В 90-х гг. XX в. в мон-ре велись ремонтно-восстановительные работы. Значительную помощь оказали предприятия и воинские части, расположенные в г. Муроме. Мон-рь приобрел земельные участки в селах Панфилове и Карачарове Муромского р-на. В 2001 г. при М. Т. м. открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних. Под попечительством обители находятся неск. тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское об-во инвалидов-колясочников «Феникс». Мон-рь имеет неск. подворий: Крестовоздвиженское в Муроме, Богородицкое в дер. Мишино Муромского р-на, Богородицкое в Камешковском р-не Владимирской обл. На территории обители установлена деревянная часовня, посвященная святым Петру и Февронии Муромским. В М. Т. м. проживает игум. Арсения (Москокова) и ок. 90 насельниц, введен общежительный устав. С 4 ч. утра совершаются утренние молитвы и полунощница; читается неусыпаемая Псалтирь. В воскресенье, среду и пятницу по вечерам читаются акафисты Иисусу Сладчайшему, свт. Николаю Чудотворцу и Божией Матери. В Троицком соборе имеются приделы во имя святых Петра и Февронии и во имя праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (Муромской). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1765 г.]; Д. 3182 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1767 г.]; Д. 3720 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1768 г.]; Д. 4235 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1769 г.]; Оп. 4. Д. 1014 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1771 г.]; Оп. 8. Д. 448 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1772 г.]; Оп. 9. Д. 463 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1773 г.]; Оп. 10. Д. 466 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1774 г.]; Оп. 11. Д. 500 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1775 г.]; Оп. 12. Д. 459 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1776 г.]; Оп. 15. Д. 250 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1779 г.]; МИХМ. М-9793 [Летопись Муромского Троицкого мон-ря. 2-я пол. XIX - нач. XX вв. Ркп.]; 207 [Докладная записка художника-архит. А. Полторанина в Горьковское отд-ние Союза Художников]; 207 [Акт комиссии по реализации церк. вещей от 13 июля 1928 г.]; М-2231 [Синодик Троицкого мон-ря г. Мурома].

http://pravenc.ru/text/2564388.html

м-ря), 337 (игум. Антоний, вместо которого назначен Филарет, определен настоятелем Никитского м-ря в Переслав.); VII, 1727 г., 89 (дело о неспрашивании в Синодаль. Приказ с земли домового Новин. м-ря, что за Преснею, на которой находится загород. двор Ея Велич., 137 руб.), 300 (дело о пропаже пожитков Деревнина; игум. Сильвестр 1722 г., а вместо его в 1726 г. строитель Филарет Бурнашев); VIII, 1728 г., 256 (прош. монаха Филарета о возвращении в м-рь принадлежавших ему вотчин), 555 (доношение Синод. Приказа о выдаче жалованья за 1728 г. строителю м-ря Филарету с братиею), прилож., LXVII, (о доходах Синодаль. Новинского м-ря); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1572 (межев. книга 1693 г. вотчин. земли м-ря в селе Телепневе Сурожского стана); II, книги дозорн., переписн. и проч., к 110, стр. 61 (опись села Телепнева на рч. Мал. Истрице 1680 г.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 80 (игум. Нил был на коронации ц. Феодора Алекс. в 1676 г.); 1775 г., VIII, 181 (в 1540 г. принесены в Москву из Ржева св. икона Богород. Одигитрии и Крест и сретоша их... близ Введения, Митрополичья м-ря Введенского»); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., IV, 315 (межев. грам. около 1504 г.; упомин. дерев. Грибановская Новин. м-ря); “Переписн. книги Москвы», 1638 г., 27 (подворье Новин. м-ря в Белом гор., у Чертольск. ворот), 209 (за Белым городом слобода Новин. м-ря, а в ней: следует перечень дворов); 1665 – 76 г., 190 (избы на земле Новин. м-ря в Земляном гор.); “Русск. истор. Библиот.», III, 257 (слобода Новинского м-ря не была взята Грозным в опричину), 265 (1565 г. 12 авг., в ночи, сгорела церк. Введение преч. Богород. в митрополиче в Новинском м-ре, a загорелася от молнии), 884 (в 1631 г. патр. Филарет послал с Новин. игуменом Кириллом в благослов. княжне Анне Мих. образ Богородицы), 935 (опись ларца и коробок 1630 г. с казною Новин. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 150 (замечат. предметы в Москов. церквах); 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 107 (в писцов кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

XX в.-конюшня) Саргисян обнаружил 7-строчную греч. надпись. По расшифровке Броссе, в ней упоминались визант. императоры Василий и Константин, а также стратег Лариссы Григорий. Также надпись содержала год - 6515 (1007), к-рый, по мнению Беридзе, не мог указывать на время постройки главной церкви Экеки. Ученый сравнил церковь с малым храмом Ишхани (1006), украшенным богатой, пластически развитой резьбой и имеющим широкие наличники (на окнах Экеки наличников не было), и пришел к выводу, что в надписи говорилось о постройке скорее всего этой малой церкви. Церковь Экеки была уничтожена в 60-х гг. XX в. по приказу местного знатного человека, выстроившего здесь новую мечеть (Inscriptions géorgiennes… 1864. P. 12-14; Такаишвили. 1952. С. 76-78. Табл. 109-113; Zdan é vitch. 1966. P. 6, 19; Беридзе. 1981. С. 191-192. Рис. 138. Табл. 26-28). В 1,5 км к югу от Экеки расположена 4-угольная однонефная церковь Сохтороти (10,01×6,6 м), также превращенная в мечеть. Храм был выстроен из рваного камня, двери, окна и пилястры выложены из чистоотесанных камней. Вост. и зап. окна имеют полуциркульные наличники с горизонтальными пятами. Двери устроены с запада и юга (ныне заложена). Церковь была расписана. С запада пристроено деревянное здание медресе ( Такаишвили. 1952. С. 79. Таб. 114-4). Ишханский выносной крест. 973 г. (ГМИГ) Наиболее известной и значимой святыней И. е. является памятник груз. культуры - Хахульская икона Божией Матери (т. н. Хахульский триптих; ГМИГ). Ишханский выносной крест (973 г.; ГМИГ) был выполнен по заказу еп. Ишханского Илариона (I) и содержит 2 исторические надписи, исполненные письмом асомтаврули: «Создал (крест.- Авт.) для Ишхани Иларион; будь проклят посягнувший» и «† Столп Животворящий, будь предводителем и хранителем епископу Илариону. Христе, возвеличь царей наших и храни их народ. Короникон был 193 (973 г.- Авт.)». Крест известен и исследуется на протяжении более полутора веков, акад. Г. Чубинашвили назвал его «выдающимся памятником грузинского чеканного мастерства» и определил его исключительное значение и место в развитии груз.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Кафоликон И. отчасти руинизирован. Утрачены зап. придел, своды над зап. и вост. рукавами, значительные площади облицовки и росписей. Такаишвили, ссылаясь на сведения С. Саргисяна и Н. Шугурова, писал, что для уничтожения росписей зап. рукава, где была устроена мечеть, мусульмане развели вдоль стен костры. Остатки росписи были соскоблены остриями пик. Стены остальных 3 рукавов были менее испорчены, тур. солдаты штыками повредили живопись (Там же. С. 35). Однако красота фресок кафоликона И. привлекала внимание мусульман. Марр привел тур. изречение, к-рое во 2-й пол. XIX в. характеризовало И. в числе др. памятников: «Славится красота храма Ошки и местоположение Хахули и роспись Ишхани» ( Георгий Мерчуле. 1911. С. XXXV). В кон. XX - нач. XXI в. груз. специалисты активно изучают состояние разрушающихся груз. архитектурных памятников Тао-Кларджети. Договоры с тур. стороной о реставрации Ошки и И. затягиваются. Обсуждается вопрос о возможности восстановления груз. стороной груз. храмов в Тао-Кларджети при условии, что тур. сторона сможет восстановить 4 мечети на территории Грузии. Кафоликон И. По мнению Такаишвили, опирающегося на сведения 6-строчной фресковой надписи сер. XII в. (очевидно, 1155 г.), размещенной в нижнем регистре северного рукава, центральный придел храма был посвящен Пресв. Богородице, южный - прп. Симеону Столпнику, северный - возможно, св. Иоанну Предтече. Архитектура Ишханский кафоликон - один из сложных памятников груз. архитектуры. В нем различается неск. слоев. Такаишвили выделяет 3: относящиеся к эпохам св. Нерсеса (VII в., апсидная колоннада), свт. Саввы (30-е гг. IX в.) и архиеп. Антония (I) (1-я пол. XI в.). Н. Чубинашвили и П. Закарая, основываясь на стилистическом анализе памятника, выделяют 4-й слой: сер.- 2-я пол. X в. В. Джобадзе высказал предположение, что при свт. Савве перестроенный храм имел форму базилики; основной корпус был построен до Морчаис-дзе. Последние исследования памятника дали основание некоторым ученым (М. Богиш, Д. Туманишвили, Д. Хоштария, А. Ю. Казарян) не причислять апсидную колоннаду кафоликона И. к постройкам св. Нерсеса III. Казарян датирует ее 1010-1030 гг., Богиш - сер. X в., однако не исключает и нач. XI в., Хоштария - 60-ми гг. X в. ( Bogisch. 2009. Р. 200-206).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Джобадзе (Калифорнийский ун-т, США) и др. ( Winfield. 1968. P. 33-72. Pl. 1-32; Djobadze. 1976. S. 39-62; Idem. 1978. P. 114-134). В 60-х гг. XX в. документальный фильм об Ошки, Ишхани и Хахули снял груз. режиссер Г. Асатиани. С 70-х гг. XX в. территории И. е. окормляли епископы южногрузинских епархий ГПЦ: Ахалцихской и Самцхе-Джавахетской (Месхет-Джавахетской), Ахалцихской, Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской; в XXI в.- Ахалцихско-Тао-Кларджетской (митр. Феодор (Чуадзе)). Ишханские архиереи Епископы: св. Нерсес III Таеци (30-е гг. VII в.); Савва (Саба, Сабан) (30-40-е гг. IX в.); Василий (Басили) (917-936); Стефан (Стефане) (40-60-е гг. X в.); архиепископы: Иларион (I) (посл. четв. X в.); Антоний (I) (2-я треть XI в.); Иларион (II) (Масурис-дзе; с 1033 г.); Игнатий (Эгнати) (сер. XII в.); Антоний (II) (30-е гг. XIII в.); Аверкий (Аберки) (XVI в.); Макарий (1-я пол. XVII в., до 1653); Гедеон (Саприсдзе) (50-е гг. XVII в.; также на Ацкурской кафедре); митрополиты: Герман (2-я пол. XVII в.); Николай (Николоз) (80-90-е гг. XVIII в.). Архитектурные памятники И. е. Планы церквей Иси и Сухбечи, выполненные экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Планы церквей Мухладжигилиси и Сохтороти, выполненные экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Важнейшими памятниками И. е. являлись Ишхани , Ошки, Хахули , Пархали , Отхтаэклесиа. Бóльшая часть небольших храмов известна по описанию Такаишвили. Уже в нач. XX в. многие из них были руинизированы, и экспедиция смогла снять лишь планы построек. Значительная часть их утрачена. Согласно грузинским летописям, во 2-й пол. IV в. в Тухариси была воздвигнута одна из первых церквей Грузии (не сохр.). Церковь Иси (VIII-IX вв.; Тортоми) расположена недалеко от Ошки близ оз. Тортоми (Тортум). Это небольшой (ок. 8×13 м) триконх с удлиненным зап. рукавом и с прямоугольными пастофориями в юго-вост. и зап.-вост. межрукавном пространстве. Апсиды заключены во внешние прямоугольные очертания. Значительно выступающие пилястры делят юж. и сев. стены более длинного зап.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

чеканного искусства ( Чубинашвили. 1931. С. 296-314; Он же. 1959. С. 55-60). Лагамская чеканная серебряная икона прп. Симеона Чудотворца (ГМИГ) датируется Чубинашвили 20-ми гг. XI в. Она долгое время хранилась в сванском с. Лагами (Местийский р-н), откуда и получила свое название ( Такаишвили. 1937. С. 284-286; Sanikidze, Abramishvili. 1979. fab. 12). В центре иконы помещено поясное изображение прп. Симеона на столпе, слева от него в полный рост представлен епископ в архиерейском облачении, изображение по обеим сторонам снабжено подписью: «Антон Цагерели». Справа от столпа письмом асомтаврули исполнена надпись: «Я, убогий Антон Цагерели, в бытность мою в Ишхани, нашел красивое место заброшенным и обустроил, и святому Свимеону пожертвовал, и создал эту икону, в церкви его (прп. Симеона.- Авт.) установил, для помощи души моей; кто малое это мое услужение изменит, святой Свимеон будет покорителем его перед Христом в тот День Суда. аминь». Др. надпись исторического содержания находится на трехступенчатом основании столба: «Христос, помилуй Филипе, золотых дел мастера. Св. Свимеон, помилуй Антона» ( Такаишвили. 1937. С. 258; Чубинашвили. 1959. С. 301-308). Икону с кон. XIX в. изучали груз. исследователи. Считается, что на Лагамской иконе сохранилось портретное изображение архиеп. Ишханского Антония (I) в те годы, когда он занимал Цагерскую кафедру. Сборник аскетических произведений (НЦРГ. А 35, кон. X - нач. XI в.) был переписан Иоване-Германе по заказу архиеп. Ишханского Илариона (I), о чем сообщается в колофоне (Л. 26 об.), выполненном письмом мдиванмцигнобрули. В сборнике помещен Патерик, переведенный прп. Евфимием Святогорцем в кон. X в. (Древнегруз. переводы. 1966. Т. 1). В рукописи также содержатся 17 приписок с текстом «Иисусе Христе, возвеличь архиепископа Илариона», и 8 приписок «Иисусе Христе, возвеличь Илариона, архиепископа Ишханского, аминь» (Описание груз. рукописей: Колл. А. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 109). Местийское Четвероевангелие (ИЭМС. Ркп. 1, 1033 г.) было переписано для кафоликона Ишхани по заказу занявшего в 1033 г.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Церковь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Кэприана. 1840 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Архитектурный комплекс мон-ря имеет замкнутую структуру плана. В центре большой площади расположен Успенский собор, служащий летней церковью. Собор К. упоминается уже в 1470 г. (во время правления господаря Стефана Великого), в 1545 г. его каменное здание было сооружено на средства и по заказу молдав. господаря Петру Рареша. Оно сильно пострадало от землетрясения 1820 г., но сохранились апсиды с конхами, почти полностью остались в первоначальном состоянии план церкви, свод усыпальницы, а также декор в виде 2-ярусного фриза из рельефных аркатурных ниш, характерных для молдавского зодчества. При митр. Гаврииле (Банулеску-Бодони) между 1819 и 1820 гг. храм восстановили, сохранив его древнюю 3-конховую структуру. В надписи на могиле архим. Гавриила (Андрианополиса), находящейся во дворе мон-ря, он упоминается как «архитектор в переделке церкви Каприяновского монастыря». При нем были восстановлены стены, крупный 8-гранный барабан и колокольня, имеющая 9 колоколов, один из к-рых был отлит здесь же, в мон-ре. Архитектура Успенского собора принадлежит к «молдавскому стилю»: высокий вертикально устремленный силуэт, план в форме трилистника, четкая структура 3-частного деления (алтарь - наос, усыпальница - пронаос, притвор), стены с контрфорсами, тип «молдавского свода», декор фасада с лопатками-пилястрами и аркатурными нишами. В качестве строительного материала для стен применен красный кирпич, а для декора - белые аппликативные детали из камня-ракушечника (чередующиеся ряды плоских арочных ниш),- традиц. прием молдав. строителей и зодчих XV-XVI вв. Окна с прямоугольным обрамлением сильно вытянуты по вертикали (2,5×0,8 м) и забраны ажурными, ромбовидного рисунка коваными решетками. В камне выполнены контрфорсы, аркатура из плоских ниш и пилястры во внешнем декоре, стрельчатые готические профили цоколя. Лаконичная композиция объемов церкви и монументальность достигаются четкой планировкой, пропорциональным строем, контрастом вертикальных призматических завершений и полукруглых оснований. Первоначальный декор на древней части здания расположен в 2 яруса: это плоские продолговатые ниши-фириды, а также «окницы» - небольшие арочные малозаглубленные ниши, образующие фриз (выполнен из кирпича), расположенные в 1 или 2 яруса над фиридами. Подобные формы были широко известны в балкано-визант. архитектуре XI-XV вв.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

эскадру иером. Ионы Казанцева на место Конона Смоленского); III, 1723 г.,      16 (иером. Вениамин переведен сюда из Воронеж. архиер. дома), 120 (иеромон. Иоиль переведен за хромотою его игуменом в Киев. Печер. больничный м-рь), 163 (в вотчине м-ря состояла в селе Ротанове дер. Микулнва), 319 (указ о перенесении мощей св. Александра Нев. из Рожд. Владим. м-ря), 369 (прошение монаха Афанасия Черкасова о переводе в Киево-печер. лавру), 636 (доношение наместника иером. Илариона о иером. Иларионе Крутицком), 644 (дело об архим. Волошском Исаие), прилож., XXXV (журнал архим. Рождеств. Владим. м-ря Сергия о перенесении мощей св. Александра Нев.), (в вотчинах м-ря Угличского у. Красном, Сергиевском и Воздвиженском были церкви); IV, 1724 г., 414 (указ о праздновании 30 августа и о составлении службы), 556 (здесь погребен в 1723 г. архим. Златоустов. Москов. м-ря Антоний, назначенный на кафедру архиеп. Рязан.); VI, 1726 г., 21 (прошение иеродиак. Гавриила об увольнении его по обещанию в Елецкий Чернигов. м-рь), 271 (дело о построении и содержании м-ря; первым архимандритом назначен Хутынский Феодосий), 330 (дело о быв. иеродиаконе м-ря Макарие), 384 (дело об иеродиак. Спиридоне Бельском), 441 (наместник м-ря Иларион переведен в 1727 г. в Успен. Горицкий, Владим. губ., а ризничий иеромон. Сергий Прозоровский в Иосифов Волокол.), 490 (в 1727 г. от лавры отписан Козмодемьян. Старорусс. м-ръ, приписанный к ней в 1722 г.), 515 (уставщик м-ря иеромон. Спиридон назначен в архим. Златоустов. Москов. м-ря), 517 (иеросхимон. Георгий Лясковский уволен в Киево-Выдубецкий м-рь); 1727 г., 36 (наместник м-ря иеромон. Иларион представлен на еписк. кафедру в Воронеж), 65 (архим. Петр, бывший архим. Симонова м-ря, состоял членом св. Синода), 120 (сюда переведен из Соловец. м-ря иеромон. Прокл, бывший ключарь Успен. Москов. собора и в 1702 г. сосланный за утайку монастыр. серебра), 190 (письмо кн. Меншикова об управлении м-рем), 251 (доношение архиеп. Новгор. Феофана о передаче в Новгор. архиер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1665 г. о присылке в м-рь типограф. станка с принадлежностями и шрифтом), 554, 209 (о присылке в м-рь 8 каменьщиков), 592, 224 (грам. 1666 г. с препровождением ссылочных старцев Филагрия и Диодора из Воскр. м-ря в Иверский), 690, 255 (роспись церковн. вещам, взятым из Ивер. м-ря в Воскр. патр. Никоном), 695, 256 (тоже роспись соли и денег), 696, 257 (выпись крепостям взятым из Ивер. м-ря в Воскр.), 697, 258 (сказка о вотчинах, куплен. Ивер. м-рем и состоящих в пользов. Воскр. м-ря), 715, 260 (роспись 1667 г. передержкам, учиненным за счет Ивер. м-ря по его совместному владению с Воскр. м-рем Старорусс. солян. варницами), 718, 261 (роспись имуществу Старорусс. сол. варниц при разделе оного между Ивер. и Воскр. м-рями), 736, 270 (отписка 1669 г. архим. м-ря Акакия к властям Ивер. м-ря о получении с монастыр. крестьян должных денег), 801, 312 (грам. 1671 г. патр. Иоасафа властям Ивер. м-ря, о принятии под крепкий начал 4 старцев и 2 клирошан, постриженников Воскр. м-ря), 867, 347 (отписка 1684 г. архим. Никифора к властям Ивер. м-ря об отпуске столяра домой), 926, 382 (Воскресен. м-ря архимандриты до 1691 г. стояли степенью выше Иверского), 964, 393 (запись 1697 г. датчанина фон Розенбуша архим. Никанору о построении галер), 1048, 434 (цар. грам. 1668 г. об утверждении в числе правильно созданн. м-рей патр. Никоном); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1869 г., т. II, вып. 1, матер. для археолог. словаря, 12 (Воскресенский распев XVII ст.). 743. Воскресенский – Иерусалим, мужской, ныне архиерейский загородный дом, Казанской губ. и уезда, в 7 вер. к юго-вост. от Казани по дороге в Лаишев, при втором оз. Кабанье. Когда основан неизвестно, но уже существовал в 1722 г., когда митроп. Казан. Тихон завещал игумену м-ря образ Введения Пресв. Богород. и параманд, по объяри сахарной шитый золотом. Упразднен в 1764 г. В 1781 г. по приказанию Импер. Екатерины II устроен здесь каменный дом для летнего пребывания митрополита Вениамина, напрасно оклеветанного в сообщении с Пугачевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Построенная на подмываемом ключами склоне, которому угрожали обвалы и оползни, церковь нуждалась в частых ремонтах. В 1786 — 1800 гг. отвели от фундаментов грунтовые воды и отремонтировали ее. В 1815 г. сильная буря сорвала купола. Необходим был капитальный ремонт. В 1816 г. архит. А, И. Меленский сделал чертежи фасада и плана и послал их в Петербург. В 1825 — 1828 гг. по ним здание отремонтировали. Черепичную кровлю заменили железной, но при этом купола утратили декор и изменили форму. В 1844 — 1846 гг. церковь заново оштукатурили, дополнили поврежденную кладку фундамента, деревянную лестницу на террасу заменили чугунной, купола покрыли новым железом. Этими работами руководил архит. П. И. Спарро. В 1865 г. проведены работы по укреплению склонов и фундаментов. В 1866 г. заменили обветшавшие деревянные конструкции куполов, приблизив их форму к запроектированной В. В. Растрелли, храм и здание-стилобат отремонтировали. В 1891 г. центральный купол был поврежден молнией и при восстановлении в 1894 — 1895 гг. его форма была значительно изменена. В 1896 г. В. Н. Николаев составил чертежи, по которым в 1900 г. куполу вернули форму, которую он имел до ремонта 1894 — 1895 гг. Значительные восстановительные работы проведены в 1949 — 1952 и в 1965—1967 гг. Наиболее существенным стал последний этап реставрации, проведенный в 1974 — 1979 гг. На основании исследований (архит. В. И. Корнеева) было установлено тождество первоначального проекта В. В. Растрелли с чертежами, хранящимися в графическом собрании музея «Альбертина» в Вене (Австрия), и составлен проект реставрации. Памятнику возвращен первоначальный вид, восстановлена форма и декор завершения, возобновлены утраченные детали чугунных украшений, позолочены купола и декор. Проведены работы по реставрации и консервации настенной живописи и резьбы. Кирпичная оштукатуренная, в плане — крест, западная ветвь которого удлинена для устройства притвора. В углах креста поставлены мощные пилоны, завершенные четырьмя стройными главами, вместе с куполом образующими пятиглавое завершение. Церковь поставлена на двухэтажное здание-стилобат, ко входу ведет чугунная лестница. Стены декорированы поставленными на высокий цоколь пилястрами с чугунными позолоченными капителями коринфского ордера, завершены фронтонами. Угловые пилоны с трех сторон украшены парами колонн на высоких пьедесталах. На фронтонах чугунные позолоченные картуши с вензелем. Интерьер церкви украшает лепной декор в стиле барокко. Привлекает внимание интересная по формам резьба, выполненная по рисунку В. В. Растрелли. Важное место в оформлении интерьера занимают картины «Проповедь апостола Андрея скифам» (худож. П. Г. Борисполец, 1847 г.) и «Выбор веры князем Владимиром». С 1968 г. Андреевская церковь стала филиалом Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей».

http://sobory.ru/article/?object=00350

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010