Уникальная икона, принадлежавшая императору Александру III, вернулась в Россию Москва, 8 октября 2007 г. Уникальная икона, принадлежавшая императору Александру III и пропавшая в годы Великой отечественной войны, вернулась в Россию, сообщил РИА Новости заместитель руководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков.  " Чудную резную деревянную икону " Введение Богородицы во Храм " с ветхозаветными клеймами приобрел один московский коллекционер на июньских торгах Кристис в Лондоне " , - сообщил он.  По его словам, на аукционе икона не привлекла особого внимания искушенных артдилеров и коллекционеров своей скромной стартовой оценкой и была продана за сравнительно низкую цену.  " Тогда никто и предположить не мог, что эта икона - реальный свидетель духовной связи Святой горы Афон с Россией и участница трагических событий Второй мировой войны " , - сообщил он.  Резную по кипарису икону (размеры - 52x42,5 см) отличают особое изящество композиции и тончайшая проработка деталей. Фигура Пресвятой Богородицы помещена в центр композиции. Богородица входит во Храм в сопровождении своих родителей и дев, несущих свечи. Вверху и внизу основной композиции изображены пророки, держащие развернутые свитки. Слева и справа помещены стоящие фигуры пророков Аввакума, Иакова, Даниила и Моисея, которые помимо свитков держат богородичные символы.  " Получив икону, наш коллекционер решил изучить ее более детально, для чего он извлек ее из киота и осмотрел. Внимание привлекла старая клеенка, прикрывавшая ее оборотную сторону. Осторожно приподняв нижний край клеенки, он увидел, что на тыльной стороне есть надпись: " Его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Александровичу III от Русскою Скита Св. Пророка Илии на Афоне 1893 года " . Кроме того, в левом верхнем углу наклеена бумажная овальная бирка гатчинской дворцовой церкви " , - рассказал Вилков.  Как сообщил замглавы Россвязьохранкультуры, выяснилось, что после 1917 года икона попала в Гатчинский музей, где находилась до 1940 года. Также было установлено, что монахи Русского Скита Святого Пророка Илии (на Афоне) преподнесли эту икону императору Александру III по случаю 10- летия со дня его коронации. 

http://pravoslavie.ru/24275.html

Архив Пн Состоялась премьера фильма «Святой князь Даниил Московский и его обитель» 1 марта 2024 г. 10:34 В рамках цикла исторических документальных фильмов «Святые воины Отчизны» состоялась премьера историко-публицистического фильма «Святой князь Даниил Московский и его обитель». Фильм посвящен возвращению в лоно Церкви Данилова монастыря (17 мая 1983 года), — первого монастыря «на Москве», который всегда оставался духовным центром нашего Отечества и неоднократно встречал нашествия врагов, — а также фигуре его основателя московского князя XIII века Даниила Александровича, заслужившего эпитеты «святой покровитель Москвы» и «князь-миротворец». Работа над фильмом велась без малого два года. Изначально перед кинематографистами «Парк Патриот Медиа», стояла задача снять материал, приуроченный к 40-летию возвращения Данилова монастыря в лоно Церкви и возобновлению монашеского служения. Но по мере изучения исторических документов и погружения в историю Русского мира, на первый план вышел образ князя Даниила Московского, и по сей день находящегося в тени своих великих предков и потомков. Авторам фильма открылись удивительные параллели между историей собирания и сбережения Русского мира князем Даниилом Александровичем, а также его потомками в непростое время монгольского владычества, и борьбой сегодняшней России за возвращение земель, населенных соплеменниками и единоверцами. Создателям ленты захотелось показать зрителю величие помыслов и глубину мудрости первого московского князя, сочетавшиеся у него с кротостью и миротворчеством. В ленту вошли сцены костюмных реконструкций, которые показали силы, питавшие Даниила Московского. Святой князь заложил принципы построения государства Российского, — это Православие, миролюбие, забота о народе, твердое отставание интересов государства. История монастыря от глубины веков и до сегодняшнего дня тоже нашла отражение в фильме. Обитель была первой на Москве, оставалась центром православной веры во времена большевистских гонений, а позднее стала центром празднования 1000-летия Крещения Руси. В октябре 1993 года, когда была велика вероятность начала в России гражданской войны, в стенах монастыря шли переговоры между противостоящими сторонами.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Свято-Данилов мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Данилов монастырь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) — ставропигиальный мужской монастырь на юго-востоке столицы, в 5-ти километрах от Кремля. В этой обители встречаются многие исторические сюжеты Москвы и всей России. Содержание История [ править править код ] Монастырь в эпоху собирания русских земель вокруг Москвы [ править править код ] Основание [ править править код ] Предание, бытующее в Даниловой обители, не расходится с данными ученых: этот первый в Москве монастырь был основан в 1282 году князем Московским Даниилом Александровичем во имя прп. Даниила Столпника . Обитель возникла, когда до ранга столичного граду Москве было далеко. Поэтому не удивительно, что в ее истории много неясного. Достаточно вспомнить, что над раздробленной Русью в то время тяготело монгольское иго, да и сам монастырь уже в 1293 году подвергся татарскому разорению. Князь Даниил Московский был сыном святого князя Александра Невского . (Символично, что частица мощей святого князя хранилась в монастыре до самого его закрытия в 30-е годы XX века.) Монастырь строился вокруг церкви прп. Даниила Столпника, которая находилась на месте современного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Первым его настоятелем стал архимандрит Иоанн, впоследствии епископ Ростовский. В 1303 году святой благоверный князь Даниил скончался в 42-летнем возрасте, приняв монашество в основанной им обители. Согласно его смиренному завещанию, его похоронили не в самом храме, как это следовало делать в соответствии с его княжеским титулом, а на обыкновенном церковном погосте. При Иване Калите [ править править код ] В 1330 году Данилов монастырь пережил событие, прервавшее его историю на два столетия. Тогда хозяйственный князь Иван Калита перенес обитель в Кремль, ближе к княжескому дому, переименовав ее в Преображенскую. К этому времени относится запустение монастыря и монастырского кладбища. Спустя сто лет после основания обители забыли даже о самом месте «святого Данилы за рекой», и позже пришлось обращаться к помощи помнивших древние предания старцев, чтобы обнаружить это место. Житие святого князя Даниила объясняет это тем, что Данилов монастырь объединили со Спасской обителью, находившейся неподалеку, а игумены последней не заботились должным образом об этом своем приобретении.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Состоялась премьера фильма «Святой князь Даниил Московский и его обитель» Москва, 1 марта 2024 г.      В рамках цикла исторических документальных фильмов «Святые воины Отчизны» состоялась премьера историко-публицистического фильма «Святой князь Даниил Московский и его обитель», сообщает Патриархия.ru . Фильм посвящен возвращению в лоно Церкви Данилова монастыря (17 мая 1983 года), — первого монастыря «на Москве», который всегда оставался духовным центром нашего Отечества и неоднократно встречал нашествия врагов, — а также фигуре его основателя московского князя XIII века Даниила Александровича, заслужившего эпитеты «святой покровитель Москвы» и «князь-миротворец». Работа над фильмом велась без малого два года. Изначально перед кинематографистами «Парк Патриот Медиа», стояла задача снять материал, приуроченный к 40-летию возвращения Данилова монастыря в лоно Церкви и возобновлению монашеского служения. Но по мере изучения исторических документов и погружения в историю Русского мира, на первый план вышел образ князя Даниила Московского, и по сей день находящегося в тени своих великих предков и потомков. Авторам фильма открылись удивительные параллели между историей собирания и сбережения Русского мира князем Даниилом Александровичем, а также его потомками в непростое время монгольского владычества, и борьбой сегодняшней России за возвращение земель, населенных соплеменниками и единоверцами. Создателям ленты захотелось показать зрителю величие помыслов и глубину мудрости первого московского князя, сочетавшиеся у него с кротостью и миротворчеством. В ленту вошли сцены костюмных реконструкций, которые показали силы, питавшие Даниила Московского. Святой князь заложил принципы построения государства Российского, — это Православие, миролюбие, забота о народе, твердое отставание интересов государства. История монастыря от глубины веков и до сегодняшнего дня тоже нашла отражение в фильме. Обитель была первой на Москве, оставалась центром православной веры во времена большевистских гонений, а позднее стала центром празднования 1000-летия Крещения Руси. В октябре 1993 года, когда была велика вероятность начала в России гражданской войны, в стенах монастыря шли переговоры между противостоящими сторонами.

http://pravoslavie.ru/158943.html

Святой Даниил Московский      Родоначальник московских князей и царей святой благоверный князь Даниил Александрович жил в сложное время. Получив скромный Московский удел, он вынужден был участвовать в борьбе своих братьев за великое княжение. В те времена военное мастерство князя и его дружины вместе с политической хитростью, казалось, были единственным условием выживания. Только так и можно было противостоять коварству братьев и свирепости врагов. Однако святой князь Даниил сумел найти оружие, силе которого не смогла противостоять даже самая твердая историческая логика. Ведь этот тихий правитель скромного второстепенного удела должен был остаться навсегда малоизвестным князем, владение которого рано или поздно было бы разделено сильными соседями. Но вышло по-другому: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мф. 21: 42)… Есть в истории христианства, в истории Руси моменты, о которых хотелось бы помнить всегда – и в оценках происходящего в мире, и в отношении жизни конкретного человека. Ведь некогда, 2000 лет назад, скромные рыбаки из небольшой римской провинции противостали всей Вселенной. Их последователи 300 лет уничтожались, их не понимали, гнали, однако терпением и кротостью они в конечном итоге победили вопреки всякой логике. То же самое мы видим и в жизни благоверного князя Даниила Московского. В 1282 году он вместе с братом Андреем и другими князьями выступил против другого брата – Димитрия. Однако при первой встрече у града Дмитрова благодаря стараниям святого был заключен мир и кровь не лилась. Когда в 1293 году брат святого Даниила, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Святой вынес врагу ключи от города, чтобы избежать кровопролития, и вместе со своим народом переживал ужасы варварского нападения. В 1300 году, когда святой Даниил разбил коварного рязанского князя с татарскими пособниками, он не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

http://pravoslavie.ru/77930.html

Андрей Александрович Кострюков Персональные сведения Публикации Радиоэфир Кострюков Андрей Александрович. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ. Родился в 1973 г. в г. Наро-Фоминске Московской области. Окончил Московскую духовную академию и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В 2003 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Деятельность русского военного духовенства в годы Русско-японской и Первой мировой войн» (Московская духовная академия).  В 2007 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Русская Зарубежная Церковь и Патриарх Тихон (1920 – 1925 гг.)» (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации). В 2012 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Русская Зарубежная Церковь: создание, взаимоотношения с московской церковной властью и внутренние разделения в 1920 – 1938 гг.» (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Автор 8 книг и более 100 научных статей и публикаций в журналах: «Отечественная история», «Вестник Российского университета дружбы народов», «Вестник ПСТГУ», «Клио», «Церковь и время», «Церковно-исторический вестник» и др. Награды: 2007 – Медаль преподобного Сергия Радонежского I степени. 2014 – Медаль св. благоверного князя Даниила Московского. 2015 – Диплом II степени в номинации «Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке» Х открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» за книгу «Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева)». 2017 – Диплом II степени в номинации «Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке» XII открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» за книгу «Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ХХ веке». В настоящее время является ведущим научным сотрудником Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви.

http://radonezh.ru/node/130257

Математик Григорий Любимов: «Так рождается чувство любви к Родине» Григорий Александрович Любимов – российский ученый, доктор физико-математических наук, профессор, сотрудник Института механики МГУ. Председатель Научного совета РАН по биомеханике. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный научный сотрудник МГУ, лауреат Государственной премии РФ. Награжден орденом святого Даниила Московского третьей степени. Им опубликовано более 150 научных статей по газовой динамике, магнитной гидродинамике, динамике плазмы, биомеханике. Григорий Александрович Любимов      – Есть мнение, что человеку науки тогда, когда наука становится для него общественно значимым делом, семья мешает. – Не соглашусь с этим. Человек ведь жив не одной работой. Он должен отдыхать, чувствовать себя спокойно, ощущать поддержку близких людей. Все это дает человеку семья, если это, конечно, настоящая семья. Если человеку семья мешает в его работе, то у него нет семьи в настоящем смысле этого слова Мне в этом смысле повезло в жизни. У нас с женой всегда были общие интересы. Мы увлекались музыкой, живописью, любили путешествовать, оба любили свою работу. В моей жизни, как и в жизни любого человека, были удачи и трудности, но я всегда ощущал поддержку жены, и это помогало мне и в научной работе, и в общественной деятельности. Отвечая прямо на ваш вопрос, должен сказать, что если человеку семья мешает в его работе, то это значит, что у него нет семьи в настоящем, духовном смысле этого слова. – Кем были ваши предки, как протекало ваше детство в семье? Григорий Александрович Любимов – Из моих предков я помню только бабушку – Ольгу Александровну Любушину, дочку артиста Мариинского театра, скрипача А.А. Панова. Бабушка была домохозяйкой, воспитывала троих детей. В моем раннем детстве, до 1943 года, я много времени проводил с ней, она, по существу, была моим воспитателем в период эвакуации в городе Свердловске. Моя мать, Александра Ярославовна Любимова, до войны была домохозяйкой, воспитывала двоих детей, во время войны поступила работать служащей. По характеру работы дома бывала через день, и поэтому я много времени проводил один, делая уроки и выполняя хозяйственные задания, часто готовил обед.

http://pravoslavie.ru/79742.html

профессор Моисей Александрович Голубев (05.11.1824–22.08.1869) Священное Писание Ветхого Завета профессор Моисей Александрович Голубев Профессор Санкт-Петербургской духовной академии, библеист, экзегет, один из авторов синодального перевода исторических и учительных книг Ветхого Завета. Биография Родился в Санкт-Петербурге в семье диакона. При рождении родители назвали мальчика Михаилом. 7 ноября 1824 года в столице произошло сильное наводнение, во время которого Михаил мог утонуть, но этого не произошло и он спасся. По предложению крёстных родителей Михаила: архимандрита Фотия (Спасского) и графини А. А. Орловой-Чесменской было решено присвоить мальчику новое имя — Моисей, в честь пророка Моисея, с этим именем его крестили и его он носил всю оставшуюся жизнь. У Моисея была родная сестра, его отец умер через год после наводнения, а мать вышла замуж второй раз. Голубев закончил Александро-Невское духовное училище, в 1843 году он закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию первым студентом. В 1847 году он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, со званием магистра за сочинение «История Александрийского училища». 16 октября 1847 года Голубев был оставлен в академии бакалавром по Священному Писанию, преподавал герменевтику с историческим и истолковательным обозрением Священного Писания Ветхого и Нового Завета. С 3 декабря 1848 года по 5 ноября 1851 года Голубев был помощником инспектора. С 28 марта 1850 года по 12 апреля 1856 года он занимал должность эконома Санкт-Петербургской духовной академии. С 21 августа 1852 года по 31 декабря 1856 года Голубев преподавал английский язык в академии. С 25 ноября 1853 года он был экстраординарным профессором. 10 декабря 1856 года Голубев уволен из духовного звания, 8 апреля 1857 года Голубев утвержден ординарным профессором. Голубев хорошо знал древние языки: древнееврейский, древнегреческий, латинский), а также новые языки: немецкий, французский, английский), благодаря чему занимался переводами. В 1860 году был избран особый комитет по переводу Ветхого завета из трех профессоров: Моисея Александровича Голубева (после его смерти его место в комитете занял Павел Иванович Савваитов), Даниила Авраамовича Хвольсона и Евграфа Ивановича Ловягина. В 60-е он вместе с Д. А. Хвольсоном переводил по поручению Святейшего Синода исторические и учительные книги Ветхого Завета с древнееврейского на русский язык, так называемый синодальный перевод, который был доведен до середины Книги Иова (опубликован в приложении к «Христианскому чтению» за 1861-1871 годы); а также участвовал в переводе «Церковной истории» Евсевия, бесед и толкований Иоанна Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Роберт Александрович Балакшин – вологодский писатель, автор многих хороших книг, член Союза писателей России, лауреат Всероссийского литературного конкурса «О, русская земля» за 2005 год, Государственной премии Вологодской области по литературе за 2006 год. Награжден медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», а также медалью благоверного князя Даниила Московского (с надписью «За труды во славу Святой Церкви») и многими другими наградами. В последние годы Роберт Александрович много пишет для детей, и особенно читателям полюбились изданные в Сретенском монастыре «Жития святых для детей» – двухтомник, содержащий 60 повествований о святых самых разных эпох и стран. Особенность этого издания – язык житий: современная, понятная нынешним детям, хорошая, живая, неспешная русская речь. Но главное внимание уделяется знакомству детей, а часто и взрослых, со святыми. А об одном святом – праведном Прокопии Великоустюжском, Христа ради юродивом, – вышла отдельная книжка. Как можно и нужно рассказывать о жизни святых людей, насколько это трудно, чего нужно избегать, когда пишешь о святом, – об этом мы беседуем с писателем. Роберт Балакшин с внуком      – Роберт Александрович, как появилась идея написать о святом Прокопии Великоустюжском? – Я и не думал, не собирался писать о жизни святых – это дело все-таки очень ответственное. Одно дело – писать рассказы да повести, выдумывать сюжет «от ветра главы своея», но совсем другое дело – рассказывать о конкретных людях, тем более о святых. А получилось так: когда начала работать в России замечательная образовательная программа «Истоки», ко мне обратился Игорь Алексеевич Кузьмин с просьбой переложить для детей на современный литературный язык жития святых. Должны знать дети о русских святых? – Конечно, должны. Нужно «только» написать о них так, чтобы современные дети смогли понять, о ком и о чем идет речь: русский язык прошлых веков или церковнославянский, на которых писались жития святых несколько веков назад, уже не очень доступен им на первых порах. Я и согласился: и дело нужное, и интересно.

http://pravoslavie.ru/72574.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Богословские соблазны монархического движения 19 ноября - день убиения священника Даниила Сысоева (†2009) 19.11.2015 2879 Время на чтение 13 минут От редакции журнала «Благодатный Огонь » : эта статья о.Даниила была написана в 2000 году накануне канонизации царя-мученика Николая II. После падения безбожной власти и начавшегося оживления церковной жизни среди православных христиан стали возрождаться позабытые ранее большинством идеи восстановления монархии. Церковная мысль не могла остаться в стороне от оценки этого явления. Особую остроту обсуждения этой темы придала предстоящая канонизация святого царя-мученика Николая, с которой многие связывают надежды на возрождение нашей Родины. Однако это замечательное явление осложняется тем, что, кроме здравых семян святоотеческого богословия, в сознание православных людей падают и еретические взгляды, некоторые из которых прямо отвергают основные догматы Церкви и дискредитируют светлый образ последнего русского царя. После канонизации царя-мученика Николая Александровича эти взгляды среди всего прочего могут вызвать в церковной среде немалое смущение, соблазн и даже неправославные мнения. Кто такой «удерживающий», о котором говорил апостол Павел? Среди многих православных монархистов бытует мнение, что единственным удерживающим (см.: 2 Фес. 2, 7) мир от прихода антихриста является православный Царь, само существование которого, вне зависимости от степени его влияния на мировые процессы, не дает прийти отступнику. Соответственно, считается, что после убийства Царя-мученика Николая II удерживающий уже взят от среды и мир вступил в предантихристову эпоху (что, кстати, нелогично, ибо о такой эпохе Священное Писание не упоминает в связи с удерживающим). Утверждение это считается чуть ли не самоочевидной аксиомой, но вошло оно в сознание православных христиан не из чистых родников святоотеческой мысли, а почерпнуто из трудов деятелей карловацкого раскола и катакомбных сектантов. Конечно, нельзя сказать, что раз нечто проповедуется людьми, находящимися вне общения с Кафолической Церковью или же в расколе, то это уже ложь по определению. Но, с другой стороны, к идеям, происходящим из таких источников, должно относиться со здравым недоверием и проверять их светом Откровения Божия и учением святых Отцов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/20/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010