В преддверии Татьянина дня мы встретились со старейшими прихожанами храма мученицы Татианы при МГУ математиками Григорием Александровичем и Татьяной Максимилиановной Любимовыми. И поговорили о возвращении храма Церкви в 1995 году, о том, как изменился механико-математический факультет с 1950 года, как проходил переезд в здание на Воробьевых горах, и, конечно, о любви. Наша беседа проходила в кабинете на первом этаже храма, возвращение которого Григорий Александрович и Татьяна Максимилиановна отстаивали среди коллег в МГУ.      Григорий Александрович Любимов — российский ученый, доктор физико-математических наук, профессор, сотрудник Института механики МГУ. Председатель Научного совета РАН по биомеханике. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный научный сотрудник МГУ, лауреат Государственной премии РФ. Награжден орденом Даниила Московского III степени. Им опубликовано более 150 научных статей по газовой динамике, магнитной гидродинамике, динамике плазмы, биомеханике. Татьяна Максимилиановна Любимова (Баранович) — кандидат физико-математических наук, профессор МИЭМ. Мехмат Когда вы впервые переступили порог Московского университета? Г.А.: Это было, страшно сказать, в 1950 году, то есть 68 лет назад. Тогда я поступил на первый курс механико-математического факультета. До этого, летом, были собеседования для тех, кто окончил школу с медалью. С 1 сентября 1950 года я начал учиться в здании, где сейчас находится факультет журналистики. В то время здесь, в храме, был клуб. Сюда мы ходили смотреть кино и на прочие мероприятия. Какие у вас были ощущения, когда вы в первый раз оказались в университете? Г.А.: Это очень важное событие в жизни. Ощущение смущения, конечно. Особенно на собеседовании, которое проводили уважаемые профессора, пожилые люди. Неудобство, страх, что ничего не выйдет и так далее. А у Татьяны Максимилиановны своя история, она жила здесь (улыбается). Т.М.: Я поступила в 1954 году, когда университет был уже на Ленинских горах. Тогда это было новое здание: всё блестящее, красивое… Я тоже проходила собеседование. В то время было правило, что те, кто окончил школу с медалью, поступали без экзаменов. Я была уверена, что не прошла собеседование, и очень удивилась, когда увидела себя в списках поступивших. Здесь в клубе было ближайшее кино, так как я жила на улице Грановского (сейчас Романов переулок). Невозможно было представить себе, что когда-нибудь это здание снова станет церковью.

http://pravoslavie.ru/110179.html

Москва. Богоявленский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богоявленский за Торгом, или за Ветошным рядом. Мужской, 2-го класса, необщежительный монастырь. Находится между улицами Никольской и Ильинкой, образован, согласно Новгородской летописи, в конце XIII в., незадолго до смерти князя московского Даниила Александровича, сына Александра Невского. В годы основания и строительства Богоявленского монастыря его западная часть примыкала к Красной площади с торговыми палатками и рядами. Северная сторона граничила с оживленной дорогой на Ростов Великий, Суздаль и Владимир (ул. Никольская). Все строения возводились из дерева, первое каменное строение — церковь Богоявления построили в 1342 г. под наблюдением боярина и тысяцкого Протасия. В 1624 г. в монастыре на месте храма Богоявления, простоявшего без малого 300 лет, построили новый каменный собор с церковью Казанской Божьей Матери. Позднее в нижнем ярусе (в подклете) устроили церковь во имя иконы Явления Казанской Божьей Матери, освященную 29 декабря 1693 г., а двадцатью годами раньше, когда боярыня Ксения Репнина — вдова князя и воеводы Бориса Александровича Репнина-Оболенского, одного из руководителей боярской думы, участника борьбы с польскими интервентами — подарила монастырю землю, примыкающую к нему со стороны Никольской улицы и Богоявленского переулка, то монастырь построил здесь главные Святые ворота с выходом на оживленную Никольскую улицу и надвратную церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. В конце XVII в. в монастыре построили по линии Ветошного ряда каменные братские кельи и под прямым углом к ним внутри двора — настоятельский корпус (1693-1697). Тогда же перестроили и собор.  Храм приобрел нарядный вид постройки московского барокко. Наружные стены его апсиды и трапезной, украшенные одинаковой декоративной отделкой, создавали впечатление богатого убранства, а двойные окна четверика, карнизы и наличники окон на восьмерике, составленные из нескольких ярусов мелких профилированных деталей, и легкий фигурный шпиль придавали особенную праздничность всему сооружению.

http://sobory.ru/article/?object=23750

Владимир Мединский — блогерам: о Данииле Гранине, «Сталинграде» и «Дожде» Министр культуры встретился с блогерами и рассказал об инциденте с Даниилом Граниным, фильме «Сталинград» и своем отношении к телеканалу «Дождь» 17 февраля, 2014 Министр культуры встретился с блогерами и рассказал об инциденте с Даниилом Граниным, фильме «Сталинград» и своем отношении к телеканалу «Дождь» Министр культуры Владимир Мединский встретился с блогерами. На встречу пришли около 15 блогеров-тысячников, среди них — публицист Егор Холмогоров, художник Лиля Даль и, в числе прочих, некий человек, именующий себя «первым блогером-сталинистом». Владимир  Мединский озвучил причину встречи: «Мы хотим, чтобы все неформальные средства коммуникации правильно писали о том, что мы пытаемся сделать. И правильно критиковали нас, если мы что-то делаем неправильно». И уже потом повернул к наиболее обсуждаемому: «Если в традиционном СМИ есть какая-то ответственность, то в виртуальном мире такой ответственности нет. Пример: вчера пресс-служба меня затерроризировала — зачем я оскорбил писателя Гранина?» Гранин «Даже смешно опровергать то, чего не было. В последний раз фамилию Даниила Александровича я произносил в день его 85-летия. И с тех пор никогда о нем не говорил, и тем более — о его книгах. Это случилось из-за прямого эфира на радио. Там ведущий говорил про Гранина, я говорил про Жданова, и ведущий меня постоянно перебивал. А когда делали распечатку эфира, то сложили: вот звучит фамилия „Гранин“, а вот Мединский произносит слово „вранье“ — и все сложили одно к другому. Я сегодня позвонил Даниилу Александровичу и извинился — за то, чего не было. Сказал ему: „Вы меня простите, пожалуйста. И хотя я ничего не делал — сегодня прощеная среда, простите меня за беспокойство“. Инцидент мы уладили. Несуществующий инцидент. Но все равно — неприятно». Олимпиада «Во время открытия Олимпиады я смотрел трансляцию и параллельно пролистывал интернет. И вот, что удивительно: люди с напряжением ожидали, что-то проколется, сорвется. Ничего не прокололось и не сорвалось.

http://pravmir.ru/pered-pisatelem-granin...

Евгений Поселянин. «Таинственная ночь» Над этою зримою Москвой уже незримо стояла ополченная на молитву другая — небесная, вечная Москва. 26 апреля, 2014 Над этою зримою Москвой уже незримо стояла ополченная на молитву другая — небесная, вечная Москва. Москва успокаивается, готовясь к светлой заутрене. Заперты лавки, вышел и спрятался в домах весь народ. Кое-где редко-редко слышен звук колеса, и на притихающий город, на его «семь холмов» спускается та невыразимая таинственная ночь, которая принесла миру обновление.Тихо-тихо все над Москвой под надвигающимися крылами этой ночи. Заперты еще церкви, не горят вокруг них огни. И прежде чем встрепенется живая земная Москва, раньше ее навстречу Воскресающему Христу поднимается другая, вековечная Москва. Из запертых соборов, из окрестных монастырей поднимаются нетленные создатели Москвы. И прежде всех из своей раки в Даниловском монастыре поднимается святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Тихо проходит он, покрытый схимой, смиренной поступью инока по пустынным улицам Замоскворечья, переходит мосты и вступает в Кремль. Молится на золоченные им соборы Спас на Бору и Архангельский, и широко невидимою рукою отворяются перед храмосоздателем двери этого собора. «Здравствуйте вы, — говорит он, вступая в усыпальницу потомков, — благоверные великие князья Московские, здравствуйте вы, цари великие, Большая и Малая Россия царств Казанского, Сибирского, Астраханского и иных земель обладатели». И на зов князя-схимника отверзаются древние гробы. Встает со светлым лицом его сын, Иоанн Даниил Калита. Встает тем же милостивым, нищелюбивым. Встает сын Калиты Иоанн Иоаннович Кроткий и внук высокопарящий Димитрий Иоаннович Донской и иные князья: Василий, и державные суровые Иоанны, и благочестивый Феодор, и восьмилетний мученик царевич Димитрий. Все они встают из гробов под схимами, покрывающими их светлые великокняжеские и царские золотые одежды и венцы, и молча приветствуют друг друга поклонами, собираясь вокруг своего прародителя и первоначальника Москвы — Даниила.

http://pravmir.ru/evgeniy-poselyanin-tai...

Логика народных избранников должна быть последовательной 25.07.2018 13:56:04 Роман Илющенко Госдума приняла закон, согласно которому в России появился новый праздник. Им станет 19 апреля - в этот день в 1783 году указом императрицы Екатерины Великой в состав Российской империи вошли Крым, Тамань и Кубань. Похвальная, и на мой взгляд несколько запоздалая инициатива наших законотворцев. Перед лицом глобализации и общемировых деструктивных процессов, ползучего внутреннего сепаратизма и до сих пор слоняющегося по миру призрака коммунизма, ответом может быть только возвращение к выверенным историей, истинным и традиционным ценностям. Среди них стремление России к традиционной, имперской форме существования во главе с миропомазанником – монархом. За официальным признанием закрепления за Россией южных земель по воле Государыни, необходимо идти дальше, признав и за другими самодержцами не менее важные заслуги в деле присоединения к России земель и народов Урала и Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа и Заполярья, установив эти даты в официальном календаре. Пусть будут воздана честь по заслугам святым князьям, начиная от Александра Невского и его сына Даниила Московского, великих князей Ивана Калиты и Василия III, первого русского царя Ивана Васильевича Грозного и первого императора Петра Первого, до их законных наследников и сторонников естественного расширения России – от убитого заговорщиками императора Павла Петровича и до последнего русского государя – страстотерпца Николая Александровича. Найдя обоснования для включения в череду праздничных дней факт законного присоединения к России усилиями тысяч русских людей Крыма, Тамани и Кубани (населенных, отнюдь, не всегда мирными жителями), необходимо двигаться дальше, руководствуясь той же логикой. Ведь Россия несла принявшим ее покровительство народам не уничтожение, национальное унижение или колониальное порабощение и ограбление, а освобождение от междоусобных распрей, защиту от внешних врагов, приобщение к благам православной цивилизации и повышение благосостояния при сохранении национальных особенностей, веры, языков и культуры.

http://radonezh.ru/2018/07/25/logika-nar...

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: XIII в. Описание: История Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь . Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору». Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре , известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны. Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.

http://patriarchia.ru/db/text/262286.htm...

Протоиерей Владислав Цыпин Доктор церковной истории, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, профессор и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Сретенской духовной семинарии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, заместитель председателя Московского епархиального суда, действительный член РАЕН (Российской академии естественных наук), член Общества права восточных церквей, клирик храма Большого Вознесения, историк, канонист, богослов. Владислав Александрович Цыпин родился 22 января 1947 года в деревне Чуевке Жердевского района Тамбовской области в семье учителей. Входит в состав Синодальных Комиссий: по канонизации святых, библейско-богословской, по церковному календарю, член экспертной комиссии Издательского Совета, член редакционного совета «Православной энциклопедии», член редакционной коллегии «Богословских трудов». Награжден орденами Русской православной церкви: преподобного Сергия II степени, святителя Макария II степени, святого равноапостольного князя Владимира III степени, преподобного Серафима Саровского III степени, святого благоверного князя Даниила Московского III степени и медалями Русской православной церкви; а также орденом преподобной Евфросинии II степени Белорусской церкви. Преподавательская и научная деятельность Преподаёт в Московской духовной академии предметы: «Церковно-каноническое право», «Церковная история» и «История Западной Европы». В Сретенской Духовной Семинарии преподает «Церковно-каноническое право», «Церковную историю» и «Историю России». В разное время преподавал церковное право, историю Церкви, библейскую историю в Богословском университете имени св. апостола Иоанна Богослова, Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете, Угрешской духовной семинарии, Физико-техническом институте, Российском гуманитарном университете, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Научный руководитель нескольких диссертаций, выполненных в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.

http://pravoslavie.ru/83130.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 8 таких разных московских святых 6 мин., 03.09.2016 Каждый год в начале осени (в 2020 году - 5 сентября) Церковь отмечает память Собора московских святых, который включает в себя 542 человека. Они жили на протяжении семи веков, были свидетелями и современниками разных эпох в истории страны, и о каждом из них можно рассказать очень много. Мы выбрали лишь нескольких из них, чтобы показать, насколько разными были эти люди и их путь к святости. Князь Даниил. Строитель города В год кончины великого князя Александра Невского младшему из его сыновей Даниилу было два года. В наследство ему достался самый маленький удел: безвестный городишко Москва, стоявший на пересечении торговых путей между крупными княжествами. Св. кн. Даниил Александрович. Миниатюра из Царского тутулярника. 1672-1673 гг. Увы, в большинстве своем дети Александра Невского не унаследовали мудрости отца: на долгие годы они с головой ушли в междоусобные войны. И лишь младший и миролюбивый Даниил старательно избегал конфликтов, заслужив славу смиренного миротворца. Принужденный как-то идти в поход вместе с одним из братьев, он приложил огромные усилия и смог закончить дело миром до начала первого сражения. Сам же он воевал лишь раз, причем весьма успешно: конфликт с Рязанским княжеством закончился тем, что к Москве отошел крупный тогда город Коломна . Большинство сил князь Даниил тратил на укрепление своего маленького удела, занимался торговлей, строительством, мирным расширением владений. Князь-миротворец мог показаться слабым и трусливым на фоне воинственных братьев, но история рассудила по-своему: к концу его правления Москва стала центром одного из крупнейших княжеств. Теперь с ней считались все. И уже сын Даниила, Юрий, присоединил к титулу «князь московский» и титул «великого князя», заявив претензии города на столичный статус. Андрей Рублев. Не просто художник О жизни Андрея Рублева мы знаем немного. Посвященный ему фильм Тарковского основан не на реальных событиях, а является лишь художественным размышлением о великом иконописце. Но точно известно, что жизнь реального Рублева была тесно связана с Москвой .

http://foma.ru/8-takih-raznyih-moskovski...

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым — младшим сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной княгини Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым — младшим сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной княгини Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной. В 1272 г. благоверный князь Даниил получил в удел город Москву с прилегающими землями. В окрестностях Москвы благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм и при нем монастырь в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 г. его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 г. выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1300 г., когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском на Рязанского князя, разбил неприятеля, взял Константина в плен и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная — как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников — татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством.

http://pravmir.ru/svyatoj-blagovernyj-kn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гос. образование в Сев.-Вост. Руси во 2-й пол. XIII-XV в. Столицей княжества Москва стала в 60-х гг. XIII в., после того как блгв. кн. Александр Ярославич Невский († 1263) завещал ее своему младшему сыну блгв. кн. Даниилу Александровичу (род. в 1261). Новое княжество, выделенное из территории Великого княжества Владимирского, располагалось в среднем течении р. Москвы и в верховьях р. Клязьмы. Оно занимало юго-зап. положение в Суздальской земле, граничило на юге с Рязанской землей, а на западе - со Смоленской. В 80-х гг. XIII в. Даниил Александрович примкнул к коалиции князей, возглавляемой его старшим братом блгв. кн. Кн. Даниил Александрович по завещанию кн. Ивана Дмитриевича получает Переславль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 202) Кн. Даниил Александрович по завещанию кн. Ивана Дмитриевича получает Переславль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 202) Димитрием Александровичем и противостоявшей группировке во главе со средним братом Андреем Александровичем. После смерти Димитрия в 1294 г. Даниил становится главой этой коалиции, ориентировавшейся на правителя зап. части Орды Ногая. Но после поражения последнего от хана Тохты (1299) группировка распалась: ее покинул главный союзник Даниила - Тверской блгв. кн. Михаил Ярославич , а в 1302 г. умер другой союзник - кн. переяславский Иван Дмитриевич. Тем не менее Даниил Александрович в первые годы XIV в. сумел хорошо укрепить свое княжество. В 1300 г. он, вмешавшись в усобицу рязанских князей, завладел низовьями р. Москвы и г. Коломной. Примерно в то же время в состав московских владений вошел ранее принадлежавший смоленским князьям Можайск (с верховьями р. Москвы). В кон. 1302 г. Даниил занял Переяславль, завещанный ему умершим бездетным племянником Иваном Дмитриевичем. На рубеже XIII и XIV вв. на службу к Даниилу приехало немало служилых людей из Юж. Руси, из княжеств, чьи правители ранее были союзниками Ногая и теперь лишились своих столов. Это значительно укрепило военную силу московского князя.

http://pravenc.ru/text/2564236.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010