Святой Даниил Московский: Миролюбивый князь Женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться. Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал: — Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег. 17 марта, 2011 Женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться. Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал: — Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег. 17 марта — память благоверного князя Даниила Московского . Предлагаем вашему вниманию программу  студии «Неофит» «Тесные врата», рассказывающую об этом святом. " " alt=""/> В 1261 году во Владимире в семье великого князя Александра Ярославовича Невского и его благочестивой супруги Вассы родился четвертый сын. Счастливые родители благословили младенца иконой Божьей Матери Федоровской и в честь святого Даниила Столпника назвали Данилой. Своего знаменитого отца маленький князь не запомнил. Спустя совсем немного времени после его рождения Александр вновь был вынужден отправиться в Орду. На обратном пути князь смертельно заболел и, не успев вернуться домой, умер 23 ноября 1263 года в Городецком Федоровском монастыре. В 3 года князь Даниил остался сиротой. Старшие братья разделили отцовское именье, и ему как самому младшему достался скромный и незавидный удел – Москва. Юный Даниил Александрович вступил во владение Московским княжеством в 10-летнем возрасте и увидеть вотчину не спешил. Он еще долго жил с матерью то в Переяславле, то в стольном Владимире. Дочь полоцкого князя Братислава, великая княгиня Васса, сама во всем старалась угодить Богу и сына научила вести такую жизнь. От матери, окончившей свои дни в монастыре, Даниил унаследовал смирение, любовь к Церкви, к людям и к милосердию. У нее же в отсутствие отца он научился княжить так, как глава большой семьи управляет своим хозяйством и домочадцами – мудро, милостиво и справедливо. С мечтой о таком русском доме князь Даниил и поехал в Москву.

http://pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovs...

Содержание Вместо предисловия Чтение греческого текста евангелия от Матфея Чтение греческого текста евангелия от Марка Чтение греческого текста евангелия от Луки Чтение греческого текста евангелия от Иоанна Приложения Год рождества и крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа по седминам пророка Даниила К вопросу о годе Рождества Христова Седмины пророка Даниила по олимпиадам Учение св. Иоанна Дамаскина о личном отношении Духа Святого к Сыну Божию     Предлагаемое издание представляет собою сборник статей, помещенных в «Православном Собеседнике» за 1884–1886 годы, под заглавием: «Примечания к русскому переводу св. Евангелий». Долго автор их находился в недоумении относительно отдельного издания их. Против издания говорило сознание, что сделано далеко не все, да и то, что сделано, быть может (по крайней мере в некоторых случаях), сделано не так, как следовало бы сделать. В пользу издания говорило то соображение, что всего, как следует, никогда не сделаешь и что будущему деятелю статьи эти могут доставить большое облегчение. Одно – чисто внешнего характера – обстоятельство разрешило наше недоумение в пользу отдельного издания статей, тем более что потребовались некоторые дополнения и исправления. Более важными из дополнений считаем чтение 39-го стиха пятой главы евангелия от Матфея (не противься злу); так как это – исходный пункт богословствования графа Л. Толстого, богословствования, наделавшего много шуму и породившего у нас довольно большую уже литературу, – и чтение 26-го стиха 14-ой главы евангелия от Иоанна, так как в нем мы видим основание для догмата об исхождении Святого Духа от Отца чрез Сына. Автор.     Вместо предисловия Много недоумений возникало в разные времена при чтении св. Евангелий. Как на древнейшее можно указать на видимое разногласие первых трех евангелистов (синоптиков) с евангелистом Иоанном, относительно времени совершения И. Христом Тайной Вечери, а как на новейшее, на всю систему богословствования графа Толстого. При чтении других книг нового завета возникало еще более недоумений, чем при чтении св. Евангелий. И если не всегда, то в большинстве случаев недоумения эти возникали вследствие неумения понимать древний греческий подлинник книг нового завета. Желая оказать посильную помощь в разрешении подобных указанных недоумений, мы решились пересмотреть русский перевод св. Евангелий. А что требуется пересмотр и перевода посланий, тому приводим несколько примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Царствующего града Москвы святые 162. Святый и благоверный великий князь Даниил Александрович Московский и всея Руси чудотворец, преставися в лето 6811 месяца марта в 14 день Удельный князь Московский, младший сын св. Александра Невского, родоначальник Московских великих князей, отличался добрыми качествами великого отца своего. Построил на берегу реки Москвы деревянную церковь преп. Даниила СТолпника и при ней основал монастырь. Приняв схиму, ум. 4 марта 1303 года и погребен на погосте устроенной им обители. Открытие мощей последовало 30 августа 1652 года. Мощи почивают открыто в соборной церкви Московского Даниилова монастыря. 163. Святый и благоверный и великий князь Иоанн Данилович Калита преставися в лето 6848 месяца марта 31 день Сын св. Даниила, первый великий князь Московский, родился в Москве около 1283 года, вступил на престол великого княжения в 1328 году. Ум. схимником 31 марта 1340 года, погребен в основанном им Московском Архангельском соборе. Не канонизирован. 164. Святый благоверный великий князь и царь Димитрий Иоаннович Донской и Московский преставися в лето 6897 месяца маия в 9 день Сын великого князя Uoahha II Иоанновича, воспитанный святым митрополитом Алексием, утвержден ханом на великом княжении в 1361 году. Прославил себя победою над Мамаем 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Ум. в Москве 19 мая 1389 года; погребен в Архангельском соборе. Не канонизирован. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста, ризы княжеския» (Филимонов, стр. 54). Житие в. кн. Димитрия Иоанновича написано вскоре после его смерти. Автор, по замечанию Ключевского, «начитанный книжник, писал его для какого-нибудь духовного лица. В характеристику князю допущены почти исключительно иноческия добродетели» (стр. 169–170). 165. Святый благоверный князь Димитрий Юрьевич Галичский Красный преставися в лето 7949 месяца сентября в 22 день Младший сын князя Юрия Галичского, внук Димитрия Донского, кроткий и набожный юноша. Обстоятельства, бывшие при кончине его 22 сентября 1440 года, были изумительны для современников (Барсуков, стр. 150 и 152); погребн в Московском Архенгельском соборе. Не канонизирован. 166. Святый и благоверный царь и великий князь Федор Иоаннович преставися в лето 7106 месяца генваря в 7 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

77. Слово в день священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 197 «Раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира сего сделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11, 15 ). Вот конечная цель, к которой должно стремиться каждое царство земное и к которой мир после определенного времени придет, хотя бы не в целом своем составе, а по выделении плевел, то есть сынов лукавого, из пшеницы, то есть сынов Царствия: все царства мирские, по видению пророка Даниила, или сокрушатся под давлением Камня, наполнившего всю землю, то есть Христа, и уступят место Царству Христову, или преобразуются в Царство Христово, подобно тесту, преобразующемуся под действием закваски ( Мф. 13, 33, 38 ). Если так, то не простой обряд, имеющий государственное лишь значение, составляет священное помазание царей при венчании их на царство: оно есть сообщение даров благодати от Бога, делающей христианского царя слугою Божиим, который призывается к тому, чтобы данными ему силами и средствами не только устроять внешнее благосостояние государства, но призывается и к тому, чтобы царство мира преобразовать в Царство Христово. День венчания на царство должен быть днем усиленных молитв всех, составляющих тело государственное. Уже одно объединение всех частей его в тесное единство есть дело мудрости вышечеловеческой, быть же отцом для всех подданных это есть дело Самого Бога, общего Отца всех людей. Должны быть влиты в дух царя притоки великой высшей силы, которая давала бы ему способность исполнять великое дело устроения своей земли по воле Божией и подготовления путей для окончательного открытия на земле Царства Христова. Где же сокрыты эти силы более всего, как не в устроенном уже и созидающемся на земле Царстве Христовом, то есть Церкви, воинствующей с миром зла силою данной ей благодати? Какой союз людей на земле имеет в себе такую жизненность, как Церковь ? Не видим ли мы, что не обнимается она областью какого-либо одного государства, но доселе к ней прибегают за помощью и за исцелением все народы, как к виденному некогда Навуходоносором во сне древу? Этому древу, которое «высотою...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

#lx_705130 #lx_705130 .lx_home_button #lx_705130 .lx_home_button svg #lx_705130 .lx_home_button svg path #lx_705130 .lx_home_button:hover #lx_705130 #lx_705130 .lx_close_button #lx_705130 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_705130 .lx_no_click #lx_705130[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В Павловске почтут память Тихона Николаевича Куликовского-Романова 17:31 03.04.2023 866 Фото: предоставлено организаторами 8 апреля исполняется 30 лет со дня кончины Тихона Николаевича Куликовского-Романова, почётного председателя Благотворительного Фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны. Для молитвенного почтения памяти выдающего сына нашего Отечества, внука Царя-Миротворца Императора Александра III Александровича и родного племянника Царя-Мученика Императора Николая II Александровича, в церкви Святой Марии Магдалины города Павловска, по благословению настоятеля храма протоиерея Даниила Ранне, будет отслужена панихида , сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии».

http://ruskline.ru/anonsy/2023/04/03/v_p...

(кон. 30-х - сер. 40-х гг. XIV в.- 5.07.1402, Переяславль-Рязанский (ныне Рязань)), вел. кн. Рязанский (не позднее июня 1353-1371, 1372-1380, 1381-1402). Из рязанских Рюриковичей; сын вел. кн. Рязанского Иоанна Александровича, отец вел. кн. Рязанского Феодора Ольговича . По мнению А. В. Кузьмина, имянаречение О. И. было связано с почитанием в Рязанском вел. княжестве Олега Игоревича Красного. Впервые упомянут в источниках 22 июня 1353 г., когда его войска захватили входивший в Московское княжество г. Лопасню на р. Оке (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 63). В 1365 г. совместно с вел. кн. Пронским Владимиром Димитриевичем (Ярославичем) и козельским кн. Титом Семеновичем разбил на Воине у Шишовского леса под Ст. Рязанью правителя Бездежского улуса, мурзу Тагая, который до этого сжег Переяславль-Рязанский (Там же. Стб. 80). Победители отняли у ордынцев всю добычу и полон. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIV в., во время «замятни» в Орде, О. И. захватил часть пограничных владений, ранее принадлежавших русским князьям. Проводил политику, направленную на укрепление княжеской власти, но не сумел полностью подчинить Пронское княжество. В дек. 1370 г. направил в Перемышль на р. Моче рать под командованием вел. кн. Пронского Владимира Димитриевича на помощь вел. кн. Владимирскому св. Димитрию Иоанновичу для отражения 2-го похода Литовского вел. кн. Ольгерда на Москву. Рязанцы не участвовали в военных действиях, т. к. вел. кн. Литовский Ольгерд, боясь попасть в окружение, запросил мира. 14 дек. 1371 г., в период кратковременного обострения отношений с Московским великим княжеством, проиграл сражение у с. Скорнищева (ныне микрорайон Канищево в черте Рязани) войскам под командованием кн. Д. М. Волынского Боброка (Там же. Стб. 98-99). О. И. бежал из столицы, где москвичи посадили на вел. княжение вел. кн. Пронского Владимира Димитриевича. Свергнув его в апр. 1372 г., О. И. вернулся в Переяславль-Рязанский, но был вынужден примириться с вел. кн. Владимирским Димитрием Иоанновичем. В 70-х гг. XIV в. сохранял нейтралитет, когда тот боролся за ярлык на Владимирское великое княжество против блгв. вел. кн. Тверского Михаила Александровича. Обеими сторонами признавался третейским судьей по спорным вопросам (напр., в московско-тверском договоре от 1 сент. 1375; см.: ДДГ. 9. С. 28). Летом 1373 г. владения О. И. были разорены изгонной ратью ордынского темника Мамая. В 1378 г. разрешил московским войскам вел. кн. Димитрия Иоанновича и его союзников войти в свои владения навстречу движению ордынских войск эмира Бегича. Помимо москвичей против захватчиков действовала рязанская рать под командованием пронского кн. Даниила Владимировича. Помощь О. И. способствовала победе войск рус. князей над ордынцами в битве на р. Воже в 1378 г. Местью за это стал последовавший осенью того же года новый разгром владений О. И. изгонной ратью из Мамаевой Орды. Были захвачены и сожжены располагавшийся на Куликовом поле Дубок и Переяславль-Рязанский, откуда раненый О. И. был вынужден бежать.

http://pravenc.ru/text/2578287.html

В.В. Кусков Литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII-XV вв.) С конца XIII в. начинает возрождаться Русская земля, подвергшаяся опустошительному разгрому монголо-татарскими полчищами. Сознание необходимости борьбы за свое освобождение приводит к сплочению народных сил, одновременно происходит политическое объединение Руси вокруг единого центра, которым становится Москва. Впервые упомянутая в летописи под 1147 г. Москва была уничтожена степными кочевниками в 1138 г., но выгодное географическое положение города, находившегося в бассейне Волго-Окского междуречья на перекрестке торговых путей, защищенного лесами и болотами от набегов чужеземцев, способствует его возрождению и возвышению. К концу XII в. в Москву идет приток беженцев с юго-восточных окраин Владимиро-Суздальской земли. Московский князь Даниил Александрович (1276 – 1303) – младший сын Александра Невского – увеличил территорию Московского княжества почти вдвое. Сыновья Даниила вступают в политическую борьбу с тверскими князьями за великое княжение Владимирское. Иван Данилович, прозванный Калитой, одерживает верх над своим противником князем Тверским. Он привлекает на свою сторону главу русской церкви – митрополита и превращает хана в послушное орудие своей политики. В 1328 г. Калита добился в Орде ярлыка на великое княжение Владимирское, и великими князьями почти бессменно на протяжении всего столетия становятся московские князья. Московская литература Зарождение московской литературы было обусловлено политическим возвышением Москвы. Формирование Русского централизованного государства способствовало развитию национальной культуры. Основной темой литературы становится тема становления централизованного государства. Создающиеся московские летописные своды обращаются к традициям киевского летописания. Как в фольклоре, так и в литературе Киев времен Владимира считался символом былой независимости, славы и величия Руси. Идея борьбы против ненавистного монголо-татарского ига все сильнее овладевала умами широких слоев населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Губительная язва, опустошившая всю Азию, Африку и Европу в половине XIV ст., известная под именем черной смерти проникла и в наше отечество (1350 г.). Она появилась в Пскове, достигла Новгорода и потом разлилась по всей России. Жертвы ее были бесчисленны: вымирали не только целые селения, но и города. Среди сих ужасов, в Москве скончался М. Феогност, двадцать четыре года правивший Церковью русскою (11 март. 1353 г.). Спустя около сорока дней за ним последовал в гроб и В. Князь Симеон Иоаннович (26 апр.). М. Феогност, оставляя престол свой, не хотел иметь по себе другого преемника, кроме своего любимого старца и наместника, возведенного им на кафедру владимирскую, Епископа Алексия. В К. Симеон, в своем предсмертном завещании, заповедовал своим братьям во всем слушать того же Епископа Владимирского: «слушали бы есте отца нашего Владыки Алексия» 2 . Кто же был этот утешитель стенающей Руси, которому вверялось в кормило Церкви и попечение о Государстве? Шестидесятилетний старец 3 , от юности посвятивший дни свои Богу. Св. Алексий был сын боярина черниговского Феодора Бяконта. Отец его, оставив свой город, разоренный в нашествие монгольское переселился в Москву, при Князе Московском Данииле Александровиче, и занял значительное место между боярами московскими, так что ему вверено было управление Москвой 4 . Алексий был старший между своими братьями, которых было четверо 5 . Он родился в Москве, в конце ХШ ст., и при святом крещении был наречен Елевферием 6 . Особенным знаком близости ко двору княжескому было то, что восприемником Елевферия от святой купели был сын Князя Даниила еще малолетний, Иоанн. Родители Елевферия, приготовляя своего сына к высшему служению гражданскому, озаботились» дать ему приличное воспитание, – с малых лет начали обучать его грамоте. Дитя полюбило заниматься книгами, не оставляя впрочем и удовольствий, свойственных юному возрасту. Но чтобы ни расчеты родителей, ни мирские занятия не отвлекли отрока от высшего служения, ему пред- назначенного, Господу угодно было заблаговременно указать ему сию цель его жизни и начать приготовление к ней. Однажды, когда Елевферий вышел в поле, чтобы по-детски позабавиться ловлею птиц, и утомленный ожиданием добычи заснул над своими сетями, он услышал голос, говоривший ему: «Алексий! что напрасно трудишься? будеши человеки ловя». Наименование новым для Елевферия именем, необычайность предсказания, неизвестность предсказателя, все это глубоко заняло душу отрока. Родители вскоре заметили в нем перемену – он сделался необыкновенно молчалив, бросил детские забавы; стал прилежать посту, молитве. Это было на двенадцатом году жизни Елевферия. Достигши пятнадцати лет, он почувствовал в себе решительную наклонность к жизни иноческой, вступил в Московский Богоявленский монастырь и, на двадцатом году постригшись, получил преднареченное ему имя: Алексий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Здесь мы должны возвратиться несколько назад, чтобы сообщить предварительные сведения о том, кому выпал высокий жребий управлять Русскою Церковию после святого Феогноста . Алексий родился к концу XIII или в начале XIV в. в Москве, куда родители его, боярин Феодор и Мария, переселились из Чернигова по случаю разорения этого города татарами, и назван по рождении Симеоном—Елевферием . Отец его Феодор и в Москве занял место в числе знатнейших бояр, был даже правителем Москвы и пользовался такою благосклонностию князя Даниила Александровича, что восприемником своего первенца от святой купели удостоился иметь самого сына княжеского, тогда еще малолетнего, Иоанна Даниловича Калиту. При счастливых способностях Елевферий еще в детстве «изучися всей грамоте» и в ранней юности «всем книгам извыче». На двенадцатом году родители заметили в нем необыкновенную перемену: он сделался молчалив, оставил детские игры, непрестанно упражнялся в чтении книг, любил пост и молитву. С пятнадцати лет о том только и помышлял, как бы поступить в монастырь. Двадцати лет действительно вступил в московский Богоявленский монастырь и при пострижении получил новое имя Алексия. В обители молодой инок со всем жаром предался иноческим подвигам и вместе своим любимым занятиям книгами, так что «всяко писание Ветхаго и Новаго Завета пройде». Так провел Алексий более двадцати лет — слава о его добродетелях распространялась более и более и достигла великого князя московского Симеона и митрополита Феогноста, которые оба сильно полюбили его. Святитель Феогност повелел ему, несмотря на его нежелание, переселиться из обители в митрополичий дом, сделал его своим наместником и поручил ему управление всеми церковными делами и судами. Двенадцать лет и три месяца трудился Алексий в этом почетном звании и приобрел еще более расположенность и князя и митрополита. Первосвятитель, уже дряхлый и слабый, желая приготовить себе преемника в лице Алексия, уступил ему свою собственную епархию Владимирскую и 6 декабря 1352 г., не более как за три месяца до своей смерти, возвел его на степень епископа. А вслед за тем вместе с великим князем и с согласия всех русских святителей, и бояр, и народа отправил посольство в Константинополь просить, чтобы в случае кончины его, Феогноста, на кафедру митрополии Русской возведен был именно епископ Владимирский Алексий .

http://sedmitza.ru/lib/text/435864/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никитский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Никитский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Основан в кон. XII в. или на рубеже XII и XIII вв. на сев. окраине г. Переяславля (ныне Переславль-Залесский), на сев.-вост. берегу Плещеева оз. Первым ктитором мон-ря мог быть прп. Никита Столпник, раскаявшийся в жестокости и др. прегрешениях княжеский тиун. Он пришел в обитель для принятия монашеского пострига после завершения строительства новых городских укреплений. Из летописей известно, что это событие произошло в 1195 г., когда Владимирский вел. кн. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо «заложи… град Переяславль месяца иуля в 29 день на память святаго мученика Калинника; того же лета и срублен бысть» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 412). Когда прп. Никита стал монахом, игумен благословил его принять обет молчания и затвориться в узкой «хлевине». Преподобный стал подвизаться, возложив на себя «железа тяжка» и кресты. Согласно Житию, близ мон-ря он ископал 2 колодца (по преданию, один из них сохр.). В нач. XIII в., после гибели подвижника от рук родственников (или разбойников), его железные вериги и кресты были чудесным образом обретены и возвращены в обитель. Мон-рь неоднократно разоряли захватчики Переяславля и прилегавшей к городу территории, в т. ч. в февр. 1238 (нашествие монг. царевича Батыя), в 1252 (т. н. Неврюева рать), 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. Отношения с Московскими вел. князьями установились в 1302 г., когда переяславским князем стал буд. Владимирский, Московский и Новгородский вел. кн. Георгий (Юрий) Даниилович . Поскольку с кон. 1-й трети XIV в. потомки вел. кн. блгв. Даниила Александровича почти постоянно были правителями Владимирского великого княжества , они время от времени пребывали в Переяславле, посещали местные церкви и мон-ри.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010