Исторические катастрофы и переломы, которые достигают особенной остроты в известные моменты всемирной истории, всегда располагали к размышлениям в области философии истории, к попыткам осмыслить исторический процесс, построить ту или иную философию истории. Так бывало всегда в прошлом. Первая замечательная философия истории, которая была построена в христианский период всемирной истории, философия истории Блаженного Августина 2 , в значительной степени предрешившая дальнейшие построения философии истории, совпала с одним из самых катастрофических моментов всемирной истории – с крушением античного мира и падением Рима. Та своеобразная философия истории, которая была в дохристианскую эру, эта первая философия истории, которую знает человечество, – книга пророка Даниила 3 , также связана с исключительно катастрофическими событиями в судьбе еврейского народа. После великой французской революции, после наполеоновских войн мысль человеческая тоже обратилась к построениям в области философии истории, к попыткам так или иначе постигнуть и осмыслить исторический процесс. В миросознании Ж. де Местра и Бональда немалую роль играет философия истории. Я думаю, что не может быть особенных споров о том, что не только Россия, но и вся Европа и весь мир вступают в катастрофический период своего развития. Мы живем во времена грандиозного исторического перелома. Началась какая-то новая историческая эпоха. Весь темп исторического развития существенно меняется. Он не таков, каким был до начала мировой войны и последовавших за мировой войной русской и европейской революций, – он существенно иной. И темп этот не может быть назван иначе, как катастрофическим. Открылись вулканические источники в исторической подпочве. Все заколебалось, и у нас получается впечатление особенно интенсивного, особенно острого движения «исторического». Я думаю, что это острое чувство особенно важно для того, чтобы мысль человеческая и сознание человеческое обратились к пересмотру основных вопросов философии истории, к попыткам построить по-новому философию истории. Мы вступаем в эпоху, когда к этим проблемам будет обращено сознание человеческое более, чем оно было обращено до сих пор. На этих вопросах я и думаю сосредоточиться. Но, прежде чем перейти к самому существу основных вопросов философии истории, или, вернее, метафизики истории, я должен сделать введение, посвященное анализу сущности «исторического».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Книга Есфирь принадлежит в ряду ветхозаветных книг к числу таких писаний, в достоверности и историческом характере которых чаще и более других возникали и возникают сомнения. Подобно книге пророка Даниила, повествования ее касаются событий, случившихся вне Палестины, и побуждают апологетов-библеистов обращаться к внебиблейским памятникам 1 . Согласие повествований книги Есфирь с внебиблейскими памятниками может вполне освободить эту книгу от рационалистических нареканий на нее. Внебиблейские свидетельства, коими могут пользоваться защитники книги Есфирь, различного характера. Большое значение следует придавать филологическому разбору собственных имен, встречающихся в книге Есфирь. Объяснение этих имен из персидского языка, а не из еврейского, доказывает, что они не могли быть сочинены писателем-евреем, а напротив, записаны историком на основании персидских памятников или собственного знакомства с описываемыми лицами и событиями. Далее, внебиблейские свидетельства в значительном количестве находятся у древних греческих историков, описывавших персидское царство, особенно у Геродота, Ксенофонта и Плутарха. Наконец, в новейших открытиях в развалинах древних персидских городив: Суз, Персеполя, Экбатан и др. и в клинообразных письменах, оставленных персидскими царями, находятся некоторые свидетельства, согласные с повествованиями книги Есфирь. В своей совокупности все указанные свидетельства столь многочисленны, что заключают в себе параллели едва не каждому стиху книги Есфирь. Рассмотрим последовательно книгу Есфирь в сопоставлении с этими свидетельствами 2 , принимая во внимание канонический состав ее в еврейском тексте и русском синодальном переводе. Первая глава книги Есфирь начинается так: и было во дни Артаксеркса, этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии (1 стих). Священный историк в начале своего повествования не называет царства, в коем был царем Артаксеркс, но из дальнейшего его повествования несомненно следует, что речь идет о персидском царе и царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. П.А. Юнгерова (с греческого текста LXX). Содержание Предисловие редактора Текстология Три древнейших кодекса Септуагинты и использование их П. А. Юнгеровым Аппарат П. А. Юнгерова и критические издания Септуагинты Проблемы реконструкции первоначальных текстов греческого перевода и еврейского оригинала Наблюдения П. А. Юнгерова над текстологией Елизаветинской Библии Особенности аппарата П. А. Юнгерова Экзегетика Толкования П. А. Юнгерова и святоотеческая экзегетика Комментарии П. А. Юнгерова и отечественная библеистика Редакционная работа Указатели Введение Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42     Предисловие редактора Настоящей книгой завершается предпринятое Издательским Советом Русской Православной Церкви и Издательством Московской Патриархии переиздание переводов П. А. Юнгеровым Септуагинты, выполненных с учетом славянского текста Елизаветинской редакции. В данный том вошли канонические 1 учительные книги, а также первые 24 главы книги Бытия; в конце помещены общие указатели ко всем трем томам. Поскольку значение и актуальность подобного переиздания были обоснованы в предисловии к первому тому (и отчасти во вступительной заметке ко второму), здесь мы коснемся более частных (текстологических и экзегетических) проблем, а также подытожим наблюдения, накопленные в результате редакционной работы. Текстология Три древнейших кодекса Септуагинты и использование их П. А. Юнгеровым Отдельного разговора заслуживают три основных кодекса: ватиканский 2 , александрийский 3 и синайский – самые древние из числа библейских рукописей, дошедших почти в полном составе, и постоянно используемые П. А. Юнгеровым 4 . Ватиканский список (IV в.) 5 в целом восходит к догексапларному тексту (из книг, переведенных П. А. Юнгеровым , текст Исаии восходит к оригеновской рецензии, книга Даниила соответствует переводу Феодотиона, перевод книги Иова имеет дополнения, заимствованные из Феодотиона) и, возможно, происходит из Александрии 6 (в Италию он попал из Константинополя).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Печальную картину представляет собою история последних лет существования иудейского царства, постепенно все более и более приходившего в упадок со всех сторон своей политической и религиозно-нравственной жизни. Разрушение это было наказанием Божиим за нечестие и нравственное развращение иудейского народа, как и говорили об этом пророки 584 ; но с чисто-исторической точки зрения оно является совершенно естественным фактом, всегда возможным, а пожалуй и необходимым в историко-политической жизни подобного рода государств. Вся история иудейского царства, особенно в последние времена его, представляет собою непрерывную борьбу благочестия с нечестием, а отсюда и смену двух направлений. Смотря по тому, какой царь сидел на престоле – благочестивый или нечестивый, сообразно с этим слагалась общественная жизнь и всего государства. Благочестивый царь истреблял идолы, лишал должностей, а иногда изгонял и даже умерщвлял идольских жрецов, отдалял сановников, державшихся язычества, восстановлял служение Иегове, призывал священников, государственные должности замещал ревнителями (истинными или мнимыми) закона Иеговы и т. п. С воцарением же нечестивого царя все принимало, конечно, совершенно обратное направление: большинство сделанного к славе Иеговы благочестивым царем истреблялось, восстановлялось все языческое. И такая смена продолжалась всегда; замечается как бы периодическое движение то в ту, то в другую сторону. Единства общественных и государственных интересов не было, потому что все силы направлялись на взаимную внутреннюю борьбу обеих партий, преследующих каждая свои религиозные интересы. Религиозная борьба, естественно, влекла за собою нравственное развращение, потому что неустойчивое религиозное направление не могло дать твердой основы для известного нравственного настроения. При разделении общественных и государственных интересов, при внутренней борьбе государства, забота о внешнем положении его отодвигалась как-то на задний план и потому борьба с сильными тогда восточными языческими государствами была для Иудеи нелегка. Еще Езекии было предсказано о пленении народа его и опустошении Иудеи 585 ; при ближайших же преемниках его началось постепенное фактическое осуществление этого грозного предсказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

(По поводу статьи Степана Дорошкевича: „Хронология книг 1-й Ездры и Неемии», помещенной в Христианском Чтении за июль–август 1886 года) В этой статье своей г. Дорошкевич усиливается доказать, что в царствования двух Артаксерксов, Лонгимана и Мнемона, было два Ездры, тот и другой были священниками и книжниками, но один – писатель книги – был современником Артаксеркса Лонгимана (465–425 до P. X.), а другой – не писатель – современником Артаксеркса II Мнемона (405–362 г. до P. X.), а равно и два Неемии, тот и другой были наместниками иерусалимскими, но один – не писатель – был современником Артаксеркса Лонгимана, а другой, виночерпий и писатель книги, был современником Артаксеркса Мнемона. Центр тяжести такой гипотезы заключается в следующих словах автора: «по свидетельству нашей (т. е. Неемиевой) книги деятельность Неемии по восстановлению иерусалимских стен и по отношению к другим реформам находила помеху в интригах Санаваллата, а между тем персидский наместник в Самарии Санаваллат, как говорит Иосиф Флавий, дожил до времени Александра Македонского, у которого он выхлопотал первосвященство для своего зятя, сына первосвященника Иоиады 1 , на что также есть намек в книге Неемии: «я прогнал его (зятя Санаваллатова) от себя», – говорит Неемия (XIII, 28). Выходит таким образом, что и Неемия дожил до эпохи Александра Великого», т. е. до 332 г. (стр. 30) Прежде чем говорить о Санаваллате, считаем не излишним предпослать одно весьма важное замечание. Артаксеркс Лонгиман царствовал не с 465 по 425 г. до P. X., а с 475 – по 425 (последний год есть год уже смерти царя и в счет его царствования, как год не полный, а дополняющий собою 475-й год, не входит). Не подлежит сомнению, что Ксеркс был убит в 465 году, но за 9–10 лет до его смерти, вероятно вследствие какой-либо его болезни, Артаксеркс сделался уже его соправителем. Доказательства на это будут представлены нами при вычислении седмин; здесь же мы ограничимся одним простым замечанием об этом. То обстоятельство, что Артаксеркс 9–10 лет соправительствовал отцу своему Ксерксу, вводило в заблуждение многих писателей; из них новейшие погрешают в том, что начало царствования Артаксеркса относят к 465 году вместо 475, а более ранние писатели погрешали в том, что продолжительность всего царствования Ксеркса полагали не в 20 (с 486 по 465), а в 11-ть лет 2 . Первые ошибаются потому, что воцарение Артаксеркса приурочивают к году смерти Ксеркса, а последние ошибались потому, что смерть Ксеркса приурочивали к году воцарения Артаксеркса. Отодвигая таким образом начало царствования Артаксеркса на 9–10 лет еще далее от времен Александра Великого, мы нисколько не намерены поддерживать чрез то гипотезу г. Дорошкевича; напротив, вместо двух священников Ездр и двух иерусалимских наместников Неемий допускаем двух Санаваллатов, т. е. вместо 2.2 допускаем 1.2, и нам кажется, что последнее, давно установившееся в науке 3 , предположение имеет под собою твердую историческую почву.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Автор «Блокадной книги» умер на 99-м году жизни 5 июля. ПРАВМИР. Писатель Даниил Гранин скончался в Петербурге на 99-м году жизни. Гранин умер в одной из больниц города, куда был доставлен несколько дней тому назад. Об этом сообщила «Фонтанка.ру» со ссылкой на председателя Союза журналистов Петербурга Людмилу Фомичеву. Самым знаменитым трудом Даниила Гранина является «Блокадная книга» (в соавторстве с Алесем Адамовичем) – документальная хроника Блокады Ленинграда. Его романы «Искатели», «Иду на грозу», «Зубр», эссе «Эта странная жизнь» и «Страх», повести «Прекрасная Ута», «Сад камней», «Месяц вверх ногами», «Дождь в чужом городе» – настольные книги нескольких читающих поколений. Даниил Гранин родился 1 января 1919 года. В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал на Кировском заводе. Оттуда ушел на фронт. С 1945 по 1950 год работал в «Ленэнерго» и научно-исследовательском институте. Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Печататься начал в 1949 году. Он был инициатором создания в Ленинграде в 1987 году общества милосердия, которое возрождало традиции благотворительности. Гранин – кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Почетный гражданин Петербурга (2005), лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России. В июне 2017 года стал лауреатом госпремии в области искусства за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, которую 3 июня ему в виде исключения президент РФ Владимир Путин вручил в Стрельне. «Писатель и публицист Даниил Александрович Гранин – не только признанный классик отечественной литературы. Это человек, заслуживший высочайший моральный авторитет в нашей стране, уважение миллионов людей за свою гражданскую позицию, неравнодушное и деятельное отношение к духовному и культурному развитию российского общества», – отметил тогда президент. «Даниил Александрович – инициатор создания первого в Советском Союзе «Общества милосердия». Оно было организовано еще в Ленинграде и послужило возрождению традиций благотворительности, их утверждению как одного из важнейших правил нашей жизни. Сейчас в этом движении участвуют десятки тысяч человек. Вы, Даниил Александрович, Ваш вклад в это дело, конечно, неоценим. Как в таких случаях говорят, его трудно переоценить», – добавил Путин.

http://pravmir.ru/daniil-granin-skonchal...

Скачать epub pdf 77 Оскобл. слав. Навуходоносор царь соотв. гр. т. в лук. спп. и 34, 37, 105, у Злат., есть в евр. т., вульг. и в древне-слав., оскоблены по алекс., ват., text. recept. и др. спп., в коих нет этих слов. Оскоблять не следовало-бы. 80 Ες τ γκανια – слав. обновление, в рус. синод. открытие, а в древнеславянском „освящение“. 82 Гр. συμφωνεας – слав. согласие, созвучие, по нашему: оркестр, когда многие инструменты гармонично играют. 84 Гр. διβαλον – слав. оболгаша, по-русски можно перевести вульгарно: „наябедничали“, злостно донесли. 85 Слав. отвещавше соотв. ποκριθντες – в лук. спп., в алекс. πολαβντες, в ват., text. recept. и др. нет. 86 Слав. иже соотв. ο в ват., text. recept. и лук. спп., а в алекс., исих. спп. νδρες κενοι. 88 Слав. неопр. накл. избавити соотв. вульг. liberare, а по греч. буд. вр. ρσεται­в кирил. избавит. 92 Слав. 2 л. мн. числа разжжите соотв. κκασατε лук. спп., а в алекс., ват., text. recept. и др. неопр. κκασαι. 93 Πεδσαντες (от πδη – путы, оковы, цепи) можно перевести: связавши (в рус. синод.) и оковавши (в слав.); соотв. контексту, кажется, уместнее перевести значением: связать, связавши. 94 Слав. пов. накл. вверзите соотв. μβλεται – в 37, а об. μβαλεν и во всех древнеслав. спп. и остр. изд. читалось: вврещи – неопр. наклонение. Чем руководились елизаветинские справщики, поставив повел. накл., неизвестно. 97 Περικνημσι от περικνμισις – обувь, покрывающая икры ( κνμη – икры), гамаши, слав. сапогми. 101 Т. е. с Ананией и Мисаилом. Слав. с ними соотв. ατος в лук. спп., а в алекс., ват. и др. нет. 103 В гр. спп. переставлены предложения: все, что Ты навел… все, что сотворил…, но во всех древних слав. спп. такое же расположение, как в нынешнем славянском тексте. 104 Слав. мерзких соотв. в вульг. pessimorum, а по гр. χθστων – враждебнейших, в рус. синод. ненавистнейших. 107 κτελσαι πισθν Σου – слав. да совершится по Тебе очень не ясно, пользуемся рус. синод. переводом. 108 В. рус. синод. добавл. за Тобою; в древнеслав. спп. стояло: вслед Тебе, в вульг. te, в гр. нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Содержание Часть первая (вводная). Личность св. пророка Даниила и характер его богодухновенной книги Глава первая. Историческое существование пророка Даниила, и именно в эпоху вавилонского плена (разбор отрицательных взглядов и положительное обоснование этой истины) Глава вторая. Исторический характер книги Данииловой, как источника для жизнеописания сего пророка Часть вторая. Исторические условия, при которых проходила деятельность св. пророка Даниила Часть третья. Жизнь и деятельность св. пророка Даниила в плену вавилонском Глава первая. Пророк Даниил при Навуходоносоре Глава вторая. Пророк Даниил при преемниках Навуходоносора до падения вавилонской монархии Глава третья. Пророк Даниил при царях мидо-персидской династии     «Во время плена вавилонского, как оригинально выразился один библиолог, народ иудейский совершенно не имел своей истории: на время она окончательно прервалась» 1 . Действительно, живя в Вавилоне, в плену, народ богоизбранный остается как-то в тени и ничем не заявляет своего политического существования. И если бы не было св. Даниила, великого пророка вавилонского плена, тогда и непродолжительное сравнительно по числу лет, но богатое по внутреннему содержанию своему время этого плена было бы для нас довольно бесцветным и неопределенным 2 . И те западные, протестантские экзегеты-историки, которые, как увидим впереди, совершенно отрицают историческое существование св. пророка Даниила или переносят этого праведника в другую эпоху библейской истории, раннейшую или позднейшую вавилонского плена, как-то слишком бледно отзываются и вообще о времени этого плена, – всю историю которого даже в самых обширных и обстоятельных руководствах своих помещают на 2–3 страницах. Между тем плен вавилонский по существу имеет весьма важное значение в исторической жизни иудейского народа: это – эпоха его перерождения, наказание за прошлое, но вместе и возрождение для будущего. История пророка Даниила особенно рельефно выдвигает на вид внешнюю по преимуществу сторону вавилонского плена: она значительно окрашивает её и придает ей гораздо больший интерес и значение. Излишне, поэтому, и прибавлять, насколько важна и интересна для богослова-библеиста история жизни и деятельности св. пророка Даниила: светлая личность его настолько заметно выделяется в виду истории богоизбранного народа, что привлекает к себе особенное внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Скачать epub pdf Приложение V. Хронологическая таблица I. События из жизни святого Александра Год рождения св. Александра Невского Начало княжения в Новгороде Самостоятельное княжение Нашествие шведов Ледовое побоище и походы на Литву Походы на Литву и поражение литовцев у озера Жизца Кончина вел. кн. Ярослава Путешествие к Батыю и к истокам Амура 1246–1250 Пленение Неврюево Александр – великий князь Посольство папы Набег литовцев и их поражение близ Торопца Изгнание новгородцами Василия Александровича Финляндский поход Переговоры с татарами относительно дан 1253–1257 Новая распря с Новгородом из-за дан 1257–1259 Рождение Даниила Поход Ярослава и Димитрия против немцев. Взятие Юрьева Последнее путешествие в орду и кончина св. Александра II. События в Юго-Западной Руси Вступление на престол Даниила Романовича Путешествие Даниила в Орду Коронование Даниила в Дрогичине королевским венцом Кончина Даниила Мученическая кончина в Орде Михаила черниговского III. Монголы Чингиз-хан 1154–1227 Разорение царства гангутов Поход на Ховарезм (Бухару) Битва на Калке Окончательное покорение Тангута и сев. Китая Опустошение Рязанской области Битва при Сити Взятие Киева Битва при Лигнице Погибель Багдадского халифата IV. Швеция Эрик Эриксон, при фактической власти Биргера 1216–1251 Вальдемар, сын Биргера 1251–1275 V. Норвегия Гакон V 1217–1263 VI. Дания Вальдемар II Победоносный. Его супруга Дагмара, героиня народных песнопений 1202–1241 Эрик Плогпенниг 1241–1250 Кристоф 1259–1285 VII. Ливонский орден Альберт 1199–1229 Основание ордена и построение Риги Падение Юрьева Соединение Ливонского и Тевтонского орденов VIII. Литва Крещение Миндовга Смерть IX. Польша 1206–1227 Германизация Померании и Вендской земли между Эльбою и Одером Болеслав 1227–1238 Генрих Благочестивый Распадение Польши на 11–14 независимых владений Х. Богемия Оттокар II 1253–1278 Борьба Оттокара с Рудольфом Габсбургским XI. Венгрия Андрей II 1205–1235 Бела IV 1235–1270 XII. Византия Взятие Константинополя крестоносцами

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

17 марта — память Святого благоверного князя Даниила Московского 16 марта 2007 г. 15:00 Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 23 ноября/6 декабря) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной. В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11/24 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.

http://patriarchia.ru/db/text/97297.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010