Это показывает, что Антиох как многими другими деяниями своими, так в частности и боготворением себя прообразовал антихриста. Возвысится и возвеличится над всяким богом (36 ст.) – по объяснению бл. Иеронима, эти слова указывают на то, что Антиох, восставший против служения истинному Богу, «дошел до такого высокомерия, что в храме Иерусалимском приказал поставить свою статую». – Следующие затем слова: и управит (и будет иметь успех) дондеже скончает гнев, в скончание бо бывает, – дают такую мысль: как все вообще совершается в мире по воле Божией и согласно Божественному определению, так в частности и злодеяния Антиоха будут совершаться по попущению Божию и поэтому прекратятся не прежде определенного Богом времени (ср. Дан. 7:25 ). Цель, с какою Господь попустит Антиоху совершать эти злодеяния, указана выше (35 ст. ср. 12:10). То же следует сказать в объяснение этих слов и в приложении к антихристу. – О всех бозех отцев своих не смыслит и рачении жен (27 ст.) – что Антиох не будет помышлять о богах, которых чтили его предки, это нужно понимать не в том смысле, что он будет отрицать всех идолов, чтимых его предками, ибо о нем известно, что «он наполнил Иерусалим и всю Иудею идольскими жертвенниками, и в храме Божием приносил жертву Дию, и Иерусалимский храм нарек храмом Дия олимпийского (бл. Феодорит); но так, что он если и будет заботиться, то лишь о новых идолах, которых не знали его предки (ср. 38 ст.), притом же и это попечение его об идолах будет более наружным, кажущимся, в действительности же он будет совершенным безбожником, ибо себя самого станет считать выше всякого бога. На антихристе же слова эти имеют исполниться в точности (бл. Феодорит). – Но что значит, что он не будет помышлять о рачении (πιθυμα, пожелание) жен? – Об Антиохе известно, что «он не довольствовался женами, с которыми соединен был законом брака» (бл. Феодорит) и имел наложниц ( 2Мак. 4:30 ) и вообще при многих других пороках «был настолько сластолюбив, что публично вступал в связь с непотребными женщинами и в присутствии народа удовлетворял свою похоть» (бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

33) Диевой эта кумирница называлась от посвящения ее языческому богу Дию или что тоже – Зевсу. 34) Калабрия – древнее название острова Пороса в Сароническом заливе. 35) Аэтий или Аэций – антиохийский диакон ум. 370 г., после Ария стоял во главе ариан, отрицавших единосущие Сына Божие с Богом Отцом и открыто утверждавших потому неравенство Второго Лица Пресвятой Троицы с Первым. 36) Феофил занимал патриарший престол с 386 г. до 412 г 37) Великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст родился в 347 г. в Антиохии. Получив лучшее, по тому времени, научное образование под руководством свой матери, выдающейся по уму и добродетельной жизни женщины, св. Иоанн закончил его в школе известного ритора Ливания; пробыв потом недолгое время адвокатом, Иоанн занялся изучением христианского богословия под руководством антиохийского епископа, св Мелетия. Последний и крестил Иоанна; в 380 г. он возвел его в должность чтеца. Свое богословское образование Иоанн Златоуст завершил у Картерия, лучшего христианского ученого времени и у Диодора, впоследствии епископа Тарсийского. После этого Иоанн удалился в пустыню и здесь провел сначала четыре года в сообществе монахов, а потом два года в совершенном уединении. В пустыне Иоанном Златоустом, написано «слово о священстве», вызванное укорами его товарища – епископа Василия за бегство Златоуста от епископства. Это слово, лучшее произведение среди святоотеческих писаний, изображает каков должен быть христианский пастырь и каковы его обязанности. Расстроенное подвигами здоровье заставило Иоанна покинуть пустыню и возвратиться в Антиохию. В 381 г. он был посвящен в диакона и через пять лет во пресвитера. Побуждаемый милосердием Иоанн Златоуст часто посещал богатых, испрашивая подаяние для бедных, которым он, обходя дома, раздавал милостыню При этом он сам наблюдал картины нищеты и голода в богатом городе, что, поражая любящую душу Златоуста, находило отклик в его проповедях, дышущих любовью, особенно к обиженным и угнетенным. Свои проповеди, собиравшие огромное число слушателей, св.

http://pravicon.com/info-2321

Как благоразумный политик, стремив-шийся успокоить свое государство, волнуемое внутренними смутами, и, может быть, еще по чувству человеколюбия, признаки которого были заметны в нем, страшился начать кровопролитие христиан, тем более что их было слишком много. Максимиан Геркул, грубый солдат, не входивший в политические соображения Диоклетиана, готов был преследовать христиан, особенно находившихся в его войске и нарушавших военную дисциплину отказом в принесении языческих жертв. Напротив, помощник Геркула, кесарь Констанций Хлор, человек добросовестный, уважаемый деятель, смотрел на христиан без предубеждения, даже уважал их за твердость в вере, основательно предполагая, что они также твердо должны быть преданы государю. Злейшим же из всех правителей врагом христиан явился зять Диоклетиана, жестокий кесарь Галерий. Диоклетиан, пока был в силах и не состарился, сдерживал вредные для империи порывы Галерия к уничтоже-нию христианства; кроме эдикта об удалении христиан из военной службы, он долгое время не соглашался издать какой-либо общий закон относительно их. Наконец, в 303 г. Галерий достиг своей цели. Он приехал в Никоми-дию, что в Вифинии, местопребывание Диоклетиана, и, поддерживаемый жрецами и другими фанатиками, настоятельно требовал издания общего закона против христиан. Старый, больной и тяготившийся делами правления, Диоклетиан подчинился влиянию своего зятя и допустил преследование. Никомидийские христиане прежде других испытали нападение: их «великолепная церковь » была разрушена до основания, священные книги были отняты и сожжены. Вслед за этим последовал общий эдикт следующего содержания: все богослужебные собрания христиан запрещаются, христианские храмы должны быть разрушены, списки Священного Писания должны быть отбираемы и сожигаемы; все исповедующие христианство лишаются своего достоинства и гражданских прав, у христиан-рабов отбирается навсегда надежда на освобождение; при суде над христианами дозволяется употреблять пытки, без принятий от них жалоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еретики говорят, что Бог заповедал: не сотвори себе богов серебряных и богов золотых. На это отвечаем: Бог сказал это иудеям, которые в пустыне слили себе тельца и говорили: се бози твои, Израилю, а впоследствии воздали божескую честь Веельфегору, при Ахаве же – Ваалу, то есть Крону, при Манассии – Дию, при Иеровоаме – златым юницам, при Навуходоносоре – образу златому. И пророк о них говорит: Пожроша сыны своя бесовом ( Пс.105:37 и проч.); оставив истинного Бога, сотворили идолов в честь скверных людей и бессловесных животных и именовали их богами. Мы же не идолов делаем, не тельцов, не юниц, но служим живому Богу и святым Его, ибо никто из любящих царя не бесчестит его хоругви. Если иконы, как вы мудрствуете, подобны идолам, то и скиния, которую сотворил Моисей, и церковь , устроенная Соломоном, по-вашему, подобны идольским храмам, и жертвы, которые в них приносились во славу Божию, подобны еллинским жертвам, которые они приносили идолам, и ковчег, в котором были скрижали завета и прочее, ничем не отличается от твоего сундука, в котором ты хранишь домашние вещи, и жезл Ааронов прозябший не отличается от твоего посоха, на который ты опираешься, и свещник златый, имевший семь светильников, не отличается от твоего свещника, который ты вжигаешь у себя в доме. Если все эти предметы, как мы сказали, одинаковы между собой, то и святые иконы подобны идолам. Как при Ное Бог мог и без ковчега спасти его, ибо все возможно Богу, однако же устроил ему спасение посредством бездушной и рукотворенной вещи. Также и евреев Бог мог и без медного змия спасти от угрызений змей, но благоволил по неизреченным судьбам Своим посредством медного змия избавить их от смерти; так и нам ныне Господь и Бог наш посредством видимых святых икон и других божественных предметов невидимо устрояет спасение. Ибо так Сам Он повелел и изобразил на плащанице образ Свой, который впоследствии был отнесен в Царьград. Затем святые апостолы повелели евангелисту Луке написать на иконе пречистый Его образ и поклонились изображенному на ней божественному Его человечеству. Евангелист Лука написал также и образ Пречистой Его Матери, Которая есть воистину Богородица. Если же вы, несмысленные умом, сомневаетесь, каким образом посредством неодушевленных и рукотворенных предметов могут совершаться чудеса, то знайте, что Богу все возможно. Каким образом, когда Моисей чудодействовал, то не ему, а его жезлу сообщил Бог силу совершать чудеса, также и милоти Илииной Бог даровал Свою благодать, и ею Елисей совершил страшные знамения, которых не мог совершить сам по себе. Иудеи почитали пророческие и патриаршеские гробы и перенесли из Египта кости Иосифовы. Послушаем Павла, говорящего о различных дарованиях духовной благодати, как сказано в Святом Писании: Якоже устроих церквам галатийским, тако и вы сотворяйте ( 1Кор. 16:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

Тивериан от страха пробудился. От ужаса он трепетал всем телом своим. Подозвав к себе своих советников, сопутствовавших ему, он пересказал им о своем видении. Они же сказали ему: — Мы давно уже хотели сказать тебе, чтобы ты не мучил столь люто и несправедливо человека того. Но мы не осмеливались этого сделать. Мы слышали, что велик Бог христианский и что Он осуждает на вечные мучения в огне неугасимом тех, кто мучает рабов Его. После этих слов Тивериан пришел еще в больший страх и ужас и тотчас же приказал воинам своим вести мученика вперед. Сам же пошел сзади него. Тивериан проходил мимо многих городов, однако не заходил и не останавливался в них, так как, согласно повелению ангела, весьма спешил в Византию. Но сонное видение еще много дней не выходило из головы его; поэтому Тивериан был в большом страхе и не осмеливался причинять мучений святому Александру. Когда Тивериан проходил через Иллирию и приблизился к городу Сардикии, навстречу ему вышел градоначальник и вельможи городские; но Тивериан не вошел в город, а прошел мимо него. Бывшие же в городе том христиане, услыхав, что трибун Тивериан, шедший из Рима, вел с собою мученика, вышли из города, но не для того, чтобы встретить трибуна, а для того, чтобы видеть мученика. Увидав, что мученик шел отдельно, христиане подошли к нему и, припав к ногам его, сказали: — Помолись о нас Богу, страдалец Христов! Он же сказал им: — Молитесь и вы за меня, братия, дабы я совершил до конца подвиг свой о Христе Иисусе и сподобился восприять обещанный мне венец из Его святой десницы. Затем мученик был поведен воинами в дальнейший путь. Миновав город Клисуру, путешественники приближались к месту, называвшемуся Вономасийским полчищем, отстоявшему от Филиппополя за сорок поприщ, где и остановились. Тивериан к этому времени уже начал забывать то страшное видение, которое он имел относительно мученика Александра. Позвав святого к себе на допрос, он спросил его: — Неужели, Александр, ты до сих пор все еще пребываешь в безумии своем? Не желаешь ли принести жертву милосердым богам нашим Дию и Асклипию владеющим вселенной?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

эта кумирница называлась от посвящения ее языческому богу Дию или что то же — Зевсу. ( < < back) древнее название острова Пороса в Сароническом заливе. ( < < back) или Аэций — антиохийский диакон ум. 370 г., после Ария стоял во главе ариан, отрицавших единосущие Сына Божия с Богом Отцом и открыто утверждавших потому неравенство Второго Лица Пресвятой Троицы с Первым. ( < < back) занимал патриарший престол с 386 г. до 412 г. ( < < back) отец Церкви св. Иоанн Златоуст родился в 347 г. в Антиохии. Получив лучшее, по тому времени, научное образование под руководством своей матери, выдающейся по уму и добродетельной жизни женщины, св. Иоанн закончил его в школе известного ритора Ливания; пробыв потом недолгое время адвокатом, Иоанн занялся изучением христианского богословия под руководством антиохийского епископа, св. Мелетия. Последний и крестил Иоанна; в 380 г. он возвел его в должность чтеца. Свое богословское образование Иоанн Златоуст завершил у Картерия, лучшего христианского ученого [того] времени и у Диодора, впоследствии епископа Тарсийского. После этого Иоанн удалился в пустыню и здесь провел сначала четыре года в сообществе монахов, а потом два года в совершенном уединении. В пустыне Иоанном Златоустом, написано «слово о священстве», вызванное укорами его товарища — епископа Василия за бегство Златоуста от епископства. Это слово, лучшее произведение среди святоотеческих писаний, изображает каков должен быть христианский пастырь и каковы его обязанности. Расстроенное подвигами здоровье заставило Иоанна покинуть пустыню и возвратиться в Антиохию. В 381 г. он был посвящен в диакона и через пять лет во пресвитера. Побуждаемый милосердием Иоанн Златоуст часто посещал богатых, испрашивая подаяние для бедных, которым он, обходя дома, раздавал милостыню. При этом он сам наблюдал картины нищеты и голода в богатом городе, что, поражая любящую душу Златоуста, находило отклик в его проповедях, дышущих любовью, особенно к обиженным и угнетенным. Свои проповеди, собиравшие огромное число слушателей, св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Тивериан от страха пробудился. От ужаса он трепетал всем телом своим. Подозвав к себе своих советников, сопутствовавших ему, он пересказал им о своем видении. Они же сказали ему: — Мы давно уже хотели сказать тебе, чтобы ты не мучил столь люто и несправедливо человека того. Но мы не осмеливались этого сделать. Мы слышали, что велик Бог христианский и что Он осуждает на вечные мучения в огне неугасимом тех, кто мучает рабов Его. После этих слов Тивериан пришел еще в больший страх и ужас и тотчас же приказал воинам своим вести мученика вперед. Сам же пошел сзади него. Тивериан проходил мимо многих городов, однако не заходил и не останавливался в них, так как, согласно повелению ангела, весьма спешил в Византию. Но сонное видение еще много дней не выходило из головы его; поэтому Тивериан был в большом страхе и не осмеливался причинять мучений святому Александру. Когда Тивериан проходил через Иллирию и приблизился к городу Сардикии, навстречу ему вышел градоначальник и вельможи городские; но Тивериан не вошел в город, а прошел мимо него. Бывшие же в городе том христиане, услыхав, что трибун Тивериан, шедший из Рима, вел с собою мученика, вышли из города, но не для того, чтобы встретить трибуна, а для того, чтобы видеть мученика. Увидав, что мученик шел отдельно, христиане подошли к нему и, припав к ногам его, сказали: — Помолись о нас Богу, страдалец Христов! Он же сказал им: — Молитесь и вы за меня, братия, дабы я совершил до конца подвиг свой о Христе Иисусе и сподобился восприять обещанный мне венец из Его святой десницы. Затем мученик был поведен воинами в дальнейший путь. Миновав город Клисуру, путешественники приближались к месту, называвшемуся Вономасийским полчищем, отстоявшему от Филиппополя за сорок поприщ, где и остановились. Тивериан к этому времени уже начал забывать то страшное видение, которое он имел относительно мученика Александра. Позвав святого к себе на допрос, он спросил его: — Неужели, Александр, ты до сих пор все еще пребываешь в безумии своем? Не желаешь ли принести жертву милосердым богам нашим Дию и Асклипию [ 7 ], владеющим вселенной?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Сие яснее показывают нам книги маккавейские, первая и вторая, подробно также описал это историк Иосиф; и мы согласно с ним перескажем сие вкратце. Иудеи, из рода первосвященнического, себе желавшие первосвященнической власти, возмутились против бывшего тогда первосвященника, и отправившись к Антиоху, убеждают его иудейские постановления превратить в эллинские и построить в городе эллинское училище. Когда, произошло это, благочестивые были в слезах, видя явное нарушение законов, остальная же часть народа небоязненно попирала Божий закон, и смеялись над заповедью об обрезании. Между тем возмущение усиливалось, и Антиох, прибыв в Иерусалим, большую часть благочестивых предал смерти, даже осмелился войти во святилище храма. И вошедши ограбил весь храм, присвоил себе сокровища и все приношения, сосуды, фиалы, чаши, золотую трапезу, золотой кадильный алтарь, из золота устроенные светильники, и, кратко сказать, все утвари для Божественного священнодействия. А сверх того в Божием храме поставил жертвенник Дию, весь город наполнил идолами, и всех принуждал приносить жертвы: сам же на Божественном жертвеннике в жертву принес свинью, и храм назвал храмом Дия олимпийского; о всем этом предвозвещает блаженный Даниил; ибо под образом рога видит самого Антиоха, видит, что «возвеличися» он «даже до силы небесныя», то есть, с неистовством восстал против самого Бога веяческих, которому посвящены были и народ и храм. «И паде на землю от силы и от звезд, и попра я» . Ибо весьма многие из народа, преступив закон Божий, ниспали из чина небесных, и сама себя низринув, попраны были сим мучителем. Наименовал же их Пророк звездами; потому что известно и славно было прежнее их благочестие. Но дает разуметь сим и обетование, данное Аврааму, ибо сказано: соделаю «семя твое, яко звезды небесныя» ( Быт. 22, 17 ). Антиох же не удовольствовался тем, что попрал многих, именуемых звездами, но «возвеличися даже до» начальника силы; потому что с неистовством и яростью восстал против самого Бога и царя этой силы, то есть святого народа. И не престанет сие делать, как говорит Пророк,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Дию (19 июля). Без 2-й песни: 15 сщмч. Вассу (18 сент.); 16 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня); 17 мученикам Флору и Лавру (18 авг.). Еще для 11 канонов, опубликованных в этом издании, атрибуция Г. ненадежна. Каноны со 2-й песнью: 18 свт. Григорию, Просветителю Армении, и мц. Рипсимии и проч. (30 сент.); 19 сщмч. Дионисию Ареопагиту (3 окт.); 20 ап. Луке (13 окт.); 21 мученикам Маркиану и Мартирию нотариям (25 окт.); 22 свт. Григорию Нисскому (10 янв.; в рукописях канон атрибутируется Г., Феофану; возможно авторство прп. Андрея Критского); 23 св. Исаакию, пресвитеру, исповеднику (30 мая; канон в рукописях атрибутируется Г. или Агиополиту); 24 мученикам Мануилу, Савелу и Измаилу (17 июня; в рукописях канон атрибутируется Г. или Андрею Пирру); 25 мученикам Трофиму, Феофилу и проч. (23 июля; в рукописях канон атрибутируется Г., Андрею, Игнатию, прп. Феодору Студиту). Каноны без 2-й песни: 26 равноап. Аверкию, еп. Иерапольскому (22 окт.); 27 святителям Афанасию и Кириллу Александрийским (18 янв.; возможно авторство прп. Андрея Критского); 28 прп. Онуфрию Египетскому (12 июня; в рукописях канон атрибутируется Г., Феофану, Иоанну, Иосифу). 29 канонов Г. известны только по рукописям и до сих пор не опубликованы. Каноны со 2-й песнью: 1 прп. Иоанну Постнику (2 сент.); 2 сщмч. Анфиму, мц. Василисе, мч. Зотику и прп. Феоктисту (3 сент.); 3 на Рождество Пресв. Богородицы (8 сент.); 4 на Воздвижение Креста (14 сент.); 5 мц. Евфимии (16 сент.); 6 мученикам Евлампию и Евлампии (10 окт.); 7 свт. Григорию Неокесарийскому (17 нояб.); 8 на попразднство Рождества Христова (28 дек.); 9 свт. Василию Великому (1 янв.); 10 прп. Авксентию (14 февр.); 11 прп. Алексию, человеку Божию (17 марта); 12 на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня); 13 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня); 14 мученикам Кирику и Иулитте, матери его (15 июля); 15) пророкам Илии и Елисею (20 июля); 16 преподобным Олимпиаде и Евпраксии (25 июля); 17 вмч. Пантелеимону (27 июля); 18 на обновление храма Богородицы во Влахернах (31 июля).

http://pravenc.ru/text/164781.html

И опять чрез несколько слов продолжает: «Не по мнозе же времени посла царь старца Афинеанина понуждати Иудеи, дабы отступили от отеческих законов, и по божественными законами не жительствовали. Осквернити же и во Иерусалиме храм, и нарещи Диа олимпийскаго» (6, 1. 2). Предвозвещая сие, беседующий с блаженным Даниилом сказал: «и мышцы от него востанут, и осквернят святыню могутства, и преставят жертву всегдашнюю», то есть ежедневно совершаемую Богу службу, и «дадят» вместо сего «мерзость запустения», – жертвенник, который злочестивый царь воздвиг Дию, и принес на нем в жертву свинью. И это, говорит Архангел, не сделает вреда людям, которые будут жить после; потому что научатся из сего, не полагаться на первые успехи, но всегда страшиться и трепетать, по совету блаженного Павла; ибо говорит он: «мняйся стояти да блюдется, да не падет» ( 1Кор. 10, 12 ). Перемены обстоятельств как бы разжигают, подвергают искусу, и отделяют добротное от негодного; а также и убеляют как волну, и испытывают, естественный ли, или заимствованный, имеет она цвет, насквозь ли всю ее проникает этот цвет, или виден на одной только поверхности. Сие, говорит Архангел, в настоящей жизни происходить с людьми частно, и в будущем времени будет общее всех людей испытание. Сказав это об Антиохе Епифане, переходит наконец от образа к первообразу. Первообраз же Антиоха есть антихрист; и образ антихриста – Антиох. Как Антиох принуждал Иудеев не чествовать, и вести жизнь противозаконную; так «человек, беззакония, сын погибели, высящийся и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища», как говорит блаженный Павел, «якоже ему сести в церкви Божией: показующу себе, яко Бог есть» ( 2Сол. 2, 3. 4 ), во всяких «знамениях и чудесех ложных» (9), будет все делать к обольщению благочестивых, то пытаясь обольстить и обмануть ложными чудесами, то действуя, властительски, подвергая питомцев благочестия всякого рода наказаниям. Если же кто, исследовая порядок пророчества во всей его связи, не поверит, что сие действительно так; то пусть приведет себе на мысль учение Евангельское.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010