настолько удачно дополняет барочную архитектуру храма, что во многом восполнило утрату мощной вертикали первоначальной шатровой колокольни начала XVIII ст., единовременной ему. Колокольня четырехъярусная, нижние три яруса возведены в виде параллелепипеда, верхний четвертый в виде восьмигранной призмы. Он перекрыт шлемовидным куполом с декоративной главкой и двухъярусным фонарем. Декор верхнего восьмерика колокольни почти точно воспроизводит декор центрального верха Воскресенского храма, а обрамление арок третьего звонового яруса близки тем же деталям, разобранной колокольни 1740-х г.г. Углы нижнего объема, как и в центральной башне храма подчеркнуты пучками строенных полуколонок, лишь изредка перебитых перехватами и импостами, придавая сооружению особую стройность. Декор размывает строгие формы архитектурного объема и с некоторых точек низ башни кажется шести или восьмигранным. Когда в 1977 г. на площади рядом с Воскресенским храмом было намечено возведение комплекса областной администрации, только чудо спасло бесценный памятник от разрушения партийными функционерами. Но тогда усилиями патриотов родного города, обращениями В ЦК республики, личным участием писателей О. Гончара и М. Бажана храм удалось отстоять. В 1978 г. под руководством архитектора М.Н. Говденко произведена реставрация комплекса, восстановлены завершения храма и колокольни расчищен и восстановлен утраченный кирпичный декор. Впоследствии он несколько пострадал, когда на деньги прихода фасады храма были отштукатурены (вместо первоначальной известковой затирки) и окрашены в серо-зеленые тона. Однако на сегодняшний день сохранность кирпичного убранства памятника, как и в Преображенском соборе г. Изюма одна из лучших на Слободской Украине. А. Парамонов, А. Парийский, Воскресенская церковь Каменный Воскресенский храм в городе Сумах – дело благочестивого усердия стольника и полковника Андрея Герасимовича Кондратьева, соорудившего великолепный по тогдашнему храм сей на собственное иждивение. Храм построен в два яруса – в верхнем престол во имя Воскресения Христова, в нижнем во имя св.

http://sobory.ru/article/?object=12159

С 1230 г. в монастыре существовала архимандрия, затем он стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси. В 1263 г. в монастырском соборе похоронили князя Александра Ярославовича Невского, мощи которого были открыты в 1381 г. Роль первой обители Владимирской (а затем Московской) митрополии принадлежала Рождественскому монастырю до 1561 г., когда он стал вторым после Троице-Сергиевой Лавры. В сер. 17 в. в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня в виде высокого восьмигранного столпа с шатром (не сохр.), в 1659 г. построены казенные кельи. В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным. При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к собору пристроили каменные палатки (не сохр.), тогда же возвели братский корпус. Во 2-й пол. 17 в. строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной, а к юго-восточному углу казенных келий пристраивается еще один объем. Какие-то здания 17 в. существовали на месте Архиерейских палат. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. В 1-й пол. 18 в. территорию монастыря обнесли каменными стенами с башнями. С 1744 г. здесь стал располагаться Архиерейский дом Владимирской епархии, в связи с чем в 1748 г. по заказу епископа Платона строятся каменные Архиерейские палаты. Примерно в это же время был изменен декор палаток и паперти у собора. В 1828-31 гг. перестраивались фасады и интерьер казенных келий, вероятно, с утратой декора 17 в. В 1831-40 гг. под руководством губернского архит. Е.Я. Петрова реконструируются Архиерейские палаты: боковые части понижены на один этаж, изменены интерьеры, здание получило новую кровлю с переломом. Следующий этап в изменении облика комплекса связан с повелением Александра II о реконструкции и реставрации собора и монастыря. В 1859-69 гг. по проекту архит. Н.А. Артлебена собор полностью перестраивается в кирпиче, в формах, близких к первоначальным, но более дробных и сухих. В 1859 г. сделана каменная пристройка к братскому корпусу, значительно меняется его декор и интерьер. В 1867 г. перестраивается корпус казенных келий, к нему сделана еще одна пристройка, изменен декор. В 1866-67 гг. по проекту того же Артлебена капитально перестроена надвратная Хри-сторождественская церковь и трапезная. Тогда же вновь несколько изменен декор Архиерейских палат.

http://sobory.ru/article/?object=01817

В начале Великой Отечественной войны здесь находился цех по пошиву обмундирования. А в 1952 году здание было переделано под городской Дом культуры 1. Богослужения определенное время проводились в соседствующей с храмом часовне, которую в 1964 г. отняли и устроили в ней планетарий. На пожертвования прихожан для удовлетворения религиозных нужд был куплен частный дом. И с 1968 г. по 1992 гг. после переоборудования его под место для молитвы верующие молились в этом, находящемся рядом со старым православным кладбищем, молитвенном доме по ул. Хохловой. Только в начале 1992 года Михайло-Архангельский храм был возвращен православной общине. Правда, в разграбленном, разрушенном состоянии. Лишь через несколько лет удалось восстановить гипсовый лепной декор, балкон для певчих, собрать солидное количество икон. Освящение вновь возвращенного храма совершил 2 декабря 1995 года Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. В центральном сквере, по ул. Курманжан датки, расположен единственный в городе Оше памятник Русской Православной архитектуры - Михайло-Архангельский храм. Строительство храма продолжалось  с 1904 по 1910 гг., по типовому проекту полковой церкви. Возведен храм был на территории земельного участка первой временной церкви, построенной в 1877 году. 2 ноября 1910 года храм был освящен в честь святого Михаила Архистратига. Здание церкви в плане представляет собой прямоугольник, с размерами сторон 32X15 м. Вместимость храма - 700 человек. Над западным входом, оформленным в виде арки с фронтоном, располагалась колокольня шатрового типа с главкой и крестом. Высота колокольни вместе с крестом составляла 32 м. Композицию западного фасада церкви завершали две небольшие луковичные главки, которые были расположены слева и справа от основного объема колокольни. Доминирующей вертикали колокольни был противопоставлен крупный объем барабана и купола основной главы с восточной стороны храма. Купол основной главы, увенчанный крестом, располагался над алтарной частью храма. Алтарный придел имел полукруглую внутри и граненую снаружи абсиду (выступ здания, перекрытый куполом). Окна церкви декорированы резными наличниками, каменными кокошниками. Декор внутри, как и наружный декор, был определен псевдорусским стилем.

http://sobory.ru/article/?object=38639

Л. А. Беляев Памятники архитектуры Одними из первых христ. построек на территории совр. В. стали мон-ри Даунпатрик и Арма в Сев. Ирландии, основанные св. Патриком в сер. V в. С ирл. монахами связано также возникновение обителей на о-ве Айона в 563 г., на о-ве Линдисфарн (Холи-Айленд) в 635 г. и нек-рых др. в Шотландии и Нортумбрии. Наиболее ранние сохранившиеся церкви находятся на юго-востоке и в центре Англии, напр. Сент-Мартин в Кентербери (графство Кент), часть стен нефа к-рой относится к 590 г. Остальные связаны с миссиями блж. Августина и др. архиепископов VII в.: фундаменты и часть стен монастырских построек в Кентербери (основан в 597), небольшие храмы из рим. кирпича с 2-скатной крышей на деревянных стропилах в Брадуэлле (графство Эссекс, 50-е гг. VII в.), Бриксуэрте (графство Нортгемптоншир, 70-е гг. VII в.), Брадфорде-он-Эйвон (графство Уилтшир, ок. 675-709 и нач. X в.). В королевстве Нортумбрия наиболее известны церковь в Хексеме, фрагменты крипты к-рой относятся ко времени основания храма в 70-х гг. VII в. св. Уилфридом; монастырская церковь в Ярроу (80-е гг. VII в.). Вместе с Йорком, Уитби и др. аббатствами, основанными здесь бенедиктинскими монахами, в VII-VIII вв. они являлись крупными центрами просвещения: в Ярроу вырос Беда Достопочтенный , в Уитби - первый англ. поэт Кэдмон, в Йорке - советник Карла Великого Алкуин. Начиная с периода дат. господства (кон. IX - сер. XI в.) большую роль, чем в предыдущие периоды, в архитектурной композиции храмов играла зап. часть храма с прямоугольной в плане башней. Сохранившийся наружный декор каменных башен в Эрлс-Бартоне (графство Нортгемптоншир, ок. 980-1000) или в Бартоне-апон-Хамбер (графство Хамберсайд, 90-е гг. IX в.) свидетельствует об их происхождении от деревянных каркасных церквей, таких как храм в Гринстеде (графство Эссекс, ок. 1000). Появление романского стиля в В. связано с политикой утверждения Вильгельма Завоевателя в покоренной стране. Начиная с посл. трети XI в. и в течение XII в. было построено ок. 80 замков, важнейшие из к-рых - Тауэр в Лондоне, крепости в Дувре, Норидже, Ньюкасле, Рочестере и др. В церковном строительстве были восприняты мн. черты архитектурной школы сев. Франции XI в. (напр., ц. Сент-Трините в Кане, 1059-1066): деревянные перекрытия главных нефов (этот конструктивный прием использовался в Англии до XVI в.), отсутствие обхода хор и венца капелл, зап. фасад с 2 башнями, скупой скульптурный декор. Вместе с тем появились черты, отличные от образца: длина узкой 3-нефной базилики увеличилась (в соборе Уинчестера она превышает 170 м), трансепт стал располагаться ближе к середине храма (что усилило самостоятельное значение хора), вост. часть собора приобрела прямоугольные очертания, архитектурный декор зап. фасада стал более насыщенным, напр. асимметричный фасад собора в Или (70-е гг. XII в.) сплошь покрыт рядами глухих окон и арок.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Во время эпидемии холеры в Вологде в 1830—1831 году в город были перенесены иконы Успения Божией Матери из Семигородней пустыни и Божией Матери Страстной-Семистрельной из Иоанно-Богословской Тошненской церкви, которые некоторое время находились в Димитриевских церквях. В пямять избавления от холеры с этих икон были сделаны списки, а престол церкви Всех Святых освятили заново в честь Семигородней иконы Успения Богородицы. В 1930 году храм был закрыт и занят складом. С 1999 года возвращён верующим и действует как подворье Спасо-Прилуцкого монастыря. Описание [ править править код ] Архитектура [ править править код ] Холодная церковь Димитрия Прилуцкого представляет собой пятиглавый четырёхстолпный храм на подклете, увенчанный маленькими широко расставленными главами. Декор фасада представлен лопатками на углах, поясом с круглыми нишками и ширинками, закомарами и аркатурой на барабанах. По своей архитектуре и декору церковь близка к ярославским памятникам середины XVII века за исключением обходной галереи, которая здесь отсутствует. Тёплая Успенская церковь представляет собой низкий прямоугольный в плане объём, сильно вытянутый в длину, типичный для северных зимних храмов. Здание сохранило свой первоначальный вид с двухъярусной главкой и двумя апсидами, образованными алтарями основного храма и придела. Декор фасадов состоит из простых пилястр и карнизов с зубчиками. Колокольня примыкает с тёплому храму с западной стороны. Её вертикальная композиция представлена четвериком, служащим папертью, двумя восьмериками, поставленными друг на друга, и главкой. Декор выполнен в виде спаренных плоских пилястр, зубчатых карнизов и наличников окон с бровками, характерными для первой трети XVIII века. Перспективный портал и крупные ширинки под арками звона восходят к более древним образцам древнерусского зодчества. Стенные росписи [ править править код ] Холодная церковь Димитрия Прилуцкого была расписана в фресковой технике в 1721 году. Роспись церкви создана под влиянием ярославских образцов стенной росписи, библии Пискатора и выполнена в стиле барокко. Существует предположение, что во главе артели стенописцев работал Фёдор Фёдоров (также существует мнение, что им мог быть и Фёдор Игнатьев), расписывавший церковь Благовещения в Ярославле. Сюжеты росписи взяты из Ветхого и Нового Завета. В среднем ряду стен расположены сцены из жития Димитрия Прилуцкого.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Димитрия_...

Минимален (профильные обводки окон, слепые аркатуры в интерьере) и декор храма бенедиктинского монастыря Сан-Хуан-де-ла-Пенья (пров. Уэска; после 1071-1094), усыпальницы королей соседнего Арагона. Это однонефная 3-апсидная постройка, возведенная над врубленной в скалу криптой. Более разнообразный декор получила ц. Сан-Педро в Сиресе (пров. Уэска; 1082 - нач. XII в.), чей крестообразный план с невысокой квадратной башней над средокрестием отражает традиции леонской архитектуры. Двухэтажная капелла замка в Лоарре (пров. Уэска; 1096) с куполом на низком 8-гранном барабане близка к храмам соседней Каталонии по композиции, но ее декор (сложная профилировка портала и оконных проемов, вертикальные полуколонны и др.) свидетельствует об укоренении романских приемов на территории Арагона. Формы собора Сан-Педро в Хаке (1077-1082, 1104-1130) сочетают приемы разных школ франц. романского стиля. В плане же это 3-нефная базилика с 3 полуциркульными апсидами и трансептом, четко выраженным в пространстве, но не выступающим за линию боковых нефов. Интерьер базилики Сан-Исидоро в Леоне. 1063–1149 гг. Подобный план лег в основу значительного числа романских храмов в И. В частности, он использован в ц. Сан-Мартин во Фромисте (пров. Паленсия; кон. XI в.). Храм имеет высокий 8-гранный барабан и 2 круглые башни по сторонам западного фасада. Несмотря на сильные реставрационные поновления (1895-1904, архит. Мануэль Анибаль Альварес-и-Аморосо), храм и сейчас отличается почти классической уравновешенностью объемов и декора. Тот же план использован в важнейшей в Леоне романской базилике Сан-Исидоро (до 1063-1149); здесь рукава трансепта слегка выступают за линию боковых стен и апсид. Центральный неф перекрыт на всю длину цилиндрическим сводом, пространство средокрестия отделено от рукавов трансепта многолопастными арками, имеющими очевидное мусульм. происхождение. С запада, со смещением к северу от оси базилики, расположен 2-этажный Королевский пантеон, построенный несколько раньше остальных частей храма.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

фасада Казанского собора. 1800 г. Архит. А. Н. Воронихин (ГЭ) К кон. июля 1801 г. был вырыт котлован под здание, затем забито 1800 деревянных свай, уложены тосненская плита под стены и гранитные блоки под опорные столбы. К 1803 г. был сделан гигантский фундамент глубиной ок. 8,5 м и объемом 32,5 тыс. куб. м. Тогда же приступили к сооружению цоколя и кладке кирпичных стен подвальных помещений. Каменными работами руководили М. Руджи и Д. Руска. В 1805 г. под Выборгом были вытесаны в основном из монолитов розового финляндского гранита-рапакиви 56 гранитных колонн для интерьера высотой 10,7 м (мастер Суханов; бронзовые капители отлиты на заводе Берда). Гранит-рапакиви послужил также материалом для входных лестниц и пола. Для цоколя собора, колоннады и постаментов использовали серый сердобольский гранит. Стены снаружи облицованы пудостским пористым известняком, из него изготовили колонны наружной колоннады, барельефы и элементы декора фасадов. К сент. 1805 г. здание было возведено до карниза, до конца года были установлены колонны внешней колоннады. В 1808 г. начались и работы по внутренней отделке собора; лепной декор выполнили Б. Медичи и Ф. Торричелли. Теплый нежно-розовый тивдийский мрамор (совр. Кондопожский р-н, Карелия) использовался в К. с. в декоративной отделке пола, царского места и амвона, их цоколь - из ювенского мрамора (Приладожье), декор и мемориальные доски - из шокшинского кварцита (Прионежье, Карелия). В тех же краях добывались шунгитовые сланцы (из них были сделаны полы, подоконники, выполнен декор амвона и царского места). Четыре колонны иконостаса, внутренняя балюстрада, плиты для облицовки аттика изготовлены из ревневских яшм, добытых на Алтае, близ совр. г. Змеиногорска. В 1809-1810 гг. в соборе были установлены колонны. Значительное превышение сметы заставило к 1809 г. принять решение не золотить базы колонн, не устанавливать гранитные фигуры апостолов Петра и Павла, замыкающие зап. ограду (сделали только постаменты), колоссальные бронзовые статуи архангелов Михаила и Гавриила по краям сев.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Мозаичный декор интерьера храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в С.-Петербурге). 1895 г. Мозаичный декор интерьера храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в С.-Петербурге). 1895 г. Ряд открытий древних ансамблей М. сопровождал новую эпоху в развитии этой техники. В 1848 г. были начаты работы в соборе Св. Софии в Киеве, когда под штукатуркой были выявлены древнейшие М. Вероятно, на начало этих мероприятий повлияло проведение работ в соборе Св. Софии К-польской, где древние М. были раскрыты итал. архит. Г. Фоссати, состоявшим при рус. посольстве в Стамбуле; в 1848 г. Фоссати представил свои рисунки совету Имп. АХ и те были доведены «до высочайшего сведения». Древнейшие рус. М. рассматривались как святыни: из кусочков осыпавшейся смальты, собранных в киевских соборах, Софийском и Михайловском Златоверхом, был изготовлен крест, подаренный Н. В. Закревским в 1870 г. Московскому публичному музею (ныне в ГИМ). Спас Нерукотворный. Св. князья Др. Руси. Мозаика юж. портала Троицкой ц. Свято-Успенской Почаевской лавры. Эскиз Н. К. Рериха. 1910 г. Спас Нерукотворный. Св. князья Др. Руси. Мозаика юж. портала Троицкой ц. Свято-Успенской Почаевской лавры. Эскиз Н. К. Рериха. 1910 г. Казанская икона Божией Матери. Мозаика сев. фасада Морского собора в Кронштадте. Мастер. Ф. Р. Райлян. 1913 г. Казанская икона Божией Матери. Мозаика сев. фасада Морского собора в Кронштадте. Мастер. Ф. Р. Райлян. 1913 г. С 60-х гг. XIX в. основным назначением мозаичной мастерской оставались работы над живописным убранством Исаакиевского собора в С.-Петербурге. Дорогостоящая работа и медленный темп изготовления смальты по рим. образцу повлияли на изменение методики и технологии работ. С 1878 г. производством смальты занимался рус. инженер-технолог, в 1892 г. смальтовое производство было передано из управления Имп. стекольных заводов в Имп. кабинет. С нач. 60-х гг. XIX в. в мастерской стали применять венецианский метод, изобретенный А. Сальвиати, заключавшийся в наборе М. на обратную сторону кальки с живописного произведения.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Является интересным образцом украинского барокко. Инна Дорофеяко, Григорий Логвин «Свод памятников истории и культуры Украины». – М.: 1999 г., т. 1 (Киев). Трапезная с Преображенской церковью построена в стиле барокко севернее Георгиевского собора в 1696-1701 г.г. стародубским полковником М. Миклашевским. В 1760 г. в доме трапезной произошел пожар, вызвавший, следует полагать, значительные повреждения его стен, потому что в том же году стены северного фасада были укреплены большими контрфорсами. В 1781 г. в стенах инъецируются трещины. 1837 г. реставрирован и разрисован (художник – И.Оробиевский) спасенный от пожара оригинальный иконостас в виде родословного дерева. 1888 г. по проекту архитектора В.Николаева к северному фасаду трапезной пристроен двухэтажный объем. В 1967-1970 г.г. памятник реставрирован под руководством архитектора Р. Быковой. Тогда, в частности, был воспроизведен кирпичный свод над помещением куховарни, восстановлен утраченный декор окон на северном фасаде, столярку и крышу, сделан новый пол. Под руководством И. Дорофиенко реставрирована разная по времени вв.) масляная стенопись, а также первоначальная клеевая живопись на северной стороне трапезного зала (художники – А. Лисаневич, М. Романченко, Л. Романова). Расположена на крутосклоне, трапезная с юга – одноэтажная, а с севера – двухэтажная. В плане она прямоугольная с алтарной граненой апсидой на востоке. На 1-м этаже расположен большой трапезный зал с подсобными комнатами и церковь Преображения, которая завершена одной грушевидной с перехватом по низу куполом. Главный вход в трапезную – с юга. Подвальная часть первоначально использовалась как стряпня, однако впоследствии кухня размещалась в небольшом каменном доме позади трапезной и соединялась с ней деревянным переходом. Пластический декор фасада создает богатый светотеневой эффект. Фасады расчленены пилястрами на четыре части. В каждой части в глубоких нишах расположены по два окна с лучковым завершением и треугольными сандриками. Пилястры увенчиваются раскрепощенным сложным по профилю карнизом с уникальным вырезанным по влажной известково-гипсовой штукатурке орнаментом на фриге (открыт в 1952 г. архитектором П. Захарченко под более поздними наслоениями штукатурка).

http://sobory.ru/article/?object=05592

Бурса, 1763—1767 гг. Расположена в северной части заповедника. Кирпичная двухэтажная с подвалами прямоугольная в плане с двумя ризалитами на южном фасаде и высокой с заломом крышей. Перекрытия плоские, в подвалах сводчатые, система планировки коридорно-анфиладная. Построена в стиле барокко архит. М. Юрасовым и Ф. Паповым из команды И. Мичурина, строившего Андреевскую церковь и Мариинский дворец. Здание, предназначенное для монастырских келий, после упразднения монастыря (1786 г.) было перестроено под бурсу. В 1823—1825 гг. здесь размещался штат митрополичьего дома. Первоначально вход в здание находился со стороны северного фасада, о чем свидетельствует расположение одностороннего коридора вдоль него и четное количество окон на южном фасаде. Фасады расчленены пилястрами с лепными стилизованными капителями коринфского ордера. Входы с юга были устроены во время реконструкции здания 1825—1838 гг., когда к ризалитам южного фасада были пристроены одноэтажные тамбуры с двухколонными дорическими портиками, частично закрывшие первоначальный декор фасадов. В связи с этими перестройками была изменена первоначальная схема планировки — самые большие и нарядные комнаты, размещенные в ризалитах, стали вестибюлями. В 1976 г. здание было капитально отремонтировано и приспособлено под музей-архив литературы и искусства. Брама Заборовского, 1746 г. Построена как парадный въезд на территорию монастыря со стороны Золотых ворот. Является ярким примером архитектуры украинского барокко. Первоначально была фасадом ворот с арочным проездом, по сторонам которого размещались кардергардии, перекрытые, как и проезд, коробовыми сводами. На восточном и западном фасадах были устроены фронтоны. В XIX в. в связи с застройкой Киева ворота оказались в глухом переулке, уровень земли возле них повысился на 1 м, поэтому в 1822— 1823 гг. арочный проем был заложен кирпичной кладкой, а кардергардии — разобраны. От первоначального объема сохранился западный портал с фронтоном. В архитектуре брамы привлекает внимание мастерски выполненное орнаментальное оформление фронтона растительным орнаментом в виде листьев аканта. Над аркой проезда расположен лепной герб митрополита Р. Заборовского, при котором строилось сооружение, получившее в связи с этим свое название. Авторство брамы на основании стилистического анализа (рисунок капителей, обрамляющих проезд) приписывается И. Г. Шеделю. Силуэт ворот исключительно живописен, сочный лепной декор выполнен, как предполагают, украинскими мастерами.

http://sobory.ru/article/?object=01028

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010