Разделы портала «Азбука веры» ( 50  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Приложение 1. Житие св. Самона, Гурия и Авива (15 ноября ст. ст./28 ноября н. ст.) Когда на Церковь Божию было воздвигнуто нечестивыми царями Диоклитианом и Максимианом жестокое гонение и она была обуреваема бедствиями, как корабль в бурном море, в то время близ города Эдессы жили в уединении, как бы в тихом пристанище, два благочестивых и добродетельных мужа, Гурий и Самон. Воспитанные в самом городе Эдессе, они не захотели жить в нем по причине суеты и беззаконий, господствовавших в городе, но, избегая мира и мирских забот, ушли вон из города и, удаляясь нечестивых людей, стремились к Единому Богу, веруя в Него и усердно служа Ему день и ночь. И не только они сами неуклонно работали Господу, но и наставляли к тому других, кого только могли, и много язычников отвращали от безбожного идолопоклонства и приводили к истинному Богу. Узнав об этом, бывший тогда в Эдессе представитель римских царей, воевода Антонин, приказал немедленно взять их и всех, кто последовал их учению. Взятые язычниками, исповедники Христовы Гурий и Самон и с ними множество христиан содержались до времени под стражею. Затем Антонин, призвав захваченных христиан, приказывал всем подчиниться царскому повелению и принести жертву идолам; но ни один из них не захотел быть отступником от Господа своего. Тогда он приказал подвергнуть их биению; но затем сообразил, что если самих наставников склонить к идолослужению, то и другие, смотря на них, легко могут быть склонены к тому же, и в этих видах оставил для истязания только предводителей Христова стада, Гурия и Самона; прочих же, подвергнув биению, отпустил по домам, притворно показывая себя милостивым. А двух святых исповедников он призвал к себе на суд и сказал им: — Великие цари наши повелевают вам, чтобы вы поклонились великому богу Дию и принесли ему курение в его храме. Самон отвечал на это: — Не будет того, чтобы мы отступили от истинной веры, за которую ожидаем получить бессмертную жизнь, — мы не поклонимся делу рук человеческих.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

   Еще о. Фаддей читал письма к нему школьного учителя из местности недалеко от Хацивоодзи, у которого он пробыл тогда три дня с пропове-дию. Оказывается, что семя упало на добрую почву; кроме слушанного от о. Фаддея, учитель еще чрез чтение посланных к нему книг настолько усвоил учение, что, кажется, готов к крещению; по крайней мере, он считает себя таковым и просит о. Фаддея прибыть, чтобы крестить его с женой и его приятеля, отставного воина, вместе с ними изучавшего христианство; письма, в самом деле, по духу совершенно христианские. О. Фаддей завтра отправится посетить Церкви в Хацивоодзи и Гундо, будет и у учителя, и испытает, готов ли он и другие с ним к крещению. В Р. S. учитель упоминает, что патер из Хацивоодзи прислал ему сочинения против православия, но что он, нашедши в них только ругань, отослал их обратно — Католическое учение он слушал и прежде, но папство в нем не понравилось ему, оттого он и попросил православной проповеди.    После всенощной сегодня молитвы для многих завтрашних причастников читаны в крещальне, а в Церкви была отслужена о. Фаддеем Мидзуно панихида по христианине из Исиномаки, Феодоре Сасаки, умершем третьего дня в госпитале для чахоточных и сожженном. Жена его, дочь и ее муж (язычник) принесли в небольшом ящичке пепел и на блюде кутью, пред которыми и отслужена панихида, так как отпевание будет в Исиномаки. Потом они были у меня.    30 марта/11 апреля 1897. Воскресенье.    До Обедни совершено крещение двадцати четырех человек; больше всего из квартала Асакуса, где теперь деятельный и умный катихизатор Мануил Китамура; есть также из христиан там хорошие помощники ему, находящие слушателей. У Павла Соно, катихизатора в загородной деревне Хориноуци, один присоединился из протестантов, и виною сему — протестантские проповедники (или сами миссионеры): они до того злословили православие, что возбудили желание познакомиться с сим злостным учением, а познакомившись, он сделался православным. Из католичества сегодня также присоединился один; этот сделался католиком, не успев узнать и католичества, ибо там легко принимают; узнав же получше христианство, он понял, что должен быть православным, чтобы быть христианином. — Приобщались за Литургией человек сто.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Варлааму, игумену Хутынскому, Новгородскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. СПб, 1884, 1888. Варсонофию, Казанскому чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. М., 1900; СПб., 1860. Василию Рязанскому, свт. Гражданской печати: Акафист. Рязань, 1892, 1899. Василию, Ефрему, Евгению, Елпи-дию, Агафодору, Еферию и Капитону, в Херсоне епископствовавшим, свв. сщмчч. Гражданской печати: Акафист. М., 1900. Акафист напечатан также в: Наставления и утешения св. веры христианской. Одесса, 1896. 3. С. 195–211. Вере, Надежде и Любови и матери их Софии, свв. мцц. Церковной и гражданской печати: Акафист. СПб., 1893. Владимиру, св. равноап. великому князю Церковной печати: Акафист. М., 1879. Служба и акафист. М., 1888. Воскресению Христову Церковной печати: Акафист. М., 1881, 1889; СПб., 1894. Гражданской печати: Акафист. Воронеж, 1872 (изд. протоирея Луки Ефремова); М., 1889; СПб., 1894; Тула, 1863, 1875. Всеволоду, во св. Крещении Гавриилу, Псковскому чудотворцу, св. благоверному князю Церковной печати: Акафист. СПб., 1894. В честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевская Церковной печати: Акафист. Почаев, 1891 2 , 1892, 1898. Служба и акафист. Почаев, 1888. Гражданской печати: Акафист. Почаев, 1900. (Сравнительно с предыдущими изданиями некоторые изменения в икосах 2, 3 и 10). Георгию, Владимирскому чудотворцу, св. благоверному великому князю Церковной печати: Акафист. М., 1889. Георгию, св. вмч. Церковной печати: Акафист. Киев, 1856, 1859, 1860, 1861, 1864, 1871, 1875, 1876, 1882, 1885; СПб., 1813, 1888 2 . Служба и акафист. Киев, 1891, 1895; М., 1899; СПб., 1896, 1900. Гражданской печати: Служба и акафист. СПб., 1891. Герману, Свияжскому чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. М., 1861. Служба и акафист. М., 1881. Гражданской печати: М., 1882, 1888. Григорию Пельшемскому, Вологодскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1859, 1889, 1896, 1899. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1884. Гурию, Казанскому и Свияжскому чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. М., 1872, 1900; СПб., 1860, 1866. Служба. М., 1872.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Между тем, Тивериан, принося идолам свою мерзкую жертву, вспомнил об Александре, содержавшемся в темнице и сказал вельможам городским: — Вы должны знать, что я имею с собою христианина, преданного мне для испытания; я принуждал его различными муками к поклонению богам нашим, но нисколько не успел в этом. На мои вопросы он отвечает очень грубо и постоянно поносит и меня, и богов наших. Пусть его приведут сюда. Быть может он устыдится всех вас, здесь присутствующих, и принесет жертву богам. Тотчас был приведен Александр. Тивериан, сидя рядом с игемоном, сказал мученику: — Скажи, мне, Александр: ты все еще до сих пор не соглашаешься приносить жертв богам нашим? Вот все христиане, проживающее в этом городе, уже поклонились Дию и Асклинию, только ты один противишься нам. Святой же отвечал: — Ты лжешь, окаянный, как и отец твой, сатана: ни один из здешних христиан не исполнил еще вашего нечестивого приказания. Что же касается меня, то ты все равно от меня ничего не услышишь, кроме того, что я тебе сказал уже раньше, а именно, что я христианин, и что я не принесу жертвы скверным бесам вашим. Вот и теперь опять я, во всеуслышанье всех, здесь собравшихся, повторяю, что я раб Бога небесного и что я никогда не отрекусь от Христа, Бога моего. Тивериан, устыдясь, сказал воинам: «Связав его железными оковами, ведите предо мною; я же в скором времени пойду за вами». И веден был святой в дальнейший путь. Подойдя к одному источнику, называвшемуся Сирмием, мученик умыл лице и руки свои. Затем, обратясь к востоку, начал молиться, говоря: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой за то, что Ты в Филиппополе сподобил меня исповедать пресвятое имя Твое». Воины же не дали ему еще помолиться и принудили его продолжать путь. Когда дошли до места, называвшегося Полчищное (здесь бывали празднества языческие), Тивериан догнал путников. Подозвав к себе Александра, Тивериан сказал ему: — Разве ты не знаешь, Александр, что я с кротостью говорил тебе пред игемоном, увещевая тебя принести жертву богам нашим; но ты, в присутствии столь избранного общества, презрел мою просьбу. В таком случае, хоть теперь исполни приказание мое и освобожу тебя от мучений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

После этого игемон приказал отдать святую зверям на съедение. Святая шла к зверям с весельем и радостью, как бы на некий пир. Когда она прибыла к тому месту, на которое выпускаются звери, то остановилась. Тотчас на Гликерию была выпущена большая львица, грозно рыкавшая; но, подойдя к святой, она тихо легла у ног ее и начала их лизать. Святая же, подняв очи свои на небо, сказала: «Благодарю Тебя, Боже всесильный, Боже отцов, Боже милосердия! Благодарю Тебя, укротившего ярость зверя, дабы показать всем божественную силу Твою! Благодарю Тебя за то, что ты сделал для меня легкими все, даже самые жестокие, мучения. Услышь меня, Боже, и воздай сему злому игемону по делам его, меня же не лиши венца благодати Твоей вместе с прочими святыми Твоими». После того как святая помолилась так, был слышен с неба голос, говоривший: «Я услышал молитву твою! Приди ко Мне с миром! Вот тебе отверзаются двери царствия небесного!» Вскоре была спущена другая львица, которая, подойдя к святой, угрызла ее, причем тело святой не было растерзано львицей. Так предала святая душу свою в руки Божии Звери же тотчас возвратились в свои клети. В тот же час игемон сильно разболелся тяжким недугом — отек весь водянкою и весьма раздулся, так что умер на улице, ибо его не успели принести в дом. Епископ же Дометий взял многострадальное тело святой мученицы Гликерии и похоронил его на одном красивом месте вблизи Ираклии. Впоследствии от честных мощей святой Гликерии истекло цельбоносное миро врачевавшее многоразличные недуги, во славу Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого Бога в Троице славимого, Которому воссылается честь, слава и поклонение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Кондак, глас 3: Деву любящи и Богородицу Марию, соблюла еси нетленно твое девство: любовию же ко Господу усердствовавши, пострадала еси мужемудренно даже до смерти. Сего ради и сугубым тя, дево мученице, венцем венчает Христос Бог.  Страдание святого мученика Александра В правление нечестивого императора римского Максимиана по всем странам империи Римской было воздвигнуто жестокое гонение на христиан. Один из сотников, усердный служитель богов языческих, по приказанию императора выстроил капище скверному богу своему Дию невдалеке от Рима, приблизительно на расстоянии одного поприща от него. Вместе с тем было предписано всем христианам приносить жертвы богам языческим, а также собраться на обновление Диева храма. Царские посланники всюду разъезжали и громогласно возглашали:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Взяв с собою икону Тихвинской Божией Матери, преподобный Кирилл отправился в путь, достиг Белозерского уезда, миновал Андоезеро и взошел вблизи Нового озера на Кобылину гору. Осмотревшись здесь, он увидел в восточной части Нового озера красивый местный островок и в нем огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Это был Красный остров, принадлежавший крестьянам соседней деревни Шиднем — Дию, Григорию и Давиду. Кирилл пошел на остров и на восточной его стороне нашел большую ель. Пригнув ветви дерева к земле, он устроил род хижины и поселился в ней в 1517 году, 4 марта, на память «преподобнаго Герасима, иже на Иордани». В первую ночь ему явился Ангел в образе мужа в белых ризах и возвестил, что Красный остров назначен ему Господом для упокоения. На другой день он отправился в деревню Шиднем и испросил у Дия, Григория и Давида разрешения поселиться на острове. Поселившись на Красном острове, преподобный Кирилл своими руками построил себе небольшую келлию и рядом с нею келлию для собирающейся братии. В следующем 1518 году он построил две небольшие церкви во имя Воскресения Христова и Пресвятой Богородицы Одигитрии и, получив посвящение, стал непрерывно совершать Божественную службу. Постепенно обитель наполнялась иноками и устраивалась. Среди первых учеников преподобного известен Дионисий. Преподобный Кирилл сам строил дома для монастырских служб, рубил лес, пахал землю и садил овощи. Являлись благотворители, дававшие обители средства и припасы и тем обеспечивавшие ее существование. Великий князь Василий Иоаннович пожаловал на прокормление обители деревни Кобылино и Шиднем, князь Иван Васильевич Пеньков выдал грамоту о ежегодной даче от своего дома монастырю по 40 мер жита, 20 пудов соли, 2 пуда масла и по 20 кругов сыра. Случайные посетители монастыря, приходившие к преподобному Кириллу, приносили обители более или менее значительную милостыню. С самого начала, как видно из обстоятельств жизни преподобного, монастырь пользовался рыбной ловлей в озере и был действительным собственником острова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

О Господи, вечный Источник истинного мира и истинного счастья, избави нас от мира глупцов и от счастья безумцев. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 4 июня 1. Св. Митрофан, первый патриарх Цареградский . Его отец, Дометий, брат римского императора Прова, будучи христианином, во время гонений на христиан удалился из Рима и прибыл в Византию. Епископ Византийский Тит рукоположил его во пресвитера. По смерти Тита Дометий стал епископом Византийским. По смерти Дометия епископскую кафедру занял его старший сын Пров, а по кончине сего последнего на кафедру был возведен Митрофан. Царь Константин, впервые увидев Митрофана, полюбил его, как отца. Во время Первого Вселенского Собора Митрофан был уже 117-летним старцем. Не имея сил самостоятельно участвовать в деяниях Собора, он назначил своего хорепископа Александра своим заместителем. Царь исходатайствовал ему от Собора звание патриарха. Так стал он первым патриархом Константинопольским. Кроме того, царь призвал всех Отцов Собора посетить больного и престарелого архипастыря. Когда царь спросил, кого хочет он видеть своим преемником на патриаршей кафедре, Митрофан назвал Александра. Затем он сказал Александру Александрийскому : «О брат, преизрядна преемника оставишь ты [после себя]!» И, взяв за руку архидиакона Афанасия, будущего Афанасия Великого , патриарха Александрийского, он похвалил его перед всеми. После сего предсказания Митрофан со всеми простился и спустя 10 дней предал душу Богу. Было это в 325 году. 2. Св. мученик Конкордий . Был изрядным постником и чудотворцем [еще] при жизни на земле. В правление императора Антонина он был схвачен за веру во Христа. После мучений и темницы его подвели к каменному идолу Дию для совершения поклонения. Конкордий плюнул на идола и за это был немедленно обезглавлен. 3. Свв. мученики Фронтасий, Северин, Севериан и Силан . Были мучимы в Галлии в правление императора Клавдия. Когда им отрубили головы, они поднялись на ноги, взяли свои головы в руки, перешли через реку Иль и дошли до церкви Пресвятой Богородицы, в которой молился Богу епископ Фронтон. Войдя в храм, они положили свои головы к ногам епископа, а сами легли, скрестив руки на груди. Там они были с честью похоронены. На их погребении слышалось пение невидимых ангельских воинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

У места, где сказывают проповеди, икона царя Константина и матери его Елены: посреди их изображен крест четырехконечный, с надписью Ис. Хс. В паперти церковной на образе Преображения Господня, у Спасителя благословящая рука изображена с именословным перстосложением. В том же городе Сучаве есть церковь святого Димитрия, построенная в 7049 (1541) году, в которой стенная живопись также современна зданию: и здесь за правым клиросом Иоанн Предтеча изображен с именословно благословящей рукой, и на иконе Пресвятой Богородицы Знамени, у Спасителя благословляющая рука изображена с именословным сложением, а в куполе изображен крест четырехконечный. Из Сучавы я отправился в монастырь Драгомирну. Там жил в это время отец Сергий, бывший австрийской иерархии епископ, присоединившийся к церкви в Москве, вслед за другими членами той иерархии: он с великою радостью меня принял. 121 В Драгомирнском монастыре, на древней стенной иконописи в алтаре у святителей благословящие руки изображены тоже с именословным перстосложением. Марта 20-го, в Лазареву субботу, я возвратился в Климоуцы. На праздник Цветоносия климоуцкие новообращающиеся, желая видеть служение единоверческого священника, просили меня отпеть вечерню, утреню и обедницу; но я ответил, что без повеления местного епископа исполнить их просьбу не могу. В праздник, после обеда, пошел я к Дию Тимофееву, сыну бывшего климоуцкого богача, туда явился и брать его Сидор (они управляют клиросом и уставом в Климоуцкой моленной, чтó на горе), собралось и еще несколько беспоповцев. Я начал беседу, доказывал, что без единости церкви нет спасения и самая даже тайна крещения не пользует (Апост. Толковый, зач. 149), что без тайны миропомазания христианин не совершен (Катехизис Великий о тайне миропомазания), что без причастия святых таин тела и крови Христовы невозможно наследовать жизнь вечную и что исповедь, пред простолюдином совершаемая, не есть таинство, потому что разрешения грехов данной священникам от самого Христа властью простолюдин преподать не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

2. Свв. мученики Марин и Марфа с сыновьями Авдифаксом и Аввакумом, с пресвитером Валентином, [а также с] Кирином, Астерием и многими другими . Все они пострадали в Риме в правление императора Клавдия Флавия в 269 году. Марин и Марфа были богатыми людьми в Персии, однако продали все свои имения в той стране и вместе со своими сыновьями прибыли в Рим, чтобы поклониться мощам святых Апостолов и прочих мучеников. Когда император спросил, зачем пришли они из такой дали, покинув своих домашних богов, чтобы искать в Риме мертвых людей, они ответили: «Мы рабы Христовы и пришли поклониться святым Апостолам, бессмертные души которых живут с Богом, – чтобы были они нашими молитвенными ходатаями перед Христом, Богом нашим». Кирин был брошен в Тибр, откуда Марин и Марфа извлекли его тело и с честью похоронили. Пресвитер Валентин был передан некоему воеводе Астерию, чтобы тот убедил его отречься от Христа. Однако сей пресвитер молитвой исцелил дочь Астерия, за два года перед тем лишившуюся зрения, а затем крестил Астерия и весь его дом. Все эти мученики подъяли различные истязания и смерть за Владыку Христа, принявшего их в свое бессмертное Царство, дабы вечно они радовались. Всезлобному Дию Астерий служил, Кровавые жертвы ему приносил. В рабы воеводе был отдан как пленник Мудрец Валентин, христианский священник. «Кто есть твой Христос?» – вопросил Валентина Астерий. – «Не знаешь ты Божия Сына?! Он всему свет, отрада и радость, Служить Ему – честь и великая сладость. Он – Свет, тьма Его ни на миг не объяла, Во мраке земля до Него погрязала; Живых осиял Он великим ученьем, А мертвых в аду озарил Воскресеньем, Любовью небесной зажег Он сердца И милость Свою нам явил до конца. Я, грешный, сейчас за Него умираю И идолов скверных твоих попираю». Окончил священник отважную речь. Свалилась гора у Астерия с плеч: «Слова твои златом чистейшим сияют, Они упование в душу вселяют; Но вот моя дочь, что слепа от рожденья, Я чудного жду от тебя исцеленья; Когда ее очи узрят белый свет, Признаю Христов я великий завет!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В наказание за это на них обрушивались величайшие бедствия. Противостояние израильтян и хананеев продолжалось очень долго, и лишь во времена Ездры было осуждено языческое идолопоклонство, расторгнуты все браки с язычниками и все иудеи поклялись исполнять заповеди Бога ( 1Езд. 9; 10 ; 2Езд. 8, 65–92; 9 ). 634 Якоже Соломон жены ради поклонился идоломъ и отступи от Бога жива... – Соломон, царь Иудейский, 10-й сын Давида, вступив на престол, женился на дочери египетского царя Фараона и, хотя поклонялся единому Богу своего отца, счел необходимым на время разрешить идольские богослужения и жертвоприношения ( 3Цар. 3, 2–3 ). Впоследствии, уже в старости, набрав себе в гарем множество наложниц из языческих стран, в угоду им построил капище Хамосу и Молоху и стал служить им и поклоняться Астарте и другим языческим божествам ( 3Цар. 11, 1–13 ). 635 ...Ероавамль в Самории... до разорения Самарии. – Иеровоам – царь Израильский (975–954 гг. до н. э.). Его резиденцией был город Сихем на западе Самарии – центральной области земли Ханаанской. Уже в начале своего царствования Иеровоам поставил в городах Дане и Вефиле, находящихся на противоположных концах царства, двух золотых тельцов с целью лишить народ Самарии потребности ходить для совершения жертвоприношений в Иерусалим – столицу враждебного царства ( 3Цар. 12, 25–28 ). И установил праздник, подобный празднику в Иудее, во время которого народ совершал жертвоприношения своим тельцам. Этот обычай поддерживался и последующими правителями вплоть до разорения Самарии во время правления царя Осии ( 4Цар. 17:1–6 ). 636 ...Христову бо икону равно Аполонову идолу судил ecu, Богородичну икону равно Диеву судил ecu, и прочих святых... – Аполлон, Дий (Зевс) – античные божества. Этот фрагмент послания Грозного – цитата из Послания Иоанна Дамаскина к Константину Копрониму о святых и честных иконах, памятника, традиционно использующегося в полемике с иконоборцами и вошедшего впоследствии в изданный Печатным Двором «Сборник о почитании икон» (ср. «Коему убо идолу кланяюся, рцы ми. Аполону ли, паче же погибшему, или образу Господа нашего Исуса Христа... Артемидину ли или образу Пресвятыя чистыя владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, матере Господа нашего Исуса Христа ...Дию ли или образу святаго Иоанна Предтечи и Крестителя? Киимъ идоломъ поклоняюся, Диеву ли или святыхъ апостолъ и мученикъ воображениемъ и всхъ святыхъ иже от вка угодившихъ Господеви?...» – Цит. по изд.: «Сборник о почитании икон». М., 1642. Л. 92–92 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010