Прп. Феодосий ввел в мон-ре устав Студийского мон-ря ( Щапов. С. 13, 15). Он требовал строгой монашеской дисциплины, неоспоримости запретов, вынесенных И., поддерживал «истинное общежитие», имущественное равенство братии. После смерти прп. Антония прп. Феодосий установил в мон-ре порядок избрания И. всей братией мон-ря; перед своей кончиной он благословил на игуменство избранного братией Стефана. Впосл. порядок избрания И. утвердился. Имя избранного сообщалось князю, затем по повелению князя митрополит поставлял новоизбранного И. главой мон-ря. Этот порядок был принят и в др. мон-рях. Монастырским настоятелем мог поставляться приходский священник, конечно, перед поставлением он принимал постриг - таково было, напр., поставление Прохора в 1112 г. настоятелем Печерского мон-ря ( Смолич. С. 37). Если ктитором был князь, он сам назначал И., митрополит лишь поставлял его главой мон-ря по церковному чину. Материальная зависимость мон-ря от княжеских вкладов заставляла И. такого мон-ря искать средний путь между строгим исполнением монашеского устава и княжеской волей (Там же). Иноки Печерского мон-ря не попали в зависимость от княжеской власти, благодаря тому что в самом начале устроения обители прп. Антоний получил от кн. Изяслава Ярославича офиц. разрешение на владение землей и горой ( Бълхова. С. 29). Помощником И. был приставник - управляющий, авторитетный монах, возможный преемник И. Важной должностью в мон-ре являлся келарь, ведавший хозяйством. В число высоких должностей входил демественник церковный - руководитель церковного хора. Особое место в мон-ре занимал священник, иеромонах; иногда неск. иеромонахов совершали богослужения, исполняли требы ( Щапов. С. 21). И. древнерус. мон-рей не только руководили практической и духовной жизнью насельников своих монастырей, но те из них, кто возглавляли крупные мон-ри, играли политическую роль, пытаясь решить междукняжеские конфликты,- таковы И. киевского Печерского мон-ря, новгородского Юрьева мон-ря,- что несомненно свидетельствует об их значительном авторитете в обществе ( Бълхова.

http://pravenc.ru/text/293525.html

архим. Иоанникия о возвращении во владение м-ря дер. Медвежья Озера кн. Меньшикова), прилож., XCIII, XXVII (в 1702 г. из вотчины м-ря отдано Светлейш. князю дерев. Медвежье Москов. у. с 5 двор.), XCV (в 1703 г. отдано Григорью Строганову 5 пустошей дер. Гавриной Москов. у.), (в 1710 году отдано Светл. кн. пашни по р. Москве, Тюхольской луг с озер., да непахатн. земли 25 четей в поле и в двух потомуж), CLXXX, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа с 1720–23 г.; выдавалось за отшедшие вотчины по 378 руб.), CDXVII (в Череможской волости Яросл. у. в вотчиие м-ря 2 дерев. церкви); IV, 1724 г., 82 (вызов архим. Петра в СПб. для присутств. в Св. Синоде), 122 (доношение о приписке к м-рю упраздн. Великовражской пуст.), 507 (разрешено выдать архим. Иоанникию 15 руб., издержанных им на содержание содержав. в тюрьме келейника митроп. Воронеж. Пахомия), 556 (прош. архим. Петра об отпуске к марциальн. водам); VI, 1726 г., 56 (вызов архим. Иоанникия в СПб. на чреду священнослуж.); VII, 1727 г., 16 (ризничий м-ря иеромон. Симон назначен игуменом в Николаевский Каташинский м-рь Чернигов. губ.), 65 (архим. Петр состоял архимандритом Алекс. Невск. м-ря), 325 (архим. Иоанникий был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 641 (писцовая книга 1662 г. оброчных пустошей м-ря), 1384 (межев. кн. 1665 г. спорных вотчинн. землях м-ря в дерев. Устковой Горетова стана), 1446 (межев. кн. 1675 г. вотчин. земли в дер. Ширяевой Гоголева стана), 1447 (межев. кн. 1676 г. вотчин. земли в полов. дер. Ширяевой и в пустошах и Заецкой), 1476 (межев. кн. 1680 года вотчин м-ря в Копотенском стане), 2917 (межев. кн. 1652 г. вотчин. земли в сельце Кузьминском Больш. Юрьев. у.), 2918 (межев. кн. 1653 г. вотчинн. земли в том же сельце); II, книги дозорн., переписн. и проч., стр. 81, 83 (опись 1680 г. церков. земель в вотчнн. м-ря сел Соснина и Былова); IV, акты XIV и XV ст., 121, 4 (купчая 1463 г. Андрея Китаина Лопотова на дер. Андреевскую в Берендееве; архим. Антоний); 130, 31 (купчая 1415 – 20 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

ц. Мих. Феодор.; архим. Авраамий), 334 (крест. ход 22 окт. 1694 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 289 (в 1633 г. патр. Филарет Никит. пожаловал Псалтырь со следованием черному диакону м-ря Арсению, за что взято 2 руб. 1 алт. и 4 деньги), 349 (в 1700 г. имел во влад. 3.061 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 50 (прош. 1720 г. майора Волкова о гевзыск. податей с данных ему пристаней, быв. за Чуд. м-рем), 52 (прош. 1720 г. архим. Геннадия об освобожд. села Высокого от платы денег за угодья для колокольн. и пушечн. литья), 239 (назначение 1721 г. наместником Симонова м-ря, уставщика архим. Глеба), 268 (дело 1721 г. об отдаче бумажн. завода на откуп); ч. 1, 211 (указ 1722 г. о взятии в Синод. ризницу из м-ря, от выносной иконы св. Алексея митроп., перстня, называемого его собственным), 228 (доношение 1722 г. архим. Геннадия о назначении в их м-рь келарем быв. казначея Тр.-Серг. м-ря Иллариона Ремезова на место келаря Иоакима), 395 (в 1722 г. архим. Геннадий удален в Лукьянову пустынь, а на его место определен Заиконоспасс. архим. Феофилакт Лопатинский), 427 (запрещение 1722 г. продавать богомольцам мед, называемый собственным чудотворцевым), 515 (прошение 1722 г. архим. Феофилакта об изыскании средств для прокормления братии и отстав. солдат), 668 (прошение 1722 г. старца м-ря Сергия Докучаева о дозвол. ему возвратиться в Тр.-Серг. м-рь), 806 (в селе Жилине, принадлежав. м-рю, находился по Коломен. дороге в Москов. у. дворец), 1099 (о пострижении в братство м-ря вдового свящ. Ив. Ильина), прилож., CXCIV, XXIII (доношение 1714 г. архим. Геннадия о быв. под началом иконоборце Фомке, который изрезал ножем образ св. Алексея митроп.; сожжен на Красной площади), ч. 2, 24 (прошение 1722 г. архим. Феофилакта об отдаче по-прежнему во влад. м-ря вотчин села Мышкина Яросл. у. и Ефремова Углич. у.), 35 (прошение вдового дьякона Ив. Гаврилова о пострижении его в братство м-ря), 122 (опись серебра), 371 (доношение архим. Феофилакта о растрате монаст. имущества), 400 (село Мышкино значится в вотчинах м-ря); III, 1723 г., 10 (указ, чтобы в м-рь определяли только таких монахов, которые достойны быть начальниками в духовн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Синода”, I, 101 (дело 1721–24 г. об определ. игум. Лаврентия Горки архимандритом Воск., Нов. Иерус., м-ря); III, 1723 г., 567 (доношение преосв. Астрахан. Лаврентия Горки о возвращении ему книг, украденных у него в бытность игум. м-ря). прилож. CXI, XXIX (реестр м-рей 1723 г. Киев. епархии); IV, 1724 г., 149 (дело о пропаже из м-ря 440 червонцев, 26 ефимков и 20 руб.; игум. Лаврентий Горка с 1713 по 1723 г., а на его место определен Феодосий Хоменский); VI, 1726 г., 517 (о иеромонахе м-ря Георгие Лясковском); “Памятн. для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 168 (игум. м-ря Игнатий Оксенович-Старушич назначен в духовной 1646 г. митр. Киев. Петра Могилы исполнителем его воли); “Архив юго-зап. Росс.”, ч. 1, т. II, стр. (в 1771 г. сюда назначен игуменом известный поборник православия Мелхиседек Значко-Яворский, переведенный в 1781 г. в Мгарский м-рь); т. IV, 14, VII (универсал 1657 г. митроп. Сильвестра Косова казакам о неуклонении от медовой дани в пользу м-ря); т. V, 62, XIII (письмо 1685 г. гетмана Самойловича к патриар. Иоакиму; здесь упоминается игумен м-ря Феодосий Углицкий); т. VI, 30, XV (грам. 1541 г. короля Сигизмунда I, подтверждающие бывшие фундуши в пользу м-ря, игум. Ефрем), 38, XVIII (судебное дело 1 45 г. об имениях); ч. 7, т. I, 118, 121, XVI (опис. Киевского замка 1552 г.; видно, что м-рь был в числе митрополичьих и получал из села Петровцев 2 ведерца меду). 148. Выксунский – Иверский , женский, 3-го класса, Нижегородской губ., Ардатовского у., в 80 вер. к зап. от Ардатова, при селе Выксунском заводе или Выксе и рч. Выксунке. Существовавшая при селе богадельня, устроенная мастеровым Ег. Кикиным, в 1874 г. переименована в женскую общину, которая в 1886 г. возведена в общежительный монастырь 3-го класса. Содержание м-ря обеспечено, сверх средств, пожертвованных Кикиным, капиталом в 15 тыс., внесенным купц. Бородачевым в кредитное учреждение. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1874 г., 48; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1874 г., 83. 149. Высоковский – Успенский , мужской, 3-го класса, Костромской губ., Макарьевского у., в 70 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Насона Захарьина на пожню возле рч. Стремянбоя и Змеевца), 91 (Ж. гр. 1448–69 г. на рыбн. ловли в оз. Уломском), 137, 110 (жал. гр. 1454 г. кн. Мих. Андр. о перевозке волоком одной трети купеч. товаров), 112 (жал. грам. 1454–69 г. В. кн. Марии игум. Кассиану о праве суда над людьми в Сиземских пустошах), 141, 151 (разводная полюбовн. 1467–69 г. Сороярским лесам Кирил. м-ря с землею Ферапонт. м-ря; печать игум. м-ря Кассиана изображена в «Сборн. сиимков» Иванова, табл. II, 36), 143, 176 (данная 1471–75 г. Василия Горбова игум. Игнатию на пустошь Фаустовскую), 177 (жалов. гр. 1471–75 г. кн. Андрея Вас. на пожни на р. Порозобице; княж. печать изображена в «Сборн. снимков» Иванова, табл. I, 17), 178 (тоже на дер. Чашничье), 179 (жал. гр. 1472 г. кн. Андрея Вас. на сенные покосы на рч. Орловке), 144, 192 (меновая 1476–82 г. старца м-ря на дер. Алексеев. и Мартьянов.; печать игум. Нифонта – в «Сборн. снимков» Иванова, табл. II, 38), 145, 199 (грам. 1478–82 г. В. кн. Марфы, по челобитью игум. Нифонта, о воспрещ. крестьянам Веретей. волости вступаться в монаст. сенокосы), 146, 209 (разводная 1483 г. землям м-ря с земл. разных деревень), 212 (данная 1482–84 г. Фед. Никитина игум. Серапиону на землю по р. Кономе), 147, 227 (правая грам. после 1485 г. на дер. и пустоши в Шухтовской волости), 228 (тоже в Яргожемской вол.), 229 (грам. В. кн. Ивана Вас. о крестьянах м-ря), 148, 230 (правая гр. после 1485 г. м-рю на землю в Сямской вол.), 231 (мировая после 1485 г. кн. Семена Роман. со старцем м-ря о деревн.), 237 (данная 1486–89 г. Ив. Монастырева игум. Венедикту на лес при дер. Митиной), 239 (разводная после 1489 г. землям м-ря с землями Фед. Лихарева), 151, 275 (жал. гр. 1476–82 г. кн. Михаила Андр. игум. Нифонту на дер. Берновскую); Бычков, “Опис. рукопис. И. П. Библ.», I, 1, 3 (челобит. после 1661 г. чернеца Чудова м-ря Савватия, сосланного сюда на покаяние), 36, 1 (книга келарская о поминках, посылаем. из м-ря разн. властям, и о съестн. припасах, отпускаемых старцам, слугам и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пимен: в этом деле значится, что м-рь владел землею в Реу­товском стане еще в 1628 г., следоват., год основания м-ря в описаниях его показан не­правильно), 544 (доношение 1722 г. об отпуске м-рю жалованья; игум. Антоний), 954 (игум. Антоний перемещен в Новинский м-рь), 1045 (на место Антония определен строителем монах м-ря Филарет Бурнашев), ч. 2, 77 (предписание 1722 г. отпускать с принадлежащей м-рю земли глину для кирпич. заводов); III, 392 (с 1658 по 1681 г. к м-рю был приписан Твер. Видогожский м-рь), прилож., XCV, XXVII (в 1703 г. из вотчин м-ря отдано думн. дьяку Автоному Иванову 4 пустоши Москов. у.), CLXXX, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа с 1720–23 г.; выдавалось м-рю жалованье), IV, 1724 г., 281 (монахи и имущество м-ря переведены в Донской м-рь, а самый м-рь назначен для приюта зазор­ных детей), 337 (упразднение м-ря), VI, 1726 г., 13 (в Донской м-рь переведено 15 монахов); “Опис. Моск. архива Мин. Юстиции”, I, 1441 (межевая книга 1675 г. вотчинных земель м-ря в пустоши Коряшкиной Сосенского стана), 1443 (межев. кн. 1675 г. вотчинн. земель в пустошах Косилове, Бобиреве, Горбово тоже, Торокманова стана), II, книги дозорн., переписн. и проч., 110 ( на стр. 55, Андреевский м-рь, что прежде была церковь Андрея Стратилата, Ратуева стана, на Москве реке у Воробьевских кручь, что Пленицах; опись 1680 г.); “Древн. Росс. Вивлиф.”, 1773 г., II, 211 (в 1682 г. приписан к Заиконоспасс. м-рю для содержания Академии), 1774 г., III, 106 и 113 (поздравит. речи в Москве окольничему Ртищеву в 1660 г. архим. Полот. Борисоглеб. м-ря Игнатия Иевлевича), V, 40 (житие милостивого мужа, Феодора Ртищева; первым игуменом м-ря был Досифей, муж добродетельми украшенный); “Русск. истор. Библиот.”, V, 742, 276 (отписка 1669 г. властей Иверского м-ря Чудов. архим. Иоакиму с просьбою посодейство­вать, чтобы не переводили на житье в Ивер. м-рь Андреев. игумена Петрония); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1867 г., т. I, вып. 2, матер. для археолог. словаря, 37 (подмастерье Гришка Копыл в 1654 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

на 22 руб. 82 коп.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 224 (межевая книга 1687 г. спорных земель этого м-ря и Спасс. Золотовороцкого), 1469 (межев. кн. 1679 г. вот­чины в сельце Балабанове, что была пустошь Окулово, Сетунского стана), 2029 (межев. кн. 1690 г. вотчинн. земли в дерев., что была пус­тынь Чижова и в пустошах Ахрачеве и Бурко­ве, Серебожского ст.), 2030 (межев. кн. 1692 г. отхожей земли в селе Нилах), 2916 (межев. кн. 1652 г. вотчинн. земли в селе Славятине, Юрьев. у.); II, книги дозорн., переписн. и проч., 149 (две дозорн. книги 1686 г. монаст. казны, жалов. грамот, выписей, крепостей, приход. и расход. книг, серебр., оловян. и медн. сосудов), к 146, стр. 136 (опис. 1678 г. церковн. земли в вотчине м-ря села Ильинского на рч. Суходоле; игум. Антоний), к 160, стр. 138 (опис. 1699 г. церковн. земли в вотч. м-ря села Курбакова или Курдубово), к 153, стр. 138 (тоже, опись 1689 г. села Родивонова на рч. Дубце); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XIX, 407 (при учреждении в 1744 г. Переславской епархии м-рь определен для жительства архиереев), 410 (в соборе, в при­деле Рожд. Богород., погребен в 1773 г. еписк. Геннадий); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 106 (в духовной 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого упомянуто: «в Переславль к Пречистой на гору»); 1791 г., VII, 145, 161 (приговор. грам. о монаст. вотчинах; в 1580 г. архим. Иосиф, в 1584 г., архим. Тит); “Переписн. книги Москвы”, 1739–45 г. V, 24 (подворье м-ря по Фокиной ул.), 132 (под­ворье это куплено архим. м-ря Иринархом в 1714 г.); 1638 г., 74 (двор Гориц. м-ря на Никит. ул., в приходе ц. Дионисия); 1665–76 г., 167 (под­ворье Гориц. м-ря, по Никит. ул., между дворами Строева и Кокорева); “Матер. для ист. г. Пересл. Залес. XVII и XVIII ст.”, 13 (опись 1677 г. живущих на подворье м-ря), 15 (да в городе же около Гориц. подворья слободка, а в ней живут Горицкого же м-ря бобыли; следует перечень их). 2185 . Успенский – Дисненский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Дисне. История его неизвестна; ныне здесь нет и церкви Успения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кн. 4 6224) сделана монахом западнорус. происхождения (хотя и не относящимся к числу пантелеимоновских иноков) и фиксирует национальный состав гостей, а не хозяев. С сер. XVI в. до запустения мон-ря (в 1568/69-1583) обитель существовала «в союзе» с Хиландаром, выражавшемся, очевидно, в совместном ведении хозяйства; возможно, поэтому в кадастровых регестах 1560 г. владения мон-рей описаны вместе ( С. 103). Сохранились сведения о числе иноков в Русской обители в кон. XV-XVI в., в разные годы оно существенно колебалось и составляло (по подсчетам серб. историка А. Фотича) в 1489 (или 1517/18?) г. 120 чел., 1530/31 г.- 25, в 1561 г.- 170 чел. В 1-й пол. XVII в. в братии Пантелеимонова мон-ря, вероятно, преобладали греки. Об этом свидетельствует, в частности, храмозданная надпись 1619 г. монастырского собора, выполненная только по-гречески (плита с этой надписью сохранилась среди уцелевших музейных экспонатов в б-ке мон-ря). Число братии в обители в 1661 г. составляло 120 чел., в 1677 г.- 200 ( С. 90). К нач. XVIII в., особенно в связи с русско-тур. войной 1686-1700 гг., Пантелеимонов мон-рь материально оскудел и братия оставила его. По свидетельству Григоровича-Барского, русские в то время были сильно притесняемы от греков и, «боящися внешней казни, убегоша в страны незнаемы». До XVII в. рус. иноки, жившие на А. в этнически смешанных скитах и келлиях греч. мон-рей, были более многочисленными, нежели рус. насельники Пантелеимонова мон-ря. В кон. XIV и в особенности в 1-й пол. XV в. связи рус. монашества с А. после длительного перерыва возобновились и стали активными. В то время на Св. Горе подвизались буд. основатели и настоятели рус. общежительных мон-рей: прп. Сергий Нуромский († 1412), Иларион , игум. новгородского Лисицкого мон-ря (вернулся на Русь не позднее 1397), Дионисий Царьградский, архим. Спасо-Каменного мон-ря (в 1418-1425 архиеп. Ростовский), Досифей , архим. нижегородского Печерского мон-ря (был на А. в кон. XIV - нач. XV в.), прп. Арсений Коневский († 1447). Ок. 5 лет прожил на Св. Горе прп. Савва Тверской (Бороздин; † 1467), игум. тверского Саввина мон-ря в честь Сретения Господня, о чем сообщает в своей «Духовной грамоте» прп. Иосиф Волоцкий (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 554). С афонской традицией был тесно связан и митр. свт. Киприан (отождествленный исследователями с одноименным святогорским монахом - адресатом послания свт. Евфимия, Патриарха Тырновского, дошедшего в большом числе рус. списков с нач. XV в.). Вероятно, в нач. XV в. на А. побывал известный рус. агиограф Епифаний Премудрый , в 1420 г. Зосима, инок Троице-Сергиева мон-ря, совершил путешествие на А. и составил список 20 афонских мон-рей. Со Св. Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: лисицкий игум. Иларион привез Тактикон Никона Черногорца, прп. Савва Тверской - Иерусалимский устав и Кормчую, архим. Досифей - Устав Св. Горы и Чин пения 12 псалмов.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

кафедру), 394 (запрещение 1722 г. ходить с иконою Бож. Матери в Ярослав. собор), 410 (в 1722 г. сюда назначен на место архим. Даниила, переведенн. в Спасо-Евфим. м-рь, синодаль. асессор иеромон. Афанасий Кондоиди), 1189 (письмо игум. Афанасия об изъятии Спасо Преображ. Яросл. м-ря из ведом. епископа Ростов.), ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь доставил серебр. посуду и лом для денежн. двора), 375 (в вотчине м-ря состояла дер. Кукшинова Яросл. у.); III, 1723 г., 11 (доношение казначея м-ря Киприана об истребов. в м-рь подъячего Никитина), 112 (доношение того же казначея о высылке в м-рь окладн. и недоимочн. книг), 316 (прошение игум. Афанасия о приписке к м-рю 7 малобратн. м-рей), 383 (м-рю принадлежала дер. Косикова), 385 (прошение игум. Афанасия о выдаче паспорта проживающему при нем Греку, мон. Паисию), 399 (игум. Афанасий определен архимандритом Спасо-Преображ. м-ря в Яросл., а на его место 21 янв. 1724 г. назначен казначей архиер. дома игум. Филарет); IV, 1724 г., 85 (прошение архим. Афанасия о взыскании с м-ря 419 руб. его келейных денег); VI, 1726 г., 352 (архим. Кондопдий посвящен в еписк. Вологод.), 410 (прошение Ярослав. магистрата о бытии в м-ре архимандритству, а не игуменству; оставлено без разрешения); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, 3450 (межев. книга 1662 г. вотчинной земли м-ря в селе Гавшинском Город. стана); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 178, 93 (явление преч. Богородицы, иже на Толге, и описание еще 4 чудес), 226, 6 (грам. 1640 г. архим. Тр. Серг. м-ря Адриану, возведенному в этот сан из игумен. Толг. м-ря), 480, 7 (явление чудотв. иконы преч. Богородицы Толгской, с опис. 3 чудес); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 386 (в 1707 г. Рафаил Казанович, судья архиер. дома, поставлен архим. м-ря); 1789 г., XI, 246 (в 1681 г. авг. 17 преставился быв. патриар. Никон за час до вечера под Тольским м-рем); 1790 г., XIV, 178 (в челобитье преп. игум. Иосифа Волоколам., начала XVI ст., сказано, что у кн. Засекинских был м-рь Пречистой, иже на Тользе, взятый В.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Н. Н. Крашенинникова Иконография Уже в ранних памятниках П. А. часто изображают рядом или вместе с прп. Онуфрием Великим (общий день памяти 12 июня). Трактовка внешности пустынников близка: как правило, оба они с длинными седыми волосами и бородами; волосы у П. А. менее всклокоченные, чем у прп. Онуфрия. В древнейших монументальных росписях Св. Горы Афон П. А., как аскета, писали полуобнаженным рядом с прп. Афанасием Афонским, «начальником» монашеской жизни на Афоне: в Успенской базилике Протата (ок. 1300, мастер Мануил Панселин); в лити кафоликона мон-ря Хиландар (1321/22, переписано в 1802-1804); на зап. стене в сев.-зап. углу, в чине преподобных в ц. Бессребреников мон-ря Ватопед (кон. XIV - нач. XV в.); в трапезной мон-ря Ксенофонт (1474/75, ок. 1497). В поствизант. время эта традиция сохраняется в росписях афонских храмов и появляется в трапезных: в барабане юго-зап. купола лити кафоликона мон-ря Кутлумуш (1539/40, мон. Макарий), в нартексе парекклисиона во имя вмч. Георгия мон-ря прп. Павла (1552-1555, мастер Антоний), в Георгиевской ц. келлии Великой Лавры в Провате (1634/35, мон. Меркурий и Атзалис). Позднее господствующим становится принцип церковного календаря, возможно использованный известными мастерами, такими как мон. Антоний или мон. Феофан Критский, и ставший образцом для подражания. П. А. пишут рядом с прп. Онуфрием Великим, т. о. они составляют узнаваемую изобразительную «двоицу» - в росписях трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Критский), входа в парекклисион (1536/37, приписывается мастеру мон. Антонию) во имя ап. Иоанна Богослова, в келлии св. Прокопия при мон-ре Ватопед, в сев.-зап. углу Успенской ц. хиландарской келлии в Карее (Моливоклисиа, 1541, мон. Макарий), на сев. стене трапезной мон-ря Дионисиат (ок. 1553), на стене трапезной мон-ря Филофея (между 1561 и 1574), простенка окна на сев. стене лити кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68, Дзордзис Критский), по сторонам входа в коимитириакон во имя Всех святых мон-ря Дионисиат (1627, мон. Меркурий) и др. В монументальных росписях известен и др. вариант, когда П. А. более похож на пустынников Египта: его тело покрывает милоть или шкура, как в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (1296-1303, Tomekovi . 2011. Р. 98).

http://pravenc.ru/text/2580372.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010