Лит.: Амвросий (Орнатский), иером. Описание Кириллова Белозерского мон-ря. М., 1811; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 2; Савваитов П. И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского мон-ря, по описным книгам 1668 г.//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 5-45; он же. Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского мон-ря по описным книгам 1668 г.//Там же. 1861. Т. 2. С. 126-343; Горский, Невоструев. Описание; Варлаам (Денисов), архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-104; он же. Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//Там же. 1860. Кн. 2. Отд. 3. C. 1-69; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского (Успенского) муж. первокл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение/Подгот. изд.: З. В. Дмитриева и др.; он же. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897; он же. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича в Кирилло-Белозерский мон-рь?//ХЧ. 1907. 6. С. 839-852; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Т. 69. 7. С. 118-147; 8. С. 447-482; Успенский Н. П. Кириллов Белозерский Успенский 1-го класса мон-рь. Кириллов, 1897; он же. О больших строителях Кирилло-Белозерского мон-ря//ЧОИДР. 1897. Кн. 1. С. 1-58; он же. Охранная опись рукописям Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1901; Ефимов Н. И. Прп. Кирилл Белозерский и его послания. Симбирск, 1913; Антипин Г. Г. Крепость Кирилло-Белозерского мон-ря. Кириллов, 1934; Копанёв А. И. История землевладения Белозерского края в XV-XVI вв. Л., 1951; Горфункель А. Х. Рост землевладения Кирилло-Белозерского мон-ря в кон. XVI и XVII в.//ИЗ. 1963. Вып. 73. С. 219-248; он же. «И то твое истинно иноческое житие…»: (Монашеский идеал и повседневная жизнь Кирилло-Белозерского мон-ря)//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Арх.: ГААО. Ф. 57. Оп. 3. 162; Ф. 4097. Оп. 1. 49; Ф. 32. Оп. 1. 677. Л. 195-195об.; Ф. 1936. Оп. 9. 135; Копийная книга мон-ря, XVII в. (БАН. Арханг. 1192). Ист.: АИ. 1841. Т. 3. С. 64-66, 178-179, 370-371, 375-376; Титов Л. Л. Летопись Двинская. М., 1889; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949; Двинской летописец//ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33; Архангельская платяная книга XVII века: [Михайло-Архангельского мон-ря]/Сост. А. В. Волынская. Архангельск, 1989; Летопись города Архангельска, 1584-1989. Архангельск, 1990. С. 6, 10, 91, 130; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 283-284, 298-299. Лит.: Крестинин В. Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792. С. 1, 2, 6, 99-100, 153; Молчанов К. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест. СПб., 1813. С. 71-72; Пушкарев И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1845. Т. 1. Кн. 2: Архангельская губ. С. 24, 26; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 году: Дневник. СПб., 1886. С. 82-83; Сибирцев И. М. Ист. сведения из церковно-религ. быта г. Архангельска в XVII и первой пол. XVIII в. Архангельск, 1894; он же. К истории Михаило-Архангельского мон-ря в Архангельске: Опись мон-ря 1683 г. Архангельск, 1895; Новая святыня Михайло-Архангельского мон-ря в Архангельске//Архангельские ЕВ. 1895. 9. С. 225-227; Шашков А. А. Возобновление Михаило-Архангельского мон-ря в г. Архангельске. Архангельск, 1895; Никанор (Каменский), еп. Синодик двинского Михаило-Архангельского мон-ря. СПб., 1896; То же//Архангельские ЕВ. 1897. 3. С. 78-89; 6. С. 177-189; Акты Архангельского Михайловского мон-ря// Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах, XV в. СПб., 1903. Ч. 2. С. 59-87; Зверинский. Т. 2. С. 63-64; Денисов. Православные мон-ри. С. 1-4; Кириллов А. , свящ. Мон-рь св. Архистратига Михаила в Архангельске: (Церк.-ист. очерк). Архангельск, 1914; Колокола в переливку//Волна. 1926. 21 авг.; [О брошенных музейных ценностях Михайловского мон-ря]//Там же. 26 мая; Амосов А. А. Актовые книги Михайло-Архангельского монастыря//Мат-лы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр. сб. Вологда, 1973. Вып. 3. С. 227-234; Андреев В. Ф. О дате основания Михайловского Архангельского мон-ря//Культура Русского Севера. Л., 1988. C. 67-70; Гемп К. П. Порядные записи крестьян Михайло-Архангельского мон-ря//Полярная звезда. 1997. 1. С. 61-68; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998. Т. 2. Примеч. 47; Попова Л. Д. Михаило-Архангельский мон-рь в Архангельске//Тр. XI съезда РГО. СПб., 2000. Т. 7. С. 231-239.

http://pravenc.ru/text/76444.html

игум. м-ря Иоасафа Кроковского к Луцкому еписк. Дио­нисию Жабокрицкому); т. V, 212, LV (игумен м-ря Варлаам Ясинский в 1684 г. избран в архим. Киево-Печерск.), 387, (игумен м-ря Иоасаф Краковский был вместе с тем игумен. и ректором Братского м-ря, 1693 г.), 423–427, CXXXVI–CXXXVIII (акты 1695 г., относящиеся до избрания Иоасафа Краковского в еписк. Переяславские); т. VI, 9, IV (дело 1507 г. о присвоении игуменом и братиею м-ря нив Плоской и Клиноватой), 10, V (духовн. завещ. 1507 г. Романовича на половину им. Шепелич в пользу м-ря), 12, VI (духовная 1507 г. Грид- ковича м-рю на село Гридково), 13, VII (отказ­ной лист 1508 г. Печерского м-ря в пользу Ни- кол. м-ря от поля и двора Кононовского; намест­ник Антоний), 14, VIII (дарств. запись 1510 г. Дашкевича на сельцо Саркланов; игум. Макарий), 15, IX (решение спорного дела 1510 г. о ниве между Печерским и Никол. м-рями), 16, X (дарств. запись 1512 г. Павши м-рю на сельцо Климятин; игум. Макарий), 21, XII (дарств. запись 1517 г. Полозовича м-рю на остров Кучуков и бортную землю Мутишинскую), 37, XVII (коро­левский лист 1542 г. Каневским мещанам о неприсвоении земель м-ря; игум. Варлаамий), 63, XXXI (лист короля Стефана 1578 г. архим. Печерскому о неподчинении своему ведению Ни­колаев. м-ря; игум. Давид), 73, XXXVI (королев. лист 1581 г. архим. Печер. м-ря о непритеснении братии и крестьян Николаев. м-ря; игум. Филатий), 571, CCXXVIII (письмо 1626 г. игумена м-ря Серапиона Бельского к ц. Михаилу Феод. о милостыни), 621, (жалоба 1630 г. на игум. Серафима Бельского и братию о само­вольном построении церкви в Пивных горах), 726, (жалоба 1636 г. игумена м-ря Серапиона Бельского на митроп. Петра Могилу о насильствен. завладении м-рем); ч. 6, т. I, 1, I (дело 1498–1513 г. о приписке к м-рю Львом Тышкевичем 4-х данников из имения Скородного), 6, III (запись 1514–1529 г. Полозовича м-рю на данника с землею и данью грошевою и медовою), 7, IV (запись 1514–1543 г. от Ив. Немирича м-рю на человека Алексея и земли; игум. Герасим); ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2221 . Черницкий, Чернечицкий, Чорненский или Спас на Чернчичах, мужской, ныне церковь Преображения, Волынской губ., Луцкого у., в ½ вер. от Луцка, за р. Стырем. Уже существовал в XVI стол. и в описи грамот, привилегий и проч. 1596 г. значится: «Лист княжати его милости Острозского, воеводы Киевского, данный на монастырь светого Спаса под Луц­ком на Чернчичах». Около 1624 г., по просьбе ревнителя православия Адама Урсул-Рудецкого, сюда переведена типо­графия Крестовоздвиженского Луцкого братства, учрежденная иноками Сильверстом и Павлом Миткович-Гянцея. Из них Сильверст был потом игуменом монастыря. В 1625 г. из мужского преобразован в женский. “Волын. губ. вед.”, 1855 г., 5 (типографии); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I, 218 (Опись 1596 г.); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 5; “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г., I, смесь, 9 (книжная старина); “Памят­ники для разбора древн. актов”, I, Отд. 1, 2 (в 1617 г. игум. Исаакий Борисович), 21 (топограф. положение м-ря), 139 (духовная 1635 г. иеродиа­кона м-ря Сильвестра, которою отказывает заве­денную им типографию Крестовоздвиж. братству); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXII, 194 (опис. гор. Степани); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 200, LXXXI (объявление урядника Ужовского, 1597 г., об исчезновении священника Чернчицкого Спасск. м-ря Стефана Добринского), 231, (судебное прение 1598 г. Николая Добринского с епископом Терлецким по делу об убийстве свя­щенника м-ря Стефана Добринского), 235, XLV (о том же), 279, СХ (о том же), 555, (жалоба 1625 г. монахинь Преображен. на Черн­чичах м-ря на двор. Яна Цетиса о нападении на дом их священника), 614, CCXLVIII (дарств. запись 1630 г. иеромон. Павла Телицы православ. Спасскому м-рю в селе Черной на остающиеся после его смерти книги и типографию), 637, (фундуш 1631 г. Адама Урсула Рудецкого м-рю св. Спаса в Черной), 642, CCLIX (грам. 1631 г. Киево-Печер. архим. Петра Могилы игумену м-ря Павлу Людкевичу о включении его в число братии Киевопечер. лавры и принятии под свое ведение его м-ря), 697, CCLXXXI (жалоба 1635 г. игумена Крестовоздв. Братского в Луцке м-ря на Дмитрия Урсула Рудецкого о нарушении им отцов. фундушевой записи в пользу правосл. м-ря Чорненского), 703, CCLXXXIII (жалоба 1635 г. Дм. Рудецкого на братию Луцкого Братского м-ря о похищении ими типографии из м-ря в селе Черном).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

имел в Москве, за Твер. воротами, на Дмитровке, ветхое дерев. подворье), 539 (в 1722 г. иеромон. Гурий назначен в духовники в Успенский в Алекс. жен. м-рь), 795 (прошение 1722 г. вдового свящ. Фед. Васильева о дозволении ему поступить в братство м-ря), ч. 2, 119 (м-рь 1722 г. передал серебр. посуду и лом для денежн. двора), 377 (доношение 1722 г. архим. Иосифа о непринужд. детей к поступл. в школы); III, 1723 г., 134 (м-рю принадлежало село Ягренево), 135 (доношение архим. Иосифа об оставлении в м-ре двух подъячих), 590 (в 1701 г. из м-ря взято в Монаст. Приказ. 1.200 руб. да сереб. посуда и выморочных пожитков многое число); IV, 1724 г., 337 (архим. Иосиф назначен Синодальн. асессором в Москве и настоятелем Спасо- Андрониева м-ря, а на его место определен игум. Новинский Антоний), 471 (прошение игум. Антония о дозволении ему употреблять при богослужении палицу и набедренник), 478 (прошение Кабинет-Секрет. Макарова об отдаче ему из м-ря стенных часов), 548 (обвинение архим. Иосифа в убийстве драгуна Недосекина); VII, 1727 г., 325 (игум. Антоний был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); VIII, 1728 г., 80 (прошение вкладчиков м-ря о производстве игум. Антония в архимандр.), 622 (доношение казначея м-ря о кончине игум. Антония); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2020 (межев. книга 1679 г. вотчин м-ря сел Филимонова и Лучинского и пустошей Козловой и Спасской Нильского стана), 2024 (межев. кн. 1684 г. вотчины м-ря села Половецкого Кистемского стана), 2033 и 2035 (межев. кн. 1698 и 1699 г. вотчины в селе Филимонове Нильского стана), 2717 (писцов. межев. книга 1688 г. вотчин м-ря в разных пустошах Елецкого стана Углич. у.); II, книги дозорн., переписн. и проч., 154 (игум. Феодосий 1692 г.), к 158, стр. 138 (Опись 1696 г. церков. земли в вотчине м-ря села Фроловского); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библиот.», I, 211, 1 (житие преп. Никиты Столпника), 810, 1 (месяцеслов XVII ст.; память Никиты Столпника 24 мая); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 494 (опис. м-ря); “Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Все последующие каменные храмы города вплоть до 70-х гг. XVIII в. (сельские каменные храмы на территории Иркутской и Нерчинской епархии в это время не строились) также находят аналоги в устюжской архитектурной традиции, каждый раз по-новому сочетая характерные для нее объемно-пространственные композиции. Декор их варьирует мотивы Крестовской ц., но, за редкими исключениями, в упрощенном варианте. Не меньшую изощренность декор имел лишь в ц. святых Прокопия и Иоанна Устюжских (1744-1767, перестроена после 1879, снесена в 30-х гг. ХХ в.), построенной на средства устюжанина Михаила Глазунова. Основной, 2-этажный объем завершался малым восьмериком, 2-этажный сев. придел - большим восьмериком. Еще один (5-й) престол располагался в верхнем четверике колокольни, его апсида - на крыше трапезной. Очень редкую композицию - 2 восьмериками от земли - имел одноэтажный собор иркутского в честь Вознесения Господня мон-ря (1749-1767, разобран в 1863); 5-ярусная колокольня примыкала непосредственно к восьмерику, без трапезной. Декор был очень сложным, но судить о его качестве нельзя, т. к. храм известен лишь по рисункам и чертежу 1859 г. Определенное сходство с Вознесенским собором имеет композиция Троицкой ц. (1754/59-1778) - 2 больших восьмерика на 2 четвериках. Симметричные приделы здесь не выделены в объеме трапезной, но увенчаны малыми восьмериками, так же как и апсида. Выразительный декор храма близок к декору предыдущих памятников. Увенчанная куполом со шпилем 5-ярусная колокольня храма близка к возведенной в то же время колокольне Спасской ц. (1758-1762). Последний памятник с нарышкинским декором рассматриваемого типа - ц. Владимирской иконы Божией Матери (1775-1780, облик полностью искажен перестройками). Она имела традиц. композицию - 2-этажный основной объем с трапезной и 5-ярусной колокольней по оси, с 2-этажным объемом придела с сев. стороны. Четверик был увенчан 5 главами, вероятно под влиянием композиций тобольского барокко, прежде всего Воскресенской (праведных Захарии и Елисаветы) ц. в Тобольске (1759-1776).

http://pravenc.ru/text/674055.html

Программа декора алтарной апсиды храма в Джоисубани включает неск. сцен, объединенных темой Второго пришествия: на полукруглом обрамлении окна представлен Христос на троне между апостолами Петром и Павлом, ниже справа - арх. Михаил, взвешивающий праведные и грешные души, слева - трубящий ангел и ктитор с моделью храма (в композицию, согласно надписи, включен исторический персонаж - Гавриил Мамасахлис). Ниже находятся 2 плитки с орнаментом, под к-рыми представлены св. воины Георгий и Феодор. На плитах нижнего ряда изображено спасение пророков Даниила и Ионы. Юж. фасад украшают рельефы «Благовещение» и «Встреча Марии и Елисаветы». Нижняя часть сев. фасада декорирована фризом с изображением шествия священников со свечами. Сложная иконографическая программа декора храма мон-ря Хахули посвящена гл. обр. темам Воскресения и Вознесения Господня. Композиции «Вознесение креста» в тимпане созвучна сцена «Вознесение Александра Македонского», редкая в груз. искусстве, но распространенная в X-XIII вв. в искусстве Византии и Зап. Европы. В декор портала включена сцена «Спасение прор. Ионы из чрева китова» (из пасти чудовища выходит Иона с воздетыми руками, рядом - 2 рыбы) и рельефные изображения стражей храма - паскунджи, петуха, львов. Над окном фасада высечен орел с раскрытыми крыльями - символ Воскресения и Вознесения Христа. У дверного проема изображен ап. Петр с ключом в левой руке и замком в правой. На фасадах храма в Кумурдо соседствуют сцены из ВЗ и НЗ: тему Сотворения мира раскрывают изображения голов бородатых мужчин (ниши вост. фасада), олицетворяющие, согласно надписям, Небо и Землю, и голов Адама и Евы (ниши юж. и сев. фасадов); алтарное окно декорировано символами евангелистов. В интерьере, по сторонам от алтаря, изображены мать Баграта III царица Гурандухт и ее супруг, царь картвелов Гурген (или, возможно, брат, царь абхазов Леван), на тромпах юж. пристройки - фигуры ангелов (помещенное на высоте человеческого роста рельефное изображение ангела, возможно, служило молебной иконой).

http://pravenc.ru/text/168199.html

Трехчастный многоярусный иконостас с сенью и богатым декором в стиле московско-ярославского узорочья в Вознесенском соборе г. Ельца (1875-1889, архит. Тон) выполнен в 1878 г. по проекту К. Он же разработал эскизы стенной живописи (ок. 1887), утвари, в т. ч. священных сосудов, хоругвей, а также дверей собора. Росписи собора и иконы для иконостаса выполнили художники А. И. Корзухин и К. В. Лебедев. К 1890 г. относится разработанный К. проект могильного памятника «для изготовления на заводе Криворотова в Ельце». «Тоновский стиль» храмов определил облик Ельца. Возможно, поэтому в поздний период творчества К. в этом же стиле спроектировал ц. в честь Елецкой иконы Божией Матери (Благовещение) для города (проект - 1891-1892, строительство - 1893-1915). По композиции 5-шатровая церковь с расположенными по оси трапезной и 3-ярусной колокольней над притвором близка к Александро-Невскому соборному храму в Егорьевске (проект Н. Н. Вейса, К. наблюдал за работами в соборе в 1888-1893), в свою очередь ориентированному на сооруженные Тоном Мироновскую ц. в С.-Петербурге и Рождественский собор в Красноярске. Богатый декор в русско-романском стиле, в к-ром преобладают горизонтальная рустовка и разнообразные по форме кокошники, выполнен с помощью облицовочного кирпича. При сооружении церкви использованы цемент и железобетон. Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского мон-ря. Проект фасада. 1879 г. (ГПИБ) Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского мон-ря. Проект фасада. 1879 г. (ГПИБ) К той же линии творчества К. можно отнести Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского мон-ря (1879-1894, первоначальный проект Б. В. Фрейденберга, 1877). Наместник монастыря архим. прп. Пимен (Мясников) получил благословение на строительство храма, к-рый в размерах должен был «сообразоваться с Московским Успенским». Собор был заложен 9 авг. 1880 г. Деньги на строительство (ок. 400 тыс. р.) были пожертвованы потомственным почетным гражданином В. В. Пеговым. Вчерне собор окончили в 1889 г. Проект интерьера принадлежит К.

http://pravenc.ru/text/1470133.html

По челобитью игу­мена Николо-Радовицкого м-ря в 1642 г. дозволено было причислить к м-рю по­рожнюю землю, которая принадлежала к запустевшей церкви св. Николая, чтó в Перевицке. На этой то земле впослед­ствии построена была Перевицкая пустынь, которая зависела от Николо-Радовицкого м-ря до издания штатов. “Рязан. губ. вед.”, 1855 г., 43 (быв. м-ри); 52 (Николо-Радов. м-рь игум. Антоний II). 1863 . Пересопницкий Рождество – Богородицкий, мужской, ныне село Пересопница, Волынской г., Ровенского у., в 15 вер. к сев.-зап. от Ровно, близ р. Стублы. В жалов. грам. 1505 г. говорится: «Бил нам чолом кн. Феод. Мих. Чорторыйский о том: што перво сего дали есьмо матце его монастырь наш Пересопницу до ее живота, и про­сил нас, абыхмо его пожаловали, дали тот м-рь в его поданье: ино мы з ла­ски нашое, за его к нам верную службу, тым м-рем есьмо его пожаловали». В летописях (“Полн. собр.”, I, 141) имя Пересопницы, как волости кн. Вячеслава, встречается в 1149 г.; сам же м-рь, как полагают, основан еще в XI ст. и в конце XV ст. отдан в пожизнен­ное влад. кн. Чарторыйским, а Николай Юрьевич Чарторыйский в 1630 г. от­дал все имения м-ря иезуитам. “Акты истор. Ю. и З. Р.”, I, 41; Батюшков, “Волынь”, 24; “Акты Зап. Р.”, I, 212 (Гр. 1504 г. о предо­ставлении кн. Марии Чарторыйской во владение м-рем); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; “Памятн. для разбора древн. актов”, I, Отд. 2, 1 (меновая запись 1490 г. старосты Луцкого Петра Яновича игумену м-ря Илариону); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 294; (инвентарь 1600 г. Пересопн. м-ря и села Пересопницы, составлен. быв. его игум. Симеоном Косовским при передаче м-ря своему преемнику игум. Макарию Созанскому), 361–367, CXLI–CXLII (дело 1605 г. по жалобе игумена м-ря Варсонофия на насилия опе­куна м-ря Шпаковского), 403, CLIII (духовная 1612 г. инока Феодосия Бережецкого; игумен м-ря архим. Никон), 485, (отходной лист 1620 г. архим. м-ря Никона Добрянского с удо­стоверением, что оставляет м-рь по своей доброй воле). 1864 . Перцова или Персова – Троицкая, мужская пустынь, ныне погост Троицкий – Перцов, Вологодской губ., Грязовецкого у., Огарковской воло­сти, в 12 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

игумена м-ря Неофита на Рудецкого о нарушении им фундуш. за­писи отца Черницкому м-рю), 703, CCLXXXIII (жалоба Дм. Рудецкого на игумена и монахов м-ря о похищении ими типографии из Черницкого м-ря), 743 (фундушев. запись 1638 г. Древинского в пользу братства на содерж. при нем школы церковн. проповедника и на вспомоществ. убо­гим), 753, CCCV (жалоба 1639 г. игумена Леонтия Шицика-Залеского на дворян об оби­дах, нанесенн. ученикам брат. школы), 756, (письмо 1640 г. Древинского к игу­мену м-ря относительно завещанных им брат­ству сумм), 797, СССХХ (жалоба 1644 г. игум. Леонтия Шицика-Залесского, что в ночь нака­нуне Пасхи гултяи отрезали язык у больш. ко­локола и стреляли в богомольцев); ч. 4, т. I, 361, СХ (акт избрания 1710 г. Кирилла Шумлянского в еписк. Луцкие; подписался игум. м-ря Кирилл Жукиевич); ч. 6, т. I, прилож., 26, IX (жалоба 1660 г. игум. м-ря Тарасия Прокоповича на Поплавского, утопившего монастыр. крестья­нина), 140, XLVIII (жалоба 1681 г. игум. м-ря Мелентия Любицкого о нападении на монастыр. имение). 1705 . Крестовоздвиженский – Преображенский – Цеперский или Циперский, мужской, ныне село Цепра (на 10 верст. карте Цапра), Мин­ской руб., Слуцкого у., Грицевичской во­лости, в 55 вер. к зап.-сев.-зап. от Слуцка, при рч. Березинке. Основан в 1618 г. помещиком Конст. Богд. Долматом и супругою его Анною для укреп­ления православия против унии, однако же в 1696 г. кн. Доминик Николай Радзивилл склонил игум. Селивестра Кочарского к унии и взял м-рь, несмотря на сопротивление архимандритов Ду­хова Вилен. м-ря, под свое покровитель­ство. М-рь закрыт в 1828 г. и обра­щен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 652; “Минск. губ. вед.”, 1864 г., 50 (год основания); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 124; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 597 (в 1721 г. униаты изгнали из м-ря всех монахов); III, прилож., XXIX (в ре­естре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе заеханных от униатов); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 319 (игум. м-ря Никодим в 1677 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010