НЕ-СУЩЕСТВУЮЩЕЕ 3ЛО, НЕ-СУЩЕСТВУЮЩИХ БОГОВ: не соущаго , не соущимь в соот. с οκ οσαν прич. наст. жен. вин. ед. Б58 23 , οκ ντας муж. вин. мн. «не-существующее зло, не-существующие боги» (εμ «быть») – важные понятия святоотеческого богословия: у зла нет сущности. HE СУЩЕСТВУЕТ – после этого слова в цитате из Афан. пропуск. ТВОРЦА – после этого слова в цитате пропуск. И61 И ЗВЕЗДАМ – после этого слова в цитате пропуск ЭФИР И ВОЗДУХ: на бльск с и на ароу И61 2 в соот. с αθρ «воздух в верхних слоях атмосферы» и ρ «воздух в нижних слоях атмосферы», просто «воздух». В слав. к XI веку для этих понятий выработались термины и въздоухъ (так в «Шестодневе» Иоанна Экзарха, 35:135). Во Врем для αθρ используются описательные выражения, для ρ – грецизм и другие средства (И65 26 , 68 5,18 , 135 18 ), тем самым Врем выпадает из традиции. НАРЕКЛИ: нарекоша в соот. с νμνησαν аор. «воспели» ( ν-υμνω, μνος «гимн»). Ср. «нарекли» (νομζω «называть»). СЛУЖИТЕЛИ: слоужителници И61 5 на месте τελετεροι прил. сравн. (τλεος) «более законченные». Ср. однокоренное τελετ «таинство, обряд». О ПСЫНЕ: (S псы ) – этимологизированный перевод собст. имени Σκλλα «ревущая», «щенок» (σκλαξ «собака»). Скилла, Сцилла – в древнегреч. мифологии дочь Гекаты, ставшая шестиглавым лающим чудовищем. Обитала на скале напротив Харибды в Мессенском проливе. О ХАРИБДЕ, КЕНТАВРЕ. Во Врем сохранены имена этих миф. существ: харивъди, ипокентавръ И61 12 . В Лет «конь Таврский» ЛМ21об. Далее в цитате из Афанасия пропуск. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ – в Тр . на раздлени И61 23 – букв. пер. διαταγας Б60 23 букв. «рас-ставление», новозав. «распоряжение». В Лет страха ради ЛМ22. ПОКЛОНЯЛИСЬ ИМ – в греч. «ей», так как речь идет только об Афродите; в слав. «Дию и Афродите». «Домысл переводчика» отмечен в [Истр. II, 159]. УМЕР – в Тр., Син длительное действие: оумирающа И61 19 , С52об. в соот. с τελευτσαντα аор. прич. Б60 17 . Антиной утонул в Ниле до того, как приехал император. В Лет сов. вид: скончавшаа ЛМ21об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Персидскому, 17 апр.; 202 прп. Акакию, еп. Мелитинскому, 17 апр.; 203 прп. Феодору Трихине, 20 апр.; 204 мч. Феодору Пергийскому, 21 апр.; 205 сщмч. Ианнуарию, 21 апр.; 206 прп. Феодору Сикеоту, 22 апр.; 207 прп. Елисавете чудотворице, 24 апр.; 208 сщмч. Василию, еп. Амасийскому, 26 апр.; 209 ап. и сщмч. Симеону, сроднику Господню, 27 апр.; 210 мученикам Даде, Максиму и Квинтилиану, 28 апр.; 211 апостолам от 70 Иасону, Сосипатру и др., 28 апр.; 212 9 Кизическим мученикам, 29 апр.; 213 прп. Мемнону чудотворцу, 29 апр.; 214 мученикам Тимофею и Мавру, 3 мая; 215 ап. Андронику и св. Иунии, 17 мая; 216 мученикам Петру, Дионисию и др., 18 мая; 217 мч. Фалалею, 20 мая; 218 мч. Василиску, 22 мая; 219 апостолам от 70 Карпу и Алфею, 26 мая; 220 сщмч. Ферапонту, еп. Сардийскому, 27 мая; 221 прп. Никите, еп. Халкидонскому, 28 мая; 222 сщмч. Евтихию, еп. Мелитинскому, 28 мая; 223 мч. Ермию, 31 мая; 224 сщмч. Дорофею, еп. Тирскому, 5 июня; 225 прп. Виссариону чудотворцу, 6 июня; 226 мч. Феодоту Анкирскому, 7 июня; 227 мц. Акилине, 13 июня; 228 свт. Тихону, еп. Амафунтскому, 16 июня; 229 прп. Давиду Солунскому, 26 июня; 230 прп. Сампсону странноприимцу, 27 июня; 231 на перенесение мощей мучеников Кира и Иоанна, 28 июня; 232 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 июля; 233 на праздник Положения ризы Пресв. Богородицы, 2 июля; 234 мц. Кириакии, 7 июля; 235 мученикам Проклу и Иларию, 12 июля; 236 мц. Голиндухе, 12 июля; 237 ап. от 70 Акиле, 14 июля; 238 мч. Кирику и мц. Иулитте, 15 июля; 239 сщмч. Афиногену, 16 июля; 240 вмц. Марине, 17 июля; 241 мч. Емилиану, 18 июля; 242 прп. Дию, 19 июля; 243 прор. Илии, 20 июля; 244 мц. Христине, 24 июля; 245 преподобным Олимпиаде и Евпраксии, 25 июля; 246 сщмч. Ермолаю, 26 июля; 247 апостолам от 70 Прохору и Никанору, 28 июля; 248 апостолам от 70 Силе, Силуану и др., 30 июля; 249 прав. Евдокиму, 31 июля; 250 на происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня, 1 авг.; 251 преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту, 3 авг.; 252 мч. Евсигнию, 5 авг.; 253 архидиак.

http://pravenc.ru/text/673697.html

Писание бо не о обычных вещех много сведетелства имать, о обычных же не требуеть многа указанна. Кто убо не весть, яко подобаеть покланятися господу богу, и аще кто весть, яко подобаеть покланятися господу богу, тот весть, яко подобает покланятися и церкви, иже в службу и в славу божию сътвореной. И аще не бы тако, не бы Давид и Моиси поклонилися скинии, Иона ,и Данил и Ездра не бы покланялися иже от Соломона създанной церкви. Аще убо есть церковь господа бога вседръжителя, то честна убо есть и свята, или вещи, иже в честь и в славу божию сътворени, еже сам бог повеле, тако же святии суть и честни, достоини суть почитатися и покланятися, богы же сих не нарицати. Не все бо еже достойно есть покланянию, сие и обожению: многы бо вещи имамы, им же покланяемся, богы же сих не нарицаем. Покланяем бо ся и царем и князем, богы же сих не нарицаем. Покланяем же ся и друг другу, но богы тех не нарицаемь. И аще убо царем и княземь и друг другу покланяемся, кольми паче подобаше покланятися и почитати иудеом в ветхом убо законе тогда скинию, и иже от Соломона създанную церковь, и иже в них божественыя вещи, их же повеле господь бог в славу свою сътворити; в новем же ныне христианом честный и божественый небеснаго царя господа нашего Иисуса Христа образ и прочая божественыя и освященныя вещи, их же повеле господь нашь Иисус Христос в славу свою творити, и всех святых, угодивших ему. Еретик же глаголеть, яже убо о сих сиа рекосте, что же и о семь глаголете, и како богу глаголющу: «Не сътворите себе бог сребрян и бог злат, и не покланитеся им», вы же глаголете, яко подобаеть покланятися рукотворению. К нему же отвещати есть: се глаголеть бог о иудеех, иже в пустыни телець злат слиавше, и глаголаху: «Се бози твои, Израилю», идол убо моавитскый поставиша и нарекоша его Молох, потом же Веелфегору послужиша при Ахаве же, Валу, еже есть Крону, при Манаси же Дию, при Ероваме же златым юницам, при Навходносоре же покланяющеся образу, глаголаху: «Слава тебе, Навходносоре». И пророк о тех же глаголеть: «И пожроша сыны своя и дщеря своя бесом».

http://sedmitza.ru/lib/text/433586/

Торжествуяй же в главное здание, в Капитолиум, твори 2349 ступание 2350 , Иде же пленных, яко же хотяше, или в работу, ли на 2351 смерть даяше. И 2352 до конца дне он бе повелитель, в делех известных по воли правитель. Но прежде тех дел, жертвы приносил есть, благодарныя Дию, и просил есть. Еже и вопред Рим ему хранити, противу врагом в пособие быти. Потом народне сам пиршествоваше. царства велможы к себе призываше. Но к тым же скоро посыла молити, да не изволят на пир приходите. Еже бы болшу не приити кому и не преяти 2353 в той день чти 2354 оному. В конец торжества 2355 к людем исхождаше. сребро за радость щедро раздаяше. Иже весоло 2356 ему 2357 восклицаху, подобных торжеств и напред желаху. В домы отшедше. во книги писаша, веком последним память оставляша. Сию же светлость не всуе твориша. иныя вожды к рвению будиша И люди ратны, да сии ратуют храбро, ови же умно вождествуют. Троица непостижима Иерарх Иппоненский, Августин реченный, богословским разумом зело украшенный, О Божественней 2358 Троице книгу составляше и многая 2359 таинства 2360 мудро изьявляше. Желая же глубее в то море вникати и, яже сокровенна, умом си пояти. Изьиде 2361 на брег моря един, мышля в себе. како Троицы таинства написати 2362 требе. И елма в мышлении доволно трудися. внезату 2363 младенец прекрасный явися. Седяй на брезе, яму малу сотворивый 2364 , яко детем обычай, пятою сравнивый. Лжицею непрестанно 2365 из моря взимаяй воду и в ту ямицу прилежно вливаяй. Удивися иерарх тому отрочати и, приступив ближае. нача вопрошати: Прелюбезное чадо, что ти зде есть дело? Мал сый, на брезе морстем сам седиши смело И чесо ради воду вземлеши во 2366 лжицу и во малую ону лиеши ямицу? Младенец ответ дал есть: Труд, рек 2367 , полагаю, море сие в ямицу вместите 2368 желаю. То услышав, иерарх светло осклабися, аки детским ответом нечто утешися, И рече: О любезно чадо, что твориши? Се море превелико пред тобою зриши. Лжица же твоя мала, яма невелика. несть подобно вместити моря в ню толика. Тогда младенец рече: Изволи верити.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

7. Однако научись от меня разыскивать образы душ, а не наружность тел, держаться всегда Божественного Писания и разума, а не явного в речах, как и сами апостолы и отцы считают, и даже посторонние, потому что, как мы установили, сказав выше, ты приучил себя самого падать и всегда погрешать против истины. Если же ты сам, согласно с иудеями, желаешь непрерывно находиться во власти буквы, как, скажи мне, в самом деле согласно явному ты понял бы эти выражения Господа? Ибо сказано: И если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его: ибо подобает тебе с одним глазом войти в Царствие Небесное, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную И если соблазняет тебя правая рука твоя, отсеки ее и так далее. Не все ли мы, будучи людьми, принимаем соблазны в душу именно через них, неосторожно глядя и, следовательно, к ним небезопасно прикасаясь? Так что же (следует) согласно явно сказанному? Булем ли мы отрезать и отсекать от себя их? И кто из святых когда-либо поступил или научил так сделать? Итак, следовательно, прекрасно, когда отыскивающие все в Божественном Писании не согласно явному, но согласно вложенному в него смыслу, размышляют богоприлично и благочестиво, а не спотыкаются без проверки и без привычки, как о камень преткновения, и о сами слова Божественного Писания и о слова тех, которые приняли (дар) изречения великой силой Святого Духа для того, чтобы благовествовать оправдание и осуждение Божие людям. Мир тебе. Примечания 1. ο - хартофилакс - должность Константинопольской церкви, он " ведал патриаршей канцелярией. Вел протоколы заседания Синода. В отсутствие патриарха председательствовал в патриаршем суде " (Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви. СПб., 1998. С.294). 2. υο - синкелл - " особое должностное лицо в Константинопольской церкви для связи с императором " (Лебедев А.П. Очерки внутренней истории... С.294). 3. См. " О чести хартофилакса " у Властаря: " Ибо одному только хартофилаксу великой церкви на основании и долгого обычая и письменного установления приснопамятного царя Мануила (чит. Алексия Комнина) дано право во внешних собраниях садиться выше и архиреев " (Алфавитная синтагма М. Властаря. М., 1996. С.179-180).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

  1. Претензии Константинопольского Патриарха на первенство власти над Вселенской Церковью   Церковь учреждена на земле Самим Господом Иисусом Христом. Она есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. Церковь не является обычным человеческим сообществом, в ней присутствует и действует Святой Дух. Церковь представляет собой богочеловеческий организм, мистическое Тело Христово, как говорит об этом апостол Павел: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах… и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:3, 22–23). Образ тела указывает на единство всех членов Церкви под единым Главой — Господом Иисусом Христом (см. Кол. 1, 18). Цель Церкви — спасение людей и всего мира. Спасение может быть обретено только в Церкви Христовой. По слову священномученика Киприана Карфагенского, «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Символ веры указывает на четыре существенных свойства Церкви: единственность, святость, соборность и апостольство. Церковь одна, потому что Бог один. Церковь единственна и едина, потому что она объединяет верующих единством веры, Крещения, дара Святого Духа и евхаристического приобщения Господу Иисусу Христу. Церковь неделима: «Где Христос, там и Церковь» , «Где Дух Святой, там и Церковь» . Церковь свята, потому что свят ее Глава — Иисус Христос. Члены Церкви приобщаются к Его святости. Церковь соборна (кафолична), поскольку она распространена по всему миру, открыта для верующих вне зависимости от времени, места, происхождения и социального положения желающих вступить в нее. Соборность Церкви отражается и в общении между Поместными Церквами, образующими Вселенскую Церковь. Епископы Поместных Церквей, несмотря на разницу занимаемых положений, равны между собой как возведенные в одну и ту же степень священства. Поскольку каждый епископ получил от Святого Духа равную с другими епископами благодать, то и достоинство всех епископов равное: «Епископ первого престола да не именуется экзархом священников или верховным священником» (48 правило Карфагенского Собора). Усвоение какому-либо епископу особой значимости в сакраментальном или богословском отношении является искажением соборности.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

Беседа на слова: В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:37, 38). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Приступающие к Божественной проповеди и внимательные к вере должны выказывать расположение жаждущих и возжигать в себе такое же, как у них, желание: чрез это они будут в состоянии вернее удержать в себе говоримое. Жаждущие, взяв чашу, выпивают ее с великою охотою, и тогда только успокоиваются: так и те, которые слушают Божественные слова, если будут принимать их с жаждою, никогда не отстанут от них прежде, нежели совершенно насытятся. А что всегда должно жаждать и алкать, об этом сказано: блажени алчущии и жаждущии правды ( Мф. 5:6 ). И здесь (в Евангельском чтении) Христос говорит: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Эти слова означают: «Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю». Но почему Евангелист заметил, (что это было) в последний день великий? – Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними, большею частию, проводимы были в увеселениях. Почему же (Христос) говорит: в последний. Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит (те слова), частию для того, чтобы показать Свое дерзновение, частию по причине, многочисленности народной. А чтобы показать, что Он говорит о питие духовном, присовокупляет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: и закон Твой посреди, чрева моего ( Пс. 39:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иосиф Песнописец Иосиф Песнописец (греч. Ιωσφ μνογρφος; + 883 / 886 ), преподобный Память 4 апреля Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес . В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Феофила (829-842) - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и папа Лев III , неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит . Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.

http://drevo-info.ru/articles/10027.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Путём созидания Апрельские тезисы Священного Синода 05.04.2019 848 4 апреля на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви продолжена системная работа по развитию церковной жизни: назначены на новые кафедры архиереи, была проявлена забота о духовной и семейной жизни молодых священников, определена главная тема будущих Рождественских чтений («Великая Победа: наследие и наследники»), прославлены новые святые. Не обойдён вниманием украинс кий церковный вопрос: синодалы поддержали полное достоинства и силы заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви, в котором в т.ч. констатируется, что авантюры Константинопольского патриархата не получили рецепции среди Поместных Церквей. Из новых назначений хотелось бы особо отметить поставление правящим архиереем недавно учреждённой Корейской епархии архиепископа Кызыльского и Тывинского Феофана (Кима), который уже служил ранеее в Корее, а в последние годы апостольски трудился в Тыве. Принятое решение в очередной раз показывает, что курс на развитие внешней зарубежной миссии, на проповедь Евангелия всем народам является не случайностью: он продуман священноначалием и является ответом Церкви на таинственное указание Духа Святого. Вспоминаются священные слова Деяний святых апостолов: « Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие » (Деян. 13:2-5). Ну а с церковно-«политической» точки зрения Московский Патриархат показывает несостоятельность «вселенских» притязаний Константинопольского патриархата - по крайней мере конкретно в Юго-Восточной Азии. Относительно же Кореи следует сказать, что именно Русская Церковь начала проповедь Православия в Корее в 1897 г. И только спустя многие десятилетия, после исторических потрясений, Русская Церковь потеряла возможность окормлять Корею, территорию которой «подобрал» Константинополь. Ныне же, после отмены Фанаром документа более чем 300-летней давности о Киевской митрополии и выхода Константинополя из канонического поля, ничто не мешает Русской Церкви восстановить свою юрисдикцию над Кореей. Причём сразу на уровне архиерея, к тому же корейской национальности (напомним, ранее русскую духовную миссию в Корее на месте возглавляли лица в сане не выше архимандрита, и никогда - корейцы).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/05/pu...

" Иисус же, подозвав их сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;...- сказал нам Сам Бог./Мф.20:25-27/. Все споры , что я читаю, это споры  " князей " и вельмож о том , кому  где властвовать, а не служить людям. Ибо не станет лучше от разделений и трёх " патриархов " ...Иисус говорит, что  " Видевший Меня  видел Отца "/Ин.14:9./Кого мы изображаем на иконах, если это не портрет Иисуса Христа.? В Богословии работы для ума непочатый край, а мы спорим об иерархии. И лучшие умы ходят далеко от того , что сказал и чего хотел Бог. Сергей, Днепропетровск 08 августа 2010г. 15:46 В Днепропетровске на ул. Петрозаводской есть " Церковь Киевского патриархата " , в которой " священник " за деньги " снимает порчу, сглаз, лечит алкоголизм шептанием " и т.п. О каком единстве веры может идти речь, если такое возможно. Причем, не так давно сам Филарет инспектировал этот приход.    иеремия 09 августа 2010г. 00:39 И еще такой момент. Само название обращения: " К православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью " абсурдно. Авторы обращения сами признают, что адресаты послания - практикующие православные христиане, которые компактно проживают в указанном регионе. Что Вам еще надо? Слова " вне единства " уже сами по себе - зерно, не хочется говорить какое. Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ 09 августа 2010г. 21:23 В.Р. Легойда говорит: " На основании исторических фактов давно доказано, что с 1448 по 1589 г. Русская Церковь сохраняла полноту евхаристического общения с Константинопольской Церковью и Восточными Церквами. " И в связи с этим вопрос: Какие КОНКРЕТНЫЕ исторические факты свидетельствуют о том, что с 1448 по 1589 г. Русская Церковь сохраняла полноту именно ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО общения с Константинопольской Церковью и Восточными Церквами? В каком труде с этой конкретикой можно ПОДРОБНО ознакомиться?

http://bogoslov.ru/article/969507

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010