Собственно христ. понимание И. в НЗ основывается в первую очередь на осмыслении этого понятия в Евангелии от Иоанна. Уже в Прологе, говоря о воплощении Слова Божия, евангелист свидетельствует о том, что «благодать... и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1. 17). В беседе с самарянкой сам Христос, говоря о грядущем спасении, противопоставляет иудеям и самарянам «истинных поклонников (ο ληθινο προσκυνητα)» Бога, к-рые «будут поклоняться Отцу в духе и истине (ν πνεματι κα ληθε)» (Ин 4. 23). И., т. о., становится необходимым условием подлинного богопоклонения. По словам Иисуса Христа, знание человеком И. ведет его к подлинной свободе: «...и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8. 32); условием приобретения этого знания становится для последователя Христа «пребывание в Его слове» (ср.: Ин 8. 31), т. е. верность Его учению и соблюдение Его заповедей. Обличая тех из Своих слушателей, кто не понимали Его слов, Христос говорит, что их отец диавол, к-рый чужд всякой И.: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8. 44). В молитве Христа к Отцу за учеников (т. н. Первосвященническая молитва) Он просит освятить их истиной, ибо слово Отца есть И. (Ин 17. 17). Это становится смыслом и целью грядущей крестной Жертвы: «...за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17. 19). На допросе у Понтия Пилата Христос говорит, что целью Его пришествия в мир является свидетельство об И. и «всякий, кто от истины» внимает этому свидетельству (Ин 18. 37). Слова Христа непонятны Пилату («Пилат сказал Ему: что есть истина?» - Ин 18. 38), однако он свидетельствует перед иудеями о невиновности Христа и предпринимает попытку отпустить Его (Ин 18. 39). Центральным в новозаветном учении об И. является свидетельство Евангелия от Иоанна - Иисус Христос называет Истиной Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6). Тот Дух Утешитель (Ин 16. 7), пришествия Которого Христос заповедает ожидать после Своей смерти и воскресения, именуется «Духом истины»; Он наставит учеников Христа «на всякую истину» (δηγσει μς ν τ ληθε πσ; букв. будет руководить вами в [познании] всякой истины - Ин 16. 13). В Первом послании Иоанна Богослова говорится, что о Христе свидетельствует Дух, «потому что Дух есть истина» (1 Ин 5. 6).

http://pravenc.ru/text/675021.html

Многие читатели с готовностью связывают «ученика, которого любил Иисус» ( Ин. 21:7, 20 ), с персонажем, именуемого так неоднократно от Тайной вечери в Ин. 13:23 и вплоть до посещения пустого гроба в 20:2. Некоторые читатели связывают и костер ( Ин. 21:9 ), на котором ученики готовят завтрак, с костром во дворе у первосвященника в сцене отречения Петра ( Ин. 18:18, 25 ). Утренняя сцена на берегу озера дает возможность по-новому оценить Петра и самих себя. Прошлое является вновь – преображенное и искупленное. Однако, несмотря на прямое упоминание Тайной вечери в Ин. 21:20 , не сразу можно заметить, как завтрак на берегу озера помогает «исцелить» воспоминания о прежних трапезах в повествовании Иоанна. Эти прежние трапезы были связаны со смертельными угрозами Иисусу ( Ин. 12:1–11 ), со спорами о «напрасной трате» драгоценного мира, которым помазывали ноги Иисуса ( Ин. 12:4–8 ), с предательством ( Ин. 13:21–30 ) или с мелкими неприятностями вроде той, когда на свадьбе кончилось вино ( Ин. 2:34 ). Важно здесь и чудесное кормление пяти тысяч. Оно привело к разговору о хлебе жизни, в результате которого многие ученики покинули Иисуса, а Иуда впервые помыслил о предательстве ( Ин. 6:25–71 ). Пасхальный рассвет у Иоанна напоминает обо всех этих прежних трапезах и связанных с ними кризисах, любовно исцеляет их и обещает новые, евхаристические трапезы, озаренные спасительным присутствием Иисуса. Многие читатели догадываются или ощущают, о чем говорит Евангелие, рассказывая нам о троекратном исповедании Петра ( Ин. 21:15–17 ). Петр должен признать свое греховное падение и смириться с ним. Он отвергает свое троекратное отречение ( Ин. 18:15–17 ) – и получает прощение и «восстановление». Его троекратное исповедание любви, несомненно, призвано «отменить» отречение. Однако есть в этом рассказе и более глубокий смысл, связанный с исцелением. С самого начала Евангелия Иисус спрашивает различных людей целые группы: «Что вам надобно?» ( Ин. 1:38 ), «Не хотите ли и вы отойти?» ( Ин. 6:67 ) и так далее. В последней главе Евангелия Иисус повторяет лишь один вопрос, все три раза обращая его к Петру: «Любишь ли Меня?» В заключительной главе эта манера Иисуса снова воспроизводится и усиливается. Петр стоит перед Иисусом, отвечая на Его вопрос и получая от Него прощение и задачу на оставшуюся часть жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Ин.19:16 .  Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. Ин.19:17 .  И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; Ин.19:18 .  там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. (См. комментарии к Мф.27:24–38 и параллельные места). Почему Иоанн не упоминает о Симоне Киринеянине? Очень вероятно, что он хотел этим лишить опоры существовавшее у древних гностиков василидиан мнение, будто бы вместо Христа на кресте был распят по ошибке Симон ( Ириней Лионский . «Против ересей», I, 24, 4). Ин.19:19 .  Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Ин.19:20 .  Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Ин.19:21 .  Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Ин.19:22 .  Пилат отвечал: что я написал, то написал. О надписи на кресте Христа евангелист Иоанн говорит, что иудеи остались ею крайне недовольны, потому что она не точно выражала преступление Иисуса, а между тем ее могли прочитать все проходившие мимо Голгофы иудеи, многие из которых и не знали, каким образом «царь их» оказался на кресте. Пилат не согласился на требование иудейских первосвященников исправить надпись, желая, кажется, поставить их в неловкое положение перед теми, кто не участвовал в предании Христа Пилату. Очень может быть, что Иоанн, изображая эту подробность, хотел указать своим читателям, что Промысл Божий действовал в настоящем случае через упорного язычника, возвещая всему миру о царском достоинстве Распятого Христа и о Его победе (свт. Иоанн Златоуст ). Ин.19:23 .  Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Ин.19:24 .  Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 со стихом, Апостол 1 Ин 4. 12-19, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Ин 21. 15-25, причастен Пс 18. 5. 8 мая (Ibid. P. 213-214) соединяются последования И. Б., прп. Арсения, Октоиха и праздника (Преполовения Пятидесятницы или Вознесения Господня), праздничные особенности те же, что и 26 сент.; на литургии прокимен, аллилуиарий, причастен те же, что и 26 сент., Апостол 1 Ин 1. 1-7, Евангелие Ин 19. 25-27; 21. 24-25. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 26 сент. и 8 мая излагается устав всенощного бдения в честь И. Б.; тропарь и кондак И. Б. назначаются те же, что и в ранних редакциях Типикона, Евангелие утрени - Ин 21. 15-25; на литургии Евангелие Ин 19. 25-27; 21. 24-25. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 26 сент. описывается совершение бденной службы в честь И. Б.- этот день отмечен знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), устав в целом совпадает с помещенным в первопечатном греч. Типиконе; важной особенностью является пение 26 сент. на утрене вместе с каноном Богородицы 2 канонов И. Б.; 8 мая также отмечено знаком , совершается всенощное бдение, на службе соединяются песнопения И. Б., праздника и прп. Арсения. В исправленном издании московского Типикона 1682 г., к к-рому восходят совр. слав. богослужебные книги, 26 сент. и 8 мая знак был заменен знаком  (см.: Там же); устав службы 26 сент. остался без изменений, а 8 мая нек-рые указания (напр., относительно пения канонов на утрене, распределения стихир на «Господи, воззвах» и на «Хвалите») были изменены. Последование И. Б. 26 сент., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Απστολε Χριστο το Θε γαπημνε (        ), кондак 2-го гласа Τ μεγαλεα σου (    ); канон, составленный гимнографом Феофаном, с акростихом Βροντς τν υν χριστοτερπς ανσω. Θεοφνους (Сына громова христокрасно пою. Феофаново), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Βασιλεαν τν τν ορανν (    ); канон авторства Иосифа плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с акростихом Εκτην δησιν τ Θεο Μστ φρω.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

26.05.1763 15.02.1776 17.03.1776 22.09.1783 22.09.1783 23.12.1799 26.12.1799 19.03.1806 25.05.1806 12.07.1820 26.09.1820 03.07.1821 03.07.1821 28.03.1824 07.05.1824 03.03.1836 19.09.1836 18.04.1837 Св. Филарет III (в сх. Феодосий) Амфитеатров 09.05.1837 24.12.1853 24.12.1853 21.06.1874 02.10.1874 26.04.1876 Димитрий II Муретов 15.05.1876 15.12.1876 28.02.1877 26.11.1903 05.12.1903 05.08.1904 12.08.1904 25.01.1907 25.01.1907 22.12.1913 Св. Тихон II Беллавин 22.12.1913 16(29)11.1923 06(19)08.1923 16(29)11.1923 16(29)11.1923 03(16)10.1928 Св. Агафангел Преображенский, паки 22.04(05.05)1924 24.01(06.02)1928 в/у сщмч. Серафим Самойлович, паки 08(21)01.1929 08(21).08.1937 19.07(01.08).1942 30.01(12.02)1944 Иоанн V Соколов II 05.1944 31.12.1946(13.01.1947) Апексий II Сергеев 31.12.1946(13.01.1947) 18(31)07.1954 18(31)07.1954 29.10(11.11)1954 15(28)11.1954 08(21)10.1960 09(22)10.1960 10(23)11.1960 10(23)11.1960 22.07(04.08)1963 21.07(04.08)1963 07(20)05.1964 Леонид II Поляков 07(20)05.1964 30.08(12.09)1967 Сергий II Ларин 24.09(07.10)1967 04(17)12.1984 04(17)12.1984 19.10(01.11)1993 Платон Удовенко 20.10(02.11)1993 03(16)12.1993 04(17)12.1993 24.09(07.10)2002 24.09(07.10) 2002 Ярославская, григ. Дата основания неизвестна. Ярославская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1943 г. Викарные кафедры: Рыбинская, Черкасская, Ростовская. 31.07(13.08)1922 Иоанн Миртов 24.08(06.09)1923 26.12.1923(08.01.1924) 10(23)01.1924 18.04(01.05)1925 15(28)04.1925 Петр Данилов 07(20)10.1925 06.1926 18(31)08.1926 12.1926 08(21)03.1927 17(30)03.1927 06.1928 06.1928 09.1929 12.1929 Софония Яскевич 19.06(02.07)1931 02(15)04.1932/10(23)11.1932/ 02(15)04.1932 07(20)04.1932 07(20)05.1936 Софония Яскевич, паки 14(27)05.1936 23.07(05.08)1936 23.07(05.08)1936 14(27)06.1938 04(17)09.1942 19.10(01.11)1942 21.11(04.12)1943 Персоналия иерархов Русской Православной Церкви от ее основания по настоящее время (Включает параллельный лжеепископат важнейших расколов 1920-х1940-х гг.) NN БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В чем эта разница? Во-первых, уже в том, что в Синоптических Евангелиях притчей, которые там называются parabolh/(sing.), очень много. В Ин. лишь два-три раза (Ин. 10, 6; 16, 25. 29) употребляется термин paroimi/a, который также переводят как «притча», но при этом самих притчей очень мало. Во-вторых, разница не только в количестве. Если parabolh/Синоптических Евангелий — это сюжет с определенным выводом, то paroimi/a в Ин. — это иносказание, не имеющее конкретного сюжета или, скорее, образ, взятый из жизни сам по себе (добрый пастырь, Ин. 10, 1-16; виноградная лоза, Ин. 15, 1-6), «моментальный разрез: нечто постоянно существующее и неизменно повторяющееся» . Подобные примеры неполного, но сходства Синоптических Евангелий и Ин. (чаще всего на первый взгляд малозаметные отзвуки, штрихи) при внимательном сравнительном чтении можно умножать. Теперь можно сказать и о явных отличиях. Фактический материал, который приводит св. Иоанн, все же лишь изредка пересекается с материалом синоптиков. Кроме страстных глав, имеющих много точек пересечений с синоптиками (что в очередной раз говорит о том, что Пасха смерти и Воскресения Иисуса есть главный пункт и основополагающий факт христианского Благовестия), к общему Преданию можно отнести лишь немногочисленные эпизоды (см. выше). Ни о браке в Кане Галилейской, ни об исцелении слепорожденного, ни о воскрешении Лазаря, как и о многом другом, мы не прочтем в Мф., Мк. или Лк. С другой стороны, в Ин. мы не встретим рассказов об изгнании бесов и о многих других исцелениях, о которых повествуется в первых трех Евангелиях. Нет и страниц о Нагорной проповеди. Различается и география Евангельских событий. При всех отличительных нюансах, все три Синоптические Евангелия рассказывают о служении Иисуса в Галилее, где Он призвал учеников, проповедовал и совершил много чудес, после чего пришел на Свою единственную (в рамках общественной проповеди) Пасху в Иерусалим, где Его распяли. В Ин. служение Иисуса продолжается более двух лет. Такой вывод делается на том основании, что Иисус появляется в Иерусалиме на двух, а возможно, и на трех Пасхах: Ин. 2, 13; (5, 1 ?); 6, 4; 11, 55. Также Он посещал Святой Город и во время других праздников, например, Кущей (Ин. 7, 2). Рассказывается о частых путешествиях из Галилеи в Иудею и обратно, во время одного из которых, например, Иисусу пришлось остановиться в самарянском селении и беседовать с самарянкой (Ин. 4, 3-42), о продолжительных пребываниях в Иерусалиме (Ин. 1, 19-51; 2, 13 — 3, 36; 5, 1-47; 7, 14 — 20, 31). Иначе говоря, согласно Ин. Иисус много времени проводит в Иерусалиме или, шире, в Иудее.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.  (Еф. 6:10-17)       Вопросы на понимание текста, для размышления  над отрывками   Ответить на вопросы,  поделиться своими размышлениями, можно,   в комментариях.     Святитель Феофан Затворник.Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Неделя св. Отец. (Дея.20,16-18,28-36; Ин.17,1-13). Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее, и она тотчас обнаружилась повсюдно всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее — и христианству конец. Понедельник. (Деян.21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос — лоза, дерево виноградное; христиане — ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный — вертоградарь, который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, — ту Он отсекает; а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем.

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

    235. Отчего еврейские священники и книжники возненавидели Господа Иисуса Христа?    Еврейские священники и книжники возненавидели Господа Иисуса Христа за то:    1) что Он упрекал их в том, что они не исполняют своих обязанностей согласно с волей Божией (Мф.23);    2) что народ от них отвернулся и шел за Господом Иисусом Христом (Лк.21:38, 22:2; Ин.11:45—48, 12:11).     236. В чем обвиняли еврейские священники и книжники Господа Иисуса Христа?    Еврейские священники и книжники обвиняли Господа Иисуса Христа в том:    1) что Он называет Себя Сыном Божиим и делает Себя Богом, в чем они видели богохульство, что было несправедливо, ибо Он действительно Сын Божий и истинный Бог (Мф.26:63—65; Лк.22:70; Ин.10:33, 19:7);    2) что Он провозглашает Себя царем иудейским (Ин.18:33, 19:12), что было явной неправдой, ибо Господь Иисус Христос говорил, что Его Царство не от мира сего (Ин.18:36);    3) что Он запрещает давать подать римскому императору (Лк.23:2), между тем как Иисус Христос, наоборот, решительно заявил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:16—21).     237. Каковы были страдания Господа Иисуса Христа?    Страдания Господа Иисуса Христа были телесные и душевные.     238. В чем состояли телесные страдания Господа Иисуса Христа?    Телесные страдания Господа Иисуса Христа состояли в том, что:    1) Его взяли и связали (Ин.18:12);    2) Его били в доме еврейского первосвященника Анны и во дворце Понтия Пилата (Лк.22:63; Мк.15:19—20; Ин.18:22);    3) Его бичевали и возлагали на Его голову терновый венец (Мф.27:26, 29—30; Мк.15:17; Ин.19:2—3);    4) Он нес тяжелый крест на место казни (Ин.19:17);    5) Он был гвоздями прибит ко кресту и до самой смерти терпел страшные боли.     239. Отчего Господь Иисус Христос страдал душевно?    Господь Иисус Христос страдал душевно оттого, что:    1) был предан апостолом Иудой (Лк.22:48);    2) апостол Петр отрекся от Него (Лк.22:56—60);    3) большая часть апостолов и учеников разбежалась, оставив Его, согласно словам: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф.26:31);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По отпусте величание: Величаем тя, священномучениче Ермогене и чтим труды и узы твои, и мученическую кончину, ихже за православие и за Русь Святую и годину смуты претерпел еси. Святого славного и всехвального апостала и евангелиста Иоана Богослова Мая 8-го Молебное пение святому апостолу с присоединением молений об умножении любви по чину, указанному 26-го сентября. Преподобного и благоверного князя Иоанна Углического, во иноцех Игнатия, Вологодского чудотворца Мая 19-го Молебное пение преподобному с присоединением молений о сущих в узах и заточении по чину, указанному 22 декабря. На Бог Господь тропарь: Манассию от уз: (Дважды.) Слава. Преподобному, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу, приим бо крест, последовал еси Христу и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне и благоверне княже Иоанне, дух твой. И ныне. Праздника Триоди или: Манассию от уз: На каноне припевы: Преподобне и благоверне княже Иоанне, моли Бога о нас. По 3-й песни катавасия: Моли Бога о нас, преподобне и благоверне княже Иоанне, яко мы усердно к тебе прибегаем, в терпеливом несении креста скорбей помощнику и молитвеннику о душах наших. Ектения сугубая. Кондак преподобному, глас 2: Чистотою душевною божественно вооружившися, и непрестанныя молитвы, яко копие прием в руки крепко, пробол еси бесовские опочения, преподобне и благоверне княже Иоанне. Моли убо непрестанно о всех нас. По 6-й песни ектения малая. Кондак: Яко милосердия: Прокимен. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Стих: Вонми молению моему, яко смирихся зело. И преподобнаго: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Евангелие от Иоанна, зач. 31 (8, 31–36) и преподобнаго Евангелие от Матфея, зач. 43 (11, 27–30). По Евангелии: Слава. Молитвами преподобнаго и благовернаго князя, Милостиве, очисти: И ныне. Молитвами Богородицы: Помилуй мя Боже: Стихира преподобнаго, глас 6:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Явление Господа во Святом Духе дает ученикам радость (ср. Ин. 20и Ин. 16:20—24) и мир (ср. Ин. 20:19 и Ин. 14:27), и происходит оно «в день той» (ср. Ин. 20:19 с Ин. 14:20, 16:23, 26). «Той день», по-гречески εκενη μερα, есть тот термин, который употребляет Евангелист Иоанн, когда передает обетование Христово о Его возвращении во Святом Духе. До Иоанна в Евангелиях синоптических и у ап. Павла этот термин тоже употребляется, но относится ко дню второго и славного пришествия Христова (ср., например, Мф. 7:22; Лк. 21:34; 2Фес.1:10; 2 Тим. 1:12, 18, 4:8). Евангелист Иоанн его в этом — эсхатологическом — смысле уже не употребляет. День второго пришествия он повторно называет «последним днем»: σχατη μερα (ср., например, Ин. 6:40, 44, 54, 11:24). Термин εκενη ημρα — неизменно в этом порядке слов — он употребляет в Прощальной Беседе, когда передает обетование Христово о Его возвращении во Святом Духе. Термин возвращается в Ин. 20:19 в повествовании о первом явлении Воскресшего, но в ином порядке слов: не ν εκενη τη ημρα, а τη ημρα εκενη. В точном славянском переводе это различие сохранено: в Прощальной Беседе — «в той день», в Ин. 20:19 — «в день той». Грамматически это — одно и то же, и по-гречески и по-славянски, но полного совпадения нет. Стилистически оно могло бы быть достигнуто без труда. Почему его нет? Если бы оно было, совпадение между буквою обетования и его исполнением было бы полное. И без него нет оснований сомневаться, что событие Ин. 20:19—23 есть то, к которому Господь готовил учеников в Прощальной Беседе. Но последней ясности все-таки нет. Какой-то вопрос все-таки возникает — может быть, в такой форме: до конца ли, во всей ли полноте исполнилось обетование Прощальной Беседы о явлении Святого Духа и о возвращении Христа в Духе? История есть символ, и в возвращении Христа во Святом Духе, свершившемся в истории, Евангелист должен был чувствовать символически смысл истории с особою силою.    Теперь, и только теперь, я располагаю достаточным материалом для объяснения выбранной мною темы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010