Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. прп.: Утр.: Мф.11:27-30 Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь апостолов, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолам, глас 2 Твердыя и боговещанныя проповедатели,/верх апостолов Твоих, Господи,/приял еси в наслаждение благих Твоих и покой;/болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,//Едине сведый сердечная. Тропарь святителя Николая, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Кондак святителю Николаю, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. преподобной Макрине, сестре святителя Василия Великого Тропарь преподобной Макрине, сестре святителя Василия Великого, глас 2 Жениха твоего смерть видевши,/разсмотрела еси тленную жизнь и суетие мира,/отвсюду вину приимши,/Нетленному Обручнику уневестилася еси,/постом и смирением любовь Того постигающи./Тем ныне радуется со Ангелы,//преподобная Макрино, дух твой. Ин тропарь преподобной Макрине, сестре святителя Василия Великого , глас 8 В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу:/приимши бо Крест, последовала еси Христу/и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/прилежати же о души, вещи безсмертней.//Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Макрино, дух твой. Кондак преподобной Макрине, сестре святителя Василия Великого , глас 4 Бога Благаго всем сердцем возлюбила еси,/Макрино преподобная,/и, Сего Крест Честный на рамо приемши,/усердно последовала еси Ему,//отонудуже согрешений обрела еси прощение. преподобному Дию Константинопольскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

Тропарь преподобному Дию Константинопольскому, глас 1 Пустынный житель, и в телеси Ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Дие:/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобному Дию Константинопольскому, глас 2 Чистотою души божественне вооружився,/непрестанную молитву, яко копие, приим державно,/разсекл еси демонов полки,/чудотворче, отче наш Дие,//моли непрестанно о всех нас. преподобному Серафиму Саровскому Кондак преподобному Серафиму Саровскому, глас 2 Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/в Саровскую обитель вселился еси,/и тамо ангельски пожив,/многим путь был еси ко спасению,/сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/и даром исцелений и чудес обогати./Темже вопием ти://радуйся, Серафиме, преподобне отче наш. Молитва 2-я преподобному Серафиму Саровскому О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Молитва преподобному Серафиму Саровскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

228 S. Schiwietz, Das morgenländische Mönchtum, Mainz. 1904, 6. 167, L’Abbé Marin, op. cit., p. 109. 232 Ср. К. Lake, The greek monasteries in south Jtaly, 1. citp. 364 и далее. L’Abbé Marin, op. cit. p. 235 Zachariae a Lingenthai, Justiniani novellae, Lipsiae, 1881, Const. XIII, p. 59, и далее. Ср. К. Holl, Enthusiasmus u. Bussgewalt b. gr. Mönchthum, Leipzig, 1898. s. 196–198. 236 Мейер (op. cit., s. 9) это обстоятельство объясняет, с одной стороны, тем, что св. Василию В, впервые пришлось разъяснять высоту киновиальной жизни, а с другой – тем, что ученики его на первых порах, под влиянием первого воодушевления, имели нужду не столько в мелочных предписаниях внешнего характера, сколько в общем руководстве духовном. 240 В своих «Ямбах» преп. Феодор посвятил прекрасные четверостишья преподобным Пахомию, Антонию, Феодосию, Савве, Илариону, Евфимию. Далматию, Арсению, Дию. Migne, р. 1779–1801. «Лествицу» св. Иоанна он брал с собой в ссылку (Ер. Mai, 78). В завещании и во многих поучениях упоминаются имена Марка подвижника , Исаии, Варсонофия, Дорофея, Исихия и др. 249 Ер. II, 159. Против этого обычая «посвящать Богу одно только наименование» направлено первое правило Константинопольского собора 861 г. Ср. И. Соколов , цит. соч., стр. 59. L’Abbé Marin, op. cit., p. 157. 254 Magna Cat. in Novae PP. Bibliothecae tom о nono, Romae. 1888, p. 1. Cp. Добротолюбие в русском переводе, Москва, 1889, т. 4, стр. 154. 257 Творения св. Василия В., ч. 5. Слово о подвижничестве, стр. 78: «подвижническая жизнь имеет одну цель – спасение души». Ср. A. Kranich, Die Ascetik in ihrer dogmatischen Grundlage bei Basilius bem Grossen, 1896, Padeborn, s. 1–6. К.Д. Попов , Блаженный Диадох (V века), епископ Фотяки древняго Эпира, и его творения. Т. 1, стр. 337. К. Holl op. cit. 158. 268 Migne Р. gr. 90, 1820 А–Д. Ер. II, 147. Ср. Творения св. Василия В., ч. 5, стр. 394: «О том, что не должно без осторожности иметь свидания с женщинами». 281 Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т. I, СПб., 1855, стр. 193 и далее. Ср. Ер. II, 165–164.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Перевод: Христовых заповедей светом сердца свои просветив, мрак страстей разогнали вы, потому стали жилищем Троицы, трое отцов, Дамиан, Иеремия и Матфей, от Нее же получив благодать, больных исцеляете, будущее возвещаете и, совместно с ангелами, молитесь Христу Богу даровать нам приобщение к святым. Даниилу Переяславскому, глас 3 От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив,/выну повинуяся Богу,/противяся же диаволу,/над страстьми греховными воцарился еси,/тем сам храм Божий быв,/и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув,/и собранное тобою в ней стадо Христово Богоугодно упасши,/преставился еси к вечным обителем,/отче Данииле,//моли Триипостаснаго во Едином Существе Бога спастися душам нашим. Перевод: С юности, блаженный, всего себя посвятив Господу, всегда повинуясь Богу и противясь диаволу, ты победил греховные страсти, тем самым став храмом Божиим и воздвигнув прекрасную обитель во славу Пресвятой Троицы и собранное тобой в ней стадо Христово Богоугодно упас, преставился ты к вечным обителям, отче Даниил. Моли Триипостасного во Единой Сущности Бога о спасении душ наших. Даниилу Столпнику, глас 1 Терпения столп был еси,/ревновавый праотцем, преподобне,/Иову в страстех, Иосифу во искушениих,/и Безплотных жительству,/сый в телеси, Данииле , отче наш,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Терпения ты сделался столпом, подражая праотцам, преподобный: Иову – в страданиях, Иосифу – в искушениях, и жизни бесплотных – пребывая во плоти, Даниил отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших. Дию Константинопольскому, глас 1 Пустынный житель, и в телеси Ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Дие :/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Дий: постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Выслушав Александра, Тивериан сказал: — Оставь свое безумие, Александр! Не хули богов, наших благодетелей, чтобы царь, услыхав об этом, не прогневался на меня за то, что я позволяю быть в полку своем такому богохульнику! Сказав это, Тивериан отправился к царю, Александр же пошел в дом свой. Когда наступило время жертвоприношения, царь начал приносить жертву мерзкому богу своему Дию в том храме. В это время Тивериан сказал царю, что один из его воинов, по имени Александр, не исполняет приказания царского, не приносит жертву богу Дию, но поносит и хулит богов. Тотчас царь приказал послать за ним и велел привести его к себе в железных оковах. В это время был шестой час дня [ 4 ]. Александр лежал в это время на постели своей, предавшись сну. Вдруг явился ему в сонном видении ангел Господень и сказал: «Александр! Мужайся и крепись, так как тебе предстоит много пострадать за имя Иисуса Христа. Вот для тебя уже приготовлены немалые муки; вот воины уже идут за тобою, чтобы взять тебя. Но ты не бойся их; пусть не страшится их сердце твое, потому что я послан на помощь тебе. Встань же и помолись Богу, и я буду с тобою во все время твоего подвига». Встав с постели, Александр начал петь псалом Давидов: «живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю» (Пс.90:1–2), и прочие слова псалма того до конца. Затем, выйдя из дому, Александр встретил воинов, шедших за ним; воины эти были его товарищами по полку, увидав святого Александра, все они попадали на землю от страха, ибо лицо святого сияло, как молния. Но святой сказал им: — Встаньте, братия! Чего вы испугались? Воины же сказали: — Нам показалось, что ты был окружен силою Божиею; потому мы и пали на землю от страха. Но святой сказал им: — Слушайте меня, братия! Бог неба и земли посетил раба Своего; но вы не смущайтесь: делайте то, что приказано вам; вы ведь посланы за тем, чтобы взять меня связанным и представить на допрос царю. Воины же сказали на это:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святой отвечал: — Ослепленный умом, сын сатаны! Что еще желаешь ты слышать от меня? Ведь я сказал тебе, что бесам я не принесу жертвы. Тивериан сказал: — Нет, я и не убеждаю тебя принести жертву бесам; я прошу тебя только принеси жертву Дию и Асклипию, нашим великим богам. Святой отвечал: — Безумный! Неужели ты не понимаешь того, что твой Дий и Асклипий суть бесы. Тивериан сказал: — Нет, они боги мои. И вот я сделаю так, что имя твое будут поносить по всей земле за такое столь великое поругание и меня и богов моих. Святой отвечал: — Я сам желаю того, чтобы имя Христово через меня прославилось по всей земле. Тогда Тивериан сказал воинам, предстоявшим ему: — Уведите его от лица моего, ибо я не могу выносить его поруганий. Ведите его в Филиппополь и заключите его там в темницу, держите его в темнице до тех пор, пока я не приду в город тот. Мученик, согласно приказанию Тивериана, был приведен воинами в Филиппополь и заключен здесь в темницу. Между тем, граждане города того, узнав, что в их город скоро прибудет Тивериан, вышли навстречу ему. Войдя в город, Тивериан готовился к принесению жертвы Дию и Асклипию. Христиане же, проживавшие в городе том, узнав, что в их городе в темнице находился святой мученик Александр, подошли к темнице и стали упрашивать темничного сторожа пропустить их в темницу, дабы они могли видеть мученика Христова, Сторож не препятствовал им, потому что и сам боялся Бога. Войдя внутрь темницы и увидав, что святой был заключен в оковы, христиане припали к ногам его и целовали узы его, говоря: «Благослови нас, страстотерпец Христов, благослови также и отечество наше, ибо мы — христиане; мы проживаем в городе этом, одержимые всегда великим страхом, ибо игемон города этого постоянно разыскивает нас, дабы муками отвратить нас от Христа. Однако он до сих пор не мог отвратить нас от исповедания имени Христова. По благодати Божией нас здесь много; в числе нас, христиан, есть даже наиболее славные и именитые здешние граждане. Мы надеемся, что сила Христова победит нечестивую веру эллинскую и в конце концов весь город наш единогласно будет прославлять имя Христово. Ты же, страдалец Христов, претерпи до конца подвиг свой за Христа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

эта кумирница называлась от посвящения ее языческому богу Дию или что то же — Зевсу. ( < < back) древнее название острова Пороса в Сароническом заливе. ( < < back) или Аэций — антиохийский диакон ум. 370 г., после Ария стоял во главе ариан, отрицавших единосущие Сына Божия с Богом Отцом и открыто утверждавших потому неравенство Второго Лица Пресвятой Троицы с Первым. ( < < back) занимал патриарший престол с 386 г. до 412 г. ( < < back) отец Церкви св. Иоанн Златоуст родился в 347 г. в Антиохии. Получив лучшее, по тому времени, научное образование под руководством своей матери, выдающейся по уму и добродетельной жизни женщины, св. Иоанн закончил его в школе известного ритора Ливания; пробыв потом недолгое время адвокатом, Иоанн занялся изучением христианского богословия под руководством антиохийского епископа, св. Мелетия. Последний и крестил Иоанна; в 380 г. он возвел его в должность чтеца. Свое богословское образование Иоанн Златоуст завершил у Картерия, лучшего христианского ученого [того] времени и у Диодора, впоследствии епископа Тарсийского. После этого Иоанн удалился в пустыню и здесь провел сначала четыре года в сообществе монахов, а потом два года в совершенном уединении. В пустыне Иоанном Златоустом, написано «слово о священстве», вызванное укорами его товарища — епископа Василия за бегство Златоуста от епископства. Это слово, лучшее произведение среди святоотеческих писаний, изображает каков должен быть христианский пастырь и каковы его обязанности. Расстроенное подвигами здоровье заставило Иоанна покинуть пустыню и возвратиться в Антиохию. В 381 г. он был посвящен в диакона и через пять лет во пресвитера. Побуждаемый милосердием Иоанн Златоуст часто посещал богатых, испрашивая подаяние для бедных, которым он, обходя дома, раздавал милостыню. При этом он сам наблюдал картины нищеты и голода в богатом городе, что, поражая любящую душу Златоуста, находило отклик в его проповедях, дышущих любовью, особенно к обиженным и угнетенным. Свои проповеди, собиравшие огромное число слушателей, св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Разделы портала «Азбука веры» ( 50  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Приложение 1. Житие св. Самона, Гурия и Авива (15 ноября ст. ст./28 ноября н. ст.) Когда на Церковь Божию было воздвигнуто нечестивыми царями Диоклитианом и Максимианом жестокое гонение и она была обуреваема бедствиями, как корабль в бурном море, в то время близ города Эдессы жили в уединении, как бы в тихом пристанище, два благочестивых и добродетельных мужа, Гурий и Самон. Воспитанные в самом городе Эдессе, они не захотели жить в нем по причине суеты и беззаконий, господствовавших в городе, но, избегая мира и мирских забот, ушли вон из города и, удаляясь нечестивых людей, стремились к Единому Богу, веруя в Него и усердно служа Ему день и ночь. И не только они сами неуклонно работали Господу, но и наставляли к тому других, кого только могли, и много язычников отвращали от безбожного идолопоклонства и приводили к истинному Богу. Узнав об этом, бывший тогда в Эдессе представитель римских царей, воевода Антонин, приказал немедленно взять их и всех, кто последовал их учению. Взятые язычниками, исповедники Христовы Гурий и Самон и с ними множество христиан содержались до времени под стражею. Затем Антонин, призвав захваченных христиан, приказывал всем подчиниться царскому повелению и принести жертву идолам; но ни один из них не захотел быть отступником от Господа своего. Тогда он приказал подвергнуть их биению; но затем сообразил, что если самих наставников склонить к идолослужению, то и другие, смотря на них, легко могут быть склонены к тому же, и в этих видах оставил для истязания только предводителей Христова стада, Гурия и Самона; прочих же, подвергнув биению, отпустил по домам, притворно показывая себя милостивым. А двух святых исповедников он призвал к себе на суд и сказал им: — Великие цари наши повелевают вам, чтобы вы поклонились великому богу Дию и принесли ему курение в его храме. Самон отвечал на это: — Не будет того, чтобы мы отступили от истинной веры, за которую ожидаем получить бессмертную жизнь, — мы не поклонимся делу рук человеческих.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Между тем, Тивериан, принося идолам свою мерзкую жертву, вспомнил об Александре, содержавшемся в темнице и сказал вельможам городским: — Вы должны знать, что я имею с собою христианина, преданного мне для испытания; я принуждал его различными муками к поклонению богам нашим, но нисколько не успел в этом. На мои вопросы он отвечает очень грубо и постоянно поносит и меня, и богов наших. Пусть его приведут сюда. Быть может он устыдится всех вас, здесь присутствующих, и принесет жертву богам. Тотчас был приведен Александр. Тивериан, сидя рядом с игемоном, сказал мученику: — Скажи, мне, Александр: ты все еще до сих пор не соглашаешься приносить жертв богам нашим? Вот все христиане, проживающее в этом городе, уже поклонились Дию и Асклинию, только ты один противишься нам. Святой же отвечал: — Ты лжешь, окаянный, как и отец твой, сатана: ни один из здешних христиан не исполнил еще вашего нечестивого приказания. Что же касается меня, то ты все равно от меня ничего не услышишь, кроме того, что я тебе сказал уже раньше, а именно, что я христианин, и что я не принесу жертвы скверным бесам вашим. Вот и теперь опять я, во всеуслышанье всех, здесь собравшихся, повторяю, что я раб Бога небесного и что я никогда не отрекусь от Христа, Бога моего. Тивериан, устыдясь, сказал воинам: «Связав его железными оковами, ведите предо мною; я же в скором времени пойду за вами». И веден был святой в дальнейший путь. Подойдя к одному источнику, называвшемуся Сирмием, мученик умыл лице и руки свои. Затем, обратясь к востоку, начал молиться, говоря: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой за то, что Ты в Филиппополе сподобил меня исповедать пресвятое имя Твое». Воины же не дали ему еще помолиться и принудили его продолжать путь. Когда дошли до места, называвшегося Полчищное (здесь бывали празднества языческие), Тивериан догнал путников. Подозвав к себе Александра, Тивериан сказал ему: — Разве ты не знаешь, Александр, что я с кротостью говорил тебе пред игемоном, увещевая тебя принести жертву богам нашим; но ты, в присутствии столь избранного общества, презрел мою просьбу. В таком случае, хоть теперь исполни приказание мое и освобожу тебя от мучений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Еще же и от словес святого Иоанна Дамаскина разнствие между идолами и иконами ясно показуется, коими словесы он грозно на еретичествующия вопиет, глаголя: чесо ради, пребеззаконный еретиче, глаголеши мя идолом служаща? коему убо идолу кланяюся, рцы ми: Аполлину ли погибшему, или образу Господа нашего Иисуса Христа, учащему мя знати плотское его смотрение? Рцы ми, по Иудеех мудрствуяй, коему идолу кланяюся: Артемидину ли, или образу пресвятой чистой Владычицы нашей Богородицы, и приснодевы Марии, Матере Господа нашего Иисуса Христа ? Рцы ми, еретиче, коему идолу кланяюся: Дию ли. или образу святого Иоанна Предтечи и Крестителя ? Киим идолом поклоняюся: Диеву ли, или святых Апостол и мученик воображениям, и всех святых, от века угодивших Господеви? И кто дерзнет идолослужением нарещи повесть сию, (живописательством изображенную,) и обесчестить страсти Христовы и святых его, или предавших нам святую Божию церковь ? Сице бо прияхом ту от святых отец украшену 209 .» До зде Дамаскин. Аполлиново убо подобие, и Артемидино и Диево, идолы сквернии суть: Христово же подобие и пречистой Девы Богородицы, и святых угодников Божиих подобия, иконы святые суть. Скверные убо идолы поплеваемы суть от Христиан, иконы же святые почитаемы. 2-е РАССМОТРЕНИЕ От коего времене насташа идолы? Повествуют нецыи, акибы от Серуха, праотца Авраамля, начашася идолы, но несть тако: Серух бо не бе изобретник идолов, но прежде его изобретенных делатель, яко то рукоделье его бе, от коего питашеся. Начашася же идолы от царя Халдейского Нина, сына Вилова, Ассириею и Вавилониею обладавшего: той бо, по умершем отце своем жалея и тужа, сотвори подобие его истесано, и постави среде града на столпе в память отца своего, и почитать того аки жива людем повеле. И бысть то первый идол в поднебесней, от людей Бога истинного неведущих, поклонением аки Бог почитаемый. В Египетских же странах и сие к начатку идолопоклонения приложися: вельможа некий славен, именем Сирофанис, по умершем сыне своем плача и рыдая, и хотя имети отраду печали своей, сотвори идола в подобие сыновне, и над гробом умершего постави, и взирая нань, утешаше мало тугу свою. Бывшии же под областию его человецы, творяще угодное господину своему, начаша почитать кумир той поклонением с жертвами. То и Златоустый святой в беседах на послание к Ефесеем воспомянул есть 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010