Святитель Димитрий родился в 1651 году в местечке Макарове, находящемся в 40 верстах от Киева. Родители его были рядовой казак макаровской сотни киевского полка Савва Григорьевич Туптало и жена его Мария Михайловна. Савва Туптало происходил из шляхетской фамилии Савичей. По свидетельству самого святителя, родители его были люди глубоко-верующие и отличались примерной благочестивой жизнью. Наибольшее влияние на ум и сердце Даниила (так звали в мире св. Димитрия) оказывала его чрезвычайно религиозная мать, так как по делам своей службы отцу его редко приходилось бывать дома. Без сомнения, ее же постоянным заботам об истинно-христианском воспитании своих детей сестры Даниила обязаны тем, что все три, Памфилия, Феврония и Параскева, приняли впоследствии пострижение и были преемственно игумениями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря. Первоначальное образование Даниил получил дома, где научился читать и писать по-славянски. Наученный грамоте, он был отдан своими родителями для дальнейшего образования в училище при Киевском Богоявленском монастыре, в котором преподавателем тогда состоял знаменитый в то время духовный писатель Иоанникий Голятовский. Здесь он с особенною любовию и прилежанием отдался изучению наук и, благодаря своим большим природным способностям, вскоре занял место в числе лучших учеников училища и обратил на себя внимание, между прочим, некоторыми самостоятельными работами в стихотворстве. Даниил учился здесь в продолжении трех лет и преимущественно занимался чтением книг св. Писания, творений отцов и учителей церкви и житий святых, а в праздники и воскресные дни неленостно ходил в церковь Божию для молитвы. Еще при поступлении своем в училище Даниилу пришлось быть свидетелем торжественного внесения новообретенной чудотворной иконы пресв. Богородицы, Братской, в новую церковь училища. Чудное нахождение иконы, на которой вплавь спасся татарин, сильно подействовало на впечатлительного юношу и еще более усилило его религиозное настроение. Оно невольно должно было отразиться и на всей последующей жизни Даниила: он отличался благонравием и безукоризненным поведением, так что и тогда легко можно было предвидеть заранее, какой путь жизни изберет себе Даниил. В 1665 году Киево-Братский монастырь был опустошен поляками; здания его были разрушены, и Даниил должен был удалиться в дом своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

ЦВ 6 (259) март 2003 /  20 марта 2003 г. Даниил Московский: Исторический портрет 17 марта 2003 года православный мир отметил 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского. Так уж сложилось, что наиболее известные и авторитетные российские историки в своих исследованиях уделяли мало внимания князю Даниилу. О нем вспоминали либо в общем ряду, при перечислении предков властителей Московской Руси, либо при разборе поистине ужасающей политической ситуации XIII века. Современные авторы статей и заметок, посвященных нынешнему юбилею, склонны подчеркивать непричастность Даниила Александровича к междоусобной борьбе: он-де жил сам по себе, вне реальной жизни. Но ведь именно то, что князь Даниил, будучи вынужденным защищать интересы своей земли, смог избежать морального падения и грязи княжеских усобиц, и явилось его духовным подвигом. Он сумел не свернуть с праведного пути и при этом сберечь себя и народ. Князь Даниил Александрович родился в 1261 году. Уже почти тридцать лет русские земли находились под властью иноземных захватчиков. Ханы умело управляли ситуацией, пользуясь разобщенностью удельных княжеств. От них зависело назначение великих князей и разрешение междоусобных споров. Подчас интересы князей намеренно сталкивались, а от их поведения в ставке хана зависела их жизнь. Так, в 1237 году князь Федор Юрьевич, отказавшийся отдать свою жену на утеху хану, был убит, а его тело брошено на съедение диким зверям. Его жена Евпраксия, узнав об этом, кинулась вниз с высокого терема с сыном на руках, предпочтя смерть позору. В 1246 году дед Даниила Московского, Ярослав, был вызван в столицу Орды, город Кара-Корум в Монголии. Причиной этого, по-видимому, явилась чрезмерно самостоятельная политика князя. Некоторое время он жил при хане Гуюке, а затем, после визита к матери хана, Туракине, скоропостижно умер. По свидетельству летописца, тело князя страшно посинело — вероятно, он был отравлен. Его сын Александр Невский, продолжавший политику отца, тоже был приглашен в ставку, но почувствовал недоброе и не поехал.

http://e-vestnik.ru/history/daniil_mosko...

Московское княжество как самостоятельное политическое образование в пределах Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальской земли – территории, находившейся под властью потомков Всеволода Большое Гнездо) появилось в 70-е годы XIII в., т.е. в эпоху, когда система власти Орды над русскими землями, основными проявлениями которой были взимание дани (с XIV в. она обозначалась термином «выход») и право ордынского хана (именуемого на Руси «царем») утверждать русских князей на их столах путем выдачи ярлыков на княжение, уже давно сформировалась, а сама Орда, бывшая вначале западным улусом Монгольской империи, раскинувшейся от Дуная до Тихого океана, приобрела (в 60-е гг.) независимость от великоханского престола в Каракоруме. Первым московским князем стал младший сын Александра Невского Даниил (p. 1261) 84 . Начало его правления пришлось на время царствования в Орде хана Менгу-Тимура, когда, по выражению Волынской летописи, «бяху вси князи в воли в тотарьскои» 85 . Но после смерти Менгу-Тимура и воцарения в 1281 г. Туда-Менгу 86 произошло обострение ситуации. Старший брат Даниила и младший – великого князя владимирского и князя переяславского Дмитрия Александровича – городецкий князь Андрей Александрович отправился в Орду и привел оттуда войско против Дмитрия. Летописание Северо-Восточной Руси датирует это событие 6789 (1281/82) годом, а согласно новгородскому летописанию оно имело место в 6790 г. Целью похода являлся Переяславль. К татарам, возглавляемым Ковадыем и Алчедаем, присоединились князья Федор Ростиславич Ярославский, Михаил Иванович Стародубский и Константин Борисович Ростовский. Были опустошены Муром, окрестности Владимира, Юрьева, Суздаля, Переяславля, Ростова и Твери. Дмитрий Александрович покинул Переяславль, и 19 декабря город был взят. Великий князь отправился в Новгородскую землю, думая укрепиться в Копорье, где двумя годами ранее он построил каменную крепость. Но новгородцы воспрепятствовали Дмитрию, и он был вынужден отказаться от этого замысла 87 . Союзником великого князя выступил Довмонт, князь псковский, вывезший из Копорья «товар» Дмитрия 88 ; поэтому можно полагать, что Дмитрий нашел убежище именно в Пскове 89 . Андрей Александрович, отпустив татар в Орду, приехал в феврале в Новгород, где был посажен на новгородский стол 90 . К нему, таким образом, переходили прерогативы великого князя владимирского, т.е. верховного правителя княжеств Северо-Восточной Руси, чей сюзеренитет признавал Новгород Великий 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

МОСКОВСКИЕ КНЯЗЬЯ БРАТЬЯ ДАНИЛОВИЧИ У Александра Невского было четыре сына: старший, Василий, княжил в юности в Новгороде, а впоследствии в Костроме, где и умер. Димитрий и Андрей вели между собою кровавый спор за великое княжение; последний отличился тем, что дважды наводил на Русь татар, которые произвели в ней ужаснейшие опустошения (1282 и 1294 гг.), отозвавшиеся на целые десятилетия. Четвертый сын Невского, Даниил, остался после отца ребенком. Ему в удел досталась Москва. Даниил был первый князь, поднявший значение этого города, бывшего до сих пор незначительным пригородом Владимира. Участвуя в междоусобиях своих братьев, Даниил хитростью взял в плен рязанского князя Константина, воспользовавшись изменою рязанских бояр, и держал его в неволе. Это событие было первым проявлением тех приемов самоусиления, которыми так отличалась Москва, теперь только что возникавшая. Вместе с тем Даниил положил зачаток тому расширению владений, которое так последовательно вели все его преемники. Племянник Даниила Иван Дмитриевич переяславский, умирая бездетным, завещал ему Переяславль. Даниил тотчас захватил его и отстоял от посягательств брата своего Андрея. Даниил умер в 1303 году, приняв перед смертью схиму. По летописным известиям он погребен был в деревянной церкви Св. Михаила, которая стояла на месте нынешнего Архангельского собора в Москве; а предание, записанное в его Житии, помещает его могилу в Данииловом монастыре, будто бы им основанном. Как бы то ни было, имя Даниила было в большом уважении у его потомков, как родоначальника дома московских князей Даниил оставил сыновей: Юрия, Ивана, Александра, Бориса и Афанасия. Из них Юрий и Иван по своей деятельности были важнейшими людьми в истории Руси в XIV веке. Они подняли значение Москвы и твердо поставили историческую задачу, которую предстояло постепенно разрешить их преемникам в последующие времена. Великий князь Андрей Александрович умер в 1304 году. Звание великого князя, которое при новых условиях татарского господства сделалось гораздо важнее и знаменательнее, чем было прежде, зависело исключительно от воли хана, верховного повелителя и истинного государя русской земли.

http://sedmitza.ru/lib/text/435576/

Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. П.А. Юнгерова (с греческого текста LXX). Введение Дополнительная литература по книге Бытия Переводы с еврейского Древнецерковная экзегеза Исследования Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     Введение Окончив, с Божией помощью, перевод всех канонических, пророческих и учительных, ветхозаветных книг, переходим к печатанию перевода остающихся отделов ветхозаветного канона: законоположительных и исторических книг, начиная с Пятокнижия. Ввиду единства писателя, сходства в греческом и славянском переводах, соединяем в настоящем обозрении все законоположитель-ные книги под заглавием: Пятокнижие Моисея. По согласному мнению современных исследователей и свидетельству предания о переводе LXX толковниками «Книги закона», перевод Пятокнижия был предметом особенно тщательной работы LXX толковников. Есть предположение, что некоторые попытки составления перевода Пятокнижия были и ранее LXX, и у последних была некоторая подготовка при переводе его. Во всяком случае, перевод Пятокнижия считается и очень изящным, восхваленным александрийскими греками, и очень точным, по буквализму близким к переводу Екклесиаста и Песни песней. Не имея возможности и времени в деталях заниматься вопросом о качествах перевода LXX на Пятокнижие, ограничимся приведенными мнениями и добавим лишь, что мы не встретили в греческом тексте, при его близости к еврейскому оригиналу, тех странностей, какие отмечали в Екклесиасте и Песни песней, не нашли и той свободы, какая видна в книге пророка Даниила, и тех уклонений, какими наполнена книга Иова. Свободу переводчика книги Даниила мы заметили только в Вульгате и на нее считаем нужным указать русским богословам, если кому-либо из них доведется заниматься Пятокнижием. Что касается славянского перевода Пятокнижия, то он вполне сходен с ранее обозренным переводом других ветхозаветных книг. Ввиду сравнительной гладкости языка греческого перевода и понятности его, славянским переводчикам не было нужды уклоняться от точности оригинала, чтобы делать понятною свою речь. Поэтому славянский перевод отличается лишь обычным «копииз-мом» по отношению к греческому тексту и в то же время удобопонятностью. При обычной близости к александрийскому кодексу в издании Фильда 1 нельзя не заметить редких уклонений в славянском переводе и к ватиканскому, и к tex-tusreceptus ( ). Вводятся чтения ватиканского кодекса, не существующие в александрийском кодексе ( Исх. 2:19,22; 3:12,14,16,22; 7:19; 11:10 ; Втор. 4:21 ). Опускаются чтения александрийского кодекса ( Быт. 27:18,30,38; 28:2; 31:55; 44:10; 45:1 ; Исх. 5:2 ). Но, во всяком случае, в этих уклонениях нет той крайности, которая видна в книге Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

От автора Если определение истинного года Рождества Христова имеет большое значение для науки исторической, то определение истинного года крестных страданий Спасителя имеет еще большее значение для науки богословской. С особенною силою раскрывается это последнее значение при точном определении начала и конца седмин св. пророка Даниила. Это древнее чудо, при означенных двух условиях, выступает из ряда других чудес как бы новым, современным нам чудом. Пророчество о седминах начинается ясным указанием на такое событие с народом Божиим в плену вавилонском, которое долженствовало послужить прообразом искупления Мессиею рода человеческого от греха, проклятия и смерти, и говорит, что со времени этого события пройдет семь лет и избранный народ вообразит, что настояло уже царство Мессии, и вообразит тщетно; до наступления царства Мессии пройдет еще 483 года. И действительно ровно, день в день чрез 490 (7 + 483) лет началось царство Мессии и началось оно разрушением твердынь ада в день смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: и гроби отверзошася и много, телеса усопших святых восташа ( Мф. 27:52 ). Казань. 1892 года января 28 дня. Если от определения истинного года Рождества Христова вполне зависит определение года страданий Спасителя, то и наоборот от точного определения года страданий также вполне зависит и определение года Рождества Христова. Последний принято определять годом смерти Ирода великого. В наше время ученые исследователи пришли к единодушному заключению, что смерть Ирода последовала или в 750-м году или не далее 751 года от основания Рима. Если некоторые из них и склоняются к мненно, что смерть его последовала в 752-м году; то лишь вследствие поспешности и неосмотрительности при простых вычитаниях и сложениях. Впрочем, для очищения совести, обратим внимание и на этот год. Обыкновенно полагают, что смерть Ирода последовала спустя менее полугода после Рождества Христова. Между тем слова евангелиста Матфея (2:16): «увидев, себя осмеянным волхвами, Ирод весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлеем и во всех окрестностях его, от двух лет и ниже», наводят на мысль, что, во время поклонения волхвов, Господу Иисусу Христу могло быть уже около двух лет (Чтение греческого текста св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Пророческими книгами в православно-богословской литературе называются писания пророков, имеющие пророческий характер. Таковы книги великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила и 12 малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В предложенном исчислении, очевидно, отличается класс пророческих книг в православной богословской литературе от соответственного ему класса пророков в еврейском каноне. В отличие от последнего, в него не входят исторические книги, хотя и написанные пророками: Иисуса Навина, Судей, Царств, и входит книга Даниила, не входящая у Евреев в отдел пророков. Таким образом, строго пророческие писания, по православно-богословскому определению, соответствуют по своему характеру и содержанию общему ветхозаветному пророческому служению, его цели и характеру. Пророки ветхозаветные были богодухновенными мужами еврейского народа, коих избирал Господь для возвещения Своей воли о спасении еврейского богоизбранного народа и всего человеческого рода. Пророки были избираемы Господом, чтобы сохранять, охранять и изъяснять Моисеев закон, особенно с его внутренней нравственно-догматической стороны, поддерживать и охранять жизнь еврейского народа в определяемом законом теократическом направлении, строе и идеале, предвозвещать будущее спасение человеческого рода Спасителем и приготовлять Евреев и весь человеческий род пророчествами о Спасителе к достойному Его приятию и вступлению в Христову Церковь . Насколько священные ветхозаветные книги,. писанные пророками, соответствуют указанным целям пророческого служения и в своем содержании наполнены исключительно пророческими речами, имеют, таким образом, исключительно-пророческое содержание, настолько они входят в пророческий отдел по православно-богословскому определению. Пророческие книги разделяются на книги великих и малых пророков. К первым относятся книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила; ко вторым: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захария и Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пророческими книгами в православно-богословской литературе называются писания пророков, имеющие пророческий характер. Таковы книги великих пророков: Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, и 12 малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В предложенном исчислении, очевидно, отличается класс пророческих книг в православной богословской литературе от соответственного ему класса пророков в еврейском каноне. В отличие от последнего, в него не входят исторические книги, хотя и написанные пророками: Иисуса Навина, Судей, Царств, и входит книга Даниила, не входящая у евреев в отдел пророков. Таким образом, строго пророческие писания, по православно-богословскому определению, соответствуют по своему характеру и содержанию общему ветхозаветному пророческому служению, его цели и характеру. Пророки ветхозаветные были богодухновенными мужами еврейского народа, коих избирал Господь для возвещения Своей воли о спасении еврейского богоизбранного народа и всего человеческого рода. Пророки были избираемы Господом, чтобы сохранять, охранять и изъяснять Моисеев закон, особенно с его внутренней нравственно-догматической стороны, поддерживать и охранять жизнь еврейского народа в определяемом законом теократическом направлении, строе и идеале, предвозвещать будущее спасение человеческого рода Спасителем и приготовлять евреев и весь человеческий род пророчествами о Спасителе к достойному Его приятию и вступлению в Христову Церковь . Насколько священные ветхозаветные книги, писанные пророками, соответствуют указанным целям пророческого служения и в своем содержании наполнены исключительно пророческими речами, имеют, таким образом, исключительно пророческое содержание, настолько они входят в пророческий отдел по православно-богословскому определению. Пророческие книги разделяются на книги великих и малых пророков. К первым относятся книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила; ко вторым: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Святитель Алексий родился около 1300 года в семье боярина Феодора Бяконта, представителя родовитой черниговской фамилии, который вместе со своей женой Марией перебрался из разоренной татарами Черниговщины в набиравшую силу Москву, ко двору св. князя Даниила Александровича. Вновь на примере святого Алексия мы видим, как западно-русские выходцы в это время трудятся ради единства Русской земли и Русской Церкви. Феодор Бяконт стал впоследствии родоначальником многих знатных русских фамилий: Плещеевых, Бяконтовых, графов Игнатьевых и прочих. Боярин пользовался такой благосклонностью св. князя Даниила, что крестным отцом одного из его многочисленных сыновей, нареченного Симеоном-Елевферием, стал молодой княжич Иоанн Данилович, будущий Калита. Впоследствии крестного и крестника связывали тесные узы дружбы. Уже в молодые годы Елевферий (в древне-русской транскрипции - Алферий), получивший блестящее образование и даже знавший греческий язык, проявил склонность к монашеству. В двадцатилетнем возрасте он стал монахом в Богоявленском монастыре, что в Китай-городе. Обитель эта впоследствии стала местом упокоения Феодора Бяконта и его многочисленных потомков, почитавших за честь быть ктиторами Богоявленского монастыря. Свыше двадцати лет провел будущий святитель простым монахом в этой московской обители. Он обращал на себя внимание своими аскетическими подвигами, отличался воздержанием. Здесь же он продолжал совершенствовать свое образование. О молодом подвижнике узнали великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност. Он был вопреки своему желанию и устремлению к тихой монашеской жизни приближен ко двору, чему немало способствовало его знатное происхождение. Около 1340 г. Феогност сделал Алексия своим митрополичьим наместником во Владимире. А когда в 1350 г. Первосвятитель заболел, он принял решение ходатайствовать перед патриархом Константинопольским о поставлении Алексия на митрополию в случае своей кончины. Ставший горячим патриотом Руси и приверженцем объединительного курса Московских князей Феогност тем самым хотел обеспечить продолжение уже четко оформившегося к тому времени союза между великокняжеской властью и митрополией всея Руси. Не дожидаясь ответа из Царьграда, Феогност совершил в 1352 г., незадолго до своей кончины, хиротонию Алексия во епископа Владимирского. Поскольку к этому времени во Владимире уже более полувека не было собственных архиереев, а город с прилежащей областью входил в митрополичий округ, такая титуляция Алексия должна была свидетельствовать о том, что как викарий митрополита он является его официальным преемником.

http://sedmitza.ru/lib/text/436254/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010