Гораздо важнее приведенных возражений филологическое возражение нового времени, развитое Нольдэкке, Мейнгольдом, Кöнигом и другими учеными. По их мнению арамейский язык книги Даниила носит следы более поздней эпохи, чем время Даниила, и он не сходен с языком периода плена. Так здесь Навуходоносор называется , а у Иезекииля (26:7), также и в клинообразных письменах (вм. чит. ); произношение Даниила есть позднейшее перезвучие этого имени, имеющее параллель у LXX, Бероза, Иосифа Флавия. Но против этого возражения нужно сказать, что имя встречается и у более ранних писателей: у Иер.27:6; 28:11, 14 ; 4Цар.25:22 , – а потому ничего не может доказывать; встречается и не много позже Даниила: 1Езд.1:7; 5:12, 14 ; 1Пар.5:41 ; 2Пар.36:6 ; Неем.7:6 ; Есф.2:6 . Вообще у всех писателей кроме Иезекииля (и дважды у Иер.21:1, 7 ) это имя употребляется с указанным перезвучием. Имена: и (у Дан.1:7; 2:49; 3:12; 5:1, 30; 7:1; 8:1 ), употребительные у Даниила также с перезвучиями против клинообразных письмен: Bel-sar-usur и Abed-Nebo, более в Библии не встречаются и не могут решать вопроса о древности или новизне языка Даниила. Кажется в обычных же перезвучиях, при переходе одного и того же слова в другой язык, получает объяснение отмечаемая критиками фонетическая разность в арамейском языке Даниила в сравнении с языком клинообразных вавилонских письмен: у первого и , а во вторых . Эти разности неизбежны. Например, у Иезекииля (10:13), у ассир. issu; у Иез. (16:36), у ассир. nuhsu; у Иез. (24:7–8), у ассир. susu; у Иез. (8:3); у ассир. sisu (ср. Baer. L. Ezechielis. X-XVIII рр.). А какие перезвучия можно видеть у греческих писателей в греческом начертании ассиро-вавилонских имен, в сравнении с начертанием их в клинообразных письменах, и можно ли их исчислить и доказывать ими хронологические даты? Или об этом критики молчат? Между тем из перезвучий книги пророка Даниила (и то в одном слове: и ) делается очень обобщительный вывод: арамейский язык Даниила совсем не вавилонский язык пленников, а палестинский или западно-арамейский; в Вавилоне не могли так говорить, как здесь говорят, например, мудрецы ( Дан.2:4 ). Очевидно все это «сочинено» позднее… Не слишком ли поспешен такой приговор?!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14     Четвертое место в ряду пророческих книг Ветхого Завета занимает в греко-славянской Библии книга пророка Даниила, получившая подобное название от имени своего автора. Им был Даниил («судил меня Бог», или «Бог – мой судья»), знатный иудей ( Дан.1:3, 6 ), уведенный в третий год правления Иоакима в Вавилон ( Дан.1:1, 3–6 ), воспитанный здесь при царском дворе ( Дан.1:4, 17–18 ), возведенный за истолкование сна Навуходоносора в высокое придворное звание ( Дан.2:48–49 ) и сохранивший его до третьего года царствования Кира ( Дан.10:1 ). Произведением этого лица книга Даниила признается как в ветхозаветной, так и новозаветной церкви. Выразителем взгляда первой является иудейский историк Иосиф Флавий. «Окончив жизнь, говорит он, Даниил стяжал вечную память, ибо книги, которые он, написав, оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность его пророчеств» (Иуд. Древн. 10:7). В тех же (Иуд. Древн 10:11) И. Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном точным исполнением пророчества Даниила ( Дан.11:31 ), «произнесенного за 408 лет». Приведенное свидетельство нисколько не ослабляется замечанием Талмуда, что книга Даниила написана мужами Великой Синагоги. И прежде всего в состав членов этой последней талмудисты включали и пророка Даниила, а в таком случае и книга его имени могла быть составлена им самим. Во-вторых, деятельность членов Великой Синагоги заключалась, по талмудическому преданию, в пересмотре, очищении и разделении священных книг, точнее, составлении канона. Сообразно же с этим книга пророка Даниила «написана» ими лишь в том смысле, что после предварительного пересмотра включена в канон. Христианская Церковь , приняв от ветхозаветной канон священных книг, засвидетельствовала подлинность книги пророка Даниила устами своего Божественного Основателя. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» ( Мф.24:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Погром, о котором здесь речь, имел место в 1714 г. А в следующем году митрополит Даниил в первый раз прибыл лично в Петербург. Автор довольно подробно останавливается на указании значения этой поездки для черногорского народа, отмечает щедрые милости Петра I черногорским монастырям и церквам, излагает содержание грамот, определявших будущие отношения и братскую взаимность между русскими и черногорцами. Напротив, Венеция, в союзе с которою по необходимости приходилось черногорцам воевать против турок, всегда преследовала свои узкие эгоистические цели. Глава четвертая (стр. 227–272): «сношения владыки Даниила с Венецией; поездка его в Венецию и заботы о православной церкви; дальнейшие войны с турками и последние годы его жизни». Целью сношений владыки Даниила с Венецией и его личной туда поездки было – защитить православную сербскую церковь от происков римско-католической пропаганды и от притязаний венецианской республики, что и удалось ему в значительной мере. Автор продолжает шаг за шагом следить за деятельностью владыки Даниила как вождя народа в борьбе с турками, продолжавшейся почти до конца его жизни и отмечает заботы владыки о церковном благолепии и о введении внутреннего порядка и судоустройства в своей стране. —140— Глава пятая и последняя (стр. 273–312): «характеристика личности владыки Даниила и его церковно-политической деятельности». Автор характеризует митрополита Даниила как человека с твердым, постоянным и энергичным характером, истинного защитника и неизменного хранителя православной веры, всю свою жизнь отдавшего на служение Богу и своей родине, разделявшего с своею паствою все ее горести и радости, душою и сердцем преданного России. Автор приводит характеристику Даниила в знаменитом поэтическом произведении черногорского поэта – владыки Петра II Петровича Негоша: «Горски Виенац», но не соглашается с данной там характеристикой Даниила, как человека с нерешительным, даже робким и слабым характером, и удачно защищает своего героя. «Нерешительность, колебание и медлительность владыки Даниила «Горскаго Виенца» в деле избиения потурчеников в Черногории – говорит автор – не только не уменьшают замечательных качеств, который мы видим в его характере, а, напротив, его энергии, неустрашимости и героизму придают еще более значения… В факте очищения Черногории от магометан, в медлительности, долгом раздумьи Даниила проглядывает гениальность его ума, дипломатическая проницательность, неустрашимый героизм, беспримерная энергия и решительность, соединенная с благоразумием» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Москва. Данилов мужской монастырь. Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Карта и ближайшие объекты На территории Свято-Данилова монастыря . На втором этаже главный престол - Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, приделы: Бориса и Глеба, Даниила Московского. На нижнем этаже - храм Покрова Пресвятой Богородицы, придел пророка Даниила. В башенке над западной папертью - престол во имя Даниила Столпника. Посвящение храма памяти Святых Отцов Семи Вселенских Соборов является беспрецедентным в истории русского православия. Древнейший из храмов монастыря - храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов - сложное разновременное сооружение, включающее в себя несколько церквей. После реставрационно-восстановительных работ в соборе установлен иконостас Костромской школы XVII в. На первом этаже храма расположена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Ее северный придел освящен в честь святого пророка Даниила - Небесного Покровителя благоверного князя Даниила, который с именем этого святого был пострижен перед смертью в схиму. Самые древние части Покровской церкви относятся к XVII веку. Иконостас храма написан в 1984 году. Группу художников-иконописцев возглавил насельник Псково-Печерского монастыря игумен (ныне архимандрит) Зинон. В своей работе мастера следовали традициям древнерусского искусства XV - начала XVI веков. На солее Покровской церкви в киоте помещена главная святыня храма - икона благоверного князя Даниила с частицей его честных мощей. В западной части храма находится церковь святого Даниила Столпника. Она сооружена в XVIII веке. Ее престол - самый древний в монастыре. В честь преподобного Даниила Столпника - Небесного Покровителя благоверного князя Даниила, получившего имя его при крещении, была освящена в XIII веке первая деревянная церковь монастыря, давшая название всей обители. Иконостас церкви создан по проекту священника отца Вячеслава Савиных в 1988 году. Он состоит из местного, деисусного и пророческого рядов. Большинство икон написаны отцом Вячеславом и художницей Натальей Шелягиной.

http://sobory.ru/article/?object=04549

4и др.). При изложении пророчеств о мессианских временах, мы ни разу не ссылались на книгу пр. Даниила. Это потому, что назв. книга, и по своему положенно в законе свящ. книг, и по условиям жизни написавшего ее пророка, и главным образом по своему содержанию занимает особое место среди пророческих книг 396 : она знаменует собою новую стадию в развитии ветхозаветного пророчества и служит переходом к апокалиптике, будучи сама первым апокалипсисом, высшим образцом для подражания всех других апокалипсисов. Без книги прор. Даниила была бы непонятна ветхозаветная апокалиптика 397 . Новое – что представляет собою кн. пр. Даниила, – заключается в учении о лице Мессии, Его царстве и временя наступления этого царства. В кн. пр. Даниила мы не встречаемся с столь любимым пророками наименованием Мессии сыном, потомком Давида. Пр. Даниил называет Мессию „Сыном человеческим“. „Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий ( ) 398 . Царство Божие также изображает в кн. Даниила совершенно иначе, нежели у других пророков. Оно воздвигается Богом ( Дан. 2:44–45 ) и является вдруг ( Дан. 2:34–35 ), без содействия человеческой воли. Время наступления будущего царства определяется таинственным числом семидесяти седьмин (9:24–27), или последовательною сменою владычества четырех царств (2:37–45) 399 . Главное, что обращает на себя внимание в пророчествах Даниила, это отрешение от земного чувственного элемента и стремление к сверхъестественному, небесному (2:44–45; 7:9–14, 18, 22, 24). Но это отрешение от земного не есть отрицание его. Царство Божие у пр. Даниила грядет со своим небесным Царем на землю. Но замечательно, Небесный Бог уже не вступает в борьбу для водворения своего царства, а производит торжественный суд. Самый страшный последний враг „будет сокрушен – не рукою“... „Воссядут судьи и отнимут у него (зверя) власть губить и истреблять до конца... сели судьи, и раскрылись книги“ (8:25, 7:26, 10) 400 . Еще сравнительно новое, по крайней мере, несомненно, более развитое, что мы находим у пр. Даниила – это свидетельство о воскресении мертвых (12:2) и учение об ангелах целых стран и народов (10), вообще появление богатого мира ангельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Енисейск. Иверский монастырь. Часовня Даниила Столпника. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Даниила Столпника Год постройки:Между 1892 и 1894. Год утраты:1923 (разрушена) Архитектор:С.С. Худзинский Адрес: Россия, Красноярский край, г.Енисейск, территория Иверского монастыря Координаты: 58.454385, 92.187117 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди утраченных памятников православной архитектуры Красноярского края XIX века особое место принадлежит постройкам, возведенным в честь праведного старца Даниила Ачинского (Даниила Делиенко), широко известного своими духовными подвигами не только в Енисейской губернии, но и далеко за ее пределами. Впервые сведения об этом сибирском православном подвижнике, участнике Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Русской армии 1813-1814гг. были собраны иноком святой горы Афон Парфением и отражены в своем «Сказании о старце Данииле», изданном в 1855 году. Сосланный в Сибирь Даниил длительное время проживал в деревне Зерцалы под Ачинском, где прославился святостью своего бытия и даром прозорливости. В 1843 году он перебрался в Енисейск, где скончался и был похоронен на территории женского Христорождественского монастыря. В 1999 году Даниил Ачинский был канонизирован Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Сибири. К числу известных нам церковных построек, связанных с именем Даниила Ачинского и появившихся в 50-90-х годах XIX века, относятся две каменные часовни в Енисейске и каменная церковь в деревне Зерцалы под Ачинском. Первой из этих построек стал памятник, в виде небольшой часовни на могиле старца Даниила. Эта часовня была возведена по инициативе енисейского купца Александра Даниловича Данилова (1812-1882) – крёстного сына старца Даниила. Переехав с семьей из Ачинска в Енисейск, где нашел свое последнее пристанище старец, А.Д.Данилов записался в первую купеческую гильдию и стал одним из самых состоятельных людей этого губернского города. Богатейшая династия предпринимателей и благотворителей Даниловых была широко известна промышленным производством алкогольных напитков в Сибири на знаменитых даниловских заводах: винокуренном (Александровском) в 23 верстах от Минусинска, водочном в Минусинске и пивомедоваренном " Богемия " в Красноярске. Даниловым принадлежали золотые прииски под Ачинском и в северной системе Енисейского округа.

http://sobory.ru/article/?object=33255

Возражения критиков, направленные против языка книги пр. Даниила, легко опровергаются сказанным в защиту о языке книги пр. Даниила, а все прочие 27 не заслуживают серьезного внимания, как составляющие предмет праздного любопытства. 8. Разделение книги пророка Даниила Книга пр. Даниила состоит из 12 глав и разделяется на две главные части: историческую, заключающуюся в первых шести главах 28 , в которых изображаются события из жизни пр. Даниила при халдейском дворе и Дарии Мидянине, и пророческую, содержащуюся в последних шести главах, в которых изложены видения о всемирных монархиях и о царстве Мессии. В переводе LXX сделаны к сему прибавления ( Дан.3:24–90,13:14 ), которые составляют 3-ю часть кн. Данииловой и сохранились только на греческом языке 29 . 9. Изложение содержания книги пр. Даниила и объяснение мест, указанных программою Содержание 1-й главы . Навуходоносор, сын Набополассара, сперва соправитель, а потом царь Вавилонский, верно выполнил поручение своего отца и волю Божию касательно Иудеи и окрестных ей народов. В третий год царствования иудейского царя Иоакима, сына Иосии, после краткой осады Иерусалима, он взял город и, оставив Иоакима царем, сделал его своим данником; при этом царь Вавилонский взял часть 30 сосудов из храма и отправил в Вавилон, также велел выбрать красивых и даровитых отроков из царского и княжеского рода и переселил в Вавилон, чтобы там воспитать их для служения при дворе. Даниил приводится в числе пленников в Вавилон и здесь вместе с Ананием, Азариею, Мисаилом и другими еврейскими юношами из знатного рода воспитывается к придворной службе под надзором Асфеназа, начальника царедворцев. Соблюдая строгую верность закону Моисееву, он, со своими товарищами, отказывается от употребления мяса и вина, подаваемого им от царского стола; ближайший начальник и воспитатель Даниила – Асфеназ, сначала опасается допустить Даниилу употребление только одной растительной пищи, но наконец, соглашается, по убеждению любимого им Даниила, который и оказывается здоровее и красивее всех других, питавшихся от царского стола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Достоверность же рассматриваемого повествования Флавия подтверждается в некоторых чертах своих и посторонними свидетельствами. По свидетельству Арриана 36 , Палестина не была завоевана Александром, а добровольно подчинилась ему. Что Александр лично был в Иудее, это видно из повествования Плиния, который сообщал о сделанном при сем наблюдении относящемся к естественной истории 37 . Подлинность книги пророка Даниила не пререкаемо доказывается свидетельствами новозаветными и всей первенствующей христианской церкви. Господь наш И. Христос ясно свидетельствует о подлинности книги пророка Даниила в следующих словах, сказанных Им апостолам: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе (иже чтет, да разумеет): тогда сущие во Иудеи, да бежат на горы ( Мф.24:15–16 ). В сих словах указывается на пророчество, находящееся в книге пророка Даниила: во святилищи мерзость запустения будет (9:27). В книге пророка Даниила повествуется, что сие пророчество произнесено ангелом. Итак, в каком же смысле Господь говорит, что мерзость запустения речена Даниилом пророком, если не в том, что книга, в которой содержится сие пророчество, написана пророком Даниилом? Сверх сего, называя писателя сей книги пророком, и относя находящееся в сей книге предсказание к событию будущему, Господь чрез сие ясно изобличает лживость мнения, на которое опираются противники подлинности книги пророка Даниила, будто пророчества сей книги, простирающиеся далее времени Антиоха Епифана, не исполнились, Кроме вышеприведенного изречения, и в других И. Христос и Его апостолы подтвердили подлинность книги пророка Даниила, относя к настоящему или будущему пророчества, содержащиеся в сей книге. Так И. Христос усвоял себе наименование Сына человеческого ( Мф.8:20; 9:6 и во мног. др, мест. нов. зав.); а под сим наименованием о Нем предсказывается в книге пророка Даниила: видих во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын человеч идый бяше и даже до Ветхого деньми дойде и пред Него приведеся. И тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и языцы Тому поработают (7:13–14). Сие самое пророчество И. Христос, очевидно, относит к себе, когда говорит, что Отец область даде Ему и суд творити, яко Сын человеч есть ( Ин.5:27 ), что вся колена земная узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 .); отселе узрите Сына человеческого, седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных (26:64).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Друзья милосердия встретились с близкими свящ. Даниила Сысоева На прошедший в рамках лектория для Друзей милосердия вечер памяти убитого в ноябре 2009 года миссионера священника Даниила Сысоева 14 марта пришло около 600 человек. Конференц-зал Первой Градской больницы с трудом вместил всех желающих. 16 марта, 2010 На прошедший в рамках лектория для Друзей милосердия вечер памяти убитого в ноябре 2009 года миссионера священника Даниила Сысоева 14 марта пришло около 600 человек. Конференц-зал Первой Градской больницы с трудом вместил всех желающих. Источник: Милосердие.Ru На прошедший в рамках лектория для Друзей милосердия вечер памяти убитого в ноябре 2009 года миссионера священника Даниила Сысоева 14 марта пришло около 600 человек. Конференц-зал Первой Градской больницы с трудом вместил всех желающих. Пожертвований на дела милосердия было собрано 35 984 рубля. Инициатива провести такой вечер исходила от прихожан храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, Подворья Оптиной Пустыни, где какое-то время служил отец Даниил. В начале встречи прот. Аркадий Шатов, настоятель храма св. блгв. цар. Димитрия при Первой Градской больнице, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению поблагодарил тех, кто согласился рассказать о жизни отца Даниила, о том, как он проповедовал христианскую веру, тем, кто занимается делами милосердия. «Во время нашей последней встречи с отцом Даниилом последний раз, он говорил о том, что миссионеры хотели бы ходить в больницы, хотели бы там заниматься делами милосердия, проповедовать слово Божие, — рассказал отец Аркадий. — Конечно, никакая миссия невозможна без милосердия, и, конечно, всякое милосердие есть миссия. Поэтому то, что делается Православной службой «Милосердие» и то, чему помогают Друзья милосердия , перекликается с тем, что делал, чему посвятил свою жизнь отец Даниил». Воспоминания людей, близко знавших отца Даниила, вызвали большой интерес, пришло около 600 человек, при этом зал вмещает 400, поэтому 200 человек стояли. Среди присутствующих были Друзья милосердия, миссионеры из миссионерской школы отца Даниила, молодежь из общества Покров при храме св.апостолов Петра и Павла

http://pravmir.ru/druzya-miloserdiya-vst...

Вот какое имел дерзновение наш наместник, этот новый священномученик». Еще большим чудом и духовным утешением было возвращение мощей благоверного князя Даниила. «Два года мы отмечали в храме Воскресения Словущего память преподобного Даниила… И когда наш монастырь закрыли, мощи святого князя Даниила нам не сразу дали. И мы надежду потеряли. И вот накануне памяти преподобного Сергия, когда мы запели: “Ублажаем тя, преподобне отче наш Сергие”, в это время открываются двери храма Воскресения Словущего, и отец Тихон (Баляев), последний перед закрытием наместник Данилова монастыря, с сопровождающими внесли мощи благоверного князя Даниила. И тут же мы запели: “Величаем тя, святый благоверный великий княже Данииле”. Пели, плакали, радость такая была. Множество чудес было тогда от мощей благоверного князя Даниила!» А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, — пишет апостол Павел в 5 главе Послания к Римлянам (стих 20). Так, по слову апостольскому, умножались и чудеса от мощей покровителя Москвы князя Даниила в годы гонений. Об одном случае батюшка особенно любил рассказывать подробно. Исцеление инокини Екатерины «Я свидетель этому чуду благоверного князя Даниила. После закрытия монастыря нашего (Данилова — Ред. ) мы служили неподалеку в храме Воскресения Словущего. У нас была певчая инокиня Екатерина. Она работала медсестрой в Морозовской больнице . Голос был ангельский, да и сама-то она по жизни была святой. Сложности были большие: кругом аресты, братия в основном вся была арестована, из нашей обители осталось несколько человек, которые служили в храме Воскресения Словущего. В том числе и я там был. И вот, эта Екатерина инокиня, — смотрим, — что-то не идет к службе. Я говорю своей будущей матушке, монахине Ольге (тогда еще она была Клавдия): надо узнать, в чем дело, уж не заболела ли она. Она жила возле Духовского переулка на Большой Тульской, в деревянном домике на втором этаже. Когда мы к ней пришли, как раз был закат солнца. Она сидела на табуретке, на нее страшно было смотреть. Я говорю: “Катя, что с тобой?” Она говорит: “Экзема, и в очень страшной форме”. Я говорю: “Ну и что же врачи сказали?” “Самое маленькое, — говорит, — надо год ждать”. А лицо все вздуто было. Я говорю: “А у тебя есть масло от мощей святого благоверного князя Даниила?” — “Вот все собираюсь взять, и никак не могу”. Я на нее наворчал: ведь тогда мы как? — вечером идем на службу, а утром приходим — храм может быть закрыт.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010