Во дни царя Иоанна Васильевича, всея Руси самодержца, в городе Коломне проживал купец. Однажды сей купец поехал в лодке с товарами ко граду Москве и с ним был его юный сын. Сего юношу постигла тогда такая сильная болезнь, что отчаялись в его спасении, и он был при последнем издыхании. Когда купец с сыном приплыли к церкви, где почивали честные мощи блаженного и великого князя Даниила, купец принес своего больного сына ко гробу князя и велел иерею той церкви петь молебен, а сам с великой верой и обильными слезами стал молиться Богу, призывая в молитве святого князя Даниила, прося продления жизни своему сыну, которого и возложил на честный гроб князя Даниила. И тотчас сын его, как бы пробудившись от сна, стал здоровым. Тогда он взял своего исцеленного сына и пошел в путь, славя Бога и святого князя Даниила. С тех пор отец сильно уверовал в святого угодника и каждый год в день исцеления своего сына приходил ко гробу святого, совершал там молебны и творил милостыню. Царь Иоанн Васильевич, видя то место Даниловское, где почивали честные мощи блаженного князя Даниила, в небрежении и забвении, сам стал ежегодно приходить к мощам сим, и митрополит со священным собором установили совершать там ежегодно панихиды и службы о святом. Царь повелел там устроить каменную церковь и воздвигнуть монастырь, собрать иноков и составить общее житие. В 1652 году 30 августа обретены нетленными мощи святого князя Даниила и по повелению великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича перенесены в храм во имя святых Отец семи Вселенских Соборов обители святого Даниила, где и доселе сии мощи видимы всем приходящим и почитающим их. По молитвам святого и блаженного князя Даниила помилуй нас, Христе Боже наш, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Георгий Всеволодович, благоверный князь Владимирский — преставление Святой благоверный князь Георгий (Юрий) был сыном великого князя Всеволода, по прозванию Большое Гнездо. Родился в 1189 году. По свидетельству летописи, св. Георгий был украшен добрыми качествами. С юных лет он отличался горячей любовью к Богу и делами благочестия, стараясь выполнять заповеди Божии и храня в сердце своем страх Божий. Еще в ранней юности он содействовал благоустроению владимирской Рождественской обители, благотворил ей, приходил в эту обитель «ко всякому церковному пению — к тому, что произносится, и чтениям из Священного Писания усердно внимал и слышимые книжные слова полагал себе на сердце, и размышлял часто в уме своем о том, что христианам должно в Царство Небесное войти многими напастями».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Великий князь согласился с избранием Даниила и митрополит Варлаам посвятил его в сан игумена. Мотивы, которыми руководствовалась братия монастыря при избрании Даниила, заслуживают внимания для определения нравственного характера новоизбранного. Старцы указывают на нравственные достоинства, когда говорят о Данииле, что он любил нищету, пребывал в трудах, посте и молитвах, и не любил празднословия. Но нельзя не замечать в указанных достоинствах отсутствия индивидуальности характеризуемого лица. Скорее всего перечисленные качества, взятые в свой совокупности, составляют краткое изображение достоинств, которые любили видеть в каждом иноке. Поэтому из слов старцев, – слов более или менее стереотипных и одинаково приложимых ко всякому иноку, и тем более к иноку, избираемому на игуменство, мало можно найти данных для определения нравственного характера Даниила, его личных субъективных особенностей. На основании их можно составить такое понятие о Данииле, что он по своим нравственным качествам представляет из себя образец хорошего, деятельного и исправного инока. Но в словах старцев есть одно весьма важное выражение, которое открывает собою возможность подметить одну черту в характере Даниила. Они говорят о намерении, которое он, значит, не скрывал ни от кого, поступить на игуменство в каком-нибудь другом монастыре. Это намерение Даниила, освещаемое еще другими фактами его последующей деятельности, несомненно свидетельствует о присутствии в его характере самолюбия 276 , которое так сильно повредило его нравственной репутации в последствии. Несомненно Даниилу давали перевес не одни его нравственные качества, но вместе с тем и его умственные способности и дарования. Братия монастыря заметно много дорожила личностью Даниила, и потому лишь только ей стало известно его желание оставить монастырь с целью занять место игумена в другом монастыре, она решилась, лишь бы только не потерять его, предоставить ему игуменство в своем собственном монастыре. Отсюда несомненным становится, особенно если взять во внимание обширную литературную деятельность Даниила, какою он заявил себя в последствии, то обстоятельство, что Даниил превосходил, других членов монастыря своими умственными способностями и был несравненно просвещеннее многих других волоколамских иноков, что действительно и подтверждается фактами последующей его деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Часть Кн. Даниила написана на позднем арамейском языке. Повествовательный ее раздел свидетельствует, что в настоящем своем виде эта боговдохновенная книга написана много времени спустя после изображенных в ней событий эпохи Плена. Так, покорителем Вавилона в ней назван Дарий (522–486), между тем как, согласно Ис 45,1–6, 1 Ездр 1 и внебиблейским документам, Вавилон был взят Киром (559–530). Книга говорит об обращении Навуходоносора к вере в единого Бога, что не согласуется с другими данными Библии и вавилонскими источниками. И все же рассказы Даниила основаны на воспоминании о реальных событиях. Но эти события даны через призму устных сказаний, в которых естественны и возможны фактические неточности. Цель автора — не описывать давно минувшие дела, а передать Откровение с помощью мидраша. В Кн. Даниила много говорится о преследовании верных и о Господе, Который избавляет их от мучителей. Еще в III веке неоплатоник Порфирий связывал книгу с эпохой Маккавеев. Свт. Иоанн Златоуст и бл. Иероним отождествляли врага Божия, изображенного в видениях Даниила, с Антиохом Епифаном. Это подтверждает ссылка св. автора на «мерзость запустения» (Дан 11,31; 12,11), то есть алтарь Зевса в Храме (1 Макк 1,54). С XVII века среди толкователей утвердилась мысль, что Кн. Даниила была написана в разгар гонения Антиоха, прежде, чем Иуда Маккавей очистил Храм от «мерзости запустения». 2. Композиция и язык Кн. Даниила. Распадается книга на две разнохарактерные части: 1. Сказания о жизни и деяниях мудреца Даниила, жившего в Плену. Литературный жанр этой части определяется как мидраш (сказание на историческую тему) и агада (назидательная притча). В качестве исходного материала для нее служили древние исторические предания (1–6). 2. Видения Даниила, содержащие Откровение о судьбах мира и народа Божия. Это собственно апокалиптический раздел книги (7-12). На еврейском языке написаны 1,1–2,2; 8-12, а на арамейском — 2,3–7,28. Как показали рукописи, найденные в Кумране, цикл легенд о Данииле не исчерпывается теми, что вошли в Библию (см. приложение 1 в конце параграфа). Часть этих сказаний была добавлена к греческому переводу Писания (3,14–90; 13–14). Церковь относит эти добавления к числу неканонических.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Перейдем к положительным, выработанным апологетической наукой, доказательствам подлинности ее. В бывшем пророку Иезекиилю откровении Господь говорит: аще будут сии три мужи Ной, Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся… и аще будут сии три мужи… ни сынове, ни дщери их не спасутся, но токмо сии едины спасутся… не избавят ни сынов, ни дщерей своих ( Иез.14:14–20 ). Здесь утверждается историческое существование во время вавилонского плена Даниила и спасение им некоторых близких людей, т. е. содержание второй главы, повествующей о сохранении жизни халдейских мудрецов через Даниила. В другом месте своей книги пророк Иезекииль обращается к царю тирскому: еда премудрее ты еси Даниила ( Иез.28:3 )? Здесь подтверждается, согласно повествованию книги пророка Даниила, мудрость Даниила, которою он превзошел всех языческих мудрецов ( Дан.1–5 глл.). Таким образом, из библейских свидетельств несомненно, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане. В первой Маккавейской книге читаем: Анания, Азария и Мисаил верующе спасошася от пламене. Даниил в простоте своей изъятая из уст Львовых (2:59–60). Очевидно, здесь подтверждаются еще некоторые частные чудесные события из книги Даниила (3 и 6 глл.). Из 1Мак.1:54 справедливо заключают, что писатель Маккавейской книги видел на Антиохе Епифане исполнение пророчества Даниила 9 и 11 о «мерзости запустения» в иерусалимском храме (срав. 1Мак.2:49, 63 ­­ Дан.8:25–26 ; 1Мак.1 ­­ Дан.8:11 ). Но в глазах христиан существуют еще более авторитетные свидетельства. Господь Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да бежат в горы ( Мф.24:15–16 ). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах ( Дан.9:25–27 ), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом ( Дан.9:21–27 ), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Старик немного помолчал, а потом добавил: — Без благословения князя, голубок, нашим слободчанам пользы в большом деле не будет. Кто знает, быть может, этот обычай, как и неофициальное название Даниловская слободка, передававшиеся из поколения в поколение с давних пор, уходят своими корнями ко временам милостивого, добросердечного, особенного князя, дававшего здесь и в Новограде московском приют всем приходившим сюда от татарского насилия и от невзгод и бед княжеских междоусобий. А здесь была любовь, благодать и мир. И святой князь всех благословлял, всем помогал и о всех молился». Чудеса князя Даниила Отец Даниил неоднократно был свидетелем чудес святого князя Даниила: как до закрытия обители, так и в годы гонений. Батюшка часто вспоминал о некоторых случаях. «Чудеса вершатся. По-прежнему помогает людям благоверный князь, спасает их. Я вам только о некоторых чудесах скажу, рассказов много. Ну, и прежде всего, это Нилус Сергей Александрович , публикатор “Протоколов”. Его неоднократно в те мятежные революционные годы арестовывали. И вот однажды за два часа до назначенного ему расстрела он стоял в нашей обители у мощей святого Даниила, обращаясь к нему с последними, как он считал, словами. И князь Даниил избавил его от казни. По имеющимся сведениям, он потом жил в городе Александрове и скончался естественной смертью». Отец Даниил много раз в проповедях рассказывал о прекрасном состоянии мощей князя Даниила. Такими они были до утраты в 30е годы. «Вот свидетельство епископа Николая Елецкого, а это был великий святитель, который служил у нас в Даниловском монастыре в дни Пасхи неоднократно. Владыке Николаю доводилось открывать в нашей обители раку со священными мощами князя Даниила. И вот когда однажды он приник в раку, то невольно в изумлении воскликнул: “Я много мощей разных видел, но таких жизненных, как мощи князя Даниила, не видал никогда! Стоит лишь открыть глазки — и он живой!” Сколько же было чудес! В 1925 году часовня, в которой находилась чудотворная икона благоверного князя Даниила, еще была открыта. И вот в Духов день состоялся крестный ход из Данилова монастыря. Из часовни брали икону князя Даниила и несли в храм на Даниловское кладбище. А там духовенство ее встречало. И последний крестный ход сопровождал наместник Данилова монастыря архимандрит Поликарп.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Житие преподобного Даниила, писанное вскоре после его смерти, уже заканчивается двумя его чудесами. Затем прошло около столетия, в продолжение которого записи чудес переяславского подвижника не велось. Вот доказательство. В 1630 году 14 августа было явление преподобного крестьянину Горицкого монастыря Василию Куманину. Чудотворец «велел ему изговорить начальным людем, чтобы приходили к его гробу и к образу молебствовали». Воевода писал к Москве об этом явлении; Куманина ставили пред патриархом Филаретом; взяли из монастыря стихиры, канон и житие преподобного. Но чудо это не было записано в то время, и о нем узнаем мы из более поздней грамоты 63 . Чудеса преподобного Даниила начали записываться лишь в 1652 году, около времени его канонизации, после перенесения мощей святого Филиппа митрополита с Соловецкого острова в Москву (т.е. после 3 июля). Поводом к этому послужило новое явление святого служебнику монастыря Ивану Аисину в сенокос этого года, т.е. в том же июле месяце. Когда Аисин объявил о новом чуде преподобного Даниила, архимандрит монастыря Тихон и эконом Никита, обрадованные, «обще повелевают изысковати чюдеса, яже от прелодобнаго быша» (стр. 88). В грамоте, писанной патриарху Никону , следовательно, после 25 июля 1652 года (потому что этого числа Никон сделался патриархом) и до 1 ноября (потому что этим числом датирована ответная им грамота) уже упоминалось: «и тем ево (Даниила) чюдесем есть записка» 64 . Это показание определяет время записи чудес преподобного Даниила. Но то было лишь начало труда 65 . Митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сисоевич, свидетельствовавший мощи преподобного Даниила 30 декабря того же года, также принимает участие, если не в деле записи чудес переяславского угодника или в собрании записей в одно целое, то в официальной санкции записанных. По полной редакции Повести о обретении мощей, обращаясь к участникам торжества, Иона говорит им: «потщитеся возвестити ми яже преже бывших чюдес преподобного отца Данила, да с написанными чюдесы послю аз епистолию ко благочестивому царю. И предстоящии же реша ему различная чудеса преподобного. Святитель же, вся исправив добре и написав епистолию и посылая... Никиту... к царю» (стр. 95). По прямому смыслу приведенных слов, Ростовский владыка сам записывает чудеса преподобного. Во второй сокращенной редакции имеется важный вариант к данному месту: «архимандрит же Тихон з братиею даде преосвященному митрополиту прежде бывшия чюдеса от преподобного Даниила. Он же приим и вся добре управив, и посла предпреченного мниха Никиту с епистолиею и с прежде бывшими чудесами» (стр. 104). Очень может быть, что некоторые чудеса записаны были вновь самим митрополитом Ионою, но едва ли многие (он очень недолго оставался в Переяславле); большая же часть снова посланных в Москву чудес были, вероятно, прежней записи 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Навуходоносор, разгневавшись, велел распалить печь как можно жарче и бросить их в нее. Печь была так раскалена, что пламя убило людей, которые бросали их. Но Анания, Азария и Мисаил остались целы и невредимы, даже волос на головах их не опалился и платье не затлелось. Увидев это, Навуходоносор прославил истинного Бога, а Ананию, Азарию и Мисаила поставил начальниками в стране Вавилонской. Чудесное спасение Даниила в львином рве По смерти Навуходоносора царство Вавилонское скоро было покорено Дарием, царем мидийским. Дарий так полюбил Даниила, что дал ему в управление третью часть своего царства. Это очень не понравилось прочим вельможам, и они решили погубить Даниила. Они знали, что Даниил каждый день три раза – утром, в полдень и вечером – молится Богу перед окном, обращенным к Иерусалиму. И вот однажды они, придя к царю, упросили его издать такое повеление, чтобы никто в течение 30 дней не смел просить чего-либо ни у Бога, ни у людей, кроме царя, а кто не исполнит этого повеления, того бросить в ров на съедение львам. Даниил и после этого молился только истинному Богу. Тогда вельможи донесли об этом царю и требовали, чтобы он повелел бросить Даниила в львиный ров. Царь жалел Даниила и долго не соглашался на это, но должен был поступить так, как сам повелел. Даниила бросили в ров. Вход в него заложили камнями и запечатали царской печатью. На другой день на рассвете Дарий пошел ко рву. Он обрадовался, когда увидел, что Даниил жив и что львы были перед ним кротки, как агнцы. Тогда он повелел вынуть его, а на его место бросить вельмож, которые доносили на него. После этого Дарий издал повеление, чтобы все подданные его поклонялись Богу, Которому покланяется Даниил. Пророчество Даниила (за 539 лет до Рождества Христова) Когда предсказанное пророком Иеремией время вавилонского пленения подходило к концу, Даниил стал молиться Богу об освобождении своего народа из плена. И вот однажды во время молитвы явился ему архангел Гавриил и сказал: «Даниил, послушай меня! Народу твоему назначено ждать семьдесят седмин (семилетий), то есть 490 лет, пока придет Мессия. Заметь же, что с того времени, как выйдет повеление отстроить Иерусалим, до Мессии пройдет семь седмин и шестьдесят две седмины. В эти семь седмин будет отстроен Иерусалим, а по прошествии шестидесяти двух седмин будет предан смерти Мессия за грехи людей. В последнюю же седмину будет установлен Новый Завет (Иисусом Христом)». Все пророчества, которые были описаны задолго до Рождества Христова, сбылись. Возвращение Иудеев из вавилонского плена и восстановление Иерусалима и храма (за 537 лет до Рождества Христова)

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Его игумен Вавила принимал участие в соборе 518 года и в V Вселенском Соборе в Константинополе в 536 году. Судя по его подписи «игумен святой обители блаженной памяти Даниила, что в Столпе, Святого Иоанна Предтечи и Крестителя в Малой Глуби и Святого Андрея близ Столпа», ученики преподобного Даниила (как и, например, акимиты) создали подобие монашеского «ордена» вокруг Анапла. Монастырь Святого Даниила Столпника существовал как минимум до XII века, когда упоминается Савва, «игумен обители преподобного Даниила в Анапле». Примечательно, однако, что русский паломник Антоний Новгородец, приложившийся в 1200 году к мощам преподобного Даниила, указывает, что храм в Анапле, где они лежали, носил имя святого Симеона. Долгое время шли споры, где находился этот монастырь, пока Р. Жанен не указал на свидетельство «Жития святого Луки Стириота», согласно которому преподобный поставил свой столп на высоком холме (что совпадает с указанием Антония Новгородца) около Сосфения (современный Истинье, портовый город на Босфоре)8. Впрочем, дальше Константинополя почитание преподобного Даниила распространилось незначительно, хотя его мощи сейчас почитаются в Греции: глава — в Большом Метеорском монастыре, а отдельные частицы — в Великой Лавре на Афоне и монастыре Агиа-Лавра близ Калавриты9. Интересна история почитания преподобного Даниила Столпника в славянских странах и на Руси. Во-первых, на церковнославянский было переведено не только синаксарное (проложное), но и полное древнее житие святого10 (перевод не учтен при критическом издании греческого текста). Во-вторых, со Студийско-Алексеевским Типиконом служба святому Даниилу Столпнику попала на Русь уже в XI веке11. В-третьих, преподобного часто изображали в росписях русских храмов: как и в Византии, он нередко представляется вместе с другими святыми столпниками (Симеоном Старшим, Симеоном Младшим Дивногорцем, Алипием). Например, в Троицком приделе храма Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде, расписанного Феофаном Греком в 1378 году.

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnyy_...

Отразилось ли персидское влияние на учении пророка Даниила о будущем суде и воскресении ( Дан. 7:9–11; 12:1–4 )? По-видимому, на этот вопрос трудно ответить. У Даниила упоминается суд над злом и огненная река, как будто указывающие на Аримана и металлическую реку, о которой упоминает Бундегеш. Но у прор. Даниила разграничивается учение о суде от учения о воскресении. Пророк на основании идеи правосудия верит в погибель всего злого и враждебного Иегове. Все враждебное Иегове и иудеям некогда с особенным ожесточением вступит в борьбу с иудеями, но все это зло не в состоянии одержать победы, его дерзость вызовет только праведный суд Иеговы. Бессильное злодейство быстро погибнет, наступит царство святых. По персидскому воззрению, вслед за погибелью зверей должно бы тотчас наступить общее воскресение. Пророк не признает такой связи. Враждебные Богу и иудейскому народу существа не имеют власти над смертью: за погибелью злодеев не может непременно следовать воскресение. Единственное сходство между пророчеством Даниила и учением персов заключается в представлении об огненной реке. Но у Даниила эта река есть только образ, основанный на ветхозаветной символике; она не имеет ни очистительного, ни карательного значения. По верованию персов, металлическая река существенно необходима: в ней получают смысл и значение вся история человечества и дуализма. Что касается учения Даниила о воскресении, то оно существенно отлично от учения персов. Цель воскресения, по учению Даниила, есть воздаяние отдельным личностям за их заслуги и страдания в настоящей жизни (12:13): воскресение может вести или к вечной укоризне, или к вечной жизни. По учению персов, воскресение ведет к апокатастасису и победе над Ариманом: все воскресшие грешники и праведники пройдут через металлическую реку, а затем будут жить в веселии и радости. Как учение о смерти, так и о воскресении в Ветхом Завете вытекало из нравственных принципов и идеи правосудия, у персов – из дуалистических начал. По ветхозаветному воззрению, смерть есть наказание за грех , воскресение ведет к вечной награде или наказанию. По воззрению персов, смерть есть творение Аримана и воскресение есть следствие победы над ее творцом. Между ветхозаветным и персидским воззрением на смерть и воскресение есть существенное, коренное различие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В описываемое время, по всей вероятности, появились в Ростове позднейшие редакции житий его первых просветителей Леонтия и Авраамия и новое житие Исидора, ростовского юродивого XV века Церковь чтила его п:1мять уже в начале XVI века, и житие его занесено в минеи Макария Несмотря, однако, на сравнительно недалекое расстояние биографа от времени жизни блаженного, содержание этого жития очень смутно и почерпнуто преимущественно из легендарных источников. Здесь повторилась связь ростовских преданий с новгородскими, уже замеченная нами в перенесении легенды о борьбе архиепископа Иоанна с бесом на Авраамия Ростовского. Чудо исчезновения напитков на пиру у ростовского князя есть вариант легенды о более раннем юродивом Николе Кочанове Новгородском, а рассказ о спасении ростовского купца Исидором на море основан на легендарных мотивах, плохоприкрытых книжной редакцией и одинаковых с известной новгородской былиной, приуроченной к лицу новгородца XII века Содка Сытинича 411 . Несравненно важнее повесть о Борисоглебском монастыре (в 15 верстах от Ростова), с избытком восполняющая отсутствие жития основателей его Феодора и Павла. Она написана в самом монастыре в начале второй половины XVI века, как видно по указаниям автора и по времени одного ее списка. Рассказ в ней очень прост и сух, без всяких риторических украшений, но передает события с такою полнотой и ясностью, какая редко встречается в житиях и которой не имеет даже сказание Паисия Ярославова 412 . К самым обширным и лучшим биографиям макарьевского времени принадлежит житие Даниила Переяславского, преставившегося 7 апреля 1540 года. Оно написано 13 лет спустя по смерти Даниила неизвестным по имени учеником его, по двойному приказу царя и митрополита. Близость биографа к описываемому лицу отразилась на тоне и изложении жития: он рассказывает просто о старце, которого любил и уважал, не облекая действительных явлений в условные формы житий и не делая обычного подбора биографических черт 413 . Биограф замечает, что до него жизнь Даниила никем не была описана, хотя некоторые и начинали; может быть, он же сделал и сокращение своего труда, помещенное в Степенной 414 . В житии Даниила подробно рассказано и об открытии им в 1539 году мощей князя смоленского Андрея, погребенного при одной из приходских церквей в Переяславле. Присланным из Москвы следователям о мощах Даниила показывал в «старых книгах» службу Андрею, стихиры и канон, по которым, говорил он, еще недавно праздновали ему в церкви, при которой он покоился. Кто-то в Переяславле выписал целиком этот рассказ из жития Даниила и, приделав к нему небольшое вступление, пустил под именем жития кн. Андрея 415 . Немного позднее биографии Даниила прибавлен был к житию другого местного святого, Никты, ряд чудес XVI века с рассказом о преобршовании и перестройке монастыря Иваном Грозным. Эти чудес! описаны, кажется, игуменом Никитского монастыря Вассианом и дают несколько любопытных черт для истории монастырской жизни в XVI веке 416

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010