванной опять сарацинами. Медленность сей осады, которую слишком скоро надеялись окончить, была истинным бедствием для крестоносцев. Сперва разврат, а потом болезни и уныние ослабили дух войска; многие бежали, и в числе их сам проповедник похода, пустынник Петр, со стыдом возвращенный в стан. Частые стычки с осажденными пробуждали, однако, мужество ратных, и вожди их Готфред, Боемунд и Танкред особенно отличались своими подвигами. Напрасно посланные халифа египетского убеждали их оставить дальнейшее завоевание, предлагая свободный вход для безоружных в Иерусалим; напрасно и князья Алепа, Дамаска и других городов Сирии вооружались для спасения Антиохии. Весною приближение могущественного султана моссульского Кербоги на помощь осажденным угрожало двойною опасностью крестоносцам; главные вожди согласились, хотя и против воли, уступить владычество сим городом князю Боемунду, который на сих только условиях обещал скорое завоевание Антиохии, ибо вступил уже в тайные сношения с некоторыми из осажденных; по слову его, крестоносцы, поднявшись в бурную ночь на одну из самых крепких башен Антиохийских, овладели внезапно городом, при страшных кликах: «так хочет Бог!» и древняя столица Востока обагрилась кровью её защитников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мусульмане довольно серьезно радеют о построении мечетей в местах их традиционного отсутствия. И хотя это мотивируется якобы крайней религиозной необходимостью, присутствие мечетей преследует и известную идеологическую цель. Они являются неким символом военного присутствия мусульман в немусульманских странах, что вполне соответствует всей воинственной природе ислама. Например, про московскую соборную мечеть ее муфтий Равиль Гайнутдин говорит, что для московских мусульман она была центром религиозной жизни, а «для приезжающих сюда само существование в Москве мечети служило свидетельством прочности их религии...» 116 , что несмотря ни на какие советские репрессии ислам продолжает существовать в Москве. Эту мысль подтверждает и история постройки мечети в Сергиевом Посаде. Тогда ее имам – хатыб Арслан Садриев долго объяснял, что в городе живут тысячи глубоко верующих мусульман, которым жизненно необходим молитвенный дом. Когда же мечеть была построена, прихожан в ней набралось не более 30 человек. 13) Имам Особую роль в общественной молитве играет имам (стоящий впереди). В мечети имам возглавляет намаз, а все множество молящихся («мамум» – подражатели имама) стоит сзади него и копирует его действия. Вообще ислам – это «неклерикальная вера – любой мусульманин, который может читать Коран, может выступать в роли муллы без религиозной иерархии. Эта характеристика ислама не только повышает ценность Корана и его различных вдумчивых интерпретаций для мусульман, но и усложняет для правительства задачу контроля за ним» 117 . Поэтому словосочетание «мусульманское духовенство», часто встречающееся в литературе, не имеет ничего общего с духовенством христианским, как выделенной, по отношению к рядовым христианам, стратой Церкви, наделенной исключительными дарами Святого Духа и, естественно, большей ответственностью. Оно может быть принято как синоним понятию «идеологическое лидерство», изначально предполагающее функциональное равноправие членов уммы. Имамом может быть любой мусульманин, достигший совершеннолетия (мукаллаф, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010