41:13,14. Сравнение с Соломоновым храмом. И в храме Соломона, и в храме Иезекииля было по три помещения. Размеры святилища и большого зала в обоих храмах одни и те же. 41:15. Здание и галереи. Здание, которое здесь упоминается впервые, и его назначение несколько туманны, что еще более усугубляется неясным термином «галереи» или «выступы» ( в русском переводе – «боковые комнаты»). Эти «галереи» появляются на внешней стороне строения. Они были либо соединены по три, либо имели ярусное строение. Некоторые исследователи считают, что эти строения служили галереями или крытыми переходами (или тем и другим одновременно). 41:16. Решетчатые окна. Узкие окна были, вероятно, расположены высоко в стене, над уровнем вспомогательных помещений, как и в храме Соломона ( 3Цар. 6:29–35 ). Об их трехчастной конструкции можно судить по найденной в Нимруде пластинке из слоновой кости, получившей название «Женщина у окна» (начало 1-го тыс. до н. э.). 41:17–20. Пальмы и херувимы. Резные изображения пальм и херувимов имеют несомненное сходство с декором храма Соломона ( 3Цар. 29–36 ). Однако здесь херувимы имеют только два лица: человеческое и львиное, тогда как в храме Соломона у них четыре лица. Здесь это уже не самостоятельные изваяния, а рельефы, и поэтому, вероятно, имеют только два лица. Эти фигуры обрамлены пальмами, что было весьма распространенным мотивом в резьбе по слоновой кости и в других видах искусства. Такие же изображения встречаются на изделиях из слоновой кости, найденных в Арслан-Таше, Сирия (1-е тыс. до н. э.), и в сцене, изображенной на кувшинах из Кунтиллат-Аджруза в Палестине, которые датируются железным веком. 42:13,14. Комнаты для священников в храме. Хотя о комнатах, предназначенных для священников в храме Соломона, данных мало, они были хорошо известны в Вавилонии. В вавилонском храмовом комплексе было помещение bit pirishti, где хранились одежды жрецов и дорогие облачения для изваяний богов. 42:14. Священные одежды. Вавилонское bit pirishti использовалось как помещение для гардероба жрецов, по крайней мере в эпоху селевкидов (после 330 г. до н. э.). Эти одежды ценились очень высоко, потому что для их украшения использовались золото и серебро. Для работы в этих помещениях золотых дел мастера должны были получить официальное разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Неделю Хаджи-Мурат живет в крепости, в доме майора Петрова. Сожительница майора, Марья Дмитриевна, проникается уважением к Хаджи-Мурату, чье обхождение заметно отличается от грубости и пьянства, принятых среди полковых офицеров. Между офицером Бутлером и Хаджи-Муратом завязывается дружба. Бутлера охватывает «поэзия особенной, энергической горской жизни», ощутимая в горских песнях, которые поет Ханефи. Особенно поражает русского офицера любимая песня Хаджи-Мурата — о неотвратимости кровной мести. Вскоре Бутлер становится свидетелем того, как спокойно Хаджи-Мурат воспринимает попытку кровной мести ему самому со стороны кумыцкого князя Арслан-Хана, Переговоры о выкупе семьи, которые Хаджи-Мурат ведет в Чечне, не имеют успеха. Он возвращается в Тифлис, затем переезжает в небольшой городок Нуху, надеясь хитростью или силой все же вырвать семью у Шамиля. Он числится на службе у русского царя и получает пять золотых в день. Но теперь, когда он видит, что русские не торопятся освобождать его семью, Хаджи-Мурат воспринимает свой выход как страшный поворот в жизни. Он все чаще вспоминает детство, мать, деда и своего сына. Наконец он решает бежать в горы, ворваться с верными людьми в Ведено, чтобы умереть или освободить семью. Во время верховой прогулки Хаджи-Мурат вместе со своими мюридами безжалостно убивает конвойных казаков. Он рассчитывает перейти реку Алазань и таким образом уйти от погони, но ему не удается верхом пересечь залитое весенней водой рисовое поле. Погоня настигает его, в неравном бою Хаджи-Мурат смертельно ранен. Последние воспоминания о семье пробегают в его воображении, не вызывая более никакого чувства; но сражается он до последнего дыхания. Отсеченную от изуродованного тела голову Хаджи-Мурата возят по крепостям. В Грозной ее показывают Бутлеру и Марье Дмитриевне, и они видят, что посиневшие губы мертвой головы сохраняют детское доброе выражение. Марья Дмитриевна особенно потрясена жестокостью «живорезов», убивших ее недавнего постояльца и не предавших его тело земле.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

97:8. Олицетворение природы. Олицетворение сил природы в Библии не редкость, но, в отличие от других культур древнего Ближнего Востока, эти силы никогда не обожествляются. В Месопотамии, Ханаане и Египте силы природы считались манифестациями определенных богов, чья юрисдикция распространялась на ту или иную сферу природы. 97:9. Судить праведно. Использованное здесь выражение сопоставимо с юридическим термином, использовавшимся в Месопотамии при объявлении об освобождении от долгов. В древности на Ближнем Востоке освобождение узников (из долговой тюрьмы) часто имело место в первый или второй год правления царя (а затем периодически повторялось). Так, например, старовавилонский царь Аммисадуга (XVII в. до н. э.) аннулировал финансовые долги именем Шамаша. Одним из путей утверждения справедливости было облегчение бремени должников (обычно страдавших не по собственной вине). 98:1. Господь восседает на херувимах. Херувимы связаны с ковчегом Завета, на крышке которого были установлены их скульптурные изображения. В древнем искусстве херувимы довольно часто изображались фланкирующими престолы царей и богов. Сочетание херувимов в качестве хранителей престола, ковчега – в качестве его подножия, а также высказываний о Яхве, восседающем на херувимах, встречающихся в таком же, как здесь, контексте, подтверждают концепцию невидимого престола Яхве, воплощенную в ковчеге. В шествиях, устраиваемых в Египте во время праздников, статуи богов переносили в ладьях, снабженных шестами. В росписях эти ладьи изображены в виде ящиков размером с ковчег, украшенных статуэтками хранителей. Библейские описания, равно как и археологические находки (в том числе несколько прекрасных изображений на плакетках из слоновой кости, найденных в Нимруде, Арслан-Таше и в Самарии), показывают, что херувимы представляли собой крылатые существа, в облике которых сочетались черты различных животных и человека, наподобие египетского сфинкса. 98:5. Поклоняйтесь подножию Его. Во-первых, следует отметить, что ковчег Завета считался подножием невидимого престола Божьего (см. коммент. к Исх. 25:10–22 ). Во-вторых, подножие должно рассматриваться как неотъемлемая часть царского престола. В-третьих, подножие престола символизирует покорение царем своих врагов (см. коммент. к Пс. 109:1 ). И, наконец, поклонение подножию является таким же способом выражения почтения, как и обычай простираться ниц перед Богом или царем. На «Черном обелиске» Салманасара III израильский царь Ииуй изображен целующим землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» боги целуют ноги Мардука, подавившего мятеж и ставшего верховным богом пантеона. «Обхватить ноги» означало выразить самоуничижение и мольбу. Эта поза описывается в самых разнообразных литературных аккадских источниках, когда речь идет о беженцах или просителях, выражающих таким образом свою покорность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Зерно мололи с помощью жерновов, и эту работу часто поручали людям, занимавшим самое низкое положение в социальной иерархии. Одним из основных «бытовых приборов» древности была ручная мельница (см. коммент. к Суд. 9:53 ). В Месопотамии на крупных мукомольных предприятиях обычно работали пленники, но каждый из них использовал ручную мельницу. 12:3. Смотрящие в окно. Популярный сюжет «женщина в окне» представлен прекрасными образцами резьбы по слоновой кости, найденными в Нимруде, Самарии и Арслан-Таше (где женщина изображена в египетском парике). В литературе женщина, вглядывающаяся вдаль, ждет новостей от мужа или сыновей, которые ушли на войну (см. коммент. к Суд. 5:28 ). Возможно, это источник использованной здесь метафоры. 12:4. Звуки жизни. Закрывающиеся двери – это, вероятно, городские ворота, на площади перед которыми целый день бурлила жизнь. Ни городской шум, ни звуки мельничных жерновов уже не слышны. Эти звуки замирают на исходе дня. 12:5. Миндальное дерево. Цветущий миндаль, вероятно, символизирует седые волосы. Миндальное дерево достигает в высоту 15–20 футов и первым зацветает в конце января – начале февраля. Цветы миндаля белые, с оттенком розового, сменяются плодами десять недель спустя. Другая древняя метафора изображает старость как обнажение белого гипса на склоне черной горы. 12:6. Серебряная цепочка, золотая повязка ( в оригинале – «чаша»). Слово, обозначающее чашу, встречается также в Зах. 4:2,3 , где оно относится к чашечке светильника. Некоторые исследователи полагают, что речь идет о драгоценной золотой чаше, подвешенной на серебряной цепочке, и если цепочка порвется, чаша разобьется вдребезги. Это символизирует процесс старения и смерти. Иосиф Флавий оставил описание золотого светильника, подвешенного на золотой цепи в иудейском храме в Леонтополисе в Египте. 12:6. Кувшин у источника, колесо над колодезем. Оба предмета ассоциируются с колодцем или водоемом. Колесо, по-видимому, представляет ворот, с помощью которого поднимают ведро из колодца, хотя такие приспособления не были широко распространены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Почти месяц продолжалось пребывание султана в Константинополе. По всему видно, что современников удивляло оказываемое сельджукскому султану внимание; он был непривлекательной наружности, плохо владел руками и хромал на обе ноги, так что в Константинополе немало острили над царским гостем, а патриарх отказал в разрешении воспользоваться церковными предметами в триумфальном шествии, устроенном по случаю празднеств в честь Кылыч-Арслана. Случившееся в тот же день землетрясение было истолковано в смысле божественного гнева против устроителей торжества 183 . Желая вполне обворожить своего гостя, царь давал в его честь турниры и зрелища, наконец устроил для него особенное зрелище, приказав в одном из покоев дворца разложить все, что предположено было дать ему в подарок, т. е. драгоценные ткани, платье, вышитое золотом и серебром, кубки и чаши с золотом и серебром; царь вошел туда вместе с султаном и предложил ему указать те предметы, которые ему особенно нравятся. Когда же султан в смущении и нерешительности сказал, что он видит перед собой такие сокровища, на которые бы он мог покорить всех своих врагов, то царь сказал: «Отдаю тебе все, чтобы ты понял, какими богатствами владеет тот, кто в состоянии сделать такой подарок одному лицу». О роскоши приема и драгоценных дарах находим свидетельства как у византийских, так и у восточных писателей 184 . Судя по результатам, мы должны признать, что пребыванием в столице Кылыч-Арслана византийское правительство не умело воспользоваться в такой степени, чтобы поставить границы притязаниям иконийского султана и обуздать его воинственный пыл. Относительно турок-сельджуков, власть которых простиралась и на христианское население греческого происхождения, политика царя Мануила была в особенности неосмотрительна. Султан иконийский был ближайший и опаснейший враг империи. Усиление Иконийского султаната прямо соединялось с ослаблением власти и авторитета империи на Востоке. Кылыч-Арслан не оставался глух к внимательности, тем более что это значительно возвышало его перед соперниками. Он соглашался признать себя в зависимости от императора, если этот последний поможет ему утвердиться в Иконии и усмирить Данишмендов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Василия Великого , который писал к живущим в Сосополисе  75 . Мы видим также в византийской истории, что Султан Кили, Арслан, овладел Сузополисом, узнав о смерти Имп. Мануила в 1182 г.  76 . Мы остановились на отдых и на обед у развалин древнего Хана, называемого: Индзир-Базар, построенного быть может на остатках Сандалиума. На востоке отсюда должно искать Дервию и несколько выше её: Листру, города, ознаменованные в Деяниях Апостольских. У селения Цельтикзи, или Чахтъехджи, начинают развертываться обширные равнины; вправо высятся уступами кремнистые скалы, которые названы у Страбона неприступными  77 . И на одном из этих уступов видны великолепные развалины древнего Сагалалуса, ныне Саджикла, огромный амфитеатр видел издалека. Павел Лукас, путешествовавший в начале 18-го столетия, первый открыл и назвал настоящим именем развалины Сагалалуса  78 . Этот город, один из знатнейших в Писидии, был населен выходцами из Лакедемона, и потому, на некоторых медалях, носит прозвание Лакедемона. Александр Македонский с величайшим трудом овладел этим городом, которого главнейшею защитою была крутизна скал, где каждый уступ дорого обходился неприятелю  79 . Здесь было епископство. На первом Константинопольском и на Халкидонском соборах подписались епископы этого города; развалины церкви ещё сохранились. Вскоре за сим появляется опять таинственная река Каттарактус, или Дудент, вытекающая из-под скал; на её берегу видно селение Курна. Мы ставим здесь город Кремну, населенный римлянами, который означает Страбон близ Сагалалуса  80 . Мы читаем у историка Зосимы, что в царствование Императора Проба известный разбойник Лидий укрылся со своею шайкою в Кремну, где довольно долго противостоял римлянам. Он воспользовался подземными каналами для доставления пищи своему гарнизону. Река Дудент и многочисленные ручьи прорыли здесь множество таковых путей и эта местность сходствует с описанием Зосимы  81 . Мы употребили более часа времени на объезды вокруг скал по течению реки, которая быстро бежит по порогам; шум её течения и падающих с разных сторон ручьев и водопроводов слышен ещё издалека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

28:15–17. Храмовая утварь. Археологи раскопали много предметов храмовой утвари по всему древнему Ближнему Востоку, в том числе были найдены разнообразные жаровни, лопатки и сосуды. Дополнительную информацию об этих предметах см. в коммент, ко 2Пар. 4 . 28:18. Колесница с золотыми херувимами. Это единственное место в Библии, где объясняется связь между херувимами и колесницей. В Иез. 1 и 10 описываемые создания отождествляются с херувимами, которые сопровождают подвижный престол Яхве, но он нигде не назван колесницей. Библейские описания, а также археологические находки (в том числе прекрасные изделия из слоновой кости из Нимруда в Месопотамии, Арслан-Таше в Сирии и Самарии в Израиле) позволяют полагать, что херувимы представляют собой мозаичные (мифические) создания (они сочетают в себе черты различных существ, наподобие египетских сфинксов), часто с телами четвероногих животных с крыльями. Эти херувимы появляются в древнем искусстве довольно регулярно, часто в качестве обрамлений царских или божественных тронов, например, на подножии трона, изображенного на саркофаге Ахирама. 29:1–9 Приношения в храм 29:2. Оникс. Иногда переводится как «сердолик» или «лазурит»; какой именно камень имеется в виду, неясно. 29:2. Камни вставные. В других переводах – «бирюза» или «антимонит»; некоторые авторы полагают, что речь вообще идет об известковом растворе, которым скрепляли вставные камни в виде мозаики (см. ниже). 29:2. Разноцветные камни. Они указывают на мозаику из разных камней. Мозаики были очень популярны в классическом мире. Камни были натуральные, разных оттенков и привозились из разных мест. Самые древние мозаичные полы выстилались из разноцветных галек в виде орнаментов. Лишь позднее камни стали разрезать на кубики для мощения полов и создания мозаичных картин. Самые древние из сохранившихся образцов мозаики на Ближнем Востоке относятся к VIII в. до н. э. (Гордион в Малой Азии), хотя искусство мозаики известно уже с 3-го тыс. до н. э. («Царский штандарт» из Ура). 29:2.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Беф-Агган ( в русском переводе не упоминается) находится там, где дорога поднимается из долины на Дофанское плато, а затем в горы Самарии. Ивлеам расположен на вершине возвышенности в северной оконечности этого плато. Это примерно в 10 милях от Изрееля. На полном ходу колесница может преодолеть это расстояние менее чем за полчаса. Но отсюда еще 15 миль до Самарии. Приняв решение двигаться в направлении Мегиддона, Охозия должен был повернуть на северо-запад, но это всего в 12 милях от Ивлеама, и там раненому царю, несомненно, предоставили бы убежище. Кроме того, это была самая удобная и ровная дорога, так как она проходила по юго-западному краю Изреельской долины. Беф-Агган – это современный Дженин; город упоминается в египетских «Текстах проклятий» и встречается в амарнских текстах под названием Джина. На месте древнего города стоит курган площадью 7 акров с керамикой железного века. Ивлеам упоминается в анналах Тутмоса III и отождествляется с Khirbet Belameh. Ни в одном из этих пунктов раскопки не проводились. 9:30–10:17 Истребление рода Ахава 9:30. Действия Иезавели. В Древнем мире для подкрашивания глаз и подчеркивания их миндалевидной формы использовали измельченный галенит (свинцовый блеск) или стибнит (сульфид сурьмы), смешанные с водой или маслом. «Украшение головы» могло включать умащение благовониями, окрашивание волос и плетение кос. Иезавель стремилась быть привлекательной во всех отношениях – физическом, социальном и политическом. Широко распространенный в древнем ближневосточном искусстве мотив женщины в окне представлен прекрасными образцами резьбы по слоновой кости, найденными в Нимруде, Самарии и Арслан-Таше (где изображена женщина в египетском парике). В литературе женщина, напряженно всматривающаяся вдаль, ожидает вестей о муже или сыне, ушедшем на войну (см. коммент. к Суд. 5:28 ). Полной противоположностью являются плакетки из слоновой кости, на которых, как полагают многие исследователи, изображены блудницы, возможно, связанные с культом Астарты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:16. Вилки для мяса. Археологи обнаружили большие вилки, подобные тем, которые описывает летописец (они упоминаются в списках в Исх. 27и Чис. 4:14 ). Священникам предназначались определенные части туши жертвенного животного – правое плечо и грудь ( Лев. 7:28–36 ). Однако в рассказе о святилище в Силоме до установления царства говорится о священниках, которые вытаскивали мясо из общего кипящего котла (см. коммент. к 1Цар. 2:13 ). 4:17. География. Цереда расположена в долине Иордана, к востоку от реки, на полпути между Мертвым и Галилейским морями (см.: Нав. 3и 3Цар. 4:12 ). Точное местоположение Цереды пока не установлено, хотя предполагают, что ее можно отождествить либо с Tell es-Sáidiyeh, либо с Tell el-Meqberah. Сокхоф расположен в Телль-Дейр-Алла, примерно в миле к северу от реки Иавок и в 3 милях в востоку от Иордана. На этом месте были обнаружены предметы материальной культуры того времени. Площадка на вершине кургана по площади примерно равна футбольному полю, около акра с четвертью. Там было небольшое поселение, где выплавляли медь. 4:21. Растительные мотивы. В Исх. 25:31–40 и 37:17–24 приводится яркое описание декоративных растительных элементов в светильнике (цветы миндаля). Аналогичный мотив цветения миндаля обнаружен на светильнике из Мегиддона и на миниатюрных столбах в Арслан-Таше. В хананейском и египетском изобразительном искусстве широко распространены украшения, связанные с цветком лотоса. Вероятно, эти растительные мотивы, символизирующие плодородие, призваны напомнить о завете с Богом. 4:21. Лампады и щипцы. В представленный летописцем перечень золотой священной утвари входят лампады, установленные на многоствольных светильниках, и щипцы для подкладывания углей в эти лампады и в жертвенники каждения (см.: 3Цар. 7:49 ; Ис. 6:6 ). Этими щипцами также удаляли сгоревшие фитили и заменяли их новыми. Тот факт, что вся утварь покрывалась «чистым» листовым золотом, указывает на важность использования этих культовых предметов в религиозных ритуалах. 4:22. Приспособление для регулирования фитилей. Эти приспособления ( в русском переводе они особо не обозначены) использовались для того, чтобы фитили, плавающие в чашечках с елеем, которые находились на светильнике ( Исх. 27:20 ), не шипели и не угасали ( Ис. 42:3 ). За этим постоянно следили священники ( Исх. 30:7 ), которые не должны были допустить прерывание ритуала и угасание огня в светильнике ( Ис. 42:3; 43:17 ). В древнееврейском тексте здесь употреблен редкий термин, который некоторые богословы переводят как «музыкальные инструменты», основываясь на сопоставлении с месопотамскими текстами и ассирийскими рельефами, изображающими использование музыкального сопровождения храмового ритуала и «божественной трапезы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:1. Тридцать тысяч отборных воинов. Регулярная армия Давида насчитывает теперь тридцать отрядов (см. коммент. к Нав. 8:3 ). О важной роли ковчега (особенно в военной сфере) говорит многочисленность сопровождения. Процессии, демонстрирующие военную мощь, были обычным явлением в Древнем мире и остаются популярными даже в наши дни. В VII в. до н. э. ассирийское войско точно так же сопровождало статую Мардука, когда ее торжественно возвращали из Ашшура в Вавилон. 6:2. Ваал Иудин. Согласно 1Пар. 13:6 , «Ваал Иудин» – другое название города Кириафиарим. Ковчег находился в Кириафиариме еще со времен его возвращения из Филистии. Город отождествляют (в порядке рабочей гипотезы) с Tell el-Azhar, в 9 милях к северо-западу от Иерусалима. 6:2. Сидящий на херувимах. Ковчег представлял собой деревянный, открытый сверху ящик, имевший около 3 футов в длину и 2 футов в ширину и глубину, если считать локоть равным 18 дюймам. Снаружи и внутри ковчег был обложен чистым листовым золотом и имел по сторонам четыре золотых кольца для вставления позолоченных шестов, с помощью которых его можно было переносить. Золотая крышка, украшенная двумя крылатыми херувимами, обеспечивала сохранность скрижалей закона и служила «подножием» Божьего престола, отражая земную связь Бога с израильтянами. В шествиях, устраиваемых в Египте во время праздников, статуи богов носили в ладьях, снабженных шестами. В росписях эти ладьи изображены в виде ящиков размером с ковчег, украшенных статуэтками хранителей. Библейские описания, равно как и археологические находки (в том числе несколько прекрасных изображений на плакетках из слоновой кости, найденных в Нимруде в Месопотамии, Арслан-Таше в Сирии и Самарии в Израиле), показывают, что херувимы представляли собой крылатые существа, в облике которых сочетались черты различных животных и человека, наподобие египетского сфинкса. В древнем искусстве херувимы часто изображались фланкирующими престолы царей и богов. Сочетание символики ковчега, согласно которой херувимы являются хранителями престола, а вместилище скрижалей – его подножием, и ветхозаветного образа Яхве, «восседающего на херувимах», подтверждает концепцию невидимого престола Яхве, воплощенную в ковчеге. Пустующие престолы, предназначенные для богов и царственных персон, были широко распространены в Древнем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010