Петр, епископ Кафский, викарий Патриаршего экзарха Западной Европы (Прутяну Михаил Георгиевич) Дата рождения: 15 декабря 1979 г. Дата хиротонии: 27 ноября 2022 г. Дата пострига: 21 декабря 2002 г. День ангела: 31 декабря Страна: Португалия Биография: Родился 15 декабря 1979 г. в с. Корлэтень Рышканского р-на Молдавской ССР в семье крестьян. Крещен 14 января 1980 г. в храме свт. Николая в г. Бельцы священником Михаилом Сэрэкуцой. В 1997 г. окончил 11 классов средней школы в с. Корлэтень. В 1990-1995 гг. учился в музыкальной школе по классу народных духовых инструментов. В 1997 г. по рекомендации духовника протоиерея Михаила Сэрэкуца и по благословению митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира  поступил на Богословский факультет Государственного университета в г. Яссы (Румыния), который окончил в 2001 г. Дипломную работу защитил у профессора митрополита Даниила (Чоботи) . В марте 2001 г. зачислен в число братии монастыря Трех святителей в г. Яссы, где нес послушание уставщика и изучал византийскую музыку. Там же в Страстную Пятницу 2002 г. пострижен в иночество, 21 декабря того же года — пострижен в монашество с наречением имени Петр в честь свт. Петра Могилы, митрополита Киевского. В июле 2003 г. по приглашению епископа Доримедонта (Чекана) вернулся в Молдову и зачислен в число братии Рождественского монастыря в с. Зэбричень ( Единецкая епархия ). 4 августа 2003 г. епископом Единецким и Бричанским Доримедонтом (Чеканом) рукоположен в сан иеродиакона; им же 5 октября 2003 г. — в сан иеромонаха. В 2003 г. стал соискателем на кафедре Литургики в аспирантуре Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . В 2005 г. по благословению епископа Доримедонта из-за невозможности совмещать несомые послушания и обучение в Москве перевелся в Киевскую духовную академию . Под руководством протоиерея Владимира Савельева написал работу на тему «Антропология румынского богослова священника Думитру Стэнилоае». 30 марта 2006 г. в присутствии Ученого совета КДА во главе с Блаженнейшим митрополитом Владимиром (Сабоданом) защитил кандидатскую работу и получил степень кандидата богословия.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5967474...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иером. Иродион (Ионеску). Фотография. Кон. XIX в. [румын. Irodion] (Ионеску Иоанн; 1821, Бухарест - 03.05.1900, мон-рь Лайничи, совр. жудец Горж, Румыния), св. Румынской Православной Церкви (пам. румын. 3 мая), иером., протосинкелл, старец-духовник. В 20 лет поступил послушником в мон-рь Черника. 3 дек. 1846 г. был пострижен в монашество с именем Иродион. В 1851 г. еп. Рымникский св. Каллиник из Черники перевел И. в свою епархию в скит Лайничи (долина р. Жиу). В 1853 г. И. был рукоположен еп. Рымникским св. Каллиником во диакона, а затем во иерея и 15 июня 1854 г. поставлен настоятелем скита Лайничи. Год спустя по неизвестным причинам И. оставил настоятельство и на его место был избран иконом Дорофей. 29 марта 1857 г. И. вновь стал во главе монастыря и вплоть до кончины трижды поставлялся настоятелем. Имел учеников, был духовником еп. св. Каллиника из монастыря Черника, к-рый назвал И. «сияющей звездой обители Лайничи». И. стал глубоко почитаемым духовным наставником православных крестьян Олтении и Трансильвании. Многие паломники получали исцеление по молитвам св. старца. И. обладал даром прозорливости: в частности, незадолго до кончины он предсказал запустение монастыря, что и случилось в 1916 г., во время первой мировой войны. И. просил похоронить себя рядом с алтарем соборного храма. Монастырь был возобновлен только в 1929 г., и место захоронения И. было утеряно. Весной 2009 г. митр. Олтенийский Ириней (Попа) испросил благословение у Патриарха Румынского Даниила (Чоботи) на поиски св. останков старца. 10 апр. 2009 г. мощи были торжественно обретены и открыты для почитания. Согласно решению Свящ. Синода Румынской Православной Церкви от 29 окт. 2010 г., торжественное прославление И. совершилось 1 мая 2011 г. Лит.: http://theologhia. wordpress. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова: КЛЕОПА (Илие) (1912-1998), архим. и настоятель мон-ря Сихэстрия, подвижник Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/674099.html

В 1991-1994 гг. И. преподавал историю визант. цивилизации и культуры на богословском фак-те ун-та Крайовы, затем 3 года там же - догматическое и нравственное богословие, с 1997 г. штатный преподаватель кафедры догматического богословия. В 1999-2001 гг. преподавал нравственное богословие на богословском фак-те в Сибиу. С 2004 по 2008 г. заведовал кафедрой богословского фак-та в ун-те Крайовы. В 2002-2005 гг. И. учился на докторантских курсах на юридическом фак-те ун-та Крайовы по специальности «гражданское право»; получил степень доктора права, представив дис. «Отношение нравственных предписаний христианства к юридическим нормам» (Raportul dintre preceptele morale cretine i normele juridice, 2005). С 2003 г. И. является секретарем Комиссии по канонизации святых Румынской Патриархии. С 24 янв. 2008 г. декан фак-та правосл. богословия ун-та Крайовы. На заседании Свящ. Синода 8-9 июля 2008 г. под председательством Патриарха Румынского Даниила (Чоботи) И. выбран архиепископом Крайовским и митрополитом Олтенийским, 27 июля состоялась интронизация в кафедральном соборе вмч. Димитрия Солунского в Крайове. Наряду с преподавательской и научной работой (опубл. 17 книг и переводов, свыше 70 статей и научных исследований в области богословия) И. продолжает и миссионерско-пастырскую деятельность. И. участвовал в различных международных встречах и экуменических собраниях: в «Неделе литургического образования» в Свято-Сергиевском правосл. богословском ин-те в Париже (12-19 июня 1986); в коллоквиумах «Православие и его ценности в секуляризированном мире» (17-24 апр. 1987), «Роль религии в культуре и цивилизации народов» (организован Мировым ин-том религий в Париже 5-8 марта 1988) и «Ко Второму Иерусалимскому Собору» (мон-рь Сымбэта-де-Сус, 16-19 окт. 2006); в 10-м Международном конгрессе «Святой Симеон Новый Богослов и константинопольское монашество» (мон-рь Бозе (Италия), 15-17 сент. 2002); в симпозиуме «Роль свт. Никодима Тисманского в развитии румынского монашества» (мон-рь Тисмана, 23 сент. 2006) и мн. др.

http://pravenc.ru/text/674023.html

Собор, состоявшийся 23 окт. 2014 г., внес изменения в титул Белокриницкого митрополита, поскольку в соответствии с гос. законодательством титул предстоятеля должен содержать название столицы гос-ва; собор утвердил новый титул - «Его Святейшество Высокопреосвященнейший Леонтий, архиепископ Белой Криницы и Бухареста и митрополит всех православных христиан старого обряда повсюду» (Înalpreasfinia Sa, Înalpreasfinitul Leonti, arhiepiscop al Fântânii Albe i al Bucuretilor i mitropolit al tuturor cretinilor ortodoci de rit vechi de pretutindeni). ДСЦР позиционирует себя как всемирный центр старообрядцев-поповцев, как «Мать Церковь» для РПСЦ, что не признается РПСЦ, но не мешает взаимным контактам. Липоване в Р. предпринимают усилия по сохранению рус. языка, организуют научные конференции, связанные с историей и культурой старообрядчества (2009, 2013), издают газ. «Зopu-Zorile», в 90-х гг. XX в. выходил ж. «Китеж-град». История старообрядчества в Р. отражена в сборниках «Липоване: История и культура русских старообрядцев», изданных в Одессе, Измаиле и Кишинёве в 2004-2013 гг. (10 сборников). Изд-во ДСЦР публикует «Вестник митрополии» (Vestitorul Mitropoliei), церковный календарь, периодически печатаются Азбука (Abecedarul), Часослов (Ceaslovul), Псалтирь (Psaltirea), тексты литургии (Liturghierul), др. духовная лит-ра. В 2003 г. по благословению Румынского патриарха Феоктиста и митр. Молдовы и Буковины Даниила (Чоботи) при правосл. ДС в Яссах был открыт класс для студентов-старообрядцев. В старообрядческих приходах во время школьных каникул священники организуют курсы по изучению церковнослав. языка. Другие согласия. Со 2-й пол. XIX в. в Р. существовали общины беспоповцев, которые то присоединялись к белокриницкому согласию (1947, 1967), то вновь становились независимыми (1985). В 1990 г. была организована Asociaia cretinilor ortodoci de rit strvechi lipovenesc (Ассоциация православных христиан староверов-липован), в нее вошли 5 приходов в жудеце Тулча: Тулча, Сарикёй, Слава-Русэ, Слава-Черкезэ и Махмудия. В 1991 г. эти приходы составили новообразованную Тульчинскую епископию Русской Древлеправославной церкви, число прихожан - ок. 6,5 тыс. чел. Ист.: Постановления чрезвычайного собрания старообрядческих епископов Румынии в Славском мон-ре 21 июля с/с 1940 г./Подгот. текста: В. С. Бахтин//Skupiska staroobrzdowców w Europie, Azji i Ameryce. Warsz., 1994. S. 258-259; Доклад свящ. Василия Королева о поездке в Белую Криницу и Бессарабию, 21 авг. 1944 г./Подгот. текста, примеч.: В. В. Боченков//Во время оно. М., 2006. Вып. 3. С. 53-70; В поисках общего языка: Переписка архиепископии Московской и всея Руси и митр. Тихона (Качалкина)/Подгот. текста, примеч.: В. В. Боченков//Там же. 2015. Вып. 7. С. 63-97.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Отаман-батько Чигиринський: «Гей друзи молодци Браття козаки запорозци, Добре дбайте, барзо гадайте, Из ляхами пиво варити зачинайте. Лидський солод, козацька вода; Лядськи дрова, козацьки труда». Ой з того пива Зробили козаки з ляхами превеликее диво. Пид городом Корсунем вони станом стали, Пид Стеблевом вони солод замочили, Ще й пива не зварили, А вже козаки Хмелницкого з Ляхами барзо посварили. За ту бражку Счинили козаки з ляхами велику драчку, За той молот Зробили ляхи с козаками превеликий колот; А за той незнать – який квас Не одного ляха козак, як-би скурвого сина за чуба тряс. Ляхи чогось догадались, Вид козакив чогось утикали, А козаки на ляхив нарикали: Ой ви ляхове, Песьки синове Чом ви не дожидаете,  Нашого пива не допиваете?» Тогди козаки ляхив доганяли, Пана Потоцького пиймали, Як барана звязали, Та перед Хмельницкого гетьмана примчали: «Гей пане Потоцький! Чом у тебе и доси розум жиноцький? Не вмив ти еси в Камянським Подилци пробувати, Печеного поросяти, курици с перцем та з шапраном уживати, А теперь не зумиеш ти з нами, козаками, воювати И житнеи соломахи з тулузком уплитати. Хиба велю тебе до рук Кримському хану дати, Щоб навчили тебе кримци нагаи сирои кобилини жевати! «Тогди Ляхи чогось догадались, На жидив нарикали: «Гей ви, жидове, Поганськи синове! На що-то ви великий бунт, тревоги зривали, На милю по три корчми становили, Великие мета брали: Вид возового – по пив-золотого, Вид нишого – по два гроши. А ще не минали и сердешного старця – Видбирали пшоно та яйця! А теперь ви тии скарби збирайте . Та Хмелницького иднайте; А то, як не будете Хмелницкого иднати, То но зарикайтесь за ричку Вислу до Полонного прудко тикати». Жидове чогось догадались, На ричку Случу тикали. Котори тикали до рички Случи, Ти погубили чоботи и онучи; А котори до Прута, То була вид козакив Хмельницкого дориженька барзо крута. На ричци Случи Обломили мист идучи, Затопили уси клейноди И вси лядськи бубни. Котори бигли до рички Роси, То зосталися голи и боси. Обизветця первий жид, Гичик,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Даниила Значение сочинений митрополита Даниила для своего и ближайшего к нему времени. Уважение их в расколе Отдел приложений I. Наказание в (второе) II. Первая часть третьяго слова III. Наказание (пятое) IV. Наказание (седьмое) V. Наказание (десятое) VI. Первая часть двънадцатаго слова VII. Наказание VIII. Наказание IX. Наказание X. Наказание XI. Наказание слова XII. Первое послание м. Даниила XIII. Второе послание м. Даниила XIV. Четвертое послание м. Даниила XV. Двенадцатое послание м. Даниила XVI. Четырнадцатое послание м. Даниила XVII. Послание Даниила игумена XVIII. Послание митрополита Даниила XIX. Послание Волоколамских иноков XX. Послание Новгородскаго архиепископа Макария митрополиту Даниилу XXI. Слово к верным, иже христианя словом нарицаются, Богови же супротивящеся коварствы, и в сем на ся греха не возлагают. Благослови отче XXII. Слово к благохотящим царем, правительницам и землемериемъ XXIII. Выписки из слова о разсужении любви, и правде, и о побеждении вражде и лже XXIV. Лета 7060 (1552 г.) Апрель XXV. Выписки из статьи «правило с Богом починаем св. апостол и святых отец седьми собор о епископех, и о ереох, и о мнихох, и о людех мирских заповеди всякия» XXVI. Выписки из статьи «заповеди святых отец от правил вкратце противу согрешением всем православным христианом» XXVII. Послание Максима Грека к Иоанну Васильевичу о брадобритии XXVIII. Поучение митрополита Макария против разговаривающийх в церкви XXIX. Поучение о глаголющих и смеющихся в церкви     Обзор литературы предмета При историческом изучении личности митрополита Даниила самое существенное значение несомненно имеют его сочинения. На эту сторону деятельности Даниила обратил внимание еще преосвященный митрополит Евгений Болховитинов и в своем историческом Словаре сделал указание на существование тринадцати посланий митрополита Даниила. 1 Профессор Казанский, излагая результаты своего знакомства с библиотекою Волоколамского монастыря, указывает между прочим на четыре послания и одно поучение митрополита Даниила, которые он встретил в некоторых рукописных сборниках, хранившихся в богатой Волоколамской библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В греко-славянской Библии книга пророка Даниила занимает среди пророческих книг четвертое место. Оно отводится ей, согласно исчислению ветхозаветных книг, в Синайском кодексе (Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и 12 пророков). В кодексах же Александрийском, Ватиканском, в 85 апостольском правиле, 60 пр. Лаодикийского собора в 39 – праздничном послании Афанасия Великого , у отцов церкви – Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского , Епифания Кипрского , Иоанна Дамаскина книга Даниила поставлена последней между пророческими, а в реестре Мелитона Сардийского и Оригена – ранее книги пророка Иезекииля. Помещаемая в христианском каноне в отделе пророческих писаний, книга Даниила занимает у евреев неодинаковое место. При Сирахе она, по-видимому, не считалась пророческою ( Сир.49:10–12 ), при Иосифе Флавии признавалась таковой, (Иуд.Древн. 10–11), а ныне, как и при блаженном Иерониме, относится к отделу писаний (кетубим). «Напоминаю, – говорит он, – что у евреев не считали Даниила между пророками, но между теми, которые написали этнографы». И действительно, талмудисты не признавали Даниила пророком. «Даниил, читаем в Мидраше, не был пророк, если даже сравнивать с тремя последними пророками, но зато он был провидец и апокалиптик, чем не были те» (Furst. Kanon., 101 с.). По словам современных блаженному Иерониму иудеев, отнесение книги пророка Даниила к отделу «писаний» обусловливалось его жизнью при иноземном дворе (Comm. in. Dan. Дан.1:3 ). Наличность книги пророка Даниила в древнейших исчислениях канонических книг является убедительным и ясным доказательством ее канонического достоинства. В качестве канонической, хотя без упоминания имени автора, она нередко цитируется в Новом Завете в речи Иисуса Христа и Его апостолов. Так, помимо ссылки на Дан.9:27 , Спаситель применяет к Себе заимствованное, по общему мнению, из книги Даниила наименование «Сын человеческий» ( Дан.7:13 ; Мф.10:23 ; Мф.16:27–28 ; Мф.19:28 ; Мф.24:30 ; Мф.25:31 и т. п.) и тем самым подтверждает ее мессианское богодухновенное учение. Вполне согласно с Даниилом очерчивается Иисусом Христом и образ «Сына человеческаго». Он грядет на облаках с силою и славою, восседает одесную силы ( Мф.24:30 ; Мф.25:31–32 ; Лк.22:69 ; Мк.14:61–62 ; Дан.7:13–14 ). В том же пророчестве Даниила находит свое объяснение видение Сына человеческого архидиаконом Стефаном ( Деян.7:56 ). Равным образом и Апостол Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня и заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно имеет в виду лиц, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.), и одинаково с ним характеризует антихриста ( 2Сол.2:4 ; Дан.11:36–39 ). Наконец, и в Апокалипсисе встречается не мало образов и символов, объясняемых из книги пророка Даниила, особенно из 7 гл. ( Откр.11:7, 15 = Дан.7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Употребление крестного знамения и обращение в молитвах на восток Даниил называет преданием апостольским неписанным: «много-же и неписано предание св. церкви имать, якоже рекоша богоноснии отцы, еже лице крестообразно знаменати, и еже на восток обращатися в молитвах и прочая много». Эти слова Даниила суть только простая перифразировка слов святого Василия Великого 948 и Иоанна Дамаскина 949 , на которые он здесь сам же и ссылается. Это самым делом опровергает мнение некоторых ученых 950 о намерении Даниила обосновать на писанном предании учение о двуперстии. Первая половина наказания четвертого слова тесно связана с рассуждением о поклонении в молитвах на восток и развивает в себе те самые мысли, которые были уже указаны в своем месте. Вторая половина наказания написана в духе пастырского поучения и содержит в себе обличения современников в сквернословиях, в склонности к увеселительным зрелищам и песням и в крайнем презрении к пастырским наставлениям. Рассуждение Даниила о силе важности и чудодейственности св. креста и крестного знамения, направленное против жидовствующих, отличается вескостью своей аргументации. Здесь митрополит, очевидно зная скептическое отношение еретиков ко многим церковным памятникам, останавливается на изречениях св. писания и на древних, всеми уважаемых, толкователях, т. е. на таких данных, важность которых не отрицалась и жидовствующими. И только в последней исторической части своего рассуждения Даниил помещает отрывки из житий святых. По своей полноте, силе аргументации и обширности приводимых святоотеческих свидетельств рассуждение Даниила о важности и спасительности креста Христова и крестного знамения далеко оставляет за собою позади полемическое рассуждение о том же предмете Иосифа Волоцкого 951 . Учение Даниила о двуперстном сложении для крестного знамения оказалось бездоказательным с точки зрения критики тех оснований, на которых оно им утверждалось 952 . Учение о двуперстии пало темным пятном на личность митрополита Даниила, как одного из проводников тех мнений, которые впоследствии легли в основу раскола. Но в этом случае не одно учение о двуперстии сделало личность Даниила авторитетною в расколе, а весь общий дух его направления и направления всей школы, к которой он принадлежит. Учение Даниила о поклонении в молитвах на восток, несмотря на свой частный характер, обосновано митрополитом очень вескими данными. Историческое значение четвертого слова м. Даниила для его современников и для людей ближайшего к нему времени несомненно и в этом отношении превосходит все другие сочинения Даниила. Оно в древности пользовалось большею популярностью, на что указывают разные более или менее многочисленные сокращения и переделки слова. В более позднее время, когда раскол отделился от церкви, последователи его ссылались на четвертое слово митрополита Даниила. Даже раскольники самого позднего времени на четвертое слово митрополита Даниила смотрят как на святоотечское творение. Заключение отдела

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Содержание Обзор литературы предмета Введение Часть первая. Жизнь и деятельность митрополита Даниила Отдел первый. История направлений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского до эпохи митрополита Даниила Глава I. Характеристика направлений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского Глава II. Борьба между направлениями Иосифа Волоцкого и Нила Сорского до эпохи митрополита Даниила Отдел второй. Жизнь и деятельность митрополита Даниила Глава I. Даниил в сане игумена Волоколамского монастыря Глава II. Даниил в сане митрополита Глава III. Борьба м. Даниила с Заволжцами Глава IV. Святительство Даниила после падения заволжцев до его низложения Часть вторая. Обозрение сочинений митрополита Даниила Библиография сочинений митрополита Даниила Форма сочинений митрополита Даниила Русская проповедь в первой половине XVI века. Разделение сочинений митрополита Даниила Отдел первый Глава I. Слова с догматическим содержанием I. Пятое слово о воплощении, написанное против Вассиана Косого II. Седьмое слово, написанное против догматических заблуждений жидовствующих III Шестое слово, написанное против их же жидовствующих IV. Одиннадцатое слово о промысле Божием и о младенцах умирающих Глава II. Слова митрополита Даниила с нравственным содержанием I. Первое слово II. Осьмое слово Глава III. Слова, излагающие учение о сохранении священного предания и обрядов церкви I. Третье слово II. Четвертое слово Заключение отдела Отдел второй Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Заключение отдела Отдел третий Глава I-я. Обозрение посланий, имеющих главным своим предметом учение о монашестве и о правилах иноческой жизни I II III IV V VI Общее замечание о рассмотренных посланиях Глава II Обозрение посланий, имеющих главным своим предметом учение о сохранении целомудрия и чистоты I II III IV V Глава III. Обозрение разнородных посланий I. Послание о страхе Божием II. Послание о страшном суде III. Послание о ничтожестве земных благ и скоротечности человеческой жизни IV–V. Два послания к неизвестному епископу VI. Послание к Дмитровскому князю Юрию Ивановичу VII О Кормчей митрополита Даниила Предполагаемая духовная м.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

2 Преосвященный Филарет Черниговский , в своем «Обзоре русской духовной литературы», делает более обстоятельный перечень сочинений митр. Даниила, указывая на его соборник, состоящий из шестнадцати слов, осмнадцать его посланий в одно поучение. 3 В последующем, новом, издании своего Обзора преосвященный Филарет преимущественно останавливается на соборнике Даниила и кратко передает содержание всех его слов, восполняя тем первое свое издание, где находилось одно только голословное указание на существование Данииловского соборника. 4 Указание и некоторые выдержки из посланий митр. Даниила мы находим у историка Соловьева. 5 Почтенный историк, сославшись на существование многих посланий м. Даниила, для ознакомления с духом и языком их, помещает у себя два отрывка: один из послания Даниила к Пафнутию игумену Никольского монастыря на Волосове, другой из послания его к старцу Дионисию Звенигородскому. Замечательно при этом то, что историк приписывает Даниилу и составление «Ответов агарянам». В последующих изданиях своей истории Соловьев внес капитальные изменения в тех местах, в которых он рассуждает о литературных произведениях Даниила. Он вовсе опускает здесь рассуждения о его посланиях, в представляет взамен того несколько выдержек из соборника м. Даниила, касающихся его взгляда на отношение к еретикам и некоторых нравственных недостатков современного ему общества 6 . Об административной деятельности Даниила в сане митрополита Соловьев кратко замечает, что он был верен преданию своего монастыря, которое состояло в беспредельной приверженности к великому князю Василию. 7 Более сделал для характеристики Даниила, как писателя и проповедника, Беляев 8 . В своей необширной статье, или, как он называет ее, «записке» под названием: «Даниил митрополит Московский», Беляев прежде всего рассматривает, жизнь и административную деятельность. Даниила, как митрополита. Здесь, он старается оправдать его от возводимых, на него обвинений в несправедливости по отношению к Максиму Греку и Вассиану Косому, равным образом он старается оправдать Даниила и по делу о разводе, допущенном митрополитом в отношении к великому князю в противность церковным канонам, мотивируя поступок, Даниила государственными интересами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010