О каноническом достоинстве книги пророка Даниила свидетельствуют вышеприведенные многочисленные ветхозаветные ( Иез.14:14–20; 28:3 ; 1Мак.1:54; 2:59–60 ) и новозаветные ( Мф.24:15–16 ) цитаты. Ряд последних можно увеличить множеством цитат из книги Даниила, хотя без имени последнего. Таково, например, по общему мнению часто употребляемое у Иисуса Христа, в ясно мессианском смысле, название «Сын человеческий» ( Мф.10:23; 16:27–28; 19:28; 24:30; 25 и мн. др.). Это наименование в ясно мессианском смысле употребляется в Ветхом Завете исключительно лишь у одного пророка Даниила (7 глава). Употребляя, таким образом, без особых пояснений это наименование, Господь Иисус Христос очевидно утверждал мессианское богодухновенное учение книги пророка Даниила. И замечательно, некоторые образы в учении о Сыне человеческом очень сходны в книге Даниила и в пророчествах Господа Иисуса Христа. Например, явление на облаках с силою и славою ( Дан.7 ­­ Мф.24:30; 25:31–32 ; Лк.21:27 ; Ин.3:13 ); сидение Его на престоле, окруженном сонмом Ангелов ( Дан.7:10, 14 ­­ Мф.25:31 ; Лк.22:69 ). Особенно нельзя оставить без внимания употребления Господом Иисусом Христом этого наименования на суде у первосвященника Каиафы в ответ на его вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословеннаго? Я, и вы узрите Сына человеческаго, сидящаго одесную силы и грядущаго на облаках небесных ( Мк.14:61–62 ). Ясно, что Христос как бы так говорил: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил ( Дан.7:13–14 ). В том же пророчестве Даниила заключается объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына человеческого ( Деян.7:56 ). Апостол Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня, заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно напоминал о лицах, описываемых в книге Даниила (3 и 6 глл.). В его же пророчестве об антихристе ( 2Сол.2:4 ) есть черты из пророчеств Даниила ( Дан.11:36–39 ). В Апокалипсисе находится очень много образов и символов, объясняемых из книги Даниила, особенно из 7 главы (напр., Апок.13 ­­ Дан.7:3 ; Апок.11:7, 15 ­­ Дан.7:7, 27 ; Апок.5 ­­ Дан.7:10 ; Апок.20:4, 11 ­­ Дан.7:9 ; Апок.14 ­­ Дан.7:13 ; Апок.17 ­­ Дан.7:20–21 ). Отцы Церкви, несмотря на уверения еретиков, всегда были единодушны в признании каноничности и богодухновенности книги пророка Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она помещается в числе пророческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Не то у Даниила. Он дает у себя только положительное православное учение с той его стороны, которая подвергалась нареканиям со стороны еретиков, предполагая последние вполне известными своим современникам и потому обходя их молчанием. При такой постановке дела в сочинениях Даниила мы вовсе почти не находим сведений, которые бы сообщали что-либо об учении самих еретиков, тогда как «Просветитель» Иосифа очень богат этими сведениями. Рассматриваемый с этой стороны с – точки зрения ценности чисто исторической, сочинения Даниила стоят неизмеримо ниже сочинений преп. Иосифа Волоцкого . Первый рассмотренный отдел сочинений Даниила характеризует его по преимуществу как ученого (по своему времени) богослова-полемиста. Если только расширить значение церковной проповеди до того, что в объем ее относить и полемические богословские трактаты, написанные с учеными приемами, то этот первый отдел слов Даниила должно обозначать в таком случае проповедью ученою. Даниил более замечателен как администратор. Иерархическая деятельность митроп. Даниила, принципом которой было возвышение и занятие высших иерархических мест в церкви людьми одинакового с ним направления, имеет большое историческое значение. Он образовал в свое довольно продолжительное святительство особую школу архиереев, которая была проникнута идеями Иосифа Волоцкого . Этим самым Даниил на долгое время определил последующий характер русской церковной жизни, дал ей ясное, определенное и сформированное в своих деятелях направление. Административная иерархическая деятельность митрополита Даниила в связи с литературной подготовила и заранее определила характер решений Стоглавого собора. Что это было именно так, для этого достаточно самого беглого перечня лиц, стоявших во главе церковной иерархии во время непосредственно следовавшее за смертью Даниила. – Утвердившись на митрополичьем престоле, верный вполне иосифовским преданиям, митроп. Макарий продолжал действовать в духе церковной политики своего предшественника Даниила и давал быстрый ход иосифлянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

д) Составители священного канона поместили кн. пр. Даниила в число священных книг, как книгу, принадлежащую пр. Даниилу, и прямо боговдохновенную. Трудно понять, каким образом книга, написанная во время Маккавеев (в которое иудеи столь ревностны были в отношении к св. книгам) могла быть принята в канон. В то время имя канона было столь священно, что даже несколько древнейшая книга Иисуса, сына Сирахова, хотя написана была на еврейском языке и весьма назидательная по своему содержанию, однако же не принята в канон. Сверх сего книга, недавно появившаяся между иудеями, в то время рассеянными, не могла быть принята без того, чтобы за сие не произошло между ними каких-нибудь споров, о которых, по крайней мере, нечто было бы упомянуто в Маккавейских книгах или писаниях позднейших; но и намеков на это нет нигде. е) Напротив, из книг Маккавейских видно, что книга пр. Даниила существовала еще до времен Маккавеев ( 1Мак.2:59–60 ). И выражение писателя ( 1Мак.1:54 ) «мерзость запустения» прямо взято из кн. пр. Даниила ( Дан.9:27, 11:81 ) и притом по переводу LXX. Отсюда видим, что пророчества Даниила в то время были уже переведены на греческий язык, следовательно, они существовали раньше времен Маккавеев, так как перевод св. книг с еврейского языка на греческий был сделан около 271 г. до Р. X., следовательно, раньше времен Маккавеев 20 . ж) Это же подтверждается и свидетельством, с одной стороны, Иосифа Флавия: по Флавию, во время нашествия на Иудею Александра Македонского (332 г. до Р. X.), когда он, после торжественной встречи ему, вошел в Иерусалимский храм и принес жертву Богу, ему показана была пророческая кн. Даниила, в которой сказано было, что царь Греческий ниспровергнет царство Персидское. Таким образом книга эта тогда была уже известна у иудеев (Древ. иуд. кн. 11 гл. 8 § 5). С другой – подтверждается тем, что в кн. пр. Захарии (Гофман и Баумгартен положительно доказали, что образы 4 рогов и 4 ковачей, равно 4 колесниц Захарии ( Зах.1:18–21, 17:1–8 ), относятся к 4 монархиям Даниила), Ездры и Неемии встречаются намеки на кн. пр. Даниила и знакомство писателей сих книг с книгою Даниила. А это очень важно, потому что несомненно, что эти лица писали за несколько веков до Антиоха Епифана, что предполагает древность Данииловой книги и доказывает ее. Таковы внутренние основания и свидетельства ветхозаветной иудейской Церкви о подлинности и принадлежности книги пр. Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Равным образом и встречающиеся в книге пророка Даниила случаи похвалы по его адресу нисколько не говорят против авторства пророка. И действительно, в указаниях Даниила на свои достоинства ( Дан.1:17, 19–20 ; Дан.6:4 ) нет и тени самохвальства. Он считает их делом милости Божией, а не плодом личных усилий. Милость Божия сделала то, что пророк понравился начальнику евнухов ( Дан.1:9 ); Бог , а не собственная мудрость открывает ему высшие тайны ( Дан.2:18–23, 28, 30 ); Он даровал ему разумение «видений и снов» ( Дан.1:17 ); дух Божий возвысил Даниила при Дарии Мидянине ( Дан.6:3 ). Скромность и смирение пророка не ослабляется похвалами себе, так как наряду с ними он говорит о своих грехах, в которых каялся ( Дан.9:20 ), о своих умственных и нравственных слабостях ( Дан.10:8 ; Дан.12:8 ). Еще менее свидетельствуют о самохвальстве Даниила те места его книги, в которых он приводит отзывы о себе посторонних лиц ( Дан.5:11–12 ; Дан.9:23 ; Дан.10:11 ). Не довольствуясь попытками ослабить силу внешних и внутренних доказательств подлинности книги пророка Даниила, представители отрицательного направления приводят в подтверждение мысли о ее подложности целый ряд положительных данных. По мнению одних из них, книга пророка Даниила не составляет произведения одного писателя, а является сборником отдельных отрывков, составленных в разное время разными авторами и затем объединенных неизвестным редактором. Так, Михаэлис насчитывает 8 подобных отрывков и, следовательно, восемь первоначальных писателей, Бертольд – 9, а Эйхгорн – даже 10. Как на сборник отдельных рассказов о Данииле, смотрит на книгу его имени Ганеберг и в самое последнее время Делич (Библия и Вавилон. 4-ое изд., с. 51, 1907 г.). Другие ученые, – Закк, Гербст, Келер, – различают в книге Даниила две части, историческую и пророческую (1–6 гл. и 7–12), как два самостоятельных литературных произведения. Основанием для отрицания единства книги пророка Даниила, а следовательно, и подлинности служат употребление в ней двух наречий – еврейского ( Дан.1:1–2:3 – Дан.8–12 гл.) и арамейского ( Дан.2:5–7:28 гл.), название пророка то в первом лице (7–12 гл.), то в третьем (1–6 гл.) и, наконец, некоторые якобы противоречия ( Дан.1:21 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Старец сказал Даниилу: «Много есть мест для спасения, но все равно предаваться безмолвию, на каком бы то ни было месте. Итак, не думай, что в Иерусалиме только обретешь Бога, а в Византии нет, ибо Бог не объемлется никаким местом». Этот старец был Симеон Столпник. Следы и знаки самоотвержения и злые уважают Геласий, которому принадлежало место, где стоял столп Даниила, по повелению царя и патриарха, хотел стащить преподобного со столпа; но, увидев ноги его в ранах от непрестанного стояния, раскаялся в своем поступке. Неверие в пророчество – наказывается Преп. Даниил сказал царю и патриарху, чтобы они дважды в седмицу совершали соборное моление об отвращении предстоящего гнева Божия; но они пренебрегли этим советом, и пожар страшный, истребивший Византию, едва унялся чрез седмичное моление преп. Даниила. Сознание своего греха Царь после посещения преп. Даниила, – не много отъехавши, пал с лошади; конюх его, арианин Иордан, убоялся и просил чрез преп. Даниила ходатайства за него у царя, но царь сказал, что не Иордан виновен, а он сам, потому что на лошади отъехал от Даниила, а не пеший. Привески к иконе издревле заведены Преподобный молитвою уврачевал царя; за что он сделал из серебра лик его, а себя изобразил у ног его лежащим, и имя свое подписал, и поставил образ тот в церкви св. Архангела Михаила. Насмешка над святым наказывается Преп. Даниила вели к царю, и по причине болезни ног, один Гот, смотря на него в окно, сказал: «Вот новый Анфипат!» – и вдруг упал с окна и убился. Презрение ко святому наказывается Преп. Даниила, приходящего к царю, не велено было пускать, и хотя царь потом стал приглашать преп. Даниила, однако, преподобный отказался и предсказал о погибели царя и о том, что от него скоро отнимется царство. Лицемерное раскаяние не отвращает гнева Божия Царь лукаво умолял преп. Даниила о прощении; но преподобный, видя душевными очами злые его помышления, обличил лукавство его чрез других так: «Смирение это и умиление есть притворное, – волчий нрав, прикрытый волчью одеждою, но скоро увидите всевидящее око Божие и всесильную руку Божию, сильных с престолов низлагающую». Сила слов: «слава Тебе Господи»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

О каноническом достоинстве книги пророка Даниила свидетельствуют вышеприведенные многочисленные ветхозаветные ( Иез.14:14–20, 28:3 , 1Мак.1:54, 2:39–60 ) и новозаветные ( Мф.24:15–16 ) цитаты. Ряд последних можно увеличить множеством цитат из книги Даниила, хотя без имени последнего. Таково, напр., по общему мнению часто употребляемое у Иисуса Христа, в ясно мессианском смысле, название «Сын человеческий» ( Мф.10:23, 16:27–28, 19:28, 24:30, 25:31 и мн. др.).·Это наименование в ясно мессианском смысле употребляется в Ветхом Завете исключительно лишь у одного пророка Даниила (7 глава). Употребляя, таким образом, без особых пояснений это наименование, Иисус Христос очевидно утверждал мессианское богодухновенное учение книги пророка Дании-ла И замечательно, некоторые образы в учении о Сыне человеческом очень сходны в книге Даниила и в пророчествах Иисуса Христа. Напр. явление на облаках, с силою и славою ( Дан.7:13 = Мф.24:30, 25:31–32 , Лк.21:27 ; Ин.3:13 ); сидение Его на престоле, окруженном сонмом Ангелов ( Дан.7:10, 14 =Мф.25:31, Лк.22:69 ). Особенно нельзя оставить без внимания употребление Иисусом Христом этого наименования на суде у первосвященника Каиафы в ответ на его вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Я, и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк.14:61–62). Ясно, что Христос как бы так говорил: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (7:13–14). В том же пророчестве Даниила заключается объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына человеческого ( Деян.7:56 ). Ап. Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня, заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно напоминал о лицах, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.). В его же пророчестве об антихристе ( 2Сол.2:4 ) есть черты из пророчеств Даниила (11:36–39). В Апокалипсисе находится очень много образов и символов, объясняемых из книги Даниила, особенно из 7 главы (напр. Откр.13:1 = Дан.7:3 ; Откр.11:7, 13 = Дан. 7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 ; Откр.14:4 = Дан.7:18 ; Откр.17:12 = Дан.7:20–21 ). Отцы Церкви, несмотря на уверения еретиков, всегда были единодушны в признании каноничности и богодухновенности книги пр. Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она помещается в числе пророческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

К отцу Даниилу приезжало огромное количество людей из разных мест. Это были люди разного социального статуса, от министра до простого человека. И для всех он находил время. Помогал своей молитвой». О силе этой молитвы отца Даниила свидетельствовали не только православные, но и люди далекие от Церкви. Одним из них был старейший московский хирург Зиновий Соломонович Вайнберг — лечащий врач отца Даниила. «Несть иудей, ни еллин» Духовные дети отца Даниила рассказывают, что очень интересные и глубокие отношения складывались у батюшки с Зиновием Соломоновичем. Он считал себя человеком верующим, но не был крещен и не посещал храм. Это было серьезным испытанием для его жены Виктории Ивановны, которая была духовной дочерью отца Даниила. Батюшка был благодарен Зиновию Соломоновичу, любил его, всегда принимал и терпеливо ждал, когда он, наконец, вразумится и примет крещение. Но время шло, а долгожданное решение не принималось. Виктория Ивановна посетила отца Даниила незадолго до его кончины. Когда зашел разговор о Зиновии Соломоновиче, батюшка твердо сказал: «Не беспокойся и не волнуйся, он обязательно примет крещение». Сам батюшка не дождался этого события. Но через некоторое время после кончины отца Даниила, Зиновий Соломонович принял крещение. Сейчас рабу Божию Зиновию за 90 лет, и когда позволяет здоровье, он приходит на могилку батюшки и подолгу стоит возле нее со слезами на глазах. Узнав о том, что готовится книга, он продиктовал свои воспоминания об отце Даниила, которые мы и приводим полностью. Зиновий Вайнберг. Вспоминая отца Даниила «Я был знаком с отцом Даниилом около пятнадцати лет. Это и короткий отрезок времени, и, вместе с тем, достаточный для того, чтобы память о нем сохранилась у меня на тот период времени, который мне отведен Всевышним. Вроде бы давность знакомства незначительна, но личность отца Даниила столь велика, что утрата невосполнима и ощущается неизменно, постоянно. Мое знакомство с ним началось с того, что одна из “приближенных” прихожанок позвонила мне (это было в середине 90х годов) и деликатно, но настойчиво сообщила, что болен отец Даниил в Донском монастыре, и нужна срочная медицинская помощь, связанная с моей профессиональной деятельностью.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

522 П. С. P. летоп., т. IV, 303; VIII, 295. Стоглав изд. Кожанчикова, 278–279. Тихонравов, Летописи русской литературы и древности, т. V, 1863 г., отд. III. Статья «К материлам для Истории Стоглава.» Жданов, Журн. Минист. м. Просвещ. 1876 г, август, 213–215. 524 Точное, неподлежащее никакому сомнению, известие о времени смерти Даниила найдено мною в одной рукописи Волоколамского монастыря. Рукопись содержит в себе, опись церковного имущества Волоколам. монастыря, составленную в 1545 году (7053 г.) старцем Зосимою и книгохранителем Паисием. В описи на обороте одного чистого листа, которому предшествуют несколько таких же чистых незаписанных листов, находится следующая запись: «лета 7055 (1347) майя 22.го преставися бывший Даниил митрополит всея Руси». Далее следует перечень пожертвованных митрополитом книг. Опись имущества составлена 1545 года за два года до смерти Даниила. Но запись о смерти Даниила сделана на особом листе. Почерк руки, какою написана заметка, одинаков с почерком, каким написана большая часть рукописи, но только более крупный, и запись сделана более отчетливыми чернилами. Переписывал книги инок Зосима, он же, вероятно, внес и запись о смерти Даниила, как очевидец и как должностное лицо, которому необходимо было поместить в составленную им ранее опись вновь поступившие по смерти Даниила в монастырскую библиотеку книги, что он и сделал. – Рукоп. Волоколам. монаст., в монаст. ризнице, (не разборчиво) л. 25 об. – Неизвестно, на основании каких данных некоторые историки указывают на 2-е февраля 1539 г., как на время смерти Даниила. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина, ч I, СПБ. 1818, 114–115. Очевидно, здесь смешивается год смерти Даниила с годом его низложения. 525 Выпись о начале Иосифова монаст.; рукоп. Моск. Духов. Академ. (не разборчиво) Ак. Волок., л. 73–74. Строев, Списки иерархов и настоятелей рус. церкви, 182. 527 В описи церковного имущества Волоколам. монастыря 1545 года после записи о времени смерти Даниила находится следующая, относящаяся к нему, заметка: «дал манастырю книг: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

126 об.) и божественные службы, и милостыню, и трапезное учреждение об отшедших душах иже во благочестии поживших сродствия своего еже, и доныне непременно есть таковое милостивое царское законноположение и учреждение. Чудо о князе Иоанне Шуйском. Глава 8 Некогда же христолюбивый великий князь Василий Иоаннович, всея России самодержец, иже последи бысть во иноцех Варлаам, иже осмый степень блаженного сего великого князя Даниила, также грядый на некое свое царское орудие, снимже множество синглита 18 его, вних же бе князь Иоанн Михаилович Шуйской, и сему бывшу близ церкви святого Даниила, идежф бяху мощи блаженного (л. 127 об.) великого князя Даниила Александровича, на фгоже гроб от древних лет положен бысть камень. Тойже князь Иоанн Михаилович Шуйской, вступи на той камень, с негоже нача вседати на конь свой. Христианин же некто прилучися ту и возвести ему глаголя: Господине княжеЭ не дезарьсь камени сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит тут великий князь Даниил. – Князь же Иоанн, виде тогда место оно Данииловское (л. 128) яко небрегомо, и христианина обличающа его яко невежу вменяя и небрегий о словесех его, и спроста огвеща глаголя, мало ли есть тех князей, и вседающу ему на конь, и внезапу конь воздымяся и паде на землю и умре, князя же еле жива испод коня подняша, князь же раскаявся о своей дерзости, и повеле иерею молебен пети о своем прегрешении, понахиду пети по великому князю Даниилу, и здравие получи молитвами блаженного и великого князя Даниила. Л. 128 об. Чудо о купце. Глава 9 По сих же времени немалу прешедшу, во дни благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца девятой степени, сего великого князя Даниила Александровича, купец некий, житие имея во граде Коломне, и сему некогда с куплею со своею пловушу в ладиицы ко граду Москве, снимже бяше сын его юноша, семуже юноше случися тогда болезнь сильна (л. 129) толико, яко и живота отчаятися, и последнее дышущу , и егда быша пловуще против церкви идеже бяху честныя мощи блаженного великого Даниила, купец же сына своего болящего взем и принесе ко гробу святого и великого князя Даниила, и повеле служащему тоя церкви иерею пеги молебен, сам же с великою верою и со многими слезами моляшеся Богу, призывая в молитву угодника его великого князя Даниила (л. 129 об.), прося живота сыну своему, и на честный его гроб полагаше сына своего, и абие сын его яко от сна возбнув, и здравие от болезни получи, и взем сына своего исцелевша, и отыиде славя Бога, и святого великого князя Даниила, к нему же оттоле велию веру притяже и в прочая лета, в оньже день получи сын его исцеление, прихождаше ко гробу святого, молебная совершая благодарения и милостыню сотворяя. Л. 130. Об обновлении монастыря. Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Слава Волоколамского игумена, как хорошего пастыря и плодотворного наставника, распространилась и за пределами управляемой им обители. К Даниилу обращались за разрешением своих недоразумений и князья, на которые он отвечал посланиями. Ко времени его игуменства относится послание его к Дмитровскому князю Юрию Ивановичу, в котором он разрешает одних из церковно-обрядовых вопросов. Литературная деятельность Даниила в бытность его игуменом обнаружилась несколько и в иной сфере и в ином виде. Во время своего игуменства он занимался составлением сборника церковных правил. Канонический труд Даниила не был простою случайностью, он вызван был намерениями и действиями противной иосифлянам партии. Дело в том, что в 1515 году, а может быть и ранее, Вассиан Косой взялся за составление новой редакции Кормчей несомненно в виду своих полемических целей. В соответствие, может быть, ему Даниил занялся составлением своего собрания правил в духе и направлении Иосифа Волоцкого . Одним из известных историков высказан был следующий взгляд на характер Просветителя Иосифа Волоцкого . «В Просветителе Иосифа Волоколамского, говорит этот ученый, есть довольно ясные признаки его многосоставности, разнохарактерности, и можно предполагать, что в составлении его участвовали главнейшее члены Волоколамской общины» 286 . А если верно, что Просветитель не есть произведение одного Иосифа, то дальнейшим и не менее основательным предположением будет и мысль об участии в составлении Просветителя Даниила, как самого просвещенного инока Волоколамского монастыря времени Иосифа. Всматриваясь в план и характер Просветителя Иосифа с одной стороны и соборника Даниила с другой, можно находить некоторые черты сходства в построении и плане того и другого сочинения 287 . Но сделанное предположение об участии Даниила в составлении Просветителя во всяком случае нуждается в гораздо более веских данных, а за отсутствием их, вопрос о литературном участии Даниила в Просветителе остается покуда открытым. Будучи игуменом в Волоколамском монастыре Даниил отличался как хороший администратор и как опытный хозяин. Он значительно увеличил земельные владения монастыря то покупкою новых земель, то обменом их на другие более удобные. В игуменство Даниила было также не мало пожертвований в монастырь вотчинами 288 . Кроме умственных и нравственных качеств быстрому возвышению Даниила способствовали и некоторые внешние обстоятельства. Великий князь из уважения к личности пр. Иосифа по смерти его любил посещать Волоколамский монастырь и нередко охотился в его окрестностях 289 . При посещениях монастыря великий князь естественно скорее других сталкивался с настоятелем его, что давало возможность ко взаимному ознакомлению и сближению их друг с другом. Внимание великого князя к новому волоколамскому игумену с течением времени стало ясно обнаруживаться и выражалось в новых милостях великого князя Волоколамскому монастырю 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010